Жемчужина кекушевского модерна


Здание
Особняк И. А. Миндовского
СтранаРоссия
ГородМосква, Поварская улица, дом 44/2
Архитектурный стильмодерн
Автор проектаЛев Кекушев
Первое упоминание1903 год
Строительство1903—1904 годы
СтатусОКН № 7710600000№ 7710600000
Медиафайлы на Викискладе

Особня́к И. А. Ми́ндовского
— памятник архитектуры в Москве, расположен на углу Поварской улицы и Скарятинского переулка. Построен в 1903—1904 годах по проекту архитектора Льва Кекушева[1]. Здание двухэтажное, имеет жилой цокольный этаж, оформлено в стиле модерн[2]. Особняк и ограда являются объектом культурного наследия федерального значения[3][4].

С 1972 года усадьбу занимает посольство Новой Зеландии. Находится в хозяйственном ведении ГлавУпДК при МИД России[5]. На 2019 год запланирована комплексная реставрация[6].

История[ | ]

Фото особняка в начале XX века Вид с южной стороны, 2008 Фрагмент интерьера, парадная лестница

Строительство[ | ]

Современный особняк Миндовского расположен на земле, которая в начале XIX века принадлежала усадьбе действительного статского советника Данилы Волчкова. Его имение занимало территорию вдоль Поварской улицы между Скарятинским и Скатертным переулками. Главный дом ансамбля был каменным и оформлен в стиле классицизма. Благодаря выразительному облику он был включён в архитектурные альбомы Матвея Казакова, 13-томный сборник образцовых «партикулярных строений» допожарной Москвы. Остальные здания усадьбы — флигели и служебные постройки — были деревянными[1].

Примерно в 1903 году усадебные земли выкупило Московское торгово-строительное акционерное общество под управлением Якова Рекка. Участок был разделен на два владения и отдан под новую застройку, все старые строения снесли. В 1903—1904 годах был построен особняк по адресу Поварская улица, 44, который занял половину территории бывшей усадьбы Волчкова. Как и другие проекты общества, он создавался под ключ для дальнейшей перепродажи. В качестве архитектора был приглашён Лев Кекушев[3]. Ему предоставили значительные средства на строительство и полную свободу в архитектурном отношении. В ходе работ зодчий изменил свой первоначальный проект, однако общая идея сохранилась[7]. В оформлении фасадов искусствоведы отмечают некоторое влияние франко-бельгийского ар нуво, однако в целом здание характеризуется как эталон московского модерна[8][9].

Готовый особняк из-за оригинального декора и больших размеров получился очень дорогим. В течение почти пяти лет после окончания строительства здание не могли продать, только в 1909 году его приобрёл московский купец Иван Миндовский[10][4]. После смерти Миндовского в 1912 году здание в равных долях унаследовали четверо детей — Николай, Иван, Ираида и Ольга[3][10]. Они так и не разделили юридические права собственности до 1917 года, в народе особняк стал называться по имени их отца — особняк Миндовского[5].

После революции[ | ]

После революции здание было национализировано. По одним данным говорится, что в нём разместился госпиталь, по другим — клуб для рабочих[11][12].

В 1922 году усадьбу передали представительству РСФСР и УССР при заграничных организациях помощи голодающим[2]. С 1924 года в здании размещалась Шведская миссия — сначала посольство, затем резиденция шведского посла в СССР[5][12].

В 1972 году усадьбу передали посольству Новой Зеландии. Новые владельцы бережно отнеслись к историческому зданию. В 1976—1980 годах посол Джим Вейр пригласил финского архитектора Вихерхеймо для проведения ремонтных работ внутри здания. В 1998-м под руководством архитектора-реставратора Бориса Григорьевича Могинова впервые была проведена реставрация фасадов. По воспоминаниям Могинова, «целый институт работал над восстановлением цвета», благодаря чему удалось выявить оригинальный серо-голубой оттенок[13][2]. Супруга следующего посла Новой Зеландии Филиппа Ларкиндейла написала книгу об истории дома[12]. По инициативе следующего посла Уильяма Стюарта Прайора в 2003 году был отмечен столетний юбилей здания и выпущена книга «Особняк И. А. Миндовского». 6 ноября 2005 года в посольстве состоялся вечер памяти Льва Кекушева. К этому событию была проведена реставрация витражей над главным входом[14]. За бережное отношение к историческому зданию представительство Новой Зеландии получило премию правительства Москвы «За уважение к культуре России»[5][11].

История

Строительство

Современный особняк Миндовского расположен на земле, которая в начале XIX века принадлежала усадьбе действительного статского советника Данилы Волчкова. Его имение занимало территорию вдоль Поварской улицы между Скарятинским и Скатертным переулками. Главный дом ансамбля был каменным и оформлен в стиле классицизма. Благодаря выразительному облику он был включён в архитектурные альбомы Матвея Казакова, 13-томный сборник образцовых «партикулярных строений» допожарной Москвы. Остальные здания усадьбы — флигели и служебные постройки — были деревянными[3].

Примерно в 1903 году усадебные земли выкупило Московское торгово-строительное акционерное общество под управлением Якова Рекка. Участок был разделен на два владения и отдан под новую застройку, все старые строения снесли. В 1903—1904 годах был построен особняк по адресу Поварская улица, 44, который занял половину территории бывшей усадьбы Волчкова. Как и другие проекты общества, он создавался под ключ для дальнейшей перепродажи. В качестве архитектора был приглашён Лев Кекушев[1]. Ему предоставили значительные средства на строительство и полную свободу в архитектурном отношении. В ходе работ зодчий изменил свой первоначальный проект, однако общая идея сохранилась[6]. В оформлении фасадов искусствоведы отмечают некоторое влияние франко-бельгийского ар нуво, однако в целом здание характеризуется как эталон московского модерна[7][8].

Готовый особняк из-за оригинального декора и больших размеров получился очень дорогим. В течение почти пяти лет после окончания строительства здание не могли продать, только в 1909 году его приобрёл московский купец Иван Миндовский[9][2]. После смерти Миндовского в 1912 году здание в равных долях унаследовали четверо детей — Николай, Иван, Ираида и Ольга[1][9]. Они так и не разделили юридические права собственности до 1917 года, в народе особняк стал называться по имени их отца — особняк Миндовского[5].

После революции

После революции здание было национализировано. По одним данным говорится, что в нём разместился госпиталь, по другим — клуб для рабочих[10][11].

В 1922 году усадьбу передали представительству РСФСР и УССР при заграничных организациях помощи голодающим[4]. С 1924 года в здании размещалась Шведская миссия — сначала посольство, затем резиденция шведского посла в СССР[5][11].

В 1972 году усадьбу передали посольству Новой Зеландии. Новые владельцы бережно отнеслись к историческому зданию. В 1976—1980 годах посол Джим Вейр пригласил финского архитектора Вихерхеймо для проведения ремонтных работ внутри здания. В конце 1990-х под руководством архитектора-реставратора Бориса Григорьевича Могинова впервые была проведена реставрация фасадов[4]. Супруга следующего посла Новой Зеландии Филиппа Ларкиндейл написала книгу об истории дома[11]. По инициативе последующего посла Уильяма Стюарта Прайора в 2003 году был отмечен столетний юбилей здания и выпущена книга «Особняк И. А. Миндовского». 6 ноября 2005 года в посольстве состоялся вечер памяти Льва Кекушева. К этому событию была проведена реставрация витражей над главным входом[12]. За бережное отношение к историческому зданию представительство Новой Зеландии получило премию правительства Москвы «За уважение к культуре России»[5][10].

Архитектура[ | ]

Особняк Миндовского признан одним из лучших произведений архитектора Льва Кекушева и отражает его зрелый авторский стиль. Асимметричная композиция здания представляет собой комбинацию разновеликих призм. Их взаиморасположение позволило сделать окна в каждом внутреннем помещении и избежать тёмных переходов. Цоколь облицован камнем и внизу расширяется, скрывая полуподвальный этаж[8]. Оконные проёмы различной высоты и ширины окружены «утопленными» в фасады наличниками[15]. Главный акцент уличного фасада — выступающее трёхчастное окно второго этажа с архивольтом и рельефным панно[3].

Большое значение в оформлении фасадов играют скульптуры. Все фасады здания обильно украшают путти, розетки, маскароны и настенные рельефы. Авторский символ Кекушева — изображения львов — располагались на декоративной тумбе кровли и ограждении парадной лестницы[16]. Не сохранилась скульптурная композиция над парадным аттиком — женщина с играющими детьми[15][2].

На оформление внутреннего убранства в смете были заложены значительные средства. Чтобы привлечь будущих покупателей, интерьеры были намеренно решены в разных стилях, от классицизма к модерну[7]. Витражи, живопись и лепнина украшали практически все помещения особняка. В отделке были использованы такие дорогие материалы, как мрамор, оникс, карельская берёза. До настоящего времени сохранилась большая часть декора. К парадному второму этажу ведёт трёхмаршевая главная лестница, над которой расположен плафон с изображением сфинкса и сложным орнаментальным узором[17]. Лестница освещена ростовыми витражными окнами, перила украшают характерные для символики Кекушева бронзовые маски львов[18][2].

Вместе с особняком были спроектированы небольшой сад, внутренний двор и конюшни[2][19]. Выход к ним был тематически оформлен: на фасаде расположена скульптурная голова лошади[3]. К конюшням вели въездные ворота, решётка которых образует сложный узор в виде крыльев бабочки[3]. Зимний сад внутреннего двора имел уникальное остекление — модернистский орнамент ростовых окон был нанесён методом кислотного травления. Подобная техника в Москве больше не встречалась. К 2011 году сохранилось только четыре оригинальных стекла[20].

Архитектура

Особняк Миндовского признан одним из лучших произведений архитектора Льва Кекушева и отражает его зрелый авторский стиль. Асимметричная композиция здания представляет собой комбинацию разновеликих призм. Их взаиморасположение позволило сделать окна в каждом внутреннем помещении и избежать тёмных переходов. Цоколь облицован камнем и внизу расширяется, скрывая полуподвальный этаж[7]. Оконные проёмы различной высоты и ширины окружены «утопленными» в фасады наличниками[13]. Главный акцент уличного фасада — выступающее трёхчастное окно второго этажа с архивольтом и рельефным панно[1].

Большое значение в оформлении фасадов играют скульптуры. Все фасады здания обильно украшают путти, розетки, маскароны и настенные рельефы. Авторский символ Кекушева — изображения львов — располагались на декоративной тумбе кровли и ограждении парадной лестницы[14]. Не сохранилась скульптурная композиция над парадным аттиком — женщина с играющими детьми[13][4].

На оформление внутреннего убранства в смете были заложены значительные средства. Чтобы привлечь будущих покупателей, интерьеры были намеренно решены в разных стилях, от классицизма к модерну[6]. Витражи, живопись и лепнина украшали практически все помещения особняка. В отделке были использованы такие дорогие материалы, как мрамор, оникс, карельская берёза. До настоящего времени сохранилась большая часть декора. К парадному второму этажу ведёт трёхмаршевая главная лестница, над которой расположен плафон с изображением сфинкса и сложным орнаментальным узором[15]. Лестница освещена ростовыми витражными окнами, перила украшают характерные для символики Кекушева бронзовые маски львов[16][4].

Вместе с особняком были спроектированы небольшой сад, внутренний двор и конюшни[4][17]. Выход к ним был тематически оформлен: на фасаде расположена скульптурная голова лошади[1]. К конюшням вели въездные ворота, решётка которых образует сложный узор в виде крыльев бабочки[1]. Зимний сад внутреннего двора имел уникальное остекление — модернистский орнамент ростовых окон был нанесён методом кислотного травления. Подобная техника в Москве больше не встречалась. К 2011 году сохранилось только четыре оригинальных стекла[18].

Современность[ | ]

В 2020 году Департамент культурного наследия Москвы объявил о начале первой комплексной реставрации особняка: с момента постройки в здании проходил только точечный ремонт. В ходе работ были обнаружены считавшиеся утраченными элементы интерьера — майоликовые панно, четырёхметровый витраж с изображением Пана, под натяжными потолками открылись лепнина и кессоны[21][13].

Также во время изучения архивных материалов выяснилось, что изначально фасад здания украшала скульптура богини Авроры: в руках она держала палитру и кисть, а у её ног располагались два амура-путти[21]. Предположительно, в 1920-х композицию демонтировали и отправили на переплавку. Чтобы вернуть особняку исторический облик, скульптуру воссоздали, опираясь на исторические фотографии, и установили на исходное место в августе 2018-го[22][23].

Реставрация особняка, на которую было потрачено около 350 миллионов рублей, завершилась в ноябре 2020 года. В обновленное здание вернется посольство Новой Зеландии, выехавшее из него на время проведения реставрационных работ[24].

Особняк начала XIX века на Поварской улице в Москве отреставрировали

МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Специалисты завершили реставрацию объекта культурного наследия федерального значения — особняка Миндовского 1903 года постройки, который расположен на Поварской улице в центре Москвы. Об этом сообщил журналистам в понедельник руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

«Мы представляем итоги реставрационных работ на одном из прекраснейших объектов московского модерна — здания Ивана Александровича Миндовского, построенное по проекту известного мастера Льва Кекушева. Специалисты бережно отнеслись к каждой детали. Проведены работы по фасаду, паркету, живописи, пластическим решениям, восстановлены детали вплоть до ручек дверей», — сказал Емельянов.

Он отметил, что реставрация началась в 2020 году. При проведении работ были сделаны различные открытия, — удалось найти и отреставрировать большой витраж помещения столовой, который был заложен, расчистить и докомпоновать витражи главной лестницы и вестибюля, привести в порядок уникальную чугунную отопительную систему 1903 года постройки, которая была скрыта в стене. В зимнем саду по фрагменту напольной плитки было восстановлено все напольное покрытие, а по фрагменту настенной — колористическое решение помещения.

На крышу особняка вернулась воссозданная трехметровая скульптурная композиция, которая представляет собой музу живописи с палитрой и кистью в руках и двумя младенцами, которая была утрачена в 20-е годы прошлого столетия. «Этому особняку «повезло», за всю его советскую историю он находился в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), но даже в этом объекте при хорошей сохранности все равно в ходе работ сделаны такие открытия», — добавил Емельянов.

Руководитель ГлавУпДК при МИД России Сергей Макаров уточнил, что на работы в особняке было потрачено около 350 млн рублей, они выполнены за счет средств управления. До начала реставрации объект благодаря бережному использованию находился в удовлетворительном состоянии. По итогам работ восстановлена оригинальная планировка начала XX века, утраченные элементы интерьеров и фасадов, кованая ограда с воротами и калиткой, исторические осветительные приборы. «В каждом помещении разные люстры, в каждом они соответствуют чертежам, которые были найдены архитекторами», — сказал он.

В доме на Поварской, которым до 1912 года владел текстильный фабрикант Иван Миндовский, во время революции располагался госпиталь, с 1924 года — Шведская миссия, а затем посольство Швеции в СССР. С 1972 года в здании размещалось посольство Новой Зеландии. Макаров отметил, что на время реставрации посольство было размещено в другом здании, теперь же, после завершения всех работ, оно вернется сюда.

Примечания[ | ]

  1. 12
    Нащокина, 2012, с. 240.
  2. 123456
    Савина, 2012, с. 224.
  3. 123456
    Московский модерн, 2020, с. 574.
  4. 12Воробьёва Н.
    Роскошь раннего модерна
    (неопр.)
    . Московские новости (6 августа 2012). Дата обращения 4 января 2018. Архивировано 4 января 2020 года.
  5. 1234
    Поварская улица, 44. Посольство Новой Зеландии
    (неопр.)
    . Официальный сайт ГлавУпДК при МИД России. Дата обращения 12 июня 2010.
  6. Бронзовую скульптуру Авроры вернут на крышу особняка Миндовского (неопр.)
    . Официальный портал мэра и правительства Москвы (24 сентября 2018). Дата обращения 20 сентября 2020.
  7. 12
    Нащокина, 2012, с. 250.
  8. 12
    Аренкова, 1990, с. 163—164.
  9. Нащокина, 2012, с. 249.
  10. 12
    Первый владелец
    (неопр.)
    . Официальный сайт Посольства Новой Зеландии. Дата обращения 23 мая 2010. Архивировано 21 августа 2011 года.
  11. 12Савинова Е.
    Львиная доля
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). «Салон» № 2 (2005). Дата обращения 18 мая 2010. Архивировано 11 сентября 2012 года.
  12. 123
    Нащокина, 2012, с. 261.
  13. 12Крученко, О.
    Тайны начала прошлого века долго хранили послы
    (неопр.)
    . «Вечерняя Москва» (20 ноября 2019). Дата обращения 20 сентября 2019. Архивировано 18 сентября 2020 года.
  14. Нащокина, 2012, с. 262.
  15. 12
    Нащокина, 2012, с. 248.
  16. Нащокина, 2012, с. 246—247.
  17. Нащокина, 2012, с. 255—259.
  18. Нащокина, 2012, с. 253.
  19. Нащокина, 2012, с. 244.
  20. Нащокина, 2012, с. 259.
  21. 12Виноградова, Ю.
    В Москве началась реставрация особняка Миндовского на Поварской
    (неопр.)
    . The Art Newspaper Russia (18 декабря 2017). Дата обращения 20 сентября 2020. Архивировано 16 сентября 2020 года.
  22. Антонова, Т.
    Стали известны детали восстановления трехметровой фигуры Авроры на Поварской улице
    (неопр.)
    . «Московский комсомолец» (27 августа 2018). Дата обращения 20 сентября 2020.
  23. Скульптуру Авроры 25 августа вернут на особняк Миндовского в Москве (неопр.)
    . РИАМО (24 сентября 2018). Дата обращения 20 сентября 2020.
  24. Завершилась реставрация особняка И.Миндовского на ул. Поварская (неопр.)
    . Информационный центр правительства Москвы (25 ноября 2019). Дата обращения 25 ноября 2020.

Особняк Миндовского в Москве. Архитектура и дизайн интерьера. Часть 1

История создания уникального московского особняка, расположенного на Поварской улице (дом No 44) весьма примечательна. Она повествует о времени своего создания не меньше, чем представляющий строение архитектурный стиль – московский модерн. Особняк Миндовского хранит память о примечательном, но коротком периоде в истории столицы, когда на его улицах стали возникать небольшие частные усадьбы, причудливой архитектуры и дизайна интерьера. В наши дни, исторические постройки рубежа XX – XXI веков, как бы, слились в восприятии горожан с историческими предшественниками – особняками Москвы периода классицизма и ампира, составив вместе с ними единый образ застройки исторического центра. Однако, на рубеже веков, они заметно выделялись в городской среде, поражая очевидной архитектурной и художественной новизной.

Особняк Миндовского в Москве. Архивная фотография.

С другой стороны, подобные изменения были вполне естественны, если вспомнить, что, в начале XX века, Москва переживала один из самых бурных периодов истории застройки. Патриархальная столица Древней Руси, на глазах одного поколения, быстро превращалась в современный, растущий вширь и вверх миллионный мегаполис, поражающий удивительным контрастом, еще неутраченных, черт русской старины и респектабельным обликов возникших банков, торговых и доходных домов.

Особняк Миндовского в Москве. Современный вид.

Дворянская Москва отступала в прошлое, уступая историческую сцену новому сословию – предприимчивым промышленникам, банкирам и купцам, в большинстве своем, выходцам из крестьян. На их средства строились все новые и новые многоэтажные здания, фешенебельные магазины, церкви, школы, больницы, заводы и фабрики. Их усилиями создавалась новая Москва – средоточие финансовой, торговой и деловой жизни Российской империи.

Происходившие в жизни города экономические и социальные изменения, формировали новые подходы к его застройке. Широко развивались дорожное и высокодоходное жилищное строительство, заставлявшее Москву «расти вверх». Большинство зданий строилось высотой 4-5 этажей. Появлялись и 6-8 этажные постройки. В этот период и возникла идея своеобразного возвращения к комплексной усадебной застройке исторического центра. Конечно, эта идея уже принадлежала другой эпохе, а потому, в ее основе лежали вполне прагматические соображения. Примечательно, что ее автором был, едва ли не самый известный, московский меценат и предприниматель конца XIX – начала XX века, Савва Иванович Мамонтов.

При подготовке публикации были использованы материалы М. Нащокиной.

Литература[ | ]

  1. Нащокина М. В.
    Московский архитектор Лев Кекушев / под рецензией Сайгиной Л. В. — Санкт-Петербург: Коло, 2012. — С. 240—262. — 504 с. — ISBN 978-5-901841-97-6.
  2. Аренкова Ю. И., Домшлак М. И., Мехова Г. И. и др.
    Земляной город // Памятники архитектуры Москва. — Москва: Искусство, 1990. — С. 163—164. — 340 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00253-5.
  3. Москва, которая есть / И. А. Савина, М. В. Ляпина, Е. И. Степанова. — Москва: ЗАО «Объединенное гуманитарное издательство», 2012. — С. 222. — ISBN 978-5-94282-690-1.
  4. Нащокина М. В., Ткаченко С.
    Московский модерн. — Санкт-Петербург: Коло, 2020. — 792 с. — ISBN 978-5-4462-0059-7.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: