Выставка в ИстреСтиль Фаберже. Превосходство вне времени


Местоположение

Музей Карла Фаберже находится рядом с Аничковым мостом — набережная реки Фонтанки, дом № 21.

Расположение музея на карте Google.

Здание — отреставрированный дворец XVIII века знатных семей Воронцовых, Нарышкиных, а затем Шуваловых.

Музей Фаберже.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Интернет выставка яиц Фаберже произведенных фирмой с 1885 по 1917 года, их история с фотографиями и описаниями.
https://faberge-eggs.info/
Свою известность ювелирный дом Фаберже получил создав в период между 1885-1917 годом создав коллекцию Пасхальные яйца Фаберже. Традицию дарить на праздник пасхи пасхальное яйцо Фаберже ввел император Александр III сделавший впервые такой подарок своей супруге в 1885 году. Это было первое изделие такого плана выпущенное фирмой и называлось достаточно просто «Яйцо Курицы», оно представляло из себя золотой корпус, покрытый снаружи белой эмалью, который разделялся пополам, и содержавший еще несколько сюрпризов, скрытых по принципу народной русской игрушки «матрешка». Внутри яйца был золотой желток, который в свою очередь содержал миниатюрную курицу, содержащую копию императорской короны и рубиновый кулон на цепочке.
Яйцо получило потрясающий успех у Императрицы и придворных, это позволило стать Петр Карлу Фаберже официальным поставщиком Императорского двора, а ювелирно выполненное яйцо Фаберже, подаренное к пасхе, стало традицией в семье императора. Фирме удалось заслужить такое доверие, что о том каким же будет яйцо следующего года, до момента вручения не знал даже сам Александр III, единственным условием, которое ставилось при изготовлении этих пасхальных подарков, стало отсутствие копирования и повторений.

В результате все пасхальные яйца Фаберже являются уникальными произведениями искусства.

После смерти Александра III, взошедший на престол Император Николай II оставляет эту традицию, и с того момента ювелирный дом Фаберже изготавливает уже по два изделия в году, первое для вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, второе для жены императора, Императрицы Александры Федоровны. Всего для семьи правящих Российских монархов было создано и подарено 52 яйца, еще 2 «Карельская береза» и «Созвездие цесаревича» находились в незавершенном состоянии на момент революции 1917 года, и так и небыли подарены. Одним из самых дорогих и красивых является яйцо «Коронационное» созданное ювелирным домом Фаберже к пасхе 1897 года как подарок императора Николая II Императрице в честь их недавней коронации, оно выполнено из золота в стиле одежды Императрицы Александры Федоровны на коронации, сюрпризом служит миниатюрная копия золотой кареты созданная с великолепной детализацией.

Успех императорских пасхальных яиц Фаберже привел к тому что заказы на такие подарки к пасхе последовали от ряда знаменитых заказчиков. В период с 1898 по 1904 годы 7 яиц было подарено Александром Кельх своей супруге Варваре Кельх (Базановой). Так же среди клиентов ювелирного дома для которых были созданы яйца Фаберже были такие знаменитые люди как герцогиня Мальборо, супруги Юсуповы, племянник Альфреда Нобеля — Эммануэль Нобель. Так же в 2007 году стало известно о существовании еще одного изделия, яйцо Ротшильда созданное в 1902 году для семьи американских миллиардеров, и хранившееся в их семье на протяжении всего этого времени было выставлено на аукцион.

Мы создали для вас онлайн каталог на котором собрали наиболее полную коллекцию с историей, описаниями и фотографиями яиц Фаьерже созданных знаменитым на весь мир российским ювелирным домом.

Яйцо курицы 1885г. создано Фаберже для императора Александра III как подарок императрице Марии Фёдоровне к Пасхе 1885 года. Хранится в коллекции Виктора Вексельберга, Россия город Москва.

Золотое яйцо с часами, создано Фаберже по заказу Александра III как подарок своей жене, Марии Фёдоровне на Пасху 1887 года. На сегодняшний день место хранения яйца неизвестно, возможно оно навсегда утеряно.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Яйцо Ренесанс было создано Фаберже в 1894 году, как подарок императора Александра III жене, императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1894 года. Оно стало последним подарком императора его жене, 1 ноября этого года Император скончался. Яйцо хранится в коллекции Виктора Вексельберга, Москва, Россия

Яйцо Кавказское 1893 года, создано фирмой Фаберже для императрицы Марии Фёдоровны к Пасхе 1893 года. Хранится в коллекции фонда Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан (Новоорлеанский музей искусства), Луизиана, США.

Синее яйцо часы со змеёй было создано в 1895 году Фаберже, для императрицы Марии Фёдоровны к пасхе 1895 года как подарок от сына, будущего Императора Николая II. Хранится в коллекции Принца Альберта II, Монте-Карло, Монако.

Яйцо с вращающимися миниатюрами, также известное как Яйцо Горного хрусталя, создано Фаберже по заказу Николая II как подарок своей жене, Александре Фёдоровне на Пасху 1896 года. Хранится в музее изобразительных искусств Виргинии, Ричмонд, США.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Яйцо Коронация 1897 года, самое дорогое из яиц Фаберже — Подарок Николая II своей жене Александре Федоровне в честь коронации на пасху 1897г. Находится в коллекции Виктора Вексельберга, Москва, Россия.

Яйцо золотой пеликан 1898 года Фаберже — Подарок Николая II своей матери Марии Федоровне на пасху 1898 года. В 1947 году подарено и экспонируется в музее изобразительных искусств Виргинии, Ричмонд, США.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Яйцо Колыбель с Гирляндами – изготовлено ювелирным домом Фаберже как Подарок Императора своей матери Марии Федоровне на Пасху 1907 года. С 1989 года хранится в частной коллекции Роберта М. Ли, США.

Яйцо с часами Петушок, создано Фаберже для подарка Николая II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900г. В 2004 году куплено Виктором Вексельбергом, Москва, Россия.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Яйцо Корзина полевых цветов, изделие ювелирного дома Фаберже, являлось Подарок Николая II жене, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1901 года. С 1933 года принадлежит Королевской семье Великобритании, изначально Королеве Мэри и унаследовано Королевой Елизаветой II.

Яйцо Клевер — создано фирмой Фаберже как Подарок Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 года. После революции, является экспонатом оружейной палаты Московского Кремля.

Яйцо Московский Кремль — создано компанией Фаберже как Подарок Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 года. После событий 1917 года, осталось в России и на данный момент является выставочным экспонатом, в оружейной палате Московского Кремля.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Яйцо Павлин — создано фирмой Фаберже как Подарок Императора своей матери, Марии Федоровне, на Пасху 1908 года. С 1995 владельцем яйца является Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария.

Яйцо Яхта Штандарт — создано ювелирами Фаберже, как подарок Императора Николая II императрице Александре Федоровне, на пасху 1909 года. После октябрьской революции 1917 года, осталось в России и было передано в оружейную палату Московского Кремля.

Яйцо Апельсиновое дерево, так же известное как яйцо Лавровое дерево, изделие ювелирного дома Фаберже, заказано Императором Николаем II как подарок матери, императрице Марии Федоровне на Пасху 1911 года. В 2004 году куплено Виктором Вексельбергом, Москва, Россия.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Яйцо Зимнее — созданно фирмой Фаберже как Подарок Императора Николая II своей матери Марии Федоровне на Пасху 1913г. На данный момент хранится в частной коллекции Эмира Катара.

Императорские пасхальные яица Фаберже

Яйцо Красный крест с портретами — создано в ювелирной мастерской Фаберже, как подарок Императора Николая II матери Марии Федоровне на пасху 1915 года. В 1947 году подарено музею изобразительных искусств Виргинии, Ричмонд, США.

Яйцо Орден Святого Георгия – исполнено ювелирами Фаберже как подарок Императора Николая II своей матери Марии Федоровне на пасху 1916 года. В 2004 году куплено Виктором Вексельбергом, Москва, Россия.

Яйцо Стальное Военное — создано ювелирами фирмы Фаберже, было последним подаренным Императором Николаем II своей жене Александре Федоровне на пасху 1916 года. После революции осталось в России и передано в оружейную палату Московского Кремля.

Яйцо Карельская Береза — создано фирмой Фаберже, было запланировано как подарок Императора Николая II своей матери Марии Федоровне на пасху 1917 года. С 2009 года в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене.

Яйцо Созвездие Цесаревича – создавалось, но не было законченно фирмой Фаберже, было запланировано как подарок Императора Николая II своей жене Александре Федоровне на Пасху 1917 года. Хранится в Музее Фаберже в Баден-Баден.

Взято отсюда: https://faberge-eggs.info/imper.html

Дополнительная информация

Открыт дворец: с 10 до 21 часа.

Вести фото, видеосъёмку внутри залов разрешено без дополнительной оплаты.

Цена билета: 450 р.

Экскурсионный билет: 600 р.

Цена аудиогида: 150 р.

Как добраться:

После выхода на станции метро «Гостиный двор» пройти 200 м.

Проехать: троллейбус № 10.

Веб-сайт музея Фаберже: https://fabergemuseum.ru/

Рекомендую посещение дворца Шувалова, где собрана богатейшая коллекция семьи Фаберже, иконы, живописные полотна, другие произведения искусства русских мастеров.

Приятных экскурсий!

Новости

В Историческом музее представлена выставка «Фаберже и придворные ювелиры». Возрождение и развитие национального ювелирного искусства конца XIX — начала XX веков, отражено почти в 300 экспонатах. Коллекцию оценил Антон Николаев.

Каждый из этих экспонатов, во всех смыслах, на вес золота. Вот, например, солонка в виде холщового мешка. Рядом еще одна безделушка — золотой каравай. По словам куратора выставки Галины Смородиновой, тут лучшие образцы русского ювелирного искусства середины XIX — начала XX веков: «Эта витрина посвящена родоначальникам русского стиля, которым Садиков был. Появляются народные мотивы — простой холщовый мешочек, а это ведь элитарное искусство. Это золото, серебро, а оно имитирует прекрасно простую вещь».

Русский стиль ювелиры двух столиц понимали по-разному. Вот Москва: серебро, бриллианты, алмазы, рубины, аметисты. Этот драгоценный ларец создали на фирме Павла Акимовича Овчинникова.

Вот работа петербургской мастерской Карла Матвеевича Бояновского. Это дорожный сервиз великого князя Сергея Александровича. На выставке есть и другие принадлежавшие ему драгоценные предметы.

«Икона Преображения была привезена великим князем Сергеем Александровичем, дядей императора Николая II из Палестины. Он посетил Палестину вместе с супругой Елизаветой Федоровной. Там освящался храм Марии Магдалины. И ему в это время была подарена эта икона, камень с горы Фавор. И уже вернувшись в Россию, он обратился к братьям Грачевым, в одну из лучших ювелирных фирм Петербурга, чтобы они выполнили единый оклад для этих двух предметов», — говорит Мария Ворожбитова, куратор выставки.

Икону Преображения великий князь передал в дар в Спасо-Преображенский собор Петербурга — храму преображенского полка. Так называемое полковое серебро — один из самых необычных разделов экспозиции. Вот, например, сосуд в виде артиллерийского трехдюймового снаряда, который, возможно, использовался как термос. А это набор для пунша. Произведения искусства с элементами военной атрибутики – часть русской воинской традиции.

«Для того, чтобы создавались такие произведения, должен быть высокий уровень заказчика, который понимает красоту. И это все в России было. То есть, в России было и достаточно средств для создания такой культуры и такого искусства, и достаточно высококультурный заказчик, который очень требовательно относился к исполнению», — отмечает Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.

Вершиной русского ювелирного искусства принято считать произведения Фаберже. Каждый предмет — будь то столовая принадлежность или рамка для семейной фотографии — выполнен по индивидуальному заказу и на высочайшем уровне. Не случайно именно у Фаберже последний российский император Николай II заказывал пасхальные яйца в подарок супруге. Поэтому предметы, созданные в мастерской Фаберже, занимают центральную часть экспозиции Исторического музея.

Антон Николаев

Новости культуры

общество, Новости культуры

Шишкина и Фаберже привезут в Москву на один день

Только 19 мая в офисе аукционного дома Sotheby’s в Романовом переулке для публики будут доступны несколько лотов будущих русских торгов в Лондоне. Шишкин, Бенуа, портсигар работы Фаберже — вот лишь несколько экспонатов однодневной выставки.

Аукционная русская неделя в Лондоне традиционно проходит в начале июня. В ней участвуют четыре дома, специализирующихся в том числе на русском искусстве. Кроме Sotheby’s это Christie’s, Bonhams и MacDougall’s.

В рамках недели Sotheby’s проведет три серии торгов 7 июня, посвященных русской живописи, прикладному искусству (включая работы Фаберже и иконы), и специализированные торги «Современный Восток», куда включат работы художников XX века с постсоветского пространства.

Один из главных хитов в живописной секции — полотно Ивана Шишкина «На опушке соснового леса» — прибудет в Москву. Произведение 1897 года, написанное за год до смерти художника, было приобретено племянником Шишкина Николаем Стахеевым сразу после 25-й выставки передвижников в Санкт-Петербурге и Москве. Вместе с семьей владельца оно перекочевало в Париж после революции, а затем было куплено бельгийским художником Шарлем Дефрейном. Традиционный шишкинский пейзаж с зелеными кронами и колосящейся золотой пшеницей оценен в £500–700 тыс.

'Мартирос Сарьян

В Москве покажут и театральную графику Александра Бенуа и Бориса Анисфельда, и несколько полотен художников-шестидесятников Дмитрия Краснопевцева и Владимира Вейсберга.

'Георгий Нисский

Из топ-лотов декоративно-прикладного искусства в столицу приедет золотой портсигар с эмалью, вышедший из мастерской Карла Фаберже в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых (эстимейт — £180–250 тыс.).

'Борис Анисфельд

'Иван Айвазовский

'Иван Айвазовский

'Мартирос Сарьян

Василий Шухаев «В Оверне» 1929

Икона Богоматери Pelagonitissa в серебряном окладе c эмалью, инкрустированным речным жемчугом Фаберже Москва 1908-1917гг.

«Сова» бронзовая эмалированная шкатулка из серии «Загадочные зверюшки» из собрания княгини Марии Тенишевой 1908

Подпись под изображением портсигара: эмалированный золотой портсигар с драгоценными камнями от Фаберже, выполненный по заказу императорского двора в честь 300- летней годовщины Дома Романовых в 1913г. в Москве. Личный подарок Николая II М. М. Аничкову

В петербургском музее Фаберже показывают такого Дали, которого никто раньше не видел

— Безусловно. Каждый музейщик, мечтает, чтобы выставка была удачной. Это нормально. Желательно, чтобы стояли очереди. Ведь как иначе измерить успешность экспозиции? Только количеством посетителей. Дали – художник, который вызывает безумный интерес во всем мире, в том числе у русской публики. К тому же в Петербурге, насколько мне известно, его полномасштабной ретроспективы никогда не было. Кроме того, мы покажем уникальные работы, которые в принципе никогда не экспонировались в России, даже во время московского вернисажа. Всего мы показываем более 150 работ. Начинаем ранними сюрреалистическими пейзажами 1930-х годов. Их все знают. Показываем недавнее и рекордно дорогое приобретение фонда «Гала – Сальвадор Дали» «Пейзаж с загадочными элементами»… (испанская El Pais писала, что стоимость картины — €7.8 млн, — прим. Forbes Life). Но самые интересные работы, которые мы демонстрируем, относятся к середине 1970- середине 1980-х. Время, когда Дали вернулся к истокам. Увлекся Микеланджело, Рафаэлем. Его палитра резко посерела. Это было связано, в первую очередь со смертью Галы, его музы, жены, возлюбленной. Также мы показываем иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери, которые ему заказал институт полиграфии Италии 1950-м году. И иллюстрации, сделанные в 1945-м году для нового англоязычного издания книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим».

Владимир Воронченко

— Дали никогда не стеснялся зарабатывать на рекламных, откровенно коммерческих заказах.

— Именно. На эту тему есть еще один экспонат — «Женщина с бабочкой». Это часть инсталляции, созданной в 1958-м году для фармацевтической лаборатории Уоллеса, которая начала продавать транквилизатор «Милтаун». Они хотели, чтобы Дали визуализировал его действие. Одним словом, выставка очень разнообразна. И о повышенном к ней интересе говорит тот факт, что еще до открытия онлайн было продано порядка 7000 билетов. Наших коллег из Испании это потрясло.

— А кто предоставил свои картины?

— Большую часть — фонд «Гала – Сальвадор Дали». Несколько работ из Tate Modern и частных западных коллекций. Переговоры с музеями проходили сложно. Сегодняшняя политическая обстановка не очень располагает к музейному бизнесу. Выставка должна была быть гораздо более объемной, мы потратили массу времени на переговоры с музеями, в которых находятся другие работы Дали. На уровне директоров музеев, на уровне советов директоров музеев мы абсолютно обо всем договорились: о сроках, о картинах, о материальной компенсации за то, что мы берем у них экспонаты. А вот попечительские советы ряда музеев в конце концов нам отказали.

— Можете назвать, кто отказал? Это очень интересно.

— Не стану называть имена лишь по одной причине: у нас есть задумка сделать фантастическую, грандиозную выставку Сальвадора Дали в Москве. Поэтому подкалывать кого-то конкретно мне бы не хотелось. Эти музеи не виноваты. Мы все поставлены в равную ситуацию, смотрим телевидение, читаем газеты, находимся в плену информационного поля. Поэтому в конечном счете мы на них не очень-то обижаемся. Этот предсказуемый, в общем-то, результат — расплата за то, что сейчас происходит в мире. И ничего с этим поделать нельзя. Понадобится время, чтобы ситуация даже в культурном мире нормализовалась. Хотя мы с Виктором Вексельбергом, основателем Музея Фаберже и фонда «Связь времен», всегда говорим, что культура — это мост, который должен связывать страны, невзирая на любые политические катаклизмы. Так было всегда.

— Вы — молодой музей. Это накладывает отпечаток на выставочную деятельность?

— Конечно. Мы платим очень много денег. Если большие музеи могут себе позволить потратить годы на организацию выставок, они обмениваются фондами, у них огромные запасники, то у нас ситуация сложнее. Проводимые выставки мы просто покупаем. Можно сказать, что это своеобразная форма благотворительности, которой занимается наш музей.

— Сколько стоило привезти выставку Сальвадора Дали в Петербург?

— Со всеми расходами выставка обойдется музею примерно в $1,5 – 2 млн. Точную цифру пока сказать не могу, называю приблизительную, основываясь на нашем опыте с Фридой Кало.

— Означает ли это, что об окупаемости речь не идет?

— Да, такие выставки — исключительно дотационные. Даже невероятное количество проданных билетов не покрывает расходов. К тому же, у нас много социальных билетов, то есть бесплатных. Мы же, несмотря на то, что являемся частным музеем, взяли на себя все социальные обязанности государственного.

— На что вы посоветуете обратить особенное внимание на выставке?

— На все сразу. Выставка действительно интересная. Лично у меня есть одна любимая картина. Называется «Обнаженная с хвостом трески». Однажды Дали задумал «первый параноидальный балет» «Безумный Тристан», и хотел его поставить в Лондоне в 1939-м году. Но Англия объявила войну фашистской Германии, и дягилевская труппа, которая должна была этот балет танцевать, уехала в Петербург, а Дали с Галой уехали в США. В Америке в итоге Дали смог осуществить задумку (к слову, костюмы к тому спектаклю делала Коко Шанель). Ему помог меценат маркиз Жорж де Куэвас. Картина «Обнаженная с хвостом трески» была написана художником по мотивам балета и подарена благодетелю в знак благодарности.

— А что касается работ из частных коллекций, есть ли такие же любопытные истории, связанные с их приобретением?

— Ничего интересного. Просто деньги. И желание коллекционера инвестировать свои сбережения в искусство. Что очень хорошо. Потому что сколько бы мы ни говорили о духовности искусства (это несомненно важно), но все равно, оценка картины и художника напрямую связана с продажами и его стоимостью. От этого мы никуда уйти не можем.

— После Фриды Кало, после Сальвадора Дали, что от вас ожидать дальше?

— В планах — Энди Уорхолл и Жан-Мишель Баския. А в 2020 в Москве покажем Диего Риверу и Фриду Кало, а в обеих столицах планируем показать Модильяни. Надеюсь, сложится.

Выставка в ИстреСтиль Фаберже. Превосходство вне времени

СТИЛЬ ФАБЕРЖЕ. ПРЕВОСХОДСТВО ВНЕ ВРЕМЕНИ . Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим».

Отправляемся в Истру , поскольку именно здесь в Музейно- выставочном комплексе экспонируется выставка произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства фирмы Фаберже.

Экспонатов представлено более четырехсот и собраны они из колекций разных музеев : Эрмитажа, Петергофа, ГИМ, Музея декоративно-прикладного искусства, частнОго Музея Фаберже в Баден-Бадене . это и посуда, портсигары, рамки для фотографий, шкатулки, предметы декоративного назначения, Украшения , ювелирные инструменты и эскизы будущих изделий …

Уверена — первая ассоциация со словом Фаберже — «яйца «, потом мы , наверное , скажем — Украшения и ордена , и…..

Пора узнать больше ! Смысловым центром выставки является даже не коллекция предметов( безусловно великолепная) , а история фирмы и династии .

Никто не становится в одночасье поставщиком Императорского двора . Фирма развивалась, конечно, от простых , но нужных вещей – шкатулок и портсигаров, серебряной посуды , памятных жетонов, рамок для фотографий.

Но сразу была задана высокая планка . Изделия гарантировали качество, и отвечали современным ( тому времени) стилям.

Продукция пользовалась спросом , Фирма развивалась, и после первого петербуржского открылось и московское отделение .

При этом в Санкт-Петербурге больше изготавливали ювелирные украшения. А в Москве акцент делался на посуду.

Появляются и предметы, чьё практическое назначение — только украшать интерьер : фигурки зверей из металла или же вырезанные из натурального камня.

Фирма становилась все более известной , получала призы и медали на российских и международных выставках, открылись магазины во многих городах России и даже в Лондоне .

И вот тогда Фаберже попадает в поле внимания Александра III.

Сначала заказы были более прикладные , это потом уже появились диадемы, царские броши и , конечно , пасхальные ЯЙЦА.

Не буду вас томить — В экспозиции их три, все приехали из Баден-Бадена.

Два 1917 года и считаются, незаконченными: «березовое» яйцо – которое готовилось в подарок вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Второе- «Созвездие цесаревича» — незаконченный подарок к Пасхе Александре Федоровне. Это сфера из синего стекла на подставке из горного хрусталя.

И третье -датировано 1904 годом . Оно украшено миниатюрными портретами императорской четы и четырех их дочерей , и демонстрируется публике впервые.

В этом же зале находится самая дорогая витрина выставки с украшениями царской семьи .

Но что меня действительно потрясло и удивило- раздел выставки о времени первой мировой войны. Я не знала , что в это время в мастерских Фаберже выполнялись военные заказы – памятные подарки для раненых воинов, медная посуда , медицинские инструменты.

Это ведро , фирмы Фаберже — специально не размещаю его фотографию ,- его надо видеть . Невероятная гармония линий и пропорциональность . И , конечно , гравировка с именем Фаберже .

Это для меня главный показатель,- когда качественно и безупречно ты изготавливаешь не только корону для императрицы , но и ведро для армии . Браво за такое качество и уважение к престижу своего имени .

Рассказать все невозможно — только ехать и смотреть .

По поводу самой организации выставки хочу выразить благодарность и уважение всем, принимавшим в этом участие . Красиво зонированное пространство , фрагменты бархатных стен, очень красивое выставочное оборудование , хорошее экскурсионное обслуживание , мультимедийные фрагменты , и интересный фильм .

От меня совет посетить и посмотреть . Тем более , что в Музее отличная постоянная экспозиция и есть ещё интересные выставки .

Войти на сайт

МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ/FABERGЙ MUSEUM IN SAINT PETERSBURG.

Воскресенье, 21 Января 2020 г.
valniko77 все записи автора
Camelot Club

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге/Fabergé Museum in Saint Petersburg.

Музею Фаберже нет еще и двух лет. Его открыли 19 ноября 2013 года. Это первый частный музей России такого высокого уровня. Во-первых, он находится в самом центре Санкт-Петербурга у знаменитого Аничкова моста и главной магистрали города – Невского проспекта. Во-вторых, в нем выставляется самая обширная в мире коллекция пасхальных яиц Фаберже. Музей расположен во Дворце Нарышкиных-Шуваловых., который специально был отреставрирован для этой уникальной выставки.

Музей Фаберже обладает не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX—XX вв. Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея — 9 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Густава Фаберже. В коллекции музея, в том числе, находятся первое и последнее из императорских яиц.

Петер Карл Густавович Фаберже

Петер Карл Густавович Фаберже.jpg

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Эстонии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.

Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок. В 1900 году в ПарижеФаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

В 1899—1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

К. Шмидт. Здание фирмы Фаберже в Санкт-Петербурге. 1900.

Вся экспозиция музея принадлежит, специально учрежденному фонду «Связь времен». Основной целью этого фонда является выкуп на различных международных аукционах национального достояния России, утраченного в 1920-1930 годы прошлого столетия. И фонд «Связь времен» достиг на этом поприще определенных высот. В настоящее время его коллекция состоит из более чем 4000 предметов. Все начиналось с покупки на аукционе собрания пасхальных яиц Фаберже, русским олигархом, Виктором Вексельбергом в 2004 г.

Виктор Феликсович Вексельберг

Виктор Феликсович Вексельберг.jpg

*******************************************************

Виктор Вексельберг – владелец безумного количества акций самых больших российских и зарубежных компаний, в 2012 году был признан самым богатым человеком России.

Известен в народе, как новый русский меценат, купивший коллекцию пасхальных яиц Фаберже. Основанный им фонд «Связь времен» выкупил также колокола Свято-Даниловского монастыря, восстановил зал Врубеля в Третьяковской галерее, отреставрировал Форт Рос в Калифорнии (бывшее русское поселение).

*********************************************************

Открытые_инновации.jpg

Олигарх все таки проживает в Швейцарии и для себя лично выкупил особняк Муссолини на озере Гарда, но и Родину не забывает. И именно благодаря Виктору Вексельбергу горожане и гости Петербурга имеют возможность увидеть подлинные шедевры ювелирного искусства, изготовленные на рубеже XIX-XX веков предприятием Карла Фаберже.

***********************************************************

В Петербурге хранится 9 императорских пасхальных яиц и еще 3 пасхальных яйца принадлежащих другим состоятельным людям – герцогине Мальборо, семье Кельрих.

Традиция дарить пасхальные яйца производства Фаберже в высочайшем семействе Российской империи началась в 1885 году. Александр III заказал у молодого и неизвестного ювелира Карла Фаберже первое пасхальное яйцо «Курочка» для своей жены – императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары. Карлу Фаберже заказали копию с известного в то время датского пасхального сувенира. Молодой ювелир блестяще справился с задачей и на будущий год ему заказали изготовить еще один пасхальный подарок.

С этого момента и начинается триумфальное шествие ювелирного дома Фаберже по Европе и России. Магазины Фаберже были открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Лондоне. Высочайшее семейство на каждую пасху заказывала у Фаберже яйцо с сюрпризом, эту моду поддержали и другие богатые люди. Карл Фаберже был не только талантливым ювелиром, но и хорошим организатором производства.

Коллекция яиц Фаберже, находящихся в России. Яйца Фаберже

Императорское пасхальное яйцо «Курочка» из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Яйцо_'Курочка'.JPG

Первое из императорских яиц — «Курочка» — было изготовлено в 1885 году. Яйцо было заказано императором Александром III как пасхальный подарок для его супруги — императрицы Марии Федоровны, в девичестве датской принцессы Дагмары.

Императорское пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс» из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Яйцо-шкатулка_'Ренессанс'.JPG

Яйцо «Ренессанс» было изготовлено в 1894 году и является последним пасхальным подарком Александра III его супруге, так как в том же году император скончался.

В процессе создания яйца «Ренессанс» работавший над ним мастер фирмы Фаберже Михаил Перхин ориентировался на шкатулку XVIII века из собраний Музея-сокровищницы в Дрездене, изготовленную голландским мастером Ле Роем. Однако Фаберже превратил овальную шкатулку в расположенное горизонтально пасхальное яйцо, вырезанное из агата. Его оправа изготовлена из золота, частично покрытого полихромной эмалью. Оправу украшают львиные маскароны, а также вкрапления алмазов и рубинов. Дата создания яйца выложена на верхней половине яйца алмазами огранки «роза».

Императорское пасхальное яйцо «Бутон розы» из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Традицию вручения яиц, изготовленных фирмой Фаберже, в качестве подарка на Пасху своей супруге, после смерти Александра III продолжил его сын, император Николай II.

Яйцо «Бутон розы» стало подарком Николая II императрице Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской, на Пасху 1895 года.

Яйцо Фаберже «Розовый бутон»

Это первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу Николая II. Многими исследователями «Бутон розы» воспринимается как своего рода признанием Николая II в любви к Александре Федоровне. Выполненное в неоклассическом стиле яйцо покрыто прозрачной ярко-красной («земляничной») эмалью на гильошированном фоне и украшено символами верности и любви: венками из золота, лиственными гирляндами и алмазными стрелами. На вершине яйца, под большим плоским алмазом, расположен миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине из слоновой кости. А под расположенным снизу алмазом аналогичного размера размещена дата изготовления подарка. У яйца есть сюрприз — давший ему название бутон чайной розы на небольшом стебле с маленькой кнопкой, при нажатии на которую лепестки розы раскрываются.

Коронационное яйцо Фаберже

Коронационное — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты.

Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне. Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно часто экспонировалось в музее Эрмитаж (в особенности в Зимнем дворце) в Санкт-Петербурге, а также множестве музеев по всему миру как часть временных экспозиций. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён».

Память Азова (яйцо Фаберже)

«Память Азова».jpg

Память Азова — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1891 году для императора Александра III и подарено на Пасху его супруге, императрице Марии Фёдоровне.

В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Ландыши (яйцо Фаберже)

«Ландыши» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Было изготовлено в качестве подарка на Пасху последней русской императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II в 1898 году

Букет лилий (яйцо Фаберже)

«Букет лилий».jpg

Букет лилий — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1899 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.

В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Петушок (яйцо Фаберже)

Петушок — ювелирное яйцо, одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в 1900 году[1] по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. На данный момент входит в состав коллекции фонда Виктора Вексельберга.

Транссибирская магистраль (яйцо Фаберже)

Транссибирская магистраль (или Сибирский поезд) — ювелирное яйцо с моделью сибирского поезда, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1900 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Александровский дворец (яйцо Фаберже)

«Александровский дворец» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1908, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1908 года. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Оружейной палате — Государственном музее Московского Кремля, инв. No MP-648, Москва, Россия

Конный памятник Александру III (яйцо Фаберже)

Пасхальное яйцо «Памятник Александру III» — ювелирное изделие, изготовленное фирмой Карла Фаберже по заказу российского императора Николая II в 1910 году как пасхальный подарок для матери императора Марии Федоровны. Во внутренней части содержится миниатюрная копия памятника Александру III, который был установлен в 1909 году в Санкт-Петербурге.

Владелец — Оружейная палата. Год получения 1927

Яхта «Штандарт» (яйцо Фаберже)

Яхта «Штандарт» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1909 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Трёхсотлетие дома Романовых (яйцо Фаберже)

«Трёхсотлетие дома Романовых» — ювелирное пасхальное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в 1913 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В 1927 году передано Валютным фондом Наркомфина в музей Московского Кремля. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве.

Военное стальное (яйцо Фаберже)

«Военное стальное» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в 1916 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России

Клевер (яйцо Фаберже)

«Клевер» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1902 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве.

Московский Кремль (яйцо Фаберже)

«Московский Кремль» («Успенский собор») — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1906 года. В настоящий момент оно хранится в Оружейной палате Кремля. Это одно из немногих яиц, которые никогда не покидали Россию.

Пятнадцатая годовщина царствования (яйцо Фаберже)

«Пятнадцатая годовщина царствования» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1911, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года. С 2004 года хранится фондом Виктора Вексельберга «Связь времён», Москва, Россия

Орден Святого Георгия (яйцо Фаберже)

«Орден Святого Георгия» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года. Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж

Яйцо принадлежит Фонду Виктора Вексельберга «Связь времён»

*********************************************

Синяя гостиная Шуваловского дворца.jpg

Синяя гостиная Шуваловского дворца

Для простых людей фирма Фаберже изготавливала маленькие кулончики в виде яиц. Почти каждый человек мог себе позволить подарить пасхальное яйцо, произведенное на предприятии самого Фаберже, любимой. Императорская семья настолько доверяла Карлу Фаберже, что внешний вид очередного пасхального яйца всегда был сюрпризом. На изготовление одного пасхального шедевра уходил целый год, настолько это быта трудоемкая и тонкая работа.

Как устроены яйца Фаберже — взгляд изнутри

Рыцарский зал

Рыцарский зал.jpg

В рыцарском зале представлены военно мемориальные предметы из серебра. Обычно такие предметы дарили командирам полков по случаю побед или по случаю торжеств и празднований. По большей части экспонаты представляют из себя огромные серебряные чаши для вина или пунша и маленькие рюмочки к ним. Есть закладные доски кораблей ВМФ Российской империи.

Красная гостиная

Красная гостиная.jpg

В красной гостиной представлены предметы, произведенные в 1810-1840 годах первыми российскими ювелирными предприятиями. Фаберже не имеет к ним отношения. Однако эти предметы представляют интерес с точки зрения изучения развития ювелирного дела в России. Ранее таких предметом было существенно больше, многие из них были пущены в переплавку в трудные годы, тем ценнее для нас сохранившиеся экземпляры.

Золотая гостиная

Золотая гостиная.jpg

В золотой гостиной представлены царские подарки. Это многочисленные табакерки, шкатулки, фоторамки, предметы не несущие в себе никакого функционального назначения и выполняющие чисто декоративные функции.

Аванзал

Кроме оригинальных произведений, созданных в единственном экземпляре по высочайшим заказам, предприятием Фаберже выпускалась продукция широкого потребления, которая была предназначена для всех слоев населения. Взглянуть на эти вещи можно в Аванзале. Это настольные часы, письменные приборы, фоторамки, пряжки для ремней. Многие вещи выполнены в технике гильоширования – нанесение на металлическую поверхность узора с последующим покрытием цветной эмалью. Данные часы специально были произведены для барона Ротшильда в цветовой гамме, используемой бароном на скачках в Дерби.

***

Настольные часы, изготовленные для барона Ротшильда.

Настольные часы, изготовленные для барона Ротшильда.jpg

В Белой и Голубой гостиной выставлен русский фарфор XIX века – тарелочки расписанные розами из сада Жозефины Богарне и металлическая посуда покрытая разноцветными эмалями, много вещей в стиле русского модерна производства Ф.Рюкерта. Он сотрудничал с ювелирным домом Фаберже.

Альбом с фотографиями московских достопримечательностей, подаренный президенту Франции.jpg

Альбом с фотографиями московских достопримечательностей, подаренный президенту Франции

Выставочный зал

«Суд Париса» кисти Константина Маковского.jpg

«Суд Париса» кисти Константина Маковского

В Выставочном зале расположена экспозиция камнерезных изделий Фаберже. Стены этого зала украшают полотна русских мастеров XIX века, например, большая картина «Суд Париса» кисти Константина Маковского. За это произведение автор был удостоен Большой Золотой медали и ордена Почетного Легиона на Всемирной выставке 1889 года в Париже. Именно для этой выставке была возведена знаменитая Эйфелева башня.

Готический зал.jpg

Готический зал украшают русские иконы в богатых окладах. В этом зале выставлены Царские врата, живопись на них датируется 1600 годом, это самый старинный экземпляр коллекции в настоящее время. Ранее в Готическом зале располагался кабинет хозяина особняка.

Верхняя буфетная

Верхняя буфетная.jpg

Верхняя буфетная поразила меня современнейшим музейным освещением. такого чуда я еще нигде не видела, даже в музеях Вены, коих в нашем Венском путешествии посетили не мало. В Верхней буфетной царит полумрак, освещены только картины прожекторами, подвешенными к потолку. Создается впечатление, будто картины светятся изнутри. Произведениям импрессионистов как нельзя кстати подобное освещение.

После революции предприятие Фаберже закрылось, основатель – Карл Фаберже был вынужден бежать из России и скончался в Лозанне в 1920 году в возрасте 74 лет. Архив фирмы был безвозвратно утрачен, многие секреты ювелиров пропали.

Возможно

Исторический музей познакомит с Фаберже и «национальной романтикой»

Хорошая новость для тех, кто хотел попасть на выставку Гохрана «Ювелирное мастерство. Традиции и современность», недавно завершившуюся в Новом Манеже, но не успел (наш анонс). Внушительную коллекцию работ дореволюционных ювелиров России, в том числе ставшего самым узнаваемым в мире русским брендом Карла Фаберже, теперь покажет Исторический музей.

Выставка «Фаберже и придворные ювелиры» пройдет с 20 ноября 2019 по 30 апреля 2020 года, и будет посвящена российскому ювелирному искусству второй половины 19-начала 20 века. Выставка в Историческом музее насчитывает около 300 экспонатов эпохи русского ренессанса, включая предметы из полковых музеев, которые будут показаны впервые.

Ниже — фрагмент анонса с сайта музея.

Особую роль в расцвете ювелирного дела играл придворный поставщик Российского Императорского двора и многих королевских дворов Европы Карл Фаберже, чье имя стало синонимом ювелирного гения. Его работам посвящен отдельный раздел выставки, рассказывающий о вкладе мастера в российское ювелирное дело, насчитывающее более чем 1000‐летнюю историю.

Выставка знакомит с историей возрождения национального ювелирного искусства, развитием Московской и Петербургской школ ювелиров. Эпоха охарактеризована стремлением общества к обновлению художественного языка, когда ведущие художники обратились к созданию декоративно‐прикладных изделий, в том числе из серебра и золота, и стали сотрудничать с ювелирными фирмами. Синтез искусств вылился в неожиданные художественные решения для драгоценных изделий этого периода.

На экспозиции представлены работы выдающихся мастеров, таких как И. Сазиков, И. Чичелев, П. Овчинников, И. Хлебников, владельцев фирмы Болиных, Ф. Рюкерт, братьев Грачевых и многих других. Именно они заслужили мировое признание на всемирных и всероссийских выставках, были удостоены самых высоких наград.

Посетители могут увидеть предметы, выполненные в разных стилях: вещи из царских дворцов, памятные изделия, драгоценную галантерею, серебряную скульптуру. Раздел выставки рассказывает о русско‐историческом стиле или «стиле национальной романтики», получившем большую популярность на рубеже веков благодаря преобладанию народных мотивов.

Церковным предметам, которые занимают особое место в декоративно‐прикладном искусстве, и не выставлявшимся ранее экспонатам полковых музеев также посвящены отдельные разделы.

О выставке Фаберже и придворные ювелиры

Даты: 20 ноября 2019-30 апреля 2020

Место: Государственный Исторический музей (ГИМ), Новый выставочный зал, Москва, Красная площадь, 1

Новость на сайте музея

Все ювелирные выставки на портале | Все публикации по тегу ИМЕНА | Все публикации по тегу ИЗ ЧЕГО — ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ

Поделитесь статьей с друзьями

Tags:жанр_ювелирное искусство, из чего_традиционные техники, из чего_эмаль/финифть/лак, ИМЕНА, кто_бренды российские, стиль_исторические

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: