Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Центра́льный музе́й древнеру́сской культу́ры и иску́сства и́мени Андре́я Рублёва

— музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Павлом Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось в 1960-м и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч предметов собрания икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, а также археологических находок[1].

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Здания Андроникова монастыря, где находится музей имени Андрея Рублёва, 2009 год
Дата основания1947
Дата открытия1960
МестонахождениеРоссия, Москва, Андроньевская площадь, 10
ДиректорМихаил Миндлин
СайтОфициальная страница музея
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва на Викискладе

История

Основание

Основная статья: Андроников монастырь

В 1947 году учёные Пётр Барановский, Игорь Грабарь, Николай Воронин и Павел Максимов подготовили проект по реставрации Андроникова монастыря к 800-летию со дня основания Москвы. Городские власти одобрили предложение, учитывая историческую важность монастыря: в XV веке росписью внутренних сводов занимался иконописец Андрей Рублёв, после смерти захороненный у стен Спасского собора[2]. По замыслу группы исследователей после реконструкции монастырь должен был стать местом, где хранится и изучается живопись Древней Руси[1][3][4][5].

1940—1950-е

10 декабря 1947 года Совет министров СССР выпустил директиву «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве». Согласно документу, на территории были образованы два учреждения: реставрационные мастерские и Музей имени Андрея Рублёва[1][6][7].

До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили[1]. Как вспоминал о нём филолог Дмитрий Лихачёв:

С самым грузинским из грузин я познакомился в Москве, и это было лет тридцать назад. Это был Давид Ильич Арсенишвили – организатор и основатель теперь всемирно известного музея имени Андрея Рублёва. На всю жизнь запечатлелся в памяти его облик. Человек уже к тому времени не молодой, к тому же искусствовед, но обладавший «чутьём к искусству», он увлекался древнерусским искусством в ту самую пору, когда оно меньше всего ценилось в нашей стране – в конце 40-х – начале 50-х годов[8].

В 1950-м штат сотрудников пополнила исследователь Наталья Дёмина, ранее работавшая в Третьяковской галерее. Будучи специалистом по древнерусской живописи, она стала автором первой неофициальной экспозиции в монастыре, открытой в 1950-м, где выставке были представлены фотографии, копии и оригиналы художественных произведений Древней Руси. Первая экспозиция просуществовала до 1959-го и была программной, то есть говорила о направленности музея и заявленных подходах к изучению древнерусского искусства. Уникальность первой выставки состояла в том, что она акцентировала внимание на образ человека Древней Руси, запечатлённый в работах средневековых мастеров, через фотографии ликов с памятников живописи[1].

В 1951 году Совет министров СССР рассматривал вопрос об упразднении музея, поступивший от председателя Совета министров РСФСР Бориса Черноусова. Согласно официальной повестке встречи, помещения предлагалось отдать под нужды научно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры РСФСР. Однако председатель комиссии Михаил Суслов принял сторону Давида Арсенашвили и оставил здание Андроникова монастыря музею[9][1][10].

1960—1970-е

Начатая в 1947-м реставрация монастыря завершилась к 1960 году. Её окончание было приурочено к 600-летию со дня рождения Андрея Рублёва. 21 сентября того же года состоялось официальное открытие музея и мемориальной доски иконописцу.

День был теплый и светлый. Никогда еще Андроников монастырь не видел такого скопления людей, соскучившихся по своей истории и жаждущих приобщиться к своим духовным корням. Митинг состоялся с западной стороны собора, около входа. Желающих поучаствовать в этом событии было так много, что людям пришлось стоять даже на длинной лестнице церкви Архангела Михаила. Настоящий муравейник…
Воспоминания одной из первых работниц музея Натальи Ивановой[1]

После окончания официального мероприятия для посетителей был открыт Спасский собор и выставочный корпус музея, располагающийся в бывших гаражах прихрамовой территории. В соборе была выставлена икона «Иоанн Предтеча», привезённая из Николо-Пешношского монастыря[1][11].

В 1968 году музей перешёл из подчинения Главного управления Мосгорисполкома Министерству культуры СССР и стал называться Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

. Также благодаря поддержке Раисы Горбачёвой музею была передана вся территория и здания Спасо-Андроникова монастыря[9].

В 1971 году в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях открылся филиал музея. В 2020 году филиал был ликвидирован, а помещения музея перешли в ведомство Русской православной церкви[12].

1980—2000-е

По инициативе работников музея в 1985 году во дворе Спасо-Андроникова монастыря установили памятник Андрею Рублёву работы архитектора Олега Комова[13]. В 1991-м музей вошёл в список объектов культурного наследия России. После реставрации 1998 года значительно расширилась экспозиции — новые выставочные пространства открылись в церкви Архангела Михаила XVII века и Трапезной палате XVI века[9]. Память о первом директоре Давида Арсенишвили и исследовательнице Натальи Дёминой была увековечена памятными досками работы Зураба Церетели и Владимира Суровцева, открытыми в 2001 году на территории музея[9].

Современность

Начиная с 2004-го музей провёл ряд крупных выставок и мероприятий: «Иконы из частных собраний», «Искусство Поморья XVIII век—XIX веков», ежегодная конференция «Россия-Грузия. Диалог культур». В музее демонстрировали старинные отреставрированные работы, например, рукопись писца Ферапонта «Лествица» 1510 года создания. Сотрудники музея изучают комплекс и древнерусскую живопись и регулярно издают научные работы[9][14].

В 2017-м музей отметил 70-летие со дня основания музея. В обновлённую экспозицию вошло более трёхсот предметов из фондохранилища, ранее находившихся на реставрации. Также у входа в Спасский собор была поставлена редкая надгробная плита инока Вассиана Ракова 1543 года[15]. В качестве подарка на юбилей, правительство Москвы объявило о передаче музею близлежащей территории площадью 4 тыс. м²[16][17].

Экспонаты музея

Первыми экспонатами музейного фонда были несколько икон 16-17 веков из краеведческого музея города Владимира и целый комплекс иконостаса, находившийся в соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, датируемый 1660-ми годами. Проводились сотрудниками музея исследования и реставрационные работы архитектурного ансамбля монастыря, в котором расположился музей. Реставрационные работы проводились и в древнейшем сохранившемся памятнике архитектуры Москвы – белокаменном Спасском соборе, созданном в 15 веке, а также в других монастырских зданиях.

Для посещений Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылся только 21 сентября 1960 года, в год объявленный ЮНЕСКО годом празднования 600-летия Андрея Рублева. Открытие музея было наиважнейшим событием юбилейных торжеств. В тот период музейная коллекция состояла из 317 памятников древнерусского искусства. Спустя полвека, в наши дни, музейные фонды насчитывают около десяти тысяч экспонатов.

Многочисленные экспедиции, приобретения и ценные дарственные подношения позволяют посетителям увидеть произведения декоративно-прикладного искусства: иконы, оригиналы и копии фресок, рукописные и старопечатные книги, памятники археологии, деревянную скульптуру, изделия из драгоценных металлов.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева занимает особое место среди других российских музеев. Его экспозиции, единственные в стране, охватывают огромный этап истории изобразительного искусства русского средневековья протяженностью более семи веков. Неудивительно, что с самых первых дней открытия музей стал являть собою настоящий неформальный культурный центр, куда стекались московские интеллигенты, открывавшие для себя ранее запретный, неизвестный мир изобразительного искусства Древней Руси.

В 60-х годах двадцатого столетия в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева пришло молодое поколение научных работников: К.Г.Тихомирова, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, В.Н. Сергеев, И.А. Кочетков, а также Г.В. Попов, который в наши дни является директором музея. Этот период жизнедеятельности музея ознаменовался особенно многочисленными экспедициями, существенно пополнившими музейные коллекции. Пополняли музейные фонды и закупки у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных лавках и букинистических магазинах.

Многие экспонаты, находящиеся теперь в экспозиции, были переданы в музей государственными организациями. Таможня, органы внутренних дел и госбезопасности задерживала ценные предметы при попытке незаконного вывоза их заграницу. Активный вклад в расширение музейного собрания вносили и добрые друзья музея – частные коллекционеры, особо щедрыми дарами отличились Г.Д.Костаки и художник В.Я Ситников.

Благодаря ценному собранию иконописи 13-17 столетий Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева получил поистине мировую известность. В 1991 году музей был включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия России. Память первого директора Д.И.Арсенишвили и первого научного сотрудника Н.А.Деминой почтили в 2001 году, установив на стене Настоятельского корпуса памятные мемориальные доски.

Экспозиция

Икона «Спас Смоленский на фоне Кремля», XIX век

Формирование

Коллекция музея начала формироваться в 1954 году с первыми научными экспедициями работников музея, которые были направлены на составления описи монастырей России и списка пострадавших икон[1][10]. Первые пять работ перешли из Краеведческого музея города Владимира и были отобраны из тех произведений, которые, по мнению местного руководства, подлежали уничтожению. Второй ценный привоз произошёл в 1955-м, когда были переданы произведения из Евфимиева монастыря в Суздале[1]. На момент официального открытия музея в 1960 году, коллекция состояла из 317 памятников искусства. В последующие годы музейное пространство активно пополнялось: с 1970 по 2000-е года хранилище значительно увеличилось за счёт даров частных лиц и государственных организаций[9]. Ценными приобретениями стали иконы «Богоматерь с младенцем» XII века, «Апостол Тимофей и Иоанн Предтеча», «Преподобный Иоанн Рыльский», «Святитель Леонтий Ростовский», «Великомученица Анастасия», «Преподобный Кирилл Белозерский», а также миниатюра XVI века «Великомученик Мина с клеймами жития», привезённая из деревни недалеко от Николо-Пешношского монастыря[18].

По состоянию на 2020 год, экспозиция содержит более 13 тысяч предметов: иконы, археологические находки, рукописные и старопечатные книги, а также оригиналы и копии фресок[9][19].

Коллекция

Основное выставочное пространство расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной. При входе в музей расположена небольшая икона ромбовидной формы, вышитая золотыми, серебряными и цветными нитями. Произведение является «вкладным», то есть вложенным в Спасо-Андроников монастырь при его основании в 1439 году. На иконе изображено воскрешение Христа и, в частности, его выход из ада с праведниками[20][21].

Музейная коллекция содержит более 4,5 тысяч икон XIII—XX веков. Из наиболее редких произведений — «Спас Вседержитель» XIII века, «Спас Нерукотворный» XIV века, «Иоанн Предтеча» XV века, «Архангел Гавриил», а также «Благоверные князья Борис и Глеб» начала XX века[22]. Также там выставляются работы, выполненные мастерами из Романова-Борисоглебска: прориси мастера Африкена Лисихина, на которых изображены образы Богородицы, а также лист «Спас Романово-Борисоглебский»[23].

Отдельную коллекцию составляют фрески церкви Спаса на Нередице под Великий Новгородом XII века, собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря XV века, Троицкого собора Макарьевского Калязина монастыря XVII века, а также церкви Воскресения в Пучеже XVIII века[24].

В музее хранятся около двух тысяч предметов рукописных и старопечатных книг, таких как работа о постничестве святителя Василия Великого XV века, «Лествица» Иоанна Синайского XVI века, старообрядческий сборник первой трети XIX века, книги кириллического шрифта из Москвы, Киева, Вильно, Львова, Острога. В ходе научных экспедиций в 1970-х в состав экспозиции вошли скульптуры и рельефные иконы Древней Руси и современные: Николы Можайского XVII века, крест-распятие XVII века, «Огненное восхождения пророка Илии» XVIII века, изображение Святого Николая XVII—XVIII веков[24].

Археологическая коллекция была сформирована во время реставрации Спасского собора в середине XX века. В неё вошли печные изразцы, плитки пола, посуда, колокола, венцы и надгробные плиты, а также образцы изделий, выполненных с помощью техники «эмаль по скани», популярной в Византии[25][24][26][27].

Коллекция икон в составе музея
Балыкинская икона Божией Матери, 1792 год
Беседа преподобного Варлаама и царевича индийского Иоасафа, XVII век
Икона неизвестного автора, XVII век
Богоматерь Одигитрия, XV век
Святитель Леонтий Ростовский, XVI век
Богоматерь с младенцем работы Карпа Золотарёва, XVII век
Богоматерь с младенцем, XVI век
Спас Нерукотворный, XIV век
Святые Михаил и Ксения Тверские, XVII век
Троица Живоначальная, XV век
Господь Вседержитель, XVI век
Тройное изображение: Христос перед Пилатом, Ведение Христа на Голгофу, утверждение креста, XV век
Князь Пётр и княгиня Феврония Муромские, XVI век
Всех скорбящих Радость, XVIII века
Великомученик Георгий Победоносец с житием, XVI век
Святой Мина, XVII век
Иоанн Креститель, XV век
Богоматерь Владимирская, XIX век

Музей имени Андрея Рублева станет примером «государственно-церковного партнерства»

Сейчас, по словам директора Михаила Миндлина, Музей имени Андрея Рублева, находящийся на территории Спасо-Андроникова монастыря, задействует всего около 1 тыс. кв. м выставочных площадей. Но после того, как институция получила главный дом и северный флигель бывшей городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных, а также бывший жилой дом по соседству, общая площадь музея возросла на 4,9 тыс кв. м.

Передача дополнительных зданий музею — часть принятой год назад концепции развития, разработанной с участием представителей музейного сообщества и Русской православной церкви. Всю музейную инфраструктуру — хранилища, реставрационные мастерские, хозяйственные и административные службы — планируется перенести в новые здания. Как рассказали на пресс-конференции в музее, здания усадьбы Хрящева — Шелапутиных, построенной Матвеем Казаковым в 1780–1790-х, отреставрируют. В них должны появиться полноценный музейный магазин, отдел экспертизы, образовательный и научно-просветительский отдел. Бывший жилой дом позади усадебных построек ждет реконструкция посерьезнее: согласно предварительному проекту, перед зданием появится застекленный атриум, где будут экспонироваться копии фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря в натуральную величину, а внутри будет многофункциональный зал для концертов и конференций, открытое хранилище, большое музейное кафе и смотровая площадка с видом на Спасо-Андроников монастырь.

Главный дом и северный флигель усадьбы Хрящева — Шелапутиных до реконструкции. Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Внутри стен самого монастыря до конца сентября должны начаться работы по благоустройству территории, в рамках которых появится современная система водоотвода. Как рассказал Михаил Миндлин, сейчас постройки страдают от избыточной влаги в основании фундаментов. Реставрации также ожидают Настоятельские палаты и Одностолпная трапезная палата с усыпальницей бояр Лопухиных и церковью Архангела Михаила, для которых разработана и согласована проектная документация. «Спасо-Андроников монастырь — это уникальный ландшафтно-архитектурный исторический заповедник, который сохранился почти в полной комплектности, — рассказал на пресс-конференции Михаил Миндлин, — и нам хочется сохранить историческую атмосферу этой территории и этого архитектурного ансамбля».

В церкви Архангела Михаила, заложенной по приказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в конце XVII века, могут быть возобновлены службы. По словам епархиального древлехранителя Московской городской епархии протоиерея Леонида Калинина, принимавшего участие в разработке концепции музея, этот вопрос находится на стадии «предпроектного предложения». Также в рамках сотрудничества музея и РПЦ на территории монастыря может появиться первое в Москве древлехранилище — церковный музей. «Мы ищем пути и возможности взаимодействия с музеем по вопросу создания главного епархиального московского музея, где будут реставрационные мастерские, хранилище для ценных икон и будет возможность для совместной экспозиционной деятельности», — сообщил корреспонденту TANR Леонид Калинин.

Проект реконструкции здания. Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

По словам епархиального древлехранителя, вопрос о передаче музейных зданий Русской православной церкви или возобновлении монашеской жизни в Спасо-Андрониковом монастыре пока не поднимался. Однако он добавил, что по мере перевода музейных служб в здание усадьбы Хрящева «появятся возможности для расширения взаимодействия между церковью и музеем как единого научно-исследовательского и музейного комплекса, а с другой стороны, как церковной структуры, которая наполняет этот комплекс живой струей настоящего православного делания, богослужения».

Директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов назвал работу Музея имени Андрея Рублева и РПЦ примером «конструктивного взаимодействия, не основанного на конфликтных ситуациях». А в последние годы конфликты неоднократно возникали в связи с заявками РПЦ на передачу ей ряда объектов российских музеев.

Этим летом появились сообщения о возможной передаче Вологодской митрополии пяти архитектурных памятников древнерусских Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, входящих в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Заявки в Росимущество РПЦ подала, в частности, на церковь Преподобного Мартиниана и Казенную палату в охраняемом ЮНЕСКО Ферапонтовом монастыре, а также на братские кельи Кирилло-Белозерского монастыря. Заявка была отклонена из-за некомплекта представленных церковью документов, однако, как сообщает «Коммерсантъ», Вологодская митрополия подала заявление повторно.

Эскизное предпроектное предложение. Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Шатровая церковь Преподобного Мартиниана была пристроена к стене собора Рождества Богородицы, расписанного в начале XVI века Дионисием и сыновьями, так, что часть росписи оказалась внутри нее. По мнению музейных экспертов, в случае перехода памятника к РПЦ соблюдать необходимый строгий температурно-влажностный режим будет невозможно и уникальная фреска может серьезно пострадать.

Церковь претендует также на 12 объектов, принадлежащих Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику (ВСМЗ), в том числе Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Сейчас, по словам директора ВСМЗ Игоря Конышева, решение не принято ни по одному из памятников. «Росимущество руководствуется позицией музея и Министерства культуры, а она отрицательная по всем объектам, — рассказал Конышев TANR. — Кроме этого, для того чтобы мы освободили любой из наших объектов, нам должны предоставить новые площади: либо Росимущество должно изыскать новое здание, либо государство должно изыскать деньги на строительство замещающего объекта, чтобы музей со своими фондами и экспозициями не остался на улице». По словам Игоря Конышева, музейщики озабочены тем, что, в случае передачи зданий церкви, осуществлять контроль за их сохранностью будет сложно, а туристическая привлекательность снизится.

При этом, по словам протоиерея Леонида Калинина, окончательное решение о том, насколько церковь готова и может содержать на должном уровне постройки Владимиро-Суздальского музея, еще не принято. «Когда эти вопросы будут решены, тогда здания могут быть переданы церкви под контролем музея, и при этом никак не выпасть из его деятельности, — пояснил он. — Но если это будет сложно, то я думаю, что нецелесообразно было бы их передавать. Однако важно предусматривать возможность для богослужения. Если будут восстановлены возможности для богослужения, все будет мирно, и церковь не возьмет на себя непосильное бремя содержания огромных площадей, их эксплуатацию, содержание климатических установок, а с другой стороны, будет иметь возможность служить, что и нужно на самом деле».

Примечания

  1. 12345678910
    Иванова, 2012.
  2. Каулен, 2012.
  3. Конференция, 2013.
  4. Методическое пособие, 1983.
  5. Иванова, 1968.
  6. Никифорова, 2020, с. 3.
  7. Музей древнерусского искусства, 1968.
  8. Лихачёв, 1981, с. 13—14.
  9. 1234567
    история музея. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Проверено 11 июля 2020.
  10. 12
    Евсеева, 1971.
  11. Великие художники, 2010, с. 46.
  12. Носик, 2020.
  13. Балязин, 2011, с. 120.
  14. Пожар в музее Андрея Рублева ликвидирован. Lenta.ru (26 мая 2006). Проверено 11 июля 2020.
  15. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва отмечает 70-летие. Новости Культуры (11 декабря 2017). Проверено 11 июля 2020.
  16. Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева станет в два раза больше. РИА Новости (10 декабря 2017). Проверено 11 июля 2018.
  17. Андрей Васянин.
    Новый свет. Музей имени Андрея Рублева преобразился накануне своего 70-летия. Российская газета (11 декабря 2017). Проверено 11 июля 2020.
  18. Из новых поступлений, 2004, с. 6—7.
  19. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Культура.рф. Проверено 11 июля 2020.
  20. Копировский, 2020.
  21. Ланкин, 2012, с. 167.
  22. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Mos-Holidays. Проверено 13 июля 2020.
  23. Кирьянова, 2012, с. 115.
  24. 123
    Коллекции. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Проверено 14 июля 2020.
  25. Русская эмаль, 1994, с. 13.
  26. Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. timeOut. Проверено 11 июля 2020.
  27. Вагнер, 1972, с. 124.

Литература

  • Балязин В.
    Неофициальная история России. — Москва: Олма Медиа Групп, 2011. — С. 120. — 608 с. — ISBN 978-5-373-03809-6.
  • Атрибуция в Музее имени Андрея Рублева: Тезисы докладов научной конференции; музей имени Андрея рублева, 7 ноября 2013 года. — Москва: МАКС Пресс, 2013. — ISBN 978-5-317-04601-9.
  • Великие художники. Андрей Рублев. — Москва: Директ-Медиа, 2010. — С. 46. — 48 с.
  • Вагнер Г.К., Куклес А.С., Тихомирова К.Г.
    Спасо-Андроников Монастырь. Музей-заповедник имени Андрея Рублева. — Москва: Искусство, 1972. — 144 с.
  • Евсеева Л. М., Сергеев В. Н.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — Москва: Советская Россия, 1971. — 72 с.
  • Иванова И. А.
    Мой музей… Страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея имени Андрея Рублева. — Москва: Красная площадь, 2012.
  • Иванова И. А., Куклес А., Попов Г.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. — Москва: Советский художник, 1968. — 198 с.
  • Иванова И.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — Советская Россия, 1968. — 96 с.
  • Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублёва. — Москва: Северный паломник, 2007. — 620 с. — (Древнерусская живопись в музеях России). — 1000 экз. — ISBN 5-94431-203-3.
  • Каулен М.
    Музеефикация историко-культурного наследия России. — Москва: Этерна, 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-480-00285-0.
  • Кирьянова С. А.
    Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. — Москва: Вестник ПСТГУ, 2012. — Вып. 3 (9). — С. 112—126.
  • Копировский А.
    Введение во храм. Очерки по церковному искусству. — Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020. — ISBN 978-5-89100-156-5.
  • Ланкин В. Г.
    Откровение Божественной Жизни: вновь о богословской символике «Троицы» Андрея Рублева. — Москва: Известия Алтайского государственного университета, 2012. — С. 166—168.
  • Лихачёв Д.
    Давид Ильич Арсенишвили. — Москва: Партийное слово, 1981. — Вып. 10. — С. 13—14.
  • Музей древнерусского искусства имени Андрея рублева и его филиал Музей церковь покрова в филях (методическое пособие). — Москва, 1983.
  • Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений 1993-2003 годов. — Москва: Penates-Пенаты, 2004. — 17 с.
  • Никифорова О. В.
    Знакомство с древнерусской культурой. Цикл уроков-экскурсий в музее имени Андрея Рублёва. — Москва: Музей им. Андрея Рублева, 2016. — ISBN 978-5-906538-04-8.
  • Носик А.
    Изгои. За что нас не любит режим. — Москва: Алгоритм, 2020. — ISBN 978-5-906914-26-2.
  • Русская эмаль XVII-начала XX века. — Москва: Панорама, 1994.
  • Салтыков А. А.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — Ленинград: Художник РСФСР, 1981. — 264 с. — (Художественные музеи Российской Федерации). — 20 000 экз.
  • Салтыков А. А.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — Изд. 2-е. — Л., 1989. — 264 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7370-0029-X.

Литература[ | ]

  • Балязин В.
    Неофициальная история России. — Москва: Олма Медиа Групп, 2011. — С. 120. — 608 с. — ISBN 978-5-373-03809-6.
  • Атрибуция в Музее имени Андрея Рублева: Тезисы докладов научной конференции; музей имени Андрея Рублева, 7 ноября 2013 года. — Москва: МАКС Пресс, 2013. — ISBN 978-5-317-04601-9.
  • Великие художники. Андрей Рублев. — Москва: Директ-Медиа, 2010. — С. 46. — 48 с.
  • Вагнер Г.К., Куклес А.С., Тихомирова К.Г.
    Спасо-Андроников Монастырь. Музей-заповедник имени Андрея Рублева. — Москва: Искусство, 1972. — 144 с.
  • Евсеева Л. М., Сергеев В. Н.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — М.: Советская Россия, 1971. — 72 с.
  • Иванова И. А.
    Мой музей…: Страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея имени Андрея Рублева / Ред. Б. Н. Дудочкин, М. Н. Иващук (Ивановой); Вступ. ст. Г. В. Попова / Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Том V. — М.: Красная площадь, 2012. — 77 с. — ISSN 2073-5588. [1]
  • Иванова И. А., Куклес А., Попов Г.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. — М.: Советский художник, 1968. — 198 с.
  • Иванова И.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — М.: Советская Россия, 1968. — 96 с.
  • Иконы XIII—XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублёва. — Москва: Северный паломник, 2007. — 620 с. — (Древнерусская живопись в музеях России). — 1000 экз. — ISBN 5-94431-203-3.
  • Каулен М.
    Музеефикация историко-культурного наследия России. — Москва: Этерна, 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-480-00285-0.
  • Кирьянова С. А.
    Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. — Москва: Вестник ПСТГУ, 2012. — Вып. 3 (9). — С. 112—126.
  • Копировский А.
    Введение во храм. Очерки по церковному искусству. — Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020. — ISBN 978-5-89100-156-5.
  • Ланкин В. Г.
    Откровение Божественной Жизни: вновь о богословской символике «Троицы» Андрея Рублева. — Москва: Известия Алтайского государственного университета, 2012. — С. 166—168.
  • Лихачёв Д.
    Давид Ильич Арсенишвили. — Москва: Партийное слово, 1981. — Вып. 10. — С. 13—14.
  • Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева и его филиал Музей церковь Покрова в Филях (методическое пособие). — Москва, 1983.
  • Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений 1993-2003 годов. — Москва: Penates-Пенаты, 2004. — 17 с.
  • Никифорова О. В.
    Знакомство с древнерусской культурой. Цикл уроков-экскурсий в музее имени Андрея Рублёва. — Москва: Музей им. Андрея Рублева, 2016. — ISBN 978-5-906538-04-8.
  • Носик А.
    Изгои. За что нас не любит режим. — Москва: Алгоритм, 2020. — ISBN 978-5-906914-26-2.
  • Русская эмаль XVII-начала XX века. — Москва: Панорама, 1994.
  • Салтыков А. А.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — Ленинград: Художник РСФСР, 1981. — 264 с. — (Художественные музеи Российской Федерации). — 20 000 экз.
  • Салтыков А. А.
    Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. — Изд. 2-е. — Л., 1989. — 264 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7370-0029-X.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: