Дворец Анны Иоанновны в Летнем саду Санкт-Петербурга

Большое количество дворцовых построек, богатство и роскошь их отделки преображают архитектурный облик Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Ведь именно этот город славится уникальными дворцами крупных чиновников, аристократов и других знатных персон. Достоин огромного внимания Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Более подробно о нем вы узнаете, прочитав эту статью.

летний дворец елизаветы петровны

Культурная жизнь столицы во времена правления Елизаветы Петровны

С восшествием на престол новой императрицы в государстве стартовал очередной этап становления культурных сфер. Этот период расцвета оказал влияние и на столицу. Город значительно преображался. В эпоху культурного развития Петербурга предпочтение отдавалось возведению архитектурных памятников. Заслуживает особого внимания Летний дворец. Дворцы Санкт-Петербурга по сегодняшний день радуют взор жителей города и туристов.

Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761) сооружение дворцов имело особое значение. Тогда воздвижением настоящих шедевров занимался Франческо Бартоломео Растрелли, один из лучших архитекторов в истории государства. К числу его работ относится и Летний дворец Елизаветы Петровны. Его нельзя не отметить как лучшую работу архитектора.

летний дворец елизаветы петровны в санкт петербурге

Летний дворец Елизаветы Петровны: история строительства

Территория, на которой расположен Михайловский замок, в первой половине XVIII века относилась к Летнему саду – царской усадьбе Петра I. На этом участке императрицей Анной Иоанновной было велено начать сооружение дворца. Строительство поручили архитектору Растрелли-младшему. Но зодчий так и не успел приступить к работе при жизни императрицы.

В 1740 году власть перешла к Анне Леопольдовне, которая решила реализовать проект, основанный ее предшественницей. Но через некоторое время происходит дворцовый переворот, в результате которого императорская власть переходит к младшей дочери Петра I, Елизавете. Цесаревна отдает Ф. Б. Растрелли приказ на возведение Летнего дворца. Императрице настолько понравился результат работы архитектора, что она повысила его жалование в два раза.

Точная дата закладки строения до сих пор остается спорной. По мнению некоторых историков, данное событие припадает на 24 июля 1741. Причем начало закладки происходило в присутствии императрицы Анны, её мужа, а также некоторых придворных и членов гвардии.

деревянный летний дворец елизаветы петровны

Особенности архитектурного стиля

Летний дворец Елизаветы Петровны относится к стилю русское барокко. Так называлась совокупность архитектурных направлений, сформировавшихся на территории Российской империи и Русского государства в XII – XIII столетиях. Сооружения этого периода характеризовались:

  • пышностью и затейливостью архитектурных форм;
  • роскошной отделкой;
  • использованием лепки;
  • применением живописи и позолоты.

Среди стилей данной эпохи выделяют Петровское барокко, которое возникло благодаря строениям не только соотечественников, но и архитекторов из Западной Европы. Они были приглашены Петром I, чтобы облагородить новую столицу, Санкт-Петербург.

Наиболее характерными чертами Петровского барокко были:

  • отказ от византийской манеры;
  • простота и практичность;
  • фасады в красно-белых оттенках;
  • наличие симметрии форм;
  • мансардные крыши;
  • арочные проемы окон.

летний дворец елизаветы петровны история

Как добраться

До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.

Схема Санкт-Петербургского метрополитена — Яндекс.Метро

Наземным транспортом

  • На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
  • На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
  • На маршрутном такси — остановка «Дворцовая площадь», № К28, К90, К252

Все маршруты — на Портале общественного транспорта Санкт-Петербурга

От аэропорта и вокзалов

Из аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь.

От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».

Как выглядел Летний дворец

Многие из гравюр и рисунков, сохранившиеся с той эпохи, практически в точности отображают внешний вид дворца. Основой для первого этажа был выбран камень, для второго – дерево. Сооружение было окрашено в светло-розовые оттенки, что примечательно для стиля барокко. Цокольный этаж сделали из гранита в серо-зеленом цвете. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны имел два фасада: главный фасад выходил на Мойку, в сторону Летнего сада, а другой – на Невскую перспективу.

По всему периметру располагались служебные постройки, что имитировало своеобразную замкнутость.

Вдоль Фонтанки была проложена широкая дорога, которая сопровождалась оранжереями и фруктовыми деревьями. Часть этой территории была занята Слоновым двором, обитатели которого при желании купались в Фонтанке.

Вход к дворцу был огражден широкими воротами, на которых переливались позолоченные двуглавые орлы. Ворота украшала ажурная решетка. За ограждением находился большой парадный двор.

Вид главного фасада загораживали большие цветники и деревья, из которых получился своеобразный парк.

Центральный корпус занимал Большой парадный зал. Его украшали богемские зеркала, скульптуры из мрамора и произведения живописи, написанные знаменитыми художниками. У западной стороны зала возвышался царский трон. Гостиные, украшенные резьбой из позолоты, вели прямо в парадный зал. Снаружи к помещению подходили фигурные лестницы.

По направлению к Мойке красовались цветочные партеры. Здесь также располагались три фонтанных бассейна, имеющие сложные очертания.

летний дворец елизаветы петровны в петербурге

Дальнейшие преображения дворца

В течение года была достроена крытая галерея, через которую можно было совершить прогулку к Летнему саду. На стенах такой галереи были развешаны картины известных живописцев. Здесь же была спроектирована терраса с висячим садом, пролегающим на уровне бельэтажа, где находился Эрмитаж и фонтан. Контур террасы был огражден золоченой решеткой. Позже к этому участку была пристроена дворцовая церковь.

Спустя некоторое время возле дворца был высажен декоративный парк. Через него проходил огромный лабиринт, боскеты и беседки. В центр парка были помещены качели и карусели.

На территории, прилегающей к дворцу, был построен комплекс водонапорных башен, так как прежнее водоснабжение фонтанов не имело необходимого напора. Подобные водонапорные башни были облагорожены с помощью дворцовой росписи.

Архитектора Растрелли не удовлетворяла его работа. По этой причине спустя десятилетие он доводил деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны до настоящего шедевра. Растрелли регулярно переделывал некоторые части здания. Так, позже стены преобразились с помощью фигурных наличников окон и атлантов. В качестве их украшения также служили львиные маски и маскароны.

летний дворец дворцы санкт петербурга

Ранние годы

Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.

Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию. Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли — каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721—1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.

Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец (11 км от города Бауска) и дворец в Митаве (Jelgava). Митавская резиденция в сравнении с Рундальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны.

По рекомендации Бирона становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор:

Соприкосновение с московской художественной средой сказалось на творчестве Растрелли в самых разнообразных направлениях: в стремлении к широте и многообразию архитектурного ансамбля, в чрезвычайном обогащении декоративных мотивов, в увлечении расцветкой стен и их пластической динамикой, в появлении внушенных древнерусским зодчеством новых мотивов (колоколен, глав, крылец, тонких колонок и т. п.). Видимо, он познакомился также и с архитектурой древнерусских трапезных.

— Б. Р. Виппер

Обер-архитектор Елизаветы Петровны

Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин).

Аничков дворец графа А. Г. Разумовского

Участие Растрелли в возведении построек вдали от столицы, а также по заказам частных лиц ограничивалось подготовкой общего проекта, в то время как реализацию курировали другие зодчие. За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо Растрелли, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский; по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов» (Эрмитаж, Грот на берегу пруда, Катальная горка), а также миниатюрный Среднерогатский дворец.

В 1750-е годы Растрелли также курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона. Трёхчастная сквозная арка со стороны главного фасада Зимнего дворца (осуществлённый вариант с коробовыми сводами) была создана Растрелли после его работ по ремонту Стрельнинского дворца, вероятно, под влиянием архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон).

Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748—57) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754—62). Вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря, куда на склоне лет планировала удалиться Елизавета Петровна, не предполагал наличия колоссальной колокольни, которую можно увидеть в сохранившемся его макете. Именно благодаря этой модели Растрелли осознал градостроительную ошибку, решив сохранить собственно Смольный собор как высотную доминанту ансамбля. Архитектурно-конструктивные решения, на которых остановил свой выбор Растрелли, заметно отличаются от представленных в макете.

В 1750-1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.

Закат карьеры

После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске.

10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.

Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего.

24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год.

В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Руэнтальского (Рундальского ) и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона. Патриарх советского искусствоведения Борис Виппер считал последней работой Растрелли курляндскую усадьбу Грюнхоф, достроенную в стиле классицизма датчанином Йенсеном.

Следы дальнейшего пребывания Растрелли теряются где-то в Литве, и дата смерти и место захоронения его не известны. Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати датирован 29 апреля 1771 года. Могила жены архитектора, находившаяся в Елгаве, была утрачена во время Второй мировой войны.

Предназначение

Летняя резиденция – это первый собственный дом Елизаветы. До императрицы в этом здании никто не проживал. Цесаревна занимала восточное крыло резиденции. Западное крыло выделялось для придворных.

Царица Елизавета восхищалась роскошью Летнего дворца. Каждый год, в апреле, императрица уезжала из Зимнего дворца, чтобы на время поселиться в летнем. С ней переселялся и весь двор. Это событие превратилось в настоящую церемонию, которую сопровождал оркестр и артиллерийская пальба. В сентябре Елизавета переезжала обратно.

летний дворец императрицы елизаветы петровны

Интересные факты

Сегодня в бывшем особняке Шувалова расположен Музей гигиены, рассказывающий об анатомии и физиологии человека, гигиене, борьбе со СПИДом, половом воспитании и т.д.

Дворец в полной мере воплощает в себе черты, свойственные елизаветинскому барокко — яркое покрытие фасада, позолота, использовавшаяся для декорирования. Обильно использованы и различного рода украшения — пилястры, колонны, лепнина, скульптуры. Причины столь богатого и роскошного оформления вполне очевидны: те, кто находились у власти, всячески стремились подчеркнуть свой высокий статус, стараясь делать свои жилища все более и более помпезными. Хотя в случае с шуваловским особняком сия роскошь отнюдь не выглядит вычурной.

Дальнейшая судьба летней резиденции

В 1754 Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге стал местом рождения Павла I, в скором времени пришедшего к власти.

В 1762 здесь проводились пиршества по случаю мирного соглашения с Пруссией.

Как только новый император Павел I пришел к власти, он тут же отдал приказ о сносе сооружения. На его месте был возведен замок, известный на сегодняшний день как Михайловский. Именно в этой резиденции закончилась жизнь Павла I.

Согласно одной из легенд, Михайловский замок был возведен не случайно на месте Летнего дворца. Император пожелал провести остаток своей жизни в том месте, где был рожден. Другая же легенда гласит, что караульному явился архангел Михаил и приказал построить храм на территории, где располагался Летний дворец Елизаветы Петровны. После этого случая император велел начать сооружение нового дворца и церкви во имя архистратига Михаила. Таким образом, Михайловский замок получил свое название по аналогии с храмом Михаила Архангела.

Изменения дворца при Екатерине

После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей. Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам. Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме. Туристы могут посетить помещения, принадлежавшие Павлу I и его супруге Марии Федоровне: Зеленую столовую, гостиные: Парадную и Китайскую голубые. Можно посетить Опочивальню и Официантскую. Здесь собраны лучшие образцы зодчества, характерные для 18-го века.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: