Прокладка тоннеля от станции «Косино» Кожуховской линии метро в сторону центра начнется 28 декабря


Некрасовская линия
Московский метрополитен
Открытие первого участка3 июня 2020 года[1]
Длина, км22,3 (включая 2,7 БКЛ)[2]
Количество станций10[2]
Время поездки, минут27
Максимальное число вагонов в составе поезда8
Число вагонов в составе поезда8
Интервал движения в часы «пик»4 мин
Наземные участкинет
ЭлектродепоТЧ-20 «Руднёво»

Некра́совская линия

— пятнадцатая линия Московского метрополитена. Первый участок «Некрасовка» — «Косино» протяженностью 6,9 км с 4 станциями был открыт 3 июня 2020 года[1]. Линия полностью подземная, связывает районы Некрасовка, Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский, Нижегородский и Лефортово. Является дублёром юго-восточного участка Таганско-Краснопресненской линии. На схемах обозначается розовым цветом и числом 15.

При открытии стала второй в истории линией Московского метрополитена, полностью находившейся за пределами МКАД (в 2003—2014 годах этот статус носила Бутовская линия). 26 октября 2019 года, после закрытия Каховской линии, стала самой короткой линией метро. 27 марта 2020 года лишилась обоих статусов после открытия второго участка со станциями «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская», а также временно присоединёнными к линии станциями БКЛ «Авиамоторная» и «Лефортово» [2].

Название

Своё первоначальное рабочее название «Кожуховская» линия получила по бывшей деревне Кожухово (ныне одноимённый микрорайон) в районе Косино-Ухтомский, через который она проходит. В Москве же на Люблинско-Дмитровской линии есть станция «Кожуховская», названная по другой бывшей деревне Кожухово в Южнопортовом районе Москвы. Это породило топонимический казус, вследствие чего было решено провести голосование на портале «Активный гражданин» о переименовании линии. Предлагалось оставить старое название или сменить его на «Некрасовская»[3]. По результатам голосования за переименование высказались 70,35 % участников[4].

История

Внешние изображения

Изначально планировалось пустить линию параллельно Волгоградскому проспекту в Москве, в результате чего на старых планах развития этой трассы метрополитена (до 2009 года) значилась станция «Самаркандский бульвар», которая должна была располагаться на пересечении Самаркандского бульвара и Волгоградского проспекта в районе 138 квартала Выхина. 16 марта 2012 года в качестве меры удешевления метро было предложено строить Некрасовскую линию мелким заложением, изменив планировавшуюся ранее трассировку. Линия была перенесена с Волгоградского на Рязанский проспект. Ориентировочно это должно было помочь сэкономить 40 млрд рублей[5].

13 сентября 2012 года Градостроительно-земельная комиссия города Москвы одобрила проект планировки участка Некрасовской линии от станции «Нижегородская» до станции «Некрасовка». Согласно проекту планировки, линия пройдёт по территориям районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино и Некрасовка Юго-Восточного административного округа Москвы, а также по территории района Косино-Ухтомский Восточного округа. От Нижегородской улицы трасса линии пройдёт вдоль Рязанского проспекта, Ферганской улицы, далее под кварталами жилого района Выхино-Жулебино, затем пересечёт Рязанское направление МЖД и вдоль проектируемой магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань и Покровской улицы придёт в центр района Некрасовка[6].

При строительстве Некрасовской линии и некоторых тоннелей Большой кольцевой линии использовался опыт испанских метростроителей, которые предлагают сооружать один тоннель диаметром десять метров для движения поездов в обоих направлениях. По словам заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, такой способ позволит снизить стоимость строительства на 30 %[7] и сэкономить порядка 80 миллиардов рублей[8].

Объекты Некрасовской линии проектирует ОАО «Мосинжпроект»[9]. Фактическое строительство линии началось 26 февраля 2013 года, когда в основание стены в грунте будущей станции «Некрасовка» была забурена первая свая[10]. К строящейся станции метро проложены новые питающие кабельные линии[11].

Монтажная камера для ТПМК на участке строительства линии метро в районе начала Привольной улицы (декабрь 2020 года).

В июне 2020 года на заседании президиума Правительства Москвы был утверждён проект планировки участка линии «Окская» — «Стахановская» — «Нижегородская». Предусмотрено, что станция «Стахановская улица» расположится у пересечения Рязанского проспекта со 2-м Грайвороновским проездом, принимая 100 тысяч человек в сутки; станция «Нижегородская улица» будет находиться у пересечения Рязанского проспекта с Малым кольцом МЖД, принимая 400 тысяч человек в сутки и выполняя функции пересадочной станции (запланировано наличие перехода на станцию «Нижегородская» Большой кольцевой линии). Мэр Москвы С. С. Собянин отметил, что строящаяся Некрасовская линия «является рекордной по охвату населения, которому она улучшит транспортную доступность, — это около миллиона человек»[2]; она заметно разгрузит серьёзно перегруженную Таганско-Краснопресненскую линию[12].

В конце 2020 — в начале 2020 года заявлялось о том, что первый участок линии с четырьмя станциями от «Некрасовки» до «Косино» будет запущен отдельно[13][14][15], но ввиду отсутствия технической возможности для такого пуска, по словам М. Ш. Хуснуллина, всю линию планировалось открыть для пассажиров одновременно[16]. Но уже в январе 2020 года линию снова решили сдавать двумя участками: первый участок «Косино» — «Некрасовка» — к лету 2020 года, а второй, от «Косино» до «Нижегородской» — в конце 2020 года[17].

В январе 2020 на трассе строительства линии происходили провалы грунта:

  • 15 января 2020 года произошёл провал в районе дома 2 по Ферганской улице. На сутки полностью перекрывалось движение на участке от улицы Академика Скрябина до Сурского проезда[18].
  • 19 января 2020 года движение на том же участке вновь перекрывалось из-за нового проседания грунта[19].

До конца 2020 года были завершены строительные работы на втором участке линии от станции «Косино» с промежуточными «Юго-Восточной», «Окской» и «Стахановской» до станции «Нижегородская» (пересадка на Большую кольцевую линию и Московское центральное кольцо), а также участка БКЛ от «Нижегородской» до «Лефортово», который временно войдёт в состав Некрасовской линии[20][21].

Открытие линии

Технический пуск первого участка «Некрасовка» — «Косино» состоялся 31 августа 2020 года[22], а его открытие — 3 июня 2019 года[1].

2 января 2020 года был проведён технический пуск второго участка «Косино» — «Лефортово», включающего участок Большой кольцевой линии[23]. Его открытие было запланировано на конец марта 2020 года[24].

С 20 до 24 марта линия была закрыта для пассажиров в связи с подключением нового участка «Косино—Лефортово» [25].

Второй участок Некрасовской линии со станциями «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская» был открыт 27 марта 2020 года[2].

Калининско-Солнцевская линия

По Калининско-Солнцевской линии в 2020 г. можно будет добраться до Рассказовки. Согласно последним новостям дата открытия станции метро «Рассказовка» запланирована на начало лета.

В данный момент идут работы по оформлению вестибюля. По предварительному фото проекта видно, что он будет оформлен в сером, черном и красном цветах. Прогнозируемый пассажиропоток на платформе будет достигать 25,8 тысяч человек за день.

В 2020 году остановка подземки «Рассказовка» станет конечной на Калининско-Солнцевской линии после других новых остановок, таких как «Новопеределкино», «Боровское шоссе», «Солнцево», «Говорово», «Очаково», «Мичуринский проспект». А к 2020 году желтую ветку дополнят еще две платформы «Пыхтино» и «Внуково».

'Станция московского метро

Перспективы

По словам М. Ш. Хуснуллина, побывавшего 15 февраля 2014 года на месте, где сооружается станция «Лухмановская», ставится задача продления Некрасовской линии от «Лефортово» до «Рубцовской» («Электро — до станции «Нижняя Масловка» («Савёловская»), однако позже эти участки будут исключены из Некрасовской линии и переданы в состав Большой кольцевой[26]. Таким образом временно в Москве появится самый длинный маршрут метро в Европе протяжённостью около 60 километров. Он протянется от станции «Рассказовка» до «Шелепихи», далее по северной части Большой кольцевой линии до «Нижегородской» и по Некрасовской линии до «Некрасовки»[27]. Его планируется запустить в 2021 году[28].

Институт Генплана Москвы предлагает в будущем продлить линию вдоль МЦК и объединить её с Коммунарской линией[29][30]. 13 декабря 2019 года эту информацию подтвердил Михаил Крестмейн, главный инженер Института Генплана Москвы[31].

Условные обозначения
БКЛ к Сокольникам
Электрозаводская
оборотный тупик
Лефортово
Коммунарский радиус
Авиамоторная
оборотный тупик
съезды на БКЛ
Нижегородская
оборотный тупик
БКЛ к Текстильщикам
Стахановская
Окская
Юго-Восточная
ССВ к Выхино
Косино
Улица Дмитриевского
Лухмановская
ТЧ-20 «Руднёво»
Некрасовка
оборотные тупики

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживающие линию

Для обслуживания линии построено электродепо «Руднёво», ССВ к которому идут от станции «Лухмановская»[1][32].

ДепоГоды обслуживания
ТЧ-20 «Руднёво»с 2019

Количество вагонов в составах

Количество вагоновГоды
8c 2019

Типы вагонов

Тип вагоновГоды
81-765.4/766.4/767.4 «Москва-2019»с 2019

Московский метрополитен в 2018 году

Благодаря предполагаемой схеме метро Москвы со строящимися станциями вплоть до 2020 г. можно представить, насколько расширится территория подземки. Однако на сегодняшний день план, который представили власти в 2020 году, не был полностью реализован. Вместо 8 запланированных построек, были подготовлены к работе только 4. Это новые платформы на отрезке Калининско-Солнцевской ветки:

  • «Ломоносовский проспект»;
  • «Минская»;
  • «Раменки»;
  • «Ховрино».

Примечания

  1. 1234
    Сергей Собянин открыл четыре станции Некрасовской линии метро
    (неопр.)
    . Сайт Москвы (3 июня 2019). Дата обращения 4 июня 2020.
  2. 12345
    Сергей Собянин: Закончили строительство одной из крупнейших веток метро в Москве
  3. Комитет государственных услуг.
    Активный Гражданин — проект для тех, кому важно, что происходит в Москве
    (неопр.)
    . ag.mos.ru. Дата обращения 27 апреля 2020.
  4. Комитет государственных услуг.
    Активный Гражданин — проект для тех, кому важно, что происходит в Москве
    (неопр.)
    . ag.mos.ru. Дата обращения 23 июня 2020.
  5. В Москве предлагают строить тоннели метро с двумя путями рельсов. (неопр.)
    (недоступная ссылка). РБК. Дата обращения 7 июля 2020. Архивировано 29 июня 2020 года.
  6. ГЗК утвердила проект планировки линейного объекта метрополитена от станции «Авиамоторная» в район Косино-Ухтомский (неопр.)
    . Москомстройинвест (13 сентября 2012). Дата обращения 2 октября 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.
  7. В День города строители пообещали открыть десятки самых различных объектов (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 29 сентября 2020.
  8. В Москве хотят строить двухпутные тоннели метро (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 7 июля 2020.
  9. Кожуховская линия Московского метрополитена (неопр.)
    . Мосинжпроект. Дата обращения 4 февраля 2014.
  10. Метрострой – Некрасовка (Москва) (неопр.)
    . www.rosmetrostroy.ru. Дата обращения 29 сентября 2020.
  11. Новые питающие центры обеспечат электроэнергией новые станции метро. | Lenta-Msk.ru
  12. Ксения Демьяненко.
    Кожуховская линия метро разгрузит Таганско-Краснопресненскую // Восточный округ. — 2020. — № 21 (110) за 19 июня. — С. 4. Архивировано 27 июня 2020 года.
  13. Участок метро от «Некрасовки» до «Косино» могут запустить в мае 2018 года — Хуснуллин (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 19 января 2020.
  14. Первый участок метро до Некрасовки могут запустить в этом году – Собянин (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 27 января 2020.
  15. Участок Кожуховской линии метро от «Косино» до «Некрасовки» запустят к концу лета – Хуснуллин (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 4 апреля 2020.
  16. Кожуховская линия метро полностью будет запущена в 2020 году – Хуснуллин (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 8 февраля 2020.
  17. Title=&mDesc=&mImg= Движение по участку розовой ветки метро от «Косино» до «Некрасовки» планируют открыть в марте—апреле (неопр.)
    .
  18. ЦОДД: Движение на участке ул. Ферганская перекрыто из-за проседания грунта (неопр.)
    . www.mskagency.ru. Дата обращения 7 марта 2020.
  19. Движение на участке ул. Ферганская временно перекрыто (неопр.)
    . www.mskagency.ru. Дата обращения 7 марта 2020.
  20. Движение по участку розовой ветки метро от «Косино» до «Нижегородской» могут открыть в конце марта 2020 г. (рус.). www.mskagency.ru. Дата обращения 30 января 2020.
  21. Собянин открыл первые четыре станции Некрасовской линии метро (неопр.)
    . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения 3 июня 2020.
  22. Технический пуск первого участка Некрасовской линии метро состоялся в Москве (неопр.)
    . riamo.ru. Дата обращения 17 декабря 2020.
  23. Собянин провел технический пуск второго участка Некрасовской линии метро (рус.). stroi.mos.ru. Дата обращения 30 января 2020.
  24. Стало известно, когда полностью «поедет» Некрасовская ветка метро (неопр.)
    . riamo.ru. Дата обращения 30 января 2020.
  25. https://vyhino-zhulebino.mos.ru/presscenter/news/true/detail/8740936.html
  26. Алексей Никитин.
    Марат Хуснуллин: Весной начнём проходку тоннелей от «Косино-Ухтомской» до «Некрасовки» // Восточный округ. — 2014. — № 6 за 21 февраля. — С. 1, 4.
  27. Самый длинный маршрут метро в Европе пройдет по территории ТиНАО (неопр.)
    . moscowbig.ru. Дата обращения 18 октября 2020.
  28. Метро от Некрасовки до Рассказовки запустят в 2021 году – Хуснуллин (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 29 сентября 2020.
  29. Троицк и Некрасовку свяжет метро (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 13 мая 2020.
  30. Схема развития Московского метрополитена (декабрь 2018 года)
  31. Коммунарскую линию метро в будущем соединят с Некрасовской (рус.). stroi.mos.ru. Дата обращения 28 декабря 2020.
  32. До передачи участка «Авиамоторная» — «Лефортово» в состав БКЛ

Экономное строительство

В качестве мероприятий по удешевлению проекта были предприняты следующие важные решения. Почти все станции новой ветки будут мелкого заложения, с глубиной 15-30 метров. Это позволит существенно сократить капитальные затраты по их возведению. Сама схема Кожуховской линии метро и выбор площадок для строительства остановочных пунктов предполагают возведение стаций островного типа, что также снижает бремя затрат и облегчает смету. При строительстве перегонов планируется учесть опыт испанских инженеров и выполнить часть проекта по технологии одного тоннеля. Согласно технико-экономическому обоснованию, это заметно снизит себестоимость одного метра прохождения земляной толщи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: