станция Киевская (арбатско-покровская)


Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен
Открытие первого участка13 марта 1938 года
Длина, км45,1
Количество станций22
Время поездки, минут64
Максимальное число вагонов в составе поезда7
Число вагонов в составе поезда5 (типа «Русич»)
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки733 (2011)
Самая напряжённая станцияЩёлковская
Наземные участкиМитинский метромост и станции «Мякинино», «Кунцевская», «Измайловская»
ЭлектродепоТЧ-3 «Измайлово», ТЧ-16 «Митино»

Арба́тско-Покро́вская ли́ния

— третья (хронологически — вторая) и самая протяжённая линия Московского метрополитена. Проходит с востока на северо-запад через самый центр города: станция «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю. В составе линии 22 станции; длина — 45,1 км. На схемах обозначается синим цветом и числом 03.

Восточная часть линии («Щёлковская» — «Партизанская») мелкого заложения с одной наземной станцией «Измайловская», западная часть («Пятницкое шоссе» — «Славянский бульвар», не считая участка линии глубокого заложения, проходящего по Северо-Западному тоннелю[1]) также мелкого заложения с наземными «Кунцевской» и крытой наземной «Мякинино». — «Парк Победы») глубокого заложения.

С постройкой в 2009 году участка «Строгино» — «Митино» Арбатско-Покровская стала самой длинной. До этого титул самой длинной линии носила Серпуховско-Тимирязевская, чья протяжённость на сегодня уступает Арбатско-Покровской около 4 км.

Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 733 тыс. человек[2].

Содержание

  • 1 История 1.1 История переименований
  • 2 Аварии и теракты
      2.1 Взрыв на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 8 января 1977 года
  • 2.2 Задымление между станциями «Электро 27 марта 2010 года
  • 2.3 Падение дерева между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 4 июня 2010 года
  • 2.4 Обрушение облицовки потолка на станции «Пятницкое шоссе» 2 января 2013 года
  • 2.5 Затопление путей на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловская» 21 марта 2014 года
  • 2.6 Авария на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» 15 июля 2014 года
  • 3 Зонный оборот поездов
  • 4 Пересадки
  • 5 Депо и подвижной состав
      5.1 Депо, обслуживавшие линию
  • 5.2 Количество вагонов в составах
  • 5.3 Типы вагонов
  • 5.4 Именные поезда
  • 6 Основные технические характеристики
  • 7 Перспективы
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • История

    Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»). Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов.

    В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» стала очевидной незащищённость этого участка метро. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года, с 1990 года «Александровский сад») — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». Впрочем, «Смоленские» в относительно недалёкой перспективе будут объединены в пересадочный узел вместе со строящейся станцией «Плющиха» Калининско-Солнцевской линии.

    По официальной версии, необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро; но есть версии[источник не указан 1749 дней

    ], что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена.

    После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.

    Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.

    В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.

    6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.

    7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 9 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково»

    . Одновременно с этим, участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии[3].

    26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» — «Митино» с промежуточными станциями: «Мякинино» и «Волоколамская», а также метромостом через Москва-реку. «Мякинино» стала первой станцией, находящейся на территории Московской области. 28 декабря 2012 года открылась станция «Пятницкое шоссе».

    В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Замены были проведены на станциях «Курская» (1997—2000) и «Площадь Революции» (2002—2004, 2008—2010). Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции (2005—2006), снова открыты после ремонта вестибюль и эскалаторы станции «Арбатская» (в 2006—2007). Также закончена замена эскалаторов единственного выхода на станции «Электрозаводская». Работы начались в мае 2007 года и были завершены 28 ноября 2008 года. Сроки окончания работ были существенно сдвинуты по сравнению с первоначальными (май 2008 года) из-за срыва поставок эскалаторов. Во время ремонта (как в случае с «Семёновской») поезда проходили станцию без остановки, на поверхности был пущен автобусный маршрут «М», соединивший соседние станции, проезд в котором надо было оплачивать (по тарифу наземного транспорта). 8 февраля 2020 года для замены эскалаторов закрыта станция «Бауманская». 24 декабря 2020 года станция была вновь открыта, но уже с увеличенной пропускной способностью: на ней были заменены все эскалаторы, их количество было увеличено с трёх до четырёх, а количество турникетных линий увеличилось вдвое[4].

    История переименований

    Арбатско-Покровская линия
    Условные обозначения
    оборотные тупики
    Щёлковская
    Первомайская
    Измайловская
    ТЧ-3 «Измайлово»
    Первомайская
    Партизанская
    Семёновская
    Электрозаводская
    Бауманская
    Курская
    ССВ к Тверской
    Площадь Революции
    ССВ к Охотному Ряду
    ССВ к Александровскому саду
    Арбатская
    Смоленская
    Киевская
    оборотные тупики
    Парк Победы
    съезд на 8А, к Минской
    Славянский бульвар
    КунцевскаяРублёвское шоссе
    съезд на 04
    Молодёжная
    оборотные тупики
    Крылатское
    Притоннельное сооружение «Д»
    Троице-Лыково
    Строгино
    задел под съезд к Строгино-2
    оборотные тупики
    Мякинино
    р. Москва
    Митинский метромост
    Волоколамская
    Митино
    оборотные тупики
    Пятницкое шоссе
    ТЧ-16 «Митино»
    оборотные тупики
    СтанцияПредыдущие названияГоды
    ИзмайловскаяИзмайловский парк1961 — 1963 гг.
    ПартизанскаяИзмайловский парк им. Сталина1944 — 1947 гг.
    Измайловская1947 — 1963 гг.
    Измайловский парк1963 — 2 мая 2005
    СемёновскаяСталинская1944 — 1961 гг.

    Архитектура и оформление[ | ]

    Вестибюль[ | ]

    Внешние изображения
    Вестибюль

    У станции один собственный наземный вестибюль (западный). Первоначально вестибюль был в виде отдельного здания, которое стояло в центре квартала между Воздвиженкой, Знаменкой, Арбатской площадью и Крестовоздвиженским переулком, в 100 м от наземного павильона станции «Арбатская» Филёвской линии[10]. Арочные входы-выходы располагались на фасаде в сторону Арбатской площади[10]. Вестибюль был построен в виде трёхпролётной триумфальной арки[9][14].

    При строительстве нового здания Генерального Штаба Министерства обороны в 1980-х годах вестибюль оказался в его атриуме. Старые выходы были закрыты, новый вход был встроен в здание Генштаба со стороны улицы Воздвиженка. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия[15].

    Вестибюль состоит из двух прямоугольных залов — кассового и эскалаторного[10]. Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен ростовой портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики с использованием яшмы и порфира[9][14]. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства[9].

    За входом расположены два коридора, созданные для движения пассажиропотоков. Здесь четыре двери в одной арке — на вход, а ещё четыре — на выход[16]. Между двумя коридорами находится небольшое помещение, в котором продаются авиа- и железнодорожные билеты, а также расположен аптечный киоск. За коридорами — кассовый зал. В стене напротив эскалаторного зала, где раньше осуществлялся вход-выход, находятся пост полиции и театральные кассы. Напротив них — кассы метрополитена. Кассовый зал разделяется на два коридора, которые ведут в эскалаторный зал[17].

    Вестибюль станции был закрыт на реконструкцию с 18 мая 2006 года по 2 сентября 2007 года. За время реконструкции произведён большой объём ремонтных и строительных работ. Выполнен комплекс работ по укреплению грунтов и усилению конструкций станции. Полностью реконструирован эскалаторный наклон. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него были установлены модернизированные эскалаторы типа Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали[9]. Плитка на полу вестибюля была заменена на более долговечный гранит. Отдельные мраморные плиты на стенах вестибюля заменены с применением метода искусственного старения. Светильники и люстры были отреставрированы, на них восстановили утраченные детали. Лампы накаливания были заменены на современные энергосберегающие[9].

    Арбатско-Покровская линия
    Условные обозначения
    Гольяново
    Щёлковская
    Первомайская
    Измайловская
    ТЧ-3 «Измайлово»
    Первомайская
    Партизанская
    Семёновская
    Электрозаводская
    Бауманская
    Курская D2
    Площадь Революции
    Арбатская
    Смоленская
    Киевская
    Парк Победы
    Славянский бульвар D1
    Кунцевская D1
    Молодёжная
    Крылатское
    Троице-Лыково
    Строгино
    Мякинино
    р. Москва
    Митинский метромост
    Волоколамская D2
    Митино
    Пятницкое шоссе
    ТЧ-16 «Митино»
    • Вход в вестибюль
    • Вход в вестибюль
    • Кассовый зал

    Станционные залы[ | ]

    Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный[1]. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор»[18]. Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.

    Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций[9]. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками[9].

    Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива[9]. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов[1]. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу. Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом[10]. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора[10]. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.

    • Перронный зал
    • Коридор от эскалатора к центральному залу

    Переходы[ | ]

    Внешние изображения
    Схема пересадочного узла, Официальный сайт Московского метрополитена

    Станция имеет пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии и «Александровский сад» Филёвской линии. Пересадка на Сокольническую и Филёвскую линии осуществляется через эскалаторный наклон в восточном торце вестибюля (также оттуда можно выйти в город к Александровскому саду и Моховой улице). В 1986 году в центре зала сооружены лестницы, используемые для перехода на Серпуховско-Тимирязевскую линию[1]. Далее расположен мостик над путём в сторону «Щёлковской», затем — переход и межэтажный эскалатор вверх выводит в северный торец «Боровицкой»[19][20].

    Аварии и теракты

    Взрыв на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 8 января 1977 года

    Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно были произведены три взрыва. В 17:33 по московскому времени в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибло и ещё тридцать семь получили ранения различной степени тяжести. Повреждённый состав был отбуксирован на близлежащую станцию «Первомайская», которая была закрыта для пассажиров, и поезда на ней не останавливались. Некоторое время спустя в Москве произошли ещё два взрыва: один — в гастрономе на улице Дзержинского, второй на улице 25 Октября.

    Информация о терактах появилась через два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре — расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными[5][6][7][8].

    Задымление между станциями «Электро 27 марта 2010 года

    27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около шестисот пассажиров. Пассажиров начали выводить из поезда через торцевые двери вагонов к первому вагону, и далее по путям до станции «Семёновская». После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щёлковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино». Полностью движение поездов по этой ветке было восстановлено в половине девятого[9].

    Падение дерева между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 4 июня 2010 года

    4 июня 2010 года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» на путь упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движение поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров в конце концов выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено[10].

    Обрушение облицовки потолка на станции «Пятницкое шоссе» 2 января 2013 года

    2 января 2013 года через 5 дней после открытия станции «Пятницкое шоссе» в кассовой зоне северного вестибюля обрушилась часть облицовки потолка, пострадавших и погибших нет[11].

    Затопление путей на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловская» 21 марта 2014 года

    В 17:00 поступило сообщение о затоплении путей на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловская». Из-за ЧП на Измайловском проспекте у дома № 75 при проведении работ на магистральном водопроводе произошёл гидроудар, в результате которого разорвалась водопроводная труба, и потоки воды хлынули на пути метро. В результате один из составов при въезде в туннель у станции «Первомайская» неожиданно остановился. Также остановились и несколько составов идущих следом, и один из них на станции «Партизанская». Пассажиров пришлось эвакуировать. Пассажиров состава, стоящего на въезде в тоннель отправили по путям до станции «Измайловская», после чего напряжение на контактном рельсе также ненадолго включили, чтобы пропустить два остальных состава. На это время было организовано движение автобусов «М» до ближайших станций. Поезда следовали только до станции «Партизанская». В 23:00 движение на этом участке было восстановлено.

    Авария на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» 15 июля 2014 года

    15 июля 2014 года в 8:39 утра произошёл сход с рельсов состава, следовавшего по Арбатско-Покровской линии между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Катастрофа произошла в двухстах метрах от «Парка Победы». По данным на утро 16 июля, число пострадавших 217 человек. Более 100 из них госпитализированы. 23 человека погибли. 16 июля в Москве было объявлено днём траура[12]. В ночь на 19 июля движение поездов на участке от «Киевской» до «Молодёжной» восстановлено.

    По предварительной версии, причина схода с рельсов — неисправность стрелочного перевода, который соединяет 1-й путь Арбатско-Покровской линии со служебной соединительной ветвью на строившийся тогда 1-й путь Солнцевской линии[13]. По неустановленной причине после прохода первой тележки головного вагона стрелка сработала, вызвав сход с рельсов второй тележки. В поездах 81-740/741 «Русич» вагоны состоят из двух секций, соединённых переходом. После схода с рельсов вторая половина головного вагона ударилась о стену, разделяющую тоннели, и на скорости 40-60 км/ч встала поперёк тоннеля, сильно деформируясь от собственной инерции и под давлением следующих вагонов[14][15].

    История[ | ]

    Участок Арбатско-Покровской линии в Измайловском парке Поезд из вагонов типа 81-740.4/741.4 «Русич» недалеко от станции «Кунцевская» Зимний вид перегона между станциями «Кунцевская» и «Молодёжная»
    По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская». Открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга).

    Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»)[4]. Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов.

    В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» стала очевидной незащищённость этого участка метро. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года, с 1990 года «Александровский сад») — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». Впрочем, «Смоленские» в отдалённой перспективе могут быть объединены в пересадочный узел вместе с проектируемой станцией «Плющиха» Калининско-Солнцевской линии[5].

    По официальной версии, необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро; но есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена[6].

    После строительства электродепо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.

    Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.

    В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время[7].

    6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.

    7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 8 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково». Одновременно с этим, участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии[8].

    26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» — «Митино» с промежуточными станциями: «Мякинино» и «Волоколамская», а также метромостом через Москва-реку. «Мякинино» стала первой станцией, находящейся на территории Московской области. 28 декабря 2012 года открылась станция «Пятницкое шоссе».

    История переименований[ | ]

    Арбатско-Покровская линия
    Условные обозначения
    оборотные тупики
    Гольяново
    оборотные тупики
    Щёлковская
    Первомайская
    Измайловская
    ТЧ-3 «Измайлово»
    Первомайская
    Партизанская
    Семёновская
    Электрозаводская
    Бауманская
    Курская D2
    ССВ к Тверской
    Площадь Революции
    ССВ к Охотному Ряду
    ССВ к Александровскому саду
    Арбатская
    Смоленская
    Киевская
    оборотные тупики
    Парк Победы
    съезд на 8А, к Минской
    Славянский бульвар D1
    Кунцевская D1 Рублёвское шоссе
    съезд на 04
    Молодёжная
    оборотные тупики
    Крылатское
    Притоннельное сооружение «Д»
    Троице-Лыково
    Строгино
    задел под съезд к Строгино-2
    оборотные тупики
    Мякинино
    р. Москва
    Митинский метромост
    Волоколамская D2
    Митино
    оборотные тупики
    Пятницкое шоссе
    ТЧ-16 «Митино»
    оборотные тупики
    СтанцияПредыдущие названияГоды
    ИзмайловскаяИзмайловский парк1961 — 1963 гг.
    ПартизанскаяИзмайловский парк им. Сталина1944 — 1947 гг.
    Измайловская1947 — 1963 гг.
    Измайловский парк1963 — 2 мая 2005
    СемёновскаяСталинская1944 — 1961 гг.

    Зонный оборот поездов

    • По причине невозможности в часы пик организовать оборот всех поездов на конечной станции (заезд в тупик, смена «головы», перевод стрелки и выезд занимают больше времени, чем интервал движения, особенно если учесть пересечение траекторий поездов на въезде и выезде) организуют так называемые зонные обороты поездов, то есть поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность быстро организовать оборот поезда. На Арбатско-Покровской линии для этих целей используют станцию «Партизанская» (для ночного отстоя и захода в депо) при движении в сторону «Щёлковской», а также станции «Молодёжная» (в основном в утренние и вечерние часы пик) и «Строгино» при движении в сторону «Пятницкого шоссе», реже используются «Митино» и «Киевская». При проведении плановых ремонтных работ на центральном участке закрываются станции «Площадь Революции», «Арбатская» и «Смоленская». Движение поездов возможно только на участках «Пятницкое шоссе» — «Киевская» и «Щёлковская» — «Курская».
    • С 16 марта 2020 года по 30 августа 2020 года для проследования составов из ТЧ-&&&&&&&&&&&&&&03.&&&&003 «Измайлово» на Солнцевскую линию и обратно был организован прямой маршрут «Партизанская» — «Раменки» с переходом между линиями по съездам за станцией «Парк Победы».

    Пересадки

    Пересадка на линиюСо станцииНа станцию
    01 СокольническаяАрбатская Площадь РеволюцииБиблиотека имени Ленина Охотный Ряд
    02 ЗамоскворецкаяПлощадь РеволюцииТеатральная
    04 ФилёвскаяАрбатская Киевская Кунцевская (только при следовании в центр)Александровский сад Киевская Кунцевская
    05 КольцеваяКурская КиевскаяКурская Киевская
    8А СолнцевскаяПарк ПобедыПарк Победы
    Калининско-Солнцевская линияСмоленскаяПлющиха
    09 Серпуховско-ТимирязевскаяАрбатскаяБоровицкая
    10 Люблинско-ДмитровскаяКурскаяЧкаловская
    11 Большая кольцеваяЭлектрозаводская КунцевскаяРубцовскаяМожайская
    14 Московское центральное кольцоПартизанская Парк ПобедыИзмайлово Кутузовская

    Пересадки[ | ]

    Пересадка на линиюСо станцииНа станцию
    01 СокольническаяАрбатская Площадь РеволюцииБиблиотека имени Ленина Охотный Ряд
    02 ЗамоскворецкаяПлощадь РеволюцииТеатральная
    04 ФилёвскаяАрбатская Киевская КунцевскаяАлександровский сад Киевская Кунцевская
    05 КольцеваяКурская КиевскаяКурская Киевская
    8А СолнцевскаяПарк ПобедыПарк Победы
    Калининско-СолнцевскаяСмоленскаяПлющиха
    09 Серпуховско-ТимирязевскаяАрбатскаяБоровицкая
    10 Люблинско-ДмитровскаяКурскаяЧкаловская
    11 Большая кольцеваяЭлектрозаводская КунцевскаяЭлектрозаводскаяКунцевская
    14 Московское центральное кольцоПартизанская Парк ПобедыИзмайлово Кутузовская
    D1 МЦД-1Кунцевская Славянский бульварКунцевская Славянский бульвар
    D2 МЦД-2Волоколамская КурскаяВолоколамская Курская
    D3 МЦД-3ЭлектрозаводскаяЭлектрозаводская
    D4 МЦД-4Курская Парк ПобедыКурская Поклонная Гора

    Депо и подвижной состав

    Депо, обслуживавшие линию

    ДепоГоды обслуживания
    «Сокол»1938 — 1941, 1942 — 1950
    «Северное»1941 — 1942
    «Измайлово»с 1950
    «Фили»2008 — 2018
    «Митино»с 2016

    Количество вагонов в составах

    Количество вагоновГоды
    41938 — 1947
    61947 — 1970
    71970 — 2010, 2020 — 2018
    5
    (типа «Русич»)
    с 2006

    По данным 2010 года, на линии задействовано около 300 вагонов[16].

    Типы вагонов

    Тип вагоновГоды
    ,1938 — 4 февраля 1975 года
    ,1938 — 4 февраля 1975 года
    1941 — 1950, 1954 — 1958, 1970 — 4 февраля 1975 года (седьмой в составе из Ам/Бм)
    1973 — 2 июня 1995 года
    1990 — 2005; январь — 29 февраля 2008 года (вагон Е № 3605)
    Ем-508, Ем-509, Еж, Еж11990 — 9 августа 2010 года
    81-740.1/741.1 «Русич»с 26 декабря 2006 года
    81-740.4/741.4 «Русич»с сентября 2009 года
    81-760/761 «Ока»23 сентября 2020 года — 30 августа 2020 года

    С 9 августа 2010 года вагоны типа и были выведены из регулярной линейной пассажирской эксплуатации. Несколько составов из вагонов данного типа числились в резерве ещё до декабря 2010 года.

    23 сентября 2020 года на Арбатско-Покровской линии началась эксплуатация вагонов модели 81-760/761 «Ока». Составы поступили на линию в связи с подготовкой машинистов депо ТЧ-&&&&&&&&&&&&&&03.&&&&003 «Измайлово» к их последующей эксплуатации на Солнцевской линии, которую первоначально обслуживало данное депо. 30 августа 2018 года, после ввода в строй депо ТЧ-&&&&&&&&&&&&&018.&&&&0018 «Солнцево», эксплуатация вагонов «Ока» на Арбатско-Покровской линии была прекращена.

    Именные поезда

    • «Акварель». Поезд-галерея с репродукциями картин был создан в 2007 году по инициативе Сергея Андрияки. Каждый из вагонов оформлен в определённой цветовой гамме, стены снаружи вагонов оклеены цветной плёнкой с изображениями цветов, фруктов, рек, деревьев. По сравнению с обычными вагонами типа 81-740.1/741.1 «Русич», с тыльной стороны поезд не имеет сидений и окон, на их месте находятся картины.
    • «Кино Победы». Два идентичных друг другу поезда посвящены фильмам о Великой Отечественной войне. В салонах вагонов представлены кадры из фильмов, справки о состоянии страны в период, показанный в кинолентах, а также материалы о реальных людях, которые стали прототипами экранных героев. Составы курсируют с июня 2016 года.

    Катастрофу на Арбатско-Покровской линии предсказали киношники и работники подземки

    Версия первая. «В перегоне между станциями из-за резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации метро. Оно и стало причиной резкой остановки состава».

    — Вся энергосистема столицы в зоне ответственности нашей энергокомпании 15 июля работала в штатном режиме. Мы не зафиксировали перепадов напряжения по сети, в том числе на распределительной подстанции, обеспечивающей работу контактного рельса на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Но эта подстанция, хочу подчеркнуть, находится на балансе метрополитена, и мы не можем досконально отслеживать режим ее работы, — сообщила «МК» пресс-секретарь МОЭСК Елена Буренина.

    Иными словами, перепад напряжения как причина трагедии допускается. Хотя машинисты считают ее абсурдной. «Сейчас вину в аварии будут списывать на машиниста, который якобы не следил за путем. Уже звучали попытки перекинуть вину на сбои в энергетике. Но сход с рельсов невозможен при падении напряжения! Машина не может перевернуться, если у вас перестал крутиться двигатель. Здесь то же самое», — говорит член независимого профсоюза работников Московского метрополитена Олег Ким.

    Кстати, о вине машиниста. Источник в метрополитене заявил «МК», что машинистам строго запрещено превышать скорость поезда более чем на 2 км/час. За подобное превышение ему грозит штраф 5–10% от премии (3–5 тыс. рублей). Разумеется, машинисты в первую очередь следят за скоростью и уже во вторую — за состоянием пути.

    Версия вторая. «Неисправность тормозной системы». Вагоны «Русич», как и их «наследники» — «Ока», — печально знамениты техническими проблемами, связанными именно с торможением. Пару лет назад один из руководителей московского метро признался «МК», что поставщики оборудования и завод-изготовитель допустили серьезные ошибки в программном обеспечении. И исправить их не удавалось еще долго после того, как составы вышли на линию. Вот наш диалог дословно:

    Руководитель: «Мы выявили несколько ошибок в программном обеспечении, многие уже исправили».

    «МК»: «Пассажирам ошибки заметны?»

    Смотрите фоторепортаж по теме: ЧП в московском метро: кадры с места трагедии

    0 фото

    Руководитель: «А как вы думаете? Передергивания составов, толчки при торможении. Резкая остановка до нулевой скорости, до такой степени, что нужно держаться за поручень, чтобы не упасть. Долго выясняли причины. Оказалось, что линии связи и программное обеспечение сделаны неправильно. На заводе наладили контроль линии связи. Вроде бы ушли от этой проблемы…»

    Оказывается, не ушли…

    Версия третья. «Виноват стрелочник».

    «Первый вагон метропоезда вынесло в сторону тупика. Это могло произойти из-за несанкционированного срабатывания или неисправности стрелки», — считают специалисты.

    Здесь тоже нужны пояснения. Стрелку на пересечении основного тоннеля с соединительным (он ведет на строящуюся Калининско-Солнцевскую линию) установили недавно, дней шесть назад. И, кстати, если имел место скачок напряжения на контактном рельсе, стрелка запросто могла не успеть встать в нужное положение.

    Версия четвертая. «Механическое повреждение в креплении колесной тележки с корпусом вагона».

    Возможно, произошел излом рамы тележки, к которой крепятся колеса. Или в креплении был дефект — например, трещина. Тележки осматривают каждый день. Но есть вероятность, что трещина проходила в таком месте, что при обычном осмотре заметить ее было практически невозможно. После отрыва тележки вагоны несколько раз врезались в стены тоннеля. Это привело к тому, что аварийный вагон был деформирован. «Мы неоднократно судились по поводу несертифицированного оборудования, которое устанавливается на составы «Русич». Не исключено, что причиной аварии стал брак рамы», — утверждают члены профсоюза. Кстати, в этом месте тоннель немного сужается, и гермозатворы как бы выпирают наружу — на расстояние некритичное при обычном движении состава, но роковое, если вдруг хотя бы одна колесная пара сойдет с рельсов.

    Версия пятая. «Техническое состояние полотна».

    «Я работаю в том числе на Арбатско-Покровской ветке и могу сказать, что техническое состояние полотна вызывает опасения, — говорит Олег Ким. — Шпалы болтаются относительно рельсов. В случае если рельс отойдет от оси, произойдет сход и, возможно, излом рельса. Обычно колеса за счет конусности втискиваются между рельсами, если существует люфт, тележка выскакивает. Как результат — то, что мы видим при аварии 15 июля».

    Репортер «МК» нашел обходчиков, которые занимаются контролем пути на данном участке. И вот что они рассказали.

    — Я с ответственностью могу сказать, что все пути каждую ночь тщательно осматривают и обследуют специалисты, — говорит обходчица Ольга Понарина, накануне отработавшая смену на соседнем участке. — Начинаем с того, что тщательно протираем изолирующие стыки, которые отвечают за показания светофора. Буквально вылизываем подшпальный ящик. Весь этот участок выкрашен в белый цвет, чтобы на нем была видна скопившаяся грязь и металлическая пыль. Также мы осматриваем узлы контактного рельса, обращаем внимание, чтобы на месте стояли скобы, фарфоровые изоляторы. Шагая по шпалам, внимательно вглядываемся в рельсы: нет ли ржавчины и коррозии, которые могут привести к трещинам и изломам. Обстукиваем специальным молотком стыки. Смесью керосина с маслом смазываем накладки, шурупы, маятники. Раз в неделю протягивают для профилактики все гайки.

    Кроме обходчиков пути, по которым идут поезда, обследует еще и бригада специалистов, которые катят по путям дефектоскопическую тележку, с помощью которой просматривают, прощупывают ультразвуком структуру рельсов. Установленная аппаратура помогает определить внутренние разрушения в металле. То, что невозможно увидеть глазами.

    Смотрите фоторепортаж по теме: ЧП в московском метро: кадры с места трагедии

    0 фото

    —Если у дефектоскопистов возникают какие-то подозрения, они проходят это место еще и еще раз. У меня однажды на участке запищал один из их приборов. Специалистам что-то не понравилось, проверили, выявили коррозию, так мы на это место тут же накладки поставили, потом от греха подальше вообще поменяли рельс.

    Ольга Понарина считает, что если бы чего-то недосмотрели обходчики, ЧП случилось бы с одним из пяти первых поездов в районе 7 часов утра.

    Наверное, обходчики и правда знают свое дело. Только вот как быть с одним любопытным документом (полный текст на сайте «МК»)? Его предоставил вчера «МК» обычный москвич, читатель Сергей Молоствов. Метрополитен прислал ему ответ на жалобу на вибрации на участке «Славянский бульвар» — «Киевская». Ответ ожидаемый: с путями все хорошо.

    Рискнем даже предположить, в чем именно причина вибрации. Около года назад на Арбатско-Покровской линии сломался поезд — был такой печальный факт. Как раз заклинило колесную тележку. Состав пришлось буксировать… от «Киевской» до «Славянского бульвара». Так вот, наши источники говорят, что именно после того случая и стали поступать жалобы на состояние пути. Кто их услышал? Видимо, никто.

    Версия шестая: «Вагон просто мог развалиться на ходу».

    «Никакие перебои с электричеством не могли стать причиной такого катастрофического развития событий, — сказал «МК» один из опытных инженеров ВНИИ железнодорожного транспорта. — Тормозная система тут тоже ни при чем. Конечно, бывает, что автоматика барахлит и поезда в метро тормозят слишком резко, — здесь дело во взаимодействии двух видов тормозов, которыми оснащены метропоезда (электрического и пневматического). Поверьте, экстренное торможение обычного автобуса оказывается для пассажиров гораздо более травматичным, чем такое же торможение состава метро». Причина аварии, по версии инженера, — механическая. Вагон мог просто развалиться на ходу. Вагоны серии «Русич», которые сменили устаревшие составы на Арбатско-Покровской линии, изначально создавались как экспериментальные и предназначались для так называемого «легкого» метро. Они технически отличаются от обычных метровагонов: в классическом, старом варианте вагон опирается на две тележки и имеет две оси, а вот для «Русича» используются три тележки и сам вагон «будто бы разрезан пополам». Это специальный зауженный вариант вагона, который создан для движения по маломерным тоннелям, — в отличие от своих предшественников он более гибкий и маневренный. Однако экспериментальные «Русичи» были поставлены на поток и дорабатывались уже в ходе повседневной эксплуатации. Сам инженер тоже замечал, что на Кольцевой линии московской подземки, например, «Русичи» слишком «болтает из стороны в сторону» — ему, как специалисту, такое поведение вагонов поезда показалось технически подозрительным. «Знаете, я не хотел бы бросать камень в огород «Метровагонмаша». Там делают хорошие, надежные поезда, но не всегда деньги вкладываются в развитие и совершенствование отечественной техники. Сегодня идет лоббирование западных производителей — на наш рынок рвутся «Сименс», «Бомбардье» и другие вагоностроители, и подобные происшествия открывают им зеленый свет».

    СПРАВКА «МК»

    Разработка состава «Русич-4» началась в конце 2007 года. Основные задачи, стоявшие перед конструкторами, состояли в решении двух основных проблем «Русичей» предыдущего поколения: нужно было ускорить посадку-высадку пассажиров (из-за увеличенных расстояний между дверьми) и снизить духоту (из-за недостаточно эффективной работы вентиляции и высокой температуры забортного воздуха). Особенно остро эти проблемы стояли на Кольцевой линии московского метро. К июню 2008 года был сконструирован кузов, и началось его «наполнение». Сидений стало меньше, за счет чего удалось увеличить количество дверей. Для решения вопросов микроклимата впервые на «Русичах» было решено применить кондиционирование не только кабины машиниста, но и салона. Перед транспортниками стояла задача провести испытания кузова на прочность в самые сжатые сроки. Уже 27 ноября 2008 года первый многодверный «Русич» был перегнан с Мытищинского машиностроительного завода в метрополитен. 2 июля 2009 года состоялась первая поездка с пассажирами по Арбатско-Покровской линии.

    Смотрите видео по теме: «Катастрофа в метро: комментарии очевидца»

    01:27

    Основные технические характеристики

    • Самая глубокая станция в Московском метрополитене — «Парк Победы» (73,6[17] м).
    • Самый длинный перегон в Московском метрополитене — «Крылатское» — «Строгино», расстояние более 6.62 км[18].
    • Самый длинный перегон внутри Кольцевой линии — «Курская» — «Площадь Революции», расстояние более 2,2 км.
    • На станции «Бауманская» установлен абсолютный рекорд продолжительности эксплуатации эскалаторов в истории Московского метро (с 18.01.1944 по 7.02.2015).
    • Арбатско-Покровская линия связана с Филёвской линией тремя пересадочными узлами: между станциями «Александровский сад» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, между двумя «Киевскими» и двумя «Кунцевскими». Это связано с историческим развитием двух линий-дублёров. С этим же связан и тот факт, что на линиях существуют две пары станций с одинаковыми названиями («Арбатская» и «Смоленская»), между которыми отсутствуют переходы. Кроме того, Филёвская линия с обоих концов продолжается служебными ветвями (с востока — двухпутной, с запада — однопутной), соединяющими её с Арбатско-Покровской, и технически является «рукавом» последней.
    • Основные средства сигнализации: На участке «Электро — двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь».
    • На участке «Пятницкое шоссе» — «Электрозаводская» — система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия. Напольное оборудование АЛС-АРС — АРС-Днепр 2/6, поездное оборудование — БАРС. Резервное средство сигнализации — двухзначная автоблокировка.

    На линии ведутся работы по переходу на систему АЛС-АРС. В августе 2009 г. АЛС-АРС введена в эксплуатацию на участке «Киевская» — «Строгино», в декабре 2010 г. на участке «Киевская» — «Смоленская», в январе 2014 на участке «Смоленская» — «Электрозаводская»

    Канал радиосвязи — второй.

    Перспективы

    • В начале апреля 2020 года стало известно, что рассматривается возможность продлить линию от станции «Щёлковская» в район Гольяново. В настоящий момент подобное продление планируется к 2025 году[19].
    • На перегоне между станциями «Крылатское» и «Строгино» оставлен задел под станцию «Троице-Лыково», которую планировалось достроить, когда на этом месте появится жилой массив. В настоящий момент станция работает в качестве технической платформы, никаких актуальных планов по её достраиванию нет.
    • За станцией «Строгино» были оставлены заделы под организацию кросс-платформенной пересадки на проектируемую Рублёво-Архангельскую линию.
    • При строительстве линии на перегоне «Площадь Революции» — «Курская» проектом было предусмотрено сооружение станции «Хмельницкая» с организацией пересадки на станцию «Китай-город» Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий. Данная станция присутствует в Генплане, но с учётом большой сложности и высокой стоимости строительства станции на действующем перегоне она вряд ли будет построена в обозримом будущем.

    Примечания

    1. Срок сдачи тоннеля под Серебряным Бором под угрозой. RusTunnel.ru Архивировано 2 апреля 2012 года.
    2. Годовой отчёт метрополитена за 2011 год Архивировано 21 октября 2013 года.
    3. В Москве открылась новая станция метро «Строгино» :: Общество :: Top.rbc.ru
    4. Станция московского метро «Бауманская» открылась после реконструкции. ТАСС (24 декабря 2015). Проверено 29 декабря 2015.
    5. Заявление по поводу казни Степана Затикяна и двух других неназванных лиц. — Московская Хельсинкская Группа
    6. Филипп Бобков. Национальные проблемы
    7. «Единственная моя вина в том, что я оставил в этом мире двоих детей», — заявил Степан Затикян, приговорённый к высшей мере наказания за организацию взрывов в Москве.
    8. Сын за отца не отвечает. Если только сам не захочет. Архивировано 8 декабря 2008 года.
    9. РИА Новости / Движение на Арбатско-Покровской линии столичного метро восстановлено
    10. Елена Михайлова.
      Восстановлено движение в столичном метро (рус.).
      life.ru
      . Life (4 июня 2010). Проверено 25 марта 2020.
    11. На новой станции московского метро «Пятницкое шоссе» обрушилась облицовка потолка, закрыт вестибюль
    12. Число погибших в аварии в московском метро возросло до 23 человек Подробно. RT (16 июля 2014). Проверено 16 июля 2014.
    13. Наумов М. С.
      Под семью холмами. Прошлое и настоящее Московского метро. — М.: АНО НИЦ «Москвоведение», 2010. С. 448. ISBN 978-5-7853-1341-5
    14. В источниках ошибочно указывается число 84 м, однако в реальности сумма высот подъёмов эскалаторов и глубины подземного перехода, примыкающего к вестибюлю, меньше указанной цифры
    15. Метрополитен в цифрах. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
    16. Новая станция метро, автовокзал и жилые высотки: как изменится район Гольяново

    Примечания[ | ]

    1. Реклама на Арбатско-Покровской линии метро
    2. Срок сдачи тоннеля под Серебряным Бором под угрозой. RusTunnel.ru Архивировано 2 апреля 2012 года.
    3. Список станций Арбатско-Покровской линии Реклама в метро Москвы
    4. Станция «Измайловский парк» будет переименована в «Партизанскую» РИА Новости
    5. Филевская линия метро: что не всегда замечают пассажиры (неопр.)
      . Сайт Москвы (7 июня 2017). Дата обращения 30 марта 2020.
    6. Сборник.
      Сталин. Большая книга о нем. — Litres, 2017-09-05. — 966 с. — ISBN 9785457630802.
    7. Столичные власти пригласили москвичей на экскурсии по станциям метро Interfax
    8. В Москве открылась новая станция метро «Строгино» :: Общество :: Top.rbc.ru (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 7 января 2008. Архивировано 4 февраля 2014 года.
    9. После реконструкции вновь открыт западный вестибюль станции «Арбатская» Московский транспорт: Московский метрополитен
    10. Открытие станции «Семёновская» Московский транспорт: Московский метрополитен
    11. Электрозаводская Московское метро
    12. Станция московского метро «Бауманская» открылась после реконструкции (неопр.)
      . ТАСС (24 декабря 2015). Дата обращения 29 декабря 2020.
    13. Заявление по поводу казни Степана Затикяна и двух других неназванных лиц. Архивная копия от 30 марта 2020 на Wayback Machine — Московская Хельсинкская Группа
    14. Филипп Бобков. Национальные проблемы
    15. «Единственная моя вина в том, что я оставил в этом мире двоих детей», — заявил Степан Затикян, приговорённый к высшей мере наказания за организацию взрывов в Москве.
    16. Сын за отца не отвечает. Если только сам не захочет. Архивировано 8 декабря 2008 года.
    17. РИА Новости / Движение на Арбатско-Покровской линии столичного метро восстановлено
    18. Елена Михайлова.
      Восстановлено движение в столичном метро
      (неопр.)
      .
      life.ru
      . Life (4 июня 2010). Дата обращения 25 марта 2020.
    19. На новой станции московского метро «Пятницкое шоссе» обрушилась облицовка потолка, закрыт вестибюль (рус.). Газета.Ru. Дата обращения 30 марта 2020.
    20. Подтопление в московском метро: погиб рабочий (неопр.)
      . Дата обращения 30 марта 2020.
    21. Число погибших в аварии в московском метро возросло до 23 человек Подробно (неопр.)
      . RT (16 июля 2014). Дата обращения 16 июля 2014.
    22. (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 15 июля 2014. 15 июля 2014 года.
    23. (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 15 июля 2014. 17 июля 2014 года.
    24. (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 15 июля 2014. 17 июля 2014 года.
    25. В источниках ошибочно указывается число 84 м, однако в реальности сумма высот подъёмов эскалаторов и глубины подземного перехода, примыкающего к вестибюлю, меньше указанной цифры
    26. Метрополитен в цифрах (неопр.)
      . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 19 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
    27. Станцию метро в районе Гольяново могут построить в 2023 г. (неопр.)
      . www.mskagency.ru. Дата обращения 30 марта 2020.
    28. На земле и под землей
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: