Парк коломенское животворящий ручей. Велесов овраг в коломенском. Родники и камни в Голосовом овраге

Начало Голосова оврага Пруд в овраге Коломенский ручей в овраге
Го́лосов овраг

(
Власов овраг
,
Голос-овраг
) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя
Влас, Власий
(вариант —
Волос
), фамилии
Голосов, Власов
[1]. Встречается, однако, название
Голос-овраг
, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены камни, которым городская легенда приписывает древнее сакральное значение, хотя достоверные сведения о них не старше середины XX века[2], — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

Гусь-камень и Девий (Девичий) камень[ | ]

В овраге расположено несколько песчаников, один из которых (Девий)[3] сохранил окаменевший рельеф морского дна[4].

Два особенно известных валуна причудливой формы — «Гусь-камень» и «Девичий камень» (с 1960—1970-х годов; с 1990-х годов также используются названия «мужской» и «женский», ранее использовались также названия «Дикие камни» в 1940-е годы, «Святые камни» в 1950-е годы) — расположены на склоне оврага в 50 метрах один от другого и связаны тропинкой. Камни не обозначены на картах; один из них, пузырчатой формы имеет размер 2×2 метра, другой, с углублениями, 2×1,5 метра, деревья около камней увешаны ленточками[2] — этот обычай, по-видимому, возник также в конце 1990-х годов).

В настоящее время широко распространились слухи о якобы древнем сакральном значение Гусь-камня и Девичего камня, однако в 2004 году группа студентов под руководством Андрея Топоркова изучала данные камни, и пришла к выводу, что их почитание не имеет древних корней, а сложилось лишь в 1970-е годы[5].

По мнению М. Гривы, «[д]остоверные сведения о [камнях] восходят ко времени не ранее конца 1940-х — начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне — москвичами «из города» или другим пришлым населением — и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково[2].

Почитание камней[ | ]

Почитание природного объекта в современном мегаполисе уникально и комплекс не является местночтимым: паломники прибывают со всей Москвы и даже из других городов. По наблюдения М. Гривы, почитающие делятся на три группы[2]:

  1. «основная группа» приносит к камням свои желания и проблемы: молодые люди хотят «удачно сдать экзамены и поступить в университет» или «выйти замуж за москвича», люди среднего возраста пытаются найти спутника жизни или зачать ребёнка, более старшие ищут излечения от болезней.
  2. «эзотерики» считают, что место отличается «особой энергией» и ищут здесь энергетическое поле. Поклонники эзотерических идей и члены сект, включая «Аум Сенрикё» зачастую приходят к камням группами.
  3. «неоязычники». Интерес неоязычников к камням связан с именем А. С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В. И. Ленина, с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни … уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и широко излагал эту теорию во время экскурсий к камням, которые проводил с 1989 года.

Голосов овраг в Коломенском

В рамках 95-летия музея-заповедника «Коломенское» хочу добавить к исторической части немного мистики.

Многие гуляющие по благоустроенному музею-заповеднику не знают о его таинственной части — Голосовом овраге. А ведь об этом месте давно ходят зловещие слухи.

Голосов овраг идет с запада на восток, разделяя заповедник на 2 части: «цивилизованную», с музеями и кафе, и «дикую», где лишь холмы и старый фруктовый сад. По дну оврага течет крошечная речка, образованная из родников. Москвичи говорят, что эти родники — следы, оставленные конём Георгия Победоносца во время битвы со Змием. Родники никогда не замерзают, сохраняя температуру +4 градуса и в жару и в холод. Также рассказыаают, что родники эти с живой и мертвой водой, и который из них какой, для каждого человека — индивидуальная проверка.

Также в овраге лежат 2 больших пятитонных камня. Гладкий, что на склоне, называется Девий (или Девичий),

К камням ходят «подзарядиться». Гусь-камень считается «мужским»: посидевшим на нём обеспечено мужское здоровье. Девий же камень лечит бесплодие и помогает в родах. А ещё оба камня исполняют самые разные желания. Впрочем, некоторые фольклористы считают, что почитание камней сложилось не так давно — в 1970-е гг.

Инструкция по применению: 1. Зачерпнуть воды из родника. 2. Сесть на камень. 3. Загадать желание. 4. Выпить воду. 5. Повязать на что-нибудь ленточку. 6. Уверовать в успех нелицемерно. Лучшее время для посещений — день Святого Георгия (7 мая и 24 апреля).

Но это далеко не все тайны Голосового оврага! Встречали здесь и людей из далёкого прошлого. Словно где-то в овраге лежит портал времени…правда, непонятно куда. В Софийском временнике описано вот такое событие. В 1621 году у ворот государева дворца появился небольшой отряд татарских всадников. Их пленили стрельцы, охранявшие ворота. Пленные рассказали, что они воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Отряд крымцев, спасаясь, спустился в глубокий овраг, окутанный туманом. Татары погрузились в него, а вышли обратно лишь через 50 лет!

Один из татар утверждал, что туман отсвечивал зеленоватым светом, но в страхе перед погоней никто на это внимания не обратил. Дознание, учиненное царем Михаилом Федоровичем, показало правдивость повествования. Оружие и экипировка татарских воинов не соответствовали вооружению того времени, а походили на устаревшие образцы прошлого столетия.

Мистические истории продолжались и дальше. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным светом».

Мужики вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени снова растворился в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Случай был описан в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года. Документы Полицейского управления за период 1825-1917 гг. свидетельствуют, что в Московской губернии и конкретно в Коломенской волости, неоднократно происходили загадочные исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки.

Голосов овраг называли еще и “Волосов”, возможно, в честь древнего божества Волоса или Beлеса — властителя подземного мира, покровителя домашних животных и богатства. Имя божества происходит от слова “волохатый”, то есть мохнатый. В Голосовом овраге неоднократно видели “волосатых людей”, принимая их за нечисть или призраков. Есть описания таких случаев в хрониках времен Ивана Грозного.

Но это все было раньше, а как обстоят дела на сегодняшний день? Оказывается, до сих пор люди могут потеряться в тумане парка Коломенское, но почему-то об этом не говорят. Вот что произошло сравнительно недавно. Двое школьников умудрились исчезнуть в Голосовом тумане и вернуться обратно только через 2 дня. Как говорит один из очевидцев, в овраге появился туман светло-зеленого цвета, который стал расползаться по округе. Мальчикам показалось, что в тумане они пробыли совсем немного, около получаса. Поплутав по дорожкам оврага, они увидели церковь и только тогда смогли выйти из парка. Вернувшись домой, дети узнали, что родители их искали уже около 2-х суток. В рассказ о таинственном тумане им не поверили.

Отдельная легенда утверждает, что совсем рядом, в тайниках под церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи якобы хранится Библиотека Ивана Грозного.

Согласно исследованиям геологов, Москва стоит на Русской платформе — прочном геологическом образовании. Однако у неё есть свои разломы и один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли.

Еще в 1995-1996 годах ученые из Института общей физики проводили около камней замеры электромагнитных полей. Результаты оказались ошеломляющими. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге – более чем в 12 раз, вблизи валунов – более чем в 27 раз. Замечено, что иногда здесь внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага.

#москвапитер, #мистика, #тайнымосквы

Городские легенды, связанные с оврагом[ | ]

Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом и подаваемые то как реальные факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы, то как городские легенды.

С камнями в овраге связана современная легенда о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом), камни — это останки коня и дракона (или одного из них, наиболее распространён вариант, в котором нижний камень (то есть Гусь-камень, «мужской») — остатки головы коня, а верхний (то есть «пупырчатый» Девий, «женский») — его внутренностей)[2]. По материалам М. Гривы, легенда начала обретать популярность в 1980-е годы[2] и полностью закрепилась к концу 1990-х.

«Гусь-камень» в Голосовом овраге, Коломенское

Шатурские Болота

фото с https://35photo.pro/

Если вы посмотрите на карту, вы сможете увидеть, что вокруг этих болот почти нет населённых пунктов. В 1885 году было принято решение проводить на местности ремонтные работы, чтобы подготовить её к заселению. Работа начиналась с создания земляной дамбы на реке Ковихе. За эту работу взялся крестьянин Перфильев. Принимать работу должен был член местной управы. Однако незадолго до завершения работ, оба мужчины с кучером и повозкой исчезли. Следствие не нашло никаких следов и вскоре дело было закрыто.

Через два года в этом же месте бесследно исчез обоз, потом почтальон, дальше молодые девушки. Так, до 1921 года было насчитано 19 людей. Каждый раз следователи не могли найти даже намёка на то, что туда кто-то заходил.

Совсем недавно эти места посетили юные энтузиасты исследующие подобные явления. Они выдвинули гипотезу, что из-за высокого колебания магнитного поля, эти болота похожи на Бермудский треугольник.

Примечания[ | ]

  1. Голосов овраг // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.
  2. 123456Грива М.
    Новый культ камней в Коломенском // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. — М.: Новое издательство, 2006. — С. 371—383. — 400 с. — ISBN 5-98379-063-3.
  3. Святые и целительные источники России — Бобров А. А. — Google Книги
  4. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказат… (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 12 мая 2020. Архивировано 2 мая 2020 года.
  5. см.
  6. Константин Григорьев.
    Зелёный туман
    (неопр.)
    . Дата обращения 19 января 2013.

Литература[ | ]

  • А. Л. Топорков. Из современной мифологии: камни в Коломенском. // Весенняя школа — 2007. РГГУ.
  • Грива М.
    Новый культ камней в Коломенском // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. — М.: Новое издательство, 2006. — С. 371—383. — 400 с. — ISBN 5-98379-063-3.

Из Топоркова:

  • Грива М. А. Культовые камни в Коломенском // Живая старина. 2007. № 1. С. 26-28.
  • Чигрин А. С. Камень, дающий жизнь // Московский журнал. 1991. № 5. С. 36-40.
  • Чигрин А. С. «Камни рождающие, камеи плодоносящие» // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 50-58.
  • Чигрин А. С. Ритуальная символика сил природы, выраженная в камнепочитании // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 59-71.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: