Глава I. Биография архитектора М.В. Рейшера

Не следует путать с архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Казаков.

Родион Родионович Казаков
Основные сведения
Страна
  • Российская империя
Дата рождения1758
Место рождения
  • Москва, Российская империя
Дата смерти1803
Место смерти
  • Москва, Российская империя

Родион Родионович Казаков

(1758—1803) — московский архитектор эпохи классицизма, который при жизни и посмертно находился несколько в тени своего однофамильца и учителя Матвея Казакова. Его основные работы были утрачены в XX веке[1].

В ранние годы работал под начальством В. И. Баженова над проектированием Большого Кремлёвского дворца и под начальством М. Ф. Казакова — над Пречистенским дворцом. В 1801 г. возглавил Экспедицию кремлёвского строения. В 1801—1803 годах возглавлял действующее при Экспедиции Архитекторское училище. Работал по заказам московских богачей: много проектировал в Кузьминках, в том числе сгоревший в 1916 году усадебный дом Голицыных; также ему приписывается дом Баташева на Яузской.

Казаков проектировал крупные храмы, которые благодаря выгодному расположению становились важными градостроительными акцентами[2]. Излюбленная форма — ротонда с ордерным декором в навершии, которое зачастую трактовано в виде фонаря-беседки с миниатюрной главой[3]:

  • Церковь Варвары Великомученицы (на Варварке рядом с Кремлём)
  • Церковь Мартина Исповедника
  • Собор Зачатьевского монастыря (снесён в советское время)
  • Церковь Симеона Столпника на Николоямской (искажена в советское время)
  • Церковь Влахернской Богоматери в Кузьминках (с другими зодчими; в 1932 перестроена)
  • Колокольня Андроникова монастыря высотой 73 метра (снесена в 1929—1932).
  • Церковь Сошествия Святого Духа в селе Шкинь Коломенского уезда Московской губернии. Выстроена в 1794. Двухколоколенная церковь. Реставрация закончена в 2020 г.

Литература[ | ]

  • Панухин П. В.
    Творчество Родиона Казакова и его место в архитектуре московского классицизма : диссертация … кандидата архитектуры. М., 1986. — 163 с. + Прил. (31 с.: ил.). [1]
  • Коробко М. Ю.
    Родион Родионович Казаков // Вестник истории, литературы, искусства. — М., 2009. — Т. 6. — С. 319-332. — 648 с. — ISBN 978-5-9606-0078-1, ISBN 978-5-02-036893-4.
  • Клюкина А. В.
    Церковные постройки Родиона Казакова: архитектурный контекст // Архитектурное наследство. Вып. 61. М., 2014.
  • Клюкина А. В.
    Зодчий Родион Казаков (1754—1803): новые сведения о жизни и постройках // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1(13). С. 92–103. [2]

Париж, Милан, Москва

Начинал изучать основы профессии архитектор Гинзбург в Париже, в Академии изящных искусств, а через некоторое время переехал в Тулузу, чтобы заниматься в известной и процветающей по тем временам архитектурной школе. Но пробыл он там недолго. Ощутив полную готовность к получению еще более высокого образования, молодой архитектор Гинзбург отправился в Милан, где он учился в классе профессора академии художеств Гаэтано Моретти. Этот мастер известен по многочисленным итальянским достопримечательностям. Он оформлял, например, фасад храма Святой Ракки в Милане, восстанавливал обрушившуюся колокольню венецианского собора Святого Марка. Именно под началом этого замечательного мастера постигал азы профессии замечательный советский архитектор Моисей Гинзбург.

Моисей Гинзбург

Моретти был убежденным сторонником классики, но не помешал своему ученику увлечься европейским модерном. Более того, в конце обучения архитектор Моисей Гинзбург находился под огромным впечатлением от творчества американского новатора в зодчестве Фрэнка Райта. В Москву 1914 года Гинзбург вернулся уже с миланским дипломом. Он ощущал, что багаж его знаний не так мал, однако нужно учиться еще. Моисей Гинзбург пополнял свои знания всю жизнь и никогда не был доволен их объемом. Восполнял пробел в техническом отношении он в Рижском политехническом институте, который по причине Первой мировой войны находился в Москве в эвакуации.

Архитектор Б. М. Анисимов

К юбилею детской железной дороги.

Сегодня вспоминаем архитектора одного из самых красивых зданий — станции Счастливая.

Б. М. Анисимов (1909 – 1985) — выдающийся советский архитектор; автор целого ряда известных общественных и жилых зданий в Автозаводском районе г. Горького. В 1950- е годы — один из разработчиков домов, строившихся методом «народной стройки».

Он родился в городе Уржуме Вятской губернии в семье офицера царской армии. Мама будущего архитектора имела дворянские корни. Семья была большой — девять детей, восемь девочек и один мальчик. В доме всегда царила теплая атмосфера. Здесь очень любили музыку (одна из сестер архитектора стала оперной певицей). Борис Михайлович с детства проявлял большой интерес к рисованию. Сейчас трудно поверить, но свой первый архитектурный проект он выполнил в девять лет! Это был чертеж амбара, по которому вскоре его и построили. Закончив уржумское реальное училище, Б. М. Анисимов продолжил обучение в строительном техникуме города Кирова. В 1930 году молодой специалист приехал на Автозавод и влился в дружный коллектив проектировщиков Соцгорода.

В 1931 году Борис Михайлович был назначен одним из руководителей строительства 30 жилых каменных домов по проспектам Молотова и Кирова. На каждом шагу приходилось преодолевать большие трудности – не хватало рабочих и техники. Стройматериалы подвозились на конных подводах, а их подъем осуществлялся вручную на носилках и козах. «Крепкие плечи да мозолистые руки – вот и вся наша механизация», — вспоминала Е. И. Воронина. В 1932 — 1934 годах новостройки были готовы, и в них вселились сотни семей рабочих и инженеров завода.

В 1930-е годы Б. М. Анисимов совместно с другими специалистами УКСа принимал активное участие в разработке и «привязке» проектов жилых зданий и учреждений Соцгорода автозавода. В частности, домов квартала №3 (или, как называли в народе этот жилой массив, построенный для передовиков завода, желто-бусыгинского квартала), школ, детских садов и других зданий района. Самой известной предвоенной авторской работой Бориса Михайловича стал проект станции «Счастливой» детской железной дороги. Именно в разработке этого здания впервые в полной мере раскрылся многогранный талант выдающегося архитектора.

Архитектурная композиция здания станции заметно отличалась от построек, выполненных в стиле постконструктивизма, своим нарядным обликом. Станция «Счастливая» стала одним из символов предвоенного времени Соцгорода автозавода. Здание было сооружено в северной части Соцгорода, рядом с «серо-бусыгинским» кварталом, в 1939 году. Станция «Счастливая» является памятником архитектуры местного значения. Начавшаяся война прервала работу в области гражданского строительства. После налетов немецкой авиации летом 1943 года специалисты-проектировщики принимали участие в работах по восстановлению жилых кварталов района, пострадавших от бомбежек. В 1944 году на Автозаводе по проекту Б. М. Анисимова в автозаводском парке был построен летний театр «Победа» (позднее — «Родина»).

1951 год. 35 квартал Фото Н. Добровольский

В 1945 году Борис Михайлович в составе группы советских специалистов был командирован в Германию. Здесь он работал в течение пяти месяцев, знакомился с особенностями жилищного строительства за рубежом. Вернувшись на родину, Анисимов в 1946 году подготовил проекты малоэтажных домов 35-го и других кварталов в западной части Автозавода. Созданные под впечатлением от жилой застройки городов восточной Германии, эти дома отличались удачной планировкой. Большое внимание в проекте новых кварталов уделялось их инфраструктуре. Под магазины, аптеки и социально-бытовые службы отводились первые этажи отдельных зданий.

1950-е годы ознаменовались новым этапом в творчестве Б. М. Анисимова. Архитектор участвовал в разработке проектов домов народной

В 1950-е годы по проекту Бориса Михайловича было построено здание больницы №37. В 1960-1970-е годы Б. М. Анисимов активно работал над созданием общественных зданий района: поликлиники медсанчасти завода, корпуса инженерных служб, главной проходной, больницы №13 и других. Последней индивидуальной разработкой архитектора стало здание Автозаводского райкома партии по улице Школьной (сейчас в помещении располагается музыкальная школа). Член Союза советских архитекторов, Б. М. Анисимов за свою плодотворную работу был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета», медалью «За доблестный труд», правительственными почетными грамотами.

Жилая высотка на Кудринской площади

Высота: 156 метров, 24 этажа

Архитекторы: М. Посохин, А. Мндоянц

Построена в 1954 году

Жилая высотка на бывшей площади Восстания недалеко от зоопарка в послевоенной Москве казалось настоящим дворцом. Ее также называют «Домом авиаторов», так как строительством занималось Министерство авиационной промышленности. Впоследствии квартиры там получили космонавты, летчики-испытатели, авиаконструкторы, актеры и чиновники.

Высотка на Кудринской в 1954 и 1986 году. Вид со стороны зоопарка

Строки «Шли ребята мимо зданья, что на площади Восстанья…» из детского произведения С. Михалкова про великана дядю Степу относятся именно к московской высотке на Кудринской площади.

Команда новаторов

В начале двадцатых годов Моисей Яковлевич Гинзбург работал в редакции журнала «Архитектура», где ему удалось собрать команду единомышленников — зодчих с новаторскими взглядами. Они охотно сплотились в борьбе с эклектикой, господствовавшей в те времена. Год 1925 отмечен созданием ОСА (Объединения современных архитекторов), где лидерами в идеологии были Александр Веснин и Моисей Гинзбург.

Проекты архитекторов удивляли, а некоторых приверженцев старой школы даже изумляли. В журнале «Современная архитектура» (начал выходить в 1926 году) практически все публикации превозносили функциональность мышления, которая свойственна конструктивизму, и развенчивали эклектику.

За становление конструктивизма приходилось в прямом смысле бороться. О Москве архитектор Гинзбург говорил, что в ее облике слишком много излишеств, а каждая деталь обязана отвечать не эстетическим требованиям, а практическим. Здания в стиле конструктивизма были собраны из нескольких объемов, здесь господствовал математический подход.

Если соблюдена функциональность и все учтено правильно, внешняя форма обязательно будет прекрасной, как считали представители авангарда. Тому подтверждением стал проект, выдвинутый на конкурс в 1923 году — Дворец труда, который создавал архитектор М. Гинзбург (в соавторстве с А. Гринбергом). К сожалению, реализован проект не был, но специалисты и сегодня интересуются им живо: круглый объем большого зала, полукруглый — малого, прямоугольные корпуса, башни, портик — все это решено в монументальных, тяжелых формах. Подробнее об этой работе будет рассказано ниже.

Дом Наркомфина

Литературный навигатор. Юрий Казаков «Старый дом».

Поделиться

Если произведения писателя с одинаковым интересом и восхищением читают и взрослые, и дети – значит, ему удалось не просто создать, как сейчас принято говорить, «качественный текст», а поистине вложить душу в свое творчество. Так, чтобы оно оставалось не просто буквами на бумаге, а жило, дышало, разговаривало с читателем. Подобная литература всегда несёт в себе частичку необъяснимого, и часто для ответа на вопрос: «а почему тебе так понравилась эта книга?» бывает очень трудно подобрать слова. Остаются только чувства, и они буквально переполняют… Сборник рассказов Юрия Казакова «Старый дом» — именно такая книга. Если попытаться всё же сформулировать, за что книги Юрия Казакова любят вот уже несколько поколений читателей, то одной из первых причин для такой народной любви будет, наверное, то удивительное спокойствие, которое излучают его произведения. В прозе Казакова, как правило, нет крутых поворотов и заверченных по спирали сюжетов. Произведение вообще может представлять собой длинный внутренний монолог – как, например, рассказ «Свечечка», где герой, гуляя по вечернему, охваченному таинственными звуками лесу, ведет мысленный разговор с сыном, на самом деле обращаясь, прежде всего, к самому себе. И все же, несмотря на «неостросюжетность», рассказы из книги Юрия Казакова «Старый дом» динамичны; они увлекают, в них погружаешься с головой и не можешь оторваться, пока не дочитаешь до финальной точки. Герои в них – не «действующие лица», не «персонажи», а живые, реальные люди. Такие, как босой деревенский мальчик Яшка из рассказа «Тихое утро», взявший с собой на раннюю рыбалку московского сверстника Володьку. Правда, в итоге вместо рыбы Яшке пришлось вылавливать из речки самого зазевавшегося москвича. Момент, когда тот, не удержав удочку, очутился в воде и стал тонуть, у Казакова описан так, что сердце в пятки уходит, и хочется как-то помочь Яшке-спасателю, что-то крикнуть, подбодрить! Но вдруг вспоминаешь, что… просто читаешь книгу. Замечательную, добрую и в то же время очень глубокую по сути: каждый рассказ заставляет задуматься, и потом еще долго размышлять над прочитанным. А ведь казаковская философия кроется в самых простых на первый взгляд вещах: далёком огоньке костра посреди ночного леса, цветных окнах, загорающихся по вечерам в московских дворах, первом весеннем дождике… Все это как-то поневоле начинаешь чувствовать, ценить и любить, прочитав книгу Юрия Казакова «Старый дом».

Дом и школу архитектора Матвея Казакова комплексно отреставрируют в центре Москвы

РИАМО — 18 янв. Мосгорнаследие согласовало проект реставрации дома и школы архитектора Матвея Казакова, относящихся к объектам культурного наследия федерального значения, в центре Москвы, говорится в сообщении пресс-службы столичного департамента культурного наследия.

«Мосгорнаследие утвердило проектную документацию по реставрации и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения «Дом и школа, архитектор М.Ф.Казаков, XVIII век» по адресу: Малый Златоустинский переулок, дом 1/11», — говорится в сообщении.

Как отмечается в материале, в 1782 году один из наиболее известных московских архитекторов XVIII века Матвей Казаков приобрел для своей семьи участок на пересечении Большого и Малого Златоустинских переулков, где построил двухэтажный каменный особняк для размещения созданной им в конце 1780-х годов архитектурной школы. На протяжении XIX века здание неоднократно меняло владельцев и перестраивалось. Самое значительное изменение облика здания произошло в 1870-1890-х годах, когда надстроили третий этаж, тогда же выполнили внутренние перепланировки и построили новые пристройки.

В доме в разное время располагались съемные квартиры, трактир, мясная лавка, магазины, в советские годы — коммунальные квартиры и магазин. Однако с 2000-х годов здание не эксплуатируется. В здании нет перекрытий и кровли, разобраны дворовые пристройки. По результатам технического обследования состояние основных элементов здания, включая междуэтажные перекрытия, оценивается как аварийное, подчеркивается в сообщении.

По словам руководителя департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, дом архитектора Казакова давно требует проведения реставрационных работ. Пройден первый важный этап, здание обследовано специалистами и выполнен проект комплексной реставрации.

«Согласованным проектом предусмотрено укрепление конструкций здания и восстановление исторического облика на период 1870-1890-х годов, так как каменные стены конца XVIII века выявлены только внутри объема существующего здания. При этом оформление фасадов здания восстанавливается в формах, максимально близких к сохранившимся проектным чертежам 1875 года архитектора К.М.Быковского. Будем надеяться, что в ближайшее время в доме Казакова начнутся противоаварийные и консервационные работы», — отметил Емельянов.

По данным пресс-службы, в настоящее время здание находится в ведении ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» управления делами президента Российской Федерации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: