Второе кольцо МЦК, новый вагон «Москва»: столичное метро становится удобнее


Необычные поезда в московском метро

Главная / Места / Метро / Необычные поезда в московском метро

26.01.2016 12:28 Печать | E-mail

В нашем метро есть необычные поезда, в которых непременно будет полезно и интересно. Время пути в них летит менее заметно!

1. Поезд «Народный ополченец»

Это самый старый из действующих именных составов московского метрополитена. Он начал свою работу в 1989 году на Замоскворецкой линии. Метропоезд посвящен народному ополчению и деятельности Московского метро во время Великой отечественной войны. Снаружи на вагонах надписи «Народный ополченец» и «1941–1945», внутри — подробные материалы с фотографиями о Великой Отечественной войне. Встретить этот поезд можно на Замоскворецкой линии.

2. Метропоезд «Курская дуга»

Этот поезд впервые появился на линии 8 мая 2003 года к 60-летию знаменитого сражения. Появление его связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен», построенного на пожертвования работников метро, экипаж которого также состоял из сотрудников подземки. 5-7 июля 1943 года бронепоезд участвовал в тяжелых оборонительных боях и был уничтожен. На вагонах развешены памятные металлические таблички и надписи «Курская дуга» с георгиевскими лентами, а внутри расклеены интересные материалы об истории.

Поезд курсирует по Сокольнической линии.

3. Поезд «Красная стрела — 75 лет»

Запущен в честь 75-ой годовщины первого фирменного поезда Москва — Санкт-Петербург. Пропустить этот состав невозможно: снаружи «Красная стрела» окрашена в красный цвет с желтой горизонтальной полосой, крыша и торцы головных вагонов — серебристые, а на дверях стилизованное число 75. Внутри вагонов стоят красные сиденья и желтые поручни, покрытие пола — красноватое с блестками, а на стенах можно прочесть материалы об истории поезда.

Проехать в метропоезде можно на Сокольнической линии.

4. Поезд «Акварель»

Этот поезд — совместный проект Третьяковской галереи и Московского метрополитена. Вместо обычного вагона пассажиры попадают на выставку художественных работ мирового искусства. Поезд «Акварель» изначально представлял галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму, цвет пола и сидений. Снаружи вагоны оклеены пленкой с изображениями фрутков, цветов, рек и деревьев.

Обновленный метропоезд курсирует на Арбатско-Покровской линии.

5. Поезд «Читающая Москва»

Литературный метропоезд расписан снаружи, как книжная полка. Внутри вагонов присутствуют изображения литературных персонажей, отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для взрослых и детей, репродукции характерных сцен. Вагоны тематические: Первый вагон украшен отрывками из былин, Второй вагон посвящен русской классике, 3-4 вагоны представляют советскую литературу для детей («Незнайкa» , «Айболит»). В шестом — пассажиры встретятся с мировой фантастикой.

Поезд курсирует по Каховской линии.

6. Ретропоезд «Сокольники»

Ретропоезд стилизован под самый первый поезд московского метрополитена. Состав окрашен в характерные цвета вагонов того времени: песочно-желтый верх и светло-коричневый низ. И даже сохранен герб СССР. В поезде полностью воссоздан и интерьер: уже позабытые декоративная облицовка, потолочные и настенные светильники-бра, оригинальные деревянные оконные наличники. В вагонах — диваны с пружинными подушками и искусственной кожей, имитирующие оригинальную обивку 1935 года.

Ретропоезд регулярно перевозит пассажиров по Сокольнической линии.

7. Поезд «Поэзия в метро»

Поезд призван знакомить пассажиров метро с поэтами разных стран мира. От остальных составов снаружи отличается только фирменным логотипом на стенках вагонов. Однако в салонах вагонов вместо рекламы размещены стикеры со стихами поэтов разных стран. Первая подборка стихов была посвящена творчеству пяти знаменитых чилийских поэтов. Стихотворения приведены на двух языках — русском и испанском. Сложилась традиция ежегодно обновлять экспозицию в вагонах поезда. Последний раз состав обновлен в 2020 году, к 200-летию рождения поэта Сергея Есенина.

Состав ходит по Арбатско-Покровской линии.

8. «70 лет Великой Победы»

Поезд призван знакомить пассажиров с городами-героями России. Голосовые объявления в поезде записаны Иосифом Кобзоном. Внутреннее оформление вагонов включает документы, фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет.

Поезд курсирует по Серпуховско-Тимирязевской линии.

9. «Краски метро»

В апреле 2020 года в честь 80-летия метро был объявлен конкурс на лучший рисунок, который украсит один из поездов. Главный приз — безлимитная карта «Тройка» на 365 дней. Кроме того, по эскизу победителя раскрашивается поезд Московского метрополитена. Выиграл конкурс 17-летний москвич, ученик кадетского училища, Василий Потетюрин.

Сейчас поезд курсирует по Филёвской линии.

10. «Полосатый экспресс»

Поезд «Полосатый экспресс» был запущен 27 сентября 2020 года. Запуск поезда приурочен ко Дню амурского тигра, являющемуся главным экологическим праздником Приморья. Изнутри состав оформлен картинами флоры и фауны Дальнего Востока, в особенности амурских тигров и дальневосточных леопардов. Впервые в именном поезде было оформлено все внутреннее пространство вагонов, включая полы.

Сотав можно встретить на Люблинско-Дмитровской линии.

Выставка подвижного состава Московского метро

15 мая 2020 года Московский метрополитен отпраздновал свое 80-летие. В честь данного события был организован показ 15-16 мая исторической техники на станции «Партизанская». Демонстрировались вагоны типа А, Г, Д, Е, а также служебная техника — путеизмеритель Д-806 и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА. Вагоны можно было не только посмотреть снаружи но и внутри. Так же можно было посетить кабину машиниста. 18 мая, там же откроется выставка служебной техники, приходите!

Общий вид на экспозицию вагонов на станции метро

Вид на вагоны типа А с лестницы станции

3. В 10 часов утра выставку открыл начальник метрополитена Д.В. Пегов.

4. Вагоны типа А являются первым подвижным составом Московского метро. Вагоны данного типа строились в период с 1934 года по 1937. Электрооборудование производилось на . Кузова, тележки и окончательная сборка производилась на Мытищинском вагоностроительном заводе. Было два типа этих вагонов: моторные и прицепные. Эксплуатировали вагоны до 1976 года. Всго было произведено 55 моторных и 56 прицепных вагонов данного типа.

5. Зайдем внутрь и посмотрим внутреннее убранство вагона. Потолок украшали элегантные бра.

интерьер вагона А

6.

интерьер вагона А

7. В то время большое внимание уделялось и декоративным материалам отделки вагона. Стенные панели выполнялись из линкруста — прессованный картон с орнаментальными объемными рисунками. Кроме того в салоне был Стоп-Кран. Позже он был убран из-за большого количества «баловства» пассажиров.

декоративная отделка вагона и стоп-кран

8. Пора пойти дальше и посетить кабину машиниста.

пульт машиниста

Примерно так выглядело рабочее место машиниста в 1935 году. 9.

10. Двери вагона.

двери вагона А

11. Знаменитая «нога Когановича». И вторая особенность — пол вагона сантиметров на 10 выше уровня платформы.

12. Идем дальше и посмотрим вагоны типа Г. Вагоны начали проектировать в 1936 году для Горьковской линии, отсюда и название. Все вагоны в отличии от типа А были моторными. Производили их в период с 1939 по 1955 год. Годы эксплуатации с 1940 по 1982.

вагон типа Г

13. Зайдем внутрь вагона.

вагон тип Г

14. Элементы декоративного орнамента.

элементы декоративного орнамента

15. Контроллер машиниста и Кран машиниста номер 334 системы Вестингауза.

пульт машиниста

16. Многим детям говорили, что это руль вагона и с его помощью состав поворачивает и едет по стрелкам. Но конечно это стояночный тормоз вагона.

стояночный тормоз

17. Пройдем дальше и посмотрим вагон типа Д. Производились они в период с 1955 по 1963 год, а эксплуатировали их с 1955 по 1995 год. Внешне вагон мало чем отличался от вагона типа Г, но вес был уменьшен на 7 тонн за счет изменения конструкции рамы вагона. Так же уменьшилось энергопотребление.

вагон типа Д

18.

Вагон типа Д вид с боку

19. Все вагоны до типа Д включительно имели на боках герб МПС СССР на вагоне. Так как метро являлось частью железных дорог страны.

герб СССР

20. Рабочее место машиниста. К сожалению годы сохранили не все приборы.

пульт машиниста

21. Стояночный тормоз и кнопки закрытия дверей и информатора.

стояночный тормоз

22. Салон вагона имел некоторые отличия от типа Г в расположении диванов. Обратите внимания на одноместные места возле кабины машиниста.

23. Следующий вагон типа Е. Номер 3605. Годы выпуска 1960-1969. Эксплуатация с 1961 по 2008. Именно этот вагон стал последним вагоном типа Е в пассажирской эксплуатации метро. Однако модификация этого вагона под обозначениями Еж-3 и Ем-508т все еще эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии.

вагон типа Е

24. Салон вагона был несколько упрощен, поручни лишились красивых изгибов, боковины диванов получили конструкции из штампованной жестянки.

интерьер вагона

25. Рабочее место машиниста. Пульт прост и имеет минимум кнопок.

26.На этом экспозиция пассажирских вагонов закончилась. Посмотрим два служебных вагона. Первый из них вагон-путеизмеритель Д-806. Сделан он на базе опытного вагона УМ-5 и проработал вплоть до 2010 года.

вагон путеизмеритель

27. Красивый рисунок на боку «грозы» службы пути.

путеизмеритель

28. Зайдем внутрь. Измерительный комплекс вагона. На этих листах карандаш отмечал все неровности пути.

аппаратный комплекс

29. Оборудование вагона находится в нескольких помещениях.

оборудование вагона

30. Коридор соединяющий служебные помещения.

коридор соединяющий служебные помещения

31. И в заключении контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА. Может работать как от контактного рельса так и автономно. Предназначены они для служебной и технологической работы во время «ночных окон» когда снято напряжение с контактного рельса, а так же для маневровых работ в депо.

ВЭКА

32. Аккумуляторы занимают большую часть пространства внутри вагона.

ВЭКА

33. Пульт машиниста.

пульт машиниста

34. Щиток автоматов защиты низковольтовых цепей управления вагоном.

панель управления

35. Примерно так машинисты видят подземный мир во время рабочей смены.

36. И одна фотография в стиле 40х годов

Выражаем благодарность пресс-службе Московского метрополитена!

Фотографы: Михаил Глаголев, Моисеенков Андрей.

Как новый поезд попадает в метро?

Если речь идёт о московском метро, то сначала новый состав гоняют на тестовой ветке Мытищинского Машиностроительного Завода (ММЗ). Эта ветка электрифицирована сверху, а не третьим рельсом, как в метро, поэтому для работы двигателей поезда оснащают пантографом (верхним токосъёмником), который уже присоединяют к контактным ножам на колёсных тележках.

Вагоны-бункеры с песком используются, по видимому, для имитации загрузки пассажирами.

По окончании испытаний, вагоны перегоняют в Москву, в одно из депо, как обычный товарный состав, тепловозом.

По ширине рельсов метро и железная дорога совпадают, но вот сцепки используются разные. (В метро для соединения вагонов используется автосцепка Шарфенберга. Она сложнее в устройстве, но более надёжна.)

Поэтому для буксировки вагонов метро обычным тепловозом, между ними ставят вагон-переходник. С одной стороны у него обычная железнодорожная сцепка, а с другой стороны автосцепка Шарфенберга.

Все депо московского метрополитена расположены на поверхности земли.

Депо Печатники (Люблинская линия) и депо Сокол (Замоскворецкая линия) имеют соединение (гейт) с прилегающей к ним станцией железной дороги.

В прошлом существовал ещё гейт между депо Красная Пресня (Кольцевая линия) и станцией Москва-Товарная-Смоленская до середины 80-х годов; а так же гейт между построенным в 1995 году депо «Северный» и разобранной в 2007 году Бескудниковской железной дорогой. В настоящее время эти гейты не существуют и даже их следов уже не найти, поэтому о них мало кто знает.

В настоящее время для перегонки составов с завода в метро и обратно (на капремонт) используется гейт только в Печатниках.

Все линии метро имеют на взаимопересечениях служебные соединительные тоннели, позволяющие перегонять поезда с одной ветки на другую. По ним можно переслать состав из одного депо в любое другое. Именно так поезда распределяются по различным депо, откуда утром выходят на линию.

Кроме того, в московском метрополитене существует многоэтапная система рабочих испытаний для всех поступающих с завода поездов. Обычно после поступления в депо новый поезд несколько месяцев гоняют по линии порожняком, не открывая двери на станциях и не сажая в поезд пассажиров — чтобы выявить и устранить все возможные заводские дефекты. Затем его начинают выпускать на линию в непиковые часы. И только затем ставят в расписание для полноценного использования.

______

В других метро схема может быть совсем другой. В Казани, например, гейта с ЖД нет, там все вагоны в депо от ближайшей железнодорожной станции волоком тащат армейским тягачом на специальных автоплатформах. Считается, что это слишком редкое мероприятие, чтобы изобретать что-то более сложное.

В Лондоне вообще сборная солянка — на разных линиях разные стандарты колеи и ширины вагона, линии между собой никак не связаны. (Вообще, Лондонскому метро уже больше полутора веков, там есть линии, ЗАКРЫТЫЕ больше ста лет назад, раньше, чем в СССР метро где-либо начали строить.) Поэтому новые вагоны на некоторые линии там можно доставить только опустив краном в специально выкопанную шахту. И это не рутинное действие, а мероприятие поистине общегородского масштаба.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: