Праздник славянской письменности и культуры: история


Создатели азбуки

О жизни и деятельности Кирилла и Мефодия известно в основном из религиозной литературы – то есть сведения крайне неточны. Общепринятая версия гласит, что они были братьями, соответственно младшим и старшим сыном в богатой греческой семье. Жили они в IX веке, прочие даты приблизительны. Оба брата стали учеными монахами и стремились облегчить распространение христианства на славянские земли.

фото памятника Кириллу и Мефодию перед Петропавловским собором

Якобы в 861 году они побывали в Корсуни (Херсонесе) и именно тут начали работу над созданием азбуки, что подошла бы для записи необычных звуков славянских языков. Историки до сих пор спорят: была ли эта азбука кириллицей (названной по имени одного из братьев) или более древней глаголицей. Впрочем, значение работы братьев от этого меняется несильно, ибо до них на Руси собственной письменности не было вовсе.

Подарок от Харькова

История у памятника двум просветителям оказалась весьма необычной. В 2008 году Севастополь собирался праздновать 225-летие со дня своего основания.

В связи с этим Харьков, первая столица Советской Украины, решил сделать подарок городу русской славы. Им и стало скульптурное изображение двух просветителей. Авторами монумента выступили двое харьковчан – скульптор А. Демченко и архитектор Г. Григорьянц.

фото памятника Кириллу и Мефодию вблизи

Работа велась в спешке – на все про все авторам выделили два месяца. Но харьковчане справились, а Демченко и вовсе сумел выполнить глиняную модель памятника для отливки в бронзе за 2 недели. Оба автора подчеркивали здравое и конструктивное отношение к своей работе со стороны как харьковского, так и севастопольского руководства – иначе уложиться в рекордные сроки изготовления было бы невозможно.

Памятник установили 14 июня 2008 года. Удалось все успеть вовремя и подгадать под юбилейные торжества.

Памятник Кириллу и Мефодию

25 лет назад, 22 мая 1990 года, в сквере перед зданием Мурманской областной научной библиотеки прошло торжественное и красочное открытие памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Две статуи покровителям славянской письменности сделаны из бронзы, и находятся на бетонном постаменте, расположенном на основании, состоящим из 12 гранитных плит. Скульптуры просветителей просты, естественны, но в то же время и величественны. Автор создал ярко индивидуализированные образы, хотя реальных изображений первоучителей до нас не дошло. Тонкое одухотворенное лицо более молодого святого Кирилла полно задумчивости. В руке создатель славянской письменности держит перо, как бы готовясь начертать открытые им письмена. Святой Мефодий, напротив, умудрён годами, трудами и благочестивыми размышлениями, но полон сил и энергии. Как свидетельство его неустанной пастырской деятельности — Священное Писание, бережно прижимаемое к груди. Братья, облачённые в широкие монашеские одеяния, поддерживают свиток, на котором выведены первые буквы славянского алфавита: аз и буки. Бронзовые статуи, символизирующие собой неугасимые свечи, установлены на невысоком бетонном постаменте, который, в свою очередь, поставлен на мощное основание из 12 гранитных плит. Пространство перед памятником замощено фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выполненное из блоков серого гранита.

История этого памятника довольно необычна. Памятник славянским просветителям в Мурманске стал результатом активной деятельности местных литераторов. Благодаря инициативе писателей Заполярья, в особенности Виталия Семеновича Маслова, 24 мая 1986 года в городе Мурманске впервые в СССР торжественно отметили День славянской письменности и культуры. С 1987 года инициативу мурманчан подхватили многие города Советского Союза, праздник стал широко отмечаться по всей стране, а 30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен Праздником славянской письменности и культуры, праздник стал государственным. «День славянской письменности и культуры» — это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 1988 году, когда В. С. Маслов находился в Болгарии, возникла идея подарить нашему городу памятник Кириллу и Мефодию, в знак признательности нашему городу и мурманчанам, которые возродили День славянской письменности и культуры в России.

Памятник создателям славянской азбуки — авторская копия памятника скульптора из Болгарии Владимира Гиновски, расположенного перед фасадом здания Народной библиотеки в столице Болгарии Софии (есть еще две копии — в городе Благоевграде (Болгария) и в Риме).

В День независимости Болгарии, 3 марта 1990 года, Святейший Патриарх Болгарский Максим в присутствии советских и болгарских официальных лиц освятил монумент; был подписан акт о его передаче представителям Мурманска. В документе сказано: «Государственно-общественная организация «13 веков Болгарии» от имени всего болгарского народа дарит копию памятника святым Мефодию и Кириллу городу Мурманску, где в 1986 году впервые в Советском Союзе был отмечен День славянской письменности». Почти пять тысяч километров преодолел трейлер, доставивший шестиметровый памятник равноапостольным просветителям из болгарской столицы через Варну, Одессу, Киев, Минск, Новгород и Петрозаводск в Заполярье. А уже через полтора месяца состоялось торжественное открытие монументальной композиции для мурманчан и многочисленных гостей города.

Икона в скульптуре

Место для установки памятника выбрали соответствующее – на площадке возле собора Петра и Павла. Две фигуры установлены на невысоком постаменте из наклонно лежащей каменной плиты.

Фото позволяет заметить, что при изображении Кирилла и Мефодия авторы памятника пользовались традициями иконописи. Это видно и по общей «вытянутости» фигур и лиц, и по наличию условных «нимбов».

А. Демченко и сам признавал, что за основу взял описания канонических изображений Кирилла и Мефодия (которые причислены к лику святых), используемые иконописцами. Строго говоря, у скульптора не было выбора, ибо неизвестно, как выглядели ученые братья на самом деле.

фотография памятника

Соответственно канонам икон выполнены и атрибуты Кирилла и Мефодия – одежда, книга (Евангелие) и свиток с изображенными на нем славянскими буквами. Подобным образом изображают просветителей и на других памятниках.

Памятник Кириллу и Мефодию – не то место, где регулярно фотографируются туристы и куда по торжественным случаям прибывают первые лица государства. Подобные им достопримечательности являются тематическими – так что памятник привлекает в основном внимание людей верующих (посещающих Петропавловскую церковь), а также участников и гостей мероприятий, посвященных Дню славянской письменности.

Но Севастополь гордится не только своей «новой», но и древней историей, связанной с временами Херсонеса. А Кирилл и Мефодий – часть той эпохи.

Ставший легендой

Именно в этот день 30 лет назад, 22 мая 1990 года, открыли памятник, который молодые жители Мурманска, наверно, воспринимают как должное, как будто так было всегда. Действительно, нынешнюю столицу Кольского Заполярья без бронзовых Кирилла и Мефодия представить невозможно.

Между тем путь его на нашу землю не был простым. Представьте, везли-то из Болгарии. На грузовиках! Сейчас и поверить в это трудно, однако — было…

Но до памятника был праздник — День славянской письменности, день чествования создателей первой славянской азбуки, святых Кирилла и Мефодия, который в Советской России возродили у нас, в Мурманске. Идея возвращения этого торжества на Русскую землю возникла у писателя Виталия Маслова и его товарищей — поэта Виктора Тимофеева и редактора главной молодежной газеты края Дмитрия Тараканова.

Первый праздник состоялся в майские дни 1986-го — широкий, мощный, с участием множества лучших в ту пору наших писателей. К нам приехали прозаики Владимир Личутин, Владимир Крупин, Семен Шуртаков, поэты Валентин Устинов и Юрий Кузнецов, критик Владимир Бондаренко и другие. С тех пор праздник отмечался у нас ежегодно — шествием школьников и студентов, Уроками Слова, концертами и литературными вечерами, в 1991-м он стал государственным. И только в нынешнем году публичных мероприятий не будет — такое время…

Идея копии софийского памятника Кириллу и Мефодию пришла к писателям-мурманчанам в конце восьмидесятых. Вот как вспоминал об этом Виталий Маслов:

Виталий Маслов встречает наших солунских братьев. 18 марта 1990 г.

«Приглашает меня посол по культуре Болгарии Живко Вычкова и говорит: «Есть решение вас и Тимофеева наградить орденом Кирилла и Мефодия». У нас в то время этот орден был только у Дмитрия Сергеевича Лихачева. Я сказал им: «Ваше решение не бесспорно. Посмотрите, кто первые праздники вел — в библиотеке — несколько человек, в пединституте. Выделить двух человек из тех, которые делали все это, простите, не то, что нужно, это не объединяет, а разъединяет». Я сказал: «Ни в коем случае. Если это решение будет принято, я откажусь». Так вопрос и повис.

Потом мы поехали в Болгарию. Илия Пехливанов, редактор газеты «За буквите», которая помогла нам очень первые праздники провести, отвел нас к редактору газеты «Антени», еженедельника, Веселину Иосифову.

Я говорю: «Я скажу ему о памятнике», — ну, у меня душа болела, а Илья — он тоже номенклатурный человек, — говорит: «Нет, не надо, это резко будет». Пришли к Веселину Иосифову, генералу с дореволюционным стажем (болгарская революция 1944 года имеется в виду). Хорошо посидели, выпили по рюмочке ракии. Я ему говорю: «Веселин, Илья запретил мне об этом говорить, но что же тянуть, у Живко Вычковой был разговор о памятнике… Могли бы вы подарить копию вашего прекрасного памятника Мурманску?». Веселин прошел вглубь кабинета, кому-то позвонил и сказал, что через 10 минут нас ждет заместитель Живкова — главы компартии Болгарии, и вопрос был решен».

Эпизод, который в свойственной ему манере, когда не всегда отличишь, где правда, а где вымысел, рассказал Маслов, относится к 1988 году. Но работу предварительную он начал годом раньше, на втором празднике славянской письменности, который прошел в Вологде.

Именно тогда Маслов поделился мечтой о памятнике с известной болгарской журналисткой Калиной Каневой. А позже обратился с письмом, в котором напомнил о том разговоре. «Я рассказала об этом в Министерстве культуры, — вспоминала позже Калина. — Вероятно, идея высказывалась и другими, но, как бы то ни было, она начала реализовываться. Фонд «1300 лет Болгарии» подарил Мурманску точную копию памятника Кириллу и Мефодию, стоящего перед зданием Национальной библиотеки им. Кирилла и Мефодия в Софии (автор Владимир Гиновски)…»

Очень быстро, без существенных проволочек были решены все технические вопросы, связанные с изготовлением и передачей памятника мурманчанам. Передача состоялась в День независимости Болгарии — 3 марта 1990 года. Памятник освятил патриарх болгарский Максим в Александро-Невском соборе Софии. И отправились Кирилл и Мефодий в дальний путь…

Пять тысяч километров на «КамАЗе» по украинским, белорусским, российским дорогам. Через Варну, Одессу, Киев, Минск, Великий Новгород. Проще было бы, конечно, поднять этот негабаритный груз на пароход в Варне, а в Мурманске — выгрузить. Но…

Кирилл и Мефодий в пути.

— Памятник — это легенда! — говорил мне, рассказывая историю появления святых братьев на Кольской земле, Виталий Маслов.

И пришлось первоучителям совершить шествие на Русь. Без преувеличения триумфальное. В каждом городе, куда прибывала эта необычная экспедиция, — проводились встречи, концерты, звучал колокольный благовест. Еще четырежды памятник был освящен. Действительно, легенда.

Именно Калина Канева сопровождала памятник в Мурманск — она присоединилась к знаковому путешествию в Киеве, где бронзовым Первоучителям был оказан небывалый прием. Сейчас, в 2020-м, глядя на нынешнюю Украину, поверить в такое не просто сложно, а почти невозможно.

Калина Канева приехала на открытие памятника.

Поздним вечером 17 марта Кирилл и Мефодий прибыли в Мурманск. А открыли его, повторюсь, накануне Дня славянской письменности, 22 мая. Обидно, правда, что памятник как был тогда установлен на временный постамент, так на нем и стоит.

О своем потрясении тем, как Маслов добился, чтобы бронзовые Кирилл и Мефодий оказались в Мурманске, позже вспоминал писатель-нижегородец Валерий Шамшурин: «Это событие поистине стало легендарным, ведь именно Мурманск, по сути, стал центром притяжения всех славян, которые чтили свои истоки и свою письменность».

Как добраться (доехать) до памятника от центра Севастополя

Рядом с памятником Кириллу и Мефодию есть остановка городского транспорта «Сквер», через которую, правда, идет всего один маршрут — №113, от площади Восставших. Куда больше автобусов и маршруток проходит по ост. «Сквер Ленинского комсомола», но от нее пройти до монумента придется около 300 м.

На машине от площади Нахимова добраться до памятного знака несложно так:

Предыстория

Этот праздник возник в память о двух братьях, которых именуют Солунскими. Кирилл и Мефодий были византийцами, полное название города — места их рождения — Фессалоники. Они происходили из знатного рода и в совершенстве владели греческим. В некоторых хрониках указано, что в этой местности был распространен и местный диалект, который относился к славянским, однако, документальных подтверждений о наличии второго родного языка у братьев не найдено. Многие историки приписывают им болгарское происхождение, ссылаясь на ряд источников, но вполне возможно, что они были греками по рождению. До пострига Кирилл носил имя Константин. Мефодий был самым старшим среди братьев в семье и первым удалился в монастырь. Константин получил блестящее образование, заслужил почет и уважение в ученой среде. После ряда событий, он удалился к брату в монастырь вместе со своими учениками и соратниками. Именно там началась обширная работа, прославившая их.

Создание азбуки

Братья из Салоников вошли в историю как создатели славянской азбуки. Время события – 862 или 863 год. Житие Кирилла и Мефодия утверждает, что идея родилась еще в 856 году, когда братья вместе с учениками Ангеларием, Наумом и Климентом поселились на горе Малый Олимп в монастыре Полихрон. Здесь Мефодий служил настоятелем.

Кириллица и глаголица

Авторство алфавита приписывают Кириллу, а вот какого именно, остается загадкой. Ученые склоняются к глаголице, на это указывают 38 знаков, которые она содержит. Что касается кириллицы, то ее воплотил в жизнь Климент Охридский. Однако если даже это и так, то ученик все равно использовал наработки Кирилла – это он вычленил звуки языка, что самое важное при создании письменности.

Основой для алфавита послужила греческая тайнопись, буквы очень похожи, поэтому глаголицу путали с восточными азбуками. А вот для обозначений специфических славянских звуков взяли еврейские буквы, к примеру, «ш».

День святых Кирилла и Мефодия[ | ]

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 (27) февраля, святого Мефодия — 6 (19) апреля, в дни их смерти.

Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключённых в турецких тюрьмах.

Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая.

В России празднуют Дни славянской письменности и культуры

торжества

В субботу в Москве в рамках Дней славянской письменности и культуры, отмечаемых с 20 мая по 1 июня, прошел крестный ход, в котором приняло участие около 500 священнослужителей и несколько тысяч верующих. День памяти святых Кирилла и Мефодия, братьев—просветителей славян, начался с традиционной божественной литургии в 9 часов утра в Успенском соборе Кремля. Однако в связи со сложностями прохода на территорию Кремля основная часть верующих и московского духовенства собралась неподалеку — в храме Богоявления Господня в Богоявленском переулке. Праздник, посвященный памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, считается первым в России государственным церковным праздником. Он был возрожден церковью после падения советской власти, а в 1991 году признан государственным и теперь отмечается во многих крупнейших городах России. В Москве в субботу на крестный ход собрались представители духовенства из всех благочиний московской епархии. К 11 часам литургия в обоих храмах была закончена, и священнослужители по мобильным телефонам начали согласовывать свои действия, чтобы объединить два крестных хода (от Богоявленского храма и от Успенского собора) в один. На это ушло минут 40. Наконец церковные служители построились в три колонны, впереди встали те, кто нес кресты, светильники, иконы и хоругви, в середине — хор, а замыкали шествие верующие, приехавшие на праздник со всей Москвы. Крестный ход начался к полудню и вскоре растянулся на несколько сот метров по всей улице Варварке. Милиция строго следила за соблюдением порядка и ловко направляла толпу в нужное русло с помощью металлических ограждений, которыми уже к 10 часам утра были перекрыты центральные улицы Ильинка и Варварка, Славянская площадь, Китайгородский и Солянский проезды и Васильевский спуск. На Славянской площади процессия появилась через час после начала хода под песнопения хора и под звон колоколов церкви Всех Святых на Кулишках (на Славянской площади). Тут милиция уже не стала удерживать толпу, которая бросилась занимать места у памятника Кириллу и Мефодию, чтобы лучше слышать молебен в честь святых братьев. После молебна митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий зачитал обращение патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам крестного хода. В своем послании патриарх поведал, что этот праздник отмечается в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — просветителей славян и проповедников христианства, создателей славянской азбуки и первых переводчиков Евангелия на славянский язык. «Невозможно переоценить их роль в российской истории — мы обязаны им нашей культурой и языком»,— говорится в письме. Алексий II отметил, что в этом году центром торжеств был выбран город Воронеж, который связан с именами таких выдающихся деятелей русской культуры и науки, как Алексей Кольцов, Иван Бунин, Андрей Платонов и физик Николай Басов. В Москве Дни славянской письменности и культуры завершатся 29 мая торжественным вечером в храме Христа Спасителя. В этот день там пройдет международный симпозиум «Славянский мир в третьем тысячелетии», участники которого будут говорить о месте славянской культуры в системе европейской цивилизации. В рамках Дней славянской письменности и культуры состоятся также научно-практические конференции, «круглые столы» и концерты хоровых коллективов. ТАТЬЯНА Ъ-МОРОЗОВА

Древние славянские памятники

Памятники древних славян включают в себя письменные, архитектурные и языческие творения. Они, исключая письменные, разделяются на доисторические и исторические. К доисторическим относятся памятники, созданные до появления письменности. Историческими памятниками называются те, чье существование и история появления имеют письменное подтверждение.

Памятники письменности

Ученые обнаружили в 1949

году под Смоленском надпись, сделанную на глиняном сосуде, еще в X веке. Слово написано на кириллице. Имеет отношение к мере зерна. Это самый древний артефакт из всех найденных предметов, касающихся славянской письменности. Позже были найдены берестяные свитки с надписями частного характера, также датирующиеся X-XI веками. Это похоже на обычную деловую или хозяйственную переписку. Ученые полагают, что некоторые письма написаны женщинами, что говорит о высоком уровне грамотности древних славян. Книга Остромирово евангелие, написанная в II веке дьяконом Григорием и посадником Остромиром, является памятником не только славянской письменности, но и искусства, так как
294
листа этой книги писались чернилами с добавлением золота, и украшены красивым орнаментом. Более подробную информацию о письменности древних славян можно найти в интернете.

Памятники зодчества

Междуусобицы, войны и набеги воинственных соседей создавали необходимость строить защитные сооружения. Вначале поселения огораживались деревянными стенами, земляными валами и рвами с водой. Отсюда пошло название «город», что означает огороженный. Из дерева строились жилища и храмы. Наибольших красот деревянное зодчество достигло на севере страны. Самым ранним памятником деревянной архитектуры древних славян считается Климентовская церковь в поселке Уна Архангельской области. Построена эта церковь в 1501

г. К X веку деревянные постройки сменили каменные монументальные храмы и церкви. Города начинались со строительства кремля и каменных стен, окружавших его. Каменное зодчество древних славян следует традициям византийских мастеров, которые приглашались русскими правителями для строительства. Первый памятник каменного русского зодчества построен в Киеве в
989
г. Это кафедральный собор, построенный рядом с княжеским теремом Владимира Святославича. Позже он назывался Десятинная церковь. Многие памятники древнего славянского и русского зодчества находятся под эгидой ЮНЕСКО.

Археологические памятники

Наиболее древний лунный календарь найден в Сибири в результате раскопок Ачинского поселения в Красноярском крае. Это жезл, сделанный из бивня мамонта с вырезанными на нем знаками. Его возраст 18

тысяч лет. В Хакассии в
1982
году была найдена каменная обсерватория, аналогичная Стоунхеджу. Это говорит о том, что задолго до появления всех известных цивилизаций древние славяне еще в бронзовом веке сумели создать и пользоваться точнейшим лунным календарем. У истоков реки Енисей найден курган Аржан, также построенный по принципу Стоунхеджа
8
тысяч лет до н. э. На территории Куликова поля найдены остатки солнечных и звездных обсерваторий. Под Киевом и на Южном Урале найдены города, имеющие канализацию, планировку улиц и доказательства развитого животноводства.

Французский астроном Делиль по рассказам индийских волхвов вычислил местонахождение древнего города, где жили предки ариев. В 1987

году по указанным Делилем координатам был найден на Южном Урале славяно-арийский город Акраим. Этот город-храм своей архитектурой является точной копией знаков Зодиака. К сожалению, эти открытия были скрыты от мировой общественности, и Акраим попытались уничтожить.

Древние славяне обладали развитой культурой, умели строить обсерватории и города-храмы. Существует мнение, что именно здесь находятся истоки цивилизации Северного полушария.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: