Садовый аквариум для дачи своими руками

Плюсы садового аквариума на даче

Какие факторы говорят в пользу того, что вам пора осуществить вашу идею и завести на даче аквариум?

Обновление дизайна

Садовый аквариум придаст вашему участку «изюминку», ведь такие редкие элементы всегда привлекают внимание. Место, где будет располагаться садовый аквариум, можно оформить сочетанием ярких растений. Выигрышно такое сооружение будет смотреться и в зоне отдыха – это беседка, терраса и зона барбекю.

Новое хобби

Даже если вы разводили аквариумных рыб в квартире, то с учетом нюансов уличного содержания аквариума вы либо обновите уже имеющееся хобби, либо получите новое. Правда, справедливости ради стоит отметить, что содержать аквариум на улице гораздо сложнее, чем в квартире.

Практичность

Речь идет о том, что если вы проводите все лето на даче, то вам не придется лишний раз выезжать обратно в город для того, чтобы поменять воду в домашнем аквариуме, почистить фильтр или покормить своих аквариумных рыб. Вы просто возьмете их с собой на дачу, а домашнее сооружение вместе с оборудованием в это время «отдохнет».

На этом, пожалуй, все «за» перечислены. Перейдем ко всем «против».

Территория [ править | править код ]

Территория сада — составляющая часть большого владения, складывалась на протяжении XIX—XX веков вплоть до 30-х годов прошлого века, поэтому процесс закрепления границ оказался растянутым на длительное время. Своеобразная история владения была отмечена резким изменением функционального использования своей застройки и территории.

На рубеже XVIII-XIX веков земля сада «Аквариум» и части соседнего владения (Б. Садовая ул., д. 14) была занята огородами и прудом Новодевичьего монастыря и частных владельцев; лишь в северо-западной части этой территории, непосредственно примыкая к палисадникам Садового кольца, располагались два небольших участка с деревянной застройкой. Такая планировка местности сохранялась и в середине XIX века.

Читать также: Прививка винограда в расщеп

Активная застройка территории сада началась в конце 60-х годов XIX века, когда несколько земельных участков объединилось в руках одного владельца — Московского акционерного общества снабжения железных дорог принадлежностями. С этого времени можно говорить о формировании владения в очертаниях и границах, приближающихся к современным. На севере обширное владение получило выход к линии Садовой улицы. Три другие границы владения имели сложные ломаные очертания и в последующем несколько изменились.

К 1874 году сформировались планировка и структура участка. Зона деревянной и каменной жилой застройки, включавшей некоторые постройки прежних владельцев (1858 год), располагалась вдоль Садовой улицы в северо-западной части владения. Восточная, южная и юго-западная границы были застроены зданиями промышленного назначения. Из них особый интерес представляло прямоугольное массивное здание каменной кузницы, стоявшее в изломе восточной границы, которое позже в перестроенном виде стало помещением зимнего театра. Другая группа построек, следы которых в виде остатков кирпичных стен сохранились до наших дней, располагалась в юго-западном углу владения и была занята механическими мастерскими.

Минусы садового аквариума на даче

Что может остановить вас, когда вы собираетесь установить на своей даче уличный аквариум?

Форма, материал и место установки

Аквариум должен иметь строго прямоугольную или квадратную форму: только в этом случае у рыб есть ощущение пространства. А вот круглый аквариум не имеет соответствующей площади поверхности, и рыбам в нем будет некомфортно.

Аквариум обязательно изготавливают из стекла, потому что рыбам нужен свет и, повторим, ощущение пространства (особенно это касается небольших аквариумов). Если вы планируете соорудить конструкцию, например, из камня или другого материала, позаботьтесь о том, чтобы хотя бы одна ее сторона была изготовлена из прозрачного стекла.

Помимо этого, садовый аквариум всегда будет находиться в одном и том же месте, а для того чтобы переместить своих питомцев в другую часть участка, вам придется сооружать емкость для рыб заново.

  • 7 полезных советов владельцам водоема на даче

    Пруд на участке – настоящий тренд. Вот только все ли знают главные правила ухода за водоемом?

Дискомфорт при переезде

Мы ведем речь о переезде рыб, который вы будете им устраивать как минимум дважды в год. Это и есть обратная сторона той практичности, которая действует в отношении хозяина рыб: ему не приходится отлучаться в город, но он вынужден везти их на дачу в начале сезона, и обратно – в конце. Для рыб, которые во время переезда находятся во временной емкости, без специального оборудования и корма, это настоящий стресс: они испытывают дискомфорт и могут даже заболеть.

Сад «Аквариум. Аквариум (сад) Большая ваза в саду аквариум

История сада необычна. Долгое время тут располагались огороды Новодевичьего монастыря. В 1867 году Акционерное общество снабжения железнодорожными принадлежностями построило на этом месте мастерские, разросшиеся в цехи механического завода братьев Малкиель. В 90-х годах Русское техническое общество устроило здесь Первую московскую электрическую выставку. В 1893 году Малкиели всё же решили использовать этот лакомый участок земли под увеселительный сад с громким названием «Чикаго». В новом, появившемся на карте города, увеселительном заведении расположились летний театр, аттракционы, рестораны — всё это было изобретательно иллюминировано. Сад быстро стал одним из самых посещаемых публикой мест. Здесь всё сияло, переливалось, мигало гирляндами бесчисленных электрических лампочек, приглашало посетить новый оазис вечернего досуга. В 1898 году весь этот развлекательный сгусток арендует все тот же Шарль Омон, переименовавший «Чикаго» в более теплое – «Аквариум». В глубине сада вырос украшенный резьбой и позолотой летний концертный зал «Олимпия» и рядом театрик, названный «Буфф», больше напоминавший сарай, но все равно переполненный невзыскательной публикой. Аллеи сада «Аквариум» пестрели афишами артистов зарубежных и отечественных. Всё хотелось посмотреть, всех увидеть, посидеть в ресторанчиках, послушать заезжих оркестрантов. Масса гуляющей публики не расходилась подолгу. Не случайно сюда зачастил для наблюдений за нравами и типажами . К чести составителей летней программы, помимо артистов легкого жанра, в саду «Аквариум» с успехом гастролировали известные всей России драматические и оперные мастера сцены. Не обходилось в саду без организации популярных чемпионатов по борьбе с участием русских богатырей, таких, как И. Поддубный, И. Заика. Запускались и бывшие тогда новинкой «гигантские воздушные шары», на которых желающие могли совершить воздушное путешествие без гарантии счастливого финала и с неизвестным местом приземления.

Звездный период сада «Аквариум» пришелся на 1904-1907 гг. Это было время ярких, интересных программ, гастролей крупных артистов, удачного преобразования аллей и уголков сада, появления больших аквариумов, каких-то невероятных по красоте цветочных клумб и т.д. В эти же годы театральный зал «Олимпия» арендовала известная труппа Частной оперы Сергея Зимина. Сам Зимин вложил много средств в совершенствование сцены, зала, подбор выдающихся певцов, создание костюмов. У Зимина выступали ставшие впоследствии знаменитыми певцы и дирижеры, звучала серьезная классическая музыка. В 1907 году это замечательное здание сгорело и долгие годы стояло в руинах, прежде чем его привели в порядок.

В 30-е годы двадцатого столетия, в «Аквариуме» некоторое время работал Театр-студия имени . В саду в это время осталось менее трети прежних увеселений. Он постепенно приходил в запустение. В конце 50-х годов возле пожарища началось строительство нового здания Театра имени Моссовета, и все оставшиеся в саду художественные изыски, каскады, водяные затеи, ландшафтные находки были утрачены. Да и само название «Аквариум» потеряло смысл. В 1959 году в левом дальнем углу бывшего сада увеселений был открыт театр на 1300 мест — Театр имени Моссовета, который и ныне благополучно ставит там свои спектакли.

В 1975 году вход в сад оформили массивной решеткой с воротами. Ныне «Аквариум» служит зеленым фойе театра Моссовета, местом отдыха окрестных жителей, игр и прогулок детворы. Здесь опять разбили клумбы и открыли фонтаны.

Благодаря активному сотрудничеству известного режиссера Завадского с актрисой Старобинец появился театр «Аквариум».

Поначалу акцент в работе поставили для постановки драматических, и одновременно с этим музыкальных спектаклей, которые будут ориентированы на детей. Кроме актеров, в этом эксперименте были задействованы художник – постановщик И.Н.Долгова, хореограф И.А.Бердникова и композитор А.А.Матусов.

Популярность театра росла просто за считанные дни, потому как уже за первый год работы увидели свет несколько постановок, таких как: И. Бэра «Чепуха – это здорово!» В. Орлов «Золотой цыпленок», а также удивительное новогоднее представление «Приключения Гнуса и Путаницы». Однако и взрослых актеры решили порадовать прекрасным спектаклем «Маленькие трагедии». Именно он является визитной карточкой театра и до сих пор зрители с удовольствием идут смотреть этот шедевр.

Первый собственный спектакль, который был выпущен коллективом театра, назывался «Маленькие трагедии» по известному произведению А.С.Пушкина. Он принимал участие в международном фестивале независимых театров и получил сразу же 2 премии: за лучшую мужскую роль и лучшую режиссуру

За свое существование театр получил такие награды как:

Спектакль «Сокровище гномов» — диплом « За лучшую режиссуру»; — спектакль «Золотая яранга» — диплом « За лучший актерский ансамбль»; — спектакль «Рикки-Тики-Тави» — четыре актерских диплома « За лучшее исполнение роли».

Все эти награды коллектив театра получил на фестивале «театры Санкт – Петербурга — детям», который проводится каждый год.

Традицией театра считается выпуск в год минимум двух новых спектаклей для детей музыкально – драматического направления, а также уже давно полюбившихся всем маленьким зрителям – новогоднее представление. На данный момент в сундучке театра более тридцати спектаклей не только для детей, но и для взрослых.

Факты об театре «Аквариум»

Театр был создан

по инициативе актрисы Анны Борисовны Старобинец и режиссера Сергея Владимировича Завадского в 1996 году.

Адрес:

Россия, город Санкт – Петербург, проспект Просвещения, дом 87, корпус 1, недалеко от метро Гражданский Проспект

Калининский район Санкт-Петербурга

А Ф И Ш А

РИККИ-ТИККИ-ТАВИ

Для детей от 4-х лет

По мотивам сказки Р.Киплинга. Спасённый людьми мангуст и его друзья пытаются избавиться от злых кобр. Также они должны уничтожить их будущее потомство.

ЁЖИК И ДОЖДИК

Кукольный спектакль Для детей от 2-х лет

Сказки про Ёжика который смастерил скрипку, и научился играть необыкновенную музыку…

ЧИПОЛЛИНО

Музыкально-драматический спектакль Для детей от 4-х лет

Итальянская сказка, в которой главный герой по имени Чиполлино будет бороться с несправедливостью в лице синьора Помидора, сыщика Моркоу и графинь Вишен. Все персонажи сказки — фрукты и овощи: граф Вишенка, Редиска, дядюшка Тыква и многие-многие другие. Спектакль насыщен многочисленными веселыми музыкальными номерами, и не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

ЗОЛУШКА

Музыкально-драматический спектакль Для детей от 4-х лет

Хорошо всем знакомая история про бедную девочку, которую угнетала злая мачеха, и над которой смеялись избалованные, ленивые сестры. Но, благодаря доброй фее Золушка попадает на бал в королевский дворец, где встречает прекрасного Принца. Смогут ли мачеха и сестры Золушки помешать ее счастью? Обретет ли успокоение Король? Об этом и многом другом Вы сможете узнать на нашем веселом спектакле!

ДОРОГА ДОБРА

Кукольный спектакль Для детей от 2-х лет

Фантастическая космическая сказка на чудесной планете «БУМ!» , обитатели которой забыли, что такое доброта. Как же её найти? В ходе непредсказуемой химической реакции рождается Тикий Тик и отправляется в путь в поисках доброты. Он встречает всё новых и новых жителей планеты, помогая им в трудных ситуациях, ведь планета Бум необыкновенная и странная, каждый ее обитатель по—своему понимает, как быть счастливым..

ЗОЛОТОЙ ЦЫПЛЕНОК

Музыкально-драматический спектакль по мотивам пьесы В. Орлова Для детей от 4-х лет

Курочка снесла золотое яичко, да только мышка не пробежала и яичко не разбилось, а украли его Лиса с Волком, высидел Волк яичко и вылупился из него петушок, а не курочка, как мечтала Лиса, а Волк оказался не злым диким зверем, а добрым и заботливым папой!

ПЕППИ И ЧЕМОДАН ЧЕПУХИ

Музыкально-драматический спектакль Для детей от 4-х лет

В этом спектакле вы встретитесь не только с Пеппи, а также с Карлсоном, Фрекен Бок и Мэри Поппинс. Какой метод воспитания лучше действует? Многим родителям есть над чем задуматься…

ОСЕННИЙ ПЕРЕПОЛОХ

Кукольный спектакль Для детей от 3-х лет

Вторая история про Ёжика. О веселых приключениях во время подготовки к зиме наших старых знакомых кролика, ёжика, белочки, лосика, бобра и волчка…

ЗАГАДКА СФИНКСА

Музыкально-драматический спектакль по мифам Древнего Египта Для детей от 4-х лет

Двое искателей приключений находят в гробнице золото. Они оказываются заваленными камнями, и смогут спастись, только отгадав Загадку Сфинкса. Удастся ли им отгадать Загадку Сфинкса и выбраться из гробницы, об этом и многом другом Вы сможете узнать на нашем спектакле.

О ТЕАТРЕ

26 Ноября 1996 года на севере Санкт-Петербурга режиссером Сергеем Завадским и актрисой Анной Старобинец создан театр «Аквариум». Небольшое уютное помещение, расположенное на первом этаже жилого дома в шаговой доступности от метро Гражданский проспект, распахнуло двери единственного профессионального театра в Калининском районе.

С момента образования театра поставлено более сорока музыкально-драматических спектаклей. Исторически сложился уникальный художественный стиль постановок. Весь репертуар театра основан на авторском драматургическом, поэтическом и музыкальном материале; привычные сюжеты и знакомые истории раскрываются с неожиданной стороны и находят свой эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых. Возрастных ограничений в театре никогда не было, ведь детское восприятие мира и вера в волшебное преображение сценического пространства возраста не имеет.

Театр много лет сотрудничает с Центрами инвалидов Калининского и Выборгского района и дает возможность приобщиться к драматическому искусству людям с ограниченными возможностями, семьям с малолетними детьми, многодетным семьям, — проживающим на севере Санкт-Петербурга.

За участие в Фестивалях «Театры Санкт-Петербурга детям» и «Рождественский парад» театр «Аквариум» неоднократно награждался дипломами и грамотами в различных номинациях.

При театре создана и с 1997 года активно работает детская театрально музыкальная студия. Юные артисты имеют дипломы «Брянцевского фестиваля», детского театрального фестиваля «Чарли».

Многие учащиеся театральной студии на сегодняшний день являются студентами и выпускниками Российских театральных ВУЗов и Академий искусств.

Русское кино и киностудия «Ленфильм» начались с «Аквариума». Предприниматель Григорий Александров, бывший нижегородский крестьянин, создал в конце 19 века популярный развлекательный комплекс своего времени – «Аквариум». Заведение включало в себя театр, ресторан и сад. Получив однажды жалобу посетителя на качество блюда, Александров решил исправить ситуацию, и вскоре сделал свой ресторан лучшим в городе, куда заезжали поужинать даже царские родственники.

Вход в здание «Ленфильма»

Поначалу Григорий Александров планировал открыть первый в России океанариум, поэтому и назвал свое предприятие «Аквариум», но грандиозному замыслу не удалось осуществиться. «Аквариум» прославился как центр развлечений, Александров старался удивлять своих гостей. Его «Аквариум» всегда «…был местом, где царит вечный праздник, смех и песни, где перед зрителем промелькнуло столько имен, красавиц, этуалей, бриллиантов»

— писал журнал «Артист и сцена».

В сад «Аквариума», где проходили зрелищные развлечения для горожан, Александров пускал всех бесплатно, чем злил конкурентов. «Проклятый буржуй-угнетатель», угнетал посетителей сада цирковыми представлениями, маскарадом и фейерверками.

Вход в «Аквариум» в начале 20 века. Сейчас планируется восстановление ворот

Бруно Шульц писал об атмосфере сада: «Там, точно траурные асфодели, горели тусклыми голубоватыми огоньками фонари. Каждый был обтанцован множеством тяжких, как пули, майских жуков, несомых косым боковым летом вибрирующих крылышек. Несколько их, упав, неуклюже ползали по песку, выпуклые, сгорбатившиеся жесткими надкрылками, под которые пытались сложить тоненькие развернутые летательные перепонки. По газонам и тропинкам прогуливались прохожие, увлеченные беззаботным разговором. Последние деревья нависали над дворами домов…»

Сад «Аквариум» стал любимым местом для прогулок молодежи. Зимой в парке заливали каток, украшенный ледяными скульптурами.

Ледяной замок в «Аквариуме»

«Гуляющие кружат и возвращаются, минуются и встречаются в симметричных, непрестанно повторяемых арабесках. Молодые люди в новых весенних шляпах небрежно держат в руке перчатки. Сквозь деревья и живые изгороди светятся в соседних аллеях платья девушек. Ходят девушки парами, покачивая бедрами, взбитые пеной воланов и оторочек, неся, как лебеди, эти розовые и белые взбитости».

Публика в саду «Аквариума»

Владимир Гиляровский рассуждал о названии «Аквариум»: «На середине огромной площадки с фонтаном, за столиками постоянные посетители… А кругом, как рыба в аквариуме, беспорядочно двигается публика в ожидании представления».

Григорий Александров — мастер развлечений

Театр-кабаре «Аквариум» вмещал в себя около двух тысяч посетителей. Газета «Биржевые ведомости» писала о представлениях театра: «с большим усердием слушавших очень хороший оркестр, исполнение разнообразной и со вкусом составленной капельмейстером г. Энгелем программы, игру молоденьких виртуозок на скрипке — сестер Миланолло и хор цыган. Концертное отделение закончилось удачным фейерверком. Публика, видимо, осталась довольна программой, что можно было заключить из последних аплодисментов и криков «бис», после каждого исполняемого «нумера пиес», а также из того, что учредителю этого сада были поднесены от публики серебряный кофейный сервиз и большая серебряная ваза для фруктов…»

В театре «Аквариум» похулиганил молодой князь Феликс Юсупов. Его брат Николай с подружкой Полиной придумали нарядить Феликса барышней и устроить ее выступление на сцене «Аквариума». Глядя на успех переодетого Феликса, парочка умирала от смеха. Особенно их веселили письма от восторженных поклонников.

Князь Феликс писал в мемуарах об этой шутке, закончившейся скандалом: «Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами.

В назначенный день в женском наряде явился я к директору. На мне были серый жакет с юбкой, чернобурка и большая шляпа. Я спел ему свой репертуар. Он пришел в восторг и взял меня на две недели. Николай и Поленька обеспечили платье: хитон из голубого с серебряной нитью тюля. В пандан к тюлевому наряду я надел на голову наколку из страусиных синих и голубых перьев. К тому же на мне были знаменитые матушкины брильянты.

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его. Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

…Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять…»

Удивлять искушенную публику было делом непростым. Новую идею Александрову привез французский импресарио Рауль Гюнсбург. Он предложил Александрову организовать показ первых фильмов братьев Люмьер. Киносеанс состоялся в 1896 году и стал сюрпризом для гостей, которые пришли посмотреть оперетту «Альфред-паша в Париже».

Биржевые ведомости писали: «В субботу, 4 мая, открывается сезон в «Аквариуме» с целым рядом французских опереточных звезд и звездочек, привезенных с берегов Сены неутомимым увеселителем петербургской публики г-ном Раулем Гюнсбургом. Во главе труппы — г-жи Милли-Мейер, Тьери, Церни и Декроза. Затем ангажированы г-жи Экберта, Ван Лир и Офре. Мужской персонал следующий: старые знакомые гг. Рита, Муратор и Бюслай, гг Кейла, Месмахер и Офре. В субботу идет оперетка «Альфред-паша» для дебюта г-жи Милли-Мейер, но едва ли не главнейшей приманкой сезона явится кинематограф, или, как его называет г-н Гюнсбург, синематограф. Этот кинематограф будет показываться перед третьим актом оперетки».

Рауль Гюнсбург, который привез кино в Россию. Гюнзбург также был импресарио молодого певца Федора Шаляпина.

Публика была в восторге от «последнего чуда науки — движущиеся на экране живые изображения синематографа Люмьера».

«Зрелище это вызвало большую сенсацию, и аплодисментам не было конца»

— писала газета «Сын Отечества».

«Большой успех выпал на долю живой фотографии. Зрителю так и кажется, что перед ним в рамке движутся настоящие люди, плещется настоящее море…»

— писали «Биржевые ведомости».

Предприимчивый Александров взялся за организации собственной киностудии. Ему удалось найти компаньонов для дела, которые занялись производством кинопленки и оборудования в России. Первое в России «синематографическое ателье» открылось в 1907 году.

Гном-хранитель студии. Леонид Ривман, который работал в студии всю жизнь с 1920х годов до наших дней. Он был киномехаником, звукооператором, осветителем, играл в эпизодах. Перед его глазами прошла вся история киностудии.

В образе гнома Ривман предстал в фильме «Свет в павильоне»

На удобной скамейке из фильма «Гамлет» можно отдохнуть в холле «Ленфильма»

Годом основания киностудии «Ленфильм» считается 1914 год. Александрова тогда уже не было в живых, он умер в 1910 году. Дело продолжили наследники и компаньоны предпринимателя. Дочь Александрова осталась в России, она умерла в 1942 году — роковой год блокады.

Холл с колоннами

Среди предметов музея «Ленфильм» сохранились вещи, которые были собраны для студии еще основателем — Григорием Александровым

После революции киностудия была национализирована. Название «Ленфильм» присвоено в 1934 году, после присоединения несколько киностудий.

Эмблему «Медный всадник» создан художником Мариной Бологовской. В 1960е годы проходил конкурс на лучшую эмблему «Ленфильма».

На конкурс также были представлены такие варианты как — «Ленин на броневике» и прочие идеологические ужасы. К счастью, эмблемой киностудии стал Медный всадник — памятник основателю города.

Проект «Ленфильма» будущего. Планируют осуществить к 2020 году.

О насыщенной современной работе киностудии можно узнать на официальном сайте.

Всего 40 фото

Сад «Аквариум» является одной из жемчужин Старой Москвы. Здесь же, в здании московского Мюзик-холла, по единодушному мнению почитателей Мастера и проходил так называемый Сеанс черной магии профессора Воланда в бессмертном произведении М.А. Булгакова. Сейчас мало, что напоминает о том контексте 30-х годов, когда разыгрывалось действие романа «Мастер и Маргарита». Однако, мы попробуем вспомнить и погрузиться в эту незабываемую и удивительную атмосферу романа Михаила Афанасьевича.

Территория сада — составляющая часть большого владения, складывалась на протяжении XIX-XX веков вплоть до 30-х годов прошлого века, поэтому процесс закрепления границ оказался растянутым на длительное время. На рубеже ХVIII-ХIХ веков земля сада «Аквариум» и части соседнего владения (Б. Садовая ул., д. 14) была занята огородами и прудом Новодевичьего монастыря и частных владельцев; лишь в северо-западной части этой территории, непосредственно примыкая к палисадникам Садового кольца, располагались два небольших участка с деревянной застройкой. Такая планировка местности сохранялась и в середине XIX века. 02.

Активная застройка территории сада началась в конце 60-х годов XIX века, когда несколько земельных участков объединилось в руках одного владельца — Московского акционерного общества снабжения железных дорог принадлежностями. С этого времени можно говорить о формировании владения в очертаниях и границах, приближающихся к современным. На севере обширное владение получило выход к линии Садовой улицы. Три другие границы владения имели сложные ломаные очертания и в последующем несколько изменились. 03.

В 1892 году на территории будущего сада «Аквариум» открылась Первая московская электрическая выставка, организованная Комитетом Московского Отделения Технического Общества по инициативе А.А. Столповского. Открывал её лично Савва Мамонтов, бывший Председателем Отделения. По данным журнала «Наука и жизнь», выставку посетило около 100 000 человек, летом среднее число посетителей было около 1000 человек, зимой около 300 человек в день. По-видимому, успех выставки подал семье Малкиель идею использовать этот лакомый участок земли под увеселительный сад. 04.

В 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон — «дореволюционный столп антрепризы». При нем сад получил название «Аквариум» (здесь был павильон с аквариумом). Предполагают, что название было дано с оглядкой на одноименный увеселительный сад «Аквариум» в Санкт-Петербурге. 05.

В саду Омон строит два театра: летний («Олимпия») и зимний («Буфф»). Сад и театр «Аквариум» в конце XIX — начале XX века занимал определенное место в театральной жизни Москвы, здесь начала свою жизнь частная опера Зимина, в летнем театре выступал «Буфф» и устраивались дивертисментные программы.

В 1913 году владельцем сада стал «русский негр» Федор Томас, который вместе с двумя русским товарищами взял сад в аренду. Всего за год «Томас и Компания», как их называли тогдашние журналы, вернули саду былой блеск. По подсчетам прессы, каждый из партнеров в первый год заработал по нынешнему курсу 1 млн долларов чистыми. При Федоре Томасе управляющим садом стал Н.Ф. Бутлер, некогда бывший режиссёром концертных программ в театре Омона. В 1919 году Федор Томас эмигрировал в Константинополь.

В 1923 году в зимнем театре «Аквариум» открывается Мюзик-холл, где выступают Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов, Г. Ярон и другие. 07.

Московский мюзик-холл функционировал с 1926 по 1936 год. Здание, построенное в 1911 году, предназначалось первоначально для цирка братьев Никитиных, который работал здесь до 1926 года. Сейчас о прошлом этого здание напоминает лишь цирковой купол в современом театре Сатиры. 08.

Триумфальная площадь 30-х годов. Слева, в верхней части фото — знаменитый Театр Варьете (Московский Мюзик-холл). На его месте сейчас находится театр Сатиры. В это время театр Сатиры находился на противоположной стороне Садового кольца. Чуть дальше от Мюзик-холла — Сад «Аквариум», а еще через одно здание по Садовой — там как раз и находится , где и была расположена . 09.

Середина 1930-х годов. Реконструкция Триумфальной площади. Из коллекции Б.Е. Пастернака

Если присмотреться, то можно заметить с правой стороны здания, на втором этаже, два крайних окна углового кабинета финдиректора Варьете — Римского. Одно окно этого кабинета, также, выходило с сад. Именно в это окно влетала к нему Гелла….

10.

Альтернативные источники сообщают, что марта 1924 года Мюзик-холл был закрыт. А в 1928 году в зимнем театре «Аквариум» начал свою работу Театр Оперетты. 11.

Как уже упоминалось на месте прославленного Булгаковым московского Мюзик-холла находится Театр Сатиры. Слева от него — смежное здание Концертного зала имени Чайковского. 12.

Осмотрим здание театра Сатиры подробнее. 13.

При определенной доле воображения можно увидеть окна углового кабинета финдиректора Варьете Римского, выходящие в сад. 14.

«…- Догадался, проклятый! Всегда был смышлен, — злобно ухмыльнувшись совершенно в лицо финдиректору, проговорил Варенуха, неожиданно отпрыгнул от кресла к двери и быстро двинул вниз пуговку английского замка. Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта….»… Кстати, хронология событий романа в этом материале не соблюдается…

За этими стенами и происходил известнейший «Сеанс черной магии»… с последующими разоблачениями…) 15.

«…Выход мага с его длинным помощником и котом, вступившим на сцену на задних лапах, очень понравился публике.

Кресло мне, — негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло, в которое и сел маг. — Скажи мне, любезный Фагот, — осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме «Коровьев», — как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

Точно так, мессир, — негромко ответил Фагот-Коровьев…»… 16.

«…- Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — «Аппаратура»! — подсказал клетчатый (Фагот «обыграл» вопрос финдиректора Римского, адресованный Воланду некоторое время назад…). — Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? — Да, это важнейший вопрос, сударь…».

«…- Ну что же, — задумчиво отозвался тот (Воланд), — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… — и громко приказал: — Наденьте голову (оторванную Котом голову конферансье Бенгальского)…»… 18.

Не менее интресные события разыгрывалсь и до сеанса черной магии… 19.

Как известно из сюжета романа, финдиректор Римский отправил своего администратора Варенуху с телеграммами «о телепортации» Степы Лиходеева в Ялту — туда, «куда нужно»… 20.

«…И Варенуха с портфелем выбежал из кабинета. Он спустился в нижний этаж, увидел длиннейшую очередь возле кассы, узнал от кассирши, что та через час ждет аншлага, потому что публика прямо валом пошла, лишь только увидела дополнительную афишу, велел кассирше загнуть и не продавать тридцать лучших мест в ложах и партере, выскочив из кассы, тут же на ходу отбился от назойливых контрамарочников и нырнул в свой кабинетик, чтобы захватить кепку. В это время затрещал телефон.

Да! — крикнул Варенуха.

Иван Савельевич? — осведомилась трубка препротивным гнусавым голосом.

Его нет в театре! — крикнул было Варенуха, но трубка сейчас же перебила:

Не валяйте дурака, Иван Савельевич, а слушайте. Телеграммы эти никуда не носите и никому не показывайте.

Кто это говорит? — взревел Варенуха, — прекратите, гражданин, эти штучки! Вас сейчас же обнаружат! Ваш номер?

Варенуха, — отозвался все тот же гадкий голос, — ты русский язык понимаешь? Не носи никуда телеграммы…».

21.

«…Как ни торопился Варенуха, неодолимое желание потянуло его забежать на секунду в летнюю уборную, чтобы на ходу проверить, одел ли монтер в сетку лампу. Пробежав мимо тира, Варенуха попал в густую заросль сирени, в которой стояло голубоватое здание уборной. Монтер оказался аккуратным человеком, лампа под крышей в мужском отделении была уже обтянута металлической сеткой, но огорчило администратора то, что даже в предгрозовом потемнении можно было разобрать, что стены уже исписаны углем и карандашом…».

Здание современной «уборной» находится в южной части сада «Аквариум». Сейчас оно не голубоватого, а зеленоватого цвета…) 22.

Хотя, возможно, что речь шла об этом здании на территории сада… 23.

«… и вдруг (Варенуха) услышал за собою голос, мурлыкнувший: — Это вы, Иван Савельевич? Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел за собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. — Ну я, — неприязненно ответил Варенуха. — Очень, очень приятно, — писклявым голосом отозвался котообразный толстяк и вдруг, развернувшись, ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора и бесследно исчезла в отверстии сидения…». 24.

«…И оба (Кот и Азазелло) подхватили администратора под руки, выволокли его из сада и понеслись с ним по Садовой. Гроза бушевала с полной силой, вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия, всюду пузырилось, вздувались волны, с крыш хлестало мимо труб, из подворотен бежали пенные потоки. Все живое смылось с Садовой, и спасти Ивана Савельевича было некому. Прыгая в мутных реках и освещаясь молниями, бандиты в одну секунду доволокли полуживого администратора до , влетели с ним в подворотню, где к стенке жались две босоногие женщины, свои туфли и чулки держащие в руках. Затем кинулись в шестой подъезд, и близкий к безумию Варенуха был вознесен на пятый этаж и брошен на пол в хорошо знакомой ему …». 25.

Кстати, здание, что за стеной сада Аквариум — известное Комиссаровское техническое училище…, а точнее, один из уцелевших 11 корпусов училища. 26.

В 1940 году в саду начали строить здание Театра имени Моссовета. Окончанию стройки помешала война… В 1959 году на месте старого зимнего театра «Аквариум» по проекту архитектора М. С. Жирова было построено новое здание театра на 1300 мест, где и разместился Театр имени Моссовета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: