Константин Васильев: малая планета непризнанного при жизни гения снова в тени


Музей Константина Васильева
Дата основания1998
Реорганизован2012
ОсновательАнатолий Доронин
МестонахождениеРоссия, Москва, Череповецкая улица, 3Б
ДиректорАнатолий Доронин
СайтОфициальная страница музея
Музей Константина Васильева на Викискладе

Музе́й славя́нской культу́ры Константи́на Васи́льева

(В 1998—2012 годах —
Музей творчества художника Константина Васильева
) — художественный музей русского художника XX века Константина Васильева, расположенный на севере Москвы в районе Лианозово. Музей учреждён в 1998 году по инициативе членов «Клуба любителей живописи Константина Васильева» под председательством Анатолия Доронина[1].

В 2008 году работы из коллекции музея стали предметом спора между музеем и наследницей Валентиной Васильевой. В 2009—2010 годах музей стал объектом рейдерской атаки, инициатором которой стала инвестор Любовь Высоцкая, привлечённая Васильевой для изъятия картин из музея. Одним из эпизодов конфликта стал поджог, в результате которого был полностью уничтожен третий этаж, деревянные перегородки и часть крыши. После проведённой реконструкции учреждение было реорганизовано и стало функционировать под названием «Музей славянской культуры Константина Васильева». К 2018 году экспозиция насчитывала более четырёхсот работ художника[2].

История

Открытие музея

В 1988 году поклонники творчества художника организовали «Клуб любителей живописи Константина Васильева»[5]. По инициативе клуба в 1998 году был открыт музей, директором которого стал близкий друг семьи Васильевых Анатолий Доронин[6][3][7].

Здание

Особняк Степана Лианозова, 2008 год

Во время революции 1917 года в здании располагалось управление ВЧК[11], а в 1950—1970-х годах — квартиры для военнослужащих[1]. В 1986-м особняк передали Тресту столовых Тимирязевского района для организации ресторана, однако от этой идеи позднее отказались из-за активной антиалкогольной кампании Михаила Горбачёва[12]. К 1990 году особняк оказался в аварийном состоянии: были утрачены межкомнатные перегородки, деревянный пол полностью прогнил, сохранилась только несущие конструкции. В связи с трудностью реставрации и отсутствием средств у местной администрации здание было решено снести. И только благодаря инициативе Анатолия Доронина дом удалось сохранить. К 1998 году в нём был проведён масштабный ремонт помещений — члены «Клуба» целиком на частные пожертвования восстановили особняк и прилегающую территорию[13][14].

Конфликт 2009 года

После смерти матери Васильева в 2007 году в наследство вступила младшая сестра художника Валентина. Между ней и Клубом неоднократно возникал конфликт по поводу продажи картин: оспаривая право музея на владение полотнами, Валентина Васильева продавала картины частным лицам[11]. В 2008 году к Васильевой обратилась проживающая в Англии инвестор Любовь Высоцкая с предложением помочь изъять полотна из музея. Васильева ответила согласием и подписала на Высоцкую доверенность, дающую ей право вести дела от лица наследницы художника[2]. В результате инвестор обратилась в Бутырский суд с иском о неправомерном нахождении полотен Константина Васильева в музее, по итогам рассмотрения которого суд постановил изъять из учреждения пятнадцать картин и передать их младшей сестре художника[1]. Руководству Клуба не удалось обжаловать постановление в отведённые законом сроки, в связи с чем Анатолий Доронин обратился в юридическую с просьбой провести экспертизу и взять работы на сохранение[2]. В результате неправомерных действий фирмы пятнадцать полотен не были возвращены в музей и были спрятаны в неизвестном месте[7], а Доронин обратился в прокуратуру с заявлением о пропаже полотен[15][1].

Спустя месяц фирма предъявила Клубу ультиматум — музей должен был передать во владение «Частного права» документы на здание и территорию учреждения[2]. В это же время директор музея сообщил о риске рейдерского захвата земли:

Рейдеры, прикрываясь судебным решением об изъятии у нас картин, хотят отобрать здание и нашу землю. На этой земле они хотят строить жилые дома[16].

Через несколько дней в здании случился пожар[10], уничтоживший третий этаж, деревянные перекрытия, а также частично повредивший крышу. Следствие установило, что лестница и территория вокруг дома были политы бензином, а затем намеренно подожжены неизвестными лицами[17]. Во время происшествия картины не пострадали — несколькими днями ранее они были вывезены Валентиной Васильевой[17][18]. Согласно расследованию корреспондента Комсомольской правды Александра Пономарёва, инициатором событий стала инвестор Любовь Высоцкая, заинтересованная в дорогой музейной земле[15][1].

Пятнадцать пропавших полотен были найдены только в 2010 году и возвращены Валентине Васильевой. Выиграв более тридцати судебных исков у , Клуб получил право на владение частью картин и продолжил музейную деятельность[2]. После пожара в особняке Лианозова провели масштабный ремонт, длившийся три года. Экспозиция была открыта в 2012 году после реорганизации, финансирование которой осуществлялась за счёт поклонников творчества художника[19]. Поскольку часть картин Васильева была передана сестре, руководство музея приняло решение переименовать учреждение в Славянский центр

и экспонировать работы других художников, пишущих на славянскую тематику[11][20]. По состоянию на 2020 год работники музея добиваются признания работ Васильева национальным достоянием, статус которого позволяет сохранить картины от продажи частным лицам[17].

К 120-летию ГУМа Александр Васильев представляет выставку исторических костюмов

Посетители ГУМа в эти дни кроме вполне материальных ценностей, могут найти там ещё и духовные. На выставке в ГУМе — вещи из личной коллекции историка моды Александра Васильева, по которым можно проследить эволюцию моды больше чем за век.

Последние приготовления — историк моды Александр Васильев поправляет на манекенах шляпки и шарфики. Платья, брюки, сумки, меха, зонтики. Всё это — лишь часть огромной коллекции. Большинство вещей принадлежали певцам, актерам, политикам.

«Мини-платье с рисунком принадлежало Галине Леонидовне Брежневой, дочери Леонида Ильича. Она была большой модницей, любила западные вещи, крупные бриллианты и объемных мужчин», — рассказывает историк моды Александр Васильев.

Представленые здесь экспонаты сшиты не только известными мастерами, но и обычными портнихами дома, на кухне. Советская мода развивалась по своим законам — черпали вдохновение, срисовывая с экрана образы любимых героинь.

Комбинированное платье из шелка и шерсти говорит о невероятном мастерстве портнихи-надомницы. В советские времена ткань была в дефиците, и она сшила его из того, что было. Специалисты говорят, в наше время такую работу во Франции бы назвали одни словом — кутюр.

Вся эта роскошь собиралась больше трех десятков лет. Что-то покупалось на аукционах, что-то коллекционеру дарили, что-то нашлось на чердаке у знакомых. Сохранить эти вещи — не меньший труд, чем собрать. Ведь многим из них уже 120 лет!

«Чтобы сохранить меха, их нужно держать в холодильнике, потому что личинки моли боятся мороза. Шелк надо хранить в темной бумаге вместе с кружевом, для того чтобы он не выцвел на свету», — делится секретами Александр Васильев.

Почти тысяча костюмов и различных аксессуаров — наряды разных лет. Сейчас уже другие материалы, не хуже, но без души.

«Если мы говорим о тканях той эпохи, ушедшей, о тканях середины XX века, фактически они все натуральные. И в этом их прелесть. И поэтому моль их жует с таким удовольствием, поэтому сохраняются они не очень хорошо», — отмечает специалист по текстилю Галина Истомина.

Каждая вещь напоминает посетителям что-то из прошлого. Например, кто-то говорит, что в точно таком же строгом костюме ходила мама, а пальто, похожее на это, носил дед.

«Приятно, что эта выставка показывает время, разное очень. Разные наряды. Просто приятно, ностальгия такая. Я вот подошла — 60 год. Великолепная просто экспозиция!» — восхищается Елена Тетерева.

«Я помню мамину обувь. Я ее еще даже носила некоторую. А потом мода менялась, и все ушло», — вспоминает Валентина Иванова.

Ранее модели Александра Васильева демонстрировались в Париже, Лондоне, Венеции. Однако выставка, где можно увидеть, как менялась мода за последние 120 лет, проходит впервые.

Экспозиция

Внешние изображения
Картина «Человек с филином»
Внешние медиафайлы
Картина «Илья Муромец и голь кабацкая»
Внешние медиафайлы
Картина «Князь Игорь»

Главный зал

Экспозиция музея располагается в пяти залах и по состоянию на 2018 год насчитывает около четырёхсот работ художника[21]. В двух залах экспонируются работы Васильева, а в остальных с 2012 года выставляются работы Виктора Гончарова, Андрея Клименко, Всеволода Иванова, Владимира Сёмочкина и его братьев. Все полотна посвящены славянской тематике и написаны в разных техниках: с использованием чеканки, мозаики, масла и бересты[3][22].

С 1969 года Васильев начал совмещать в своих творениях черты символизма и реализма. Первая мифологическая картина называлась «Северный орёл»[23] и была написана под впечатлением от рассказа близкого друга художника, увидевшего сидящего на ветке орла. Осваивая новый для себя жанр, Васильев намеренно изображал героев в неправильных пропорциях, стремясь передать символизм мифических сюжетов[13]. На картине «Северный орёл» Васильев впервые подписался новым псевдонимом: «Константин Великорус»[3].

В главном зале представлена картина «Святовит»[13], написанная в 1969 году. На ней изображён бог войны и победы западных славян, в честь которого по легенде был установлен храм на острове Руян[1]. Работа стала первой из серии полотен, посвящённых пантеону славянских богов[3][24]. Центральными экспонатами коллекции являются картины «Велес» и «Человек с филином». Названия полотнам были даны друзьями художника: из-за внезапной смерти Васильев не успел их подписать. Картина «Человек с филином» изображает мудреца, у ног которого расположен сгорающий свиток, напоминающий карту России[13]. Пожар начинается на севере, символизирующем место зарождения духовности, в то время как пепел от сгорающей бумаги переходит в росток дуба. В правой руке старец держит свечу, а на левой сидит филин, также являющийся символом мудрости[3]. Рядом висят картины «Ожидание» и «У чужого окна», написанные незадолго до смерти художника в 1976 году. По замыслу Васильева, полотна отображают символы женственности и мужественности: образы русской женщины-поморки и мужчины северянина[1]. Тут же размещено произведение «Жница», подаренное художником на 50-летие матери[3]. На ней изображена девушка, стоящая у кровоточащей берёзы с серпом в руке, направленным на её сердце. На голове жницы расположен венок из васильков — символ связи с загробным миром[1].

В экспозиции представлена работа «Русалка», отображающая трагические события в семье художника: под образом русалки кроется младшая сестра Людмила, погибшая в семнадцатилетнем возрасте от полученной дозы радиации во время купания в заражённом озере[3]. Согласно легендам, погибшие незамужние девушки становились русалками и жили у берегов водоёма: на картине также изображена девушка, сидящая рядом с лесным озером и смотрящая вдаль[1].

Особенностью работ Васильева является малое количество используемых красок — в связи с экономией он использовал всего 2-3 цвета, что придавало полотнам необычный вид. Примерами таких картин являются «Свияжск», где изображена медвежья гора из родных мест художника и девушка в красном сарафане — народном костюме -XVII веков, а также работа «Над Волгой». На последнем полотне изображён Один с тотемом чёрного ворона, а на его правом плече указан знак Валькнут (англ.)русск.[3].

На противоположной стене большого зала экспонируется триптих, посвящённый Слову о полку Игореве. Васильев успел написать только две картины из серии: портреты князя Игоря и Ярославны, в то время как битва с половцами осталась только в эскизах. На картинах князь Игорь изображён с христианским крестом, в то время как Ярославна молится языческим силам: солнцу, ветру и воде[3][7].

Былинная серия

Второй зал музея посвящён «былинной» серии. Здесь висят картины, иллюстрирующие сказку «Садко»: «Садко в море» и «Садко и владыка морской». Они выполнены с использованием редкого синего цвета и украшены орнаментом[3][7]. Рядом экспонируется работа «Дар Святогора». Согласно легенде, богатырь Илья Муромец посетил Святогора для получения дополнительной силы и мудрости. Особую ценность представляет полотно «Илья Муромец и голь кабацкая», являющейся аллюзией на фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В центре, на месте Иисуса, изображён сам художник в образе Ильи Муромца, а по бокам сидят двенадцать друзей и пьют вино[3]. В «былинную» серию также входят работы «Авдотья Рязанка», «Рождение Дуная» и «Сражение на Куликовской битве»[3].

К 2020 году музейный участок достиг площади в два гектара, и вдоль всего периметра были установлены скульптуры, созданные по мотивам картин Васильева[13]. Рядом с усадьбой возвели деревянный дом, стилизованный под избу и предназначенный для Центра Искусств[1]. В нём проходят лекции, семинары и научные конференции[10][25].

Александр Васильев на ВДНХ представляет модные итоги столетия

Текст: Евгений Чесноков Фото: Александр Кочубей

До 13 марта на ВДНХ можно увидеть выставку модной одежды и аксессуаров из собрания Александра Васильева. 100 наряженных манекенов и 500 стильных предметов в витринах — это лишь небольшая часть раритетов из закромов историка моды, чья коллекция складывалась на протяжении многих лет и продолжает пополняться.

Александр Васильев родился в Москве в театральной семье, окончил Школу-студию МХАТ, но вскоре покинул Советский Союз и работать по профессии — над сценическим оформлением и костюмами — начал уже в Париже. Хотя в послужном списке Васильева более сотни театральных постановок в 25 странах мира, широкой российской публике он известен благодаря телевидению и радио: эрудированный искусствовед и замечательный рассказчик стал сеять разумное, доброе, вечное в качестве автора и ведущего образовательных программ.

Хранящаяся во Франции модная коллекция состоит из 15 000 экспонатов от XVII века до современности, в этом собрании повседневная одежда горожан соседствует с шедеврами Haute couture и предметами гардероба звёзд эстрады и кино. Платья и сценические костюмы хранят память о Любови Орловой, Людмиле Гурченко, Майе Плисецкой, Людмиле Зыкиной, Ольге Лепешинской, Галине Улановой. Ныне здравствующие селебрити готовы перетряхнуть содержимое старых шкафов и поделиться с Васильевым частичкой своей истории.

Выставка Александра Васильева

Мечта искусствоведа — создать в России музей исторического костюма для постоянного публичного доступа, а пока Васильев выставляется на различных выставочных площадках и издаёт книги по истории моды. Экспозиция «100 лет моды в России: 1915–2015» работает в павильоне № 64 и показывает эволюцию российской моды, в первую очередь, женской моды. Вся представленная одежда и аксессуары подлинные, никаких реплик.

Выставка построена по хронологическому принципу и, прогуливаясь по залам, можно представить, как одевались дворянки в годы Первой Мировой войны, модницы во времена НЭПа, в сталинскую эпоху, хрущёвскую оттепель, брежневский застой, горбачёвскую перестройку. Завершается экспозиция в общем-то знакомыми стилями ельцинского смутного времени и путинской стабильности. Так уж сложилось, что в России мода ориентируется не на общемировые тренды, а на текущую политическую ситуацию — то она пуританская, а то — фривольная. Впрочем, «100 лет моды в России: 1915–2015» — это не выставка скромных достижений отечественной лёгкой промышленности для массового потребителя, здесь представлены и французские, и китайские производители. То, что обычно носилось, и то, о чём мечтало большинство советских женщин.

23 января Александр Васильев представил изданный ВДНХ каталог выставки. Каждый раздел альбома дополняют исторические кадры с людьми в характерных костюмах того времени. Просматривая каталог, читатель совершает виртуальную экскурсию по выставке, знакомясь с историей российской моды.

Рубрика: Разное. Метки: выставка, мода, история.

Другие публикации

06.03.2020 в 15:50

Вирус искусству не помеха

4 февраля в «Центре искусств. Москва» на Волхонке состоялся первый показ выставки «Неизвестный Ренессанс»: шедевры живописи XIV-XVII веков из частных собраний».
31.01.2020 в 17:37

Жан-Поль Готье возвращается на сцену!

Мода на свободу — знаменитый модельер рассказывает о Fashion Freak Show
25.10.2019 в 12:20

Геометрия без границ от Валентина Юдашкина

Валентин Юдашкин продемонстрировал свою новую коллекцию на Неделе Моды в Москве.
14.10.2019 в 15:06

Фотографии, ожившие в акварели

В Москве открылась необычная выставка Константина Путинцева.
20.03.2019 в 00:14

Балканский рубеж. Бадабум на мощах истории

Масштабный военный фильм от российско-сербских кинематографистов о том, что надежду никогда не нужно терять, а выход есть из любой ситуации.
09.01.2019 в 15:30

Паломническая экскурсия «Москва Ивана Калиты»

Паломническая экскурсия на мотоциклах. Почему бы и нет?
Константин 01.01.2019 в 23:43

Откуда на Руси ведроиды с гайками?

Знаете, почему у нас машины называют «ведро с гайками»? Не потому, что разваливаются на ходу, а потому, что мы произошли от ведруссов.
12.11.2018 в 16:53

Миру мир

Пословица гласит, что худой мир лучше крепкой ссоры. А как хорош оказался прошедший 10 ноября фестиваль алкогольных напитков «Крепкий Мир».
07.11.2018 в 11:27

Московский зоопарк знакомит с творчеством художника Владимира Смирина

6 ноября в «Доме Клюева» прошла презентация экспозиции, посвящённой творчеству художника-анималиста Владимира Смирина.
22.10.2018 в 18:15

EroExpo 2020 — на переднем крае индустрии для взрослых

Выставка EroExpo 2020 — это специализированная выставка индустрии товаров для взрослых, которая открыта только для профессионалов интимного ритейла.
21.10.2018 в 09:18

Привет, Москва!

Московский метрополитен поддержал новый познавательный проект о городе и его жителях «Привет, Москва!» запуском одноимённого поезда.
01.10.2018 в 17:37

Мода богемного Востока

Художница и модельер Мария Комыса представила авторскую коллекцию одежды и украшений.
Евгений Чесноков 30.09.2018 в 08:34

«Город на память». 055. Гостиный двор

Гостиный двор, пожалуй, удачный пример восстановления заброшенной исторической постройки.
28.09.2018 в 11:21

Правила съёмки. Фестиваль современной фотографии «Фиксаж» 2018

Фестиваль современной фотографии «Фиксаж» уже третий год проходит при участии и поддержке нашего издания.
24.09.2018 в 12:20

«Коммунарка»: шаг к правде

Спецобъект НКВД «Коммунарка» наименее исследованный объект массовых захоронений. Несколько десятилетий за забором с колючей проволокой жили чекисты с семьями.
23.08.2018 в 11:17

Состоялась выставка Faces&Laces

Faces&Laces открыла свои двери в двенадцатый раз. На выставке рассказали об уличной культуре, спорте, современной моде и искусстве.

Мероприятия

С 1998 года Музей Константина Васильева стал центром сбора традиционалистских, неоязыческих и славянских организаций[7]. В 1999 году здесь прошёл творческий вечер журнала «Наследие предков», на котором выступали приглашённые гости: главный редактор журнала «Расология» Владимир Авдеев, рунолог Антон Платов, издатель газеты «Империя» Игорь Дьяков, а также учёный секретарь Павел Тулаев[26].

С 2005 по 2012 года здесь прошли выставки Валерия Сёмочкина «Касание сварога», этнографическая экспозиция «Русь музыкальная — труд и праздник» под руководством московского историка Ильи Ахрамеева, а также многочисленные музыкальные концерты и лекции, посвящённые славянской культуре[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011
    Музей славянской культуры имени Константина Васильева в Москве. Путешествия с Марией Анашиной. Проверено 14 мая 2020.
  2. 12345
    Музей славянской культуры им. Константина Васильева — видео. Русская правда. Проверено 15 мая 2020.
  3. 1234567891011121314
    Экскурсия по музею художника Константина Васильева — часть 1 на YouTube
  4. Центр славянской культуры им. Константина Васильева. Музеи России (20 августа 2017). Проверено 14 мая 2020.
  5. Шнирельман, 2012, с. 134.
  6. Лужков, 2003, с. 68.
  7. 12345
    Экскурсия по музею художника Константина Васильева — часть 2 на YouTube
  8. Музей К. Васильева. Константин Васильев. Проверено 22 мая 2018.
  9. Судьба подарка миллионера Лианозова. Музей К. Васильева в Москве. Проверено 22 мая 2020.
  10. 123Галина Колодкина.
    Славянский музей имени Константина Васильева в Москве, отзыв о посещении. Шагаем по миру (5 декабря 2015). Проверено 14 мая 2018.
  11. 123
    Музей Константина Васильева. RuTraveller. Проверено 14 мая 2018.
  12. Музей славянской культуры имени Константина Васильева. Another city (27 января 2013). Проверено 14 мая 2020.
  13. 12345
    Музей Константина Васильева. Куда сходить в Москве. Проверено 14 мая 2020.
  14. Доронин, 2004, с. 51.
  15. 12Александр Пономарёв.
    Ограбление века: Кто похитил картины известного художника Васильева. Комсомольская правда (22 октября 2009). Проверено 14 мая 2018.
  16. В Москве провернули аферу века: картины Васильева стоимостью в $3 млн сгинули вместе с музеем. В Москве (22 октября 2009). Проверено 15 мая 2020.
  17. 123
    Сгорел музей Константина Васильева. Славянский мир (23 сентября 2009). Проверено 15 мая 2020.
  18. Рейдеры атакуют музей Константина Васильева. Славянский мир (24 июля 2009). Проверено 14 мая 2020.
  19. Игорь Бушукин.
    Константин Васильев — великий и неизвестный. Русский обозреватель (28 марта 2015).
  20. Музей Музей славянской культуры им. Константина Васильева. Ваш Досуг. Проверено 14 мая 2020.
  21. Гречко, 2012, с. 46.
  22. Музей Константина Васильева в Москве. Прогулки по Москве. Проверено 14 мая 2020.
  23. Екатерина Буланова.
    Константин Васильев – живописец русского духа. Спутник (3 сентября 2017). Проверено 14 мая 2020.
  24. Бунтовский, 2020, с. 34.
  25. Музей славянской культуры им. К. Васильева. OSD. Проверено 14 мая 2020.
  26. «Наследие предков» в музее Константина Васильева. Культурное обозрение (25 марта 2011). Проверено 14 мая 2020.

Выставка работ Константина Васильева

3 сентября 2012 года в день рождения Константина Алексеевича Васильева (1942–1976) в выставочном зале Национального культурного была торжественно открыта выставка, приуроченная к 70-летию художника.

Экспозицию выставки составляют 27 работ московского музея К.Васильева и ранняя графика художника, из собрания Галереи Константина Васильева (Казань, ул. Гавардейская, 61).

Валентина Алексеевна привезла в Казань картины, которые казанский зритель видел 16 лет назад. Среди них: все картины былинного цикла, автопортрет художника, портрет Федора Достоевского.

Перед открытием выставочный зал посетил мэр г. Казани Ильсур Раисович Метшин. Он осмотрел экспозицию выставки. Побеседовал с сестрой художника Валентиной Алексеевной и директором галереи Константина Васильева в Казани Геннадием Васильевичем Прониным.

На открытии перед почитателями таланта Константина Васильева выступили:

  • Пронин Геннадий, директор галереи Константина Васильева (Казань), друг художника;
  • Горнышева Айгуль, нач. Управления культуры (Казань);
  • Шагеева Розалина, искусствовед, заслуженный деятель культуры РТ;
  • Валентина Васильева, сестра художника;
  • Ирина Кузнецова, директор Мемориального дома-музея Константина Васильева в поселке Васильево Зеленодольского района Республики Татарстан.

Также среди почетных гостей праздничного мероприятия были еще два друга Константина Васильева: Олег Шорников и Александр Жарский.

Геннадий Пронин, Александр Жарский, Олег Шорников познакомились с Константином Васильевым, когда им было лет по 18.

А.Жарский и К.Васильев были в то время студентами Казанского художественного училища, а Геннадий Пронин и Олег Шорников — студентами Казанского авиационного института им. А. Н. Туполева. Объединила их любовь к искусству, музыке и наверное, нечто неуловимое, что притягивает людей друг к другу.

Сдружившись в студенческие годы, они пронесли свою дружбу сквозь многие годы. Жарский, Пронин и Шорников тесной компанией приезжали к Константину Васильеву ежегодно, 3 сентября, в день его рождения.

Геннадий Васильевич рассказал о том, как праздновались дни рождения Константина. Каждый день рождения ознаменовывался торжественным открытием картины К.Васильева. Константин всем раздавал задания, Олег Шорников обычно сочинял стихи, Гена Пронин отвечал за музыкальную часть поздравления.

— Мы вставали напротив накрытой покрывалом картины, читали стихи. Потом, Константин торжественно срывал чехол. Картина была всегда неожиданной для нас. Костя спрашивал: «Что вы видите на картине? «. Мы описывали увиденное. Затем дарили подарки: редкие книги, уникальные записи на грампластинках — рассказывает Геннадий Васильевич Пронин.

Сегодняшний день рождения Константина Алексеевича Васильева не стал исключением. Ко дню рождения друзья подготовили сборник статей о Константине Васильеве.

Над изданием потрудилось 13 авторов. Они в 13 статьях рассказывают о том, что на творчество Васильева можно смотреть с различных позиций, а не только с т.з. изобразительного искусства (философия, мифология, религия и пр.). Презентация сборника состоится на научно-практической конференции, посвященной творчеству художника (4.09.2012).

В своем выступлении Розалина Шагеева вспомнила первое знакомство с картинами Константина Васильева. Было это уже после смерти художника, в 1977 году, в Молодежном центре.

— Это было удивительное зрелище. Там были: «Северный орел», «Человек с филином», «Сестра Лариса». Мы неделю ходили под впечатлением этой выставки. Вдруг, какой-то прессинг, имя Васильева начинает исчезать. Выставки не проводятся, и его творчество было обречено на забвение — делится воспоминаниями Р. Г. Шагеева.

В 1996 году открыли Галерею Константина Васильева. О художнике вновь заговорили. Появилась возможность знакомства с его творчеством.

Для справки: Собрание галереи К.Васильева насчитывает около 90 произведений живописи и графики раннего формалистического этапа его творчества (сюрреализм, абстракционизм) и 30 картин зрелого периода.

— Каждая работа Константина Васильева светится, как витраж, она воздействует на тебя какими-то неведомыми флюидами, — продолжает разговор о творчестве К.Васильева Р.Шагеева — откуда такая свежесть, такая уникальность звучания? Почему работы не потеряли свои силы? Наверное, потому, что художник был свободен. Я смотрела его выставку в 1977 году. В то время, когда в искусстве царила Лениниана, историко-революционная тема, деревенская тема, индустриальная. Боже упаси, заглядывать в эти глубины истории.

Далее, Р. Г. Шагеева дала ретроспективу творчества, перечисляя картины, относящиеся к тому или иному этапу деятельности художника.

Директор Мемориального дома-музея Константина Васильева в поселке Васильево Зеленодольского района РТ Ирина Кузнецова наградила курсантов кадетской школы одноименного поселка, принявших участие в конкурсе на лучшее сочинение о творчестве К. А. Васильева, объявленном в апреле 2012 года.

Также она пригласила всех желающих в музей 29 октября 2012 года. Там ежегодно, в день смерти художника, проходят творческие встречи.

Сестра Константина Васильева Валентина заметила:

— Никогда еще так широко не отмечался его день рождения. А ведь сегодня ему исполнилось бы 70 лет, их этих 70 — 36 лет, как Константина нет с нами. Это большая потеря для нашей семьи и лично для меня. Но прибавляет и здоровья, и оптимизма, то, что Вы, дорогие земляки, любите Константина, почитаете его. Я с большой радостью предоставила свою коллекцию. К сожалению, мы не смогли привести большие картины. Но надеемся, что на открытие нового музея, все привезем. Вы еще все увидите.

Все работы, привезенный из Москвы останутся в столице Татарстана, как минимум, до открытия нового музея в старинном особняке, в самом центре Казани (пересечение ул. Университетская и ул. Баумана). Выставка в НКЦ «Казань» будет работать две недели, затем картины отправятся на временное хранение в Галерею Константина Васильева (ул. Гвардейская, 61).

Литература

  • Бунтовский С. Ю.
    Древняя Русь. — Москва: Издательские решения, 2020. — С. 34. — 788 с. — ISBN 978-5-4485-8410-7.
  • Гречко М. Г.
    Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках. Черный путеводитель от центра до спальных районов. — Москва: Астрель, 2012. — С. 46. — 416 с. — ISBN 978-5-271-44506-4.
  • Доронин А. И.
    Художник Константин Васильев. — Москва: Проект Ф, 2004. — С. 51. — 144 с. — ISBN 5-88896-059-4.
  • Лужков Ю. М.
    Символика Москвы: город, административные округа, районы. — Москва: Профиздат, 2003. — С. 68. — 262 с.
  • Шнирельман В.
    Русское родноверие. Неоязычество и национализм современной России. — Москва: ББИ, 2012. — С. 134. — 306 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: