Вместе с растущей популярностью блогов о путешествии, растет и популярность использования краудфандинга в том числе и для путешествий.

Начало этому положили известные  Goodbyenormals и за прошедшее время путешественники лишь усилили свою активность в подобных проектах.

Мы вынашивали идею нашего проекта почти год. Очень долго не могли решится запустить его — не были уверенны, что хватит опыта, контактов в СМИ и охвата аудитории в паблике, чтоб собрать необходимую сумму.

Чем дольше мы оттягивали момент, тем сильнее проседал рубль по отношению к доллару и в один прекрасный момент мы поняли, что нужно действовать сейчас или будет уже поздно.

Когда проект успешно завершился с 115%, нам тут же стали поступать сообщения от других путешественников, которые планировали запускаться. Кем-то движут деньги, у кого-то есть действительно мощные идеи. В любом случае, эта статья должна пригодиться и тем, и другим.

Итак, краудфандинг, с чего начать?

Шаг 1. Вы должны понимать, что люди не готовы расставиться с деньгами лишь ради чьего-то удовольствия. Особенно сейчас, когда через интернет проходит очень много благотворительных сборов, сборов на лечение и т.д. Если вы хотите запустить проект успешно, у вас должна быть мощная идея. Идея, которая принесет пользу не только вам, но и людям, которые помогут вам её осуществить. Совершить просто путешествие по США на машине — это идея, полезная только автору. А вот печь блины во время этого путешествия, собирая тусовки, привлекая множество людей для культурного обмена, освещая это в уже (!) популярном блоге, найти в течение поездки американца, которые потом отправится в Россию и сможет показать её миру через свой блог, — это идея, которая способна заинтересовать и других.

Совет: Прежде чем атаковать вопросами — просто прочтите правила, там очень много того, о чем вы и не подозревали 

Шаг 2. Проведите маленькое исследование — какие проекты были уже популярны в последнее время, какое суммы они набирали, какие вознаграждения оказывались самыми востребованными. Создайте свой проект офф-лайн. Пропишите все свои идеи, красочно оформите. Меньше слов, больше дела. Если вы уже имеете успешный блог — используйте популярные видеоматериалы оттуда.

Совет: не стремитесь указать как можно больше ссылок на свои ресурсы. PR через бумстартер не самый большой (позже вы поймете почему), а вот если человек уйдет со страницы проекта и зачитается вашими постами, то возможно он подарить вам триста лайков и комментариев, но деньги уже не внесет.

Шаг 3. Просчитайте всё очень тщательно. Составьте систему вознаграждений. Делайте их релевантными, достойными каждого взноса, но не переусердствуйте, чтоб не получилось так, что большая половина собранной суммы у вас уйдет на вознаграждения и свою идею в жизнь вы так и не воплотите. Но и не стоит рассчитывать, что большими взносами вы быстро наберете сумму — старайтесь охватить каждый сегмент, но больший упор делать на взнос в 500 рублей.

Наша ошибка была в том, что мы очень примерно посчитали цену вознаграждений и в итоге, доставка кофе из Африки и изготовление магнитов вышли намного дороже, чем мы планировали, заметно урезав наш бюджет. На фоне стремительно падающего рубля это оказалось очень ощутимо.

Шаг 4. Какую площадку выбрать?

На данный момент в России функционируют две популярные краудфандинговые площадки — Моя планета и Бумстартер. Но как правило, первая более востребована у популярных артистов (Би-2 или Гришковец), а вторая больше на слуху у обычного обывателя. Соотвественно, если вы не Гришковец, то лучше выбирайте бумстартер. Условия у площадок примерно одинаковые, а вот популярность имеет значение. (Кстати, США сейчас появилась новая ветвь подобных площадок generosity от indogogo, где споносоры делают пожертвования просто так, без вознаграждений)

Шаг 5. Определитесь с суммой.
Это очень щепетильный момент, из-за которого мы очень долго спорили. Виталя требовал собрать большую сумму, а Леся переживала, что не соберем и половину заявленной. В итоге, мы собрали больше, но усилий было приложено невероятно много. Лучше заявить минимальную сумму для сбора, но зато расписать: что будет, если вы соберете 150%, 200% и т.д. Поставьте сверх цель и тогда вероятность успешного завершения резко возрастет. Ведь если вы не наберете все 100%, деньги вернуться к спонсорами.

Шаг 6. Свяжитесь в менеджерами площадки.

Если они еще сами не нашли вас (ибо сейчас они активно мониторят популярных блогеров и т.д.)

Задайте им все свои вопросы, поделитесь тревогами, расспросите про условия перевода денег и главное — какую поддержку они вам окажут во время сбора средств.

Если говорить о бумстаретре, то там программа такая — проект набирает 5% и его уже становится видно на сайте, набирает 10% и его добавлют в рекомендуемые (если он понравился менеджерам).

Ваша задача сделать так, что проект как можно быстрее попал в «популярные» проекты и как можно дольше там держался.

Но тут нужно учитывать следующее: если вы не производите что-то и не издаете книгу, если ваши цель не помощь слабым и беззащитным, а также вознаграждения ваши не самые материальные, ибо вы и так бродяга и потому деньги и собираете, то тут ТОП бумстартера вам может и не помочь. Мы анализировали спонсоров, пришедших через бумстартер — часто люди, которые регулярно делают взносы, делают их ради интересного вознаграждения (это видно в истории каждого профиля)

Так было в нашем случае — мы не могли предлагать спонсорам свои вязаные шапки или книгу, поэтому левых чуваков, которые нас не знали и находили нас на бумстартере, как правило цепляли вознаграждения в 50-100-300 рублей. Основная масса денег как ни крути, пришла из группы и от друзей.

Если сопоставить это с тем, что бумстартер забирает 5% за услугу и 5% уходит на комиссию платежных систем (WTF???), а также 13% налог, то хочется сказать — а за что собственно говоря платить?

Бумстартер безусловно благотворно влияет на успешность проекта — сам факт того, что некий «дядька» ограничил вас во времени, да еще и вернет деньги если что, подстегивает спонсоров помогать вам, НО.

Опять же, если ваши подарки не самые дорогие, то вы должны понимать, что 95% работы вы должны проделать сами.

Шаг 7. План медиа-продвижения.

Этот план в идеале вы должны составить с менеджером проекта или куратором проекта (которого можно выбрать или уговорить вас курировать). Вы должны расписать на весь срок проекта кто, когда и как вас будет пиарить.

Нам с куратором повезло так, что наше интервью, призванное нас продвигать, они опубликивали лишь через три недели после старта, т.к были очень заняты когда мы могли а когда освободились — мы уже были в палатке и без интернета. Обещанную поддержку и договоренности о публикациях в дружественных СМИ мы так и не получили, ибо куратор уехала в отпуск.

На наше счастье, именно то, что мы подождали год, сформировали репутацию паблика и установили много контактов с различными изданиями, помогло нам — репостов и интервью было очень много, за время проекта в группу вступило более двух тысяч человек.

Шаг 8. Определитесь с временным отрезком. Мы бы советовала не затягивать проект надолго. Да, поначалу кажется, что за месяц нереально что-то собрать. Но как показывает практика, основные взносы происходят в первые и последние три дня срока проекта. Более того, слишком затянутые сроки могут просто утомить потенциальных спонсоров и проект может сдаться.

Шаг 9. Если все приготовления завершены и вы готовы ринуться в бой, то смело запускайте проект. Тут также важно помнить о том, что первое и последнее число месяца — в большинстве компаний день зарплаты, а середина месяца — день аванса. Не стоит запускать проект перед выходными и поздним вечером. Также не стоит сразу переходить в контратаку и публиковать информацию о проекте на всех дружественных площадках — лучше, если проект наберет некоторую сумму, чтоб не отпугивать потенциальных спонсоров.

Совет: Не стоит бомбить СМИ и другие группы сразу после старта. Сначала наберите какую-то сумму, за счет своего паблика, друзей, врагов, неважно. И как только каждый известный блогер вас поддержал — отписывайтесь в обновлениях, что вас поддержали. Это сподвигнет на действия и других. Но не будьте слишком назойливы. Нам хватило двух сообщений, чтоб одна путешественница, которая сама недавно успешно завершила проект, перестала отвечать нам.

Шаг 10. Тут начинается самое интересное. Первую и последнюю недели мы не отходили от компьютера — мы рассылали сообщения друзьям, регулярно освещали ход событий в группе, давали интервью, договаривались о репостах и т.д. В общем натуральный бедлам. Стоило нам на второй неделе остаться без интернета, как посещаемость страницы резко упала и взносы приостановились. Но тут тоже важно не переусердствовать — задолбанные вашим талдычеством спонсоры или просьбами о репосте коллеги могут просто вас послать. Или игнорировать.

Шаг 11. Регулярно публикуйте обновления о проекте на сайте бумстаретра. Во-первых, их будет видно на главной странице сайта, во-вторых, их будут получать спонсоры, которые уже сделали взнос. А взнос ведь всегда можно увеличить (и уменьшить тоже). Злоупотреблять не стоит, но и забывать тоже.

Шаг 12. Публикуйте информацию о вас в группах Бумстартера в соц.сетях, а также теребите вашего менеджера, чтоб вас включили в еженедельную рассылку по базе бумстартера,  делайте кросспостинг с другими проектами, дабы привлечь больше спонсоров. Также кросспостинг про вас могут сделать авторы уже завершившихся успешных проектов — их спонсоры получать инфо на почту.

Совет: Если проект набрал 100 %, то можно уже желающих вам помочь друзей и подписчиков перенаправлять к вам лично на карточку. Нам это помогло хоть немного сэкономить на комиссии — люди также выбирали вознаграждения, но кидали деньги на карточку Сбербанка. (Были и такие, кто не понял куда вносить деньги на бумстартере, они тоже кидали на карточку).

Также у нас есть множество друзей в других странах, но т.к. сайт бумстартера не переведен на английский язык, помощь англоговорящих автоматически обламывалась. Но мы тоже нашли выход — ребята переводили деньги нам на карточку или Web money или Western Union, а мы их вносили от своего имени.

Шаг 13. Когда проект завершился, менеджер пришлет вам договор, который надо распечатать, подписать и отправить в офис. В течение 30 дней после получения они переведут деньги.

Шаг 14. Рассылка вознаграждений. Не забывайте о тех, кто вас поддержал и держите их в курсе процесса. Никакие деньги не стоят испорченной репутации и отношения.

Но а самый главный совет — просто верьте в свой успех и всё непременно получится  😉

Больше историй: