Подземный дворец коммунизма: Станция «Комсомольская Кольцевая»


16–24 февраля для строительства метро закрыт участок от «Комсомольской» до «Бульвара Рокоссовского». Станции «Красносельская», «Сокольники», «Преображенская площадь», «Черкизовская» и «Бульвар Рокоссовского» в эти дни не работают. В обычном режиме Сокольническая линия возобновит работу в понедельник, 25 февраля, в 5:30 утра.

На время закрытия станций организуется бесплатный маршрут автобуса КМ. Интервал – меньше 1 минуты. Также для пассажиров будет работать бесплатный трамвай № 13. Интервал – 5 минут.

Станция метро «Комсомольская» в эти дни будет работать с повышенной нагрузкой. Пожалуйста, выбирайте альтернативные маршруты.

Пользуйтесь Московским центральным кольцом – это быстрее!

Для приоритетного проезда городского транспорта будут перекрыты улицы. Будьте внимательны.

Информация обновляется.

История

Изображение станции на почтовой марке 1952 года
Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена[3].

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[4]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[4]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[4]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[4].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[4]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[4]. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один[5]. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году — на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены[6].

История и происхождение названия[править | править код]

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». С 30 января 1952 года соединена пересадкой с одноимённой станцией Кольцевой линии. Получила название по Комсомольской площади, на которую выходит.

Зал станции с оригинальными люстрами (1930-е)

Площадь получила название в 1933 году в связи с 15-летием создания ВЛКСМ. Ранее площадь называлась Каланчёвской — по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу с высокой башней — каланчой

. При возвращении исторических названий в начале 1990-х годов планировалось вернуть площади историческое название Каланчёвская и так же переименовать станцию метро, но от этого отказались.

15 марта 1941 года станция отмечена Сталинской премией 1-й степени[1].

Архитектура и оформление

Вестибюль

Павильон станции

Кольцевая линия
Условные обозначения
КиевскаяКраснопресненская ТЧ-4 «Красная Пресня»Белорусская D1НовослободскаяСуворовскаяПроспект МираКомсомольская
D2Курская D2ТаганскаяПавелецкаяДобрынинскаяОктябрьскаяПарк культурыВойна, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..И. В. Сталин

Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал[18]. Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей[19]. Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной — В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович[20]. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна[20]. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля[21]. Переделывал панно сам Корин[20].

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне[1], выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие»[22][23][24], позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом[25]. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина[6].

Галерея

Переход на Сокольническую линию

Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал. На стене — флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой[7]. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии[8]. В другой стороне циркульного колонного зала — выход к Казанскому вокзалу.

Описание станции

Тема оформления станции – «Борьба российского народа за свободу». Этой теме посвящены все панно, расположенные на своде станции. Здесь изображены выдающиеся политические и военные деятели, среди которых: Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Дмитрий Донской и Александр Невский. Есть панно, изображающие советских солдат и офицеров под стенами Рейхстага. До 1963 года на станции были еще два изображения – «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы». Но после развенчания культа личности Сталина, который был изображен на этих панно, их заменили изображениями Родины-матери на фоне Спасской башни Кремля и выступления Ленина перед красногвардейцами. Дополняют оформление станции вставки из мозаики и барельефы, изображающие оружие.

В торце зала, расположенного рядом с большим эскалатором, находится мозаика ордена Победы на фоне красных знамен. В противоположном торце станции установлен бюст В. И. Ленину. Барельефы работы Г. И. Мотовилова украшают северный вестибюль станции.

Станция имеет 68 восьмигранных колонн, шаг которых составляет 5,6 метров. Колонны украшены капителями и облицованы светлым мрамором. Пол выстлан розовым гранитом. Освещают зал станции подвешенные рожковые люстры. Потолок станции имеет желтый цвет.

Станция в цифрах

  • Код станции — 070[6].
  • Пикет ПК181+74,6[26].
  • Глубина заложения составляет 37 метров[27].
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии — 104 300 человек[28]. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 119 000 человек, по выходу — 110 900 человек[29].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия — в 1 час ночи[30].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[31]:
По чётным числамБудние дниВыходные дни
По нечётным числам
В сторону станции «Проспект Мира»05:44:0005:44:00
05:47:0005:46:00
В сторону станции «Курская»05:42:0005:40:00
05:42:0005:42:00

Вестибюли и пересадки[править | править код]

Имеется два наземных вестибюля. Один из них расположен в здании Казанского вокзала. Другой же (открытый в 1952 году), совмещённый с вестибюлем станции «Комсомольская» Кольцевой линии, выходит на Комсомольскую площадь, и размещён между зданиями Ярославского и Ленинградского вокзалов.

В данный момент из-за крайне высокого пассажиропотока вестибюль работает только для выхода пассажиров. Для входа переоборудован подземный переход, так как вестибюль станции не справлялся с огромным пассажиропотоком. До 1952 года на его месте существовал северный вестибюль (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, художники В. А. Фаворский и А. Т. Иванов), открытый при пуске первой линии Московского метро. Этот вестибюль оригинальной архитектуры до наших дней не сохранился.

Вестибюль в здании Казанского вокзала связан с торцом станции лестничными маршами, вестибюль между Ярославским и Ленинградским вокзалами имеет эскалаторы.

Планируется замена эскалаторов.[2]

Расположение

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии расположена между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Выход в город на Комсомольскую площадь, к Ленинградскому, Ярославскому (из северного торца) и Казанскому вокзалам (по переходам в центре зала).

Железнодорожный транспорт

Основные статьи: Ленинградский вокзал

,
Ярославский вокзал
,
Казанский вокзал
и
Москва-Каланчёвская
Из северного вестибюля — выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского — Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция Каланчёвская Алексеевской соединительной линии и Курско-Рижского диаметра.

По переходам в центре зала — выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.

Наземный общественный транспорт

Станция «Комсомольская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта:

  • Трамвайная остановка «Метро Комсомольская»
    , где останавливаются трамваи 7, 13, 37, 50[32].
  • Автобусная остановка «Метро Комсомольская»
    , где останавливаются автобусы А, 40, 122, т41, электробусы т14, н3[33][34].
  • Остановка «Станция МЦД Каланчёвская»
    на Каланчёвской улице, где останавливаются трамваи 7, 13, 37, 50, электробус т14[35][36].
  • Остановка «Фабрика „Большевичка“ — Комсомольская площадь»
    на Каланчёвской улице. На ней останавливаются троллейбус 22, автобусы А, 40, 122, электробусы т88, н3[37].

Маршруты общественного транспорта (данные на апрель 2020 года)

[38]

ТранспортМаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
АвтобусыФрунзенская, Кропоткинская, Арбатская, Пушкинская площадь, Трубная, Цветной бульвар, Сухаревская, Красные Ворота, КомсомольскаяСтадион «Лужники»Метро «Комсомольская»
40Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Курский вокзал, РимскаяДворец спорта «Сокольники»
122Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Чистые пруды, Лубянка, Китай-город, Красные ВоротаДворец спорта «Сокольники»Метро «Лубянка»
т41Щёлковская, Черкизовская, Преображенская площадь, Сокольники, Красносельская, КомсомольскаяУссурийская улицаМетро «Комсомольская»
Электробусыт14Ростокино, ВДНХ, Алексеевская, Рижский вокзал, Комсомольская, Красносельская, Сокольники, Преображенская площадь, ЭлектрозаводскаяСеверянинский путепроводЭлектрозаводский мост
т88[39]Электрозаводская, Бауманская, КомсомольскаяПроспект БудённогоНоворязанская улица
Щёлковская, Первомайская, Партизанская, Семёновская, Электрозаводская, Бауманская, Комсомольская, Красные Ворота, Лубянка, Китай-городУссурийская улицаМетро «Китай-город»
Троллейбус22Первомайская, Партизанская, Семёновская, Электрозаводская, Бауманская, Комсомольская16-я Парковая улицаНоворязанская улица
Трамваи7Бульвар Рокоссовского, Преображенская площадь, Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Проспект Мира, Белорусский вокзалМетро «Бульвар Рокоссовского»Тверская Застава
13Бульвар Рокоссовского, Преображенская площадь, Сокольники, Красносельская, КомсомольскаяМетрогородокСтанция МЦД Каланчёвская
37Новогиреево, Перово, Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Бауманская, Красносельская, КомсомольскаяНовогиреевоСтанция МЦД Каланчёвская
50Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Бауманская, Красносельская, Комсомольская, Проспект Мира, НовослободскаяДК «Компрессор»Нововоротниковский проезд

Станция метро «Комсомольская»-Кольцевая

Это лишний раз доказывают высшие архитектурные премии Гран-при, врученные авторам обеих станций. Главным архитектором «Кольцевой» был академик архитектуры Алексей Викторович Щусев, автор таких разных сооружений как Мавзолей Ленина, Большой Москворецкий мост, Казанский вокзал и десятки других узнаваемых архитектурных памятников. К сожалению, зодчий так и не увидел «Комсомольскую»-кольцевую во всей красе: он скончался, когда проект станции был еще в разработке. После его смерти для «корректировки» проекта в процессе строительства была созвана целая комиссия, которую возглавляли архитекторы Кокорин и Заболотная. Щусев по праву считается как русским, так и советским архитектором, во многом обеспечившим преемственность отечественного зодчества. Он родился в Кишеневе, затем учился в петербургской Академии художеств у Бенуа и Репина. Уже в 1910 году, в возрасте 37 лет, Щусев стал академиком Академии художеств, а в 1914 году начал работу над комплексом Казанского вокзала, где использовал мотивы русского барокко XVII века. После Великой Октябрьской революции, в 1918—1925 гг., Щусев вместе с Жолтовским руководил проектом реконструкции Москвы. В своём плане он предугадал современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями. Станция «Комсомольская»-кольцевая задумывалась архитектором как органическая часть Казанского вокзала. Кольцевую линию столичной подземки отличают парадность, красота, строгость, богатое убранство станций. В каждой из них есть своя «изюминка» – уникальная запоминающаяся деталь интерьера. На «Новослободской» это – витражи в золоченых рамах, на «Октябрьской» – светильники, на «Киевской» и «Комсомольской» – огромные мозаичные панно из смальты. На «Комсомольской» поражает не только их гигантский размер, но и расположение в станционных залах. Панно здесь, как в храме, находятся на своде, а не на пилонах, как было на «Киевской». Кстати, Щусев является автором нескольких храмов, и в оформлении этой станции использовал элементы православной архитектуры. Возможно, именно поэтому, несмотря на неизбежную для подземных ворот вокзальной площади торжественность, «Комсомольская» все-таки кажется уютной. Белые своды путевых тоннелей станции украшены лепниной без каких-либо цветовых «излишеств». Это сделано для того, чтобы внимание пассажиров сосредоточилось на центральном своде. По его продольной оси расположены 8 мозаичных панно. Ещё 16 окаймлённых лепниной мозаик находятся в псевдопарусах. Именно на «Комсомольской» впервые в Москве была использована техника античной и византийской мозаики: панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла – смальты, но и из гранитных и мраморных камешков. Все панно обрамлены лепными орнаментами, стилизованными в духе русской православной архитектуры. Мозаичные картины объединены темой «Славные победы русского народа». Панно размещены по хронологии своих сюжетов, начиная от торцевой стены, перед которой стоит бюст Ленина. На стене прямо за ним выложен мозаичный герб СССР. На любой другой станции подобный бюст показался бы слишком большим, но на «Комсомольской» из-за колоссальных размеров центрального зала Ильич кажется обычным пассажиром метро. Первая мозаика изображает Александра Невского со знаменем, на котором виден наполовину скрытый складками лик Спасителя. После войны в атеистическом СССР с негласного одобрения высшего руководства произошел настоящий церковный ренессанс. Поэтому и стало возможным то, что исключалось в годы первых пятилеток: архитекторы и художники начали осторожно включать в свои работы религиозные мотивы, подчеркивая неразрывную историческую связь церкви и русской государственности. Вот и на втором панно мы видим Дмитрия Донского перед Куликовской битвой; в его руках – все то же знамя с ликом Спаса. На переднем плане, рядом с князем, верхом на конях – богатыри Ослябя и Пересвет. Третье полотно изображает князя Пожарского с гражданином Мининым, собирающих народное ополчение на Красной площади. На четвёртом панно перед нами предстает Суворов на белом коне во время перехода через Альпы. Пятое панно показывает Бородинское сражение и Кутузова на переднем плане. На шестом панно изображён Ленин, выступающий на параде перед солдатами Красной Армии. Раньше, вместо этой мозаики здесь находилось панно «Вручение гвардейского знамени»: Сталин держит знамя, а коленопреклоненный офицер целует стяг. После XX съезда партии вместо него появилось «Выступление Ленина перед красноармейцами, отправляющимися на фронт». Седьмое панно изображает падение Берлина; в руках воинов – красное знамя с изображением Ленина. На восьмом панно увековечен Парад Победы в Москве. Таким образом, ряд мозаик, созданных знаменитым к тому времени художником Павлом Дмитриевичем Кориным, символизирует связь победы в только что закончившейся Великой Отечественной войне со славным прошлым русского воинства. Когда строительство станции подходило к концу и заканчивалась укладка мозаик, бдительная уборщица сообщила «куда следует», что художники делают «иконы» для метро – она имела в виду изображения древнерусских стягов с ликом Христа. Художника Корина вызвали в горком партии, и неизвестно, чем это могло бы для него обернуться, если бы его панно не привели в восхищение Фурцеву – будущего министра культуры СССР. Она вступилась за художника, и мозаики показали Хрущеву, на тот момент первому секретарю московского областного горкома партии. Хрущев посоветовал изобразить на стяге небольшие складки, чтобы сразу было видно, что это не иконы. В июне 1952 года станцию посетили Сталин, Каганович и Берия. Сталин, рассматривая ближайшую из мозаик – «Парад Победы», – выразил недовольство тем, что мавзолей с вождями на трибуне находится в центре станции, а Александр Невский – в конце. «Мы же ждали этой победы четыре года!» – воскликнул архитектор Великорецкий. Сталин едва заметно улыбнулся в усы, чем выразил свое одобрение. Несмотря на общую тематику оформления парадной Кольцевой линии, «Комсомольская» заметно отличается от остальных станций. Ведь именно она представляет собой апогей сталинского имперского стиля в московской подземке. Из 12 станций Кольцевой линии только «Курская» и «Комсомольская» – колонные. Аркады колонн, соединённые арками, держат на себе карниз, на который опирается тяжёлый свод станции. Необычна и ее геометрия. Несмотря на то, что диаметр путевых тоннелей в несколько раз меньше свода центрального зала, благодаря изящным колоннам, 7-метровой высоте свода и внушительной длине зала создаётся ощущение безграничного пространства, лёгкости, свободы. Такие параметры заданы для станции не случайно: она с самого начала рассчитывалась на большой пассажиропоток. У станций Кольцевой линии есть еще одна общая черта: все они изначально имели один выход, а там где сейчас есть второй (например, на «Белорусской» и «Курской»), он появился совсем недавно. Станция «Комсомольская» выходит на Площадь трех вокзалов – Ленинградского, Ярославского и Казанского. В ее вестибюле сходятся два эскалатора – один с Кольцевой, другой с Сокольнической линии, здесь можно совершить пересадку. Перейти на станцию «Комсомольская» первой линии метро можно и при помощи короткого эскалатора, расположенного в центре зала. Пользуясь этим переходом, стоит обратить внимание на огромное панно с Орденом Победы в центре, кроме того, бросаются в глаза необычные люстры, висящие под сводом перехода. Наземный вестибюль станции, также возведённый по чертежам архитектора Щусева, очень гармонично вписался в архитектурный ансамбль площади. Он расположен между первыми вокзалами российских железных дорог – Ленинградским и Ярославским. Лучше всего оценить внешнюю красоту павильона самой необычной станции московского метро можно со стороны Казанского вокзала. Отсюда сооружение Щусева походит на квадрат, увенчанный шлемом древнерусского воина со звездой на вершине. Это еще один символ преемственности традиций славной русской военной истории. Вот и закончилось наше знакомство с удивительным миром московской подземки. Здесь все совсем иначе, чем на поверхности земли: по- другому течет время, даже самые капризные дети почти никогда не плачут, а сны вечно усталых взрослых скоротечны и фантастичны. На станциях назначают свидания и деловые встречи, от станций ведут отсчет, объясняя дорогу, а фраза «5 минут ходьбы до метро» в объявлении подразумевает особую ценность продаваемой квартиры. Значит, ничуть не преувеличивая, можно сказать, что без метро нет и современной Москвы.

Станция «Комсомольская» в культуре

«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул: — Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»

[40]

Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[41].

КАРТА — МОСКВА У МЕТРО путеводитель по москве

Первоначально площадь перед вестибюлем «Комсомольской» называлась Каланчевская. В 1932 году ее переименовали в честь комсомольцев, строителей метрополитена, и обе станции – Сокольнической и Кольцевой линии – получили название «Комсомольская». (3 апреля 2003 года площади присвоили имя, которое давно закрепилось за ней в создании москвичей, Трех вокзалов).

Станция принадлежит к тому же архитектурному типу, что и четыре другие колонные станции первой очереди – «Сокольники», «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская» (Сокольнической и Филевской линий). В основе их конструкции – два ряда массивных колонн на центральной платформе. Предполагалось, что пассажирский поток на «Комсомольской», расположенной под одним из главных транспортных узлов города, неподалеку от трех основных вокзалов столицы, будет очень большой. Поэтому архитекторы заранее позаботились о том, как разделить входящих и выходящих со станции. Для этого над путями были установлены две галереи – они служили для прохода пассажиров в «час пик» и зрительно расширяли пространство станции. Чтобы композиция была законченной, на галереях установили колоннады. Галереи соединены между собой пешеходными мостиками, пересекающими основное пространство станции. Потолок над путевыми пролетами разделен крупными кессонами, в каждом из которых установлен светильник.

Квадратные колонны заканчиваются композитными капителями (на всех остальных станциях такого типа используется упрощенный ордер), правда помимо валют и растительного орнамента они украшены также значками организации КИМ – Коммунистического интернационала молодежи, в состав которого в 1919-1943 годах входил комсомол.

Колонны облицованы желто-коричневым мрамором «чоргунь», путевые стены – светлой керамической плиткой. На стенах балконных галерей – белый и бело-розовый мрамор «газган», а колонны выложены прохоро-баландинским мрамором.

Пол, как и на всех станциях первой очереди, сначала был покрыт асфальтом, который впоследствии заменили плитами серого и красного гранита. На вогнутой стене, завершающей балконную галерею, расположены два майоликовых панно. Д. Чечулин предлагал использовать такие панно для облегчения пилонов еще в своем конкурсном проекте «Охотного Ряда». На «Комсомольской» они располагаются по сторонам от главного выхода со станции и соединяются между собой полоской майолики с изображением летящих самолетов. Эскизы к панно делал Евгений Лансере, академик живописи еще с дореволюционных времен, бывший когда-то одним из лидеров группы «Мир искусства».

Панно посвящены труду комсомольцев-метростроевцев, причем в исполнении Лансере они не только реалистичны, но и художественно безупречны. По воспоминаниям современников, специально для этой работы в мастерскую Лансере привезли спецодежду метростроевцев, брезентовые робы, — его восхитила монументальность и пластичность складок ткани.

«Комсомольская» понравилась как властям, так и пассажирам. Ее макет в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже, а в 1941 году Дмитрию Чечулину присудили высшую награду для деятелей науки и искусства – Сталинскую премию первой степени.

Из двух наземных вестибюлей станции в настоящее время сохранился только один, южный, встроенный в здание Казанского вокзала, второй был снесен в 1952 году, во время строительства станции «Комсомольская» Кольцевой линии.

Интересные новости и полезную информацию о метро предлагает популярный портал «Путеводитель по метрополитенам мира», с которым мы предлагаем вам ознакомиться

Перспективы

Сооружение второго выхода уже давно является насущной необходимостью. Впервые оно было включено в план строительства метро на 2008—2010 годы[42][43]. На октябрь 2020 года было запланировано открытие второго собственного вестибюля станции[44][45]. Второй вестибюль планируется расположить на Комсомольской площади ближе к платформе «Каланчёвская»[46]. Тем не менее по состоянию на август 2014 года никакие строительные работы не велись, и открытие второго выхода вновь было перенесено на неопределённый срок. В декабре 2020 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил о том, что принято решение о строительстве дополнительного выхода на станции. Он будет начинаться в подземном вестибюле в северо-западной части Комсомольской площади, у здания Московской таможни и вести в нынешний южный торец станции. Проектирование должно было завершиться в конце 2016[47].

В середине декабря 2020 года стало известно о том, что принято решение об ускорении проектирования второго выхода станции. Предварительно, второй выход на станции могут открыть в 2022 году[48]. Строительство планируют начать в 2020 году[49].

Примечания

  1. 1234
    Советская архитектура, III, 1954, с. 47.
  2. Рейтинг. Самые загруженные станции метро (неопр.)
    .
    The Village
    . Дата обращения 18 февраля 2020.
  3. Комсомольская (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    Сокольническая линия
    . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 14 марта 2012. Архивировано 5 марта 2020 года.
  4. 123456Лисов И.
    Проектирование и первые очереди строительства
    (неопр.)
    . metro.molot.ru. Дата обращения 15 ноября 2011.
  5. Зиновьев, 2011, с. 146.
  6. 123
    Комсомольская
    (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    Кольцевая линия
    . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 19 мая 2012. Архивировано 21 января 2012 года.
  7. 12
    Зиновьев, 2011, с. 182.
  8. 12345
    Наумов, 2010, с. 268.
  9. Зиновьев, 2011, с. 184.
  10. Чередниченко, 2010, с. 315.
  11. Наумов, 2010, с. 269.
  12. Ю. С. Фролов, Д. М. Голицынский, А. П. Лебедев, «Метрополитены», «Желдориздат», М., 2001, стр. 252
  13. 123
    Наумов, 2010, с. 264.
  14. 12
    Чередниченко, 2010, с. 314.
  15. Васькин А. А.
    Щусев: Зодчий всея Руси. — М.: Молодая гвардия, 2020. — С. 255. — 461 с. — (Жизнь замечательных людей: Малая серия; сер. биогр.; вып. 84). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03807-3.
  16. Советская архитектура, III, 1954, с. 11.
  17. Сталин И. В.
    О Великой Отечественной войне Советского Союза. — М., 1950.
  18. Советская архитектура. Ежегодник. III. 1951. — М.: Гос. издат. литературы по строительству и архитектуре, 1954—256 с. — С. 11
  19. Наумов, 2010, с. 266.
  20. 123Лавров А.
    Реконструкция метро: следующая станция — «Сталинская»?
    (неопр.)
    . Комсомольская правда (27 октября 2009). Дата обращения 13 июня 2012.
  21. Наумов, 2010, с. 265—266.
  22. Рыжков К. С.
    Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — С. 114. — 172 с.
  23. Художники народов СССР. Библиографический словарь. Том 4(ч. 2): Каев — Кобозев. — М.: Искусство, 1995. — С. 25. — 622 с.
  24. Произведения академика А. В. Щусева, удостоенные Сталинской премии / Сост. Н. М. Бачинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 91. — 100 с.
  25. Зверев В.
    Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  26. Ещё три станции столичного метро признаны памятниками архитектуры (неопр.)
    .
    Mos.ru
    . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (16 января 2018). Дата обращения 16 января 2020.
  27. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года (неопр.)
    . metro.ru. Дата обращения 19 декабря 2010.
  28. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года (неопр.)
    . metro.ru. Дата обращения 26 апреля 2012.
  29. Режим работы станций и вестибюлей (неопр.)
    (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 14 марта 2011. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  30. Расписание поездов (неопр.)
    .
    mosmetro.ru
    . ГУП «Московский метрополитен».
  31. Остановка Метро Комсомольская в Москве: трамвай — Яндекс.Карты (рус.). yandex.ru. Дата обращения 24 ноября 2020.
  32. Остановка Метро Комсомольская в Москве: автобус — Яндекс.Карты (рус.). yandex.ru. Дата обращения 24 ноября 2020.
  33. Остановка Метро Комсомольская в Москве: автобус — Яндекс.Карты (рус.). yandex.ru. Дата обращения 24 ноября 2020.
  34. Остановка Станция Каланчёвская в Москве: трамвай — Яндекс.Карты (рус.). yandex.ru. Дата обращения 24 ноября 2020.
  35. Остановка Станция Каланчёвская в Москве: трамвай, автобус — Яндекс.Карты (рус.). yandex.ru. Дата обращения 24 ноября 2020.
  36. Остановка Фабрика Большевичка — Комсомольская площадь в Москве: автобус, троллейбус — Яндекс.Карты (рус.). yandex.ru. Дата обращения 24 ноября 2020.
  37. ГУП «Мосгортранс»: Расписания (неопр.)
    . www.mosgortrans.ru. Дата обращения 24 ноября 2020.
  38. только по будням
  39. Лагин Л.
    Старик Хоттабыч. — М., 1955.
  40. Глуховский Д. А.
    Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  41. Правительство Москвы утвердило план строительства метро на 2008–2010 годы (неопр.)
    . Московский комсомолец (7 ноября 2007).
  42. Ситуация в метро перестанет быть безвыходной (неопр.)
    . Московский комсомолец (7 ноября 2007).
  43. Перспективы развития (неопр.)
    . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 15 мая 2012.
  44. Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г (неопр.)
    (недоступная ссылка). Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 мая 2012). Дата обращения 12 июня 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
  45. Новый выход станции «Комсомольская» в Москве объединят с желтерминалом (рус.). РИА Новости (7 декабря 2007).
  46. Проект второго выхода на станции «Комсомольская» Кольцевой линии будет готов до конца года (неопр.)
    . stroi.mos.ru. Дата обращения 11 февраля 2020.
  47. Дополнительный выход со станции метро «Комсомольская» могут открыть в 2022 году
  48. Второй выход со станции метро «Комсомольская» начнут строить не ранее 2020 года (неопр.)
    .
    stroi.mos.ru
    . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (8 февраля 2019). Дата обращения 9 февраля 2020.

Кольцевая линия или четвёртая очередь метро

Кольцевая линия или четвёртая очередь . Окончание. Предыдущая статья рассказывает о третьей очереди московского метро.

Оглавление

Кольцевая линия метро или четвёртая очередь . Особенности проектов

Все станции Кольцевой линии построены по типовому проекту. Исключение составили лишь две станции колонного типа: Комсомольская и Курская. При строительстве четвёртой очереди метро перед архитекторами не стояло задачи разработать уникальный проект отдельно взятой станции. Им нужно было приспособить уже готовый проект под индивидуальные особенности перронного пространства. Именно поэтому станции четвёртой очереди такие роскошные и помпезные. Архитекторы не отвлекались на глобальные задачи и уделяли повышенное внимание внутреннему убранству станций.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

Практически все проекты выполнены на принципах классической архитектуры. Ведь строили их архитекторы старой школы, прежде создававшие проекты храмов, арок, залов, театров. Их знания и навыки отразились в декоре станций московского метрополитена. Наземные павильоны четвёртой очереди напоминают либо триумфальные арки, либо храмы. В качестве примера можно привести наземный павильон станции метро Арбатская, который не относится к Кольцевой линии, но прекрасно отражает триумфальный характер послевоенной сталинской архитектуры.

Станция Парк Культуры

Первоначальный проект наземного павильона станции Парк Культуры предусматривал арочную галерею, окружающую центральный объём.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

Однако от галереи пришлось отказаться В результате наземный вестибюль станции, увенчанный куполом, оказался очень похож на круглую храмовую ротонду.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

Станция Парк Культуры – глубокого заложения. Подземный зал станции представляет собой мощную пилонную конструкцию.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

Станция отделана мрамором и украшена скульптурными медальонами. На них изображены студенты, отдыхающие в парке Горького. Подземный зал станции был призван служить аванзалом самого парка культуры и отдыха им. Горького.

Кольцевая линия или четвёртая очередь . Станция Курская

Облик станции Курская наиболее близок к античным образцам. Это одна из двух станций четвёртой очереди, в которой использованы колонны. Благодаря дорическому ордеру Курская выглядит торжественно и строго. В подземном зале также прослеживаются элементы храмовой архитектуры – в центре станции устроен купол.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

Наземный павильон Курской выполнен в виде трёхпролётной Триумфальной арки, традиционной для Римской империи. На ней даже присутствуют барельефы фигурами Славы. Однако на антаблементе вместо имени героя или победителя начертано “всего лишь” название станции.

На станции Ботанический сад (ныне Проспект Мира) первоначально предполагалось установить бюсты известных учёных-биологов, но затем её решили украсить медальонами на тему «Преобразование природы». Это типовая пилонная станция глубокого заложения. Её глубина 40 метров.

Станция Таганская

получилась самой светлой из-за особенностей отделочных материалов. Белый цвет мраморных панелей способствуют великолепному отражению. Станция как будто освещена солнечным светом. Кроме того голубая майолика, использованная для украшения пилонов бликует и рассеивает свет.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

Общей темой решения внутреннего пространства стала тема русских палат, средневекового русского зодчества. Высокие арки сужаются кверху, сходятся вместе и создают подобие крестовых сводов.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

В медальонах на голубых майоликовых панелях изображены представители различных родов войск: пехотинец, пилот, воин-железнодорожник, партизан, артиллерист, кавалерист и матрос. Отдельные детали декора каждой панели позолочены. Под медальонами с воинами изображена техника или атрибуты того или иного рода войск – под изображением моряка помещён якорь, танкиста – танковая баталия и т.д.

Станция Комсомольская

Автор проекта – А.В.Щусев, автор мозаичных панно – П.Корин. Перронный зал станции «Комсомольская» – самый широкий из всех построенных ранее. Необходимость широкого зал вполне оправдана – над станцией расположены три железнодорожных вокзала, это важный пересадочный узел. Станция должна вмещать всех многочисленных пассажиров.

Задачей решения подземного пространства было желание поразить, впечатлить прибывшего в Москву человека, создать яркий и светлый образ столицы. Станция служила своеобразными воротами города, должна была формировать первые впечатления о Москве. Поэтому Комсомольская отличается исключительным богатством отделки.

Кольцевая линия или четвёртая очередь

Общая тема мозаичных композиций – «Вожди, ведущие народ к победе». Сюжетами выбраны те эпизоды и исторические личности, которых Сталин упомянул в речи на параде 7 ноября 1941 года. В ней приводились примеры русских побед под предводительством Александра Невского, Дмитрия Донского,

Павел Корин. Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Эскиз.

Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Всего на станции восемь мозаик. Три последних сюжета заменили после смерти Сталина. Павел Дмитриевич Корин лично переделывал мозаичные панно в соответствии со “структурой момента”.

Там, где сейчас изображён выступающий на трибуне Ленин, была мозаика с ноябрьским парадом 1941 года и портретом Сталина на мавзолее.

Потолочным панно вторят мозаики, помещённые по сторонам архивольтов. Они изображают арматуру – т.е. оружие и воинские доспехи различных эпох от Средневековья до Великой Отечественной войны. Они подчёркивают главную тему художественного оформления станции Комсомольская: «Слава победоносному русскому оружию». Станция очень помпезная, это подземный памятник победы СССР в Великой Отечественной войне. Наземный павильон станции (между Ленинградским и Ярославским вокзалами) также перестроен по проекту А.В.Щусева.

Кольцевая линия или четвёртая очередь . Станция Новослободская

Архитектор – А.В.Щусев, художник – П.Д.Корин

Новослободская относится к станциям пилонного типа , сооружённым по типовому проекту четвёртой очереди. Однако она заслуженно считается одной из красивейших в московском метро. Пилоны украшены витражными панно, за которыми расположены источники света. Рисунки витражей – это не плод фантазии художников. За несколько лет до строительства станции в Государственной библиотеке обнаружили древние фолианты с изображениями орнаментов, украшавших одеяния священников в допетровскую эпоху. Саккосы и фелони русского духовенства были расшиты и вытканы подобными растительно-травными орнаментами. Витражи дополнены изображениями людей интеллектуальных профессий: архитектора, географа, музыканта, художника, энергетика, агронома. Общая тема композиций: «советская интеллигенция». Шесть круглых медальонов находятся в центральном зале станции. На остальных витражах, в том числе выходящих на перроны, в медальонах помещаются пятиконечные звёзды. Витражи для станции Новослободская выполнили латвийские художники. Они использовали полихромное витражное стекло, которое хранилось в рижском кафедральном соборе и предназначалось для украшения католических костёлов. Идея использовать витражи казалась очень спорной. Однако москвичи были совсем не знакомы с католическим витражным искусством и западной храмовой архитектурой, поэтому подобные композиции вызвали ассоциацию с прекрасным подземным царством, хозяйкой Медной горы Павла Бажова и т.п.

В оформлении станции архитекторы использовали большие и малые арочные пролёты. Большие служат для прохода к поездам, а малые решили закрыть витражами. За ними установили лампы, которые имитируют естественный свет. В результате получился потрясающий эффект: тяжеловесные пилоны как будто дематериализовались и стали играть роль обрамления легчайших витражей.

Мы рассказали лишь о некоторых станциях кольцевой линии, на которых чаще всего оказываются гиды с группами туристов. Упустили лишь Киевскую, сведения о ней остались за рамками экскурсии в музее Архитектуры.

После завершения четвёртой очереди метрополитена Н.С.Хрущёв издал указ о борьбе с архитектурными излишествами. Вновь строящиеся станции стали аскетичными, лишёнными даже элементарного художественного оформления. Их унылый облик подчиняется утилитарной транспортной функции. Некоторые пилонные станции (ВДНХ, Рижская, Алекссеевская) ещё напоминают о “золотом веке” московского метро, потому что проекты были утверждены ранее и средства на них уже были выделены.

Только в 80-х годах ХХ века архитекторы получили возможность воплотить в проектах станций свои оригинальные решения. Новые станции проектировали ученики и ученики учеников первых архитекторов метро.

Московская подземка – это монумент советской эпохи, превосходный памятник архитектуры. Оно до сих пор вызывает не только утилитарный, но и художественный интерес.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве: Экскурсовод в Москве Экскурсии по Москве и Подмосковью Пешеходные экскурсии по Москве Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду Экскурсия в Новодевичий монастырь Экскурсия во дворец Алексея Михайловича Частный гид-переводчик в Москве

Литература

  • Зверев В.
    Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н.
    Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Наумов М. С., Кусый И. А.
    Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  • Наумов М. С.
    Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Советская архитектура. Ежегодник. Выпуск III. 1951 год / Академия Архитектуры СССР / Гл. ред. М. И. Рзянин. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. — 256 с.
  • Чередниченко О.
    Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

  • «Комсомольская» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского Метрополитена. Дата обращения 23 июля 2012. Архивировано 21 января 2012 года.
  • «Комсомольская» (неопр.)
    . Сайт metro.ru (Артемий Лебедев). Дата обращения 23 июля 2012.
  • «Комсомольская» (неопр.)
    (недоступная ссылка). news.metro.ru. Дата обращения 23 июля 2012. Архивировано 20 ноября 2011 года.
  • Схема пересадочного узла (неопр.)
    . www.metroreklama.ru. Дата обращения 23 июля 2012.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: