Прогулки по Москве: Яуза, Ростокино, городок Моссовета

Государственный академический театр имени Моссовета
Здание театра, 2007 год
Прежние названияТеатр имени МГСПС (1923—1929) Театр имени МОСПС (1929—1938)
Тип театрадраматический
Основан1923 год
ОсновательСергей Иванович Прокофьев[К. 1]
Награды
Здание театра
МестоположениеРоссия Россия, Москва
Адресул. Большая Садовая, 16
Метро02 Маяковская
55°46′04″ с. ш. 37°35′47″ в. д.HGЯO
Вместимость894 места
Руководство
ДиректорВалентина Тихоновна Панфилова
Ссылки
Официальный сайт
Государственный академический театр имени Моссовета на Викискладе

Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Моссове́та
— драматический театр в Москве, отмеченный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Основан в 1923 году литератором и режиссёром Сергеем Прокофьевым как театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов (МГСПС)[1]. Своё современное название получил в 1938-м[2][3]. По состоянию на 2018 год директором театра является заслуженный работник культуры России Валентина Тихоновна Панфилова[4].

История

Становление театра

В 1922 году по инициативе пролетариата столицы был организован первый в мире театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов. Передвижным ансамблем — у театра не было собственного помещения — руководил режиссёр-энтузиаст Сергей Прокофьев. В труппу входило девять человек, а репертуар состоял из двух недорогих спектаклей для рабочих клубов: «Париж» Сергея Прокофьева и «Савва» Леонида Андреева. Спектакль «Савва» был показан в Колонном зале Дома Союзов и вызвал большой интерес публики. Поскольку коллектив поддерживался культурным отделом московских профсоюзов, решением Президиума МГСПС 3 марта 1923 года труппа получила официальный статус — Театр имени МГСПС[1][2][3].

До того, как у труппы появилось собственное помещение, она провела 350 представлений на разных площадках столицы. За первый год существования коллектив увеличился в несколько раз и объединился с филиалом бывшего Театра Корша. В 1924 году Театру имени МГСПС выделили театральное помещение в летнем саду «Эрмитаж»[1].

В 1925 году новым руководителем стал опытный театральный деятель, актёр и бывший режиссёр Театра Корша Евсей Любимов-Ланской. Поначалу объединённая труппа показывала спектакли-однодневки на сезон: «Картонные герои», «Проститутка», «Воровка детей», но постепенно театр отошёл от подобного репертуара. Чтобы найти контакт с небогатой рабочей публикой, театр вступил в творческое сотрудничество с начинающими драматургами Владимиром Билль-Белоцерковским, Фёдором Гладковым, Владимиром Киршоном, Александром Афиногеновым, Николаем Погодиным и другими. Бывший матрос Владимир Билль-Белоцерковский предложил пьесу «Шторм» на тему революции — она была многократно отклонена другими театрами, актёры Театра имени МГСПС во время читки также высказались против, но режиссёр настоял на решении поставить спектакль по пьесе. Вопреки опасениям труппы, спектакль прошёл с ошеломительным успехом и сделал театр популярным[1].

Грозное дыхание великих, жестоких и решающих дней революции опалило аудиторию. Она была во власти подлинного шторма, сметающего наслоения целых веков и превращающего в песок твердыни окостенелых традиций и понятий.

— Газета «Комсомольская правда»[1]

Следующими спектаклями стали «Штиль» по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского — о том, как увидеть героическое в повседневном и будничном; «Ржавчина» — по пьесе драматурга Владимира Киршона и А. Успенского — об участнике гражданской войны, который паразитировал на старых заслугах перед революцией; «Мятеж» — пьеса Дмитрия Фурманова оказалась незавершённой из-за смерти автора, работу над пьесой закончила труппа. В театре ставили спектакли на злободневные темы: в ответ на лозунг «Даёшь паровозы!» появилась пьеса «Рельсы гудят», на лозунг «Даёшь уголь!» — спектакль «Голос недр», на лозунг «Даёшь нефть!» — спектакль «Город ветров» и так далее. Также за несколько лет до появления фильма «Чапаев» в театре прошёл одноимённый спектакль[1].

Кризис и руководство Завадского

В 1930 году театр стал называться Театром имени Московского областного совета профессиональных союзов[2][3]. Первые десять лет существования он был полемичным, такими были даже названия спектаклей: например, в ответ на спектакль «Луна с правой стороны» театр представлял публике постановку «Луна слева», в ответ на «Мглу» появился спектакль «Солнечная сторона». При этом театр не имел однозначного взгляда на репертуар и постепенно терял былую актуальность, спектакли становились проходными. В середине 1930-х годов в театре перестали ставить спектакли на современные темы: с 1935 по 1938 год была поставлена одна пьеса — «Сыновья», которая не стала заметным явлением. В театре начинался кризис. Чтобы изменить ситуацию, Евсей Любимов-Ланской пригласил актёров из бывшего MXATа 2-го. После этого появились спектакли «Васса Железнова» Максима Горького и «Салют, Испания!» Александра Афиногенова[1].

В 1938 году у театра появилось современное название[2][3]. К 1940-му приглашённые актёры и режиссёры по разным причинам ушли из театра. Творческий кризис усилился, и после гастролей на Дальнем Востоке, летом 1940 года, Евсей Любимов-Ланской пригласил в качестве главного режиссёра Юрия Завадского, ученика Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко и Евгения Вахтангова — с которым пути театра пересекались ещё во время гастролей театра в 1936-м. Первый спектакль нового режиссёра — «Трактирщица» — стал визитной карточкой театра. Для объединения в спектаклях мастеров разных школ была использована пьеса «Машенька» Александра Афиногенова[1].

В труппу к Василию Ванину, Сергею Годзи, Нине Княгининской, Михаилу Розен-Санину, Николаю Темякову вошли ученики Юрия Завадского. В эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра, в нём играли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий, Маргарита Терехова и другие актёры. Юрий Завадский сохранил за театром репутацию лаборатории современной советской пьесы, но существенно изменил способы художественной выразительности. Условная форма, театральность сочетались с психологической разработкой характеров. Режиссёр руководил театром 37 лет. Последним его спектаклем стали «Петербургские сновидения». 5 апреля 1977 года Юрий Завадский скончался. После его смерти театром временно руководил Президиум худсовета, вопросы решались коллегиально[1].

Театр в военное время

С началом Великой Отечественной войны театр эвакуировали. Он показывал спектакли в Чикменте и Алма-Ате, а также организовывал концерты на призывных пунктах, проводил спектакли на фронте, вёл работу в госпиталях. В годы войны Юрий Завадский определял задачи театра следующим образом[1]:

И в минувших событиях войны, и в тех, которые еще предстоят, есть одна для искусства самая важная, самая значительная тема — это тема величия духа советского человека, глубины и самоотверженности его патриотизма, безграничной веры в правоту своего народа и в победу, его высокого героизма… Наше искусство обязано раскрыть эту тему во всей её широте и глубине. Оно обязано показать зрителю и читателю героя нашего времени, его характёр, его биографию, его психологию.

В 1942 году Евсей Любимов-Ланской перешёл в Малый театр, а театр возглавил Юрий Завадский. В этом же году он получил звание народного артиста РСФСР, а актриса Вера Марецкая — Сталинскую премию за исполнение роли Надежды Дуровой. В 1943-м театр вернулся в столицу и до конца войны не только показывал спектакли, но и давал концерты на заводах и в госпиталях. В том же году Вере Марецкой присвоили звание народной артистки РСФСР, а в 1945-м за постановку спектаклей «Нашествие», «Отелло» и «Встреча в темноте» Сталинской премией был награждён и Юрий Завадский[1].

Коллектив театра успел за десять дней побывать в Лиинахамари, куда североморские летчики доставили его на самолете. Один из спектаклей в эту пору шёл в бывшем лагере военнопленных. Ещё сохранилась ограда из густой проволоки с надписью «Барак № 2». Немцы были в Лиинахамари, и в этом бараке гибли советские люди, попавшие в руки фашистских палачей. Немцев вышибли, и сюда вернулась жизнь. В день спектакля барак был буквально набит битком советскими бойцами. Они смотрели спектакль, к которому два дня готовились: чистились, брились, мылись. Это был подлинный праздник для тех, кто защищает культуру, цивилизацию от варварства и разрушений, кто утверждает жизнь, радостную и счастливую.

— Газета «Североморский лётчик»[1]

Работа после войны

В 1949 году театр наградили орденом Трудового Красного Знамени[2]. В 1952—1953 годах театр одним из первых выезжал на гастроли за границу — в Польшу, Болгарию и Румынию, спектакли проходили как в крупных городах (Варшаве, Софии, Бухаресте, Пловдиве, Варне, Плоешти), так и в небольших. Театр постоянно обращался к острым проблемам современности, а также одним из первых разработал производственную тему, пик развития которой пришёлся на 1970-е[1].

В 1954 году по проекту архитектора Михаила Жирова началось строительство нового здания театра в саду «Аквариум». В изначальном варианте здание было украшено различными архитектурными элементами, но после смерти Иосифа Сталина началась борьба с подобными излишествами и здание перестроили по упрощённому плану. При этом интерьеры здания в основном были завершены по первоначальному проекту[5]. Новое помещение передали театру в начале ноября 1959 года и уже 5 ноября специально для строителей труппа представила первый спектакль[1].

Развитие последнего времени

В 1964 году театру присвоили статус академического, в 1973-м театр наградили орденом Ленина[2]. В середине 1960-х для показа экспериментальных постановок и спектаклей малой формы был создан «Театр в фойе»[3], в 1978 году в театре открылась «Малая сцена»[3]. В 1990 году появилась новая сцена «Под крышей», где первым спектаклем показали «Калигулу»[3].

В 1993 году распоряжением правительства Москвы к 70-летию театра было выделено 25 миллионов рублей на капитальный ремонт основной сцены и завершение работ по строительству пристройки, выделены 6,5 миллионов на модернизацию театра, предоставлены квартиры для временного проживания приглашённых творческих работников, средства для закупки оборудования студии звукозаписи, 20 тонн мелованной бумаги для создания юбилейного альбома, а также несколько автомобилей «ВАЗ» для старейших работников театра[6].

В 1973 году в театре начал работать режиссёр-постановщик Павел Хомский[7], он стал главным режиссёром в 1985-м[7], а в 2000 году — худруком[7]. Хомский скончался 6 сентября 2020 года[7]. По состоянию на 2018-й директором театра является заслуженный работник культуры России Валентина Тихоновна Панфилова[4].

  • Здание театра в 2014 году
  • Здание театра в 2020 году
  • Сцена театра, 2014 год
  • Зрительный зал в антракте рок-оперы

Патриаршие пруды в Москве: история, достопримечательности, как пройти

Это место прочно ассоциируется с мистикой, пугающей таинственностью и загадочными легендами. Оно связано с именами таких знаменитостей как Владимир Маяковский и Марина Цветаева, Людмила Гурченко и Александр Блок. Именно отсюда начинает завязываться сюжет романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Сюда приходил с дочерьми на каток Лев Толстой, а позже упоминал о нем в романе «Анна Каренина». Одно из самых примечательных мест для любителей легенд и мистики, Патриаршие пруды в Москве

, продолжает будоражить умы и воображение жителей и гостей столицы, оставаясь одним из любимых мест отдыха.

Труппа и репертуар

См. также: Категория:Персоналии:Театр им. Моссовета

Ниже представлены артисты, работавшие в театре[3].

  • Анатолий Адоскин
  • Валентин Гафт
  • Екатерина Гусева
  • Александр Домогаров
  • Ольга Кабо
  • Евгения Крюкова
  • Гоша Куценко
  • Александр Леньков
  • Ольга Остроумова
  • Стеблов Евгений Стеблов
  • Валентина Талызина
  • Георгий Тараторкин
  • Маргарита Терехова
  • Маргарита Шубина
  • Сергей Юрский
  • Валерий Ярёменко
  • Александр Яцко и другие.

Репертуар

театр имени моссовета

Театр Моссовета предлагает спектакли различных жанров. Здесь и драма, и мюзикл, и рок-опера.

Репертуар театра:

  • «Шиворот-навыворот».
  • «Не всё коту масленица».
  • «Баден-Баден».
  • «Крошка Цахес».
  • «Свадьба Кречинского».
  • «Царство отца и сына».
  • «Предбанник».
  • «Вишнёвый сад».
  • «Мой бедный Марат».
  • «Мораль пани Дульской».
  • «Римская комедия».
  • «Заповедник».
  • «Полонез, или Вечер абсурда».
  • «Один день Ивана Денисовича».
  • «Упражнения в прекрасном».
  • «Иисус Христос — суперзвезда».
  • «Ошибки одной ночи».
  • «Фома Опискин».
  • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
  • «Кастинг».
  • «Опасные связи».
  • «Горе от ума».
  • «Морское путешествие 1933 года».
  • «Шум за сценой» и другие интересные постановки.

Примечания

Комментарии

  1. На офсайте театра есть только инициалы — «С. И.», источников полного имени найти не удалось, в старой версии статьи без ссылок долго было указано это отчество

Источники

  1. 123456789101112131415
    Школьников, Петрусова, 1985.
  2. 123456
    Образцова, 1959.
  3. 123456789
    Государственный академический театр имени Моссовета. РИА Новости (3 марта 2013). Проверено 19 июля 2020.
  4. 12
    Руководство театра. Официальный сайт театра (2018). Проверено 19 июля 2020.
  5. Анисимов, 1984, с. 134.
  6. Советник главы ФСО раскрыл тайны кремлевской стены. Kremlin-Moscow.com (28 сентября 1992). Проверено 15 июля 2020.
  7. 1234Елена Слободян.
    Чем запомнился режиссёр Павел Хомский?. Аргументы и Факты (6 сентября 2016). Проверено 19 июля 2020.

Литература

  • Академический ордена трудового Красного Знамени театр имени Моссовета 1923-1973. Альбом к 50-летию / под ред. Т. Баженова. — М.: Искусство, 1973. — 166 с. — 15 000 экз.
  • Анисимов А. В.
    Театры Москвы: время и архитектура. — М.: Московский рабочий, 1984. — 176 с. — 75 000 экз.
  • Коковкин С.
    Театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 296 с. — 20 000 экз.
  • Образцова А.
    Театр Моссовета. — М.: Искусство, 1959. — 223 с. — 7000 экз.
  • Театр московского пролетариата. Десять лет. — М.: Театр им. МОСПС, 1934.
  • Школьников В. М., Петрусова В. С.
    Государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 294 с.

Сцены театра Моссовета

В театре для организации экспериментальных спектаклей и постановок «малой формы» в 1960-е года организуется «Театр в фойе». Следующим шагом, в 1978 году, является создание «Малой сцены». В 1990 году открывается сцена «Под крышей», которая в настоящее время успешно функционирует и радует зрителей прекрасными, мастерски поставленными спектаклями.

Схема «Основного» зала театра имени Моссовета

Основной зал театра вмещает более 984 зрителей, вторая сцена — «Под крышей» — может принять до 120 человек. Здесь показывают постановки молодых авторов, творят режиссеры различных школ и направлений. Первым спектаклем на сцене «Под крышей» стал «Калигула», в постановке Петра Фоменко. В главной роли играл еще малоизвестный тогда Олег Меньшиков.

© Sergey Petrykin

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: