Великоустюгский музей-заповедник


Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова
Здание галереи, 2012 год
Дата основания2004 год
МестонахождениеМосква, улица Волхонка, 13
ДиректорИнесса Дмитриевна Орлова
Сайтglazunov-gallery.ru
Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова на Викискладе

Картѝнная галерѐя Ильѝ Глазуно̀ва

(
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова»
) — художественная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, расположенная по адресу улица Волхонка, дом 13. Образована в 2004 году[1][2][3].

История

Предыстория участка

Дом, который занимает галерея, был построен в 1812 году, предположительно, по проекту архитектора Афанасия Григорьева. В те времена территория являлась частью владений рода Нарышкиных. После смерти генерал-поручика Василия Нарышкина имение было разделено между племянницами, унаследовавшими землю. Особняк неоднократно перестраивался и позднее его приобрела княжна Мария Петровна Оболенская, которая являлась вдовой генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова. В 1856-м строение перешло в собственность полковника Сергея Трубецкого, помилованного после восстания декабристов[1][4][5].

После Октябрьской революции имение разделили на квартиры, которые в разное время снимали художник Вадим Рындин, создатель нового чувашского алфавита Иван Яковлев и его сын академик Алексей Яковлев. С 1968 года в здании действовал Дом науки и техники с кинотеатром[6][5][7].

Открытие и деятельность

В 1997 году к 850-летию столицы заслуженный деятель искусств Илья Глазунов подарил городу более 300 работ. По распоряжению правительства Москвы для их размещения был выделен дом на улице Волхонке, который планировалось переоборудовать в музей. Реконструкция помещений финансировалась из бюджета, и в общей сложности на неё было потрачено в четыре раза больше средств, чем планировалось изначально[2][3]. Художник так описывал реставрацию строения:

И помню, как мы впервые вошли сюда, — фактически это был не дом, а руина. А когда-то в этом самом Доме науки и техники на Волхонке, 13, была моя выставка. И я как человек, выросший в Петербурге и любящий архитектуру, сам создал проект как внутреннего убранства, так и экстерьера; пристроили ротонду[8].

В галерее существует семь выставочных залов, в которых представлены подаренные Глазуновым работы. Для людей с ограниченными возможностями в музее проводятся специализированные экскурсии, а помещения оборудованы лифтами и пандусами[3]. На территории комплекса проходят фестивали, вечера классической музыки, научные конференции, лекции и экскурсии для школьников. Музейные работники организуют выставки творений художника в детских больницах. В 2009 году в честь 79-летия Ильи Глазунова выставку посетил Владимир Путин. В 2014-м музей отпраздновал юбилей, к тому моменту экспозиция насчитывала 1251 единицу хранения[9][8]:

<…> все эти многочисленные крупноформатные работы хранились прежде на валах — в ящиках, в подсобных помещениях… Экспонировались они только на выставках, и самое грустное чувство возникало после Манежа, когда сначала ты видишь эту опоясывающую очередь, ажиотаж, поздравления, а потом тебе говорят: «Ваша выставка закрывается» — и веревки свисают со стен, будто после казни.
Илья Глазунов[8]

В день похорон Ильи Глазунова, 11 июля 2020 года, музей работал бесплатно, а в специально созданной книге памяти можно было оставить слова благодарности художнику[10][11].

Самый сказочный дворец Москвы: палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке

В Большом Харитоньевском переулке, в глубине заросшего парка прячутся старинные палаты, словно сошедшие с полотен Билибина или Васнецова. Они представляют собой сложный конгломерат построек XVII-XIX веков.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Планы первого и второго этажей палат Волковых-Юсуповых. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Земляной город

Наиболее древняя часть комплекса, включающая два объема палат, была построена в XVII веке, однако точная дата возведения и их первые владельцы неизвестны. До конца XVIII века они существовали раздельно как главные дома смежных владений и представляли собой компактные строения со сводчатыми парадными помещениями на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.

По теме: Как выглядели жилые палаты в России XVII века?

Восточные палаты, являющиеся центром обширной усадьбы, были наиболее представительными. Их первым подтвержденным владельцем был дипломат и вице-канцлер Пётр Павлович Шафиров (1669-1739), которому Пётр I пожаловал их в конце XVII века. На рубеже XVII-XVIII веков к северо-восточному углу восточных палат был пристроен объем с Крестовой палатой, с проездом в подклете. В результате достройки Красное крыльцо с лестницей, расположенное вдоль восточной стены палат, обслуживало и новый объем. Над сенями был устроен теремок, что подчеркнуло богатый силуэт палат.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Согласно легенде, правда, ничем не подтвержденной, в XVI веке на этом месте стоял охотничий дворец Ивана Грозного, из которого шел подземный ход в Кремль. В память об этом одно из старых помещений первого этажа в конце XIX века было расписано сюжетами на тему соколиной царской охоты.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Крестовая палата, появившаяся на рубеже XVII-XVIII веков, также носит название Столовой, или Большой. По легенде, на этом месте в прошлом находился тронный зал Ивана Грозного, где царь пировал со своими опричниками. Поэтому это помещение при Юсуповых называли Тронным залом. Росписи зала обновлены в конце XIX века в стилистике XVII века, как её тогда представляли.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Это самое большое помещение во дворце: его площадь составляет 170 кв.м, максимальная высота — 11 м. Стены Крестовой палаты украшают портреты первых царей из династии Романовых — Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра Первого и Петра Второго. Также здесь можно увидеть голландскую печь и венецианские зеркала.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Свод Крестовой палаты украшают узорные росписи, а также медальоны со знаками зодиака и изображениями фантастических существ, имеющих символическое значение.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

После ареста Шафирова в 1723 году, обвиненного в злоупотреблениях и приговоренного к смертной казни, владельцем восточных палат становится глава Преображенского приказа и Тайной канцелярии, действительный тайный советник граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729). Долгая жизнь Толстого была невероятно насыщенной. В 1682 году вместе со своим дядей Иваном Михайловичем Милославским он поднимал стрельцов криками «Нарышкины задушили царевича Ивана». В начале XVIII века был посланником в Константинополе, позднее выполнял дипломатические поручения в европейский странах. В 1717 году в Неаполе он смог убедить царевича Алексея вернуться в Россию, после чего принимал активное участие в суде над ним, доказав свою преданность Петру I и Екатерине I.

Владел палатами он недолго: Пётр Андреевич разошелся во мнениях со всесильным Меншиковым в вопросе преемника Екатерины, настаивая, что наследницей престола должна стать одна из дочерей Петра Великого, а не Пётр II, которому Александр Данилович прочил в жены свою дочь. Припомнили Петру Андреевичу и историю с царевичем Алексеем. 82-летний царедворец был приговорен к казни, которую заменили ссылкой в Соловецкий монастырь.

Здание было изъято в казну и затем передано помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Волков владел этим дворцом всего лишь полгода, а затем, вслед за своим покровителем отправился в ссылку, лишившись палат: «понеже Алексей Волков, был при князе Меншикове, явился во всех его, князя Меншикова, непорядочных и худых поступках согласник…» Несмотря на столь короткий период владения, именно фамилия Волкова фигурирует в названии комплекса: «Палаты Волковых-Юсуповых».

В 1727 году Петр II пожаловал дворец подполковнику Преображенского полка князю и генерал-аншефу Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжево (1676-1730). В собственности Юсуповых он оставался до 1917 года. Вероятно, к 1770 году Юсуповы присоединили к своим владениям второй участок, расположенный с запада. Рядом с домом был разбит фруктовый сад, построены оранжерея и театр. На рубеже XVIII-XIX веков был присоединен третий участок, расположенный с западной стороны, принадлежащий в то время купцу К.И.Чирьеву, с одноэтажным каменным домом. Таким образом, в собственности Юсуповых оказались три каменных здания.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

В 1801 году средний дом, а также «фряжский погреб, кладовую и кухню с приспешною избою, погреб, амбар, хлебной и каретной сарай и конюшню о восми стойлах» для своей семьи нанял у Юсуповых Сергей Львович Пушкин. Здесь Пушкины прожили до середины лета 1803 года. Ребенком Александр Сергеевич гулял по Юсуповскому саду, а однажды увидел привезенного хозяином дома из Голландии механического кота.

В 1808 году средний дом и бывшие владения Чирьева переходят к Вяземским, и в середине XIX века «средний» дом перестраивается. В 1878 году этот участок вновь оказывается у Юсуповых.

Юсуповы — одна из самых знаменитых фамилий России. Свое происхождение они ведут от бия Ногайской Орды Юсуфа, умершего в 1554 году. Дочерью Юсуфа была Сююмбике (около 1516-1557), в Казанском кремле есть наклонная башня, носящая её имя. После смерти мужа Сююмбике стала регентшей при своем малолетнем сыне Утямыш-Гирее. После взятия Казани русскими войсками в 1552 году, вместе со своим сыном и казанской казной она была выдана русскому царю Ивану IV Грозному и перевезена в Москву. Через полтора года её насильно выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. В Портретной можно увидеть портреты членов этой семьи.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Правнук Юсуфа-бея Абдул-мурза принял православие, взяв при крещении имя Дмитрий Сеюшевич Юсупов. За это он жестоко поплатился. В одну из ночей ему было послано пророчество, что за предательство истинной веры его род будет наказан: в каждом поколении достигнет зрелости только один наследник, остальные дети проживут не более 26 лет. Так оно и случилось. Вследствие этого род Юсуповых постоянно находился под угрозой угасания, но при этом смог сохранить и приумножить состояние.

Княжна Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939) была одной из самых красивых женщин России и наследницей огромного состояния. Её руки просили многие, в том числе, наследники правящих династий Европы, но она предпочла Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона (1856-1928), который после женитьбы на ней особым императорским указом получил право именоваться князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном.

Зинаида Николаевна Юсупова

Зинаида Николаевна Юсупова на последнем костюмированном балу, 1903 год

Их старший сын Николай был убит на дуэли в 1908 году в возрасте 25 лет, еще раз подтвердив страшное семейное проклятье. Младший сын, князь Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), вошел в историю как один из организаторов убийства старца Григория Распутина.

Князь Феликс Феликсович Юсупов в молодости

Князь Феликс Феликсович Юсупов в молодости

В 1860-1870-е годы интерьеры Юсуповского дома были отделаны заново. С того времени дошли росписи Китайской, Гербовой и Портретной комнат.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

В 1877-1878 году Красное крыльцо было перестроено в стиле «всходов» XVII века. В 1891-1892 годах западный корпус был перестроен по проекту В.Д.Померанцева в стиле XVII века и объединен с основными палатами новой встройкой с верандой. Над всем объемом здания надстроили каменный третий этаж.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

В 1892-1895 годах по инициативе Зинаиды Николаевны Юсуповой восточные палаты были отреставрированы по проекту Н.В.Султанова. Он сохранил богатый наружный декор палат, восстановил высокие крыши с флюгерами и дымниками, вставил в окна переплеты, имитирующие слюдяные оконницы XVII века. Со стороны двора к зданию было пристроено нарядное высокое крыльцо и объем Парадной лестницы.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Росписи интерьеров были выполнены по эскизам Ф.Ф.Солнцева в русском стиле с восточными мотивами, подчеркивая, тем самым, восточное происхождение рода Юсуповых. Все эти помещения, как и предыдущие, выполняли представительскую функцию.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

В 1895 году задний двор был превращен в парадный и отделен пышной оградой от остальной территории. Там были возведены низкие служебные корпуса, стилизованные под XVII век. Въезд в усадьбу находился со стороны Хоромного тупика.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

В 1913 году вдоль Большого Харитоньевского переулка была поставлена ограда, выполненная по образцу ярославских решеток XVII века в мастерских Строгановского училища.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

В 1928 году фасады палаты были отреставрированы с некоторыми упрощениями. В 1929 года в них разместился президиум ВАСХНИЛ. Здесь работали Николай Вавилов и Александр Чаянов. Позднее в доме размещался музей дворянского быта, военно-исторический музей, музей «Палаты Волковых — Юсуповых». В 2004 году Академия сдала здание в аренду ООО “Межрегион НИИ проект”, а в 2005 году продала его ему. “Реставрационные” работы, начатые новым хозяином и инвестором-подрядчиком ООО “Бамо”, повлекли утраты и были остановлены. В 2007 году Арбитражный суд признал сделку купли-продажи недействительной.

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты вернулись обратно в собственность Сельскохозяйственной академии, которая в 2020 году была объединена с Российской Академией Наук (РАН). С этого времени памятник архитектуры пустовал и вымораживался, вследствие чего был внесен в Красную книгу Архнадзора в номинации «запустение».

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

Палаты Волковых-Юсуповых, Москва

К счастью, весной 2020 года было принято решение о передаче палат Волковых-Юсуповых в государственную собственность и оперативное управление музею-усадьбе «Архангельское». После реставрации в этих стенах планируется открытие музея.

Все фотографии палат Волковых-Юсуповых вы можете посмотреть в моем фотальбоме на Flickr.

  • Адрес: Москва, Большой Харитоньевский пер., 21, стр. 4
  • Ближайшие станции метро: Красные Ворота, Чистые пруды, Тургеневская

Статья обновлена 26 мая 2020

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Instagram, RSS, Яндекс.Дзен, YouTube

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Экспозиция

Собрание графических работ «Образы русской литературы» составляют рисунки к произведениям Фёдора Достоевского, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Лескова и других. К каждой зарисовке прилагаются выдержки из литературных творений, а зал украшают манекены в народных костюмах[8]. Дополняют коллекцию фотографии интерьеров Большого Кремлёвского дворца, Российского посольства в Испании, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, интерьеры которых были выполнены по рисункам художника[13].

Музей сословий

Восстановленное здание соединено с основным пространством галереи переходом на втором этаже. Кроме выставочных залов, на территории Музея сословий действуют музыкальный салон, общественная библиотека, а также реставрационные мастерские. Помещения украшены лепными элементами, венецианской штукатуркой и росписями, свойственными разным губерниям страны. Во время отделочных работ применялись технологии древнерусских мастеров. Открытие музея было приурочено ко Дню России и состоялось 12 июня 2020 года. Незадолго перед этим подготовленную экспозицию осмотрели Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Сабянин[14][17].

Экспозицию составляют предметы быта и творчества народов России, собранные Глазуновым. Среди прочего выставлены национальные костюмы, наличники, камины, предметы мебели, иконы, монастырские ложки, вышивки. Также в музее представлена картина итальянского художника Гверчино, которая в своё время принадлежала Наполеону[17].

История музея

На конкурс было представлено 18 проектов 15 архитекторов, из которых 7 удостоены премий и наград. Три главных денежных премии присудили проектам: Г.Д. Гримма (девиз «Hic Rhodus, hic salta») – первая премия; Л.Я. Урлауба (девиз «ΈΛΛΑΣ») – вторая премия; Б.В. Фрейденберга (девиз «Паллада») – третья премия. Четыре проекта получили дополнительные награды, не предусмотренные условиями конкурса: П.С. Бойцов (девиз «Мысль») – золотая медаль, Р.И. Клейн (девиз «Anno MDCCCXCVII») – золотая медаль, М.С. Шуцман (девиз «Москвичам») – серебряная медаль, И.Н. Сеттергрен и Э.И. Гедман (девиз – четыре свитых кольца) – серебряная медаль. В Комиссию по рассмотрению проектов входили: В.А. Беклемишев, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, Н.В. Султанов, А.О. Томишко, М.А. Чижов. Заключение Комиссии утверждалось Собранием Академии художеств; премии оплачивались университетом из средств, пожертвованных на Музей из наследства купеческой вдовы В.А. Алексеевой. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Он и вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность).

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный Музей лучше всего при естественном освещении и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Значительна роль Цветаева в формировании облика Музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад Музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421—406 гг. до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

Для организации Музея при Московском университете в 1898 начал функционировать Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Он задумывался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества и объединял руководство университета (Правление в полном составе), профессоров историко-филологического факультета и высших представителей властей с частными лицами, приносившими средства на организацию Музея, дарившими экспонаты или оказывавшими другие важные услуги работе Комитета. Участие в его работе для всех членов, кроме архитектора и его помощника было безвозмездным. Назначение Комитета — содействие университету в сооружении здания Музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, в изыскании денежных средств для дальнейшего существования Музея. Полученные суммы передавались Правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению Комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически существовал до февраля 1917 года.

Председателем Комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому Музею. По его докладу в июле 1895 года Николай II распорядился приостановить закладку на Колымажном дворе здания Промышленно-технического училища в память 25-летия царствования Александра II, чтобы освободить это место для Музея, а в 1898 году вся территория была безвозмездно передана для строительства. В том же году, благодаря ходатайству великого князя, из государственной казны было выделено на постройку Музея 200 тыс. рублей. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле созидания Музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинуло его за рамки внутриуниверситетского и даже после гибели великого князя оставалось одним из решающих моментов в судьбе Музея на весь период его строительства.

Товарищем (заместителем) председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), крупный промышленник и придворный. На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов Музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы Музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада Музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для Музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему Музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея). Нечаев-Мальцов внес свою лепту и в разработку парадной части Музея. Его мнение оказалось решающим при обсуждении планировки Центрального зала и ведущей к нему главной лестницы. Секретарем Комитета, а по сути фактическим организатором Музея являлся Цветаев.

Церемония торжественной закладки здания Музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов Комитета и почетных гостей.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889 – 1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 — им. императора Александра III) — учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI в.). В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа.

С 1881 года скульптурное собрание Кабинета располагалось в двух комнатах бывшего Больничного корпуса университета на Б. Никитской ул. Несмотря на тесноту и ветхость здания с 1894 года этот небольшой учебный музей стал доступен не только для студентов кафедры классической филологии, но и для всех любителей искусства. Однако в 1898 году, в связи со сносом здания, экспозиция была свернута. Слепки, непрерывно поступавшие из-за границы, в упакованном виде хранились в подвалах университета и Румянцевского музея, в складском помещении на территории строительства на Колымажном дворе. В 1904 году их начали перевозить во временные хранилища возводимого здания Музея изящных искусств на Волхонке.

Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Большую часть экспозиции Музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Коллекция отражала новейшие на тот момент археологические открытия и научные реконструкции скульптурных памятников. Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в Музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

В Музее при самом его начале стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников), собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семеновичем Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в Музей в 1909—1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. Незадолго до открытия Музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII—XV вв., великая княгиня Елизавета Федоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили Музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI—XVII вв. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского. В 1913 г. этнограф граф Алексей Алексеевич Бобринский передал в Музей свое фамильное собрание бронз: канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII—XIX вв.

В 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные суммы для Музея изящных искусств. До этого времени Музей строился и экспонаты заказывались главным образом на денежные средства членов-учредителей Комитета и других жертвователей, общее количество которых первоначально превышало 40 человек. В 1895 году 150 тысяч рублей на строительство здания выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой ее душеприказчики Михаил Степанович Нагаткин и Константин Алексеевич Казначеев, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III — в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы. Получение этой суммы определило намерение строить Музей в значительных масштабах и не в переулке, как думали раньше, а на видном месте. Новое местоположение потребовало высокого художественного уровня проекта, обеспечить который должен был архитектурный конкурс.

На строительство экспозиционных залов в разное время внесли средства предприниматель и благотворитель Степан Алексеевич Протопопов, владельцы текстильных фабрик братья Арманд, великие князья Сергей и Павел Александровичи, московская благотворительница Мария Семеновна Скребицкая, писатель и издатель Николай Иванович Пастухов, предприниматель и благотворитель Павел Григорьевич Шелапутин, мануфактурист и собиратель произведений новых русских и французских художников Михаил Абрамович Морозов, владельцы усадьбы «Архангельское» Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович Юсуповы, предприниматель Иван Андреевич Колесников и его жена Ксения Федоровна, Александра Васильевна Протасова, душеприказчики Елизаветы Ивановны Бенардаки, а также банкир Иван Михайлович Рукавишников (Нижний Новгород) и промышленник Михаил Николаевич Журавлев (Рыбинск). Некоторые оплатили по два зала. На экспонаты деньги пожертвовали чаеторговец Константин Семенович Попов, коллекционеры Козьма Терентьевич Солдатёнков и Павел Михайлович Третьяков, тесть Цветаева Александр Данилович Мейн, архитектор Федор Осипович Шехтель, князь Александр Алексеевич Щербатов, королева греческая, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, основатель Кустарного музея в Москве Сергей Тимофеевич Морозов, гравер и собиратель редких гравюр Николай Семенович Мосолов, земский деятель и литератор Дмитрий Федорович Самарин, банкир Лазарь Соломонович Поляков, вдова и сын знаменитого врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина Екатерина Петровна и Сергей Григорьевич, а также его дочь Александра Григорьевна Подгорецкая и другие.

Создавая Музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Федорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей. Первыми сотрудниками Музея были профессор Московского университета антиковед Владимир Константинович Мальмберг (после смерти Цветаева — директор Музея), и петербургский востоковед Борис Александрович Тураев, создававший первую экспозицию Египетского и Вавилоно-Ассирийского залов. В Музей пришло молодое поколение: Александр Владимирович Назаревский, Николай Арсеньевич Щербаков и ученики Цветаева, только что окончившие Московский университет, практиканты Александр Николаевич Зограф, Дмитрий Саввич Недович, Алексей Алексеевич Сидоров. К работе были привлечены также ученицы Цветаева – слушательницы московских Высших женских курсов.

Научная программа Музея изящных искусств была в связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный Музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Первым директором Музея с 1911 года до дня смерти был И.В. Цветаев.

Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700—800 человек, а в воскресенья и праздники до 2 500 человек. Приходили в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского археологического института, Народного университета им. А.Л. Шанявского. Музей интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.

Кардинальные перемены, которые несла с собой революционная эпоха, не обошли и Музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в Музее коллекцией М.С.Щекина позволили научному коллективу Музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичем Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

До 1930 года продолжался процесс передачи в Музей картин из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи — непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в Музее сложилось ядро Картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше 1 тыс. клинописных табличек и около 3 тыс. других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1941—1944 годах бòльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания Музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора Музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова, зам. директора по научной работе профессора Бориса Робертовича Виппера и главного хранителя Андрея Александровича Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся Музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

Помимо регулярных экспедиций в Северное Причерноморье в 1951—1973 годах ГМИИ участвовал своим отрядом в работе Закавказской археологической экспедиции на территории древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем; часть добытых памятников урартского искусства и культуры поступила в музейные фонды.

В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в Музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX — 1-й трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности и придало музею славу обладателя всемирно известных шедевров. Фактически же зрители смогли понемногу знакомиться с этой частью коллекции только с 1953 года, когда отдельные произведения стали включаться в постоянную экспозицию Картинной галереи. Лишь в 1974 году, в результате реорганизации всей экспозиции Музея, был осуществлен широкий показ живописи и скульптуры из бывшего собрания ГМНЗИ.

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов Музея разместилась Выставка подарков И.В. Сталину. Однако 25 декабря 1953 года обновленная постоянная экспозиция была открыта, а с середины 1950-х годов выставочная деятельность Музея приобретает все больший размах. В целом, за время существования Музея, в его стенах состоялось свыше 1200 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов Музея, так и из многих других отечественных и зарубежных собраний.

Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах Музея под руководством Павла Дмитриевича Корина. Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников. Среди них в 1958, а затем в 1995 — 2007 годах в ГМИИ экспонировались: «Произведения искусства из музеев Германской Демократической республики. Живопись, графика, скульптура, прикладное искусство», «Выставка произведений европейской живописи XIV—XIX вв.», «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Археология войны. Возвращение из небытия», «Эпоха Мировингов – Европа без границ».

В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. По своему замыслу этот отдел явился новацией в музейном деле – впервые сами коллекции, а не только отдельные произведения из их состава становились предметом изучения и музейного собирания. Экспозиция Отдела открылась для посетителей в специально реконструированном здании (Волхонка, 14) 24 января 1994 года. В 2005 году он был переведен в другое помещение (Волхонка, 10/2).

В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода Музея — скульптура Передней Азии, античность, Средние века, памятники Итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся Музеем. В-третьих — это картинная галерея VIII—XX вв. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX—XX вв. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых — экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные коллекции как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности собирателя.

Помимо экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в Музее с самого его открытия, в области популяризации истории искусств ГМИИ является инициатором различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми («семейные группы»). В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

С августа того же года в бывшем помещении Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания ГМИИ, относящегося к XIX—XX векам. Здание это получило название «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков».

Музей имеет отделы и в других районах Москвы. В 1996 году был организован Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского Музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав Музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Большая Бронная, 2/6, кв. 58).

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В рукописном фонде хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

При Музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Примечания

  1. 12
    Улица Волхонка, 13. Здание галереи Ильи Глазунова. Достопримечательности Москвы (27 октября 2013). Проверено 24 апреля 2018.
  2. 12
    Глазунов, 2020.
  3. 1234Анна Гараненко.
    «Дом Глазунова» строился по образу и подобию храма Христа Спасителя. Известия (2004-09-1). Проверено 24 апреля 2020.
  4. Волхонка и Чертолье. Архнадзор (23 марта 2012). Проверено 24 апреля 2020.
  5. 12
    Васькин, 2020.
  6. Инесса Кудишина.
    Волхонка, дом 13. Узнай Москву (2016). Проверено 24 апреля 2018.
  7. Олег Торчинский.
    Волхонка. Журнал «Москва» (2015). Проверено 24 апреля 2020.
  8. 1234Ян Смирницкий.
    10 лет назад открылась галерея Ильи Глазунова. Московский Комсомолец (11 декабря 2014). Проверено 24 апреля 2020.
  9. Владимир Путин нанес визит художнику. Коммерсантъ (11 июня 2006). Проверено 24 апреля 2020.
  10. 11 июля Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова работает бесплатно. АРТГИД (11 июля 2017). Проверено 24 апреля 2020.
  11. Во вторник Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова будет работать бесплатно. Россия – Культура (10 июля 2017). Проверено 24 апреля 2020.
  12. Картинная галерея Ильи Глазунова. Культура.РФ (2015). Проверено 24 апреля 2020.
  13. Светлана Волкова.
    В Москве картинная галерея Ильи Глазунова будет работать бесплатно. Комсомольская правда (10 июля 2017). Проверено 24 апреля 2018.
  14. 12
    Дом-музей Ильи Глазунова «Московская усадьба». Официальный сайт Управления по реконструкции и развитию уникальных объектов (29 мая 2012). Проверено 24 апреля 2020.
  15. Богдан Степовой.
    Илья Глазунов выменял усадьбу. Известия (26 сентября 2006). Проверено 24 апреля 2020.
  16. № 1859-РП О создании дома-музея Ильи Глазунова «Московская усадьба» в здании по адресу: ул.Волхонка, д.9-11-13/3, стр.5. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (2 октября 2006). Проверено 24 апреля 2020.
  17. 123Ян Смирницкий.
    Илья Глазунов открывает Музей сословий России. Московский Комсомолец (2017-06-8). Проверено 24 апреля 2020.

Не по чинам, а по сословиям

Трехэтажное здание в духе московского ампира, возведенное по собственному архитектурному проекту Ильи Глазунова, располагает общей площадью более 5 тыс. кв. м. Здесь и разместилась коллекция, которую Илья Сергеевич собирал на протяжении десятилетий и которая совсем недавно обрела музейный статус. Неудивительно, что в экспозиции преобладают субъективный взгляд и пристрастность коллекционера.

Не ищите здесь рассказа о сословном разнообразии — его нет. Новый музей Ильи Глазунова не о сословиях, а о самом собирателе. Он воспроизвел тот образ русской культуры, какой видел и любил. Три этажа — три условные сферы: дворянская усадебная культура, православное искусство вместе с «боярской стариной» неорусского стиля и искусство крестьянское. Метафизическая проекция личного мира художника — самое сильное, что есть в музее.

Фото: Галерея Ильи Глазунова

Глазунов создал интерьеры, отчасти повторив свои знаменитые квартиру и мастерскую: любимые цвета стен, плотная развеска, где шедевры соседствуют по созвучию, понятному лишь хозяину. Это делает каждый зал «обжитым», словно тут действительно дворянская гостиная, где модная мебель не вытеснила любимое бабушкино кресло, а полотна европейских мастеров соседствуют с портретами домовладельцев.

Коллекция Глазунова еще и о его времени: что можно было добыть в советских комиссионках, выкружить у антикваров, вынести из пустующих храмов, сторговать на уличном вернисаже. Истории, тянущиеся за каждым из предметов, «легенды и мифы» провенанса — любимая тема всякого собирателя. Как эрмитажная мадонна XVII века, предназначенная на экспорт, сначала осела в доме некоего чиновника, а в итоге попала к Глазунову. Как предметы старины из дворянской усадьбы покинули Россию вместе с хозяевами, потом были куплены на аукционе и вернулись из эмиграции. Как темные доски, извлеченные из-под гусениц трактора, оказались иконами XVI века.

Фото: Галерея Ильи Глазунова

Особое слово — о реставрации. Немногие музеи могут похвастать тем, что у них приведен в должный вид каждый экспонат. Здесь же все, что старое, отреставрировано как новое, а все, что новодел, выглядит как настоящее старое. Правда, в музее принято повторять, что все без исключения экспонаты подлинные. Для чего имеются некоторые основания: даже если вещь воссоздана в наши дни, в ее основе — редчайший подлинник, а все реконструкции осуществлены с использованием оригинальных исторических материалов. Это тоже плюс частного собирателя: он может придать вещи желаемый вид, не будучи скованным жесткой реставрационной этикой невмешательства.

Фото: Галерея Ильи Глазунова

Музей работает сеансами, принимая новую группу каждый час, и пока по отношению к посетителям он не слишком радушен. Чтобы сюда попасть, кроме входного билета нужно купить еще и билет на экскурсионное обслуживание — иного способа нет. Странно, что новая институция выбрала столь герметичную стратегию, принимая немногим больше 100 посетителей в день. Хотя, возможно, со временем молодой проект осознает необходимость привлечения аудитории — появятся аудиогиды, буклеты и каталоги, отсутствующий зачастую этикетаж, а руководство узнает, что одно бесплатное селфи способно привлечь к музею внимание многих.

Пока же — экскурсии, настолько разные, насколько разными бывают экскурсоводы, и смотрительницы, ревностно следящие, чтобы вы не ступили ногой с ковровой дорожки, и настойчиво выпроваживающие вас по окончании экскурсии. Словом, приготовьтесь к тому, что «нет» вы услышите не единожды, — но если будете доброжелательны и тверды, то сможете и попасть в музей, и даже получить удовольствие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: