Спасшему мир: как в Берлине появился главный памятник советскому солдату


Лики войны. Фото 37 памятников Великой Победы

Памятники Великой Отечественной войне практически всегда можно отличить от памятников Гражданской. Они появились в более позднее время, когда скульпторов, поднаторевших в изображении коммунистических вождей, в стране было более чем достаточно.

Памятник павшим героям в Нижних Муллах.

В отличие от монументов Гражданской войны, эти памятники чаще всего находятся в приличном состоянии. Правда, бывают исключения, но винить в этом следует форс-мажорные обстоятельства.

В селе Сретенское в памятник врезался автомобиль. За рулем были пьяные.

В более-менее крупных населенных пунктах войну увековечили боевыми машинами.

Памятник в Осе.

Памятник пилоту Лямину. Поселок Ферма.

Памятник уральскому танковому добровольческому корпусу в Кунгуре.

Гражданская война оставила несколько погибших в летописях каждого села. Поездив по селам с огромными списками погибших в Великой Отечественой, начинаешь чувствовать масштаб трагедии. Здесь в воздухе до сих пор веет горем женщин, провожающих мужчин и принимающих на них похоронки.

Мемориал в Осе.

Памятник в селе Перемское, Добрянского района.

Мемориал в поселке Бым. Кунгурский район.

Часть поздних монументов увидели свет в другой стране. Любопытно другое: на некоторых памятниках имена героев подвинули в пользу тех, кто поучаствовал в их создании — депутатов и чиновников.

Памятная плита в поселке Крым.

Встречаются памятники и в довольно простом исполнении. Буднично выглядит монумент в селе Карнаухово, Березовского района.

Еще один обыденный, но современный памятник в селе Заборье, того же Березовского района.

Мемориал в деревне Зуята. Кунгурский район.

Порой жители ставят памятники героям ВОВ своими силами, без привлечения «капитала» из бюджета или спонсоров.

Памятник в деревне Махтята Березовского района. Создан руками местных мастеров, установлен сельчанами по собственной инициативе, на свои деньги.

Многие памятные знаки стоят на территории школ.

Памятник на территории школы — Лысьва.

Памятник на территории школы в Мулянке

Памятник на территории школы в селе Зернино, Березовского района.

Мемориал в селе Башкултаево.

Мемориал в Нытве.

Мемориал в поселке Курашим.

Мемориал в поселке Ильинский.

Село Лобаново. Памятник №1.

Село Лобаново. Памятник №2

Мемориал в селе Сосновка, Березовского района.

Памятник в поселке Кусье-Александровский Горнозаводского района.

Памятник в селе Копчиково, Березовского района.

Обелиск в поселке Юг.

Памятник в поселке Комсомольский. Кунгурский район.

Бродовское сельское поселение. Чернушинский район.

Памятник в деревне Проносное. Березовский район.

Памятник в деревне Подволошино.

Памятник в селе Кляпово. Березовский район.

Памятник в поселке Крым.

Памятник в селе Асово. Березовский район.

Мемориал в Чермозе.

Село Ивановское. Ильинский район.

Село Перемское Добрянского района.

Мемориал в Красновишерске.

Памятник в поселке Уральский. Нытвенский район.

Это далеко не полный перечень памятников, установленных в честь победы в Великой Отечественной войне в нашем крае. Но он дает внятное представление о том, насколько многогранна память народа о событиях того времени.

Нужно помнить.

Алексей Гречищев специально для

Посмотрите на обелиски Гражданской войны, разбросанные по Пермскому краю в фоторепортаже «18 слепков эпохи».

Информационные ресурсы Московской области

  • Агентство развития коммунальной инфраструктуры
  • Антинаркотическая комиссия в Московской области
  • Главное управление Госадмтехнадзора Московской области
  • Информационный портал долевого строительства
  • Малый бизнес Подмосковья
  • Московская областная Дума
  • Московская областная Нотариальная Палата
  • Московская область в Великой Отечественной Войне
  • Пенсионный фонд москвы и Подмосковья
  • Портал Государственных услуг Московской области
  • Портал кооперации промышленных предприятий
  • Правительство московской области
  • Премия губернатора МО «Наше Подмосковье»
  • Путеводитель по Московской области
  • Совет муниципальных образований МО
  • Уполномоченный по правам ребёнка в МО
  • Уполномоченный по правам человека МО
  • Фонд капремонта общего имущества МКД МО
  • Электронный магазин Московской области

Памятники и мемориалы | Ленинградская область. Часть 1

д. Ольеши Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 94 человека.

д. Ольеши Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 94 человека.

Общий вид мемориала.

Общий вид мемориала.

Стела на братской могиле.

Стела на братской могиле.

г. Пикалёво Бокситогорского р-на. Мемориал был установлен в 1965 году на братской могиле, в которой похоронено 57 советских воинов.

п. Подборовье Бокситогорского р-на. Памятник-автомобиль ЗИС-5 в память обороны города в 1941-1944 гг. Памятник был установлен в 1968 году и входит в «Зеленый пояс Cлавы Ленинграда».

п. Подборовье Бокситогорского р-на. Памятник-автомобиль ЗИС-5 в память обороны города в 1941-1944 гг. Памятник был установлен в 1968 году и входит в «Зеленый пояс Cлавы Ленинграда».

п. Подборовье Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 18 человек

п. Подборовье Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 18 человек.

п. Подборовье Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам.

п. Подборовье Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам.

д. Пожарище Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 52 человек.

д. Пожарище Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 52 человек.

д. Поток Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам.

д. Поток Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам.

д. Радогощь Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 140 человек.

д. Радогощь Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 140 человек.

д. Самойлово Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 174 человек.

д. Самойлово Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 174 человек.

д. Сидорово Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 138 человек.

д. Сидорово Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 138 человек.

с. Сомино Бокситогорского р-на. Памятник на кладбище, установленный на братской могиле, в которой похоронено 15 советских воинов, погибших в годы войны.

с. Сомино Бокситогорского р-на. Памятник на кладбище, установленный на братской могиле, в которой похоронено 15 советских воинов, погибших в годы войны.

с. Сомино Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 72 человек.

с. Сомино Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 72 человек.

д. Спирово Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 68 человек.

д. Спирово Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 68 человек.

д. Стехново Бокситогорского р-на. Памятник на кладбище, установленный на братской могиле, в которой похоронено 7 неизвестных советских воинов, погибших в годы войны.

д. Стехново Бокситогорского р-на. Памятник на кладбище, установленный на братской могиле, в которой похоронено 7 неизвестных советских воинов, погибших в годы войны.

д. Струги Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 127 человек.

д. Струги Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 127 человек.

п. Тургошь Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 36 человек.

п. Тургошь Бокситогорского р-на. Памятник погибшим землякам, на котором увековечено имена 36 человек.

Памятники Волосовского муниципального района

д. Анташи Волосовского р-на. Братская могила погибших военнопленных.

д. Бегуницы Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 65 воинов.

д. Бегуницы Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 65 воинов.

Памятный знак.

Памятный знак.

Памятник-пушка ЗИС-3.

Памятник-пушка ЗИС-3.

п. Беседа Волосовского р-на. Памятный знак на рубеже обороны в состав которого входят: стела, дивизионная 76,2-мм пушка обр. 1942 г. (ЗИС-3) и противотанковые надолбы. В 2012 году памятник был отреставрирован.

д. Большая Вруда Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 34 воина.

д. Большая Вруда Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 34 воина.

д. Большое Заречье Волосовского р-на. Братская могила советских воинов.

д. Большое Заречье Волосовского р-на. Братская могила советских воинов.

д. Большое Заречье Волосовского р-на. Братская могила советских воинов.

д. Большое Заречье Волосовского р-на. Братская могила советских воинов.

д. Большие Озертицы, Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 5 неизвестных воинов.

д. Большие Озертицы, Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 5 неизвестных воинов.

Общий вид воинского захоронения.

Общий вид воинского захоронения.

Обелиск на мемориале.

Обелиск на мемориале.

Памятник курсантам-авиаторам.

Памятник курсантам-авиаторам.

д. Большой Сабск Волосовского р-на. Мемориал на воинском захоронении на рубеже обороны курсантов военных училищ. В братских могилах захоронено 210 воинов, в т.ч. 18 неизвестных.

д. Большой Сабск Волосовского р-на. ДЗОТ Лужского оборонительного рубежа. Здесь в июле-августе 1941 года сражались курсанты Ленинградского пехотного Краснознаменного училища им. С. М. Кирова.

д. Большой Сабск Волосовского р-на. ДЗОТ Лужского оборонительного рубежа. Здесь в июле-августе 1941 года сражались курсанты Ленинградского пехотного Краснознаменного училища им. С. М. Кирова.

д. Волна Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 13 воинов.

д. Волна Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 13 воинов.

г. Волосово Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой захоронено 267 воинов, в т.ч. 25 неизвестных.

г. Волосово Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой захоронено 267 воинов, в т.ч. 25 неизвестных.

п. Вруда Волосовского р-на. Памятник павшим воинам.

п. Вруда Волосовского р-на. Памятник павшим воинам.

Стелы на мемориале.

Стелы на мемориале.

Фрагмент мемориала.

Фрагмент мемориала.

Памятник на мемориале.

Памятник на мемориале.

д. Глумицы Волосовского р-на. Мемориал в урочище Большое Заречье.

д. Глумицы Волосовского р-на. Памятник погибшим воинам в годы войны.

д. Глумицы Волосовского р-на. Памятник погибшим воинам в годы войны.

д. Губаницы Волосовского р-на. Памятник погибшим землякам.

д. Губаницы Волосовского р-на. Памятник погибшим землякам.

д. Губаницы Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 193 воина.

д. Губаницы Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронено 193 воина.

д. Зимитицы Волосовского р-на. Памятник на кладбище, установленный на братской могиле, в которой похоронено 69 воинов.

д. Зимитицы Волосовского р-на. Памятник на кладбище, установленный на братской могиле, в которой похоронено 69 воинов.

д. Извара Волосовского р-на. Памятник жертвам оккупации.

д. Извара Волосовского р-на. Памятник жертвам оккупации.

ЖБОТ №22.

ЖБОТ №22.

д. Извоз Волосовского р-на. ЖБОТ расположен 4 км юго-восточнее урочища Ганьково и входил в Лужский оборонительный рубеж Кингисеппского участка обороны 1941 г. ЖБОТ представляет собой 2-х амбразурную сборную пулеметную огневую точка типа «Блокгауз». Сектор стрельбы — 200° и 40°.

ЖБОТ № 31.

ЖБОТ № 31.

д. Извоз Волосовского р-на. Сборный железобетонный артиллерийский каземат под 76,2-мм казематную артустановку Л-17 расположен 4,4 км юго-восточнее деревни. Он входил в Лужский оборонительный рубеж, Кингисеппского участка обороны 1941 г. Сектор стрельбы — 290°.

д. Каложицы Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронен 31 воин.

д. Каложицы Волосовского р-на. Памятник, установленный на братской могиле, в которой похоронен 31 воин.
Обелиск погибшим землякам.

Обелиск погибшим воинам.

Обелиск погибшим воинам.

пос. Каложицы Волосовского р-на. Мемориал землякам, воинам и ополченцам.

Поделиться в:

Страницы: 2

Поставить памятник защитникам Москвы в Парке Победы.

69 лет тому назад отгремели салюты в честь Победы Советского народа над фашистской Германией. К мавзолею В.И. Ленина были брошены штандарты разгромленной германской армии. Мне, как и многим моим одногодкам, москвичам, было тогда по 12 лет. Сегодня нам уже пошёл 82 год. Времени уже не осталось, чтобы увидеть на Поклонной горе на «Аллее защитников Москвы» памятник москвичам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Всегда можно найти оправдания, что руки не дошли, средств нет и так далее. После того как мы, московские комсомольцы, с огромным энтузиазмом участвовали на Поклонной горе в посадке деревьев, приведении парка в порядок, ходили слушать в парк соловьёв нам казалось, что настанет время, деревья вырастут и появятся памятники молодым героям-москвичам, которые не стали учёными, конструкторами, музыкантами, врачами, поэтами, артистами. Все они, как и я, болели за свою страну, плакали, когда читали газету с фотографией, замученной фашистами московской комсомолки Зои Космодемьянской, сопереживали красноармейцам генерала Панфилова, остановившим перед Москвой у деревни Нелидово ценой жизни танки врага, гордились подвигами москвички лётчицы Татьяны Макаровой, совершившей 628 боевых ночных вылетов и погибшей в неравном бою в августе 1944 года. Посмертно она стала Героем Советского Союза. В год 30-летия Победы, улица Болотная, на которой до войны она жила, — была названа её именем. К сожалению, в начале 90-х годов прошлого века по решению правительства Москвы улица вновь стала Болотной, а имя Татьяны Макаровой, попросту выбросили, забыли, загнали на выселки.

Такая же судьбы досталась и Наташе Качуевской. Она тоже родилась в Москве. С отличием закончила десятилетку и поступила на актёрский факультет ГИТИСа, стала ученицей народного артиста СССР М. М. Тарханова.

Наташа была студенткой второго курса, когда началась война. В 1941 году возглавляла одну из концертных бригад, постоянно выезжавших на фронт. В 1942 году, окончив курсы санинструкторов, добровольно ушла на фронт, стала санинструктором 105-го гвардейского стрелкового полка 34 гвардейской стрелковой дивизии,

20 ноября 1942 года в ходе контрнаступления 28-й армии Сталинградского фронта в Калмыцких степях Наташа Качуевская навечно обессмертила своё имя. Во время неравного боя с гитлеровскими автоматчиками, прорвавшимися в тыл наших войск, она спасла жизнь двадцати раненым бойцам. Когда враги стали окружать овраг, где находились раненые, Наташа бросилась им навстречу и взрывом гранаты уничтожила подступавших фашистов. В этой схватке она погибла. Сегодня на месте ее гибели возвышается памятник.

Звание Героя Российской Федерации Качуевской Наталье Александровне присвоено посмертно Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В старой Москве, на Пресне, тоже была улица Наташи Качуевской. Но в угаре восстановления старых названий улицу переименовали в Скарятинский переулок в «честь» домовладельца XIXвека поручика Скарятина. Никаких сведений о заслугах этого поручика перед Россией даже в интернете нет. В городе-герое Волгограде в Пантеоне памяти и скорби на Мамаевом кургане на Доске Героев также начертано имя Героя РФ Н. А. Качуевской.

Советская поэтесса москвичка, участница войны, тоже санитарка, Юлия Друнина в память о Наташе написала стихотворение «Наташина роща».

«Улица Наташи Качуевской Именем Наташи названа и новая планета,

В белокаменном квартале нашем, где дома старинные стоят, притулилась улочка Наташи – С фронта не вернувшейся назад».

Подобных примеров можно приводить много. Вопрос в одном. Почему на «Аллее защитников Москвы» в Парке Победы до сих пор нет памятника павшим в войне москвичам?! Нет на «Аллее защитников Москвы» бюстов Героев Советского Союза и Героев России – москвичей. Уже давно стоят православный храм имени Лужкова и Церетели, мусульманская мечеть, Синагога, скромный монумент испанцам, сражавшимся на стороне Советского Союза. Установлен большой монумент воинам интернационалистам-афганцам и другим солдатам бывшей Великой страны, погибавшим вдали от Родины. Есть большой огороженный участок со строительным материалом, бытовкой, где, возможно, будет возведён ещё один храм. Теперь армянский. Уже и пограничники застолбили одну аллею.

Вот только возле камня, на котором уже полностью стёрлась надпись о сооружении здесь памятника москвичам, павшим в жестокой войне никаких подвижек нет. Заржавели шурупы, и доска скоро отвалится. Даже цветника нет! Это даже не позор, это хуже. Это забвение памяти молодых жизней москвичей, положенных на алтарь Отечества.

Много разговоров и понуканий раздаётся сегодня в адрес москвичей, что незаслуженно Москва носит имя город-Герой. В самый тяжёлый период в Москве в июле 1941 года были сформированы в помощь бойцам Красной Армии 12 дивизий народного ополчения. Ряд дивизий ополченцев погибли на Смоленской земле, ряд дивизий впоследствии были преобразованы в стрелковые дивизии и воевали до конца войны. Не знаю сколько москвичей из 250 тысячного отряда народных ополченцев, вставших на защиту родного города, погибли в годы войны, но, полагаю, что значительно больше, чем воинов интернационалистов. Мы очень мало знаем сегодня о войне. По последним данным нашего военного ведомства безвозвратные военные потери т.е. учтенные боевые потери, составили 8 миллионов, 688 тысяч 400 человек. Сколько попали в плен и улетели с дымом из печей, пропали безвести учёта до сих пор нет.

Сергей Семёнович! Может быть к 70 летию Победы такой памятник появится? Москвичи и старые, и молодые будут Вам благодарны.

Сегодня все силы московских строителей брошены на возведение колонны с солдатом с ружьём и скаткой. Говорят-надо увековечить память героев Первой мировой войны. Потери русской армии в той войне были действительно огромные. Приводится такая цифра-9. млн. 347 тыс. человек самые значительные потери по сравнению с другими государствами. Первую мировую войну выиграла Антанта, а Россия её проиграла. Из-за бездарности и ошибок царского командования Россия потерпела тогда поражение в Восточной Пруссии. В1915 году Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. Февральская революция 1917 года не привела к выходу России из войны, так как Временное правительство объявило о верности союзническому долгу. Военные операции на фронтах привели к провалу. Император Николай II бросил страну в хаос и спустил крючок революционной смуты. Так кто-же герои Первой мировой войны? Император, его генералы или почти более 9 млн. погибших русских крестьян, составлявших основу российской армии?

Почему памятник такой помпезный, почему его нельзя было установить на Аллее памяти? Разве этот новый монумент, устанавливаемый на месте, где стояла прежде группа мертвецов Церетели обязательно должен стоять на центральной площади? Какой гимн будет звучать при открытии? Старый императорский или новый имени Сергея Михалкова? Может быть кому-то очень хотелось принизить жертвы советских воинов в Великой Отечественной войне?

На Аллее памяти есть много достойного места, где мог бы стоять памятник героям Первой мировой войны. Не так давно был открыт монумент, воссозданный вместо разрушенного в городе Кутаиси с замечательными словами: «В борьбе против фашизма мы были вместе». Наверху два воина: Егоров и Кантария. При открытии этого монумента Вы были вместе с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и знаете это место.

Практически в конце этой Аллеи памяти есть ещё место недалеко от удивительного памятника «Пропавшим безвести солдатам без могил». Этот памятник был установлен в год 50-летия Победы от Украины. Так вот там ни цветочка, ни свечки. Вчера видел семью из Тушино. Приехали фотографировать этот монумент. Привезли горшок с живым цветком и оставили пластиковую бутылочку с освященной водой, для полива.

Такой памятник нам и нужен…

В работе над солдатом из Трептов-парка Вучетич нашел свой стиль — на скрещении окопного реализма и высокого символизма. Но на первых порах он предполагал, что этот памятник будет установлен где-то на задворках парка, а в центре композиции встанет грандиозная фигура генералиссимуса.

Около 100 памятников советским солдатам снесли в Польше с 2014 года

На конкурсе было представлено около 30 проектов. Вучетич предложил две композиции: вождя народов с глобусом, который символизировал «мир спасенный», и солдата с девочкой, которого воспринимали как запасной, дополнительный вариант.

Во многих пересказах можно найти этот сюжет. Попыхивая трубкой, Сталин подходит к статуе и спрашивает скульптора: «А вам не надоел этот, с усами?» А потом присматривается к макету «Солдата-освободителя» и неожиданно произносит: «Вот такой памятник нам и нужен!»

Это, пожалуй, из разряда «дней минувших анекдотов». Достоверность этого диалога сомнительна. Бесспорно одно: Сталин не захотел, чтобы его бронзовое изваяние возвышалось над мемориальным кладбищем, и понял, что солдат «с девочкой спасенной на руках» — это образ на все времена, который будет вызывать и сочувствие, и гордость.

парк германия

Скульптура, созданная в 1954 году для центрального павильона СССР в парке ВДНХ

Фото: Global Look Press/Georgiy Rozov

Генералиссимус внес в первоначальный «солдатский» проект лишь одну серьезную редакторскую правку. У Вучетича солдат, как положено, был вооружен автоматом. Сталин предложил заменить эту деталь на меч. То есть предложил дополнить реалистический памятник былинной символикой. Спорить с вождем было не принято, да и невозможно. Но Сталин как будто угадал намерения самого скульптора. Его привлекали образы русских витязей. Огромный меч — простой, но емкий символ, вызывающий ассоциации с далеким прошлым, с самой сутью истории.

Ржевский мемориал — первый масштабный памятник советским воинам в современной России

Об открытии мемориала, которое состоялось 30 июня и в котором приняли участие президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко, мы писали ранее, когда сообщали, что юные калужане могут стать участниками Всероссийского конкурса, посвященного Ржевской битве и Ржевскому мемориалу Советскому солдату. Кстати, юная калужанка заняла II место в этом конкурсе, но обо всем по порядку.

Инициатива о создании памятника Советскому солдату — защитнику Отечества в том месте, где произошла одна из самых кровопролитных битв мировой истории, была ветеранов Великой Отечественной войны, а про сам мемориал еще два года назад говорили, что он «призван стать поистине народным».

Как мы рассказывали ранее, открытие крупнейшего в России мемориала в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны планировалось ко Дню Победы, но в силу известных нам обстоятельств из-за коронавируса открытие состоялось только вчера.

За последние годы благодаря активности властей, общественных организаций, в том числе поисковых отрядов, и граждан в России, включая калужан, все больше внимания уделяется героям боев подо Ржевом. Так, весной был объявлен конкурс «Поэзия Победы», в котором в возрастной номинации от 11 до 13 лет заняла II место Софья Тесник из Калуги со своим стихотворением, которое начинается словами:

«Я думаю всё больше о войне:

Благодарю, переживаю,

Читаю, слышу, восхищаюсь в тишине,

Слезу смахну, опять читаю…»

Поэты не только размышляли о значении Ржевской битвы для страны в целом и для солдат, которые сражались на этой территории, но и передавали чувства бойцов, погрузив читателей в годы войны с помощью поэтического слова.

В боях за Ржев за год и три месяца Красная Армия потеряла миллион 300 тысяч человек — погибших, пропавших без вести, раненых.

Монумент — это не только памятник высотой 25 метров. Это еще и музей, где собрано все то, что было найдено поисковиками на Ржевской земле. Годами они здесь проводят раскопки и каждое лето находят солдат, увековечивая их память и возвращая их родным и близким, потомкам,

— сообщает 1tv.ru.

25-метровый бронзовый монумент расположен у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области на девятиметровом насыпном холме близ федеральной трассы М-9 Москва — Рига.

Кстати, в самой деревне Хорошево уже появилось граффити на фасаде пятиэтажного дома, где кроме силуэта фигуры Советского солдата и журавлей, олицетворяющих души воинов, нанесены строки «Мы за Родину пали, но она — спасена…» из знаменитого произведения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Ника ТВ

Памятник городу-герою Ленинграду в центре площади Восстания Петербурга

Памятник городу-герою Ленинграду. Открыт 8 мая 1985 г. Установлен в центре площади Восстания. Архитекторы Александр Иванович Алымов (1923 — 1998), Владимир Михайлович Иванов (1925 — 1994), инженер Борис Наумович Брудно, скульпторы Альберт Серафимович Чаркин (руководитель), Александр Андреевич Виноградов, Борис Анатольевич Петров, Валентин Дмитриевич Свешников. Пятигранный гранитный обелиск общей высотой 36 м (на вершине — пятиконечная позолоченная звезда), на гранях — четыре бронзовых медальона с горельефами и орден Ленина с надписью под ним в медальоне: «Городу-герою Ленинграду 1941 1945»; объемный бронзовый венок.

Памятник городу-герою Ленинграду в центре площади Восстания Петербурга

Обелиск — объект, изофункциональный фундаментальному мифопоэтическому образу мирового древа (см.: Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 398 — 406), вбирающего в себя целую гамму культурных значений — от столба посреди деревни, организующего пространство по горизонтали, «центра мира» (Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997. С. 99, 101) до фаллического символа стойкости, «гоила» (буквально «живитель», penis). Народные названия: «Напильник», «Мечта импотента» (Файн А., Лурье В. Все в кайф! [Л.,] 1991. С. 175). Образ erection корреспондирует с названием площади, т.е. с «восстанием» (ср. с соответствующим словоупотреблением в «Тени Баркова»).

Памятник выглядит как сильно увеличенный обелиск на могиле красноармейца («Величественный обелиск <�…> вторит тысячам простых солдатских обелисков со звездочками наверху <�…>»- Богословская Е.П. Работы начались//Ленинградская правда. 1984.4 июля), как стандартная продукция советского монументального агитпропа, ничем не выделяясь на фоне аналогичных гранитных изделий. Это тот язык, который был понятен руководству и привычен для народа, его штампованность и была гарантией успеха, в точном смысле это не памятник — а знак памятника, образцовое произведение соцреализма, лишенное примет индивидуальной трактовки темы: «Искусство мыслилось как коллективный труд, его аудитория — как масса, площадкой экспонирования считались улицы городов <�…>» (Деготь Е. Русское искусство XX века. М., 2000. С. 140).

Памятник городу-герою Ленинграду в центре площади Восстания Петербурга

Интересную версию истории создания обелиска (в первом издании «Бронзового века» она отсутствует; ее первое изложение см. в статье: Золотоносов М. История обелиска: краткий курс // Город: Петербургский журнал. 2006. № 17. 15-21 мая. С. 18 — 20) сообщил автору в марте 2006 г. архитектор Владимир Сергеевич Лукьянов, с 1982 г. работавший в ГлавАПУ (Главном архитектурно-планировочном управлении), куда его из Ленинградского зонального НИИ типового и экспериментального проектирования пригласил главный художник Ленинграда — зам. начальника ГлавАПУ А.И.Алымов (на этой должности он находился с нояб. 1976 по апр. 1986 г., до него главным художником был Василий Александрович Петров). Кстати, целью сообщения Лукьянова являлось доказательство участия в авторском коллективе, куда в 1985 г. он официально включен не был; для этого, кстати, в 2005 г., к 20-летию создания объекта, Лукьянов издал открытки с изображением своих эскизных проектов и указанием только двух авторов обелиска: архитекторов А.И.Алымова и В.С.Лукьянова. Точкой отсчета в истории создания объекта является указ президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. о присвоении почетного звания городам-героям. Согласно положению, во всех городах-героях должен был стоять соответствующий памятник с изображением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» и текстом указа (см.: Города-герои Великой Отечественной войны: Атлас. М., 1980).

Независимо возникла проблема с переустройством центральной части пл. Восстания: давно было осознано «неправильно определенное функциональное назначение сквера как места для кратковременного отдыха, тогда как, находясь в центре очень напряженной в транспортном отношении площади, он должен выполнять только декоративную роль» (Иванова О.А. Озеленение улиц и площадей // Вопросы планировки и застройки Ленинграда. Л.; М., 1955. С. 104). К тому же «периодически вставал вопрос о реорганизации всей территории перед Московским вокзалом. Говорили о том, что здесь необходима заметная точка, которая бы подчеркнула ось Невского проспекта и организовала довольно большое пространство. Думали, как сократить размеры сквера, который сдерживал автомобильные потоки. В декабре 1982 года в центре площади Восстания соорудили, скомпонованную мной временную декоративную установку высотой около 12 м, которая простояла здесь до 85 года. Но и ее размеры тоже нам показались явно недостаточными» (Лукьянов B.C. Девятый обелиск. Рукопись).

Памятник городу-герою Ленинграду в центре площади Восстания Петербурга

Таким образом, к началу 1983 г. реконструкция центра пл. Восстания путем ее украшения монументальным изделием агитпропа вполне назрела. К тому же учитывалось, что 9 мая 1977 г. обелиск городу-герою был открыт в Москве (архитекторы Г.Захаров и З.Чернышева, скульптор А.Щербаков, высота 40 м, обелиск с четырьмя гранями). 23 февр. 1983 г. У первого секретаря ленинградского обкома КПСС Л.Н.Зайкова состоялось первое официальное обсуждение (с участием Алымова) вопроса об установке на пл. Восстания обелиска городу-герою, поскольку считалось аксиомой, что «город-герой Ленинград начинается с площади Восстания», что площадь у Московского вокзала «является своеобразным „вестибюлем» Ленинграда, т.е. первой площадью, на которую попадают приезжающие в город по Октябрьской железной дороге, а также начальным звеном одного из основных городских ансамблей — ансамбля Невского проспекта» (Иванова О.А. Указ. соч. С. 102). А так как Лукьянов состоял при главном художнике Алымове в качестве «архитектора по особым поручениям», он по команде Алымова начал проектировать объект. Уже 2 марта 1983 г. Алымов попросил сделать два-три рисунка.

По воспоминаниям Лукьянова, пл. Восстания еще не считалась в этот период окончательно выбранным местом, поэтому все первые секретари райкомов КПСС сразу же стали предлагать установить памятник в их районах, например, в Красногвардейском районе предлагалось место на пересечении шоссе Революции и Среднеохтенского пр. (там, где сейчас стоит «Охтенка»). Однако все эскизы Лукьянова были сделаны в расчете на пл. Восстания. Первый эскиз Лукьянова датирован 12 марта 1983 г. (сейчас наряду с другими изобразительными материалами находится в музее истории города). Постепенно и у проектировщиков, и у руководства города сформировалось убеждение, что обелиск должен стоять именно на пл. Восстания и «держать всю площадь». Официального приказа о начале проектирования еще не было, было лишь устное поручение Зайкова и соответственно Алымова. Начали изготавливаться эскизы и черновые макеты, в работе на этом начальном этапе участвовал скульптор Анатолий Александрович Киселев, приятель Алымова (как и он, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной), которому Алымов хотел поручить создание скульптурной части обелиска (макет был сделан Киселевым в апр. 1983 г.).

Так же без официальных приказов к работе был подключен архитектор Владимир Михайлович Иванов (Ленгипроинжпроект). «В конце марта проектирование уже началось по разным направлениям. Руководил всем нашим творческим коллективом и координировал работу А.И.Алымов. Я разрабатывал композиционные варианты, архитектор Владимир Михайлович Иванов и сотрудники его группы, которые в это время подключились к работе, уточняли планировку и варианты конструктивных решений. Скульптор А.А.Киселев сделал первый объемный макет» (Лукьянов B.C. Девятый обелиск. Рукопись). На первых хкизах обелиск лишен каких-либо скульптурных украшений в нижней части, вокруг него стоят деревья, иногда декоративные фонари, на некоторых эскизах отсутствует звезда; на эскизе от 18 марта 1983 г., переданном в Ленгипроинжпроект Иванову, предусмотрены подземные переходы под площадью и подземный мемориальный зал, где экспонировались материалы по истории города, а на площадке перед обелиском — памятные стелы. Все очень просто и стандартно. Отмеченной датой Лукьянов назвал 27 мая 1983 г. В этот день все материалы по проекту были выставлены в кабинете начальника ГлавАПУ Бориса Павловича Усанова (который на этой должности находился с февр. 1978 по февр. 1985 г.): восемь рисунков 100×70 см, макет, сделанный А.А.Киселевым, и написанная Лукьяновым картина «Площадь Восстания» (302×125 см) в золоченой раме, на которой был романтично изображен обелиск, освещенный первыми лучами солнца (картина была завершена 15 мая 1983 г.). 21 июля 1983 г. материалы доставили в Смольный в кабинет Л.Н.Зайкова (10 рисунков, макет, картину).

Осмотрев материалы, Зайков объявил, что надо сделать все так, как на картине, после чего саму картину по его распоряжению тут же отправили в музей истории Ленинграда, где она находится поныне. Поступила команда начать проектирование и затем строительство. Появление Вениамина Борисовича Пинчука (1908 1987) Лукьянов объясняет желанием Алымова укрепить творческую группу лауреатом. Видимо, по этой причине в мастерской скульптора Свешникова на Стремянной ул., 11 (куда поначалу определил Лукьянова Алымов) появились Пинчук и Аникушин (вместе). По предположению Лукьянова, Зайков сразу предупредил Алымова, что очень много денег выделено не будет, поскольку боялся, что обелиск может получиться богаче, чем в Москве.

Поэтому от скульптурных групп отказались сразу, подразумевались только барельефы, и это не заинтересовало ни Аникушина, ни Пинчука, который сказал: «А чего тут? Скульптур нет, пускай мои ребята делают», хотя общее руководство работой оставил за собой. Зайков же остался доволен тем, что в состав группы вошел лауреат Сталинской премии (1950), народный художник СССР (1969) Пинчук. Кстати, поскольку работа над памятником проходила в мастерской Свешникова, и он знал о ней уже с 10 мая 1983 г., Лукьянов не исключает, что именно Свешников мог сообщить Пинчуку о работе над обелиском. 1 дек. 1983 г. Лукьянов закончил эскиз со скульптурами, его тоже показали Пинчуку, но Пинчук все равно посоветовал передать работу своим ученикам, которыми собирался лишь руководить. 20 марта 1984 г. Пинчук отказался от участия в работе, причин Лукьянов не знает, потому что со скульптора ми не общался. Знает только, что его эскизы Алымов отвозил в мастерскую Пинчука в бывшей армянской церкви. Вскоре в группе скульпторов появился А.А.Виноградов (р. 1950), одноклассник сына Алымова.

Памятник городу-герою Ленинграду в центре площади Восстания Петербурга

Хотя скульпторы потом сами сделали горельефы для обелиска, Лукьянов предложил на эскизах и свой вариант (над горельефами он начал работать 12 июня 1984 г.). Его медальоны имели даты: «1941» (пять человек, две женщины, три мужчины, фон — Смольный, над Смольным зависли аэростаты), «1942», «Блокада» (Исаакиевский собор, над ним лучи прожекторов), «1943» (Адмиралтейство, справа и слева деревья), «1944» (три фигуры: женщина с цветами, солдат с автоматом, рабочий, фон — Нарвские ворота). Сравнение горельефов Лукьянова с теми, которые установлены на обелиске, показывает — ввиду сходства — что это вполне стандартная и тривиальная агитационная продукция, лишенная следов оригинальности. Поначалу обелиск был квадратным в сечении, но в марте 1984 г. возник вариант пятиугольного, преимущество которого оказалось в том, что он единообразнее выглядит со всех точек обзора (см. подготовленную В.С.Лукьяновым таблицу «Визуальное соотношение мин. и макс, ширины у обелисков разных сечений»).

Венок, скрывающий шов, тоже появился не сразу. В окончательном варианте верхняя часть обелиска (над венком) в сечении представляет собой пятиконечную звезду, т.е. каждая грань еще и имеет в , что создает более интересную игру светотени и важно для невыразительного серого гранита, из которого сделан объект. На 18 июля 1984 г. было намечено то ли общественное обсуждение, то ли заседание Градостроительного совета (Лукьянов точно не знает статус заседания). К этому событию был подготовлено сообщение ТАСС «Во славу города-героя», напечатанное 4 июля в «Ленинградской правде» и «Вечернем Ленинграде», а 6 июля — в «Ленинградском рабочем» (№ 27. С. 2). Для этих публикаций был передан один из хкизов, затем опубликованный. В сообщении ТАСС указывалось, что исполком Ленгорсовета «принял решение соорудить на площади Восстания обелиск „Городу-Герою Ленинграду». Он будет возведен к 9 Мая 1985 года <�…>».

Памятник городу-герою Ленинграду в центре площади Восстания Петербурга

Далее описывался ранний вариант памятника: «Одобрен проект этого памятника, созданный творческим коллективом под руководством архитектора А.И.Алымова и народного художника СССР В.Б.Пинчука. На высоком подиуме поднимется пятигранный обелиск из светло-серого гранита, увенчанный символической Золотой звездой. На нем — барельеф, изображающий орден Ленина и текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ленинграду звания „Город-Герой». На площади Восстания коллективы Главленинградстроя, Главленстройматериалов, Управления садово-паркового хозяйства и зеленого строительства развернули работы по сооружению памятника».

В газетах появились и две статьи. «В эти <�…> дни начинается разведка в карьере „Возрождение» Выборгского карьероулравления. <�…> Предстоит вырубить глыбу длиной 27 метров, сечение которой — 3, 5 квадратных метра. Особенно сложная работа предстоит тем, кто будет обрабатывать камень: уникальна технология изготовления обелиска, сечение которого напоминает звезду. И только у авторского коллектива все основные работы уже почти закончены. В кабинете главного художника Ленинграда, лауреата Государственной премии РСФСР А.И.Алымова — эскизы, чертежи, рисунки. „Обелиск станет той градстроительной вертикалью, которая даст новое звучание старинной площади, соберет воедино все окружающие ее сооружения», — рассказывает А.И.Алымов» (Богословская Е.П. Работы начались // Ленинградская правда. 1984. 4 июля). О Лукьянове в материале, естественно, не говорится.

В этой же статье указывалось, что Ленгипроинжпроект проектирует вторую очередь строительства: «Подземный этаж, который проектируется, предусматривает не только проход под транспортной магистралью. Здесь разместятся различные объекты функционального назначения, необходимые гостиницам и вокзалу <�…>». В статье, помещенной в «Вечернем Ленинграде», несколько слов было сказано о скульптурном убранстве памятника и готовящейся примерке макета: «В нижней части обелиск окаймляется бронзовым цилиндрическим поясом. Он включает в себя сюжетные барельефы, олицетворяющие героизм ленинградцев <�…> В ближайшие дни будет проведено окончательное уточнение архитектурных решений. На площади установят модель обелиска, выполненную в натуральную величину из алюминиевых конструкций, обтянутых тканью» (Андреева Н. <�Без заглавия> // Вечерний Ленинград. 1984.4 июля). Фамилия Лукьянова в газетах, естественно, не упоминалась, он — «невидимка», обслуживающая Алымова. Однако заседание 18 июля 1984 г. было отменено из-за болезни Алымова (с сердечным приступом попал в больницу). По мнению Лукьянова, Алымов сильно волновался, поскольку работы велись им без консультаций с начальником ГлавАПУ Усановым и главным архитектором Ленинграда (в 1971 1986 гг.) Г.Н.Булдаковым (1924 — 1990).

Они были фактически отстранены от работы — при том, что в советское время авторы такого объекта были обречены на получение Государственной премии, и потому начальство обязательно внедрялось в состав авторского коллектива. Объяснение связано с местом Алымова в ленинградской номенклатурной иерархии: во время войны он служил в СМЕРШе, и связи с «органами» у него, очевидно, сохранились, поэтому он был своим человеком в Смольном и мог напрямую, помимо своего начальства, общаться с Зайковым. Можно предположить, что эта независимость вызывала ненависть у Булдакова и Усанова. Сердечный же приступ мог быть связан с волнением перед публичным обсуждением (Лукьянов вспоминает, что в день 60-летия Алымова в 1983 г. к нему от Усанова был прислан клерк с поздравлением, клерк публично объявил: поздравляем, ждем — не дождемся, когда вы уйдете на пенсию).

Памятник городу-герою Ленинграду в центре площади Восстания Петербурга

Возможно, Усанов и/или Булдаков организовали коллективное заключение художественно-экспертного совета (60-ти специалистов), настаивавшего на установке обелиска не на пл. Восстания, за которую титаны вели тридцатилетнюю борьбу, а на пл. Мужества, где по плану Л.Л.Шретера давно была задумана мемориальная композиция с вертикальной доминантой (см.: Шретер Л.Л. Генеральный план в действии: Проблема развития одного района // Строительство и архитектура Ленинграда. 1968. №11. С. 10; Он же. Площадь Мужества. Проспект Непокоренных. В поисках решений, развивающих ленинградские традиции // Там же. 1971. № 6. С. 2, 5). По воспоминаниям БАПетрова (беседа 24 мая 2006 г.), Булдаков заявлял, что обелиск на пл. Восстания должен быть гораздо меньше по высоте, 15 — 20 метров. Но Зайков придерживался первоначального решения. Поэтому уже 20 июля 1984 г. состоялась примерка объемного макета в натуральную 36-метровую величину (каркас, обтянутый серой материей) на пл. Восстания. Ленгипроинжпроект готовил рабочий проект; выбором места установки занимался инженер Ленгипроинжпроекта Б.Н.Брудно, после прокладки шурфов и выяснения точного расположения фундамента памятника Александру III фундамент обелиска разместили рядом с фундаментом памятника Александру III, который расположен ближе к Старо-Невскому пр. (т.е. сдвинут в восточном направлении относительно фундамента обелиска).

Категорическим противником установки обелиска на пл. Восстания был М.К.Аникушин. В памяти В.Б.Бухаева сохранился диалог между ним и Л.Н.Зайковым во время установки объемного макета в натуральную величину 20 июля 1984 г. Аникушин: «Не надо!». Зайков: «Ты кто такой?» Аникушин: «Я — народный художник!». Зайков: «Ну, и иди в народ». Информация, которую сообщили автору скульпторы, частично отличается от версии В.С.Лукьянова, частично ее дополняет. Из кругов, близких к А.С.Чаркину, была получена информация о том, что заказ на этот монумент получил В.Б.Пинчук. Ему дали три года на создание эскиза, в течение двух лет он не приступал к выполнению этого заказа, а потом предложил эскиз с обелиском и тремя фигурами вокруг него.

Однако хкиз не утвердили. Сославшись на болезнь, постаревший и уставший Пинчук передал заказ Чаркину, своему любимому ученику, с которым он совместно сделал в 1970 г. памятник Ленину для Красноярска. Маркин собрал коллектив единомышленников, и за месяц был подготовлен победоносный эскиз, который и утвердили. Впрочем, в этом изложении опущены некоторые детали. Б.А.Петров сообщил, что, получив от Алымова заказ на скульптурное оборудование обелиска, Пинчук, в свою очередь, пригласил в качестве соавторов своих учеников, Свешникова и Петрова, которые стали помогать ему делать хкизы (Петров вспоминал, что тогда же уточнил у Пинчука, в каком качестве он их пригласил, и Пинчук сказал: соавторов), было сделано несколько вариантов, причем, Пинчук уже был стар и немощен, очень плохо видел, но от работы над заказом не отказывался. Хотя он что-то лепил, но в основном сил у него хватало только на то, чтобы устно разъяснять свой замысел, а ученики-соавторы замыслы реализовывали. Такой порядок считался нормальным. Работа велась в мастерской Пинчука (мастерская находилась в бывшей армянской церкви Воскресения Христова на Смоленском армянском кладбище; в 1988 г. церковь была возвращена армянской общине; именно здесь бессчетное число раз воспроизводился монументальный образ Ленина). Сначала эскизы, сделанные под руководством Пинчука, сводились к тому, что вокруг обелиска устанавливались три фигуры; затем фигуры отпали и осталось знамя, окружавшее основание обелиска, с изображением Ленина на нем. Одновременно с этим ученики самостоятельно работали над памятником Ломоносову.

Осенью 1984 г. во Дворце культуры им. С.М.Кирова состоялось общественное обсуждение проекта Пинчука. Проект представлял собой четырехгранный обелиск с окружающим его основание знаменем. В результате обсуждения проект был отвергнут. Вскоре, в нояб. — дек. 1984 г., Алымов сообщил Свешникову и Петрову о том, что Пинчук отказался от работы над обелиском (рассказ Б.А.Петрова для первого издания «Бронзового века» был несколько иным: Пинчук не отказывался от участия в работе, а был вытеснен своими учениками; ср. также со сведениями В.С.Лукьянова, который сообщил, что Пинчук отказался еще 20 марта 1984 г.; видимо, отказов и возвращений было много). Тогда Свешников (р. 1947) и Петров (р. 1948) как молодые скульпторы, не имевшие еще самостоятельных работ, пригласили более опытного коллегу, А.С.Чаркина (р. 1937), предложив ему возглавить работу (нравы и порядки той эпохи подразумевали, что в 36 — 37 лет скульптор все еще являлся «молодым», набирая «вес» ближе к 50). По воспоминаниям Петрова, в конце 1984 г. Алымов принес эскиз пятигранного обелиска, после чего скульпторы сделали эскизы четырех горельефов. В янв. 1985 г. было объявлено, что в мастерскую на Песочной наб., где шла работа над горельефами, прибудет В.Я.Ходырев, председатель Ленгорисполкома.

При этом в мастерской на Песочной наб. почему-то оказался и Пинчук, неведомым образом узнавший о визите высокого начальства и решивший вернуться в проект в качестве руководителя. Ходыреву горельефы сразу понравились, он думал, что их автором является Пинчук, который своего авторства не отрицал и «кивал головой». Т.е. Пинчук, попрежнему считал проектируемый монумент «своим», хотя ранее отказался от работы. Ввиду полной очевидности один из учеников, самый молодой, Б.А.Петров, возмутился и сказал вслух о том, о чем говорить вслух было не принято, но что являлось правдой. Это, в сущности, и было проявлением эрозии прежней власти. В результате бунта молодых Пинчук был окончательно отставлен, а авторами скульптурной части памятника ленинградское руководство официально назначило А.С.Чаркина, В.Д.Свешникова, Б.А.Петрова и А.А.Виноградова. Это произошло, по воспоминаниям Б.А.Петрова, 28 янв. 1985 г. Задача была поставлена так: к 1 марта 1985 г. гипсовые модели должны быть на . Скульпторы за месяц сделали модели. Совершенно очевидно, что этот обелиск ничем не лучше того с тремя фигурами, который первоначально предлагал Пинчук. Просто новому начальству хотелось иметь новый обслуживающий персонал.

И старого Пинчука, скончавшегося 21 авг. 1987 г. (кстати, некролог, опубликованный в «Ленинградской правде» 25 авг. 1987 г., хотя и определяет Пинчука как «выдающегося советского скульптора», подписан не официальными лицами, а «группой товарищей»), заменили молодыми «пинчуковцами», которые, к слову сказать, вовсю развернулись в следующий исторический период. Любопытно сравнить изложенную версию с той, которая представлена в посмертном альбоме, посвященном творчеству Пинчука: «В 1980-е годы скульптор (Пинчук — М.З.) принял участие в разработке проекта памятника-обелиска городу-герою Ленинграду, к которому он приступил по инициативе архитектора А.И.Алымова вместе со своими учениками Б.А.Петровым и В.Д.Свешниковым. Они и завершили эту работу» (Балтун П.К. вступительная статья> // Вениамин Борисович Пинчук. М., 1988. С. 21). Показательно, что А.С.Чаркин даже не упомянут.

Наоборот, в воспоминаниях Чаркина не упомянут Пинчук, которому в других местах мемуаров пропеты дежурные дифирамбы как учителю: «Я вместе с группой скульпторов (В.Свешниковым, Б.Петровым и А.Виноградовым) работал над пятью барельефами и венком Славы. Мы совершили, казалось, невозможное, за два месяца удалось сделать то, что не было за три года сделано — кто видел эту работу в глине, были потрясены. Предвещали нам успех, но этого не случилось. Вся сложность заключается в расположении площади (правильнее — обелиска — М.З.): она находится в зоне активных транспортных средств, далека от обозрения, подойти к ней не просто, а барельефы оказались малы, их не рассмотреть. И это очень обидно, барельефы интересны и талантливо исполнены, посвящены подвигу города-героя Ленинграда. Их пять, они имеют свои названия: „Блокада», „Ополченцы», „Атака», „Непобедимые» и „Орден <�Ленина> города-героя».

Действия разворачиваются на архитектурном фоне, который помогает раскрыть смысл происходящего: здание Смольного, Нарвские триумфальные ворота; корабельная башня. И все спаял бронзовый венок Славы, опоясывающий монумент. 9 мая 1985 года состоялось торжественное открытие Обелиска и, несмотря на грубые нападки прессы, вот уже более 15 лет он стоит, вокруг него кипит жизнь большого города, а наши огорчения забыты» (Альберт Чаркин. Жизнь в искусстве. СПб., 2002. С. 90). «Для монумента выбран серый гранит „подстать солдатской шинели» из карьера месторождения „Возрождение» за Выборгом. 6 ноября 1983 г. от скалы точно рассчитанным взрывом отделили монолит весом около 2200 т, который после первичной обработки и распилки каменотесами бригады М.В.Докучаева был перевезен в виде двух огромных глыб в Ленинград. <�…> Для того, чтобы гранитный монолит длиной 22 м не треснул, была изготовлена капсула с деревянными и резиновыми прокладками, удерживающими камень в таком положении, чтобы ее <�стелы> прогиб не превышал 2 мм.

Чистовая отделка и полировка гранита производилась на стройплощадке. <�…> Операция по ее <�стелы> подъему производилась тремя подъемными кранами в течение трех часов. Общий вес монумента составляет примерно 400 т, высота 36 м, длина стелы — 22 м. После Александровской колонны это самый высокий каменный памятник в Ленинграде. К сожалению, он плохо вписался в панораму площади и не оригинален <�…>» (Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. СПб., 1993. С. 51 — 52). Об обработке ствола обелиска и постамента в гранитном карьере «Возрождение» см.: Богословская Е.П. И встанет обелиск… // Ленинградская правда. 1985. 23 февр. О доставке на площадь Восстания гранитных монолитов для объекта см.: Она же. Рейс до площади Восстания // Там же. 1985. 6 марта. О готовности объекта к открытию см.: Семенов Ф. Звезда над площадью // Ленинградский рабочий. 1985. 26 апр. № 17. С. 3.

Открытие было приурочено к празднованию 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Об открытии объекта см.: Аноним. Славя подвиг твой, Ленинград! // Вечерний Ленинград. 1985. 8 мая; Ленинградская правда. 1985. 9 мая (фамилии архитекторов и скульпторов, создателей памятника, не приводятся, зато целиком напечатан текст речи первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Л.Н.Зайкова на открытии). Все этапы установки обелиска отражены на фотографиях, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов (№ Ар 176552 — март 1985 г., №№ Ар 159768, Ар 176554 — апр. 1985 г., № Ар 176553 — май 1985 г.); см. также: Севастьянов С.Ф. Площадь Восстания. Л., 1987. С. 86 89. После открытия объекта появилась большая статья, в которой были перечислены фамилии архитекторов и скульпторов и подробно рассказано о рабочих треста № 16, которым доверили строительство обелиска: «Выбирали самых испытанных, проверенных на сложнейших заданиях <�…> На столь важном в моральном, нравственном отношении объекте могли работать люди „с чистым сердцем и светлой душой»» (Тютенков А. Обелиск: Вечно сиять Золотой Звезде над площадью Восстания // Ленинградская правда. 1985. 12 мая. С. 1, 2).

Отдельную историю (автору ее сообщил 26 марта 2006 г. БАПетров) составляет выдвижение авторского коллектива на Государственную премию СССР (РСФСР?). Коллектив мог включать до 10 человек, поэтому городское начальство выдвинуло Алымова, Маркина и Петрова (например, Свешников не был членом КПСС и потому его кандидатура даже не рассматривалась, и по этому вопросу Петров звонил зам. председателя Ленгорисполкома Н.Г.Елисеевой), а остальных претендентов набирало из номенклатуры. Был ли в авторском коллективе Булдаков, Петров не знает.

По воспоминаниям Петрова, выяснилось, что Алымов не является архитектором по образованию, что он закончил Мухинское училище как керамист, и якобы на этом основании выдвижение было отменено вообще. Видимо, возник какой-то крупный скандал, к которому мог быть причастен Булдаков. Кстати, в 1987 г. издательством «Планета» тиражом 500 тыс. экземпляров была выпущена открытка с изображением объекта, на которой авторский коллектив был назван в странном составе: скульпторы А.Чаркин и В.Виноградов, архитектор Г.Булдаков. В 1985 г. первым секретарем Ленинградского обкома КПСС вместо Зайкова стал Ю.Ф.Соловьев. Начальник ГлавАПУ Усанов покинул свой пост в февр. 1985 г. Алымов проработал в ГлавАПУ на год дольше — до апр. 1986 г. (в составленном В.Г.Исаченко кратком биографическом очерке в кн.: Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. СПб., 2000. С. 637 — даже не упомянуто, что Алымов был зам. начальника ГлавАПУ — главным художником Ленинграда). 15 апр. 1986 г. уволился из Ленгипроинжпроекта, уйдя на пенсию, архитектор В.М.Иванов; в том же 1986 г. оставил должность главного архитектора Ленинграда Булдаков (после этого он стал председателем Ленинградской организации Союза архитекторов РСФСР; см. некролог: Ленинградская правда. 1990. 9 дек.).

Поколение дружно освобождало места для новой номенклатуры. Весной 2004 г. президиум Общественного совета СанктПетербурга предложил переместить обелиск с пл. Восстания на пл. Мужества (см.: Милкин А. «Башне мира» объявили войну? // Невское время. 2004. 24 апр.). Вскоре обнаружился и скрытый смысл этого неожиданного предложения: в сент. 2005 г. вице-губернатором Ю.В.Молчановым были обнародованы планы строительства под пл. Восстания многофункционального подземного торгового комплекса с пешеходными переходами и паркингом [см.: Аноним. Под площадью Восстания построят торговый центр // Смена. 2005. 20 сент. С. 2; Аноним. За покупками под площадь // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 21 сент.; 17 окт. 2005 г. ООО «Открытые инвестиции» постановлением правительства Санкт-Петербурга № 1586 получила разрешение проводить изыскательские работы на пл. Восстания на участке площадью 42 400 кв. м (см. об этом: Смирнова С. Торговля уходит под землю // Новости Петербурга. 2005. 25 — 31 окт. № 42. С. 5); ср. с масштабным проектом Ю.М. Земцова и М.О. Кондиайна — пятиэтажным сооружением под пл. Восстания, проект впервые был показан на выставке «Художники и архитекторы Санкт-Петербурга — Центральному району», открывшейся 15 мая 1996 г., проектом предусматривалась и установка на пл. Восстания памятника Александру III (см.: Орешкин А. Жители центра испытают на себе машину времени // Смена. 1996. 16 мая)].

В связи с планами «Открытых инвестиций» начал активно обсуждаться вопрос о демонтаже обелиска на время строительства (см.: А.О. <�Орешкин А.> Отвертку отвернут, но ненадолго // Город. 2005. № 37. 24-30 окт. С. 11) или возможном его переносе на пл. Мужества (Андреев С. Под «Стамеской» появятся магазины // Новости Петербурга. 2006. 21 — 27 февр. № 7. С. 9), что сразу вызвало недовольство ветеранов Отечественной войны и блокадников. К тому же 26 февр. 2006 г. телевидение (НТВ-Петербург) сообщило о решении главного архитектора Петербурга А.П.Викторова переместить памятник Александру III на пл. Восстания в связи со строительством подземного универмага, что вызвало большое возмущение заинтересованных горожан.

В результате власти испугались: «В последнее время отдельными СМИ обсуждается тема о переносе стелы, установленной к 40-летию Победы над фашистской Германией, с площади Восстания на площадь Мужества. На данный момент никаких решений правительством города по этому вопросу не принималось. <�…> Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре А.П.Викторов заметил, что если тема строительства пешеходного перехода под площадью Восстания в будущем актуализируется, то перенос стелы в принципе возможен. Он также добавил, что тема эта крайне щепетильна, деликатна, и правительство города не примет никаких решений на этот счет, не выяснив мнение блокадников, участников войны, горожан» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 9. 13 марта. С. 13 14; см. также: Золотоносов М.

По улице царя возили // Город: Петербургский журнал. 2005. 20 — 26 марта. № 10. С. 25). Признание принципиальной возможности переноса обелиска игнорировало очевидное обстоятельство: обелиск с пл. Восстания в принципе не годится для пл. Мужества, у которой другие размеры, другой архитектурный контекст, другая высота окружающих зданий и т. п. Впрочем, 22 мая 2006 г. ООО «Открытые инвестции» само объявило о неосуществимости проекта якобы из-за сложных грунтов и гидрогеологической ситуации в зоне предполагаемой постройки (см.: Аноним. Под площадью Восстания копать не будут // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 25 мая; Никандрова Н. Площадь Восстания оставили в покое // Новости Петербурга. 2006. 30 мая — 5 июня. № 20. С. 2; Тачаев С. Подземное Восстание отменяется // Невское время. 2006. 6 июня. С. 4).

Между тем оказалось, что изысканий даже не проводилось, отказались от безумного проекта по другим основаниям (см.: Орешкин А. Не отвернулась // Город: Петербургский журнал. 2006. № 20. 5 — 11 июня. С. 6 — 7). Однако уже через пять месяцев обнаружился очередной проект строительства двухэтажного торгово-развлекательного центра под пл. Восстания с переносом обелиска на пл. Мужества, а памятника Александру III — на пл. Восстания (см.: Никифоров П. «Адитум» вернет Александра III на место стелы в центре площади Восстания // Коммерсанты Санкт-Петербург. 2006. 11 окт. С. 23; Андропов В. Питерские проспекты уйдут под землю // Новости Петербурга. 2006. 21-27 нояб. № 45. С. 5; Орешкин А. Невооруженное восстание // Город: Петербургский журнал. 2006. 4 — 10 дек. № 44. С. 18 — 20; Ратников Д. Площадь Восстания. Дубль два: Не исключено, что у Московского вокзала все-таки появится подземный торговый комплекс//Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 15 марта). Обсуждение этого вопроса возобновилось в марте 2008 г. (см. в комментарии к памятнику Александру III).

Россия перенесет газовый кризис гораздо легче, чем США

В День памяти и скорби в деревне Кузьминичи Калужской области состоялось торжественное открытие памятника воинам, без вести пропавшим на фронтах Великой Отечественной войны, сообщило правительство региона.

Памятник находится на территории местного мемориального комплекса и представляет собой установленную на постаменте из гранита стелу высотой 5,5 метра, увенчанную колоколом, звон которого, как считают создатели, призван символизировать печаль о пропавших без вести героях. Участники церемонии почтили память погибших минутой молчания, возложили цветы. Митрополит Калужский и Боровский владыка Климент освятил памятник, передает РИА «Новости».

«Памятные даты Великой войны, как правило, сопровождаются торжественной музыкой, маршами и салютом. И только 22 июня сопровождается тишиной – спутницей скорби, памяти и уважения к павшим воинам. Страшную цену заплатила страна за эту победу. Около 27 млн человек отдали свою жизнь за нее», – обратился врио губернатора региона Владислав Шапша к участникам мероприятия.

«Трудно переоценить вклад нашей области в эту Победу: восемь из десяти призывников, ушедших на фронт с Калужской земли, не вернулись домой. Боле 156 тысяч имен наших земляков сегодня увековечены в Книге памяти. Память хранится в учебниках и книгах, и в таких мемориалах, которые мы сегодня открываем», – подчеркнул он.

Глава области поблагодарил всех, кто принял участие в создании мемориала, и, в частности, почетного гражданина Куйбышевского района Николая Викторовича Сафонова. По его инициативе и на его средства была воздвигнута стела: дядя Сафронова, младший сержант Александр Сафонов, уроженец этих мест, также числится в списках без вести пропавших.

На церемонии присутствовал член Совета Федерации, бывший глава региона Анатолий Артамонов.

«Ежегодно в нашей стране люди считают своим долгом отдать дань памяти и уважения всем тем, кто защищал нашу страну, кто защищал весь мир от фашизма. И символично, что сегодня открывается уникальный памятник без вести пропавшим, благодаря инициативе и непосредственному участию Николая Викторовича Сафонова. Это пример другим территориям, другим людям, которые имеют возможность и захотят увековечить память героев», – отметил Артамонов.

Деревня Кузьминичи расположена рядом с Варшавским шоссе. Во время войны там шли кровопролитные бои. Из этих мест на фронт ушли более 1,5 тыс. человек. В 1980-е годы здесь был воздвигнут памятник воинам-землякам, погибшим в годы войны, позже появились памятник старшему лейтенанту Александру Моисеевичу Дежкову, Красная звезда памяти, армейская машина пехоты, ручной пулемет Дегтярева.

В Ростовской области губернатор Василий Голубев в День памяти и скорби возложил цветы и венки к мемориалу «Павшим воинам», сообщает «ФедералПресс».

В Ростове-на-Дону на мемориале «Павшим воинам» в сквере имени Фрунзе состоялась церемония возложения венков и цветов, в которой, кроме Голубева, приняли участие командующий войсками Южного военного округа Александр Дворников, заместитель полпреда РФ в ЮФО Владимир Гурба и председатель заксобрания области Александр Ищенко. Они почтили память погибших минутой молчания, а у мемориала торжественным маршем прошла рота почетного караула и военный духовой оркестр Южного округа.

22 июня в России и странах СНГ объявлен Днем памяти и скорби. В этот день в 1941 году германские нацисты вторглись на территорию СССР.

Ранее было опубликовано постановление премьера России Михаила Мишустина о проведении ежегодной минуты молчания в День памяти и скорби 22 июня в 12.15 по московскому времени.

Популярные материалы

Ефремов заявил о невиновности в смертельном ДТП
«Вирусная бомба» зреет на южных рубежах России
Российский гонщик F1 отказался вставать на колени в знак протеста против расизма

Карта памяти Подмосковья: где найти памятники ВОВ?

Пять мемориальных памятников Великой Отечественной войны в Подмосковье:

Мемориал «Героям-Панфиловцам»

В деревне Дубосеково Волоколамского района в 1941 году состоялось одно из легендарных сражений. 28 солдат из Панфиловской дивизии дали бой противнику, превосходящему их по силе во много раз. За четыре часа им удалось уничтожить 18 немецких танков. Подвиг солдат увековечен в мемориальном комплексе, ключевыми фигурами которого являются шесть каменных исполинов. Это один из самых масштабных памятников в Московской области.

Памятник Подольским курсантам

В Подольске открыт мемориальный комплекс, посвященный подвигу курсантов пехотного и артиллерийского училищ. Вместе с 43-й армией они обороняли юго-западную границу Москвы, задержав немцев на огневом рубеже на три недели. Юные бойцы истребили около 5 000 фашистов и уничтожили 100 танков. Потери были серьезными, в ходе битвы по разным сведениям погибли 2500−3500 курсантов.

Монумент «Ежи»

На Ленинградском шоссе в районе города Химки в 1975 году был открыт необычный монумент: три шестиметровых противотанковых ежа, выкрашенных в красный цвет. Концепт памятника следующий: в сдерживании немецкого наступления ежи сыграли хорошую службу и были надежной защитой. Монумент воздвигли в честь 25-летия разгрома фашистской армии под Химками. Он стал символом победы над немецкими войсками в битве под Москвой.

Перемиловская высота

В черте города Яхрома сохранилось памятное место — Перемиловская высота. В 1941 году знаменитая 7-я танковая дивизия, завоевавшая Париж, шла в атаку на Москву. Они закрепились на канале им. Москвы и двинулись к поселку Перемилово. Но на их пути встали отважные бойцы 3-го батальона 29-й стрелковой бригады. Им на подмогу выдвинулись стрелковая бригада и строительный батальон из Дмитрова. Малыми силами им удалось подвинуть немцев. В память о подвиге на Перемиловской высоте был установлен бронзовый монумент.

Памятник Зое Космодемьянской

Все знают о подвиге юной партизанки Зои Космодемьянской, которая помогла советским войскам обнаружить лагерь противника, но была схвачена немцами и повешена. Бессмертная героиня советского народа, не сдавшаяся врагу, стала символом доблести и отваги. В честь подвига хрупкой девушки, вчерашней школьницы, на 86-м километре Минского шоссе возвышается монумент. Он стоит недалеко от деревни Петрищево, где погибла Зоя.

Можно изучать историю России по учебникам, смотреть документальные фильмы, рассказывающие о подвигах солдат и простых людей в кровопролитной битве за Родину. А можно самостоятельно приехать на памятные места, чтобы почтить память героев, погибших ради того, чтобы жили мы.

Теги: Подмосковье, памятные места, мемориальный памятник, Великая Отечественная война

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: