Гостиницы на серпуховско-тимирязевской линии. Серпуховско-тимирязевская линия

У этого термина существуют и другие значения, см. Савёловская.

«Савёловская»
Серпуховско-Тимирязевская линия
Московский метрополитен
РайонБутырский, Марьина Роща
ОкругСВАО
Дата открытия31 декабря 1988 года
Проектное названиеСавёловский вокзал
ТипПилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м52
Количество платформ1
Тип платформыостровная
Форма платформыпрямая
АрхитекторыН. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина
ХудожникиН. И. Андронов, Ю. Л. Родин, В. Л. Родин, Ю. А. Шишков
Переходы на станцииСавёловская D1 Савёловский вокзал
Выход к улицамПлощадь Савёловского Вокзала
Наземный транспорт: м10, 72, 82, 84, 87, 126, 384, 727, т3, т29, т78, т79; : т47, т56
Режим работы5:30—01:00
Код станции136, Св
Соседние станцииДмитровская и Менделеевская
Медиафайлы на Викискладе

«Савёловская

» — станция Московского метрополитена на Серпуховско-Тимирязевской линии. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Большой кольцевой линии. Расположена на границе района Марьина Роща и Бутырского района (СВАО). Открыта 31 декабря 1988 года в составе участка «Чеховская» — «Савёловская»[1]. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

Серпуховско-Тимирязевская линия
Условные обозначения
Алтуфьево
Бибирево
Отрадное
ТЧ-14 «Владыкино»
Владыкино
Петровско-Разумовская
Тимирязевская D1
Дмитровская D2
Савёловская
D1
Менделеевская
Цветной бульвар
Чеховская
Боровицкая
Полянка
Серпуховская
Тульская
Нагатинская
Нагорная
Нахимовский проспект
Севастопольская
Чертановская
ТЧ-8 «Варшавское»
Южная
Пражская
Улица Академика Янгеля
Аннино
Бульвар Дмитрия Донского

Архитектура и оформление

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (52 метра) с одной островной платформой. Сооружена по проекту архитекторов Н. И. Шумакова и Н. В. Шурыгиной. Пилоны отделаны светлым мрамором и рассечены узкими прорезями, выложенными серым крупнозернистым гранитом. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены отделаны светлым мрамором. Эскалаторы находятся с северной стороны зала, на противоположной стороне находится тупик.

На каждой путевой стене размещено по 4 смальтовых мозаики, схематично иллюстрирующие историю железнодорожного транспорта. Сюжеты на противоположных панно одни и те же, несколько различается цветовая гамма. Художники: Н. И. Андронов, Ю. Л. Родин, В. Л. Родин, Ю. А. Шишков.

Изображения мозаик:

  • На путевых стенах
    старинный паровоз, пароход, жеребёнок
    (две ближайшие к эскалаторам мозаики на противоположных путевых стенах)
    ;
  • конка, запряжённая 5 лошадьми;
  • пригородный электропоезд на станции;
  • локомотив, везущий состав через лес и по мосту через реку.
  • Над аркой эскалаторного тоннеля
      разбегающиеся рельсы.
  • В массовой культуре

    • В одном из эпизодов фильма «Дневной дозор» персонаж проходит через портал и оказывается на станции метро. Затем он спрашивает у охранника: «Где я?». При этом прекрасно видно, что станция имеет конструкцию типа «Ленинградский односвод». В московском метрополитене единственная станция этого типа — «Тимирязевская»
      , однако фактически съёмки проходили на станции «Политехническая» санкт-петербургского метрополитена.
    • В одной из первых глав книги «Метро 2033» упоминается, что главный герой раньше жил на станции «Тимирязевская»
      , пока она не пала под нашествием крыс. В другой книге вселенной «Метро 2033» — «Темные туннели» — эта же станция упоминается как пристанище сатанистов.

    Расположение и вестибюли

    Наземных вестибюлей нет, вход в подземный вестибюль «Савёловской» осуществляется через подземные переходы с площади Савёловского Вокзала. Станция метро располагается около Савёловской эстакады — многоуровневой транспортной развязки улиц Нижняя Масловка, Сущёвский Вал (входят в Третье транспортное кольцо), Бутырская, Новослободская.

    Второй выход

    Изначально станция планировалась с двумя эскалаторными наклонами. Южный трёхленточный эскалаторный наклон должен был находиться в конце Новослободской улицы. Южный подземный вестибюль должен был быть встроен в существующий подземный пешеходный переход[2]. Второй выход планировалось открыть в 1991 году. Планировка южного вестибюля схожа с планировкой северного. Вход на станцию проектировался в левых дверях (со стороны перехода), а выход — в правых[3].

    Транспортно-пересадочный узел

    На базе станции будет организован транспортно-пересадочный узел «Савёловский». Его ввод запланирован в два этапа: первый завершён с открытием станции метро «Савёловская» в 2020 году, второй этап планируется завершить к 2020 году. Узел объединит пассажиропотоки электричек (в том числе МЦД1), двух станций метро и наземного транспорта, кроме того в его составе будет построена гостиница на 13 тыс. м²[4]. Расчётный пассажиропоток транспортно-пересадочного узла — четверть миллиона пассажиров в сутки и до 28 тысяч человек в час пик. В рамках работ по организации ТПУ идёт реконструкция площади Савёловского вокзала, запланировано строительство перронов высадки-посадки пассажиров наземного транспорта, а также строительство подземного пешеходного перехода, интегрированного с существующим[5].

    Пересадка

    На станции имеется переход на станцию «Савёловская» Большой кольцевой линии, которая была открыта 30 декабря 2020 года[6].

    Аварии и теракты

    Аварии на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году

    В течение четырнадцати с половиной часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы.

    Первая авария произошла в 18:48 30 марта 1994 года на перегоне «Нагорная» — «Нахимовский проспект». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него.

    В 5:30 31 марта во время манёвров произошло столкновение в связи с тем, что один из составов пропускался не по тому пути. Три вагона сошли с рельсов и перегородили тоннель, в связи с чем их пришлось разрезать автогеном.

    В 9:14 31 марта, когда поезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская», но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда — его госпитализировали с черепно-мозговой травмой[7].

    Поезд метро пробил стену депо

    В 1996 году машинист Корнилов из депо «Владыкино» уснул при управлении поездом. Неуправляемый поезд пробил стену депо, и головной вагон оказался на улице[8]. В ходе расследования машиниста пытались обвинить в том, что он был пьян. Однако подлинной причиной инцидента стала усталость[9].

    Теракт 1996 года

    Второй теракт в истории Московского метро произошёл поздним вечером 11 июня 1996 года. В поезде между станциями «Тульская» и «Нагатинская» взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава[10]. 7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались[11]. По данным, которые приводит «Экспресс-Газета», ответственность на себя взяли чеченские террористы[12], однако другие источники не подтверждают эти сведения. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени — Шамиль Басаев и Салман Радуев не делали заявлений, что имеют отношение к этому теракту. По состоянию на 2001 год, уголовное дело не было раскрыто[13].

    Столкновение поездов в 2004 году

    Ранним утром 29 ноября 2004 года на станции «Чертановская» произошло столкновение двух составов без пассажиров. Люди не пострадали, но были повреждены автосцепки и другие устройства у многих вагонов, четыре вагона были отправлены на ремонт. Причина аварии заключалась в неналаженности устройств путевого хозяйства после замены ходовых рельсов на перегоне перед станцией[14].

    Авария энергосети 25 мая 2005 года

    Основная статья: Авария в энергосистеме в Москве (2005)

    25 мая 2005 года движение поездов на линии частично отсутствовало из-за аварии на энергосети.

    Сход поезда на перегоне «Владыкино» — «Отрадное»

    В среду, 25 июня 2008 года, в 16:59 мск, на перегоне «Владыкино» — «Отрадное» (800 м от станции «Владыкино»), из-за скола головки рельса произошёл сход последних четырех вагонов поезда[15]. Было снято напряжение с линии, и около 800 человек было эвакуировано из тоннелей. Из них 8 обратились за медицинской помощью, 1 женщина была госпитализирована с гипертоническим кризом. Погибших нет. Как отметили врачи, все обращения были связаны не с самим чрезвычайным происшествием, а с обострением хронических заболеваний — вероятно, из-за стресса от неожиданной ситуации. Движение на линии было полностью восстановлено к утру 26 июня. На время ликвидации последствий от Савёловского вокзала до м. «Тимирязевская» курсировало около 200 автобусов. На дорогах из центра в сторону Алтуфьево образовались пробки.

    Разрушение автосцепки на станции Серпуховская

    12 сентября 2013 года, в 17:40 на станции «Серпуховская» при отправлении поезда расцепились вагоны. В связи с этим было прекращено движение поездов от станции «Боровицкая» до станции «Нагорная»[16]. Аварийный поезд был убран на 3-й путь станции «Серпуховская». Причиной разрушения автосцепки было нарушение технологии ремонта подвижного состава на ЗРЭПС. При восстановлении водила автосцепки до чертёжных размеров (не менее 51 мм) на водило автосцепки была напрессована труба, что запрещено технологией ремонта подвижного состава, допускается только замена автосцепки при изношенном водиле.

    Общественный транспорт

    Автобусы

    • м10
      Лобненская улица — Верхние Лихоборы — Петровско-Разумовская (южный вестибюль) — Тимирязевская (западный выход) — Дмитровская — Савёловский вокзал — Новослободская — Чеховская — Охотный Ряд — Лубянка — Китай-город
    • 22
      Улица 8-го Марта — Платформа Гражданская — Савёловский вокзал — Динамо — НАМИ
    • 72
      Водный стадион — Савёловский вокзал
    • 82
      Верхние Лихоборы — Окружная / Платформа Окружная — Петровско-Разумовская — Савёловский вокзал — Белорусский вокзал
    • 84
      Рижский вокзал — Марьина Роща — Савёловский вокзал — Динамо — Белорусский вокзал
    • 84к
      Рижский вокзал — Марьина Роща — Савёловский вокзал — Динамо
    • 87
      Мост Октябрьской Железной дороги — Тимирязевская — Дмитровская — Савёловский вокзал
    • 384
      Савёловский вокзал — Динамо
    • 727
      Улица 8-го Марта — Платформа Гражданская — Савёловский вокзал — Дмитровская — Улица Всеволода Вишневского
    • т3
      Владыкино (южный вестибюль) — Фонвизинская — Дмитровская — Савёловский вокзал — Новослободская — Маяковская
    • т29
      Владыкино (южный вестибюль) — Фонвизинская — Бутырская — Дмитровская — Савёловский вокзал — Динамо
    • т47
      Бескудниковский переулок — Верхние Лихоборы — Петровско-Разумовская (южный вестибюль) — Тимирязевская — Дмитровская — Савёловский вокзал — Новослободская — Самотёчная площадь
    • т56
      Базовская улица — Селигерская — Верхние Лихоборы — Петровско-Разумовская (южный вестибюль) — Тимирязевская — Дмитровская — Савёловский вокзал — 2-й Лесной переулок
    • т78
      4-й микрорайон Северного — Селигерская — Верхние Лихоборы — Петровско-Разумовская (южный вестибюль) — Тимирязевская — Дмитровская — Савёловский вокзал — Тверская застава
    • т79
      Стадион Лужники — Парк культуры — Станция «Смоленская» ещё не внесена в шаблон! Добавьте её, либо оформите вручную при помощи других параметров. — Краснопресненская — Савёловский вокзал

    Пригородные автобусы

    • 415
      Дубна — станция метро Савёловская

    Станция в цифрах

    В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 63 600 человек.

    Пикет ПК038+35,63. Код станции — 136. Буквенный код — СВ.

    • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[7]:
    По чётным числамБудние дниВыходные дни
    По нечётным числам
    В сторону станции «Дмитровская»06:0006:00
    06:0006:00
    В сторону станции «Менделеевская»05:3805:42
    05:3805:41

    Оформление[править | править код]

    Путевые стены отделаны жёлто-серым мрамором «газган» и продольной полосой из чёрного камня[2]. Пол выложен тёмным гранитом и мрамором. В торце зала была расположена композиция из стилизованных ваз с цветами (авторы М. А. Шорчев и Л. К. Шорчева), в данный момент отсутствующая. По центру зала установлен ряд колонн, увенчанных раскрытыми коваными цветками. На торцевых стенах центрального зала размещены два панно из флорентийской мозаики, которые раскрывают тему «Природа и человек»[2].

    Примечания

    1. Станция на официальном сайте Московского метрополитена (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 14 августа 2014. Архивировано 12 февраля 2014 года.
    2. Суворов Г.
      Тимирязевская линия Московского метрополитена // Метрострой. — 1983. — № 1. — С. 12—13.
    3. Царенко, Федоров, 1989, с. 222.
    4. Информационная служба портала Стройкомплекса.
      Гостиницу возле Савёловского вокзала начнут строить в 2018 году
      (неопр.)
      .
      stroi.mos.ru
      . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (7 сентября 2017). Дата обращения 7 сентября 2020.
    5. Информационная служба портала Стройкомплекса.
      ТПУ «Савёловский» сможет пропускать более четверти миллиона человек в сутки — Хуснуллин
      (неопр.)
      .
      stroi.mos.ru
      . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (22 января 2018). Дата обращения 22 января 2020.
    6. https://ria.ru/20181230/1548933538.html В Москве открылась станция «Савёловская» Большой кольцевой линии метро
    7. Расписание поездов (неопр.)
      .
      mosmetro.ru
      . ГУП «Московский метрополитен».

    Депо и подвижной состав

    Депо, обслуживавшие линию

    ДепоГоды обслуживания
    «Варшавское»с 1983
    «Владыкино»с 1991

    Количество вагонов в составах

    Количество вагоновГоды
    61983 — 1992
    71992 — 2006
    8с 3 июля 2004[4]

    Типы вагонов, использовавшихся на линии

    Тип вагоновГоды
    81-717/7141983 — март 2020 года
    81-717.5/714.51994 — март 2020 года; 12 апреля 2020 года
    81-717.5М/714.5М2003 — март 2020 года
    81-760/761 «Ока»с 26 декабря 2012 года
    81-760А/761А/763А «Ока»15 января 2020 года; 22 апреля 2020 года — 27 января 2020 года; 23 января 2020 года — 23 января 2020 года

    В конце 2012 года на линии началась замена подвижного состава. В электродепо начали поступать новые составы из вагонов 81-760/761 «Ока», которые к марту 2020 года полностью заменили старые 81-717/714. Официальной датой прекращения эксплуатации этих вагонов на линии является 12 апреля 2020 года, именно тогда состоялся последний рейс состава модели 81-717.5/714.5 из ТЧ-14 «Владыкино», который был специально передан обратно из ТЧ-2 «Сокол».

    15 января 2020 года на Серпуховско-Тимирязевской линии состоялась первая поездка с пассажирами состава модели 81-760А/761А/763А «Ока» со сквозным проходом[5]. Спустя короткое время в депо «Владыкино» поступил второй состав. Позднее было решено сделать эти поезда именными и оформить снаружи и изнутри цветными аппликациями — один в честь 70-летия победы СССР в Великой отечественной войне, а другой в честь 80-летия Московского метрополитена. Регулярная эксплуатация началась вместе с запуском именного поезда «70 лет Великой Победы», который 22 апреля 2015 года начал движение по Серпуховско-Тимирязевской линии. 13 мая был запущен второй поезд «80 лет в ритме столицы». 27 января 2020 года оба состава 81-760А/761А/763А «Ока» были переданы на Таганско-Краснопресненскую линию. 19 января 2020 года «Поезд Победы» был возвращён обратно в депо «Владыкино», и с 23 января вновь начал регулярное движение по Серпуховско-Тимирязевской линии уже с обновлённой экспозицией. 24 августа 2020 года был также возвращён поезд «80 лет в ритме столицы», с последних чисел августа в пассажирской эксплуатации. 31 августа 2020 года в депо «Владыкино» был передан «Космический поезд», который с 7 сентября начал регулярное движение по Серпуховско-Тимирязевской линии, на которой ранее не эксплуатировался. 18 ноября 2020 года поезд «80 лет в ри были переданы в депо «Солнцево». В начале февраля 2019 года туда же был передан и «Поезд Победы».

    В настоящее время на линии задействовано около 720 вагонов.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: