Монастырь Свято-Данилов в Москве: мужской хор, расписание богослужений и официальный сайт. Узнаем как добраться до московского мужского Свято-Данилова монастыря?


Иоанно-Предтеченский Женский Монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в конце XV века. Позже стало известно, что монастырь был связан с сектой Клист, и двое его основателей были похоронены там до тех пор, пока их тела не были вывезены властями и утилизированы в 1739 году.

Монастырь также использовался для заключения в тюрьму нескольких знатных дам. Самые известные из них — это Дарья Салтыкова, дворянка, замучившая и убившая более 100 своих крепостных, и монахиня Досифея.

  • Место расположения: Малый Ивановский переулок 2.
  • Станция метро: Китай-Город.

Иоанно-Предтеченский Женский Монастырь

Заиконоспасский монастырь

Самый центральный и самый маленький монастырь Москвы настолько скрыт во внутреннем дворике рядом с улицей Никольской, что большинство туристов даже не замечают его присутствия. Монастырь был основан в 1600 году царем Борисом Годуновым.

Его название означает Спаситель за иконами, так как главный собор монастыря-это чудотворный образ Спасского собора, который раньше располагался за киосками с иконами.

  • Место расположения: улица Никольская 7.
  • Станция метро: Площадь Революции.

Заиконоспасский монастырь

Зачатьевский Женский Монастырь

Монастыри Москвы это места с давней историей, например, Зачатьевский монастырь был основан в 1584 году и посвящен зачатию Святой Анны. Однако до этого здесь располагался еще один монастырь, основанный святым Алексием, митрополитом Московским, в 1360 году, но уничтоженный пожаром в 1547 году.

Вскоре после основания Зачатьевского монастыря он был подвергнут разрушению в смутные времена. Основные строительные работы проводились в монастыре в конце 17-го, середине 18-го и начале 19-го века.

  • Место расположения: Зачатьевский переулок 2.
  • Станции метро: Кропоткинская, Парк Культуры и Отдыха.

Зачатьевский Женский Монастырь

Храмы и сооружения

Монастырский комплекс включает действующие храмы, колокольню, хозяйственные и жилые постройки.

Храм Воскресения Словущего

Построен в XVIII веке. В дальнейшем небольшая соборная церковь была практически полностью перестроена по проекту М. Д. Быковского: новый пятикупольный храм был сооружен в 1853 году.

Колокольня

Первая колокольня была возведена в 1707 году, позднее в результате перестройки в ней появилось три яруса. В 1926 году историческую колокольню взорвали, заново отстроить ее удалось только к 2002 году.

Храм Матроны Московской

Скромный одноглавный храм построен в 1808–1814 годы. В настоящее время именно он является главным местом для паломников, которые приезжают в Покровский ставропигиальный монастырь. В храме хранятся значимые святыни: икона и мощи Матроны Московской, перенесенные в монастырь в 1998 году. Чтобы подойти к святыням, нужно будет выстоять длинные очереди — по отзывам туристов, ждать придется 2–3 часа.

Другие постройки

На территории монастыря также располагаются настоятельский корпус и жилые сестринские корпуса, ограда с башнями. Кроме того, у монастыря есть подворья: в Строгино (Троице-Лыково) и селе Марково.

Ново-Алексеевский Женский Монастырь

По обе стороны Третьего Транспортного Кольца раскинулся церковный ансамбль, который когда-то был частью Ново-Алексеевского женского монастыря. Первоначальный Алексеевский монастырь был основан в 1360 году митрополитом Алексием там, где сейчас стоит Зачатьевский монастырь.

  • Место расположения: 2-й Красносельский переулок 3.
  • Станция метро: Красносельская.

Ново-Алексеевский Женский Монастырь

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь был основан в 1397 году на том месте, где великий князь Василий I встретил Владимирскую икону Божией Матери, когда ее привезли из Владимира в Москву для защиты города от Тамерлана, направлявшегося в Москву.

Когда Тамерлан неожиданно повернул назад, иконе приписали спасение города, и в благодарность за это был построен монастырь. В 16 веке монастырь был перенесен на свое нынешнее место.

  • Место расположения: улица Большая Лубянка 19.
  • Станции метро: Тургеневская, Цветной Бульвар.

Сретенский монастырь

Княжеская могила

Старший сын Даниила, Иван Калита, переводит в 1330 году отцовский монастырь в расположение Кремля, за его неприступные стены, с тем, чтобы защитить от набегов, и приписывает его к собору Спаса на Бору. Старую же замоскворечную обитель с княжеской могилой Даниила он поручает в ведение архимандрита кремлевского монастыря. Однако отдаленная обитель постепенно пустела и хирела. Со временем она стала именоваться Даниловским сельцом. Так княжеская гробница по прошествии нескольких десятков лет была заброшена его потомками.

Только при Иване Третьем произошло весьма знаменательное событие, послужившее толчком к постепенному возрождению этого комплекса, после которого Свято-Даниловский монастырь в Москве вновь начал играть важную роль в жизни города, а память князя Даниила Московского получает особое почитание еще до обретения мощей и причисления его к лику святых.

Никольский старообрядческий монастырь

Никольский старообрядческий монастырь был основан в 1866 году. До основания монастыря здесь уже существовала старообрядческая община. При царе Николае I старообрядческая община подвергалась гонениям, а некоторые даже были сосланы.

Те, кто остался, были вынуждены принять авторитет официальной Русской Православной Церкви и стали называться единоверцами.

  • Место расположения: улица Преображенский Вал 25.
  • Станция метро: Преображенская Площадь.

Никольский старообрядческий монастырь

Если вы планируете поездку в Москву, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales, а ж/д билеты на Poezd.

Открытие монастыря

В мае 1983 года Даниловский монастырь решением советского правительства был вновь отдан в распоряжение Московской Патриархии для организации в нем официальной резиденции.

Пока что не удалось обнаружить могилы, которые были уничтожены при сносе кладбища. Поэтому здесь в 1988 году была возведена часовня-костница, являющаяся символическим надгробным памятником для всех захороненных в монастыре. А рядом с местами могил Хомякова и Гоголя установили в их память два барельефа. 12 июля 1988 года здесь прошла торжественная служба в честь тысячелетия Крещения Руси. Сегодня в Свято-Даниловском монастыре находится главная резиденция Святейшего Патриарха, а также здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

хор свято данилова монастыря

Николо-Перервинский Монастырь

Самым южным монастырем Москвы является Николо-Перервинский монастырь, расположенный недалеко от реки Москвы в районе Печатников. Первая запись о монастыре была сделана в 1623 году, но считается, что он гораздо старше этого, возможно, даже датируется 1380 годом после битвы на Куликовом поле.

В конце XVII века патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией, в результате чего был построен первый каменный собор.

  • Место расположения: улица Шоссейная 89.
  • Станции метро: Печатники, Волжская.

Николо-Перервинский Монастырь

Канонизация

Согласно преданию, в 1652 году святой князь Даниил является во сне царю Алексею Михайловичу. В результате его повелением от 30 августа патриарх Никон и собор епископов в присутствии государя вскрыли княжескую могилу. Так были обретены нетленные святые мощи Даниила Московского, от которых в то время исцелилось множество людей. Святые мощи были с особой торжественностью перенесены в монастырский соборный храм и упокоены у правого клироса в деревянной могиле. Тогда же благоверного московского князя причислили к лику святых, празднование ему установили два раза в год – о его кончине в марте и в день обретения его святых мощей 12 сентября согласно новому стилю.

Высоко-Петровский Монастырь

Первое упоминание о Высоко-Петровском монастыре появилось в 1377 году, и традиционно считается, что он был основан митрополитом Петром, который переехал в Москву в 1325 году и умер в 1326 году.

Монастырь был закрыт в 1918 году, хотя его Богородицкая церковь оставалась открытой до 1929 года. В 1992 году несколько зданий монастыря были возвращены православным, и в 2009 году было принято решение о полном восстановлении монастыря.

  • Место расположения: улица Петровка 28/2.
  • Станции метро: Тверская, Пушкинская, Чеховская.

Высоко-Петровский Монастырь

Немного истории

13 век! Как это было…

Разрешив миром, без военных действий, спор между двумя своими братьями, благодарный московский князь в 1282 году заложил храм в честь Даниила Столпника, которого почитал как своего небесного и всемогущего покровителя.

По древней легенде, князь Даниил позже принял постриг в монахи и завещал похоронить себя, обязательно, в основанном им самим монастыре. Что и было, конечно же, сделано.

А в 1652 году его мощи были обретены нетленными. С достойными почестями, при огромном стечении народа, по указу царя Алексея Михайловича, они были перемещены в храм Семи Вселенских Соборов, находящийся здесь же.

Храм Семи Вселенских Соборов, Свято-Данилов монастырь в Москве

Забвение и возрождение обители

В 1330 году сын Даниила перевёл насельников монастыря в Кремль, на княжеский двор. Современные учёные предполагают, что сделал он это потому, что всерьёз задумывался о том, чтобы Москву сделать столицей государства. На целых 300 лет небольшая деревянная церковь и маленькое село при ней остались без должного внимания и ухода. Всё постепенно ветшало и приходило в упадок.

Только в 1650 году заброшенный храм был возрождён по решению царя Ивана Грозного. Времена были неспокойные, и монастырь всё время находился в центре разрушительных военных событий. А в 1812 году, перед вступлением в Москву войск Наполеона, был, можно сказать, эвакуирован. Его святые реликвии и казну просто вывезли из города.

Когда ситуация стала более-менее спокойной, всё вернулось на круги своя. Монастырь зажил обычной жизнью. Постепенно он принимал вид существующий и поныне.

Известно, что с начала 19 века в нём размещался приют для пожилых священнослужителей и престарелых женщин, их вдов.

Страницы истории. Это тоже было

Колокольня и вход в Свято-Даниловский монастырь в Москве

В 1918 году монастырь прекратил своё существование, но только формально. На самом же деле, жизнь там продолжалась. Но это не продлилось долго, и в 1929 году начались глобальные изменения. Новая власть приказала колокольню Даниловского монастыря разобрать, а колокола отправить на переплавку.

По документам всё так и было сделано. Но в жизни этого не случилось. Американский дипломат Чарльз Крейн чудом сумел их увезти в Гарвардский университет, где они и находились до 2007 года. Первым был возвращён на родину колокол под названием «Будничный».

Даже покойникам было неспокойно в то время. Монастырское кладбище, существовавшее там, было разорено, а после и совсем уничтожено. Особо знаменитых людей: Гоголя, Языкова и некоторых других перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1930 году на святой земле монастыря находился изолятор для детей, так называемых, врагов народа. В основном это были дети людей, расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. «Русской Голгофой» назвал этот страшный полигон Алексий-2 — Патриарх Московский и Всея Руси. Более 20000 человек были расстреляны там.

А их детей собирали в детприёмник на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря. Естественно, ни о каких нормальных условиях не могло быть и речи. Дети там болели и умирали. У одной из монастырских стен обнаружено место с многочисленными детскими останками.

В память о всех, похороненных на землях Свято-Даниловского монастыря за всю его историю, здесь установлена поминальная часовня.

Поминальная часовня, Свято-Даниловский монастырь в Москве

С 1983 года монастырский комплекс на Тульской стал возрождаться. Сейчас он носит гордое название «ставропигиальный», то есть, Настоятелем Даниловского монастыря является только сам правящий епископ Москвы (Патриарх всея Руси). Кроме того, на его территории размещается Отдел внешних церковных связей и здание, где проводятся заседания Священного Синода.

Свято-Данилов монастырь в Москве

В 2007 году под одной из галерей храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов случайно был обнаружен склеп из белого камня. Предполагают, что там был когда-то захоронен архиепископ Никифор Феотокис — греческий просветитель. Недалеко от этого места сейчас установлен памятный крест из белого мрамора.

Памятный крест, Свято-Даниловский монастырь в Москве

В подклете больничного корпуса, в настоящий момент, размещается храм Серафима Саровского, В здании резиденции Патриарха — церковь во имя Всех святых, о земле Российской просивших.

Свято-Даниловский монастырь в Москве

Богородице-Рождественский Женский Монастырь

На углу улицы Рождественка и Рождественского бульвара расположен Богородице-Рождественский женский монастырь, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Традиционно считается, что он был основан в 1386 году княгиней Марией Андреевной Серпуховской, которая стала монахиней и умерла в монастыре в 1389 году.

  • Место расположения: улица Рождественка 20.
  • Станция метро: Цветной Бульвар.

Богородице-Рождественский Женский Монастырь

Если вы думаете, поехать в Москву туром или самостоятельно, то советуем вам посмотреть цены на туры. Снизу в форме вы можете выбрать свой город, желаемые даты и нажать на кнопку «Найти». Вам отобразятся все возможные варианты.

Святыни и иконы монастыря

Среди всех икон и святыни обители особенно выделяются:

  • Мощи святого князя Даниила в раке, ковчеге и 2 иконах на иконостасах: после закрытия монастыря в 1930 году попали в руки протоиерея Иоанна Мейендорфа, который увез их в США. Только в 80-х годах мощи вернулись в монастырь.
  • Икона с мощами Сергия Радонежского: можно найти под иконой святого в Троицком соборе.
  • Икона с мощами преподобного Серафима Саровского: это копия с иконы, которая в 1988- 2000 годах хранилась в Серафимовской церкви у стены. Вместе со иконным списком изображения там хранятся кусочек камня, на котором молился святой в пустыни, его четки и частица мантии.
  • Ковчег с мощами князя Александра Невского: хранится в Троицком соборе.
  • Башмачок святителя Спиридона Тримифутского: находится в Покровском храме. Верующие оставляют записки с просьбами в щели между образом святого и его башмачком.
  • Иконы с мощами святой Матроны Московской и великомученика Пантелеймона: обе расположены в Покровском храме Данилова монастыря в Москве, адрес которого указан ниже.

К особо чтимым иконами относятся:

  • Икона Святой Троицы: была написана во второй половине XVI века. Икону пожертвовал один из прихожан, брат которого незадолго до этого погиб в автокатастрофе по дороге на собственное крещение.
  • Владимирская Богоматерь с акафистом: самая древняя икона обители. Была написана для первого каменного храма монастыря во второй половине XVI века.
  • Богоматерь «Троеручица»: время написания конец XVII — начало XVIII столетий.
  • Казанская Богоматерь: время написания — середине XVIII столетия.
  • Богоматерь «Достойно есть»: она принадлежала митрополиту Нестору, который в первой половине XX века являлся просветителем Камчатки.
  • Георгия Победоносца: она была написана на средства вернувшихся солдат с Русско-Японской войны.
  • Святого старца Луки.

Бывший Симонов Монастырь

Симонов монастырь был основан в 1370 году преподобным Федором Симоновым, учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1379 году монастырь был перенесен немного восточнее на свое нынешнее место. Он был развит как крепость-монастырь, а башни и крепкие стены были возведены в 16-м и 17-м веках.

  • Место расположения: улица Восточная 4.
  • Станция метро: Автозаводская.

Бывший Симонов Монастырь

Служба св. Даниилу

Первая служба святому Даниилу была составлена архимандритом Константином (настоятелем монастыря) в 1761 году. Однако через сорок лет было составлено житие князя и новая служба митрополитом Платоном (Левшин). Теперь каждое воскресенье перед святыми мощами Даниила читали акафист. А в дни памяти из кремлевских соборов направлялся крестный ход в замосквореченский монастырь Свято-Данилов. Со временем в храме обители был освящен придел в честь святого Даниила Московского. Его гробницу перенесли к левому клиросу и сделали к ней на пожертвование Федора Голицына серебряный оклад. В 1812 году он был украден наполеоновскими войсками. Поэтом в 1817 году мощи святого Даниила Московского были уложены в новую серебряную раку. Рядом, на стене, была помещена икона князя, написанная в полный рост на прежней деревянной крышке его гробницы.

москва свято данилов монастырь

Андреевский Монастырь

Среди Воробьевых гор Москвы расположен Андреевский монастырь. Некоторые считают, что монастырь существует с XIII века, хотя обычно считается, что он был основан в 1648 году вокруг уже существовавшей церкви Святого Андрея Стратилата, от которой монастырь и получил свое название.

Церковь была построена в 1591 году в благодарность за спасение Москвы от крымского хана Гази II Герая, но нынешняя версия датируется 1675 годом.

  • Место расположения: Андреевская набережная 2.
  • Станция метро: Ленинский проспект.

Андреевский Монастырь

Возрожденная святыня

В 1982 г. правительство решило вернуть Церкви Донской монастырь, с тем, чтобы здесь находилась резиденция Патриарха. Такое решение подписал Л.И.Брежнев. Но после его смерти по неизвестным причинам решение изменилось, и вернули Даниловский. Тогда на его территории находились несколько советских учреждений, включая изолятор для малолетних преступников, реставрационный центр. Возрождение казалось невозможным. Патриарх Пимен благословил петь во всех московских храмах тропарь князю Даниилу.

Молитвами святого, уже к 1000-летию Крещения Руси (1988) первым за почти 70 лет насельникам удалось восстановить:

  • Троицкий собор;
  • храм Св. Отцов Семи Вселенских соборов;
  • две часовни.

За следующие годы открылась воскресная школа (1989), восстановлены разрушенные стены (1990).

Донской монастырь

Донской монастырь — один из лучших сохранившихся образцов укрепленного монастыря, и так как он расположен немного в стороне от центра, то туристов здесь будет гораздо меньше, чем, например, в Новодевичьем монастыре.

Монастырь был основан по приказу царя Федора I между 1591 и 1593 годами на том месте, где русские смогли отразить вторжение крымского хана Гази II Гирея в 1591 году.

  • Место расположения: Донская площадь 1.
  • Станция метро: Шаболовская.

Донской монастырь

Если вы планируете поездку в Москву и еще не определились с жильем, то отели и апартаменты советуем искать на Hotellook. Цены за номер в отеле начинаются от 900 рублей в сутки, а за апартаменты от 1300 рублей. Очень много хороших вариантов с бюджетными ценами и хорошими отзывами.

Святыни

Главная святыня – рака с мощами князя Даниила Московского, находится в храме Святых отцов Семи Вселенских Соборов.

Кроме того, чтимыми святынями являются:

  • образ блгв.кн. Даниила с частицей мощей;
  • ковчеги с частицами мощей многих святых;
  • иконы Пресвятой Богородицы – Владимирская и Троеручица, святыни дореволюционных лет, возвращенные за последние годы;
  • икона прп. Иоанна Кассиана Римлянина, также возвращенная святыня.

Подробную информацию про паломничество в Даниловский монастырь, а также индивидуальные предложения для коллективов воскресных школ, приходов, можно получить по телефону в Москве, или в официальной группе ВКонтакте.

Свято-Данилов Монастырь

Свято-Данилов монастырь был основан в конце XIII века московским князем Даниилом, младшим сыном Александра Невского. Хотя точная дата неизвестна (где-то между 1272 и 1303 годами правления Даниила), он считается самым старым монастырем в Москве.

Перед своей смертью в 1303 году князь Даниил стал монахом в монастыре, а в 1652 году был канонизирован как святой Даниил Московский.

  • Место расположения: улица Даниловский Вал 22.
  • Станция метро: Тульская.

Свято-Данилов Монастырь

История монастыря

До 1932 года

Данилов монастырь почитается древнейшей на Москве обителью; был основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника. В Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития (1300), в 1330 переведена в кремлёвский Спасо-Преображенский монастырь. Перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303), похоронен в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 и перенесены, повелением Царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители

.

По смерти князя Даниила обитель, им основанная, пребывала в запустении. Степенная книга повествует, что при великом князе Иоанне III Васильевиче случилось одному придворному юноше ехать мимо монастыря; князь Даниил явился ему и рек: «Рцы великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже

». С того времени Иоанн повелел петь соборные панихиды о душах своих усопших сродников. В XIV—XV вв. Данилов монастырь оскудел, на его месте оставались церковь Даниила Столпника, рядом сельцо Даниловское. В 1560 Данилов монастырь возобновлён царём Иваном IV Грозным на месте бывшего монастырского некрополя ]. В 1561 храм во имя свв. Отец Седми Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Московским Макарием
.
Вид монастыря в XIX веке

В 1591, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский «обоз» — укреплённый передвижной лагерь. В 1606 у Данилова монастыря произошло сражение отрядов И.И. Болотникова и И. Пашкова с армией царя В.И. Шуйского. В 1607 близ Данилова монастыря был казнён Илейка Муромец (Коровин) — один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, сильно пострадал в 1610. В начале XVII в. обнесён кирпичной стеной с 7 башнями. В 1710 в Даниловом монастыре было 30 монахов, по штату 1764 — 12 монахов с настоятелем, в 1900 — 17 монахов. В 1812 разорён; накануне вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна — в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей

.

Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 (имел 18 десятин земли). В конце XIX в. монастырю принадлежали 178 десятин, несколько домов в Москве, каменный двор; при монастыре с 1805 находилась богадельня для престарелых женщин, с 1862 — для престарелых священнослужителей и их вдов. К 1917 в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли

.

В начале монастырь был 3-го класса, в ведении викария Московской епархии. С 1 мая 1917 и до закрытия настоятель обители — епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Краснов-Левитин и Шавров пишут: «До самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми „тихоновцами“, чем сам Патриарх Тихон»

.

По формальном закрытии монастыря в 1918 монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930; в 1920-е в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии. В 1929 принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и до 2007 года находились в Гарвардском университете

.

В 1920-е годы часть рукописных книг и документов монастыря поступили в московские архивы (ныне находятся в РГАДА]

).

Изолятор НКВД для детей

В 1930 на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц: ]

Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня

.

До 1932 продолжались богослужения в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе (храм к югу от монастыря

).

Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря

.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной

.

После 1982 года

Данилов монастырь

и его основатель на российской марке. 1997

Свято-Данилов монастырь

— серебряная памятная монета Банка России. 2003

В ноябре 1982, незадолго до своей кончины, Л.И. Брежнев подписал указ о передаче Московской Патриархии Донского монастыря; в конце мая 1983 Донской был заменён на Данилов. Журнал московской Патриархии

№ 8 за 1983 год содержал материал о посещении Патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами Председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В.А. Куроедова. Последний сообщил иерархам, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем. и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории.»]

Наместником возрождающейся обители был назанчен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом Троице-Сергиевой Лавры. Монастырь восстанавливался как «Духовный и Административный Центр РПЦ», средства на его восстановление жертвовались как приходами Москвы, так и всеми епархиями Московского Патриархата

.

В сентябре 1983 во всех храмах Москвы Патриархом Пименом было благословлено петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпу́стах

.

12 сентября 1983 Данилов монастырь посетил Патриарх Пимен

.

Основными реставрационными работами руководил архитектор И.И. Маковецкий. Участие в работах принимал иконописец Зинон (Теодор

).

С Великого поста 1984 братия монастыря совершала службы в праздничные дни в Малом соборе Донского монастыря

.

8 июня 1985 состоялось первое освящение престола — в храме Покрова (нижний этаж собора Свв. Отец Седми Вселенских Соборов

).

15 октября 1985 в отреставрированный Новый братский корпус переехал Отдел внешних церковных сношений

.

29 мая 1986 в монастырь были принесены частицы мощей князя Даниила, переданные митрополитом Феодосием, предстоятелем Американской православной церкви; было сообщено, что ранее они принадлежали архиепископу Феодору (Поздеевскому

).

С 1 августа 1986 по май 1987 наместником был архимандрит Пантелеимон (Долганов); с мая 1987 — архимандрит Тихон (Емельянов); с января 1990 — архимандрит Ипполит (Хилько

).

18 августа 1987 за всенощной в Троицком соборе молился Вселенский Патриарх Димитрий, прибывший в тот день с официальным визитом в РПЦ]

.

На месте бывшего некрополя, в западной части территории обители, было построено новое здание резиденции Патриарха и Священного Синода

.

11 февраля 1988 в здании бывшего Братского больничного копуса, примыкающего с запада к надвратной церкви, был освящён храм прп. Серафима Саровского

.

Верхний храм церкви Седми Вселенских Соборов был освящён 26 марта 1988

.

30 мая 1988 года монастырь посетили Президент США Р. Рейган, его супруга и Госсекретарь США Джордж Шульц, которых встречали председатель ОВЦС митрополит Филарет (Вахромеев) и наместник обители архимандрит Тихон]

.

12 июня 1988 года, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади монастыря Божественную литургию в ознаменование 1000-летия Крещения Руси совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I]

.

С 2001 в Покровском храме покоятся мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова), с 1922 до 1982 подвизавшегося в обители. Мощи святого, прославленного на Архиерейском Соборе 2000, были обретены 11 октября 2000 на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде

.

После многолетних переговоров с Гарвардским университетом в марте 2007 — благодаря согласию Виктора Вексельберга обеспечить полное финансирование всех затрат по проекту и организационную поддержу при осуществлении сложных в техническом отношении операций — удалось достичь согласия на возврат колоколов монастырской звонницы. После этого к переговорам подключился Культурно-исторический фонд «Связь Времен», председателем попечительского совета которого является Виктор Вексельберг. Было подписано соглашение о возвращении колоколов монастырю][10][11]. 12 сентября 2007 года, по окончании литургии, Патриарх Алексий II в присутствии предпринимателя Виктора Вексельберга совершил чин освящения колокола «Будничный» — первого из возвращённых[12][13]

.

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь был основан в 1490 году по приказу великого князя Ивана III, после которого сюда были переведены монахи монастыря, окружавшего Спасо-Преображенский собор внутри Кремля, отсюда и название монастыря Новоспасский, означающее «новый спаситель».

Монастырь сильно пострадал в Смутное время, и впоследствии его пришлось восстанавливать. Между 1640 и 1642 годами вокруг монастыря были построены новые каменные стены и башни.

  • Место расположения: Крестьянская площадь 10.
  • Станция работы: Пролетарская.

Новоспасский монастырь

Заброшенная святыня

После смерти Даниила его сыновья отнеслись к его наследию без особого рвения. Им не хотелось поддерживать затерянную среди лесов монашескую общину, и с 1330 г. князь Иван Данилович перевел братию в Москву. Даниловский постепенно оскудел. Скоро осталась только деревянная церковь прп. Даниила Столпника и кладбище,. Так прошло более 200 лет.

При Иване III один из его приближенных видел явление князя Даниила, просившего передать великому князю Иоанну, что не следует забывать своих предков. Устрашенный Иван III установил соборные панихиды по своим праотцам. Но возрождение обители произошло только с 1560 г., при Иване IV, когда у могилы благоверного князя исцелился умирающий. Тогда Иван Грозный возобновил Данилов. Возрождение

Уже в 1561 г. здесь появился первый каменный храм св. отцов Семи Вселенских Соборов., а спустя 30 лет мощные стены твердыни уже отразили натиск крымского хана Казы-Гирая.

Вместе со страной монастырь пережил Смуту начала XVII века, под его стенами происходили тяжелые бои. Главным событием после окончания Смуты стало обретение мощей блгв. Даниила Московского (1652).

Непростым периодом оказались XVIII – XIX века: благосостояние подкосила секуляризация церковных земель Екатериной II. Затем Данилов разорило нашествие Наполеона. С раки князя Даниила был похищен серебряный оклад. Хотя часть сокровищ удалось вывезти и тем спасти от захватчиков, полностью восстановить обитель удалось только к середине столетия. Тогда начали строиться новые храмы. Одним из самых красивых стал храм Воскресения Словущего – пятипрестольный, построенный в стиле позднего классицизма.

Обитель несла социальное служение: при ней работали приходская школа, приют для престарелых иноков, который с 1902 года стал епархиальной больницей для церковнослужителей.

Покровский Женский Монастырь

Покровский женский монастырь был основан в 1635 году царем Михаилом как монастырь, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы. Главная церковь монастыря была впервые построена в 1655 году, но она, как и остальная часть монастыря, была перестроена в 19 веке.

Эти строительные работы также включали в себя окружение монастыря стенами и башнями. В конце XIX века он стал миссионерским монастырем, ответственным за подготовку миссионеров.

  • Место расположения: улица Таганская 58.
  • Станции метро: Таганская, Пролетарская.

Покровский Женский Монастырь

«Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

Покровский ставропигиальный женский монастырь

Очень сильное желание возникает у людей лично посетить праведную старицу и попросить её о помощи. Ведь многие помнят её слова: «Все, все приходите ко мне…»

Надо сказать, что оказавшись в городе Москве, вы легко сможете проехать к мощам святой блаженной Матроны Московской. Покровский женский ставропигиальный монастырь у Абельмановской Заставы (храм на Таганке) с 1998 года является местом постоянного пребывания этой святыни. Как рассказывают паломники, попадая в обитель, на душе сразу становится спокойно, радостно. Сюда приезжают люди с разных уголков страны, чтобы приложиться к мощам блаженной Матроны, принести живые цветы, помолиться и попросить помощи.

При входе на территорию монастыря можно увидеть Церковную лавку. Она открыта ежедневно (часы работы с 8.00 до 20.00 часов). Здесь можно купить иконы святой Матроны Московской от самых маленьких, до больших храмовых, книги, церковное масло, свечи, церковную утварь и многое другое.

Рядом со входом в монастырь располагается колокольня, а чуть дальше Святой источник (или водосвятная часовня). Паломники могут набрать здесь святой воды в свои бутылочки или в бутылочки, купленные в монастыре. Надо сказать, что на территории Покровского монастыря работает трапезная, которая открыта для всех желающих. Есть небольшая детская площадка.

Но, конечно, главное место, куда идут все паломники, это храм, в котором находятся мощи святой Матроны Московской в специальной гробнице (раке). Святыня никогда не покидает пределы Покровского женского монастыря и ежедневно доступна для верующих. Очереди выстраиваются с раннего утра до позднего вечера. Ещё одна очередь выстраивается к большой иконе Матронушки в виде фрески на стене храма, прямо на улице.

Как проехать к мощам Матроны Московской

Покровский женский монастырь (храм на Таганке) находится по адресу: г. Москва, ул. Таганская 58. Проехать к нему вы можете на общественном транспорте, например, на метро.

Проезд: до станции метро “Марксистская”, выход на ул. Таганская. Далее вы можете пройти пешком до монастыря (15 минут) или на любом транспорте (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская.

Проезд: до станции метро “Крестьянская застава” или “Пролетарская”, а далее 10 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Часы посещения

Паломники могут посетить мощи Матроны Московской ежедневно. Часы работы храма, где находится гробница (рака), такие же как у Покровского женского монастыря. Часы посещения: понедельник — суббота с 07.00 — 20.00, воскресенье с 06.00 — 20.00.

Вы можете посетить также утреннюю или вечернюю службу в храме. Расписание богослужений читайте в этом разделе.

8 мар­та 1998 го­да в Неде­лю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II на Да­ни­лов­ском клад­би­ще в Москве бы­ли об­ре­те­ны чест­ные остан­ки по­движ­ни­цы бла­го­че­стия XX ве­ка бла­жен­ной ста­ри­цы Мат­ро­ны.

Мощи матроны московской в москве адрес

Ко­мис­сию по вскры­тию за­хо­ро­не­ния воз­гла­вил ар­хи­епи­скоп Ист­рин­ский Ар­се­ний. В пе­ре­не­се­нии чест­ных остан­ков ста­ри­цы Мат­ро­ны участ­во­ва­ли: на­мест­ник Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря епи­скоп Оре­хо­во-Зу­ев­ский Алек­сий, на­мест­ник Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Алек­сий с бра­ти­ей, на­сто­я­тель хра­ма во имя Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка в Москве свя­щен­ник Алек­сандр Аб­ра­мов. В хра­ме в честь Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха, что на Да­ни­лов­ском клад­би­ще, на­мест­ни­ком Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­том Алек­си­ем в со­слу­же­нии со­бо­ра кли­ри­ков бы­ла со­вер­ше­на за­упо­кой­ная ли­тия. Гроб с чест­ны­ми остан­ка­ми ста­ри­цы Мат­ро­ны был до­став­лен в Да­ни­лов мо­на­стырь и по­ме­щен в на­дврат­ном хра­ме во имя пре­по­доб­но­го Си­мео­на Столп­ни­ка.

В ра­бо­те Ко­мис­сии по­ми­мо пред­ста­ви­те­лей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви участ­во­ва­ли экс­перт по во­про­сам су­деб­но-ме­ди­цин­ской экс­пер­ти­зы, ан­тро­по­лог, док­тор ме­ди­цин­ских на­ук, про­фес­сор Звя­гин Вик­тор Ни­ко­ла­е­вич и ар­хео­лог, док­тор ис­то­ри­че­ских на­ук Та­ню­ко­вич Ан­дрей Ки­рил­ло­вич.

13 мар­та Ко­мис­сия за­кон­чи­ла ра­бо­ту. Бы­ло от­ме­че­но, что при осви­де­тель­ство­ва­нии остан­ков ста­ри­цы Мат­ро­ны об­на­ру­же­на вы­пук­лость в фор­ме кре­ста на гру­ди, о чем упо­ми­на­ет­ся в ее жиз­не­опи­са­нии.

В По­кров­ском хра­ме Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря на ана­лое бы­ла по­ло­же­на ча­сти­ца гро­ба бла­жен­ной Мат­ро­ны. Здесь в дни Ве­ли­ко­го по­ста слу­жи­лись па­ни­хи­ды о упо­ко­е­нии ра­бы Бо­жи­ей Мат­ро­ны.

30 ап­ре­ля 1998 го­да, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II при тор­же­ствен­ном пе­нии тро­па­ря Пас­хи «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» бы­ло со­вер­ше­но пе­ре­не­се­ние чест­ных остан­ков бла­жен­ной Мат­ро­ны в храм Свя­тых От­цов Се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров. Ве­че­ром бра­тия мо­на­сты­ря от­слу­жи­ли за­упо­кой­ное все­нощ­ное бде­ние.

СВЯТЫЕ МОЩИ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ ПОЧИВАЮТ В ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ ПОКРОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ

1 мая 1998 го­да, в пят­ни­цу 2-й сед­ми­цы по Па­схе, на­ка­нуне 46-й го­дов­щи­ны пре­став­ле­ния бла­жен­ной Мат­ро­ны, Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и па­ни­хи­ду в том же хра­ме со­вер­шил ар­хи­епи­скоп Ист­рин­ский Ар­се­ний. За бо­го­слу­же­ни­ем бы­ло мно­го мо­ля­щих­ся, хо­тя офи­ци­аль­но об этом со­бы­тии не объ­яв­ля­лось.

В тот же день гроб с чест­ны­ми остан­ка­ми бла­жен­ной Мат­ро­ны был пре­про­вож­ден в мос­ков­ский По­кров­ский жен­ский мо­на­стырь, что у Абель­ма­нов­ской за­ста­вы. Там его тор­же­ствен­но при ко­ло­коль­ном звоне встре­ти­ли игу­ме­ния Фе­о­фа­ния и сест­ры оби­те­ли.

Те­перь чест­ные остан­ки бла­жен­ной, по­чи­та­е­мые ве­ру­ю­щи­ми как свя­тые мо­щи, по­чи­ва­ют в Покровском храме этого мо­на­стыря, ку­да за по­мо­щью к этой по­движ­ни­це, как и при ее зем­ной жиз­ни, идут нескон­ча­е­мым по­то­ком лю­ди.

Мощи матроны московской в москве адрес

Рака с мощами блаженной Матроны Московской

2 мая 1999 го­да, при слу­же­нии Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II со­сто­я­лось тор­же­ствен­ное при­чис­ле­ние ста­ри­цы Мат­ро­ны к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых.

Утром пат­ри­арх Алек­сий II с ам­во­на огла­сил акт о ка­но­ни­за­ции в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых бла­жен­ной Мат­ро­ны Мос­ков­ской (Ни­ко­но­вой Мат­ро­ны Ди­мит­ри­ев­ны, 1881 – 1952):

На­сто­я­щим опре­де­ля­ем: 1. При­чис­лить к ли­ку пра­вед­ных для мест­но­го цер­ков­но­го по­чи­та­ния в го­ро­де Москве и Мос­ков­ской епар­хии ста­ри­цу Мат­ро­ну Мос­ков­скую. 2. Чест­ные остан­ки бла­жен­ной Мат­ро­ны Мос­ков­ской, по­чи­ва­ю­щие в Свя­то—По­кров­ском став­ро­пи­ги­аль­ном мо­на­сты­ре го­ро­да Моск­вы, от­ныне име­но­вать свя­ты­ми мо­ща­ми и воз­да­вать им до­сто­долж­ное по­кло­не­ние. 3. Па­мять бла­жен­ной Мат­роне Мос­ков­ской со­вер­шать в день ее пре­став­ле­ния — 19 ап­ре­ля (2 мая). 4. Служ­бу но­во­про­слав­лен­ной бла­жен­ной Мат­роне Мос­ков­ской со­ста­вить осо­бую, а до вре­ме­ни со­став­ле­ния та­ко­вой от­прав­лять об­щую по чи­ну пра­вед­ной. 5. Пи­сать но­во­про­слав­лен­ной бла­жен­ной Мат­роне Мос­ков­ской ико­ну для по­кло­не­ния со­глас­но опре­де­ле­нию Седь­мо­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. 6. На­пе­ча­тать жи­тие бла­жен­ной Мат­ро­ны Мос­ков­ской для на­зи­да­ния в бла­го­че­стии чад цер­ков­ных. 7. На­сто­я­щее Опре­де­ле­ние На­ше до­ве­сти до све­де­ния кли­ри­ков и ве­ру­ю­щих пра­во­слав­ных при­хо­дов и оби­те­лей го­ро­да Моск­вы и Мос­ков­ской епар­хии.

Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Ру­си Алек­сий II 2 мая 1999 го­да.

Хор впер­вые за­пел тро­парь свя­той пра­вед­ной бла­жен­ной Мат­роне. За­тем Пер­во­свя­ти­тель со­вер­шил пер­вый мо­ле­бен у се­реб­ря­ной ра­ки с мо­ща­ми, ко­то­рая бы­ла уста­нов­ле­на в ниж­ней церк­ви По­кров­ско­го хра­ма. По­сле это­го па­мят­но­го дня в мо­на­сты­ре еже­днев­но по за­вер­ше­нии ли­тур­гии со­вер­ша­ет­ся мо­ле­бен с ака­фи­стом пе­ред ра­кой с чест­ны­ми мо­ща­ми но­во­про­слав­лен­ной бла­жен­ной ста­ри­цы Мат­ро­ны.

В октябре 2004 года состоялась общецерковная канонизация блаженной Матроны Московской.

Возникновение Покровского ставропигиального женского монастыря относят к 1635 году. Обитель была основана царем Михаилом Федоровичем в память об отце — патриархе Филарете. Строительство велось уже при следующем правителе — Алексее Михайловиче, изначально это был мужской монастырь.

Первым каменным строением стал собор Покрова Богородицы, сооруженный в 1655 году, а в XVIII веке были построены другие сооружения — 30-метровая колокольня и Воскресенский храм. В дальнейшем монастырь не раз перестраивался, в советские годы фактически не функционировал, часть помещений использовалась как общежитие для работников трамвайного депо. Монастырское кладбище было уничтожено и на его территории создан парк отдыха — теперь это Таганский парк. Только в 1994 году монастырь был возвращен церкви. Сейчас он является действующим.

Обитель продолжает восстанавливать Патриаршее подворье в Троице-Лыково, на территории которого поддерживает обучение детей из малообеспеченных семей в православной гимназии, проводит ремонт в гостинице «Даниловская» для паломников. На сайте Покровского женского монастыря указано, как можно внести пожертвование и оказать помощь. Для всех желающих размещены реквизиты Покровского ставропигиального женского монастыря.

Вход в монастырь — вид с улицы Таганская, панорама на Google Maps

Донской монастырь

Донской монастырь — один из лучших сохранившихся образцов укрепленного монастыря, и так как он расположен немного в стороне от центра, то туристов здесь будет гораздо меньше, чем, например, в Новодевичьем монастыре.

Монастырь был основан по приказу царя Федора I между 1591 и 1593 годами на том месте, где русские смогли отразить вторжение крымского хана Гази II Гирея в 1591 году.

  • Место расположения: Донская Площадь 1.
  • Станция метро: Шаболовская.

Донской монастырь

Свято-Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь был основан в конце XIII века московским князем Даниилом, младшим сыном Александра Невского. Хотя точная дата неизвестна (где-то между 1272 и 1303 годами правления Даниила), он считается самым старым монастырем в Москве. Перед своей смертью в 1303 году князь Даниил стал монахом в монастыре, а в 1652 году был канонизирован как святой Даниил Московский.

  • Место расположения: улица Даниловский Вал 22.
  • Станция метро: Тульская.

Свято-Данилов монастырь

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook и Booking. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

История[ | ]

Храм Святых отцов семи Вселенских Соборов, 1883 год Вид на монастырь в XIX веке Южный придел во имя святого праведника Алексия, человека Божия в Троицком соборе, до 1917 года Вид на колокольню из рождественского вертепа, 2010 год Внешняя монастырская стена от станции метро «Тульская», 2012 год Посещение монастыря президента США Рональда Рейгана 30 мая 1988 года Свято-Данилов монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2003 год

XIII—XVI века[ | ]

Монастырь основал московский князь Даниил Александрович в конце XIII века. Исследователь истории Кремля Александр Воронов указывает 1282 год, когда князь миром решил конфликт между своими братьями Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким за Владимирское великое княжение и право княжить в Новгороде[4].

Первой постройкой обители стал деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, окружённый кельями и хозяйственными постройками. Территория была огорожена тыном — частоколом из мощных брёвен, вбитым в основание земляного вала[5]. В обители находилась библиотека древних книг, позднее перенесённая в ризницу Спасского монастыря в Кремле. В 1293 году монастырь был разорён во время похода полководцев Золотой орды на Северо-Восточную Русь[4][6][7].

После смерти князя Даниила его похоронили на общем монастырском кладбище. В 1330 году по указу Ивана Калиты даниловскую братию перевели в храм Спаса на Бору. Второе переселение произошло в конце XV века при правлении Ивана Васильевича III — на Крутицкий холм[6][7]. По мнению Александра Воронова, причиной переноса являлось желание князя создать рядом со своим дворцом духовный центр и выделить место упокоения членов княжеской династии[4].

Погост обители и принадлежавшие ей сёла перешли под управление архимандрита кремлёвского Спасо-Преображенского монастыря на бору, приоритетом которого было обустройство нового великокняжеского монастыря. Без должного присмотра Даниловская обитель постепенно оскудела, к XV веку из построек сохранилась только деревянная церковь Даниила Столпника[4]. Её возрождение началось при правлении Ивана Грозного. Место для строительства нового собора было выбрано на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила. В 1561 году закончили возведение нового храма, получившего название Святых отцов семи Вселенских соборов. Его освятил митрополит Московский и всея Руси Макарий[8][9]. Храм представлял собой небольшой белокаменный четверик с главой, крытой керамической черепицей зелёного цвета. Вокруг него были построены деревянные кельи. Рядом с монастырём находились конюшенный и крестьянские дворы[10].

XVII—XVIII века[ | ]

В 1591 году, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский обоз — укреплённый передвижной лагерь. В декабре 1606-го у обители стояли полки военачальника Михаила Скопина-Шуйского для нанесения удара по отрядам Ивана Болотникова. В сентябре 1610 года отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни[2].

В 1652 году монастырь обрёл мощи князя Даниила. Патриарх Никон с духовенством вскрыли могилу, а мощи святого перенесли в храм семи Вселенских соборов в деревянную гробницу у правого клироса[11]. В 1670-е годы на территории монастыря построили трапезную с двумя придельными храмами — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Даниила с шатровой колокольней и тремя каменными палатами. Здание трапезной, к которой примыкали две ризничные палаты, было вытянуто с востока на запад и располагалось недалеко от главного собора. Покровский и Пророанииловский храмы имели алтарную апсиду и главы луковичной формы. Они были украшены наличниками, карнизами, поясками, изразцовыми изображениями четырёх евангелистов работы Степана Иванова по прозвищу «Полубес». В 1682 году царь Феодор Алексеевич пожертвовал два колокола для новопостроенной колокольни. Их отливал главный литейщик Пушечного двора в Москве Фёдор Дмитриевич Моторин[12][13].

В начале XVIII века, после поражения русской армии под Нарвой, по указу Петра I со звонниц стали снимать колокола для литья пушек. Всего была изъята четвёртая часть веса даниловских колоколов[13]. В 1729 году разобрали соборный храм и возвели на его месте новый двухэтажный. Он с трёх сторон был окружен открытой галереей-гульбищем с двумя крыльцами. Постройку венчали стройный барабан, главка луковичной формы и крест. В 1736-м храм расписал живописец Григорий Яковлев. Были также сооружены своды трапезной, новые главы, барабаны, кровли Покровского и Даниловского храмов. В 1731 году на средства московского купца М. А. Косырева закончилось строительство надвратной церкви. Её освятили во имя преподобного Симеона Столпника. В 1736-м в ней устроили колокольню[14][15]. В 1746 году началась перестройка шатровой колокольни при храме Святых отцов и Покровской церкви: был снят верхний ярус, а на двух нижних возвели столпообразную церковь во имя преподобного Даниила Столпника. Её венчал восьмигранный барабан и главка[13].

После секуляризации монастырских земель в 1764 году Данилов монастырь стал третьеклассным[8]. В 1771-м во время московской эпидемии чумы при нём устроили кладбище для умерших, которое позднее засыпали[3]. Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 году, когда на его счету числилось 18 десятин земли[источник не указан 722 дня

].

XIX век[ | ]

Накануне наступления французских войск Москву в 1812 году ризницу монастыря вывезли в Вологду, а казну — в Троице-Сергиеву лавру. При отступлении наполеоновские войска похитили оклад с гробницы князя Даниила. Новую серебряную вызолоченную раку для мощей изготовили в 1817-м[16].

В 1832—1834 годах строился новый храм Воскресения Словущего по проекту архитектора Фёдора Шестакова на месте стоявшей там одноимённой каменной церкви, построенной на рубеже XVII—XVIII веков. Он был выполнен в стиле позднего классицизма и имел пять престолов: освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь святого пророка Илии, во имя Николая Чудотворца и в память святителя Иоанна Златоустого[17].

К середине XIX века из-за наполненности кладбища было решено расширить территорию монастыря. Западную часть стен XVII столетия разобрали до основания, а на её месте возвели новую с двумя угловыми башнями[17].

В 1890 году на средства купеческой вдовы Анастасии Захаровой литейщиком Ксенофонтом Верёвкиным был изготовлен колокол весом 722 пуда на заводе Финляндского. Для него устроили деревянную звонницу на помосте за оградой монастыря. В 1904-м изготовили новый колокол весом 365 пудов. С его главы несколькими ярусами спускались сводчатые кокошники с растительным декором, жемчужник, фриз в русско-византийском стиле. Через два года была укреплена надвратная колокольня, что позволило водрузить на неё колокол[18].

В августе 1892 года при обители открыли бесплатную церковно-приходскую школу для бедных, состоявшую под надзором Московского Кирилло-Мефодиевского братства. К 1903-му в ней занимались 52 ученика, 36 из которых были крестьяне, остальные принадлежали к мещанскому сословию. В школе изучались Закон Божий, церковное пение, церковнославянская грамота, русский язык, арифметика, отечественная история, география, чистописание[19].

В конце XIX века в Даниловом монастыре был устроен приют для монашествующих. В 1902 году его преобразовали в общемонастырскую больницу для служителей Московской епархии. Вскоре больничные палаты соединили с надвратной церковью преподобного Симеона Столпника. Её обновили на средства вдовы статского советника В. С. Ляминой[20][21].

Первая половина XX века[ | ]

В начале XX века по проекту архитектора Фёдора Шехтеля была устроена усыпальница купцов братьев Ляпиных в подклете и на первом этаже храма Святых отцов. Она была сделана в два яруса: на нижнем находилась крипта, на верхнем — часовня с витражами[21].

1 мая 1917 года настоятелем монастыря был назначен епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский); вместе с ним пришли многие его друзья-единомышленники, выпускники и студенты Московской духовной академии. Монастырь, имущество которого в соответствии с Декретом об отделении церкви от государства было национализировано и в 1919 году формально закрытый властями, в последовавшие до фактического закрытия годы пережил период духовного подъема, функционируя как клир приходской Даниловской общины[1]. В начале 1920-х годов в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии, среди которых были Серафим (Чичагов), Иларион (Троицкий), Трифон (Туркестанов), Дамаскин (Цедрик), Прокопий (Титов), Пахомий (Кедров), Гурий (Степанов), Валериан (Рудич), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский), Парфений (Брянских)[1]. Проживавшие в обители епископы занимали общую с настоятелем Феодором (Позднеевским) жёсткую непримиримую позицию по отношению к обновленчеству и советской власти и получили неофициальное название — «даниловцы» (впоследствии многие клирики монастыря принадлежали к «непоминающим»)[22][23]. Писатели Краснов-Левитин и Вадим Михайлович Шавров в книге «Очерки по истории русской смуты» писали:

До самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми «тихоновцами», чем сам Патриарх Тихон[24].

В 1918 году начала работу Высшая богословская школа, в которой преподавал Феодор. Однако через два года его арестовали по обвинению в антисоветской агитации, и школа была закрыта[25][26].

В октябре 1929 года Троицкий собор передали учреждению «Союзхлеб» под склад муки. 6 октября 1930 года у членов Даниловской общины были отобраны ключи от всех построек монастыря; на следующий день мощи князя Даниила были перенесены в приходский храм Воскресения словущего у южной стены монастыря, где богослужения совершались до 1932 года[1]. Вскоре был арестован наместник обители архимандрит Тихон (Баляев).

В 1930 году даниловские колокола купил американский меценат Чарльз Ричард Крейн. Их перевезли и разместили на территории Гарвардского университетского городка. В монастырь их вернули в 2008 году, предварительно отлив для университета точные копии под руководством Общества церковных звонарей[27][28].

В 1930 году в помещениях монастыря начал работу приёмник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей[3].

Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприёмник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестёр и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприёмнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня[29].

Храмы подверглись опустошению и перестройке, некрополь был уничтожен. В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Владимиру Ленину[30][31].

Вторая половина XX века[ | ]

На рубеже 1970-х — 1980-х годов здания монастырского комплекса обветшали[32]. Была разорена надвратная церковь и разобрана колокольня, храм Святых отцов стоял без завершений и Даниловской церкви. Троицкий собор лишился глав, южных и северных портиков[33].

Осенью 1982 года патриарх Пимен и Синод обратились к руководству СССР с просьбой о передаче патриархии одного из бывших московских монастырей для создания духовно-административного центра РПЦ, что было приурочена к предстоящему юбилею 1000-летия Крещения Руси. 5 мая 1983 года в Совет по делам религий при Совете Министров СССР поступило сообщение о положительном решении этого вопроса. Решением Совета Министров СССР от 18 мая 1983 года РПЦ. был безвозмездно переданы здания бывшего Данилова монастыря[1]. К тому времени в нём размещались несколько организаций: центр временной изоляции несовершеннолетних преступников, специальная научная реставрационная мастерская «Союзреставрация», филиал [34]. Как вспоминал В. С. Лупандин: «Поверить в это было непросто. Чтобы в центре Москвы, этого образцового коммунистического города

, среди бесчисленных красных флагов, стендов с идеологической агитацией под названием
Наш советский образ жизни
или
КПСС — ум, честь и совесть нашей эпохи
, вдруг
церковники
, как тогда называли православных, открыли не храм, а самый настоящий монастырь?
Нет, здесь что-то не так, этого не может быть
, — говорили многие»[35].

Журнал Московской Патриархии № 8 за 1983 год содержал материал о посещении 17 мая патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР Владимира Куроедова, который сообщил иерархам, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нём и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории»[36]. Наместником возрождающейся обители был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом Троице-Сергиевой Лавры.

Монастырь восстанавливался как духовный и административный центр РПЦ, средства жертвовались приходами Москвы и епархиями Московского патриархата[26][37][38]. Для восстановления обители указом патриарха Пимена была образована ответственная комиссия по реставрации и строительству Данилова монастыря. Её председателем назначили митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, его заместителем — митрополита Минского и Белорусского Филарета. Ремонтные работы выполняли мастерские Всесоюзного объединения «Союзреставрация», которыми руководил архитектор И. И. Маковецкий. Среди реставраторов были иконописцы Зинон (Теодор) и Сергей Фёдоров[39]. В ходе реставрации из храма Святых отцов были удалены все чужеродные элементы: междуэтажные перекрытия, перегородки, санузлы, закладки окон, наслоения красочных и штукатурных слоёв[40].

В 1986 году восстановленный Троицкий собор и монастырь посетил митрополит Феодосий (Лазор), предстоятель Американской православной церкви. Он передал обители частицы мощей князя Даниила, которые ранее принадлежали Феодору, а с 1932 года находились в Америке. В том же году рядом с храмом Воскресения Словущего возвели гостиничный комплекс, напротив которого был разбит партерный сквер[41]. Больничный корпус, примыкающий к надвратному храму, реконструировали в 1986—1987 годах. К зданию с запада пристроили трёхэтажное здание, в котором разместилась братская трапезная[37][42].

Летом 1988 года, к 1000-летию Крещения Руси, отреставрировали иконы и иконостас в храме Святых отцов семи Вселенских соборов, построили Надкладезную и Поминальную часовни (арх. Алонов Ю. Г.). Поминальная, сооружённая в память погребённых в Даниловом монастыре, выполнена в традициях псковско-новгородского зодчества. Надкладезная, расположенная в центре монастырской площади, носит мемориальный характер[43]. В том же году был создан монастырский музей и организована первая выставка. В музее хранятся рукописные и старопечатные книги, копии старинных гравюр, портреты и фотографии, личные вещи, принадлежавшие насельникам Даниловой обители[44].

В 1989 году, после многолетнего перерыва, в монастыре была открыта воскресная школа. К 1990 году отреставрировали башни и дали им названия: Новоданиловская, Кузнечная, Алексиевская, Настоятельская, Георгиевская, Нагорная, Патриаршья, Синодальная. В 1992 году начали работу катехизические курсы для взрослых[45][37][42]. По состоянию на 2020 год в монастыре работает центр духовного развития молодёжи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, художественные мастерские[46].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: