Путешествие по Золотому кольцу России: Никитская церковь во Владимире

Достопримечательность
Храм Великомученика Никиты Готфского
Никитская церковь; Никиты Мученика церковь; Никиты Готфского церковь
55°40′04″ с. ш. 38°11′00″ в. д.HGЯO
СтранаРоссия Россия
МестоположениеМосковская область, Раменский район,д.Лужки
КонфессияПравославие
Тип зданияЦерковь
Архитектурный стильпсевдорусский
Дата основанияне позже XVI в.
Основные даты
Закрыта в кон. 1930-х, открыта в 1942.
ПриделыНикольский и Михаило-Архангельский
СтатусОКН № 5000002529№ 5000002529

Храм Великомученика Никиты Готфского(Никитская церковь)
в д. Лужки — Храм Русской Православной Церкви недалеко от села Строкино, Раменского района.

Уголок прежней Москвы

Старая Басманная улица пролегла на том месте, где проходила дорога, связывающая в XVII веке столицу с подмосковным селом Елохово, находившимся на месте нынешней Елоховской площади, и тянувшаяся далее в загородные царские резиденции Измайлово и Рубцово-Покровское.

К этому же времени относится и образование Басманной слободы, название которой происходит, по мнению исследователей, от татарского слова «басма», что означает рельефный оттиск на коже, металле или хлебе. Это позволяет строить различные предположения о роде занятий жителей слободы.

Святыни из Владимира

Относительно истории создания храма Никиты Мученика на Старой Басманной существует предание, лишь частично подтверждённое сохранившимися документами. Согласно летописи, весной 1518 года в Первопрестольную для обновления была доставлена из Владимира чудотворная икона Божьей Матери, а с ней образ Христа Спасителя. Работы заняли год, после чего обе святыни проводили обратно во Владимир, устроив по этому случаю торжественный крестный ход.

Предание гласит, что в тот же день намечалось освящение деревянной церкви, построенной по указу великого князя Василия III для жителей Басманной слободы. В виду столь знаменательного события, крестный ход отклонился от намеченного ранее маршрута и направился к месту торжеств.

Московские храмы

Старые храмы и постройки на монастырской территории

Главным храмом монастыря стал Никитский собор. Этот четырехстолпный пятиглавый храм возвели по указу царя Ивана Грозного (1561-1564). А южным его пределом является каменная церковь Никиты Столпника, построенная еще раньше, по повелению отца Ивана Грозного — Василия III. Четырехскатную крышу для этот большого храма сделали позднее – в XVIII веке. И для симметрии, с северной стороны церкви пристроили Всехсвятский придел.

Никитский монастырь в Переславле-Залесском

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Здание Никитского собора монументально, величественно и очень светлое и просторное внутри. Центральный его купол значительно крупнее остальных. После проведения реставрационных работ в 60-70-х годах прошлого века, центральный купол в конце 1980-х годов неожиданно обрушился. Сейчас храм полностью восстановлен, и завершаются реставрационные и строительные работы по его внутренней отделке.

Неподалеку от главного храма стоит Благовещенская церковь с трапезной палатой, которую возводили и перестраивали в XVI-XVII веках. О многочисленных переделках свидетельствует тот факт, что декоративная отделка этажей этого храма отличается. Считается что здесь останавливался Петр I во время своих первых визитов в Переславль.

К трапезной палате пристроена шатровая колокольня, стоящая на восьмиграннике (1668 г.). «Слухи» шатра этой колокольни заложены, а площадка, где располагаются колокола и звоны, имеет вокруг широкие арочные проемы. Эта старая колокольня – не единственная в Никитском монастыре.

Никитский монастырь в Переславле-Залесском

Колокольня с церковью Архангела Гавриила

Вторая, гораздо более высокая, устроена над въездными воротами. Она была возведена в начале XIX века имеет три яруса. Как более поздняя по времени постройка она отличается от общей архитектурной стилистики Никитского монастыря.

Рядом с монастырем установлена увенчанная главкой небольшая кирпичная часовня (1702 г.). Считается, что ее возвели на месте, где произошло чудесное исцеление черниговского князя Михаила Всеволодовича.

Монастырь окружен белокаменными стенами. Они были выстроены для оборонительного боя и имеют бойницы для ведения огня с трех уровней. Чтобы усилить прочность монастырских стен, Иван Грозный повелел скрепить кирпичи специальным раствором, а низ основания выложить из крепких валунов. Находящиеся на поворотах башни значительно выступают из стен наружу. Это позволяло обороняющимся контролировать и свободно простреливать все расстояние между башнями вдоль всего периметра стен.

Никитский монастырь в Переславле-Залесском

Монастырский колодец

Каменный храм, пострадавший от пожара

Благодаря этому случаю, деревянная церковь была освящена в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Поскольку событие это произошло 15 (28) сентября, в день памяти великомученика Никиты, то в следующем веке, когда на её месте возводился каменный храм, к нему был добавлен придел, посвящённый этому святому. Это и был первый храм Никиты Мученика на Старой Басманной.

Построенный в 1685 году, он сильно пострадал во время пожара, случившегося полвека спустя. Повреждения были столь значительны, что после проведённых работ не удалось в полной мере восстановить его прежний облик. Особенно резко следы недавнего бедствия выделялись на фоне возведённого в 1728 году храма Петра и Павла, находившегося неподалёку и выполненного в модном по тому времени стиле барокко. Считается, что строительство храма было осуществлено по личному указанию Петра I.

Идея создания нового храма

Несмотря на то что Старая Басманная улица проходила в удалении от центра столицы, в середине XVIII века она считалась весьма престижным районом. На ней селились не только богатые купцы, но и дворяне, для которых московские храмы всегда являлись предметом особой заботы. В этом сказывалось и религиозное сознание, и чувство национальной гордости. Именно дворяне стали инициаторами строительства нового храма Никиты Мученика на Старой Басманной. Столь благое намерение нашло отклик и у простых жителей столицы.

Богоявленское благочиние

Прежде чем приступить к строительству храма, следовало получить на то высочайшее дозволение. И в 1745 году соответствующее прошение было направлено на имя государыни Елизаветы Петровны. Дав своё согласие, императрица разрешила освятить один из его пределов в честь Иоанна Крестителя ─ небесного покровителя главного храмоздателя, купца первой гильдии Ивана Рыбникова, чьи добровольные пожертвования стали финансовой базой будущего строительства.

Возведение нового Никитского храма

Относительно имени архитектора, создавшего проект храма и руководившего последующими работами, у исследователей нет единого мнения, но большинство из них склонны полагать, что им был весьма востребованный в те годы архитектор Д. В. Ухтомский. Другие приписывают эту честь Карлу Бланку и Алексею Евлашеву.

Завершилось строительство церкви в 1751 году. Несмотря на то что главный придел был освящён в честь Владимирской иконы Божьей Матери, храм в народе, как и его предшественник, стал именоваться Никитским. К чести архитектора, следует заметить, что, создавая новое, он сумел бережно сохранить наследие старины. Не разрушая древних стен, зодчий весьма умело перестроил их, создав трапезную с двумя приделами. С западной стороны здания он возвёл нарядную трёхъярусную колокольню, создав традиционный корабль, что вполне соответствовало требованиям Петровской эпохи.

Отрывок, характеризующий Храм Никиты Мученика на Старой Басманной

– Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра… Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов. – Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? – Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. – Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. – Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру. – Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно. Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано. – Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. – Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому. – Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось. – Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова. Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил: – Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство. – Вы бы могли из прикрытия взять! Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору. Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались. – Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого. Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского. – И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола. Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним. – Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин. Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся. «Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза. Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них. Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело. «Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал. – Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть! Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он. На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова. Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.

Архитектурный шедевр на Старой Басманной улице

В основу главного объёма здания положен традиционный для той поры усложненный восьмерик с выступающей с восточной стороны апсидой (алтарным помещением), а с западной стороны — притвором ─ пристройкой, расположенной перед входом. Южные и северные врата храма были украшены декоративными портиками. Несомненной удачей архитектора был купол, украшенный круглыми окошками и завершающийся барабаном, увенчанным небольшой главкой.

Строительство храма

Оригинальным является и цветовое решение фасада здания, кажущегося огненным, благодаря контрасту белоснежного лепного декора, красных стен и сияющему на солнце золоту куполов. Храм Никиты Мученика на Старой Басманной по праву считается общепризнанным шедевром елизаветинского барокко.

Известные прихожане храма

Страшный московский пожар 1812 года, к счастью, пощадил Никитскую церковь и прилегающие к ней постройки, не причинив им серьёзного вреда. Ещё в начале XIX века Старая Басманная улица вошла в число самых аристократических районов Москвы и по своей престижности не уступала Пречистенской и Арбату. Тогда и в последующие годы на ней селились и становились прихожанами Никольской церкви многие знаменитости.

Среди них герой русско-турецкой войны, знаменитый полководец граф П. А. Румянцев, легендарный бриллиантовый князь А. Б. Куракин, отец трёх братьев декабристов Ипполита, Матвея и Сергея ─ Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол, родной дядя А. С. Пушкина ─ Василий Львович, а также многие другие лица, оставившие след в отечественной истории.

Известен был Никитский храм и собственными знаменитостями. В начале XX века одной из них стал протодиакон Михаил Холмогоров, обладавший столь дивным басом, что послушать его неизменно собирались толпы народа. Поклонники называли своего кумира вторым Шаляпиным.

Москва Старая Басманная

История

Как сообщает Писцовая книга, в 1623—1624 гг. церковь во имя мученика Никиты находилась в Каменском стане Московского уезда «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная» и стояла «без пения».

Никитский храм в селе Строкино построен был на заболоченном месте. Народное предание гласит, что некогда в можжевеловом кусте на болоте была обнаружена Икона Святого Великомученика Никиты. Местные жители хотели было построить церковь неподалеку на более возвышенном месте, но икона чудесным образом возвращалась обратно. Храм был возведен там, где первоначально явился образ Святого. Самые ранние сведения о церкви Святого Христова мученика Никиты относятся к началу 17 века. Церковь была деревянная и стояла без пения. В середине 19 века церковь обветшала. Прихожане во главе с церковным старостой стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. Новый храм, существующий и поныне, построили к 1864 г. с двумя зимними приделами: во имя святого Архистратига Михаила и святителя Николая. Сохранился резной, вызолоченный и крашеный кармином иконостас. Храм получил большой колокол весом в 209 пудов 10 фунтов. Стараниями причта к 1893 г. были отстроены собственные деревянные дома для священно-церковнослужителей. При церкви имелись постройки: церковно-приходская школа, сторожка и сарай. Никитский храм превратился в начале XX в. в центр образования для всей округи.

Неподалеку от храма находится источник святого великомученика Никиты, на котором раньше служились водосвятные молебны. В начале 20 века Никитский храм становится центром образования и домом молитвы для прихожан со всей округи. Они собирались на Богослужения по Великим праздникам. Особо почитали Великомученика Никиту, Михаила Архангела и Святителя Николая.

Первые гонения на Никитскую церковь начались после большевистского переворота. В 1922 году из храма было конфисковано большое серебряное распятье и ценные оклады с икон. Отправлены были на переплавку и бронзовые купола. Колокол в 209 пудов был разбит большевиками. В такой обстановке жизнь Никитского прихода стала очень сложной. Многие местные жители боялись ходить в храм. Но до нас дошли имена тех прихожан, которые спасли церковь от закрытия и разрушения. Одна из них Раба Божия Елизавета. После войны Никитский храм вновь находится под пристальным вниманием властей. Советские чиновники хотели бы полностью прекратить жизнь церкви, для них самыми хорошими были закрытые храмы, и наиболее благонадежными священники те, кто не молился и не проповедовал. Середина 80-х годов стала возрождением церкви Великомученика Никиты в селе Строкино и духовной жизни в округе. В храм потянулась молодежь. Усилиями настоятелей и прихожан храм отреставрирован снаружи, позолочены купола, восстановлены настенные росписи и деревянная резьба иконостасов. Все эти труды не имели бы смысла, если бы не было главного-богослужения и истинной молитвы. Более трех с половиной веков назад возведен был первый Никитский храм. Светло и радостно становится каждому православному сердцу, когда за поворотом дороги из-за леса выступает белоснежная церковь Святого Великомученика Никиты.

Трагедия XX века

Летом 1905 года в храме случился пожар, в огне которого погиб весьма чтимый прихожанами образ Василия Блаженного. И хотя произошло это по недосмотру служителей, в последующие годы о пожаре вспоминали как о некоем предзнаменовании бедствий, постигших Россию после прихода к власти большевиков.

После октябрьского переворота Никитскому храму суждено было прослужить богу и людям лишь полтора десятка лет. В 1933 году, согласно плану, утверждённому Моссоветом, на его месте должны были построить административное здание. В связи с этим вышло постановление о закрытии и сносе храма. Службы в нём были прекращены, а всё имущество нещадно разграблено. Одновременно с этим террору со стороны властей подверглись как представители духовенства, так и рядовые прихожане. Многие из них в те дни нашли смерть на печально известном Бутовском полигоне.

История церкви

Церковь имеет богатую и интересную историю. Она пережила уже два века, и этим стенам есть о чем рассказать.

Предшественник храма

Задолго до XVIII века на месте храма было совсем другое строение — Космо-Дамиановский монастырь, что строили в честь двух великомучеников и бессребреников Космы и Дамиана.

Первые упоминания о нем можно встретить, изучая исторические справки о жизни и смерти князя Андрея Боголюбского. Игумен этого монастыря — Арсений — решился отпевать князя Андрея Боголюбского на третий день от его убийства, рискуя собственной жизнью.

Считается, что монастырь имел деревянные строения и был совсем небольшим. Достоверно неизвестно, когда и почему он прекратил свое существование.

Возведение и основание

Построил церковь местный купец Семен Лазарев, строительство вел за счет собственных средств. Трехэтажное строение начало возводиться в 1762 году, и за несколько лет на этом месте возникло здание Никитской церкви.

Никитская церковь была названа в честь Никиты Столпника, что принял монашеский постриг, и, отказавшись от всех мирских благ, уединился на каменном столпе, облачившись в каменную шапку и тяжелые железные вериги. Его убили разбойники, приняв цепи, блестящие на солнце, за серебро.

Освящена она была духовником самой Екатерины Великой — епископом Павлом.

Однако храм достраивался еще достаточно долгое время, целый век практически каждый староста вносил в его вид свои изменения. Сначала были достроены два придела с иконостасами по обе стороны основного строения, но это было не очень удачным решением, ведь окна располагались так высоко, что помещениям не хватало ни света, ни тепла. В 1867 году это поправили, прорубив окна на нижних этажах пристроек, а также соединив верхние этажи приделов арками. И храм стал таким, каким и должен был быть — теплым и светлым.

никитская церковь во владимире

Историческая судьба

С приходом к власти большевиков началась большая атеистическая кампания. Священники подвергались арестам, а места служений закрывались и либо забрасывались совсем, либо передавались под хозяйственные нужды. Ни то, ни другое не было полезным для зданий храмов.

Эта же судьба постигла и Никитскую церковь. Ее пытались закрыть с 1917 года, однако властям все никак это не удавалось. Последний действующий храм города, в котором проводились богослужения, закрыли в 1938 году, чему предшествовала череда арестов и расстрелов священнослужителей.

Реконструкция и возрождение храма

В 1970 году здание было отдано под реставрационные мастерские. В результате таких нововведений оно снова претерпело существенные изменения: летнюю церковь сделали в два этажа, сверху появилась мансарда, куда были убраны все вещи, представлявшие собой, по мнению советских экспертов, историческую ценность. А в 1980 году колокольня была остеклена и стала смотровой площадкой.

никитская церковь во владимире

Современное положение

До 2020 года история не меняла своего хода. На третьем этаже трудились проектировщики, усердно составляя чертежи, в мансарде хранились исторические ценности, а со смотровой площадки можно было полюбоваться открывшимся видом, но никак нельзя было услышать колокольного звона. Да и богослужений в храме не проводилось.

Но в 2020 году властями было решено вернуть здание во владение Русской православной церкви, и колокола зазвучали вновь. Теперь здесь снова проводят службы, и люди приходят, чтобы помолиться за себя и своих близких. В этих же стенах действует и воскресная школа.

Никитская церковь во Владимире. Памятник архитектуры XVIII века

Годы тотального атеизма

К счастью, решение о сносе храма было вскоре отменено, после чего его помещение в течение долгих лет использовалось для различных хозяйственных нужд. Сбив со стен весь украшавший их лепной декор и разрушив часть прилегающей ограды, новые хозяева жизни устроили в нём учебный центр службы ПВО. Со временем его сменил разместившийся в стенах храма склад Министерства культуры, уступивший затем своё место рабочему общежитию.

Храмы Московской епархии Русской православной церкви

В 60-е годы, несмотря на усилившуюся в стране антирелигиозную кампанию, Никитский храм удалось ввести в число памятников культурного наследия, находящихся под охраной государства. Тогда же была предпринята первая попытка его реставрации. Однако серьёзных результатов достигнуто не было, ввиду того что здание продолжало использоваться не по назначению.

Восстановление исторической справедливости

Частично реставрационные работы возобновили в 80-х годах, но в полном объёме их удалось осуществить лишь после того, как в 1994 году храм Никиты Мученика был передан Русской православной церкви. Тогда же было совершено его повторное освящение.

Сегодня он входит в состав Богоявленского благочиния, объединяющего в себе приходы, расположенные на территории Красносельского, Басманного и Центрального административного округа столицы. Это церковно-административное образование было создано в 1996 году. В настоящее время Богоявленское благочиние возглавляет настоятель Никольского храма в Покровском архимандрит Дионисий (Шишигин).

Ухтомский Д. В. архитектор

Никитский женский монастырь г. Кашира Епархиальные монастыри РПЦ

Вскоре тульский архиерей благословил мать Фомаиду на открытие женской общины в Кашире. Община жила в тяжёлых материальных условиях, но в истинном духовном подвижничестве, и Бог не оставлял сестёр: на обитель жертвовали представители царской семьи, а духовниками общины были иноки Белопесоцкого монастыря и Оптиной пустыни.

В 1862 г. настоятельницей Никитской общины стала монахиня Белевского монастыря Макария (Сомова), которая была духовной дочерью оптинского старца Макария (Иванова). Число сестёр постоянно увеличивалось, вокруг Никитской церкви было построено семь каменных и четыре деревянных корпуса, возведена каменная ограда.

8 июля 1884 г. Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь, а настоятельница возведена в сан игумении. В обители установлено неусыпное чтение Псалтири, ежедневное полное богослужение, введён общежительный устав.

При следующей настоятельнице игумении Тихоне (Ладыженской) в 1889 г. было начато строительство Преображенского собора по проекту архитектора В. О. Грудзина в «русско-византийском» стиле. От Серафимо-Дивеевского монастыря в дар собору была прислана икона Божией Матери «Умиление».

Как и все русские монастыри, молодая Каширская обитель несла гражданское служение: содержала больницу, богадельню, школу, где учились 120 девочек. Кроме того, монастырь сотрудничал с Красным Крестом и Православным миссионерским братством. Посильную помощь от небогатой обители получали русские воины, раненные в войне с Турцией в 1877 – 78 гг. В деле помощи раненым обитель сотрудничала с великой княгиней Елизаветой Федоровной. В стенах обители находили приют и пищу множество нищих и калек.

В 1912 г. обитель отмечала свой 50-летний юбилей, а после 1917 г. на большей части её территории расположилась чулочно-носочная фабрика. Руины Спасо-Преображенского собора почти столетие простояли, чернея на высоком берегу Оки. Только в 90-х годах он был передан верующим. Трудами священника Валерия Сосковца была проведена большая работа по реставрации наружного облика храма.

Никитский храм пытались продать с аукциона как производственное помещение. В 2008 году трудами благочинного Каширского округа протоиерея Виталия Коценко и усилиями жителей города храм был возвращен Церкви.

С 2020 года в храмах монастырского комплекса Благотворительным Фондом Московской епархии по восстановлению порушенных святынь начались масштабные реставрационные работы.

В 2020 году начался первый этап реставрации – снос советских пристроек, которые, находясь в аварийном состоянии, разрушали и здание храма.

После этого было принято решение о воссоздании ротонды и трапезной части Никитского храма.

В сентябре 2020 года Никитский храм посетил митрополит Ювеналий, который принял решение о воссоздании колокольни храма, полностью разрушенной в советские годы.

К июню 2020 года восстановительные работы были практически завершены.

24 июня 2020 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Чин Великого освящения Преображенского собора и Никитского храма. А 22 июля 2020 года, патриарх Кирилл провел службу в Преображенском соборе.

9 июля 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение открыть Никитский женский монастырь города Каширы и назначить на должность игумении монахиню Магдалину (Чекулаеву). 21 июля 2020 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в Преображенском соборе за которой совершил возведение монахини Магдалины (Чекулаевой) во игумению.

Возвращение к духовным корням

Как и по всей России, большинство храмов Московской епархии Русской православной церкви стали сегодня учебно-просветительными центрами, в задачу которых входит восполнение пробела в области религиозных знаний, возникшего у населения за годы советской власти.

Не является исключением и храм Никиты Мученика, при котором действует воскресная школа. В ней имеют возможность обучаться основам православия не только дети, но и их родители. Глубоко продуманная система преподавания позволяет учащимся приобщиться к истокам духовной жизни своей родины.

Святого Никиты исповедника

Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-жёлтый цвет.

В XIX – XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В. В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная. Очевидно, тогда храм приобрёл тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры). Объёмная композиция состоит из крестообразного в плане с пятигранной апсидой храма, прямоугольной трапезной и трёхъярусной колокольни, размещённых на одной оси. Апсида пятигранная, каждая грань прорезана окнами в два света и окружена шестью тосканскими колоннами (снесены в начале 1990-х годов, восстановлены в 1997 году). Колонны поставлены на высокие постаменты и поддерживают сильно вынесенный профилированный деревянный карниз. Над апсидой возвышается восьмигранный высокий барабан с куполом, что чрезвычайно редко встречается в русской архитектуре. В южном и северном приделах использован мотив триумфальной арки: в центре большая арка — вход, а по сторонам крупные арочные окна, франкированные пилястрами, над ними по фризу идёт декор в виде триглифов. На западной и восточной стенах приделов в центре расположены плоские арочные ниши, углы оформлены спаренными пилястрами. Трапезная по ширине равна храму, двухсветная. Первый ярус колокольни по высоте равен трапезной и является притвором. Четверик второго яруса прорезан сдвоенными арочными проёмами. Третий ярус – восьмерик с арочными проёмами.

В первые годы после открытия Свято-Никитской церкви к её приходу кроме села Отрада принадлежали слобода Бекетовка, посёлок Ивановка и колония Сарепта. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм посещало 529 человек. В 1895 году в списках прихожан числилось 3062 души, в 1912 году – 3427 Согласно церковной ведомости 1917 года, приход Свято-Никитской церкви составляли жители с. Отрада (1575 чел.) и с. Бекетовка (1984 чел.). К Свято-Никитской церкви с начала XX века была приписана Параскевинская церковь и молитвенный дом при посёлке Новая Отрада. В приходе было две земские школы. В 1911 году причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К сожалению, наши сведения о священнослужителях Свято-Никитской церкви чрезвычайно скудны. Известно, что в 1917 году, накануне установления советской власти, в храме служили священники Алексий Добросердов, Евгений Мегарский, диакон Сергий Крестовоздвиженский. Священник Никанор Карамзин состоял в штате Свято-Никитской церкви с откомандированием в посёлок Новая Отрада. Настоятелем прихода с 1907 года был о. Алексий Добросердов, сын священника Саратовской епархии, выпускник Пензенской духовной семинарии. Отец Алексий много внимания уделял просветительской и благотворительной деятельности. Большой интерес он проявлял к естественным наукам и статистике. С 1901 года священник Алексий Добросердов был сотрудником Саратовского общества естествоиспытателей, а его труды по сельскохозяйственной статистике были отмечены министром земледелия и государственных имуществ. Сын отца Алексия Павел окончил курс Московской духовной академии, стал священником и служил в Свято-Никитской церкви в 1920-х годах.

Духовенство прихода, несмотря на гонения со стороны большевистской власти, не прекращало церковной проповеди. В документах Сталинградских партийных органов в 1930-е годы часто указывалось на оживление деятельности «религиозников» и «церковников» во всех районах города, и особенно в Кировском, где в то время оставалась действующей только Свято-Никитская церковь. Сталинградский горком ВКП(б) требовал, чтобы партийные организации Кировского района усилили антирелигиозную пропаганду и агитацию. Не полагаясь исключительно на средства идеологического воздействия, власти прибегли к закрытию оставшихся в Сталинграде храмов. В их числе была и Свято-Никитская церковь. 29 июня 1940 года решением исполкома Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся храм был закрыт и передан «под культурное учреждение».

Очевидно, в первые годы после открытия храма были выполнены необходимые ремонтные работы. Устранены повреждения военного времени. Были отремонтированы богослужебные сосуды и церковная утварь. В храме до недавних пор хранились запаянная чаша и самодельная звездица. Возможно, тогда были написаны в народном стиле иконы преп. Никиты Исповедника (икон более раннего времени не сохранилось). Одна из них сейчас находится над входом в притвор. 20 мая 1948 года архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий) освятил антиминс и престол в Свято-Никитской церкви.

В 1955 году в Почаевской лавре был приобретён для церкви список с Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В честь её перенесения в Свято-Никитском храме была устроена торжественная встреча, в которой участвовало около 200 человек. Тогда же, в 1955 году, по благословению епископа Астраханского и Сталинградского Сергия (Ларина) начались ремонтно-реставрационные работы в Свято-Никитском храме. В 1956—1957 годах был перестроен алтарь, возведены новые купол и иконостас, оштукатурена левая часть храма, расписаны апсида, плафон, стены, хоры и притворы. Храм расписывали художники М. Е. Губонин и Б. М. Красильников. Они написали в стиле портретной живописи новые иконы преп. Никиты Исповедника (аналойную, храмовую и медальон в алтаре). Альфрейные работы выполнил А. В. Козленков. С 1952 по 1958 год приход израсходовал на ремонтно-реставрационные работы и украшение церкви свыше 1 млн. рублей. Эта деятельность происходила при активном сопротивлении властей. В 1950-е годы на Русскую Православную Церковь обрушились новые гонения. Позднее Волгоградский горком КПСС также неоднократно призывал к «усилению атеистического воспитания», с тревогой отмечая рост численности верующих. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 7 августа 1972 года о. Спустя десять лет Волгоградский горком КПСС вынужден был констатировать, что ситуация с атеистическим воспитанием в городе в целом и в Кировском районе в частности стала ещё более безотрадной. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 11 декабря 1981 года указывалось: «В дни культовых праздников Казанский собор (Ворошиловский район), Никитскую церковь (Кировский район) и молитвенные дома посещают свыше 40 тысяч человек. Постоянно возрастают доходы религиозных объединений, растёт число совершаемых крещений, венчаний и отпеваний. Более 40 % дохода церквей области образуется за счёт церквей нашего города. В городе совершается от общего количества обрядов по области: 33,7 % – крещений, 28,1 % – венчаний, 43,1 % – заочных отпеваний. Так, из 14 143 родившихся в 1980 году окрещено 4399 детей, то есть почти каждый третий».

Вплоть до конца 1980-х годов деятельность церковных организаций находилась под жёстким контролем государственных органов, что препятствовало полноценному развитию приходской жизни. Возрождение Русской Православной Церкви началось с 1991 года. Это стало возможно благодаря падению коммунистического режима и демократизации общества. Оживлению церковной жизни в г. Волгограде и области способствовало и создание Волгоградской епархии. Назначенный архиепископом Волгоградским и Камышинским Высокопреосвященный Герман (Тимофеев) добился возвращения Церкви разрушенных храмов и монастырей, позаботился о ремонте старых и строительстве новых храмов, об издании православной газеты, об открытии духовных учебных заведений, воскресных школ, библиотек.

Знаменательным событием в жизни Свято-Никитского прихода, как и всей Волгоградской епархии, стал приезд в июне 1993 года в наш город Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Следует отметить, что десятью годами ранее, 11 ноября 1983 года Его Святейшество Алексий II, в то время митрополит Таллинский и Эстонский, был в Волгограде и посещал Свято-Никитский храм. Тогда будущий патриарх прибыл в Волгоград вместе с архиепископом Тульским и Белевским Германом, нынешним митрополитом Волгоградским и Камышинским, по приглашению архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена. В Книге почётных посетителей Свято-Никитской церкви сохранилась запись:

В год сорокалетия славной Победы на Волге и в связи с 60-летием Высокопреосвященного Архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена мы имели возможность и духовную радость посетить Свято-Никитский храм города Волгограда и видеть его благолепие. Милость и благословение Божие да пребывает с этим приходом, священнослужителями и прихожанами.

Алексий, Митрополит Таллинский и Эстонский

Герман, Архиепископ Тульский и Белевский

Пимен, Архиепископ Саратовский и Волгоградский.

20 июня 1993 года Святейший Патриарх Алексий II вновь посетил Свято-Никитский храм. Его Святейшество освятил новые кресты на купола церкви и в Книге почётных гостей оставил запись: «Да благословит Господь труды отца настоятеля и вас, тружеников церковных, в осуществлении задуманного возрождения приходской жизни во всем её многообразии».

Большую помощь в украшении храма оказало Русское культурное общество (председатель – В. Л. Самохин). По заказу Общества для Свято-Никитской церкви были написаны иконы «Рождество Иоанна Предтечи» (написала инокиня Феодосия), «Сретение Господне», икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Русское культурное общество также подарило храму вышитые в своих мастерских Толгскую икону Божией Матери, икону Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, хоругви с ликами святителя Николая Чудотворца, преподобных Никиты Исповедника и Сергия Радонежского. Председатель и сотрудники Русского культурного общества всегда были желанными гостями на детских праздниках при Свято-Никитской церкви, в проведении которых они принимали самое живое участие. Часто они привозили с собой детей из детских садов и взрослых из больниц, которых опекало Общество.

В 2000 году иконописец Е.В. Мавродиева написала новую аналойную икону преподобного Никиты Исповедника и образ святителя Феодора Едесского для воскресной школы. В 2001 году она написала фреску преподобного Никиты Исповедника на алтарной стене. Все иконы созданы в древнерусском стиле.

Значительными событиями в жизни Свято-Никитского прихода были крестные ходы и пребывание в храме 27–28 сентября 2002 года и 17–18 сентября 2004 года Чудотворной Урюпинской иконы Божией Матери. Богослужения в эти дни проходили при большом стечении молящихся, среди которых было много детей и подростков.

С начала 1990-х годов деятельность духовенства, ограничивавшаяся в течение нескольких десятилетий советской власти совершением богослужений и треб, вышла за пределы церковной ограды. Священники занялись просветительской и миссионерской деятельностью, душепопечительной работой в воинских частях, тюрьмах и больницах. 22 июля 1996 года при приходе была создана Детская воскресная школа святителя Феодора, епископа Едесского (директор – Л. К. Ведерникова). В разные годы её посещали от 20 до 40 детей. В 1997 года при храме был открыт филиал школы «Воскресение». Для маленьких прихожан ежегодно устраиваются Рождественская ёлка и Пасхальный детский праздник. Воскресная школа занимается миссионерской деятельностью, поддерживает отношения с другими школами и детскими учреждениями. Ученики воскресной школы участвовали в смотрах и конкурсах, в чествованиях ветеранов Великой Отечественной войны, выступали в Доме детского творчества, в Театре юного зрителя, на праздниках Кировского района, в детском саду № 81, в школах № 24 и № 122, в библиотеке № 9, в школе-интернате № 4. Воскресная школа вместе со священниками Свято-Никитского прихода ежегодно принимает активное участие в торжествах в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Детские праздники в школе святителя Феодора Едесского посещали учащиеся из других воскресных и общеобразовательных школ, детской певческой школы из Свято-Духова монастыря. Большую радость и пользу детям принесли паломнические поездки по храмам Волгограда, в Свято-Духов мужской монастырь и Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

Настоятель прихода Свято-Никитской церкви священник Николай Станков.

Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1901. Т. 4. Вып. 2. С. 729. Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. С. 44. Государственный архив Саратовской области. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8266. Л. 2. (Далее – ГАСО). Семина Т. Н., Мигаева Г. С. Памятник архитектуры XVIII–XIX вв. храм Святого Преподобного Никиты Исповедника в г. Волгограде: Технологические рекомендации кладочных и штукатурных материалов и окраски. М., 1996. С. 4-5. Иванов С. М., Супрун В. И. Православие на Волгоградской земле: Храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда. Волгоград, 2003. С. 157. ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8266. Л. 12.Л. 8 об.Л. 4 об. Иванов С. М., Супрун В. И. Указ. соч. С. 157. Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке: Сборник документов и материалов. Каталог культовых зданий. Волгоград, 2002. С. 273. Док. № 94. Государственный архив Волгоградской области. Ф. 2115. Оп. 1. Д. 294. Л. 149, 169 об. (Далее – ГАВО). ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 6. Л. 28 об. – 29 об.Д. 26. Л. 4. Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке… С. 336. Док. № 120. Центр документации по новейшей истории Волгоградской области. Ф. 71. Оп. 46. Д. 10. Л. 103. (Выписка из документа предоставлена О. Ю. Редькиной). Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке… С. 368. Док. № 139.

Настоятель — протоиерей Николай Станков.

Адрес: 400023, город Волгоград, ул. Абганеровская, д. 110А. Телефон: 8 (8442) 44-58-87

Видеозарисовка:

Эту запись посмотрели 5 185 раз, из них 13 сегодня

Метки: Волгоград, храм

Запись опубликована 24 декабря 2010 пользователем Волгоград православный. . Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта «Волгоград Православный» с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты Спаси вас Господь!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: