Строительство успенского собора в Москве. История строительства, даты


Главный храм Русского государства — именно таким официальным статусом на протяжении почти четырёх веков обладал Успенский собор, располагающийся на нынешней территории Московского кремля. Не преуменьшилось его значение для духовной жизни нашей страны и после того, как страна стала Российской империей, а столицу перенесли в Санкт-Петербург. Успенский собор продолжал оставаться местом коронации абсолютно всех российских императоров, начиная с Петра II.

Вопрос-ответ От дуба к кирпичу: как менялся московский Кремль? Инфографика

30 апреля 2020 года Успенский собор, такой, каким мы его знаем сегодня, отмечает своё 544-летие с момента закладки первого камня в 1471 году. Однако первые храмы на этом самом месте появились задолго до того, как Успенский собор приобрёл свой нынешний вид.

От дерева к белому камню

Храм стоял на нынешнем месте Успенского собора едва ли не с момента основания. Но лишь в XIV веке, при княжении Ивана I,на смену деревянному собору пришёл каменный, ставший первым каменным храмом во всей Москве.

Стены собора Успения Пресвятой Богородицы, сооружённого в 1326–1327 годах, были выполнены из белого камня. Этот четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм был выполнен по образцу Георгиевского собора, расположенного в городе Юрьеве-Польском, что во Владимирской области. Увенчанный характерными для архитектуры того времени кокошниками храм был выложен грубой кладкой из квадр белого камня, перемежающихся с гладкотёсанными элементами архитектурного декора.

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако ближе к концу XV века храм обветшал и требовал реконструкции — своды приходилось подпирать лесами, а крыша то и дело грозила обвалиться. Да и по своей архитектуре, и по своим размерам храм перестал соответствовать статусу главного кафедрального собора растущего государства Московского.

«Метрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми», — говорится в летописи, датированной примерно 1471 годом.

Как добраться до Усенского собора

До Кафедрального патриаршего собора Успения Пресвятой Богородицы можно добраться как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно. В последнем случае необходимо будет воспользоваться общественным транспортом или службой такси.

Попасть к достопримечательности можно и на личном автомобиле, доезжать следует до Кремля.

Точный адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная площадь.

Как добраться от Киевского вокзала:

Как добраться от аэропорта Домодедово:

  • Вариант 1

    Пешком:700 метров.

    Электричка:от аэропорта Домодедово до Павелецкого вокзала (45 минут).

    Пешком:400 метров.

    Метро:от станции Павелецкая по зеленой ветке до станции Театральная (5 минут).

    Пешком:1,5 километра.

  • Вариант 2

    Пешком:500 метров.

    Автобус:от аэропорта Домодедово на автобусе №308 до ст. м. Домодедовская (44 минуты).

    Пешком:210 метров.

    Метро:от станции Домодедовская по зеленой ветке до станции Театральная (29 минут).

    Пешком:1,5 километра.

Успенский собор на карте

«Быть трус во граде Москве»

В том же 1471 году, 30 апреля по новому стилю, и заложили первый камень нового главного собора государства. Строительство было доверено двум русским зодчим Кривцову и Мышкину. По их задумке, храм должен был поражать своими размерами — ничего подобного на Руси до этого не видывали.

Одна только кладка стен продолжалась порядка пяти лет и даже не была завершена к 1475 году. Однако завершиться строительству под руководством двух известных зодчих было не суждено. Причиной срыва послужило одно из немногих землетрясений, зафиксированных на территории нынешней Москвы, обычно не подверженной колебаниям земли.

«Быть трус во граде Москве и церковь Святой Богородицы, сделанная бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися», — говорится в записи летописца о том времени.

Это землетрясение стало первым из немногих, задокументированным на территории современной Москвы. Но оно оказалось настолько сильным, что стены возводившегося на протяжении четырёх лет храма не выдержали и разрушились практически до основания.

Отрывок, характеризующий Успенский собор (Москва)

В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места. Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе. Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», [Она должна быть моей женой,] и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение. Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано. – Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня… Берг покраснел и улыбнулся. – И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи. Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было. Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову. – Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен… И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. – Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло… Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч. – Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня. Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее. С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых. Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие: – В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе. Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом. Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой. Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу. – Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой. – Как вы похорошели! «Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи. – А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее. Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS. Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых. Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой. – Ну, ну, ну, – сказала мать. – Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко. – Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение. Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери. – Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать… Наташа закрыла рукою рот матери. – О Борисе… Я знаю, – сказала она серьезно, – я затем и пришла. Не говорите, я знаю. Нет, скажите! – Она отпустила руку. – Скажите, мама. Он мил? – Наташа, тебе 16 лет, в твои года я была замужем. Ты говоришь, что Боря мил. Он очень мил, и я его люблю как сына, но что же ты хочешь?… Что ты думаешь? Ты ему совсем вскружила голову, я это вижу… Говоря это, графиня оглянулась на дочь. Наташа лежала, прямо и неподвижно глядя вперед себя на одного из сфинксов красного дерева, вырезанных на углах кровати, так что графиня видела только в профиль лицо дочери. Лицо это поразило графиню своей особенностью серьезного и сосредоточенного выражения. Наташа слушала и соображала. – Ну так что ж? – сказала она. – Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж. – Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа. – Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня… оттого, что ты и сама не любишь его. – А почему вы знаете? – Я знаю. Это не хорошо, мой дружок. – А если я хочу… – сказала Наташа. – Перестань говорить глупости, – сказала графиня. – А если я хочу… – Наташа, я серьезно… Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май». – Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать. – Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит. – Сходит? – повторила Наташа. – Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin… – Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик? – Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить… – Отчего же не надо, коли ему хочется? – Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится. – Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность. – Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать. – Не замуж, а так , – повторила она. – Как же это, мой друг? – Да так . Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так . – Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом. – Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…

Храму быть

После природного катаклизма Иван III принял решение сменить архитектора и пригласил из Италии известного зодчего того времени Аристотеля Фиорованти, который полностью разобрал остатки существовавшего здания и начал строительство нового храма — по образу и подобию уже существовавшего Успенского собора во Владимире.

Строительство завершилось в 1479 году, когда собор и был освящён митрополитом Георгием. Храм получился поистине огромным для Москвы, доселе не видывавшей таких масштабных каменных сооружений. С тех пор практически в неизменном виде храм и дошёл до наших дней — шестистолпным, пятиглавым, пятиабсидным собором.

Основная роспись храма проходила в конце XV – начале XVI веков. В ней принимал участие известный иконописец Дионисий. Однако спустя почти полтора века собор был расписан заново. Правда, в отдельных местах всё же остались фрагменты первоначальной росписи, которые сегодня являются уникальными памятниками древней фресковой живописи на территории Московского кремля.

Успенский собор. Вид с южной стороны. Фото: Commons.wikimedia.org

Первое венчание на царство в этом соборе произошло почти полвека спустя после закладки первого камня — в 1547 году на царствие был повенчан Иван IV, впоследствии прозванный Грозным. Здесь же проходил и Земский собор, на котором в 1613 году государем всея Руси был избран Михаил Фёдорович — именно здесь зарождалась история царского рода Романовых, правящих Россией вплоть до революции 1917 года, когда к власти пришли большевики.

За это время храм пережил множество несчастий — часто страдал от пожаров, после каждого из которых его ждало обновление или полная реставрация. В 1547 году после одного из таких пожаров были обновлены купола собора — вызолоченными медными листами. Так Москва стала златоглавой.

Наибольший урон храм понёс в 1812 году, когда его стены были осквернены солдатами армии Наполеона. Само здание было в очередной раз подожжено, а все сокровища, в том числе и православные реликвии, были вынесены французами. Правда, многие ценности ещё ранее удалось спасти, эвакуировав их в Вологду.

Репродукция картины Василия Васильевича Верещагина «Французы в Успенском соборе в Москве». Государственный исторический музей. Фото: РИА Новости

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 гг. Заново храм был расписан в 1642–1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Сегодня

На грани XIX и XX веков храм несколько раз подряд реставрировался, продолжая оставаться главным собором в Российской империи. Здесь же в 1917 году на Всероссийском поместном соборе Православной церкви было принято решение о восстановлении патриаршества в российской церкви и чуть позже — интронизация патриарха Тихона.

Однако в том же году грянула революция. Вскоре богослужения в храме были прекращены, а весь Московский кремль закрыт для посещения простым народом — в кремлёвские дворцы переехал Владимир Ленин с остальным руководством государства. Последняя перед закрытием служба прошла 5 мая 1918 года — на Пасху.

Долгое время судьба собора оставалась неясной, пока в 1955 году в его стенах не был открыт музей. Фактически, частью экспозиции храм остаётся и по сей день, являясь частью Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский кремль». Но отдельные службы с благословения патриарха всё же в храме проводятся.

Храм тысячелетней истории. Успенский собор в фотографиях

Строительство собора проходило с соответствующим размахом – были заказаны мастера из Италии, которые при этом работали в тесном сотрудничестве с отечественными зодчими.

Строительство собора проходило с соответствующим размахом – были заказаны мастера из Италии, которые при этом работали в тесном сотрудничестве с отечественными зодчими. РИА Новости

После пожара 1185 года Всеволод III расширил собор. Были пристроены боковые галереи, увеличилась алтарная часть.

После пожара 1185 года Всеволод III расширил собор. Были пристроены боковые галереи, увеличилась алтарная часть. РИА Новости

Для росписи собора в начале XV века пригласили ведущего живописца Руси Андрея Рублёва. Он написал множество икон, создал ряд фресок для собора. На данный момент Успенский собор является одним из редких мест, в которых сохранился оригинальный Рублёв.

Для росписи собора в начале XV века пригласили ведущего живописца Руси Андрея Рублёва. Он написал множество икон, создал ряд фресок для собора. На данный момент Успенский собор является одним из редких мест, в которых сохранился оригинальный Рублёв. РИА Новости

Следующей важной реконструкцией был перестройка XVIII века. Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма и выделила на ремонт 14 тысяч рублей.

Следующей важной реконструкцией был перестройка XVIII века. Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма и выделила на ремонт 14 тысяч рублей. РИА Новости

В 80-х годах XX века Успенский собор также подвергался косметическому ремонту, однако каким-либо переделкам храм не подвергся.

В 80-х годах XX века Успенский собор также подвергался косметическому ремонту, однако каким-либо переделкам храм не подвергся. РИА Новости

Именно в Успенском соборе в 1988 году прошло торжественное богослужение в честь празднования 1000-летия крещения Руси.

Именно в Успенском соборе в 1988 году прошло торжественное богослужение в честь празднования 1000-летия крещения Руси. РИА Новости

Сейчас Успенский собор включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас Успенский собор включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. РИА Новости

Храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Успенский является главным кафедральным собором Владимирской епархии.

Храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Успенский является главным кафедральным собором Владимирской епархии. РИА Новости

В храме проводятся регулярные службы, но по большей части он открыт как музейная экспозиция.

В храме проводятся регулярные службы, но по большей части он открыт как музейная экспозиция. РИА Новости

Сегодня существует опасность для фресок, поскольку они могут разрушены из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, но с этим борются путём модернизации системы вентилирования.

Сегодня существует опасность для фресок, поскольку они могут разрушены из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, но с этим борются путём модернизации системы вентилирования. РИА Новости

Сам по себе Успенский собор является каноническим образчиком белокаменного зодчества домонгольской Руси. В своё время он послужил примером для поздних соборов, например, Успенского собора Аристителя Фиораванти.

Сам по себе Успенский собор является каноническим образчиком белокаменного зодчества домонгольской Руси. В своё время он послужил примером для поздних соборов, например, Успенского собора Аристителя Фиораванти. РИА Новости

Успенский собор Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор Московского Кремля — уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

Храм тысячелетней истории. Успенский собор в фотографиях

Строительство собора проходило с соответствующим размахом – были заказаны мастера из Италии, которые при этом работали в тесном сотрудничестве с отечественными зодчими. РИА Новости

После пожара 1185 года Всеволод III расширил собор. Были пристроены боковые галереи, увеличилась алтарная часть. РИА Новости

Для росписи собора в начале XV века пригласили ведущего живописца Руси Андрея Рублёва. Он написал множество икон, создал ряд фресок для собора. На данный момент Успенский собор является одним из редких мест, в которых сохранился оригинальный Рублёв. РИА Новости

Следующей важной реконструкцией был перестройка XVIII века. Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма и выделила на ремонт 14 тысяч рублей. РИА Новости

В 80-х годах XX века Успенский собор также подвергался косметическому ремонту, однако каким-либо переделкам храм не подвергся. РИА Новости

Именно в Успенском соборе в 1988 году прошло торжественное богослужение в честь празднования 1000-летия крещения Руси. РИА Новости

Сейчас Успенский собор включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. РИА Новости

Храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Успенский является главным кафедральным собором Владимирской епархии. РИА Новости

В храме проводятся регулярные службы, но по большей части он открыт как музейная экспозиция. РИА Новости

Сегодня существует опасность для фресок, поскольку они могут разрушены из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, но с этим борются путём модернизации системы вентилирования. РИА Новости

Сам по себе Успенский собор является каноническим образчиком белокаменного зодчества домонгольской Руси. В своё время он послужил примером для поздних соборов, например, Успенского собора Аристителя Фиораванти. РИА Новости

Что посмотреть

Успенский собор будет интересен как достопримечательность не только верующим гражданам, но и тем, кто увлекается историей, иконописью, архитектурой. В его стенах собрана уникальная коллекция изображений святых.

Архитектура

На сегодняшний день это единственное в Москве и на территории Кремля строение, первоначальный облик которого удалось сохранить и восстановить спустя столетия. Над строительством храма в разное время корпели такие специалисты, как Кривцов и Мышкин, а также итальянец Аристотель Фиораванти. Совместными усилиями им удалось создать православный памятник — белокаменную пятиглавую церковь, которая визуально состояла из 12 квадратов, разделенных крестовыми сводами.

К работе над строительством собора были привлечены лучшие мастера государства, а также итальянский архитектор

Некоторые элементы здания были построены из обычного кирпича — это и своды, и восточная стена, и алтарная преграда, и круглые столпы. Правда, часть из них все же позже облицевали камнем белого цвета, чтобы сделать внешний вид постройки единым и более гармоничным.

Фасад Успенского собора после реставрации

Во время проектирования объекта предусмотрели возможную роспись фасадов. Позже на южной стене появился образ Владимирской Богоматери, рядом с которым расположились архангелы Михаил и Гавриил. Здесь же можно увидеть фрески митрополитов Москвы — Петра, Иона, Алексия, Филиппа.

На южной стороне фасада изображена икона Владимирской Богоматери

Северную сторону украшает фреска “Собор апостолов”, а также Исай, Пафнутий Боровский, Леонтий и Игнатий Ростовские, Сергий Радонежский и Дмитрий Прилуцкий. На восточном фасаде появилась картина “Новозаветная Троица”.

'На северной стороне, под башнями, изображена фреска

В южной части храма установили двустворчатые врата. Существует легенда, по которой они были привезены самим Владимиром Мономахом. Двери украшены библейскими изображениями. Этот вход считался центральным, именно через него внутрь попадали члены царской семьи.

Центральный вход украшен библейскими изображениями, и раньше был использован для входа царственных особ

Есть у этой церкви еще одна уникальная особенность — звонящий колокол, который на сегодняшний день считается самым большим на территории Москвы.

Иконостас

Эксперты сходятся во мнении, что ценность Успенского собора заключается в его главном иконостасе, год создания которого записан в исторических справках как 1653. Для создания этого уникального элемента пригласили 69 мастеров-иконописцев. Они прибыли в Москву из Осташкова, Ярославля и Костромы.

Главной особенностью Успенского собора является иконостас, который был изготовлен более 5 веков назад

Иконостас был разделен на 5 ярусов — праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный и местный. Их общая высота равняется 16 метрам. Каждый из рядов или чинов, как принято говорить в православном мире, представляет собой уникальную картину. Можно увидеть изображения Святой Троицы, пророков, стоящих перед Богоматерью, а также сценки из Евангелия — Рождество Богоматери, Успение Пресвятой Богородицы, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Страшный суд и т.д.

Иконы собора расположены на несколько ярусов, и в некоторые места есть доступы только духовным особам

Особым украшением интерьера церкви считают икону “Спас на престоле”, датированную 11-м веком. Есть более молодые, но не менее ценные шедевры иконописи — например, “Митрополит Петр с житием”. В некоторых исторических справках сказано, что создателем этой картины значится Дионисий.

'Фреска

В первой половине 20-го века собрание икон собора пополнилось несколькими образами, прибывшими в Москву из Соловецкого монастыря.

Стоит посетить все уголки собора, чтобы проникнуться святой историей и чудесами, связанными с иконами

Царское место

В южной части храма непосредственно перед иконостасом находится необычное сооружение. Оно представляет собой шатер, созданный из липового и орехового дерева. Появилась эта деталь в интерьере собора еще во времена правления Ивана Грозного и по его приказу. Вот уже несколько столетий достопримечательность называют не иначе как Царское место.

В Московском государственном историческом музее есть уменьшенная копия Царского места. Там его можно рассмотреть более детально

Высота шатра равняется 6,5 метрам. У основания расположились четверо зверей. Создатель сего шедевра использовал большое количество мелких резных деталей, напоминающих животных, птиц, цветы и другой растительный орнамент. На стенах Царского места можно рассмотреть и барельефы из дерева.

Венчает шатер резные фигуры зверей и цветов а по периметру есть надписи на старославянском языке

Купол шатра украшают кокошники и двуглавый орел. На фриз были нанесены фразы и записи из Священного Писания. Если рассматривать более подробно барельефы на столбах Царского места, можно заметить небольшие сценки из “Сказаний о князьях Владимирских”. Во время реконструкции, проведенной в 1907 году, орнаменты и надписи покрыли позолотой.

Купол Царского места украшен барельефами сказаний о князьях Владимирских и крещении Руси

Некрополь

Спустя 56 лет после того, как Успенский собор был построен, здесь завели традицию хоронить митрополитов и патриархов. Изначально планировалось, что в усыпальнице будут погребать не только представителей духовенства, но и высокопоставленных чинов. Но после завершения строительства некрополя в Архангельском соборе от этой идеи отказались.

Большая часть захоронений приходится на Архангельский собор, в котором выстроен полноценный некрополь

На сегодняшний день в соборе находятся могилы 20 глав Русской церкви. Захоронения располагаются в разных частях сооружения. Надгробия долгое время представляли собой обычные памятники, но в 1913 году они были скрыты под чехлами, выполненными из серебреной латуни, украшенными золотыми крестами и надписями.

В Успенском некрополе захоронены останки 20 глав государств. Их гробницы украшены красным саваном и золотыми надписями

Несмотря на то, что на территории храма хоронили исключительно патриархов и митрополитов, когда-то была здесь и могила московского, владимирского и новгородского князя Юрия Даниловича.

В Успенском соборе ранее был захоронен князь Юрий Данилович, сейчас его мощей там больше нет

Еще одна яркая деталь Успенского собора — Гроб Господень, где находится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень.

Часы работы и стоимость билетов

Часы работы:

  • С 15 мая до 30 сентября — с 09.30 до 18.00 (выходной — четверг);
  • С 1 октября по 14 мая — с 10.00 до 17.00 (выходной — четверг).

Стоимость билетов:

  • Взрослым — 700 руб.;
  • Студентам — 350 руб.

Льготы предоставляются только детям до 16 лет, инвалидам и их сопровождающим, сотрудникам музеев Министерства культуры РФ, военнослужащим, гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, участникам ВОВ.

В Успенский собор Кремля можно попасть как на богослужение, так и в рамках экскурсии. Стоит заранее узнавать, какие мероприятия проходят в день посещения

Правила посещения

  • На входе в музейный комплекс следует в обязательном порядке пройти досмотр.
  • Нельзя проносить внутрь взрывчатые, ядовитые вещества, алкогольные напитки.
  • На экскурсию не следует брать с собой дорожные сумки или чемоданы, а также велосипеды и самокаты.
  • К участию в богослужениях, проходящих здесь только по крупным православным праздникам, допускаются граждане, получившие разрешение Московской патриархии Русской православной церкви. Для осмотра собора в качестве достопримечательности разрешение не требуется.
  • Разрешается производить фото- и видеосъемку на территории Московского Кремля.

Недавно Успенский собор был отреставрирован и в его подвалах были найдены еще несколько фресок

Интересные факты

  • Успенский собор был основан в 14-м веке великим князем Иваном I Даниловичем Калитой.
  • Храм был перестроен несколько раз — дважды после пожаров и один раз после землетрясения.
  • Здание является самым старым в Москве, из числа тех, что сохранились в первоначальном виде до наших дней.
  • На территории храма расположены усыпальницы патриархов Москвы.
  • В этой церкви прошла коронация последнего российского императора Николая II.
  • Литургии и богослужения здесь проводятся редко — в основном только по большим православным праздникам.

В особенные для христианского мира дни, в Успенском соборе богослужения проводит митрополит

Полезные советы

  • Приобретать билеты удобнее всего на официальном сайте Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, так как очереди в кассу могут быть длинными.
  • Не рекомендуется приезжать в Кремль на личном автомобиле — могут возникнуть проблемы с парковкой.
  • Женщинам следует заранее озаботиться гардеробом, так как посещать эту достопримечательность с непокрытой головой и открытыми коленями или плечами нельзя.
Панорама около Успенского собора Кремля в Москве

По каким причинам отказались наши зодчие?

Однако они отказались от этого поручения. Почему? Одна из летописей гласит, что «умельцы» из независимой республики попросту побоялись осуществлять строительство Успенского собора в Москве (век – 13) ввиду сложности самой работы. Однако, принимая во внимание крутой норов русского князя, в это верится с трудом. Должна быть еще одна причина и историки связывают ее с ересью, которой мог «морально» противостоять только итальянец Аристотель Фиорованти. Дело в том, что собор, который в конечном итоге спроектировал иностранец, с точки зрения соблюдений традиций русского зодчества выполнен практически идеально.

Строительство Успенского собора в Москве век

Единственное, что вызывало сомнение – это святые мощи. Возможно, имелись веские основания полагать, что «покоившиеся» мощи принадлежат человеку, который вел отнюдь не праведный образ жизни. При этом Софья Полеолог, выйдя замуж за Ивана 3, привезла с собой в качестве приданного много вещей религиозного значения. И если предположить, что во время восстановления собора имела место смена мощей, то, принимая во внимание принципы отечественного градостроительства, поменялось «тайное имя» и, соответственно «судьба» населенного пункта. А между тем историки отмечают, что как раз при Иване 3 рачительно изменился сам ритм развития страны.

Строительство собора

Первая каменная церковь на месте будущего Успенского собора была заложена в Москве еще в 1326 году по повелению первого митрополита московского Петра и князя Ивана Калиты. Предполагается, что каменное здание решили возвести вместо пришедшей в негодность деревянной церквушки. Именно тогда Москва получила важный статус первопрестольного города, и новый собор должен был стать преемником Успенского собора во Владимире. В будущем главном храме государства уже спустя несколько месяцев похоронили его основателя, митрополита Петра. В честь усопшего Иван Калита устроил в соборе отдельный придел Поклонения веригам апостола Петра. Спустя год после начала строительства собор освятили.

Фото 3.jpg

В конце XV века Иван III задумал перестроить собор. Храм разобрали буквально до последнего камня. Для работы над новым зданием пригласили псковских мастеров, но храм, по преданию, неожиданно рухнул. Тогда Иоанн Васильевич выбрал новую кандидатуру архитектора — великому князю приглянулся итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Новый храм возводился по образцу владимирского. На строительство ушло пять лет, и в 1479 году Успенский собор освятили.

Иностранец

Так или иначе, но Софья Палеолог убедила супруга и его ближнее окружение в том, чтобы строительство Успенского Собора в Москве выполнил «заморский» зодчий. Она специально отправляет послов в Италию, чтобы те уговорили и привезли в Белокаменную именитого итальянского инженера Аристотеля Фиорованти, который прославился тем, что смог передвинуть колокольню у себя на Родине. Вскоре заморский архитектор прибывает в Белокаменную. Примечателен тот факт, что для иностранного гостя возведение православного храма было абсолютно новым делом. Прежде чем приступить к работе, Фиорованти съездил во Владимир, чтобы поближе познакомиться с постройками русского зодчества. Мастер решил сначала сделать пробный проект и возвел неподалеку от Андроникова монастыря кирпичный завод.

Строительство Успенского собора в Москве при князе каком

После он уже приступил к своей основной работе, плата за которую составила 10 рублей в месяц.

Собор Двенадцати апостолов

В 1656 году на территории Московского Кремля появился новый собор, авторами которого стали прекрасные русские мастера А. Константинов и Б. Огурцов. Он был построен на месте старого храма. Кровля и кресты храма покрывались медными листами и позолотой. В 1680 году собор был перестроен и получил название, которое мы знаем сегодня. В 1929 году из разрушенного Вознесенского собора сюда перевезли уникальный иконостас XVII века.

соборы московского кремля

Мы не смогли рассказать вам обо всех соборах и церквях Московского Кремля, поэтому если у вас появится возможность побывать в Москве, не упустите ее – посетите эти великолепные соборы. Уверены, что вы получите массу ярких впечатлений.

Архитектурная составляющая

Итак, строительство Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Москве началось в 1475 году. Процесс возведения объекта длился четыре года

За образец нового архитектурного шедевра был взят Успенский собор во Владимире. Тем самым русский правитель хотел продемонстрировать, что Москва станет преемницей Владимира с точки зрения главенственности городов. Строительство Успенского собора в Москве должно было стать весомым аргументом в пользу того, что Белокаменная станет столицей Руси. Более того, ожидалось, что новый храм поднимет международный авторитет новой столицы как наследницы Византии и Рима.

Размеры Успенского собора впечатляли. Фиорованти, придерживавшийся архитектурных традиций европейского Возрождения, смог консолидировать в единое целое традиционные формы русского — византийской церкви и модернистский Ренессанс, взятый за основу в обустройстве пространства. Итальянский инженер не только смог максимально точно воспроизвести великолепие и красоту Владимирского храма, но и воплотить в новом Успенском соборе самое передовое в достижениях романо-готической и русско-византийской архитектуры.

Не тронув главные составляющие православного монастыря (алтырные апсиды, закомарные покрытия, крестово-купольное сочетание), Фиорованти добавил в архитектурный проект «хорошую порцию» собственного видения, которое имело мало точек соприкосновения с традиционным русским зодчеством. Например, он реализовал на практике авторское решение в выборе объемно-пространственной модели собора. Итальянец сделал так, чтобы ветви центрального креста небыли массивными и привлекающими к себе внимания.

Строительство Успенского собора в Москве при ком

Их он выровнял как по высоте, так и по ширине. Такой нестандартный подход создавал ощущение монолитности и единства всего храма, который, как выразился один из летописцев, воспринимался «яко един камень».

Пятиглавый Успенский собор, состоящий из блоков белого камня, восхищал потомков величественной высотой, пространством и четкостью геометрических пропорций. Эти параметры стали отправной точкой в осознании того, что шедевр итальянского мастера Фиорованти является главным объектом православия в Древней Руси.

Роль в истории

Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону. Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избран Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: