Собор Казанский в Санкт-Петербурге: история, фото и адрес. Чем интересен Казанский собор (Санкт-Петербург)?

Казанская икона – символ защиты на войне

Его создание связано с главной святыней Руси – иконой Казанской Божьей матери, явление которой миру иначе как настоящим чудом не назовёшь. Осенённые её святым образом русские воины совершили немало ратных и гражданских подвигов, в числе которых важнейший из них – освобождение страны от поляков в 16 в. Именно перед ликом Казанской Божьей Матери молились ополченцы перед наступлением на осаждённую Москву, с ней прошёл крестный ход в октябре 1612. Велика роль иконы в победе над шведами в Полтавской битве (1609 г) и под Вязьмой (1812 г) в войне с французами.

Крестные ходы[ | ]

Помимо общепринятых крестных ходов причт Казанского собора также совершал два особых. Первый совершался 24 июня, был установлен в 1750-х годах в память прекращения эпидемии «чёрной болезни», проходил по границам Самары, какими они были в то время. Ход начинался от Казанского собора, в сторону реки Самары, дойдя до которой процессия направлялась вверх по течению, до первого спуска к реке. Выйдя этим спуском на равнину, крестный ход двигался до Заводской улицы и через Алексеевскую площадь спускался к Волге, следуя вниз по ней, огибая Преображенскую церковь и затем возвращаясь в собор. Второй крестный ход, совершавшийся 14 сентября, был установлен в 1832 году в память прекращения эпидемии холеры. Он также обходил город кругом, по его маршруту прослеживаются границы Самары в начале 1830-х годов. Выйдя из храма, крестный ход шёл по берегу Самары до последнего спуска к ней, находившегося напротив старого кладбища, на котором совершалась заупокойная лития. Затем шествие направлялось к местности, где сейчас расположен Иверский монастырь, спускалось к Волге и, следуя по её берегу, возвращалось в собор так же, как и первый крестный ход. Оба крестных хода совершались без письменного синодального разрешения, а потому проходили неодинаково в разные годы. С переходом статуса городского собора к Вознесенскому храму крестные ходы также стали выходить из нового собора[12].

История строительства

Памятная доска на стене собора извещает о начале строительства храма по велению Павла I в 1801 году вместо разрушающейся церкви Рождества Богородицы. Именитые европейские архитекторы принимали участие в конкурсе проектов будущего храма, но за основу были взяты разработки не участвовавшего в конкурсе талантливого архитектора-самородка Воронихина, рекомендованного графом Строгановым. Закладка первого камня состоялась после трагической кончины Павла 1-го 8 сентября 1801 г в торжественной обстановке.

Архитектура и внутреннее убранство

Непревзойдённый шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и повторил во многих чертах знаменитый римский собор св. Петра, как хотел Павел 1. В облике храма воплотились формы римских базилик и православных купольно-крестовых церквей. Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурную стилистику римского святилища. Снаружи фасад храма украшен бронзовыми изваяниями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (врата), оформленный по типу «Райских дверей» флорентийского собора, выполнен из бронзы.

Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие внутренних интерьеров, декорированных отечественными природными камнями, поражает воображение. Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) по замыслу Воронихина использовали яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф. Именитые художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.

Колоннада

По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – на востоке. Соблюдение этого правила делало храм повёрнутым боком к Невскому проспекту. Чтобы создать парадный вход с севера, Воронихин спроектировал монументальную колоннаду полукруглой формы из 96 колонн 13-метровой высоты. Каждая коринфская колонна из известкового туфа, оканчивающаяся затейливой капителью, в отдельности – также архитектурный шедевр, воплотивший в себе филигранный труд строителей.

Что не удалось воплотить

Идеи Воронихина не осуществились полностью – не установлена южная колоннада, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта. Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах с обеих сторон колоннады и запланированная ограда у западного входа перед сквером. Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанского храма не уступает величием и красотой петровскому собору Рима.

Мнения

В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма)[9]. В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».

Святыни

Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.

Памятники

Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года). Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.

В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство. Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.

Священные реликвии

Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом. О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.

За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.

Казанско-Богородицкий храм[ | ]

Самара. Хлебная площадь. Казанский собор («Старый собор»)
К XVIII веку здание Никольской церкви обветшало, но не было разобрано. Вместо этого в 1744 году возле южного фасада храма была построена новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, а Никольский храм стал её левым, северным приделом. В сложившемся архитектурном ансамбле доминировала Казанско-Богородицкая церковь, она и дала общее название храму. Кем был освящён храм — неизвестно, сохранились сведения лишь о том, что управлявший в ту пору епархией архиепископ Казанский Лука (Конашевич) лично храм не освящал[1].

25 декабря 1773 года, после захвата Самары отрядом сподвижника Емельяна Пугачёва И. Ф. Арапова, в соборе был отслужен торжественный молебен в честь Петра III[1]. После восстановления государственной власти в городе это стоило священно- и церковнослужителям сана, все они были разосланы для покаяния по монастырям[4].

С 1787 по 1851 год храм был главным городским собором[1]. В этом статусе он в 1824 году принимал императора Александра I[4], который отстоял в соборе литию. 1 января 1851 года в соборе состоялись торжественная литургия и благодарственный молебен по случаю создания Самарской губернии. Богослужение проводил епископ Симбирский и Сызранский Феодотий, благословивший город иконой святителя Алексия, митрополита Московского, полагающегося небесным покровителем Самары, и вручивший образ первому губернатору[5]. В это время у храма насчитывалось 2374 прихожанина, из которых 105 человек были старообрядцами[6].

Однако первый самарский епископ Евсевий по прибытии в Самару счёл, что Вознесенский храм благодаря своей большей вместительности и расположению в центре города лучше соответствует статусу кафедрального собора. 31 марта 1851 года, в день открытия Самарской епархии, духовенством старого и нового соборов был совершён совместный крестный ход из Казанского храма в Вознесенский[7]. С этого времени Казанско-Богородицкая церковь часто именовалась «старым собором». С утратой статуса и увеличением числа городских церквей число прихожан сократилось, в 1877 году их было лишь 1141 человек, среди которых 49 старообрядцев[6].

Сократилось и число членов соборного причта: если в 1851 году штат состоял из протоиерея, двух священников, двух дьяконов и четырёх причетников, то спустя четверть века в штате осталось два священника (один из которых протоиерей), дьякон и три причетника. На протяжении всей своей истории и храм, и причт существовали лишь на пожертвования прихожан[6].

В 1894 году Казанско-Богородицкий храм отмечал своё 150-летие. К этому событию убранство храма было несколько обновлено. Однако торжественное празднование, назначенное на 22 октября 1894 года — день иконы Казанской Божией Матери, пришлось перенести из-за смерти императора Александра III. Юбилей отметили лишь в декабре, по этому случаю была выпущена памятная брошюра с описанием истории собора[5].

Казанско-Богородицкий собор содержал богадельню и Фёдоровскую церковно-приходскую школу, получившую своё название в честь протоиерея Фёдора Васильевича Ястребцова, более 40 лет служившего священником в соборе и многое сделавшего для открытия школы. Также к храму относилась часовня за рекой Самарой[8]. Кроме этого, по малочисленности прихода к Казанскому собору относилась старейшая в городе каменная Преображенская церковь, около 1772 года она стала самостоятельной приходской, но в 1834—1843 годах вновь была приписной к Казанскому собору[9].

При советской власти храм был закрыт в 1920-е годы. Здание использовалось под столярную мастерскую (ныне завод клапанов). Примерно в 1952 году здание храма было разрушено[8], на его территории находятся производственные здания завода клапанов.

Расписание богослужений

Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.

Богослужения по будням

  • Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
  • Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

По воскресеньям и праздникам

  • Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
  • Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.

Литература

  • Казанский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гусаров А.Ю.
    Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5.
  • Михайлова М. Б.
    К вопросу о месте ансамбля Казанского собора в европейской архитектуре // Архитектурное наследство. — Вып.24: Проблемы архитектурного ансамбля / Под ред.
    О. Х. Халпахчьяна
    . — М.: Стройиздат, 1976. — С.41—50.

Воскресная школа для детей и взрослых

Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время. Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия. В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.

Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.

Программа воскресной школы для детей

Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17). В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание). Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.

Расписание занятий:

  • воскресенье – с 12.00 до 15.30
  • вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
  • суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00

Основные святыни[ | ]

Казанский собор
Кроме двух описанных выше колоколов, в храме имелись и другие достопримечательности[6]:

  • Евангелие, напечатанное в Москве в 1657 году;
  • напрестольный серебряный с позолотой крест, которым епископ Феодотий благословил жителей Самары, когда приехал в город после пожара, уничтожившего его большую часть, 13 июня 1850 года;
  • старинный большой деревянный крест, покрытый медной с серебрением ризой, с изображением распятого Иисуса Христа. По преданию, был принесён из Персии.

Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора

В наше прагматичное, довольно циничное время молодым людям нелегко определиться с нравственными ориентирами, найти правильный путь в жизни. Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора объединяет ищущую, неравнодушную православную молодёжь, стремящуюся найти ответы на насущные вопросы бытия в процессе общения между собой и представителями церкви.

Организация деятельности клуба

Программа клубных встреч включает следующие виды деятельности:

  • дискуссионные обсуждения различных тем, лекций
  • встречи с неординарными людьми, интересными современниками
  • презентация проблемных фильмов с последующим обсуждением
  • волонтёрские рейды, паломнические путешествия
  • богословское просвещение
  • участие в проведении православных праздников
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: