МУЗЕЙ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ Выписка ЕГРЮЛ с ЭЦП ФНС


Галерея искусств Зураба Церетели
Здание музея в 2020 году
Дата основания2001
АдресРоссия, Москва, ул. Пречистенка, д. 19
ДиректорЕлена Церетели
СайтОфициальная страница

Галере́я иску́сств Зура́ба Церете́ли
— художественная галерея в Москве, основанная в 2001 году директором Академии художеств Зурабом Церетели. В основе экспозиции лежит частная коллекция архитектора, состоящая из художественных, графических и скульптурных работ. Галерея расположена в усадьбе XVIII века, ранее принадлежавшей семье Долгоруковых[1].

Здание

Основная статья: Дом Долгоруковых на Пречистенке

Здание усадьбы было возведено в 1788 году по инициативе генерала Михаила Кречетникова. Усадебный комплекс приобрёл завершённый вид к 1793-му, когда фасад главного корпуса украсили монументальным ионическим портиком, возвели боковые корпуса, оформили парадный двор. В 1795 году имение выкупила семья Долгоруковы. При них на территории было построено несколько хозяйственных зданий, а после пожара 1812-го фасад главного корпуса переоформили в стиле ампир[2].

В 1868 году усадьбу арендовало Александро-Мариинское училище Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, впоследствии преобразованное в Александро-Мариинский институт благородных девиц. Перед этим главное здание отремонтировали и оборудовали домовую церковь Покрова Пресвятой Богородицы[2].

После революции 1917 года усадьба была национализирована. В ней расположили учреждения Военного ведомства, бывшие залы разделили перегородками и перестроили парадные лестницы[2].

С 1998 по 2001 год Академия художеств под руководством Зураба Церетели инициировала масштабную реставрацию здания, в результате которой восстановили бывшую домовую церковь и оригинальные интерьеры XIX века[1].

Скульптурный двор и сквер из статуй

Фасады здания, вмещающего музей-мастерскую Зураба Церетели, как и внутренний дворик, — одна сплошная скульптурная сокровищница. Представляется даже, что живым людям здесь сложно находиться, они чувствуют себя чужеродными телами среди каменных изваяний. Однако окружение гораздо разнообразнее, чем кажется на первый взгляд. Настенные росписи и мозаичные картины соседствуют с рельефами и скульптурами.

Многоцветие рисунков и мозаик дополняется солидностью отлитых из металла и высеченных из камня скульптур. Бетон и керамика с равным успехом используются универсальным по материалам художником. Сложно подсчитать, сколько ремесел и профессий освоил Зураб Константинович при разнообразии художественных методов и приемов. В скульптуре, в отличие от станковой живописи, Церетели гораздо более склонен к реализму.

Несколько странно наблюдать автомобильную парковку среди скульптурных произведений, но куда деваться соседям? Плотно застроенный жилой район, где находится музей-мастерская Зураба Церетели, не предоставляет выбора мест стоянки. Что касается собранных во дворе статуй, то они разноплановы и не объединены осмысленной экспозицией. Есть и романтические произведения, и изделия религиозного содержания, и исторические изображения.

Глухая стена здания словно окована металлом, на ней шпалерным способом размещена масса небольших барельефов. Здесь же ажурные кованые рамки с увеличенными цветными фотографиями торжественных мероприятий с участием маэстро. Под ними разлученный с Жозефиной Наполеон в неизменной треуголке и целый ряд других изображений. Привлекательна Марина Цветаева на ажурной парковой скамейке, поэтесса трагической судьбы.

Музей

В 2001 году в здании состоялось открытие Галереи искусств Зураба Церетели. Основу экспозиции составила частная коллекция Церетели: всего более чем 2000 работ как самого скульптора, так и других членов Академии художеств XVIII—XX веков[3][4][5][6].

Постоянная экспозиция состоит из двух основных разделов. В первой представлены живописные полотна, монументальная и станковая скульптура, графика, эмалевые панно и миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства, а также дизайнерские работы[2][7]. Среди работ Церетели в галерее представлены копия памятника Христофора Колумба в Пуэрто-Рико, скульптуры Юрия Лужкова, Никиты Михалкова и Чарли Чаплина. Также в одном из залов экспонируется двухэтажная архитектурная инсталляция «Яблоко»[8][9]. Во втором разделе находятся копии с памятников античной скульптуры, созданные по образцам коллекции ГМИИ имени Пушкина[10].

Зураб Церетели открыл музей на дому

В Москве открылся дом-музей Зураба Церетели. Поклонники мастера, подождите вздрагивать — это не дом-музей в традиционном понимании, когда человек жил, творил и умер, а благодарные потомки собрали его вещи, расставили по квартире, как было, и показывают любопытствующим. 75-летний Зураб Константинович, дай Бог ему здоровья, решил облегчить потомкам работу, открыв музей собственного творчества в своем московском доме на Большой Грузинской, 15. Авторы традиционной рубрики «Известий» «Код доступа», отслеживающей появление новых культмассовых точек на карте столицы, не могли пройти мимо.

Пройти, не заметив, и правда трудно. Уже на дальних подступах к музею, от скелета недостроенного слоновника (Зураб Церетели живет рядом с зоопарком) видно, как художника распирает от плодовитости. Творчество буквально выплескивается на улицу, как биомасса в старом советском фильме «Через тернии к звездам». На бульваре перед входом бронзовые фигуры любимого авторского размера теснятся в самых вольных комбинациях. Скульптор Сергей Коненков (первый, кто оценил по достоинству творчество мастера) втиснулся между Георгием Победоносцем и двумя самодержцами — пешим Александром II и конным Александром III. Жена последнего, Мария Федоровна соседствует с Высоцким, Бродским и патриархом Никоном. Въездные ворота охраняют две крупные женщины — Справедливость (с весами) и Сила (со львом) — такие же, что установлены перед Сенатским дворцом в Кремле. А прямо перед входом в музей прохожий попадает в компанию пятерых рослых бронзовых мужчин, задумчиво разглядывающих некий мольберт.

И это, как выясняется, вовсе не приемочная комиссия Минкульта за работой, а посвящение мастера своим великим учителям. Задумчивые граждане в пиджаках — Шагал, Пикассо, Матисс, Модильяни и Ван Гог (кстати, с первыми двумя Зураб Церетели был лично знаком и неоднократно ими хвалим). И разглядывают они персонажей картин примитивистов ХХ века Пиросмани и Руссо. Эти двое, в свою очередь, разглядывают что-то по другую сторону от входа. Просто исторический ликбез какой-то — и это мы еще даже в дом не вошли.

Внутри — три этажа безудержного буйства цвета, в основном — живопись и эмаль.

— Зураб Константинович родился в Тбилиси, где много света и цвета, — поясняет искусствовед Елена Романова. — Он очень дорожит чувством цвета. Возможно, в Москве ему не хватает солнца, и он компенсирует это своим творчеством. Да он и сам как солнце, у него абсолютно солнечный характер.

Тбилиси и Париж, цветы и собаки, мужчины и женщины. Все работы 2005-2009 годов. Целый зал на третьем этаже занят серией «Август 2008-го» — тогда, во время грузино-югоосетинского конфликта, Церетели отказывался комментировать события, а переживания выплеснул в серии полотен в тревожных багровых тонах.

Во дворе мастерской собраны авторские копии скульптур (как установленных, так и оставшихся невостребованными). Оказывается, бывает и такое — заказывают, мастер делает — и на этом все заканчивается. Так, во дворике можно найти целых два фонтана для несостоявшегося Диснейленда в Мневниках. И встретить целый невостребованный зверинец — крокодила, носорога и других бронзовых животных. Гигантские, метров пять в длину, цилиндры, похожие на бревна, оказываются свечами, заготовленными для одного из вариантов монументального комплекса на Поклонной горе. А подвешенный на заднем фасаде музея гипсовый горельеф — фигура равноапостольного князя Владимира — это оставшийся со времен строительства храма Христа Спасителя «рабочий момент». Здесь, во дворике, вывешивались горельефы в натуральную величину и на реальной высоте, чтобы комиссия, отвечавшая за убранство храма, могла оценить, как они будут выглядеть. Есть и работы, которые не видит почти никто, — например, два панно («Куликовская битва» и «Война 1812 года»), заказанные еще в 1984 году Министерством обороны. Сейчас они висят в здании Генерального штаба на Фрунзенской набережной, куда просто так с улицы не войдешь.

«Не следует рассматривать экспозицию в доме-музее как нечто постоянное и незыблемое, — сообщается в пресс-релизе к открытию дома-музея. — Церетели — великий экспериментатор, его фантазия и трудоспособность не знают границ».

«Не сплю и не отдыхаю. Работа, работа, работа… Только творчество, — цитируют мастера пресс-секретари. И продолжают: — Поэтому у такого художника экспозиция работ будет неизбежно меняться и дополняться». Следим с интересом. Тем более что вход в дом-музей бесплатный.

Примечания

  1. 12
    Галерея искусств Зураба Церетели на YouTube
  2. 1234
    Галерея искусств Зураба Церетели
    (неопр.)
    . Музеи России. Дата обращения 21 января 2020.
  3. Ермаков, 2012.
  4. Информация о музейно-выставочном комплексе «Галерея искусств Зураба Церетели» (неопр.)
    . Российская академия художеств. Дата обращения 21 января 2019.
  5. Галерея искусств Зураба Церетели в Москве (неопр.)
    . GuruMustSee. Дата обращения 21 января 2020.
  6. Чегодаева, 2020.
  7. Галерея искусств Зураба Церетели (неопр.)
    . Культура.рф. Дата обращения 21 января 2020.
  8. Галерея искусств Зураба Церетели (неопр.)
    . Mos-Holidays. Дата обращения 21 января 2020.
  9. МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (неопр.)
    . ArtTube. Дата обращения 21 января 2020.
  10. Галерея искусств Зураба Церетели (неопр.)
    . Тонкости.ru. Дата обращения 21 января 2020.

Что посмотреть?

Галерея функционирует и как площадка для временных выставок и как музей двух постоянных экспозиций: творчества З. К. Церетели и античный зал скульптур. Современное искусство российских и зарубежных творцов интересует посетителей не меньше признанных шедевров классики.

В Галереи искусств Зураба Церетели, под временные экспозиции выделено 1,5 тыс. м2, а постоянные экспозиции занимают более 4 тыс. м2.

В Галерее действует постоянная экспозиция произведений Зураба Константиновича Церетели – его музей-мастерская. Экспозиция, площадью в три этажа, рассказывает о творческом пути Мастера, о том, как грузинский мальчик, увлекшийся в детстве рисованием, позднее приобрел всемирную славу и был признан в том числе таким метром как П. Пикассо.

Должно отметить, что Церетели принадлежит к небольшому количеству художников, готовых открыть двери своей мастерской. В ней художник работает ежедневно.

С первых минут посетители попадают в атмосферу творчества: на подоконниках стоят уменьшенные копии античных скульптур, стоят стеллажи с фотографиями, на которых художник запечатлен с выдающимися людьми, в поездках, а на стенах от пола и до самого потолка висят картины.

Творчество Церетели всегда вызывало резонанс, вокруг него рождались дискуссии и споры, его имя знают тысячи людей. Он – автор более 5000 тыс. произведений, представленных в городах России, Грузии, Испании, Франции, США и др. стран.

В залах музея-мастерской выставлены живопись, скульптура, графика, эмалевые работы и другие произведения. Особое внимание стоит обратить на скульптурную серию «Мои современники», которая выполнена в духе «нового реализма». Скульптуры композитора Д. Шестаковича, писателя Ч. Айматова, поэта О. Мандельштама и др. деятелей культуры воплощают в себе авторское видение каждой личности, в формах, масштабах, цветах скульптур отражен «взгляд» художника.

В одном из залов находится знаменитая работа Мастера – композиция «Яблоко». Яблоко – это символ жизни, это форма, содержащая в себе новую жизнь в зачатке.

Внутри церетелевского «Яблока» изображены сцены из мировой мифологии, связанные все образом зарождения жизни.

Вторая постоянная экспозиция галереи – коллекция копий памятников античной скульптуры. В античном зале, светлом и просторном, будто попадая в безвременье, посетители могут рассмотреть в деталях статуи Апполона, Венеры Медицейской, Ники Самафракийской и др. Считавшиеся в эпоху Возрождения олицетворением совершенных образцов искусства, античные статуи впечатляют и сегодняшнего посетителя, а для начинающих художников и скульпторов они – обязательный предмет для копирования.

Смешались в кучу не только люди

Небольшой сквер, к которому прилегает музей-мастерская Зураба Церетели, являет собой перемешанный частокол из древесных стволов и разнообразных скульптур. Есть скамейки для отдыха, но сидеть среди этого винегрета мало желающих. Хотя заглнуть любопытно, только не в сумерках, чтобы не пугать ребятишек. Им своеобразный парк может понравиться именно разнородностью персонажей.

Стилизованные цирковые акробаты соседствуют с целым зоопарком крокодилов, оленей и других животных в скульптурных изображениях. Можно вдоволь порезвиться на неподвижных фигурах, это никем не пресекается. Сам Церетоели активно приобщает молодых и взрослых к художественному творчеству регулярными мастер-классами живописи и скульптуры. Для посещения музей- мастерская Зураба Церетели открыта регулярно, довольно часто бывает и ее хозяин.

Отношение к творчеству Зураба Константиновича полярно противоположно у разных людей, поровну восхищающихся и категорически не приемлющих. Те и другие есть как среди рядовой публики, так и среди специалистов. О разнице оценок мы уже говорили, но представленные награды не объяснить только близостью к власть предержащим. Что-то есть притягательное в творчестве мастера, для оценки необходимо более длительное время.

Метки: искусствоМоскваРоссияшкольные экскурсии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: