В космическую систему «Купол» включили четвертый спутник


Черная дыра

Из анабиоза пробудился даже «космический» поджанр, хотя между Galactic Civilizations 2, Sword of the Stars и Space Empires 5 больше отличий, нежели сходств. Кому нужна амбициозная пустышка SotS? Другое дело — GC2 и SE5, яркие идеологические оппоненты, упорно гнущие свою линию. Stardock ставила на комфортность и отменный AI, ее конкурент — на глубину и широту охвата. Кто знает, чем бы завершилось противостояние двух мощных сериалов, если бы творение Malfador Machinations не обрушилось под собственной массой…

Space Empires 5 — не игра, а утилита для научно-фантастического моделирования. Она способна развлекать в той же мере, что и учебник по астрофизике или социологии. Здорово, что данные, подобранные при создании расы (вплоть до физиологии, любимого типа планет и атмосферы), напрямую влияют на колонизацию. Но почему меня заставляют потратить на это битых полчаса? Где, черт побери, шаблоны? От настроек при генерации вселенной рябит в глазах, а tutorial знакомит лишь с вершиной айсберга? Милости просим в руководство пользователя, изложенное на 300 страницах. И не малодушничайте, quick start — не выход: разбираться с «национальными особенностями» не придется, однако ВСЕ остальные параметры компьютер введет от фонаря. Все те десятки значений, да-да.

Старт всегда одинаков — освоение родной системы, унылое развитие и попытки на ощупь проползти по колоссальному научному древу, прыжок в «нору», контакт с пришельцами. «Обязательная программа» занимает в лучшем случае около часа. Виновник затянутости — неспешная передача хода, иногда на нее уходит по 1-2 минуты. Рутина убивает смысл исследовать залежи таблиц и текста. Не спасут и самые оригинальные из найденных вами путей к победе — вы скорее уснете, чем решитесь воплотить их в жизнь.

Сколько стоит полёт в космос?

Стоимость одного места для астронавта на ракете «Союз» при использовании в 2020 году, по оценке генерального инспектора NASA, составляла 79 700 000 $ (смотрите на странице № 9 отчёта, ссылка дана ниже). Также в период с 2006 по 2020 год стоимость доставки одного астронавта гос выросла с 21,3 до 90 миллионов долларов США.

Для сравнения: стоимость отправки одного космонавта до станции МКС при использовании услуг частной компании SpaceX составляет 55 000 000 $ или на 30% дешевле, чем у «Роскосмоса» (смотрите на странице № 10 отчёта, ссылка дана ниже).

Если космическая миссия Demo-2 будет успешно выполнена, то есть космический корабль Crew Dragon вернётся в целости с астронавтами, то это будет означать потерю монополии «Роскосмоса». В этом случае, госкомпания ежегодно будет недополучать около 400 миллионов долларов. Это примерно такая же сумма, которую SpaceX потратил на разработку ракеты Falcon 9 с многоразовой первой ступенью.

Подробнее тут — в отчёте генерального инспектора госкомпании NASA: https://oig.nasa.gov/docs/IG-20-005.pdf

Для сравнения, открытый бюджет госкорпорации «Роскосмос» в 2020 году составляет 2,38 миллиарда долларов (или 176 миллиардов рублей). При этом космический корабль «Федерация», который создаётся в течение последних 10-ти лет, ещё не готов. Это наглядный пример того, насколько частные компании работают лучше и эффективнее, чем госкомпании и другие госорганы.

Полная стоимость полёта космического корабля Crew Dragon к МКС, включающая затраты на ракету Falcon 9, при условии заказа не менее 4-х таких миссий в год, оценивается в 160 миллионов долларов. То есть при максимально заполненной кабине 7-местного космического корабля Crew Dragon стоимость запуска 1-го человека в космос составляет чуть менее 23 миллионов долларов. Правда, госкомпания NASA настояла на том, чтобы число мест на космическом корабле было снижено с 7-ми до 4-х, объясняя это заботой о безопасности астронавтов. Ещё стоит учесть, что космический корабль «Союз» имеет в своей кабине 3 места и является одноразовым, а корабль Crew Dragon можно запускать до 5-ти раз.

Всё это стало возможным благодаря тому, что частная компания SpaceX первой в мире реализовала инновационную технологию многоразового использования ракетоносителя для доставки людей и грузов в космос.

Белый карлик

Впрочем, есть и находки. Выручить Space Empires 5 они не в силах, зато внимательные разработчики наверняка позаимствуют их для своих будущих 4Х-игр.

Первый интересный шаг связан с дизайном кораблей. Судостроение, шокирующее гигантским выбором оборудования, — палка о двух концах. Да, не каждый день нам дают собрать органический истребитель или беспилотный разведывательный зонд, вот только рассовывать 15-20 модулей по ячейкам вручную — невеселое занятие.

Готовый прототип можно испытать в «симуляции боя», определив состав флотов и управляя обеими сторонами1. Благодаря подобным «маневрам» вы будете четко знать, чего стоит ваша техника, а увидев дефект, немедленно от него избавитесь. Да и сами сражения смотрятся пристойно, хотя проходят в реальном времени. Правда, наземные битвы лучше доверить AI.

Другой предмет гордости Malfador Machinations — дипломатия. Страдая от излишнего веса не меньше прочих сфер, она подкупает солидностью. Здесь почти нет чистых «союзов» или «пактов о ненападении». Любое соглашение включает кипу протоколов по мыслимым и немыслимым вопросам. Хотите махнуться технологиями? А какими: устаревшими, новыми или еще и расовыми? Рискнете отказаться от права бомбить колонии в обмен на обслуживание в чужих космопортах и коды от минных полей? Естественно, все работает без сбоев лишь по праздникам, а партнеры заваливают абсурдными предложениями. Однако идея добавлять детали к базовому договору достойна уважения.

Пытка номер пять

Конечно, восхищаться скромными успехами неразумно. Даже если вы забудете об учебе, карьере и семье, погрузиться в чте… игру нелегко. Последние патчи привели SE5 в божеский вид, но на ее задворках таится множество ошибок. О большинстве, вы, к счастью, ни за что не догадаетесь — кому ведомо, что «правильно» для этой махины? А вот вылеты в Windows не заметить нельзя, пусть они и стали довольно редки.

Интерфейсу же «заплатки» не нужны — случай по-прежнему клинический (в SE4 все было еще невыразительнее). Кажется, Malfador Machinations пытались строить его по какой-то изощренной логике. Получилось путано и неудобно. Например, путешествовать между закладками меню, просматривая одну из них, не выйдет — необходимо вернуться к звездной карте. Просто послать корабль к цели — не клик правой кнопкой, а невнятная пиктограмма. Да, автоматизация всегда под рукой. Но вы ведь помните, чем для Master of Orion 3 закончилось увлечение «генерал-губернаторами»?

Похоже, чересчур много ресурсов ушло на непривычное для Malfador Machinations «припудривание носика». Они не пропали даром — и разбитые на гексы «поля» вокруг звезд, и небесные тела держатся молодцом. Впервые в истории Space Empires не вызывает желания поскорее закрыть глаза. Несколькими движениями мыши удается подобрать эффектный ракурс, приятные электронные мелодии ласкают слух… Мешает гадкая мелочь: флаг владельца планет виден только в зоне действия радаров. Стоит удалиться — и мир в «тумане войны» снова выглядит как нейтральный. Тренируйте память и пространственное мышление.

SpaceX и NASA запустили к МКС космический корабль Crew Dragon с людьми на борту (ФОТО, ВИДЕО)

ВСЕ ФОТО

Ракета-носитель Falcon 9 (также разработана SpaceX) с кораблем Crew Dragon стартовала в 22 часа 22 минуты по московскому времени с площадки LC-39А, расположенной в Космическом центре имени Джона Кеннеди во Флориде l SpaceX / youtube.com

На борту корабля Crew Dragon находятся астронавты NASA Роберт (Боб) Бенкен и Дуглас (Даг) Хёрли SpaceX / youtube.com

Через девять с небольшим минут после старта первая ступень ракеты Falcon 9 совершила посадку на плавучую платформу в Атлантическом океане (по требованию NASA это была новая ступень, которая использовалась в первый раз) SpaceX / youtube.com

Американская космическая компания SpaceX, основанная Илоном Маском, и NASA 30 мая впервые запустили к Международной космической станции (МКС) пилотируемую версию космического корабля Dragon с экипажем: на борту корабля Crew Dragon находятся астронавты NASA Роберт (Боб) Бенкен и Дуглас (Даг) Хёрли. Они стали первыми людьми с июля 2011 года, отправившимися на МКС не на российском корабле «Союз», и первыми в истории членами экипажа корабля, созданного частной компанией.

Трансляция запуска велась на сайтах SpaceX и NASA. Ранее SpaceX подготовила анимированную версию запуска, демонстрирующую основные этапы миссии, получившей название Demo-2. Изначально запуск был запланирован на 27 мая, но его пришлось перенести из-за плохой погоды. Вероятность еще одного переноса из-за метеоусловий составляла примерно 50%, но в итоге погоду признали достаточно хорошей для запуска.

Ракета-носитель Falcon 9 (также разработана SpaceX) с кораблем Crew Dragon стартовала в 22 часа 22 минуты по московскому времени с площадки LC-39А, расположенной в Космическом центре имени Джона Кеннеди во Флориде. В прошлом с этой площадки стартовали ракеты «Сатурн-5» в рамках лунной программы «Аполлон» и корабли Space Shuttle, а сейчас ее использует для запусков SpaceX. За стартом корабля наблюдал президент США Дональд Трамп, который прибыл во Флориду примерно за 45 минут до запуска. С ним находился вице-президент США Майк Пенс с женой.

We have liftoff. History is made as @NASA_Astronauts launch from @NASAKennedy for the first time in nine years on the @SpaceX Crew Dragon: pic.twitter.com/alX1t1JBAt— NASA (@NASA) May 30, 2020

Через девять с небольшим минут после старта первая ступень ракеты Falcon 9 совершила посадку на плавучую платформу в Атлантическом океане (по требованию NASA это была новая ступень, которая использовалась в первый раз). Еще через три минуты Crew Dragon отстыковался от второй ступени Falcon 9 и отправился в самостоятельный полет. Теперь Бенкену и Хёрли предстоит проверить различные системы Crew Dragon. Среди прочего план включает проведение маневров на орбите в ручном режиме.

Falcon 9 booster has landed on the Of Course I Still Love You droneship! pic.twitter.com/96Nd3vsrT2— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

Crew Dragon has separated from Falcon 9’s second stage and is on its way to the International Space Station with @Astro_Behnken and @AstroDoug! Autonomous docking at the @Space_Station will occur at ~10:30 a.m. EDT tomorrow, May 31 pic.twitter.com/bSZ6yZP2bD— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

Стыковка корабля с МКС намечена на 31 мая. Она должна пройти примерно в 17 часов 30 минут по Москве в автоматическом режиме, но при необходимости Бенкен и Хёрли смогут перейти на ручной режим стыковки. В середине мая SpaceX выпустила реалистичный симулятор стыковки для желающих ощутить себя астронавтами.

While in orbit, Dragon will perform a series of phasing maneuvers to position itself for rendezvous and docking with the @space_station, which is targeted for ~10:30 a.m. EDT on May 31 pic.twitter.com/OUTJZS2oYR— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

Дата возвращения Crew Dragon на Землю пока не определена: корабль может провести на орбите от одного до четырех месяцев. Сроки миссии зависят от ряда факторов, включая состояние корабля, который в теории может находиться в космосе до 120 дней, и возможность SpaceX подготовить следующий корабль для полноценной, а не тестовой, миссии, которая может состояться в конце лета или осенью. Перед возвращением Crew Dragon Бенкен и Хёрли вернутся на корабль, после чего он отстыкуется от МКС, совершит необходимые маневры, войдет в атмосферу и мягко приводнится у побережья Флориды при помощи четырех парашютов.

В случае успешного завершения миссии NASA сертифицирует Crew Dragon и начнет использовать корабль для доставки на МКС членов постоянных экипажей станции, отказавшись от платных услуг Роскосмоса (на данный момент NASA купило одно место в «Союзе МС-17», который полетит на МКС в октябре). Не исключено, что это позволит сэкономить: сейчас одно место для астронавта на российском корабле обходится NASA примерно в 80 млн долларов, тогда как стоимость полета одного астронавта на Crew Dragon оценивается в 55 млн долларов. Тем не менее, предполагается, что после начала регулярной эксплуатации Crew Dragon американские астронавты и российские космонавты будут летать на МКС на чужих кораблях на бартерной основе. Также стоит отметить, что в NASA пока не собираются использовать летавшие корабли Crew Dragon для повторных полетов к МКС. Возможно, побывавшие на орбите корабли будут использованы SpaceX для космического туризма или для доставки грузов на МКС.

Члены экипажа Crew Dragon

Роберт Бенкен родился 28 июля 1970 года. Он имеет звание подполковника ВВС США. В 2000 году он был отобран в качестве кандидата в астронавты. В 2008 году Бенкен впервые отправился в космос на шаттле Endeavour. В той миссии корабль доставил на МКС японский модуль Kibo, а Бенкен совершил три выхода в открытый космос. Второй раз он полетел на орбиту на Endeavour в 2010 году, также совершив три выхода в открытый космос.

✈️ @NASAJohnson ➡️ @NASAKennedy ???? @NASAKennedy ➡️ @Space_Station Tomorrow, @Astro_Doug and @AstroBehnken arrive at Kennedy’s Launch and Landing Facility, one week ahead of liftoff aboard the @SpaceX Crew Dragon: https://t.co/HuUuqRhuNU #LaunchAmerica pic.twitter.com/WKhFju5NCq— NASA (@NASA) May 20, 2020

Командир экипажа Crew Dragon Дуглас Хёрли родился 21 октября 1966 года и был принят в отряд астронавтов вместе с Бенкеном в 2000 году. Он также дважды летал в космос на шаттлах Endeavour и Atlantis в 2009 и 2011 годах соответственно. Второй полет, в котором участвовал Хёрли, стал последним как для шаттла Atlantis, так и для всей программы Space Shuttle. Хёрли имеет звание полковника корпуса морской пехоты США.

О том, что Бенкен и Хёрли были выбраны в качестве членов основного экипажа Crew Dragon для первого запуска, стало известно в августе 2020 года. С тех пор они проходили тренировки и осваивали управление кораблем SpaceX. Свою роль в их полете на Crew Dragon сыграла и еще одна компания Илона Маска: на стартовую площадку астронавтов доставили электромобили Tesla Model X. На машины, скафандры астронавтов и на ракету Falcon 9 был нанесен как главный логотип NASA синего цвета («тефтелька»), так и старый логотип красного цвета («червяк»), который использовался с 1975-го по 1992 год. Решение об использовании обоих логотипов в этой миссии принял глава агентства Джим Брайденстайн.

Our crew is ready. Let’s do this.#LaunchAmerica pic.twitter.com/PoV1rjFbpC— NASA (@NASA) May 30, 2020

История Crew Dragon

Корабль Crew Dragon, разработанный SpaceX на базе грузового корабля Dragon по заказу NASA в рамках программы Commercial Crew Development с большим количеством изменений грузовой версии, является первым американским пилотируемым космическим кораблем, запущенным к МКС после завершения программы Space Shuttle в 2011 году — он совершил первый полет в автономном режиме в марте 2019 года (миссия Demo-1). Корабль способен вместить до семи человек, но в будущих миссиях NASA планируется использовать корабли с экипажами из четырех астронавтов.

Предполагалось, что второй испытательный запуск корабля с двумя астронавтами на борту состоится уже в июле 2020 года, но из-за взрыва Crew Dragon во время наземных испытаний системы спасения 20 апреля этот полет был отложен на неопределенное время. Позднее стало известно, что причиной аварии стала неисправность обратного клапана в системе наддува баков. После этого в конструкцию системы внесли изменения. В январе NASA и SpaceX успешно протестировали систему аварийного спасения экипажа Crew Dragon, и в итоге запуск корабля с людьми назначили на конец мая, несмотря на пандемию коронавируса.

За последнее время SpaceX заключила уже два соглашения об использовании Crew Dragon для космического туризма. Так, с компанией Axiom Space SpaceX договорилась об отправке на МКС трех туристов в конце 2021 года, а соглашение со Space Adventures предполагает, что в конце 2021-го или начале 2022 года корабль, на борту которого смогут разместиться четыре туриста, запустят на орбиту выше орбиты МКС, где он проведет до пяти дней. Crew Dragon также планируется использовать для туристических полетов к Луне — в 2018 году SpaceX заключила договор о таком полете с японским миллиардером Юсаку Маэдзавой. Сейчас этот полет запланирован на 2023 год.

Конкурент SpaceX

Собственный пилотируемый космический корабль под названием CST-100 Starliner разрабатывает по контракту с NASA и компания Boeing. Первый запуск Starliner к МКС без людей на борту состоялся 20 декабря 2020 года, но из-за сбоя в работе бортового компьютера корабль вышел на неправильную орбиту и потратил на ее корректировку слишком много топлива, поэтому на Земле отменили его полет к МКС.

Посадка Starliner прошла успешно, хотя позднее стало известно, что во время посадки произошел еще один сбой, который к счастью, удалось оперативно устранить, и в итоге корабль смог вернуться на Землю в целости. Теперь Boeing планирует повторить эту миссию осенью 2020 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: