Уникальный храм в Саранске: «Трехсвятская церковь была духовным центром квартала ремесленников, пахотных солдат и работных людей»

Одним из уникальных образцов древнерусского церковного зодчества является памятник XVII века ─ храм Трех Святителей на Кулишках (фото приводятся в статье), воздвигнутый в честь выдающихся богословов и проповедников христианства святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Его приход, расположенный в Басманном административном округе столицы, входит в состав Богоявленского благочиния Московской епархии.

Храм Трех Святителей на Кулишках

Княжеские палаты на Кулишках

Для любителей старины представляет интерес не только храмовый комплекс, но и территория в районе слияния Москвы-реки и Яузы, на которой он расположен. Из истории столицы известно, что некогда данный район и находящийся на нём холм именовались Кулишами или Кулишками. Объясняя происхождение этого названия, лингвисты обычно ссылаются на созвучное ему древнерусское слово, обозначавшее участок леса после порубки.

Поскольку этот район находился вблизи центральной части города, его застройка началась довольно рано. Известно, что уже в XV веке там появились летняя резиденция великого князя Московского Василия I и воздвигнутая при ней домовая церковь, освящённая в честь крестителя Руси святого князя Владимира. Она стала предшественницей ныне действующего храма Святого Владимира в Старосадском переулке. Поскольку там же размещались и государевы конюшни, то вскоре была воздвигнута и церковь во имя святых Флора и Лавра, считавшихся в народе покровителями лошадей.

История

История района

Храм Трёх Святителей

расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли
Кулишки
. «Кулишки» (правильнее
кулижки
) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.]

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира в Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.]

Строительство храма

.

В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы

.

Расположение церкви было очень удачным — на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами.]

Впоследствии в XVIII—XIX веках здание храма несколько раз перестраивалось

.

Советский период

В 1927 году храм был закрыт, его здание передали Мясницкой тюрьме. Церковные ценности были вывезены, исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес». Здание храма обезглавили, снесли также и шатёр колокольни

.

В 1930-е годы здание было передано НКВД. После надстройки 4-го этажа здание храма было превращено в коммуналку

.

В 1950-е годы была разрушена ограда

.

В 1960-е годы здание использовалось под нужды различных контор. В это же время ВООПИиК начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев решил воссоздать первоначальный облик храма. Была восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. Сохранившаяся часть второй колокольни напоминает о поздних перестройках

.

Начиная с 1987 года, в здании храма разместилась мультипликационная студия «Пилот».]

Возрождение храма

В 1991 году была сформирована православная община храма, её возглавил протоиерей Владислав Свешников

. Иконостас «верхнего» придела

30 июня 1992 года здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. Мультипликаторы освободили здание через 4 года, когда для них было найдено новое помещение

.

6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия

.

В 1996 году для служения в храме рукоположен иерей Александр Прокопчук

.

2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, освящённом в честь Трёх Святителей Вселенских.]11 февраля 2010 года великое освящение храма совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).]

При храме действуют

:

  • Московские Православные регентские курсы.] Основатель — в 1989 году — и руководитель Евгений Кустовский.
  • Иконописная мастерская.
  • Школа православной семьи.
  • Воскресная школа.

Первая церковь Трёх Святителей

Согласно традиции, сложившейся ещё со времён крещения Руси, церковные иерархи всегда держались вблизи земных владык. Вот и в те давние времена московский митрополит счёл за благо построить возле княжеского дворца свою резиденцию с церковью, воздвигнутой на месте нынешнего храма Трех Святителей на Кулишках и получившей то же название. Разумеется, в те годы двери княжеского и митрополичьего домового храма были открыты лишь для высших духовных и светских лиц государства.

Храм Трех Святителей на Кулишках расписание

Новый храм на Ивановской горке

В XVI веке картина изменилась. Великий князь Василий III переехал в новые хоромы, выстроенные для него в селе Рубцово-Покровском, туда же поспешил и правивший в Москве митрополит. Оставленные ими домовые церкви стали приходскими, доступными для богомольцев всех социальных слоёв, приток которых в тот период постоянно увеличивался за счёт активного заселения территории, которая после учреждения на ней монастыря в честь Иоанна Предтечи стала именоваться Ивановской горкой.

Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что строился храм Трех Святителей на Кулишках при государе Алексее Михайловиче в период между 1670 и 1674 годом. Необходимые средства для этого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям прихожан, в число которых входило немало состоятельных людей, таких, например, как представители высшей знати — князья Шуйские, Глебовы и Акинфиевы.

Творение неизвестного зодчего

История не сохранила для потомков имя зодчего, ставшего автором проекта этого замечательного и новаторского для своего времени сооружения, но остались чертежи и рисунки ─ свидетельства его творческой мысли. В нижнем этаже просторного двухэтажного храма были устроены тёплые (отапливаемые зимой) приделы ─ Флоролаврский и Трёхсвятительский. Над ними помещалась летняя, неотапливаемая церковь Святой Живоначальной Троицы.

Вопреки бытовавшей традиции, колокольню зодчий воздвиг не на осевой линии здания, а сместил её к углу. Высокий и стройный храм Трех Святителей на Кулишках, фасады которого были искусно декорированы порталами и наличниками, выглядел гармоничным завершением всего комплекса сооружений, расположенных на Ивановской горке.

Храм Трех Святителей на Кулишках расписание богослужений

Перестройка храма в последующем веке

Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.

Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.

Церковь Трех Святителей на Кулишках

Смотреть все фото (16)

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий

27.06.06/Добавлено редакцией/

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Другие названия: Церковь Трех Святителей Великих, что на Кулишках
  • Дата постройки: 1674 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: 1858: Корицкий Д. А. (колокольня), 1970-е гг.: Окунев — реставрация
  • Адрес: Трехсвятительский Малый пер., 4/6
  • Координаты: 37°38′40.41″E; 55°45′15.27″N

Распечатать информацию об объекте

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого известен с 1406 года, как домовый митрополичий храм, пристроенный к церкви Флора и Лавра в великокняжеской загородной резиденции.

После перенесения великокняжеской усадьбы в Покровское, храм стал приходским. Среди прихожан церкви были как мастера-ремесленники, так и знать (Шуйские, Акинфовы, Глебовы). В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан вместо старой деревянной церкви был сооружен новый каменный двухэтажный храм. На нижнем этаже были устроены теплые приделы — южный Трехсвятительский и северный, освященный во имя Флора и Лавра. Второй этаж занимал холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1770-х годах церковь перестраивалась на средства состоятельных горожан, проживающих вблизи Трехсвятительской церкви. Во второй половине XVIII века неподалеку жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины.

После войны 1812 года церковь стала приписной к храму Иоанну Предтечи упраздненного Ивановского монастыря. По просьбе прихожан в 1815 году церкви вернули самостоятельность, тогда же началось восстановление храма, а в 1817 и 1818 годах были вновь освящены приделы.

На протяжении XIX века стараниями прихожан и старостами храма, которыми на протяжении ста лет были представители рода купцов Карзинкиных, храм перестраивался, обновлялся и процветал.

В 1927 году церковь была закрыта, частично разобрана и приспособлена под тюремные нужды НКВД. Позже здание храма переоборудовали под жилье, далее здесь размещались советские конторы, а в 1987 году помещение заняла мультипликационная студия «Пилот».

В 1970-х годах началась реставрация церкви. Под руководством архитектора Окунева были воссозданы древние формы храма и выстроена заново шатровая колокольня.

В 1992 году церковь возвращена РПЦ. Регулярные богослужения в храме возобновились с 1996 г. В последующие годы проходило постепенное восстановление храма. В настоящее время церковь действующая, богослужения проводятся по расписанию.

Заказать экскурсию по этому объекту

Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта

Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Разорение храма в 1812 году

Неимоверные бедствия принесли храму Трех Святителей на Кулишках события 1812 года. В огне пожара, охватившего Москву, были уничтожены многие окружавшие его дворцы, особняки, а также жилища простых людей. И хотя ущерб зданию оказался незначительным ─ обгорела лишь небольшая часть крыши, всё находившееся в нём было безжалостно разграблено, а что не удалось вынести ─ разрушено. Так, безвозвратно утерянными оказались престолы и находившиеся на них старинные антиминсы ─ шёлковые платы со вшитыми в них частицами мощей православных святых.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

Экскурсия храм Трех Святителей на Кулишках

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

История Голландской церкви в Москве

Евангелисты-реформаты, судя по записям немецкого путешественника Адама Олеария, еще в XVII столетии поставили на территории Первопрестольной столицы деревянную часовенку.

Документальные подтверждения разрешения на возведение культового строения реформатов относятся лишь к 1629-му году – временам правления самодержца Михаила Федоровича. Место тогда определили вне границ Белого города, неподалеку от Поганых (сегодня – Чистых) прудов.

В 1643-м часовню по велению властей закрыли, а в 1649-м и вовсе вышло Соборное уложение о сносе на Руси всех неправославных церквей. Голландцы вынуждены были переселиться в Немецкую слободу и на новом месте им все-таки удалось поднять очередную часовенку.

Уже при Петре I, лояльно относившемуся к иноземцам, голландской общине позволили возвести каменный храм на углу нынешних Бауманской улицы и Денисовского переулка. Деньги на строительство были выделены парламентом Нидерландов и бургомистром ее столицы – Амстердама – Николаасом Витсеном, посетившего тогда Российскую империю и даже тайно встречавшегося с патриархом Московским и Всея Руси Никоном.

В благодарность Витсену, прихожане Голландской церкви разместили на воротах девиз с его фамильного герба: «Труд побеждает всё».

Прихожанами этой церкви были известные в петровскую эпоху иноземцы генерал Патрик Гордон и Франц Лефорт, которого похоронили у стен храма и только в XIX столетии прах перезахоронили на Введенском кладбище.

Церковь реформатов сгорела в 1812-м году и только в 1834-м община перебралась в Малый Трехсвятительский переулок, выкупив здесь владение с каменным особняком XVIII столетия.

В 1844-м была проведена реконструкция старого строения по проекту зодчего Василия Алексеевича Балашова, который максимально возможно приспособил его для проведения церковных служб.

Московская община голландцев-реформатов росла и культовое здание не вмещало всех желающих. Именно поэтому в 1865-м году было принято решение о сносе старого и строительстве на его месте нового здания церкви. Проект разработал зодчий Герман Иванович Ниссен.

Храм построили в стиле эклектики. Парадный вход украшал отлитый из чугуна навес-зонтик (не сохранился). На втором уровне были устроены «итальянские» двухчастные оконные проемы. Завершением строения стал фронтон, размещенный над фризом.

Голландская церковь в Москве

Закрытие и разорение храма

Государственный переворот 1917 года стал началом многочисленных бед, постигших храм Трех Святителей на Кулишках в Москве. В течение первых десяти лет нового режима он продолжал действовать, но оказался в весьма мрачном окружении. Находившаяся рядом с ним Мясницкая полицейская часть была превращена в тюрьму, а в стенах Иоанновского монастыря устроен концлагерь.

Наконец, в 1927 году тюремная администрация потребовала закрытия храма, и, несмотря на протесты прихожан, он прекратил свою деятельность. Всё внутреннее убранство и церковная утварь, представлявшая собой историческую и художественную ценность, были вывезены и бесследно исчезли. В их числе оказалась и уникальная богородичная икона XVI века «Прозрение очес», весьма почитавшаяся и уцелевшая во время наполеоновского нашествия.

Храм Трех Святителей на Кулишках фото

В советский период лишённое купола и колокольни здание храма использовалось для различных городских нужд. Одно время в нём располагалась больница НКВД, затем её сменило общежитие, уступившее место складу, вытесненному впоследствии различными конторами. Наконец в 1987 году его арендатором стала мультипликационная студия «Пилот».

Таинства Церкви. Храм Трех Святителей при ОК «Архангельское»

Аудио

Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. – Добрый день! Я, Любовь Акелина, рада всем зрителям телеканала «Союз», всем, кто смотрит программу «Таинства Церкви». Не так давно мы вам рассказывали о великом освящении храма с весьма редким посвящением в честь трех святителей Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Этот храм расположен в Архангельском, и его настоятелем является протоиерей Владимир Волгин.
Батюшка, я рада, что сегодня наши телезрители могут воочию убедиться в красоте этого храма. Мы об этом с Вами говорили в одной из наших программ, но вскользь. Я говорила, что было великое освящение, о том, какое это было радостное, замечательное событие, а теперь есть возможность увидеть, каков же на самом деле этот замечательный храм, каково его замечательное внутреннее убранство и как красив он внешне. Отец Владимир, я уже сказала, что храм с достаточно редким посвящением… Знаете, я много фильмов сняла о храмах Москвы и Московской области – где-то около трехсот – и не помню ни одного храма с посвящением в честь трех святителей. Но иногда бывают приделы. Ваш храм посвящен трем святителям. Почему?

– Ну, я раскрою эти тайны. В 1999 году я встретился с директором Дома отдыха «Архангельское» (Царство ему Небесное, он умер) Василием Александровичем Малышевым.

Потом он был членом попечительского совета и первым старостой этого храма. Он был крепким хозяином – примерно с 24 лет занимал директорские, высокие должности. Когда был здесь, ему было около 60 лет. Я говорю: «Василий Александрович, у Вас всё есть на этих дачах. Это же государственные дачи, в которых проживают люди высокого чиновничьего ранга: правительства, Администрации президента и других направлений в правительстве и в управлении государством». Он говорит: «А чего недостает?» – «Недостает храма». 1999 год. Ну и, надо сказать, несмотря на то, что прошло уже восемь лет…

– Кризисный год.

– Да. И восемь лет прошло с выхода закона о совести и вероисповедании, но психология наших соотечественников так резко никогда не меняется. Здесь мы встречали разных лиц, и все-таки государство выбрало несколько иное направление, во всяком случае – не уничтожать Церковь, а, наоборот, как-то помогать ей возродиться, но немногие успели перестроиться, немногие задумались о смысле жизни и почему это происходит в нашем Российском государстве. Ведь национальную идею не надо искать – она в православии…

– Безусловно…

– Поэтому люди немножко как-то растерялись, наверное. Тем не менее этот человек выразил искреннее и ревностное желание построить здесь храм. И мы стали с ним продумывать эту идею, как построить. В частности, я подумал каким-то образом увековечить имя его святого… Мне показалось, что не очень правильно и мудро было бы назвать храм только в честь Василия Великого, тогда как есть три святителя. И, надо сказать, три святителя (дерзаю так говорить) принимали и принимают участие в моей жизни. В частности, святитель Иоанн Златоуст тоже. Почему я так говорю? Потому что меня рукоположил в Курской епархии в диаконское служение и через неделю в священнический сан архиепископ Хризостом, ныне митрополит, здравствующий, но находящийся на покое. Его последняя кафедра была Виленская и Литовская.

Благодарю Бога за то, что Господь послал такого епископа, который дерзновенно смог рукоположить нас в то непростое советское время, когда уполномоченные это запрещали. Но он рукоположил и очень заботился о таких священниках, как я. Мы празднуем его именины в день святителя Иоанна Златоуста. Я подумал: «Как бы хорошо назвать храм не в честь Василия Великого, а в честь трех святителей. Почему? Это вселенские учители, они проповедовали Евангелие и имели свое святительское служение в столетия, когда ереси потрясали Церковь. Они были высокообразованными людьми, и их проповедь обрела вселенские масштабы в Церкви.

Я подумал: как хорошо было бы назвать храм в честь трех святителей. Кстати говоря, когда владыка Хризостом меня рукоположил во священники, то направил меня в храм (это был первый храм под моим настоятельством) Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Я подумал, что сейчас Россия находится именно в таком положении, когда нуждается во вселенской проповеди. И в честь таких святых было бы хорошо утвердить и учредить храм. Уже само название могло бы располагать людей к изучению их жизни, а в конечном итоге, может быть, к обращению к их глубокомысленным проповедям и словам, которые прославили Православную Церковь, православие во всем мире. И на этом мы утвердились. Директору Василию Александровичу понравилась эта идея, он согласился и предложил: «Давайте мы построим „храм-часовню”». Я спросил: «А почему Вы так хотите?» – «Ну, когда мы говорим “храм”, “церковь”, то представляем себе более-менее существенное строительство, а храм-часовня – это как бы храм, но маленький, для того чтобы не отпугнуть людей».

И стали разрабатывать план. Я помню, праздновалось 80-летие (я, может быть, очень длинно рассказываю, но это история храма) Дома отдыха «Архангельское». Был один высокопоставленный человек уже из Администрации президента (во-первых, уже были собраны подписи проживающих здесь людей, которые выразили желание, чтобы храм был построен: 70-75% людей выступили за строительство храма), уже патриарху было направлено прошение, уже будущий председатель попечительского совета Дмитрий Анатольевич Медведев (тогда он был первым заместителем в Администрации президента) тоже списался с патриархом. И мы получили благословение на строительство. Этот человек, занимающий высокий пост (не буду говорить его фамилию; в общем-то, приличный человек; наверное, замечательный в своем роде), говорит: «Давайте, отец Владимир, мы организуем попечительский совет, я его возглавлю – и в путь: будем строить храм!»

На радостях я встречаюсь с директором, будущим старостой этого храма… А я же не знаю людей ни в Администрации президента, ни в Управлении делами президента – в этих структурах я совершенно не разбирался и до сих пор не разбираюсь… И называю фамилию… И вдруг с Василием Александровичем происходит что-то невероятное, он говорит: «Нет, только не этого человека! Если он станет председателем попечительского совета, то загубит все дело. А вот обратились бы Вы, Церковь обратилась бы к Дмитрию Анатольевичу Медведеву; может быть, он согласится возглавить попечительский совет».

Знаете, как в воду смотрел: Дмитрий Анатольевич после обращения к нему церковных людей стал председателем попечительского совета. Мы собрали членов попечительского совета, людей, которые согласились участвовать: это министры, заместители министров и так далее. Все они рухнули. В силу определенных обстоятельств нет ничего постоянного в жизни, многие потеряли свои ответственные должности и сейчас занимаются другим, не менее, может быть, ответственным делом в жизни, но уже не на такой, скажем, высоте.

А Дмитрий Анатольевич, по милости Божией, все возрастал, и я хочу выразить, конечно, ему глубочайшие слова признательности, потому что, безусловно, если бы не он был председателем попечительского совета, то храм был бы заморожен. Стоял бы остов храма и остов дома причта – и больше ничего. А Дмитрий Анатольевич проявлял очень большую заботу об этом храме. И поэтому он стоит и так дивно украшен мозаиками.

Какой же построить храм? Нам выделили сербов – в Управлении делами президента сказали, что они могут построить, прекрасно строят и так далее. Я говорю сербам: «Составьте эскизный архитектурный проект; мне предоставьте, пожалуйста». Они приготовили, и у меня заныло сердце – это был крайне неуклюжий, эклектичный тяжеловесный храм, смесь какой-то византийской архитектуры и современной…

– С готикой…

– Да. Я ужаснулся: такой храм здесь, в таком месте – ни в коем случае! И вот я в расстроенных чувствах… Моя дочь в то время училась на греческой филологии – изучала византийскую литературу и искусство; она говорит: «Папа, ну что ты расстраиваешься? Давай посмотрим, ведь нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое».

Согласна.

– Давай, говорит, посмотрим с тобой книжку по архитектуре и выберем какой-нибудь древний храм. Открыли «Историю искусств» и увидели храм ХII века Преображения Господня в Переславле-Залесском, в котором крестили преподобного Александра Невского.

– Дивный храм.

— Да, она говорит: «Может быть, вот этот храм?» Я понял, что он впишется в это место. Это, в общем, золотой век церковной архитектуры. Совершили обмеры храма, чертежи были приготовлены. Единственное, архитектор увеличил барабан в высоту на полтора метра, а так это точная копия. Конечно не в плане строительных материалов…

– Безусловно.

– И вместо луковицы, которая не была свойственна ХII веку, поставили шлем. Таким образом мы вышли из этого трудного положения. И когда я Василию Александровичу показал на этот храм, он испугался.

– Почему?

– Он мне сам признавался, что ходил на попечительский совет и у него колени дрожали. Почему? Потому что выходил не храм-часовня, а храмище – 37 метров на вершине креста. Но, надо сказать, был очень демократичный попечительский совет, они всё приняли, я убедительно сказал в каком-то смысле о том, что это особое место (если хотите, царское место), что князь Юрий Долгорукий проживал тоже в Переславле-Залесском, что Александр Невский крестился в этом храме и так далее.

И все приняли очень спокойно идею освоения такого величественного храма.

Храм построили. Естественно, нужно было украшать стены храма. Мы думали сначала украшать стены живописью. У меня была очень хорошая бригада художников, которые расписывали храмы, работали у нас в области реставрации, в храме Софии Премудрости Божией укрепляли фреску Комаровского. Они работали в престижных древних храмах. Я попросил эскизный проект. Когда они предоставили эскизный проект, я заплакал внутренне и понял для себя одну простую истину, что есть наверняка авторы, художники, которые, может быть, отличаются большим талантом… Да, это красиво, но это мертвечина. Эти фрески, я понял, будут только красивыми, но не будут отображать той внутренней наполненности, духовной экспрессии, что должно нести в себе любое изображение в храме.

Ведь помните (а я, кстати говоря, буду, наверное, сюда присылать людей, потому что все, кто посетил этот храм, в восторге от мозаик)…

– Я в восторге. Это правда: изумительные мозаики.

– Преподобный Иоанн Дамаскин, святой VII–VIII веков, когда его спрашивали, что такое православие, говорил: «Идите в Софию Константинопольскую и увидите, что такое православие». Не случайно делегация, которая была послана в Константинополь равноапостольным князем Владимиром, сказала о том, что они не знали, на небе или на земле присутствовали во время богослужения.

– Батюшка, прошу прощения, я Вас перебью, но мозаики очень сложно передать. С моей точки зрения, более сложно, чем живопись: все-таки внутреннее состояние святых, святых образов… Вы не боялись этого? Все-таки живопись легче, да?

– Да, сейчас я к этому подойду. Мне предоставили этот проект, и я понял, что к живописцам не надо обращаться. Я долгое время находился в переживаниях. Приехала одна моя духовная дочь с Кипра (она вышла замуж за киприота, он искусствовед) и говорит: «Батюшка, не переживайте, я совсем недавно познакомилась с исключительным мастером, он Вам наверняка понравится. Александр Давыдович Корноухов, мозаичист».

– Получается, лучшим он сейчас считается, да?

– Да, он в Равенне стал лауреатом на конкурсе среди мозаичистов – это родина мозаик. Он стал первым лауреатом. Он украшал храмы фрагментарно, в разных частях Европы, в России… Но вот совокупного храма у него не было никогда. Самое удивительное то, что мастерская его находится в десяти минутах ходьбы от храма Софии Премудрости Божией. И когда я пришел и увидел, то обомлел. Я понял, что это тот самый художник, который должен украсить наш храм своими мозаиками. Они жили внутренней какой-то совершенно удивительной, наполненной духовностью, если вообще можно говорить об образах так, как я говорю. И они меня наполняли: мою душу и мое сердце.

Я обратился к нему с этим предложением, он согласился. И вот – храм украшен мозаиками. Когда еще храм не был освящен, еще все в лесах стояло, большинство мозаик было закрыто. Но все равно то, что видел глаз человеческий, удивляло, восхищало, и я понимал, что храм уже живет, несмотря на то, что освящения еще не было. До освящения нужно было дожить. А надо вам сказать, что мы строили храм на протяжении 14 лет – с 2003 года по 2020 год. Храм пережил много бурь, много неприятностей, много нестроений и в связи с зодчими, и в связи со многими разными препятствиями на пути к освящению и завершению строительства, но сейчас сияет благолепием, красотой. И, не побоюсь этого слова (и не нам, а Тебе, Господи, слава!), является памятником архитектуры и искусства.

– Отец Владимир, может быть, Вы определите значение для нас сейчас, для Русской Церкви, трех святителей? Для простых православных людей, которые приходят в церковь?

– Вы знаете, если просто смотреть на трех святителей как на образ, – это одно. Любой иконографический образ несет в себе большую духовную энергию, заряд. И уже сам по себе проповедует Христа. Но если смотреть вне контекста их творений, то тогда непонятно становится. Я считаю, что нужно прочитать этих святителей, прежде всего Иоанна Златоуста. Вот он, Иоанн Златоуст, творил со мной невероятное: благодаря чтению святителя Иоанна Златоуста я стал по-настоящему православным человеком; я понял, что такое православие и как оно отличается от западного христианского мировоззрения.

– Огромное спасибо, отец Владимир. Я просто хочу пожелать долгой жизни вашему храму, чтобы он наполнялся прихожанами. Ну и, я думаю, хорошего духовного развития. Вам огромное спасибо за труды, за этот прекрасный храм, за эту прекрасную мозаику. Я понимаю, что был попечительский совет и было много помощников у Вас, но у меня есть любимая фраза: «роль личности в истории никто не отменял». Конечно, всегда должен быть один человек, который движет всем процессом. Этим человеком, безусловно, были Вы. И Ваша матушка всегда была рядом и несла тяготы по такому очень тяжелому служению, как выдвижение храма. Большое Вам спасибо и многая лета!

– Благодарю Вас! Всем тоже многая лета!

– Спасибо. Сердечно благодарю всех, кто смотрел нашу программу «Таинства Церкви». Я, Любовь Акелина, с вами прощаюсь, желаю вам всего самого доброго и жду вас каждую субботу в 13.00 по московскому времени.

Записала Елена Казакова

Возрождение поруганной святыни

Храм Трех Святителей на Кулишках (адрес: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., д. 4/6) был возвращён в собственность Русской православной церкви в июне 1992 года, но ещё в течение четырёх лет в нём по-прежнему размещались мультипликаторы, не имевшие на тот момент иного помещения. Таким образом, первую литургию удалось отслужить лишь в 1996 году. Произошло это знаменательное событие в верхнем храме и было приурочено к 6 июля ─ дню празднования Владимирской иконы Божьей Матери.

Для возобновления регулярных богослужений храм, долгие годы использовавшийся в хозяйственных нуждах и обезображенный многочисленными перестройками, следовало привести в надлежащий вид. Для этого потребовалось много времени и большие капиталовложений, обеспечить которые удалось благодаря помощи ряда государственных структур и частных организаций. Немалую роль в этом сыграли и добровольные пожертвования москвичей, желавших помочь восстановлению храма Трех Святителей на Кулишках.

Храм Трех Святителей на Кулишках адрес

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Адрес:95011, г. Симферополь, ул. Гоголя, 16
Телефон:+380-652-255252
Настоятель:Митрополит Лазарь

Рождение храма Трёх Святителей промыслительно связано с основанием в Симферополе Таврической духовной семинарии. Первым ходатаем перед Святейшим Синодом об открытии в нашем крае семинарии был епископ Алексий (Ржаницин). Но из-за отсутствия денежных средств идея не воплотилась.
Сменивший на Крымской кафедре владыку Алексия архиепископ Гурий (Карпов), ныне причисленный к лику святых, предоставил необходимые материалы в Священный Синод, который после их рассмотрения определил: «Открытие Таврической семинарии произвести постепенно в течение 6 лет, начиная со второй половины 1870 года». 30 мая 1869 года императором Александром II было подписано разрешение на открытие в Крыму Таврической духовной семинарии.

Здание семинарии торжественно заложили 11 апреля 1871 года. Здание семинарии сооружалось по проекту губернского архитектора К. Н. Еремеева и инженера В. А. Грачёва. Строительством руководил подрядчик Н. А. Масяхин, купец I гильдии г. Севастополя известный в г. Симферополе построением храмов, гимназии, детского приюта.

По мере укрепления значения и роли Таврической духовной семинарии появилась необходимость в сооружении большой, самостоятельной, отдельно стоящей семинарской церкви.

В 1900 году, 18 июля, в честь 25-летия семинарии такая церковь была заложена. В августе 1900 года младший архитектор Таврического Губернского Правления А. И. Карапетов представил в правление семинарии проект и смету церкви. Подрядные работы были предложены известному в епархии строителю церквей бердянскому купцу Николаю Соловьеву.

Работы были начаты в феврале 1901 года и завершены в сентябре 1903 года. Трёхсвятительская церковь была освящена 11 сентября 1903 года.

В том же году инспектор семинарии Р. Соколов составил описание церкви и её интерьера, которое сохранилось до наших дней и содержит в себе следующие сведения:

«Вновь отстроенный семинарский храм представляет высокую, и очень красивую базилику по типу древнехристианских церквей… Внутри храма алтарная часть приподнята над средней частью на две ступени и огорожена дубовым иконостасом, исполненным на Петербургской фабрике Жевержева…

Средняя часть храма с высокой аркой, поддерживающей купол, делится на два нефа. Около каждой стороны арки с запада помещены лучшие иконы старого храма. Стены храма в средней части ещё в недостаточной мере заполнены иконами.

Живопись новейшего смешанного стиля, в котором соединяются строгие черты и красоты старого византийского письма с техническими приёмами нового стиля.

Росписи семинарской церкви выполнены художником Праведниковым Дмитрием Петровичем. Им также были выполнены росписи Духовного мужского училища в г. Симферополе…»

В Трёхсвятительском храме молились выдающиеся деятели Русской Церкви: духовник царской семьи (Государя императора Николая II) епископ Феофан (Быстров) Полтавский, который возглавлял Крымскую кафедру в 1910–1912 годах; о. Сергий Булгаков, философ, в будущем профессор Богословского института в Париже, преподававший в Таврической семинарии в 1919–1920 годах, последний ректор духовной семинарии архимандрит, впоследствии митрополит, Венимамин (Федченков) — знаменитый иерарх Русской Православной Церкви, горячий патриот своего Отечества, духовный писатель, оставивший читателям яркие образы крымских праведников, которых ему довелось наблюдать в свою бытность в Крыму…

После революции и захвата Крыма революционным войсками в ноябре 1920 года, приказом Крымревкома о перестройке учебных заведений Таврическая духовная семинария была закрыта. В1922 году была закрыта и семинарская церковь Трёх Святителей. В 20-е годы храм был лишен куполов, утратил стенную роспись, а также высокой художественной ценности дубовый иконостас. Трёхсвятительская церковь онемела — была разрушена дворовая колокольня. Долгие годы храм использовался не по назначению, в последнее время — в качестве архива.

1989 года Трехсвятительская церковь передаётся Симферопольской и Крымской епархии и снова возвращается к своему духовному призванию. Здесь возобновляются богослужения.

2 апреля 1989 года владыка Варлаам, архиепископ Симферопольский и Крымский, совершил чин освящения храма, и храм начал жить полнокровной молитвенной жизнью. В 1990 году настоятелем храма был поставлен протоиерей Георгий Северин, и закипела работа.

В связи с возвращением Таврической семинарии в 1997 году и созданием на её базе по благословению правящего архиерея, пастырского духовного училища Симферопольской и Крымской епархии, Трехсвятительская церковь снова обретает свое изначальное предназначение — быть домом молитвы для учащих и учащихся, быть образцом священнического служения для будущих пастырей.

С 2007 года храму вернули статус семинарского. Теперь под настоятельством ректора Таврической Духовной Семинарии, правящего митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря воспитанники Духовной Школы ежедневно возносят молитвы пред Престолом Господа Вседержителя. С 2008 года храм начинают активно реставрировать, так что к данному моменту ему возвращается былое величие и роскошь.

Расписание богослужений

В 2003 году удалось наконец совершить первое богослужение в нижнем помещении храма, но и после этого потребовалось ещё 7 лет реставрационно-восстановительных работ, прежде чем в феврале 2010 года было совершено великое освящение, и среди прочих святынь столицы своё достойное место занял храм Трех Святителей на Кулишках.

Расписание церковных служб, появившееся на его дверях и свидетельствующее о возрождении этой некогда попранной святыни, в общих чертах сходно с графиком работ большинства столичных храмов. В зависимости от дней недели, а также тех или иных праздников, утренние богослужения начинаются в 8:00 или в 9:00, вечерние же проводятся с 17:00.

Это лишь общие сведения, поскольку годичный круг богослужений весьма обширен, и расписание может меняться. Для получения информации, касающейся какой-либо конкретной даты, следует зайти на приходской интернет-сайт или обратиться непосредственно в храм.

Храм Трех Святителей на Кулишках в Москве

По святым местам

«Кулички», как скажут вам знатоки московской жизни и истории, — место совершенно необычное. Прежде всего, по количеству «молельных мест» — церквей, соборов, приходов. Например, проходя мимо, нельзя не зайти в храм Рождества Богородицы на Кулишках. Его ещё называют «Рождественской церковью на Стрелке». Это православное духовное заведение, относящееся к Покровскому благочинию епархии столицы.

Храм Всех Святых на Кулишках и другие достопримечательности Москвы

Желающие посетить данный храм на Кулишках в Москве должны отправиться в район Таганки (Центральный административный округ). Главная особенность церкви: службы тут проводятся на церковнославянском языке и осетинском наречии. Один из пределов посвящён Иоанну Богослову, второй — Дмитрию Солунскому.

Новая жизнь древнего храма

Сегодня возрождённый из небытия храм, носящий имя трёх величайших столпов христианской веры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, как и в давние годы, входит в число ведущих духовных центров Москвы. Распространение знаний, необходимых каждому православному христианину, является приоритетным направлением деятельности всего клира храма Трех Святителей на Кулишках. Воскресная школа, занятия в которой рассчитаны не только на детей, но и на взрослых прихожан, помогает восполнить пробел религиозной культуры, который возник у населения за годы господства тотального атеизма.

В то же время большое внимание уделяется историческому и культурному значению, которое имеет храм Трех Святителей на Кулишках. Экскурсии, регулярно организуемые различными туристическими агентствами при содействии настоятеля храма протоиерея отца Владислава (Свешникова), помогают не только увидеть эту жемчужину церковного зодчества, но и подробно ознакомиться с её историей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: