Часть 1. Выставка русского фарфора в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся фрагменты фарфорового иконостаса1. Происхождение его долгое время было неизвестно. Хорошо сохранились створки Царских врат, фарфоровые детали которых смонтированы на деревянную основу, большое количество отдельных архитектурных деталей и фрагментов.
В инвентаре части иконостаса числятся как изделие Императорского фарфорового завода с широкой датировкой – ХIХ в. На картонных ящиках, в которых ранее хранились детали, были надписи тушью: «из фарфоровской церкви». Считалось, что иконостас попал в коллекцию музея из церкви фарфорового завода. Заводской приход имел два храма. Изучение опубликованных во многих изданиях фотографий и архивных материалов показало, что иконостасы главной церкви фарфорового завода – Преображения Господня – были деревянными [3]. Второй, небольшой храм Пресвятого и Животворящего Духа [4–7] находился на территории Преображенского кладбища. Его проект был выполнен в русском стиле академиком архитектуры Александром Федоровичем Красовским. В ходе исследования обнаружено, что в храме находился фарфоровый иконостас, вероятно, задуманный архитектором, детство и юность которого были неразрывно связаны с Императорским фарфоровым заводом, и выполненный скульптором Августом Карлом Тимусом [1; 2].

Таким образом, стало понятно происхождение легенды о фарфоровом иконостасе, однако найденные в ходе исследования эскизы проекта Петра Ивановича Красновского2 и фотографии интерьеров доказали, что это другой памятник, судьба его неизвестна.

Других иконостасов, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе, обнаружить не удалось.

Принято считать, что первым из известных фарфоровых иконостасов был иконостас усадебной Покровской церкви в селе Волокитино [15; 16]. Храм был центром дворцово-паркового ансамбля. Работы по изготовлению и монтажу его иконостаса начались в 1856 г. Церковная утварь также была фарфоровой, изготовлена, как и иконостас, на Волокитинском фарфоровом заводе Миклашевских. Об этом предприятии и его знаменитом памятнике в труде Алексея Васильевича Селиванова сообщается следующее: «Находился в сельце Волокитино, Глуховского уезда. Село Волокитино принадлежало помещику Андрею Михайловичу Миклашевскому. Желая воспользоваться глиной, исстари добываемой в Полошках того же уезда, Миклашевский выстроил большой фарфоровый завод. К числу лучших произведений волокитинского завода относится великолепный фарфоровый иконостас и таковые же украшения, находящиеся в церкви с. Волокитина. Большие местные образа в этой церкви, рамы к ним, колонны – все из фарфора; живопись очень хорошая и весь иконостас отличается легкостью и изяществом. Особенно хороши колонны, поддерживающие иконостас, – синие, перевитые позолоченной фарфоровой лентой; также истинную драгоценность составляют 3 больших паникадила, висящие в церкви и исполненные по рисунку лучших петербургских художников» [26, с. 46]. В тексте упоминается лишь нарядность живописи и тонкость лепной отделки, однако уникальна сама идея применения фарфора для иконостасов. Технологические ограничения использования материала (невозможность отливки больших деталей, их вынужденное деление на составные части) давали свои преимущества: благодаря перекомпоновке можно было увеличивать разнообразие ассортимента готовых изделий.

Церковь простояла ровно сто лет и была уничтожена в 1955–1958 гг. по распоряжению Сумского облисполкома. При этом оказались уничтожены и разграблены бесценные фарфоровые изделия, включая иконостас. Украинский художник Василий Касьян, протестуя против этого варварства, отправил острое письмо заместителю председателя Совета Министров Украинской ССР [21, с. 592]. Однако это не помогло. Уцелевшие фрагменты иконостаса находятся во многих музеях, в том числе в Путивльском краеведческом музее-заповеднике, в Национальном музее украинского народного декоративного искусства и Национальном музее истории Украины, Сумском областном художественном музее, Харьковском художественном музее, Черниговском историческом музее, Глуховском краеведческом музее и Шосткинском краеведческом музее.

Фарфоровые иконостасы изготавливались также на заводах Матвея Сидоровича Кузнецова [22] и на заводе братьев Корниловых. Изучение стилистических особенностей росписи иконостаса, его позолоты, а также фарфоровой массы позволили предположить, что он мог быть выполнен на заводе братьев Корниловых. В многочисленных публикациях о фарфоре этого завода неизменно упоминается фарфоровый иконостас Спасо-Бочаринской церкви на Выборгской стороне Петербурга, созданный на заводе в 1881 г., однако его изображений не приводится – исследователями он обозначен как утраченный [25, с. 12].

В фонде фотографий РГИА удалось обнаружить фото с изображением фарфорового иконостаса [13]. На обороте фотографии есть подпись: «Спасобочаринская церковь», изображение оказалось полностью идентично нашему памятнику. Таким образом, выявлено, что иконостас, находящийся в нашем собрании, выполнен на заводе братьев Корниловых для одного из первых храмов Выборгской стороны. Его история мало изучена. К сожалению, не существует никаких живописных зарисовок интерьера церкви, и лишь сохранившиеся части иконостаса и фото позволяют судить о его масштабе. Создание такого сложного для исполнения в фарфоре проекта потребовало от технологов и мастеров завода решения огромного комплекса проблем. Изготовление достаточно крупных для фарфора архитектурных деталей свидетельствует о значительных технических возможностях предприятия и мастерстве исполнителей. Деформации при обжиге делали совмещение деталей почти невозможным. Это заставляло мастеров обжигать их вместе и подписывать каждый комплект номерами. Технологические особенности формовки и росписи изделия таковы, что для исполнения замысла каждый архитектурный элемент обжигался четырежды. Несмотря на преодоление огромного комплекса проблем, во многих местах соединения деталей для устранения зазоров использован гипс. Гипс, столярный клей и гвоздики также использовались при монтаже деталей на деревянную основу, окрашенную в белый цвет. Цветовое решение иконостаса очень эффектно, оно построено на сочетаниях плоскостей снежно-белого фарфора с золотыми отводками и золочением «в перо» с желтым люстром и глубоким синим. Все это должно было создавать у находящихся в храме исключительно праздничное и торжественное настроение.

Обратимся к истории Спасо-Бочаринского храма, для которого изготовлен иконостас. До нас дошли изображения храма только конца XIX в. Первая же, временная (полотняная) церковь Бочарной слободы построена еще в 1714 г. и освящена 1 августа того же года в честь Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Старинным именованием – Спасо-Бочаринский – храм обязан народному названию этого церковного праздника – Медовый, или Первый, Спас – и своему местоположению в Бочарной слободе. Еще одно имя – Тихвинская церковь – получено по особо чтимой святыне храма – Тихвинской иконе Божией Матери. В 1735 г. на деньги купцов Дмитрия Лукьянова и Федора Солодовникова, приобретших участок Бочарной слободы у Екатерины Александровны Долгоруковой, была возведена деревянная церковь по проекту архитектора Иоганна Якоба Шумахера [8]. В 1752 г. на месте деревянной, отремонтированной и перенесенной на Сенную площадь церкви по проекту того же архитектора построен каменный двухэтажный храм. Он освящен в 1752 г.: главный престол и два придела – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Священномученика Антипы [24, с. 188]. В 1828–1832 гг. к церкви были пристроены паперть и колокольня, перестроенные по проекту архитектора Николая Николаевича Еремеева в 1901 г. [9]. В 1840 г. по проекту архитектора Андреева на углу Симбирской и Тихвинской улиц выстроили ограду и часовню, которая подверглась перестройке в 1906 г. – также по проекту Еремеева [12] при ремонте храма [10]. Ее прекрасный барочный иконостас остался при этом нетронутым.

Хотя архитектура храма не отличалась особой выразительностью, он был интересен своим старинным иконостасом середины XVIII в., утварью и уникальным образом, который, по преданию, принадлежал Петру I и написан по случаю взятия Азова. Местным почитанием пользовались две иконы: Тихвинская икона Божией Матери и священномученика Антипы. В церковной библиотеке хранилось много старинных книг и редких рукописей, в том числе Четьи минеи митрополита Макария, жившего при Иване Грозном.

Следующие интересующие нас изменения в истории храма произошли в 1880–1881 гг. Они связаны с необыкновенным человеком, настоятелем Спасо-Бочаринского храма Василием Яковлевичем Михайловским, который вошел в историю церкви как «петербургский златоуст». Именно ему принадлежала идея изготовления фарфорового иконостаса, и это не удивительно. Будучи человеком интеллектуальным и образованным, он не мог не знать о существовании Волокитинского иконостаса, ведь в его приходе состоял Михаил Савинович Корнилов3, на заводе которого в 1878 г. к именинам о. Василия была изготовлена икона «Священномученик Василий Анкирский». Надпись на обороте иконы гласит «Сiя икона на фарфоре принадлежитъ Священнику Спасобочаринской церкви, Василию Михайловскому. Сделана на Корниловском Заводе въ декабре 1878». Икона находится в музее г. Егорьевска под Москвой4.

Свидетельствами, как сейчас бы сказали, «неформальных отношений» с приходом служит переписка о. Василия с еще одним прихожанином – Петром Павловичем Дурново. В его наследии [14] сохранилась переписка дружеского характера с о. Василием; материалы, относящиеся к истории церкви, типографский оттиск рисунка иконостаса Спасо-Бочаринской церкви и очерк Федора Герасимовича Елеонского под названием «Тихвинская церковь с фарфоровыми украшениями в Спасобочаринском приходе», изданный в 1882 г. В тексте читаем: «В этом святилище были две особенности, вызывающие на размышление. Знаменитая небывалая решетка, которая полна символов, и за ней фарфоровый иконостас, беспримерный, устроенный по мысли и плану настоя­теля церкви протоиерея Василия Яковлевича Михайловского» [23, с. 3]. Елеонский также о [23, с. 4].

Трудно переоценить роль, которую храм играл в духовной жизни Симбирской и прилегающих к ней улиц. В приходе состояли работники Патронного и Арсенального заводов, завода братьев Корниловых и других предприятий Выборгской стороны. Устраивались три крестных хода: 7 июля – на патронный завод, 1 августа – к «Новому арсеналу» для водосвятия, 15 августа – по округе. Спасо-Бочаринская церковь считалась одним из важных центров благотворительности на Симбирской улице. Так, с 1873 г. при церкви работало благотворительное общество, содержавшее богадельню, приют и школу и имевшее свой домовый храм. В. Я. Михайловский служил в Спасобочаринском приходе с декабря 1869 по январь 1884 г. [17]. С его службой здесь связан еще один предмет из коллекции Государственного Эрмитажа, атрибутированный благодаря изучению истории храма.

На тарелке5, выполненной на заводе братьев Корниловых, – портрет священника. По борту, в орнаменте, имитирующем вышивку крестом, надпись «Отъ Членовъ Общества Вспоможенiя беднымъ Спасобочаринского прихода 1883 Х» и дата «1873». На зеркале тарелки изображен В. Я. Михайловский. Тарелка подписана мастерами М. Шмаковым (портрет) и И. Козыревым (украшения).

Обновленный на пожертвования, храм был вновь освящен 10 мая 1881 г. епископом Гермогеном, и при этом протоиерей настоятель о. Василий в церковной проповеди представил историю обновления храма и прославил усердие жертвователей. Лишь сохранившиеся части иконостаса и очерк Елеонского позволяют нам представить масштабную картину обновления: «Сырость в храме устранена, во-первых, вытяжными каналами по стенам в печи, во-вторых, отдушинами, проделанными вверх прямо из нижнего этажа храма в верхний; храм углублен для поступления большого количества воздуха и для того, чтобы возвысить солею, благодаря чему будет хороший обзор священнодействий… Света прибавлено округлением толстых столбов, удалением громоздких киот со стен и столбов и прибавкой откосов в косяках. Духоты не чувствуется при обыкновенном по воскресным дням собрании богомольцев вследствие устройства отдушин и особенно железной лестницы из нижнего алтаря в верхний» [23, с. 2].

В течение двух лет на обновление усилиями Василия Яковлевича Михайловского привлечено пожертвований деньгами и вещами на тридцать тысяч рублей. И снова из Елеонского: «Украшение нашего храма фарфором есть знак усердия и любви одного из прихожан раба Божия Михаила (речь идет о потомственном почетном гражданине Михаиле Савиновиче Корнилове – И. М.). На его заводе устроен для церкви новый, оригинального рисунка и устройства иконостас, стоящий не менее 6000 рублей серебром. Все украшения иконостаса сделаны мастерами того же завода» [23, с. 5]. Длина иконостаса составляла 5 саженей и 1 аршин (12 м 34 см), высота – 1 сажень и 2 аршина (3 м 45 см) [11]. Иконостас смонтирован на деревянной основе и украшен фарфоровыми орнаментами. Кроме Корнилова, значительные пожертвования сделали многие прихожане, среди них: «Мария Ивановна Дурново пожертвовала две совершенно новых массивных бронзовых позолоченных люстры в 24 и в 25 рожка. В благодарную память о жертвовальнице и вырезано на каждой люстре ее имя и время дара. Анна Федоровна Елисеева пожертвовала бриллиантовую брошку в шестьдесят рублей и деньгами сто пятьдесят рублей. Анна Гавриловна Елисеева – 650 рублей. Игнатий Михайлович Тупицын – деньгами сто рублей. Он же устроил выручку и железную решетку по обе стороны внутри храма по входу в него, также шкафы и скамейки, и уплатил за окраску храма всего на триста рублей. Алексей Федорович Гутков – 25 руб., Федор Федорович Гутков устроил паркетную солею – возвышенный пол между решеткой и иконостасом – 200 рублей. Из новой лаборатории СПб В. О. собрано полковником Гавриилом Диченко – 120 руб., от служащих в Санкт-Петербургском Арсенале 29 р. 60 к., от служащих на механическом заводе Бруно Гофмарка – 29 р. 64 к., от служащих и рабочих металлического завода – 139 р. 40 к., от служащих и рабочих охтенской полотняной фабрики – 91 р. 45 к. Церковным старостою Сергеем Лаз. Васильевым употреблено 1200 рублей. От Александра Ильича и Марии Завитаевых 100 рублей. Дмитрий Алексеевич Вилин пожертвовал в иконостас икону Св. Николая Чудотворца во весь рост, нарисованную в серебропозлащенной ризе стоимостью в четыреста рублей. В благодарную и молитвенную память о таком усердии его и его семейства и вырезаны имена их на металлической пластинке внизу св. иконы. Среди усердных жертвователей на возобновление храма (списки взяты Елеонским из проповеди Василия Михайловского – И. М.) названы достойные благодарной памяти имена мастеров Корниловского завода Александра Ивановича Краковского и Семена Антипыча Тимофеева» [23, с. 5].

Спасо-Бочаринская церковь имела и своих «иконописцев, и столяров-образцовых по искусству, по трезвости, постоянному труду, по честности, усердию к храму и нежадности к церковным деньгам, именно: Елпидифора Константиновича Канторского, Василия Филипповича Пасхина и Петра Александровича Михайлова, известного иконостасного мастера» [23, с. 5].

До 1917 г. храм претерпел еще несколько важных изменений, улучшений и ремонтов, однако его последующая история написана черной краской.

В послереволюционные годы, вплоть до августа 1926 г., Спасо-Бочаринский храм принадлежал обновленченской церкви, а с августа 1926-го по март 1932-го снова относился к Патриаршей церкви [18, л. 25–28].

В эти годы в храме несколько раз производились описи и оценки имущества с изъятием и передачей в другие церкви. Удивительно то, что 17 декабря 1931 г. местные власти подписали договор о передаче церкви верующим, 10 февраля 1932 г. проведено заседание «двадцатки» о предстоящих богослужениях [19], а за две недели до этого, 25 января, Президиумом Ленсовета и Выборгского райсовета принято решение о закрытии и сносе здания [18, л. 35]. В выписке из протокола от 21 февраля 1932 г. Ленинградского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов указано, что церковь сносится в связи с расширением улицы и выпрямлением трамвайных путей ввиду частых наездов трамваев на безрельсовый транспорт. Из актов о передаче церковного имущества от 10 марта известно, что книги из церковной библиотеки были переданы в ленинградское отделение Центральной книжной палаты, а церковное имущество – в Госфонд, хозяйственный отдел ОГПУ, Выборгский райсовет. Две иконы и серебряный крест с мощами переданы в Сампсониевский собор, облачение – на Богословское кладбище [20].

Впоследствии предметы, оказавшиеся в Госфонде, были распределены между разными музеями. При этом принцип распределения не совсем ясен. Так, бóльшая часть иконостаса попала в заводской музей ЛФЗ, откуда и была передана вместе с коллекцией фарфора в Государственный Эрмитаж. Две части деревянной основы с рамами для икон и арочное обрамление входа в алтарь над Царскими вратами, состоящее из пальметок и отдельных букв, поступили в Русский музей6.

В архивных документах представлены справка о ликвидации церкви на основании постановления Президиума ВЦИК от 7–9 марта 1932 г. и, наконец, справка секции революционной законности Выборгского района от 10 апреля 1934 г. о том, что на месте церкви разбит сквер.

Музей заповедник Царицыно фото Выставка фарфора

Красочная многоплановая выставка Императорского фарфорового завода “Диалог эпох” прошла в Большом дворце музея заповедника Царицыно.

музей заповедник царицыно фото

Содержание статьи

Первая российская фарфоровая мануфактура была учреждена в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью первого российского императора Петра I, который очень хотел организовать производство фарфора в России, понимая его важность, красоту и необходимость для расцвета великой державы.

В 1765 году Порцелиновская мануфактура Екатериной Второй была переименована в Императорский фарфоровый завод.

Выставка русского императорского фарфора в Царицыно проводилась в честь 250-летия Государственного Эрмитажа и 270-летия Императорского фарфорового завода.

На выставке в Царицыно было представлено более 1000 произведений замечательных мастеров изготовления русского императорского фарфора, начиная с фарфора XVIII века из коллекции Эрмитажа до авторских работ современных художников.

На выставке фарфора Диалог эпох можно было видеть художественную скульптуру, красивейшую посуду императорского фарфора, разнообразные панно из фарфора и другие изделия.

Предлагаю Вам посмотреть некоторые из представленных работ, которые вызывают всеобщее восхищение красотой изделий из фарфора, замечательным мастерством наших российских художников.

«Сюрреализм. Русская традиция. 2019»

Место: Дом Бурганова (Большой Афанасьевский переулок, дом 15, строение 9)

Даты: до 30 мая

Одна из самых интересных текущих выставок Дома Бурганова, приуроченная к 115-летию со дня рождения Сальвадора Дали. Испанского сюрреалиста чествуют сюрреалисты русские: в экспозицию вошли работы основателя музея Александра Бурганова, его дочери Марии Бургановой, Михаила Верхоланцева, Натальи Нестеровой, Михаила Горшунова и других.

Выставка императорского фарфора в царицыно фото

Посуда императорский фарфор. Русский императорский фарфор из царских сервизов XVIII века

Чайная чашка и блюдце императрицы Екатерины Второй:

выставки в царицыно

Предметы из столового сервиза дворца царицы:

выставка императорского фарфора в царицыно

Русский императорский фарфор. Чайный сервиз из императорского дворца:

русский императорский фарфор

Русский императорский фарфор фото:

посуда императорский фарфор

На выставке Диалог эпох представлены работы современных мастеров Императорского фарфорового завода:

Выставки в Царицыно: “Диалог эпох” фото

Красочное фарфоровое блюдо Тюльпаны:

выставка фарфора

Букет ромашек – цветы изображены, как живые:

выставка фарфора Диалог эпох

Скульптура Розочка 2009 г., выставка фарфора в Царицыно фото:

выставка фарфора в царицыно

Модели платьев из пластинок фарфора:

музей заповедник царицыно фото

Рассмотрим модели платьев из фарфора поближе:

выставки в царицыно

Ваза кратер, выставка Диалог эпох в Царицыно фото:

выставка императорского фарфора в царицыно

Большое красочное блюдо из фарфора с цветочным рисунком фото:

музей заповедник царицыно фото

Вот такие замечательные произведения Императорского фарфорового завода были представлены на выставке фарфора в Большом дворце музея заповедника Царицыно фото, я хотела поделиться с Вами увиденной красотой.

Можно совершить интересное путешествие в парк-усадьбу Царицыно зимой и в любое время года, посетить выставочные и концертные площадки Царицыно.

Посмотрите видео с фестиваля Русское поле в музее заповеднике Царицыно:

«Под знаком пуговицы»

Место: Государственный Дарвиновский музей (улица Вавилова, дом 57)

Даты: до 30 марта

Коллекция журналиста, писателя и балетного критика Владимира Котыхова началась с пуговиц, которые делались в СССР, Германии, Чехословакии и Франции в 1920–1940-х годах. Когда собрание разрослось, коллекционер начал создавать инсталляции — сперва только из пуговиц, а потом начал добавлять морские раковины и гальку. Идея пришла неожиданно: Котыхову захотелось расширить функции пуговицы, вывести ее из ряда утилитарных предметов.

Увидеть композиции можно в галерее второго этажа основного здания музея.

Дулёвские фарфористы

Бржезицкая, Аста Давыдовна

Работала штатным скульптором на заводе с 1945 по 1985 год, автор более пятисот работ, в том числе серия посвящённая (1972—1973), в 1973 году руководитель цикла работ «Советские социалистические республики» («Шестнадцать республик») в рамках Государственного заказа по подготовке к ВСХВ, в 1958 году отмечена Бронзовой медалью Международной выставки в Брюсселе.

Богданова Ольга Михайловна

Скульптор Богданова Ольга Михайловна работала на заводе с 1951 г. по 1982 г[12].

Она искусно создавала модели жанровых скульптур на тему счастливого детства, современной жизни, по мотивам русских сказок и уральских сказок П. П. Бажова. Наиболее удачными своими работами считала «Маленькую хозяйку», «У моря», скульптурный кувшин «Кот».

Ольгу Михайловну интересовала область декоративной скульптуры малых форм. Её творчеству свойственна большая поэтичность, душевность и благородство. Выразительность образов достигалась скульптором очень сдержанными средствами. Большую роль в этом играло тонкое понимание декоративных свойств материала.

Некоторые работы скульптора выставлены в коллекциях ВМДПНИ (г. Москва), ГМК «Кусково» (г. Москва), Музее Дулёвского фарфорового завода, Тверской областной картинной галерее[12].

Яснецов Владимир Климентьевич

Яснецов Владимир Климентьевич начал работу на заводе в 1950 году[13], не зная в свои двадцать пять лет иной школы, кроме жизненной, и помощи учителя, который поставил бы его глаз и руку. Он из числа тех художников, начало жизненного пути которых было предопределено войной. Отсутствие у него профессионального образования — одно из её следствий. Но несмотря на это Владимиру удалось стать выдающимся художником. Уже свои первые работы 1951—1952 годов Владимир подписывал своим полным именем[13]. Это говорит о достоинстве личности, уже с первых шагов в искусстве осознавшей свои возможности и дар. У Владимира был беглый, твердый красивый почерк. Им он полно аннотировал свои работы, отдавая себе отчет и в их значении, и в собственной ответственности за них.

Квалификацию художника Владимир получил в художественной лаборатории завода, где учился у П. В. Леонова[13]. У Владимира уже в первых работах ощутима драматическая контрастность цвета. В яснецовской палитре обязательны контрасты. Кажется, что они в его мироощущении. Глубина темного кобальта и красные ягоды сразу устанавливает напряжение, возникающее между изображением и фоном. Среди первых работ едва ли не самая совершенная роспись 50-х годов — «Кизил». А в 60-х годах Владимиром были придуманы и сделаны рисунки, которые до сих пор на заводе среди самых массовых — «Ивушка», «Розовая сирень», «Осенняя ветка». Быстрота и несложность исполнения делала их чрезвычайно популярными в живописных цехах. Изюминка этих рисунков в том, что у них очень простая техника росписи.

В течение почти двух десятилетий Яснецов сохранял за собой место самого способного художника, а фарфоровые роза-агашка и виноград у Владимира были более артистичны, чем у других художников завода.

С конца 1960-х годов в фарфоре Яснецова утверждается новый масштаб живописно-изобразительных единиц — мазка и цветка, и нарастает мятежность кисти. Все более экспрессивными делаются отношения между изображением и фоном[13].

Произведения художника находятся в Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII в.» (г. Москва), Загорском историко-художественном музее-заповеднике (г. Сергиев Посад), Музее Дулёвского фарфорового завода (г. Ликино-Дулёво)[14].

Леонов Петр Васильевич

Петр Васильевич открытый и откровенный человек. Он — весь на виду: может накричать, быть несдержанным, потребуется — заставит художников завода перевернуть все вверх дном. А если увидит, человек опустил руки — ободрит, зажжет. Такие люди обычно ничего в себе не таят. Одно скрыто в Леонове от многих. Мало кто видел художника в моменты создания его произведений. Одним творческим натурам чтобы создать шедевр нужны покой, время, неторопливые пробы, повторы, правки деталей. Но это не про Леонова. Ему нужно состояние особого напряжения. Когда оно достигает предела, наступает момент откровения, обостряется художественное чутье и глаз. В эти моменты и совершается чудо рождения нового произведения, на фарфор выплескивается то, что таилось, ожидая своего часа, в душе художника. Пишет он в эти часы смело, размашисто, без колебаний, густо замешивая краску. Теперь понятно, почему его работам свойственно ошеломляющее эмоциональное воздействие.

В 1937 году художник создал знаменитый сервиз «Красавица»[16], приглушенные тона которого, скромный убор как нельзя лучше отражали характер русской женщины тех времен. Сервиз получил высшую награду Всемирной выставки в Париже и выпускается Дулёвским фарфоровом заводом до сих пор.

После Великой отечественной войны экспрессия цвета увеличивается. Леонов полностью окрашивает фарфор глубоким темным кобальтом и желто-алым селеном, литаврами врывается золото. Знаменитые работы этого времени: сервиз «Сказка» (1951 год) просто сказочно сверкает гранями гравировки и сервиз «Золотой олень» (1957 год) притягивает пламенеющим золотом, растекающимся по сферам чайников и чашек. Работа «Золотой олень» стала символом художественного направления завода,— песня радости, счастья, торжества. Манера росписи — свободная, раскованная, краски звонкие.

Его искусство принадлежит народу, потому что оно воспроизводится в сотнях и тысячах экземпляров на самом большом в России и в Европе Дулёвском фарфоровом заводе. Он несет радость в наши дома, украшает наш быт, отдает нам частичку своего неуемного темперамента, своего большого сердца художника.

Есть у Петра Васильевича кредо мастера фарфоровой живописи и главного художника, определяющего художественную линию завода, которое он сформулировал как: «Конструктивная ясность и логичность форм, эмоциональная напряженность пластического языка и яркая декоративная живопись — наши основные принципы и традиции. Свободные от подражательства, мы стремимся найти современные образы, приемлемые для организации быта современного и осмысленного»[17]. Как видно по его работам на Дулёвском фарфоровом заводе этому кредо он верен всю свою большую и яркую творческую жизнь.

Сотников Алексей Георгиевич

Основная статья: Сотников, Алексей Георгиевич

Алексей Георгиевич Сотников — известный советский скульптор-анималист, Заслуженный художник РСФСР, один из наиболее значительных художников-керамистов XX века, ученик В. Е. Татлина.

«Искусство сохранять. 5:0»

Место: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени (Щетининский переулок, дом 10, строение 1)

Василий Тропинин. Кружевница. 1823 год

Масштабная экспозиция, приуроченная к 50-летию основания музея, дает возможность заглянуть в его запасники и узнать, как хранятся шедевры. Выставка занимает четыре зала. В первых двух картины висят на сетках — в том же виде, в каком их хранят. В экспозицию вошли знаковые работы самого Тропинина: автопортрет на фоне Кремля, авторское повторение «Кружевницы», «Девушка с горшком роз», портрет князя С.М. Голицына, а также картины Федора Рокотова, Карла Лаша, Алексея Боголюбова, Сильвестра Щедрина, Ивана Айвазовского.

Отдельный зал посвящен создателю музея Феликсу Вишневскому. В помещении, представляющем его рабочий кабинет, можно познакомиться с самыми яркими полотнами из собрания музея с помощью папок — личных дел.

Как смотреть «Искусство сохранять. 5:0». Куратор — о юбилейной выставке Музея В.А. Тропинина

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: