У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Православный храм
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
СтранаРоссия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская городская
БлагочиниеМоскворецкое благочиние
Первое упоминание1514 г.
СтроительствоXVI век — XVII век
СтатусОКН № 7733120000№ 7733120000
Медиафайлы на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

— архитектурный комплекс в районе Замоскворечье города Москвы. Расположен в Черниговском переулке и состоит из церкви XVII века, соединённой с ней трапезной последней трети XVIII века и колокольни конца XVIII века, стоящей на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой.

История

Архитектурный комплекс расположен на месте древнего Ивановского, «что под Бором», монастыря, впервые упомянутого в летописи при рассказе об обстоятельствах рождения великого князя Василия II в 1415 году. В 1514 году «по особому благоволению» Василия III вместо деревянного монастырского храма была возведена первая каменная церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя, строил её Алевиз Новый.

Ивановский монастырь был традиционным местом молитв о благополучных родах великой княгини. И в 1530 году, в год рождения Ивана Грозного, при содействии великого князя и бояр Глинских, монастырь был перенесен ближе к государеву двору на холм, названный по имени древнего монастыря, Ивановскую горку. А каменная церковь бывшего Ивановского монастыря стала приходской.

Вероятно, в смутное время каменный храм был значительно повреждён. Во всяком случае, в некоторых документах середины XVII века он упоминается как деревянный. Последний мог появиться при восстановлении каменного здания, рядом с которым, по традиции тех времён, могли поставить небольшую рубленную церковь для временного размещения престола.

От постройки XVI века сохранился белокаменный подклет, а в апсиде попадаются фрагменты кладки из маломерного «алевизовского» кирпича. По одной из версий, основной объём храма датируется 1658 годом. Другая дата, 1675 год, вероятно, связана с очередной перестройкой или обновлением церкви, совпавшей по времени со строительством расположенной по соседству каменной церкви Черниговских чудотворцев. Стилистическая общность этих храмов и приёмы в обработке деталей позволяют предполагать, что над ними работала одна и та же артель каменщиков.

В XVII веке храм представлял собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом четверик с современным ему северным приделом. Крыльцо располагалось у южной стороны храма. С запада, на одной оси с основным объёмом, находились трапезная и колокольня. В 1757 — 1760 годах колокольня и трапезная, обветшавшие «от великого звона», были сломаны и на средства купца Ф. Ф. Замятина были возведены новые сооружения. На старом подклете бывшей трапезной была поставлена расширенная трапезная с двумя приделами, Никольским и Космодамианским. Основание разобранной колокольни вошло в объём притвора, завершённого в 1770-е годы. С восточной стороны от храма (а не с западной, как обычно), на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой, одновременно с трапезной начали строительство новой колокольни. В это же время значительно изменил свой облик и четверик основного объёма: лишившись придела он получил оформление в стиле барокко середины XVIII века.

Эти работы продолжались несколько десятилетий. Так, колокольню продолжали строить еще в 1781 г. Известно, что ограда комплекса по переулку отстраивалась также после пожара 1787 года. А в 1798 году с западной стороны от церкви появился одноэтажный каменный церковный дом «с регулярною фасадою». За несколько десятилетий реконструкции всего комплекса стиль барокко был вытеснен классицизмом, что сказалось на архитектуре его отдельных частей. В 1896—1904 годах при участии архитектора Ф. О. Шехтеля были реставрированы стенные росписи и иконостас[1]

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

Смотреть все фото (21)

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Энциклопедия Москв, 1997 г.

Москва. Храмы Москвы. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г. / Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.

Сорок сороков купеческого Замоскворечья

Даже живя в Москве долгое время, а уж тем более приезжая в столицу периодически, практически невозможно пройтись по всем ее улочкам и увидеть достопримечательности, которые находятся далеко от …

27.06.06/Добавлено редакцией/

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Дата постройки: 1658 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: 1894-1896 гг.: Шехтель Ф. О. — ремонт (иконостас)
  • Адрес: Пятницкая ул., 4/2С1
  • Координаты: 37°37′35.12″E; 55°44′41.20″N

Распечатать информацию об объекте

Церковь была построена в 1658 г. на территории Ивановского монастыря, впервые упомянутого в летописи в 1415 г. в связи с рассказом о рождении великого князя Василия II.

Каменный соборный храм монастыря был построен Алевизом Фрязиным Новым в 1514—1515 гг. по заказу великого князя Василия III и после переноса монастыря в Старые Сады в 1530 г. был обращён в приходскую церковь. От церкви сохранился лишь белокаменный подклет, остальная ее часть была перестроена в конце XVII века.

В 1757 — 1760 годах на средства купца Ф. Ф. Замятина были возведены новые трехъярусная колокольня в стиле барокко и трапезная с двумя приделами — Никольским и Космодамианским. Строительство колокольни было завершено лишь в 1780-х годах. К концу XIX века с западной стороны церки появился притвор, немного позже — паперть с классическим крыльцом.

В конце XIX — начале ХХ века под руководством Ф.О. Штехеля проводились внутренние оформительские работы.

Сразу после революции 1917 года храм был закрыт и обезглавлен. В советское время в церкви размещалось управление продовольственными товарами райотдела Советского района. Только в конце 1970-х гг. храм начали реставрировать, а позже устроили в нем выставочный зал «Художественное стекло». В результате реставрационных работ, начавшихся лишь в 1970 году, к 1982 году церкви постепенно вернули былой облик.

В 1992 году храм вернули верующим, приписав его к церкви Черниговских Чудотворцев и придав ему статус Патриаршего подворья. В настоящее время регулярные богослужения не проводятся.

Заказать экскурсию по этому объекту

Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта

Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Архитектура

Здание церкви XVII века и ограда Южный фасад церкви с порталом Трапезная Колокольня Церковный домик
Сложившийся разновременный архитектурный комплекс, занимающий угловое владение в начале Черниговского переулка, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2 строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2 строение 1), значительно перестроенного церковного дома (дом 4/2 строение 5) и ограды.

Основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века. При перестройке 1758 года были прорублены большие окна, верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов, над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, образуя подобие второго яруса. От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам. Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.

Остальные части комплекса, возведенные в XVIII—XIX веках, строились со значительным преобладанием градостроительного аспекта и сыграли решающую роль в оформлении Черниговского переулка и улицы Пятницкой.

Вдоль красной линии переулка расположен южный фасад четырёхстолпной сводчатой трапезной, соединённой с основным зданием церкви, но воспринимаемой как самостоятельный объём. Учащенный ритм пилястр, раскреповка цоколя и карниза, большие окна в наличниках с «ушками» и выступающими треугольными фронтонами, ложные окна цокольного этажа, соответствующие верхнему ряду окон — всё это придает фасадам трапезной чрезвычайную нарядность и пластическую насыщенность. С запада от здания церкви вместо колокольни во всю ширину торца расположен притвор (нынешний построен около 1880 г.), выделенный на боковых фасадах более широким членением.

С запада от притвора прежде стояли церковные ворота, а от восточного угла трапезной до колокольни шла высокая ограда, включавшая стенку церковного крыльца. Более позднее повторение этой ограды было восстановлено при реставрации всего комплекса в 1984 году. Восстановленная ограда выдержана в пропорциях первоначальной, определяемых ритмом фасадов трапезной, и служит объединяющим элементом всего комплекса.

Наиболее значительной частью ансамбля является колокольня, в архитектуре которой зрелый классицизм сочетается с приёмами середины XVIII в. Богатая пластика трех четвериков колокольни связана с её ролью организующей вертикали в начале Пятницкой улицы. Арочный проём в нижнем ярусе колокольни служит входом на церковный двор, кладка из большемерных кирпичей в подклете, вероятно, является остатками Святых ворот церковной ограды XVII века.

В композиции объёмов и декоре колокольни использованы приёмы ордерной архитектуры: при построении нижнего, второго и третьего ярусов использованы, соответственно, пропорции дорического, ионического и коринфского ордеров.

Нижний четверик отличается массивностью, подчеркнутой большими парными угловыми колоннами и мощью сильно крепованных карниза и парапета. Второй ярус решён в более сдержанных формах. Арочное обрамление его окон повторяет абрис арок нижнего яруса, а над колоннами первого яруса расположены пары пилястр, служащие опорой для фронтонов. Арочный четверик звона поставлен на высокий парапет второго яруса. Для него характерен декор, напоминающий барокко XVIII века: легкая раскреповка углов, гранённый купол с люкарнами и завершение в виде ажурного восьмигранника с фигурной главкой и шпилем. Архитектурному стилю середины XVIII обязаны своим существование и вазы на парапете нижнего яруса, восстановленные при реставрации. Однако их форма, равно как и лепной декор — раннеклассические. Это позволяет полагать, что оформление фасадов было выполнено в конце XVIII века.

Церковный домик, скромный по размерам и оформлению, был построен в 1798 году. Сначала он был одноэтажным и строился как богадельня. Позже домик использовался как церковно-приходская школа. В XIX веке был надстроен второй этаж и изменены фасады. Ряд церковных владений возводил в конце XIX — начале XX веков архитектор М. Ф. Бугровский[2].

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

Здание церкви XVII века и ограда Южный фасад церкви с порталом Трапезная Колокольня Церковный домик
Сложившийся разновременный архитектурный комплекс, занимающий угловое владение в начале Черниговского переулка, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2 строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2 строение 1), значительно перестроенного церковного дома (дом 4/2 строение 5) и ограды.

Основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века. При перестройке 1758 года были прорублены большие окна, верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов, над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, образуя подобие второго яруса. От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам. Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.

Остальные части комплекса, возведенные в XVIII—XIX веках, строились со значительным преобладанием градостроительного аспекта и сыграли решающую роль в оформлении Черниговского переулка и улицы Пятницкой.

Вдоль красной линии переулка расположен южный фасад четырёхстолпной сводчатой трапезной, соединённой с основным зданием церкви, но воспринимаемой как самостоятельный объём. Учащенный ритм пилястр, раскреповка цоколя и карниза, большие окна в наличниках с «ушками» и выступающими треугольными фронтонами, ложные окна цокольного этажа, соответствующие верхнему ряду окон — всё это придает фасадам трапезной чрезвычайную нарядность и пластическую насыщенность. С запада от здания церкви вместо колокольни во всю ширину торца расположен притвор (нынешний построен около 1880 г.), выделенный на боковых фасадах более широким членением.

С запада от притвора прежде стояли церковные ворота, а от восточного угла трапезной до колокольни шла высокая ограда, включавшая стенку церковного крыльца. Более позднее повторение этой ограды было восстановлено при реставрации всего комплекса в 1984 году. Восстановленная ограда выдержана в пропорциях первоначальной, определяемых ритмом фасадов трапезной, и служит объединяющим элементом всего комплекса.

Наиболее значительной частью ансамбля является колокольня, в архитектуре которой зрелый классицизм сочетается с приёмами середины XVIII в. Богатая пластика трех четвериков колокольни связана с её ролью организующей вертикали в начале Пятницкой улицы. Арочный проём в нижнем ярусе колокольни служит входом на церковный двор, кладка из большемерных кирпичей в подклете, вероятно, является остатками Святых ворот церковной ограды XVII века.

В композиции объёмов и декоре колокольни использованы приёмы ордерной архитектуры: при построении нижнего, второго и третьего ярусов использованы, соответственно, пропорции дорического, ионического и коринфского ордеров.

Нижний четверик отличается массивностью, подчеркнутой большими парными угловыми колоннами и мощью сильно крепованных карниза и парапета. Второй ярус решён в более сдержанных формах. Арочное обрамление его окон повторяет абрис арок нижнего яруса, а над колоннами первого яруса расположены пары пилястр, служащие опорой для фронтонов. Арочный четверик звона поставлен на высокий парапет второго яруса. Для него характерен декор, напоминающий барокко XVIII века: легкая раскреповка углов, гранённый купол с люкарнами и завершение в виде ажурного восьмигранника с фигурной главкой и шпилем. Архитектурному стилю середины XVIII обязаны своим существование и вазы на парапете нижнего яруса, восстановленные при реставрации. Однако их форма, равно как и лепной декор — раннеклассические. Это позволяет полагать, что оформление фасадов было выполнено в конце XVIII века.

Церковный домик, скромный по размерам и оформлению, был построен в 1798 году. Сначала он был одноэтажным и строился как богадельня. Позже домик использовался как церковно-приходская школа. В XIX веке был надстроен второй этаж и изменены фасады. Ряд церковных владений возводил в конце XIX — начале XX веков архитектор М. Ф. Бугровский[2].

Энциклопедия Москвы — церковь усекновения главы иоанна предтечи под бором

(Черниговский переулок, 2/4). Построена в 1657 (возможно, в 1675); является центральным сооружением комплекса, включающего также колокольню, два церковных дома и ограду. Комплекс, занимающий участок, вытянутый от Пятницкой улицы вдоль Черниговского переулка, определяет вместе со стоящей напротив церкви Михаила и Фёдора Черниговских градостроительную ситуацию этой части Замоскворечья, придавая ей неповторимо своеобразный облик. В древности здесь находился Ивановский монастырь, впервые упомянутый в летописи под 1415 в связи с рассказом о рождении великого князя Василия II. Его каменный соборный храм был построен Алевизом Фрязиным Новым в 1514—15 по заказу великого князя Василия III и после переноса монастыря в Старые Сады в 1530 обращён в приходскую церковь. Существующее ныне здание, по-видимому, возведено на белокаменных фундаментах этого храма. В 1757 — 1770-х гг. на средства купца Ф.Ф. Замятина оно было перестроено в формах барокко, получив новую двухпридельную трапезную (престолы Николая Чудотворца и Косьмы и Дамиана) с притвором. Основной объём — двухсветный четверик с полукруглой апсидой — был надстроен несколькими рядами кирпичной кладки и завершён одной главой. В ходе реставрационных работ в 1970—80-х гг. на фасадах храма были восстановлены наличники XVII в., а также перспективный портал на южном фасаде. В интерьере храма сохранились фрагменты росписей XVII и XIX вв. Одновременно с перестройкой церкви в восточной части участка, на углу Пятницкой улицы и Черниговского переулка, началось строительство отдельно стоящей колокольни, завершившееся в 1780-х гг. Высокое трехъярусное сооружение, сочетающее формы барокко и раннего классицизма, является ведущей высотной доминантой в панораме Замоскворечья; ярусы получили отделку в соответствии с классицистическими канонами: нижний ярус — дорическим ордером, средний — ионическим и верхний — коринфским. По красной линии Пятницкой улицы к колокольне примыкает принадлежавший причту трёхэтажный доходный дом второй половины XIX в. К западу от церкви, на повороте переулка, находится ещё один двухэтажный церковный дом, построенный в 1798 и позднее (при приспособлении его под церковно-приходскую школу) сильно реконструированный. Объединяющим элементом комплекса является ограда (восстановлена во время реставрации), проходящая по переулку от юго-восточного угла трапезной до колокольни. Храм был закрыт в 1917. В настоящее время в помещении церкви — экспозиция выставки «Художественное стекло».

П.Н. Шармин.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: