В Третьяковке открылась эпохальная экспозиция

Updated: 27.06.2020

Кубизм (фр. Cubisme) — стиль в живописи, являющийся одним из модернистских направлений. Кубизм зародился во Франции а начале XX века. Художники-кубисты раскладывали трёхмерные объекты на отдельные элементы и переносили их на двумерную плоскость. На первый взгляд кубизм — упрощение. Но в итоге кубистам удалось расширить возможности человеческого взгляда на изображаемые объекты. Предметы на картинах изображены так, будто на них одновременно смотришь с разных сторон. Получается, что сводя трёхмерный мир к двухмерности, художники-кубисты на самом деле словно открывали портал в четвёртое измерение!

Кубизм позволил живописцам отражать свойства художественных объектов, которые невозможно отразить классическими живописными методами. Кроме того, перед творцами открылись новые колористические возможности: геометризм нового стиля позволяет акцентировать внимание на цвете.

История кубизма

Истоки кубизма искусствоведы усматривают в работах Поля Сезанна (Paul Cézanne). Базовые принципы зарождающегося стиля критики отмечают в его полотнах «Горы в Провансе» и «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю».

Немалое влияние оказали и эпистолярные советы мэтра молодому художнику Пабло Пикассо (Pablo Picasso): в переписке Сезанн советовал смотреть на художественную натуру как на слияние простейших геометрических форм.

Пабло Пикассо, внимательно отнёсшийся к рекомендациям старшего коллеги, и стал основателем кубизма. Именно в его творчестве многогранно раскрылись возможности живописного анализа и синтеза: разбирая объекты на элементы, Пикассо затем конструировал из этих «лоскутов» новую реальность.

Кубизм появился на свет в 1905-1907 годах. Первым полотном, открывшим начало новой вехи в истории живописи, считаются «Авиньонские девицы». А название ему дал художник Анри Матисс (Henri Matisse) в 1908 году. Взглянув на картину Жоржа Брака (Georges Braque) под названием «Дома в Эстраке», Матисс выдал знаменитую фразу: «Bizarreries cubiques!» В переводе — «Что за кубики!»

Анатомия кубизма

Вход на выставку по билету в Главное здание

30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.

Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.

  • «Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.
  • Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков. Большинство из них долгое время хранились у самого художника, и, как пишет автор каталога-резоне «Кубизм Пикассо» и один из главных биографов художника Пьер Декс, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Маленькая ученическая тетрадь с бесценными эскизами долгие годы находилась в коллекции наследников Пикассо, а в 2006 году была приобретена Домом-музеем Пикассо в Малаге.
  • «Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего <�…> Искусство греков, египтян и великих художников других времен — это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», — говорил Пабло Пикассо в своем интервью 1923 года. В подтверждение этого высказывания художника кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма — около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создадут «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», — как писал в воспоминаниях о своем друге Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.
  • Откроет выставку картина Поля Сезанна (1839–1906) «Купание» (1890–1894) из собрания ГМИИ. «Сезанн! Он наш общий отец», — восклицал Пикассо, а наш современник, французский писатель Филипп Соллерс назвал эту картину «Евангелием современности». «Купание» — сюжет, над которым Сезанн работал на протяжении двух десятилетий и создал более сорока вариантов, по праву считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.
  • Эта уникальная выставка позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.
  • Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
  • В этом году мы открываем три очень важные выставки, связанные с именем Пабло Пикассо. Первая из них — «Анатомия кубизма». Мы покажем самое начало поисков, первые экспериментальные шаги великого художника в области кубизма. Эта небольшая, но необычайно интересная, разнообразная и объемная экспозиция станет прологом нашей большой «французской» осени. Вслед за ней мы представим зрителям выставку, посвященную парижскому салону баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века, а также масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой.
  • Выставка создавалась совместными усилиями Дома-музея Пикассо в Малаге, кураторской команды ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок, и архитекторами Надеждой Корбут и Кириллом Ассом.
    • 30 августа (четверг), 19:00. Главное здание, зал 29 Лекция «Пикассо из Малаги» 5 сентября (среда), 19:00. Главное здание, зал 29 Лекция «Из цилиндров, сфер и конусов: кубизм как художественная система» 12 сентября, 19:00 (среда). ЦЭВ «Мусейон», аудитория 101 Лекция «Тетрадь №7. Творчество Пабло Пикассо и истоки кубизма» 19 сентября, 19:00 (среда). Главное здание, зал 29 Лекция «Под гипнозом Пикассо»
  • 20 сентября, 14:00 (четверг) Встреча в экспозиции выставки 26 сентября, 19:00 (среда). Главное здание, зал 29 Лекция «Образы античности в смене «лиц» у Пикассо» 27 сентября, 19:00 (четверг) Встреча в экспозиции выставки 3 октября, 19:00 (среда). Главное здание, зал 29 Лекция «Пикассо в России 1900-1910-х годов: парадоксы восприятия» 4 октября, 14:00 (четверг). Главное здание, зал 29 Встреча в экспозиции выставки
  • 10 октября, 19:00 (среда) Лекция «Короткие истории вокруг «Авиньонских девиц» 17 октября, 19:00 (среда). Главное здание, зал 29 Лекция «Несколько очень личных вопросов» 18 октября, 14:00 (четверг) Встреча в экспозиции выставки 25 октября, 14:00 (четверг) Встреча в экспозиции выставки 14 ноября, 19:00 (среда). Главное здание, зал 29 Лекция «Пикассо и русский авангард»
  • Купить билет онлайн
  • Направления и фазы кубизма

    Искусствоведы выделяют три направления или, точнее, фазы развития кубизма:

    • сезанновский, для которого характерно стремление к максимальному разложению на «лоскуты», а также использование тёплых оттенков для переднего плана и холодных тонов — для заднего;
    • аналитический, отличающийся слиянием формы и пространства, появлением пересекающихся плоскостей, внедрением хаоса, использованием полупрозрачных структур и переливчатых красок;
    • синтетический, связываемый с творчеством Хуана Гриса (Juan Gris) и выделяющийся использованием выразительных фактур, аппликаций, узоров.

    Кубизм стал одним из самых известных направлений живописи, своеобразным манифестом изменений в творческом подходе. Картины знаменитых художников-кубистов входят в число самых дорогих лотов на аукционах.

    Выставка In Dante Veritas

    Ад, который описал Данте, сходит со страниц книги и трансформируется в осязаемых железных чудовищ – так можно описать выставку Василия Клюкина в “Афимолл Сити” (https://indante.ru).

    Если Вы не читали “Божественную комедию” Данте Алигьери, то советуем Вам ознакомиться с описанием 9 кругов Ада и с кратким содержанием поэмы. Это поможет проникнуться атмосферой выставки, работы для Вас “оживут”. Возможно, выставка пробудит в Вас интерес к дальнейшему ознакомлению с творчеством деятеля эпохи Позднего Средневековья.

    Особенности выставки: выставка нестандартна, может не понравиться любителям классического искусства. Постарайтесь посмотреть на эти работы с точки зрения идеи. Тогда “Божественная комедия” откроется перед Вами с новой стороны.

    Даты: 27 октября 2020 – 27 января 2019 Время: Вс-Чт: 10:00 – 22:00 Пт-Сб: 10:00 – 23:00 Праздничные дни 10:00 – 22:00 Адрес: «Афимолл Сити» Пресненская наб., д. 2 (м. Выставочная) Организатор: Василий Клюкин при поддержке «Афимолл Сити», «PANO RAMA 360», «Русский музей», «INTICKETS».

    СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ:

    Будни – 400р (до 12:00), 500р (после 12:00) Выходные и праздничные дни – 500р (до 12:00), 600р (после 12:00) Скидка 50% для студентов и детей от 6 до 14 лет Скидка 30% для многодетных семей Бесплатный вход для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп, пенсионеров

    Кубисты в Москве

    Выставка «Cubisme – Кубизм – Kubismus. Художественное движение в Европе. 1906 – 1926» откроется 3 сентября. В залах Третьяковской галереи можно будет увидеть шедевры лучших художников трех супердержав кубизма – Франции, Германии и России.

    Принято считать, что история кубизма началась в 1907 году, когда Пабло Пикассо продемонстрировал миру своих «Авиньонских девиц». Пять женских фигур на холсте, будто собранные из треугольников, наделали тогда немало шума. Мало того что манера письма Пикассо казалась вызывающей – скандален был сам сюжет. «Авиньонские девицы» – не какие-нибудь там Мадонны или добродетельные крестьянки, которые веками воспевались художниками, а самые что ни на есть настоящие проститутки из публичного дома на Каррер дТАвиньо в Барселоне. Одним словом, кубизм сразу и бесповоротно противопоставил себя академическому искусству. Почти вся первая половина ХХ века прошла под знаком скандального направления. Сейчас уже непонятно, кого надо записывать в «чистые кубисты», а кто просто, что называется, «испытывал влияние». Не случайно, когда немецкие музейщики задумали показать все разнообразие кубизма (не только художественное, но и национальное), перед ними открылся такой список имен и картин, перед которым померкли все другие стили века. В конце концов немцы решили остановить выбор на трех мировых державах кубизма: Франции, России и Германии. Выставку, открывшуюся весной в Ганновере, назвали «Cubisme – Кубизм – Kubismus. Художественное движение в Европе. 1906 – 1926». Именно эта экспозиция и приехала на днях в Москву в среду. Впрочем, если бы такая экспозиция задумывалась в Москве, помощь иностранных товарищей нам наверняка и не понадобилась бы. Ведь, едва только Пикассо оторвал кисть от холста и осознал истинную цену своего эксперимента, его картины уже лежали в багаже Сергея Щукина. Русский меценат привез их в Москву в 1908-м и выставил у себя в особняке для всеобщего обозрения («Девиц», правда, Щукин купить не смог). Пример каталонца оказался настолько заразительным, что в России кубизм вскоре стал чуть ли не национальным стилем живописи. Тогда говорили, что кубизм пошел на Руси не от Пикассо, а чуть ли не от предшественников Андрея Рублева с их иконописью. Искусствоведы и художники, указывая на иконы, доказывали: там тоже нет фона, а фигуры, как и у Пикассо, складываются из плоскостей, будто смотришь сразу с нескольких точек. Германия оказалась на переправе кубизма между Францией и Россией. Это отразилось и в нынешней выставке: один ее блок представляют картины, взятые из парижского Музея Пикассо, а также из Эрмитажа и Пушкинского (они предоставили Жоржа Брака, Фернана Леже, Амаде Озанфана), второй – это лучшие вещи Третьяковской галереи (здесь, куда ни кинь, одни кубисты – от Малевича до Шагала). Собственно немецкий кубизм известен хуже и вносит особую интригу в этот проект. Как бы то ни было, выставка дает возможность понять, как из скандалистов и провокаторов кубисты начала ХХ века превратились в классиков. То, что раньше смотрелось на холсте дикой какофонией красок и форм, сейчас звучит стройной музыкой живописи прошлого века. То, что в веке двадцатом считали дерзким экспериментом, теперь предмет гордости музейных коллекций.

    Кубизм в России

    В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к «примитивному» искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.

    кубизм в искусстве

    В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.

    Что такое кубизм?

    Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм — это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.

    что такое кубизм

    Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с «оптическим реализмом», отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности.

    Развитие направления

    В процессе эволюции стиля выделяется три периода:

    Сезан

    Ранний период развития или «сезанновский кубизм» — становление нового направления в живописи под влиянием работ Сезанна и африканских скульптурных композиций. Длился период с 1907 до 1909 года. В работах художников передается объем при помощи цвета – мощные изображения еще не укладываются в рамки плоского изображения.

    Аналитика

    Аналитический период (1910 – 1912) – этап переосмысления кубизма. Цвет на картине практически отсутствует, формы расплывчатые, нечеткие, каждый предмет делится на небольшие грани. Одна из наиболее репрезентативных работ второго периоды – «В честь И.С. Баха» Ж. Брака. Жанры – натюрморт, портрет.

    История и развитие романтизма в живописи

    Художники подают объекты более детализовано, исходя из собственного видения. Предметы разбиты на блоки, детали геометрических форм. Иногда виденье художника нарушает пространство и время. Путем дробления целого на геометрические фигуры, художники пытались проникнуть в суть вещей.

    Работы, характерные для аналитического периода, считаются наиболее показательными для кубизма – у многих именно с такими полотнами ассоциируется все направление. Наиболее известные примеры аналитического кубизма – работы Пабло Пикассо «Бутылка и книги», «Стол архитектора», «Человек с кларнетом», «Человек со скрипкой».

    Развитие

    Синтетический период (1913 – 1914) – период развитого кубизма. Картины становятся более выразительными, яркими, декоративными. Основателем этого направления считается Хуан Грис. Время появления – 1912 год, но наиболее полно стиль раскрылся в 1913 году. Творцы стремились передать на картине самодостаточный, а не иллюзорный объект. Наиболее развитый жанр – натюрморт.

    Реализм как стиль в живописи

    Изображение плоское, комбинированное с наклейками, надписями. Популярны коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет, некоторые художники полностью рисовали их, не используя дополнительные материалы. Представители синтетического кубизма – Пабло Пикассо, Жорж Брак.

    Цвета и объем утратили привычное значение. С развитием кубизма, оттенки стали схематичными: чтобы передать выступающие объекты в натюрморте или другом жанре, изображенные на переднем плане, использовали светлые, теплые тона, для удаленных предметов – темные оттенки.

    После Первой мировой войны Брак и Пикассо, которые работали совместно, прекратили сотрудничество. Творчество каждого из них оказало заметное влияние на футуризм, пуризм, вортицизм.

    Известные полотна

    «Мандора», Ж. Брак

    Пример кубизма ранней аналитической стадии, натюрморт, представленный в нейтральных, мрачных тонах. На картине изображен музыкальный инструмент – мандора. Специалисты называют картину пробой работы с мрачными тонами. Художник решил отказаться от ярких красок, остановив внимание на композиции, деталях.

    Неоклассицизм как стиль в живописи

    «Три музыканта в масках», П. Пикассо

    Работа представляет синтетический кубизм, написана незадолго до переориентации живописца на сюрреализм. Используются яркие тона, четкие геометрические формы. Центральные персонажи полотна похожи на аппликацию из цветной бумаги, наклеенную на холст.

    «Фантомас», Х.Грис

    Грису искусство обязано за разработку техники создания коллажей. Абстрактные изображения переплетаются с газетными и журнальными вырезками. «Фантомас» — яркий пример синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать яркие тона в работах – это оказало влияние на творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

    «Мужчина в кафе», Х.Грис

    Живописец удачно использовать яркие цвета и текстуры. Картину можно назвать репрезентативным образцом синтетического кубизма – используется техника создания коллажа.

    «Дама в голубом», Ф.Леже

    Изображение выполнено с использованием ярких красок. Полотно относят как к синтетическому кубизму, так и к ранней абстракции. Главная идея Леже – передать характер, внутренний мир женщины, не останавливаясь на детализации ее внешности.

    Супрематизм как стиль в живописи

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: