Антонио Гауди. От студенческих чертежей до планов Саграда Фамилия

Узнать секреты невероятных творений Антонио Гауди можно в Московском музее современного искусства

Он не боялся плыть против течения, жонглировал экспериментами и оставил, возможно, самый яркий след в истории архитектуры. Узнать все секреты невероятных творений великого каталонца Антонио Гауди теперь могут гости выставки в Московском музее современного искусства. Экспонатов — полторы сотни и каждый можно разглядывать часами: макеты легендарных построек, чертежи, элементы мебели.

Даже те, кто в искусстве не разбирается, архитектурой не интересуется, точно скажут, автор этого строения Антонио Гауди. Дом семейства Бальо самое грациозное и необычное творение мастера. Ни одного прямого угла, причудливо изогнутые стены, словно это и не здание, а огромное морское чудище с перламутровой чешуей-черепицей.

«А внутри здание напоминает дно океана. Весь секрет во внутреннем дворике. Он усыпан плиткой от нежно-голубого цвета до ярко-синего. И когда солнечный свет попадает в этот дворик, как раз создается ощущение подводного мира», — объясняет куратор выставки (Испания) Чаро Санхуан.

Он создавал дома будущего, часто не находя поддержки в настоящем. Первыми заказчиками Гауди стали богатые каталонцы, которые устали от привычных форм в искусстве. Так появились знаменитые теперь дворец и парк Гуэля, Каса Висенс, дом Кальвет. На выставке все эти творения можно увидеть в разрезе или на планах, начерченных рукой архитектора. И даже заглянуть внутрь его, пожалуй, самой новаторской постройки — Дома Мила.

Эти большие отверстия в крыше – внутренние дворики. И это не просто оригинальное решение. Они создают эффект кондиционера. Патио спроектированы таким образом, что во все комнаты постоянно попадает свежий воздух. Впрочем, современники здание оценили не сразу. За тяжеловесный фасад прозвали его каменоломней. С ними не согласился Сальвадор Дали. Он сказал однажды, что Дом Мила похож на «смятые штормовые волны».

Еще в школе архитектуры преподаватель говорил об этом эксцентричном денди в безупречно сидящих костюмах: «перед вами либо гений, либо сумасшедший». А коллеги его фантазийный взгляд на мир и архитектуру пытались объяснить буквально. Ведь Гауди страдал расстройством зрения: один глаз — близорукий, другой — дальнозоркий. Но очки он не носил.

«Присмотритесь повнимательнее и вы увидите, что все эти футуристические формы естественны и функциональны. Например, стулья на самом деле очень удобные. При создании их макетов Гауди просил знакомых сесть на незастывшую глину, чтобы спинка точно повторяла очертания человеческого тела. Вообще, все искусство этого художника вышло из природы. Видите, ручки стульев напоминают листву. Асимметричный рельеф на дверях продолжает тему морских волн», — объясняет художник, последователь идей Антонио Гауди Фредерик Амат.

А любимое детище самого мастера — храм Саграда Фамилиа — похож на один из тех песочных замков, что строят дети на пляже. Только он мог сделать так, чтобы зрительно камень стал невесомым, а колонны ветвились, как крона дерева. Он задумал возвести храм-книгу, грандиозные каменные страницы которой расскажут о земной жизни Христа. Необычные макеты башен на выставке воссозданы детально. Так мы это видим в подвешенном состоянии, а собственно в отражении уже.

«Видим в пространственном, можно сказать, созданном варианте. Гауди придумал такой формат, как бы отдалиться и увидеть в объеме, в пространстве. Он брал рыболовную леску и грузило и из этого создавал 3D-модель своего будущего здания», — рассказывает исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.

Достроить храм архитектор так и не успел. Работы по его чертежам ведутся до сих пор. На ролике видно, сколько еще предстоит сделать, — так Саграда Фамилия будет выглядеть к 2026 году. Здания этого выдумщика похожи то на диковинных животных, то на растения или скалы. Они удивляют, восхищают, иногда наводят ужас, но точно не оставляют равнодушными. Побывать в Барселоне Гауди, не улетая из Москвы, можно будет до середины сентября.

Храм Святого Семейства — великое творение Гауди

Саграда Гауди и Барселона

Гауди с самого начала прекрасно понимал, что не закончит свой храм. Потому что, когда у архитектора спросили о сроках завершения проекта, Гауди ответил в свойственной ему философской манере: «Мой Заказчик никуда не торопится». И действительно, храм Саграда Фамилия стал делом всей жизни мастера – его строительству он отдал без малого 50 лет.

Что было задумано гением, а что реализовано

Архитектор задумал изобразить на фасаде кафедрального Собора Святого Семейства ключевые моменты земной жизни Христа. И все это должно быть выражено в камне – лепнине и скульптурах.

Храм Саграда Фамилия, каким мы видим его сегодня — великолепное, поражающее своими формами архитектурное изваяние. Но, к сожалению, Гауди не успел воплотить в жизнь все свои идеи, настолько они были грандиозны и сложны в исполнении. Из трех фасадов — «Рождество», «Страсти Христа» и «Воскресение», которые должны были олицетворять жизнь Христа, Гауди успел поработать лишь над одним — «рождественским» фасадом. Это восточная часть собора. Но и этого хватает, чтобы, приблизившись к Храму Саграда Фамилия, терять дар речи от того, что видишь.

Подробнее о соборе Саграда Фамилия читайте в этой статье.

Антонио Гауди архитектура

Как добраться до Саграда в Барселоне

О, этот памятник архитектуры Гауди невозможно не найти. Туристы его видят в иллюминатор самолета, когда тот идет на посадку, с любой смотровой площадки Барселоны и даже в городе башни Базилики Святого Семейства то и дело попадаются в кадр.

Проще всего добраться до Саграда Фамилия на метро – ближайшая станция так и называется Sagrada Familia (линия L2 или L5, станция). Маршруты автобусов: 19, 3, 34, 43, 44, 50, 51, B20, B24 – выходить на остановке Sagrada Familia.

Билеты для посещения Базилики Святого Семейства можно приобрести в тот же день, когда запланирован визит. Проще купить билеты оналайн на официальном сайте Храма Святого семейства.

Саграда Фамилия открыта для посещения круглый год: с октября по март – с 9:00 до 18:00; с апреля по сентябрь – с 9:00 до 20:00; 25 и 26 декабря, 1 и 6 января – с 9:00 до 14:00. Мессы в часовне проводятся с понедельника по пятницу в 9:00 и 20:15, в субботу в 9:00 и 19:30, а по воскресным и праздничным дням в 9:00, 11:45 и 20:15 и 10:30, 13:00 и 18:30.

Стиль Гауди

Дом Бальо в Барселоне построенный Антонио Гауди

Постройки Гауди настолько не похожи друг на друга, что кажутся творениями разных мастеров. При этом чрезвычайно сложно выявить все истоки его творчества. Обычно говорят о каталонской готике, мавританском стиле, узорном испанском барокко. Но нельзя забывать и о народном искусстве Каталонии — колоритное и многоцветное, оно не могло не сказаться в его творчестве. Отмечая яркий талант Гауди, друг архитектора Иаким Торрес Гарсиа назвал его большим каталонцем, чем все каталонцы.

Барселона, где жил и работал Антонио Гауди-и-Корнет в 1880-х — 1920-х годах , была не только артистической столицей, но и городом с многовековыми культурными традициями. Одна из которых была привнесена в период мавританского господства. Пышная и изысканная культура арабского Востока, богатая орнаментом и цветом стала одним из важнейших мотивов в творчестве Гауди. Поэтому его архитектура особенно декоративна. Её украшают цветной орнамент и скульптура, глазурованные плитки и кованные решётки. Такой была летняя резиденция Мануэля Висенса — первая постройка Гауди в Барселоне, похожая на дворец из «Тысячи и одной ночи», где за экзотическим восточным фасадом скрывается вполне европейский модерн. В принципе, такую стилистическую пестроту вполне адекватно было бы назвать эклектикой, если бы не связующая всё и вся особая пластика Гауди. Речь идёт даже не о декорации (хотя орнамент Гауди всегда изысканно пластичен), а об особых принципах формирования фасадов и объёмов, при котором здания кажутся огромными скульптурами.

Летняя резиденция Мануэля Висенса построенная Антонио Гауди 2

Вместе с тем «пластицизм» Гауди вдохновлён ещё и природными формами. В Барселоне есть дома, фасады которых напоминают волнующуюся водную поверхность, а их чешуйчатые крыши — спины драконов. Интерьеры Гауди также наполнены природными аллюзиями: решётки — паутины, сталактитовые своды и, безусловный шедевр мастера — лестница в доме Бальо, где гибкий хребет фантастического существа служит опорой для перил.

Лестница в доме Бальо

Такие, кажущиеся скульптурными формы, наверняка было сложно реализовать, не отступая от первоначального проекта. Но Гауди, подобно средневековому мастеру, вёл всю проектную работу сам и непосредственно руководил строительством, внося в процессе необходимые изменения. Средневековье как принцип организации работы или как декорация всегда присутствовали в творчестве Гауди. Вспомнить хотя бы строгие, наполненные светом и воздухом «готические» коридоры школы ордена Св. Терезы, выходящие длинными окнами во внутренний двор. Фантазиями на средневековые темы проникнуты и интерьеры летней резиденции Марии Сагуес. Впрочем, фантазиями настолько вольными, что в плывущих формах потолка с трудом узнаются жёсткие рёбра нервюрных сводов средневековых храмов, а цветное окно — лишь воспоминание о круглом витраже — готической розе.

Потолки — ещё одна особенность стиля Гауди. Кажется, что он не перестаёт изобретать различные перекрытия и весь предыдущий архитектурный опыт — лишь скучная «база» для его экспериментов. Даже любимые архитектором кессонированные потолки каждый раз разные. То они украшены в шестигранниках изящной резьбой, то конструктивно разделены на ромбы или квадраты и единственным украшением служат металлические накладки.

Изобретательной натуре Гауди была свойственна необычайная смелость в создании новых форм. Интуиция в сочетании с рациональностью, внимание к деталям, нарядная декорация при «свободной лепке» архитектурной формы — черты стиля Гауди, который и сегодня оказывает влияние на современную архитектуру.

Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится

Похожее

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: