Музей Константина Васильева | |
Дата основания | 1998 |
Реорганизован | 2012 |
Основатель | Анатолий Доронин |
Местонахождение | Россия, Москва, Череповецкая улица, 3Б |
Директор | Анатолий Доронин |
Сайт | Официальная страница музея |
Музей Константина Васильева на Викискладе |
Музе́й славя́нской культу́ры Константи́на Васи́льева
(В 1998—2012 годах —
Музей творчества художника Константина Васильева
) — художественный музей русского художника XX века Константина Васильева, расположенный на севере Москвы в районе Лианозово. Музей учреждён в 1998 году по инициативе членов «Клуба любителей живописи Константина Васильева» под председательством Анатолия Доронина[1].
В 2008 году работы из коллекции музея стали предметом спора между музеем и наследницей Валентиной Васильевой. В 2009—2010 годах музей стал объектом рейдерской атаки, инициатором которой стала инвестор Любовь Высоцкая, привлечённая Васильевой для изъятия картин из музея. Одним из эпизодов конфликта стал поджог, в результате которого был полностью уничтожен третий этаж, деревянные перегородки и часть крыши. После проведённой реконструкции учреждение было реорганизовано и стало функционировать под названием «Музей славянской культуры Константина Васильева». К 2018 году экспозиция насчитывала более четырёхсот работ художника[2].
История
Открытие музея
Фотография Константина Васильева, 1961 год
После смерти Константина Васильева в 1976 году друзья художника организовали выставки его картин в Казани и Знаменском соборе в Москве. Мероприятия пользовались популярностью среди населения, что позволило организаторам экспонировать картины и за рубежом: Испании, Югославии, Германии и Болгарии[3][4].
В 1988 году поклонники творчества художника организовали «Клуб любителей живописи Константина Васильева»[5]. По инициативе клуба в 1998 году был открыт музей, директором которого стал близкий друг семьи Васильевых Анатолий Доронин[6][3][7].
Здание
Особняк Степана Лианозова, 2008 год
Особняк Степана Лианозова — вид сверху, 2010 год
Музей располагается в особняке промышленника Степана Лианозова, построенном в 1903 году для его возлюбленной. Здание является типичным примером дачной архитектуры начала XIX—XX веков[8][9]. Вокруг дома был разбит парк в английском стиле, украшенный статуями, стилизованными под древнегреческие скульптуры[1][10].
Во время революции 1917 года в здании располагалось управление ВЧК[11], а в 1950—1970-х годах — квартиры для военнослужащих[1]. В 1986-м особняк передали Тресту столовых Тимирязевского района для организации ресторана, однако от этой идеи позднее отказались из-за активной антиалкогольной кампании Михаила Горбачёва[12]. К 1990 году особняк оказался в аварийном состоянии: были утрачены межкомнатные перегородки, деревянный пол полностью прогнил, сохранилась только несущие конструкции. В связи с трудностью реставрации и отсутствием средств у местной администрации здание было решено снести. И только благодаря инициативе Анатолия Доронина дом удалось сохранить. К 1998 году в нём был проведён масштабный ремонт помещений — члены «Клуба» целиком на частные пожертвования восстановили особняк и прилегающую территорию[13][14].
Конфликт 2009 года
После смерти матери Васильева в 2007 году в наследство вступила младшая сестра художника Валентина. Между ней и Клубом неоднократно возникал конфликт по поводу продажи картин: оспаривая право музея на владение полотнами, Валентина Васильева продавала картины частным лицам[11]. В 2008 году к Васильевой обратилась проживающая в Англии инвестор Любовь Высоцкая с предложением помочь изъять полотна из музея. Васильева ответила согласием и подписала на Высоцкую доверенность, дающую ей право вести дела от лица наследницы художника[2]. В результате инвестор обратилась в Бутырский суд с иском о неправомерном нахождении полотен Константина Васильева в музее, по итогам рассмотрения которого суд постановил изъять из учреждения пятнадцать картин и передать их младшей сестре художника[1]. Руководству Клуба не удалось обжаловать постановление в отведённые законом сроки, в связи с чем Анатолий Доронин обратился в юридическую с просьбой провести экспертизу и взять работы на сохранение[2]. В результате неправомерных действий фирмы пятнадцать полотен не были возвращены в музей и были спрятаны в неизвестном месте[7], а Доронин обратился в прокуратуру с заявлением о пропаже полотен[15][1].
Спустя месяц фирма предъявила Клубу ультиматум — музей должен был передать во владение «Частного права» документы на здание и территорию учреждения[2]. В это же время директор музея сообщил о риске рейдерского захвата земли:
Рейдеры, прикрываясь судебным решением об изъятии у нас картин, хотят отобрать здание и нашу землю. На этой земле они хотят строить жилые дома[16]. |
Через несколько дней в здании случился пожар[10], уничтоживший третий этаж, деревянные перекрытия, а также частично повредивший крышу. Следствие установило, что лестница и территория вокруг дома были политы бензином, а затем намеренно подожжены неизвестными лицами[17]. Во время происшествия картины не пострадали — несколькими днями ранее они были вывезены Валентиной Васильевой[17][18]. Согласно расследованию корреспондента Комсомольской правды Александра Пономарёва, инициатором событий стала инвестор Любовь Высоцкая, заинтересованная в дорогой музейной земле[15][1].
Пятнадцать пропавших полотен были найдены только в 2010 году и возвращены Валентине Васильевой. Выиграв более тридцати судебных исков у , Клуб получил право на владение частью картин и продолжил музейную деятельность[2]. После пожара в особняке Лианозова провели масштабный ремонт, длившийся три года. Экспозиция была открыта в 2012 году после реорганизации, финансирование которой осуществлялась за счёт поклонников творчества художника[19]. Поскольку часть картин Васильева была передана сестре, руководство музея приняло решение переименовать учреждение в Славянский центр
и экспонировать работы других художников, пишущих на славянскую тематику[11][20]. По состоянию на 2020 год работники музея добиваются признания работ Васильева национальным достоянием, статус которого позволяет сохранить картины от продажи частным лицам[17].
К 120-летию ГУМа Александр Васильев представляет выставку исторических костюмов
Посетители ГУМа в эти дни кроме вполне материальных ценностей, могут найти там ещё и духовные. На выставке в ГУМе — вещи из личной коллекции историка моды Александра Васильева, по которым можно проследить эволюцию моды больше чем за век.
Последние приготовления — историк моды Александр Васильев поправляет на манекенах шляпки и шарфики. Платья, брюки, сумки, меха, зонтики. Всё это — лишь часть огромной коллекции. Большинство вещей принадлежали певцам, актерам, политикам.
«Мини-платье с рисунком принадлежало Галине Леонидовне Брежневой, дочери Леонида Ильича. Она была большой модницей, любила западные вещи, крупные бриллианты и объемных мужчин», — рассказывает историк моды Александр Васильев.
Представленые здесь экспонаты сшиты не только известными мастерами, но и обычными портнихами дома, на кухне. Советская мода развивалась по своим законам — черпали вдохновение, срисовывая с экрана образы любимых героинь.
Комбинированное платье из шелка и шерсти говорит о невероятном мастерстве портнихи-надомницы. В советские времена ткань была в дефиците, и она сшила его из того, что было. Специалисты говорят, в наше время такую работу во Франции бы назвали одни словом — кутюр.
Вся эта роскошь собиралась больше трех десятков лет. Что-то покупалось на аукционах, что-то коллекционеру дарили, что-то нашлось на чердаке у знакомых. Сохранить эти вещи — не меньший труд, чем собрать. Ведь многим из них уже 120 лет!
«Чтобы сохранить меха, их нужно держать в холодильнике, потому что личинки моли боятся мороза. Шелк надо хранить в темной бумаге вместе с кружевом, для того чтобы он не выцвел на свету», — делится секретами Александр Васильев.
Почти тысяча костюмов и различных аксессуаров — наряды разных лет. Сейчас уже другие материалы, не хуже, но без души.
«Если мы говорим о тканях той эпохи, ушедшей, о тканях середины XX века, фактически они все натуральные. И в этом их прелесть. И поэтому моль их жует с таким удовольствием, поэтому сохраняются они не очень хорошо», — отмечает специалист по текстилю Галина Истомина.
Каждая вещь напоминает посетителям что-то из прошлого. Например, кто-то говорит, что в точно таком же строгом костюме ходила мама, а пальто, похожее на это, носил дед.
«Приятно, что эта выставка показывает время, разное очень. Разные наряды. Просто приятно, ностальгия такая. Я вот подошла — 60 год. Великолепная просто экспозиция!» — восхищается Елена Тетерева.
«Я помню мамину обувь. Я ее еще даже носила некоторую. А потом мода менялась, и все ушло», — вспоминает Валентина Иванова.
Ранее модели Александра Васильева демонстрировались в Париже, Лондоне, Венеции. Однако выставка, где можно увидеть, как менялась мода за последние 120 лет, проходит впервые.
Экспозиция
Экспозиция музея, 2020 год
Внешние изображения | |
Картина «Человек с филином» |
Внешние медиафайлы | |
Картина «Илья Муромец и голь кабацкая» |
Внешние медиафайлы | |
Картина «Князь Игорь» |
Главный зал
Экспозиция музея располагается в пяти залах и по состоянию на 2018 год насчитывает около четырёхсот работ художника[21]. В двух залах экспонируются работы Васильева, а в остальных с 2012 года выставляются работы Виктора Гончарова, Андрея Клименко, Всеволода Иванова, Владимира Сёмочкина и его братьев. Все полотна посвящены славянской тематике и написаны в разных техниках: с использованием чеканки, мозаики, масла и бересты[3][22].
С 1969 года Васильев начал совмещать в своих творениях черты символизма и реализма. Первая мифологическая картина называлась «Северный орёл»[23] и была написана под впечатлением от рассказа близкого друга художника, увидевшего сидящего на ветке орла. Осваивая новый для себя жанр, Васильев намеренно изображал героев в неправильных пропорциях, стремясь передать символизм мифических сюжетов[13]. На картине «Северный орёл» Васильев впервые подписался новым псевдонимом: «Константин Великорус»[3].
В главном зале представлена картина «Святовит»[13], написанная в 1969 году. На ней изображён бог войны и победы западных славян, в честь которого по легенде был установлен храм на острове Руян[1]. Работа стала первой из серии полотен, посвящённых пантеону славянских богов[3][24]. Центральными экспонатами коллекции являются картины «Велес» и «Человек с филином». Названия полотнам были даны друзьями художника: из-за внезапной смерти Васильев не успел их подписать. Картина «Человек с филином» изображает мудреца, у ног которого расположен сгорающий свиток, напоминающий карту России[13]. Пожар начинается на севере, символизирующем место зарождения духовности, в то время как пепел от сгорающей бумаги переходит в росток дуба. В правой руке старец держит свечу, а на левой сидит филин, также являющийся символом мудрости[3]. Рядом висят картины «Ожидание» и «У чужого окна», написанные незадолго до смерти художника в 1976 году. По замыслу Васильева, полотна отображают символы женственности и мужественности: образы русской женщины-поморки и мужчины северянина[1]. Тут же размещено произведение «Жница», подаренное художником на 50-летие матери[3]. На ней изображена девушка, стоящая у кровоточащей берёзы с серпом в руке, направленным на её сердце. На голове жницы расположен венок из васильков — символ связи с загробным миром[1].
В экспозиции представлена работа «Русалка», отображающая трагические события в семье художника: под образом русалки кроется младшая сестра Людмила, погибшая в семнадцатилетнем возрасте от полученной дозы радиации во время купания в заражённом озере[3]. Согласно легендам, погибшие незамужние девушки становились русалками и жили у берегов водоёма: на картине также изображена девушка, сидящая рядом с лесным озером и смотрящая вдаль[1].
Особенностью работ Васильева является малое количество используемых красок — в связи с экономией он использовал всего 2-3 цвета, что придавало полотнам необычный вид. Примерами таких картин являются «Свияжск», где изображена медвежья гора из родных мест художника и девушка в красном сарафане — народном костюме -XVII веков, а также работа «Над Волгой». На последнем полотне изображён Один с тотемом чёрного ворона, а на его правом плече указан знак Валькнут (англ.)русск.[3].
На противоположной стене большого зала экспонируется триптих, посвящённый Слову о полку Игореве. Васильев успел написать только две картины из серии: портреты князя Игоря и Ярославны, в то время как битва с половцами осталась только в эскизах. На картинах князь Игорь изображён с христианским крестом, в то время как Ярославна молится языческим силам: солнцу, ветру и воде[3][7].
Былинная серия
Второй зал музея посвящён «былинной» серии. Здесь висят картины, иллюстрирующие сказку «Садко»: «Садко в море» и «Садко и владыка морской». Они выполнены с использованием редкого синего цвета и украшены орнаментом[3][7]. Рядом экспонируется работа «Дар Святогора». Согласно легенде, богатырь Илья Муромец посетил Святогора для получения дополнительной силы и мудрости. Особую ценность представляет полотно «Илья Муромец и голь кабацкая», являющейся аллюзией на фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В центре, на месте Иисуса, изображён сам художник в образе Ильи Муромца, а по бокам сидят двенадцать друзей и пьют вино[3]. В «былинную» серию также входят работы «Авдотья Рязанка», «Рождение Дуная» и «Сражение на Куликовской битве»[3].
К 2020 году музейный участок достиг площади в два гектара, и вдоль всего периметра были установлены скульптуры, созданные по мотивам картин Васильева[13]. Рядом с усадьбой возвели деревянный дом, стилизованный под избу и предназначенный для Центра Искусств[1]. В нём проходят лекции, семинары и научные конференции[10][25].
Александр Васильев на ВДНХ представляет модные итоги столетия
Текст: Евгений Чесноков Фото: Александр Кочубей
До 13 марта на ВДНХ можно увидеть выставку модной одежды и аксессуаров из собрания Александра Васильева. 100 наряженных манекенов и 500 стильных предметов в витринах — это лишь небольшая часть раритетов из закромов историка моды, чья коллекция складывалась на протяжении многих лет и продолжает пополняться.
Александр Васильев родился в Москве в театральной семье, окончил Школу-студию МХАТ, но вскоре покинул Советский Союз и работать по профессии — над сценическим оформлением и костюмами — начал уже в Париже. Хотя в послужном списке Васильева более сотни театральных постановок в 25 странах мира, широкой российской публике он известен благодаря телевидению и радио: эрудированный искусствовед и замечательный рассказчик стал сеять разумное, доброе, вечное в качестве автора и ведущего образовательных программ.
Хранящаяся во Франции модная коллекция состоит из 15 000 экспонатов от XVII века до современности, в этом собрании повседневная одежда горожан соседствует с шедеврами Haute couture и предметами гардероба звёзд эстрады и кино. Платья и сценические костюмы хранят память о Любови Орловой, Людмиле Гурченко, Майе Плисецкой, Людмиле Зыкиной, Ольге Лепешинской, Галине Улановой. Ныне здравствующие селебрити готовы перетряхнуть содержимое старых шкафов и поделиться с Васильевым частичкой своей истории.
Мечта искусствоведа — создать в России музей исторического костюма для постоянного публичного доступа, а пока Васильев выставляется на различных выставочных площадках и издаёт книги по истории моды. Экспозиция «100 лет моды в России: 1915–2015» работает в павильоне № 64 и показывает эволюцию российской моды, в первую очередь, женской моды. Вся представленная одежда и аксессуары подлинные, никаких реплик.
Выставка построена по хронологическому принципу и, прогуливаясь по залам, можно представить, как одевались дворянки в годы Первой Мировой войны, модницы во времена НЭПа, в сталинскую эпоху, хрущёвскую оттепель, брежневский застой, горбачёвскую перестройку. Завершается экспозиция в общем-то знакомыми стилями ельцинского смутного времени и путинской стабильности. Так уж сложилось, что в России мода ориентируется не на общемировые тренды, а на текущую политическую ситуацию — то она пуританская, а то — фривольная. Впрочем, «100 лет моды в России: 1915–2015» — это не выставка скромных достижений отечественной лёгкой промышленности для массового потребителя, здесь представлены и французские, и китайские производители. То, что обычно носилось, и то, о чём мечтало большинство советских женщин.
23 января Александр Васильев представил изданный ВДНХ каталог выставки. Каждый раздел альбома дополняют исторические кадры с людьми в характерных костюмах того времени. Просматривая каталог, читатель совершает виртуальную экскурсию по выставке, знакомясь с историей российской моды.
Другие публикации
06.03.2020 в 15:50
Вирус искусству не помеха
4 февраля в «Центре искусств. Москва» на Волхонке состоялся первый показ выставки «Неизвестный Ренессанс»: шедевры живописи XIV-XVII веков из частных собраний».
31.01.2020 в 17:37
Жан-Поль Готье возвращается на сцену!
Мода на свободу — знаменитый модельер рассказывает о Fashion Freak Show
25.10.2019 в 12:20
Геометрия без границ от Валентина Юдашкина
Валентин Юдашкин продемонстрировал свою новую коллекцию на Неделе Моды в Москве.
14.10.2019 в 15:06
Фотографии, ожившие в акварели
В Москве открылась необычная выставка Константина Путинцева.
20.03.2019 в 00:14
Балканский рубеж. Бадабум на мощах истории
Масштабный военный фильм от российско-сербских кинематографистов о том, что надежду никогда не нужно терять, а выход есть из любой ситуации.
09.01.2019 в 15:30
Паломническая экскурсия «Москва Ивана Калиты»
Паломническая экскурсия на мотоциклах. Почему бы и нет?
Константин 01.01.2019 в 23:43
Откуда на Руси ведроиды с гайками?
Знаете, почему у нас машины называют «ведро с гайками»? Не потому, что разваливаются на ходу, а потому, что мы произошли от ведруссов.
12.11.2018 в 16:53
Миру мир
Пословица гласит, что худой мир лучше крепкой ссоры. А как хорош оказался прошедший 10 ноября фестиваль алкогольных напитков «Крепкий Мир».
07.11.2018 в 11:27
Московский зоопарк знакомит с творчеством художника Владимира Смирина
6 ноября в «Доме Клюева» прошла презентация экспозиции, посвящённой творчеству художника-анималиста Владимира Смирина.
22.10.2018 в 18:15
EroExpo 2020 — на переднем крае индустрии для взрослых
Выставка EroExpo 2020 — это специализированная выставка индустрии товаров для взрослых, которая открыта только для профессионалов интимного ритейла.
21.10.2018 в 09:18
Привет, Москва!
Московский метрополитен поддержал новый познавательный проект о городе и его жителях «Привет, Москва!» запуском одноимённого поезда.
01.10.2018 в 17:37
Мода богемного Востока
Художница и модельер Мария Комыса представила авторскую коллекцию одежды и украшений.
Евгений Чесноков 30.09.2018 в 08:34
«Город на память». 055. Гостиный двор
Гостиный двор, пожалуй, удачный пример восстановления заброшенной исторической постройки.
28.09.2018 в 11:21
Правила съёмки. Фестиваль современной фотографии «Фиксаж» 2018
Фестиваль современной фотографии «Фиксаж» уже третий год проходит при участии и поддержке нашего издания.
24.09.2018 в 12:20
«Коммунарка»: шаг к правде
Спецобъект НКВД «Коммунарка» наименее исследованный объект массовых захоронений. Несколько десятилетий за забором с колючей проволокой жили чекисты с семьями.
23.08.2018 в 11:17
Состоялась выставка Faces&Laces
Faces&Laces открыла свои двери в двенадцатый раз. На выставке рассказали об уличной культуре, спорте, современной моде и искусстве.
Мероприятия
С 1998 года Музей Константина Васильева стал центром сбора традиционалистских, неоязыческих и славянских организаций[7]. В 1999 году здесь прошёл творческий вечер журнала «Наследие предков», на котором выступали приглашённые гости: главный редактор журнала «Расология» Владимир Авдеев, рунолог Антон Платов, издатель газеты «Империя» Игорь Дьяков, а также учёный секретарь Павел Тулаев[26].
С 2005 по 2012 года здесь прошли выставки Валерия Сёмочкина «Касание сварога», этнографическая экспозиция «Русь музыкальная — труд и праздник» под руководством московского историка Ильи Ахрамеева, а также многочисленные музыкальные концерты и лекции, посвящённые славянской культуре[3].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011
Музей славянской культуры имени Константина Васильева в Москве. Путешествия с Марией Анашиной. Проверено 14 мая 2020. - ↑ 12345
Музей славянской культуры им. Константина Васильева — видео. Русская правда. Проверено 15 мая 2020. - ↑ 1234567891011121314
Экскурсия по музею художника Константина Васильева — часть 1 на YouTube - Центр славянской культуры им. Константина Васильева. Музеи России (20 августа 2017). Проверено 14 мая 2020.
- Шнирельман, 2012, с. 134.
- Лужков, 2003, с. 68.
- ↑ 12345
Экскурсия по музею художника Константина Васильева — часть 2 на YouTube - Музей К. Васильева. Константин Васильев. Проверено 22 мая 2018.
- Судьба подарка миллионера Лианозова. Музей К. Васильева в Москве. Проверено 22 мая 2020.
- ↑ 123Галина Колодкина.
Славянский музей имени Константина Васильева в Москве, отзыв о посещении. Шагаем по миру (5 декабря 2015). Проверено 14 мая 2018. - ↑ 123
Музей Константина Васильева. RuTraveller. Проверено 14 мая 2018. - Музей славянской культуры имени Константина Васильева. Another city (27 января 2013). Проверено 14 мая 2020.
- ↑ 12345
Музей Константина Васильева. Куда сходить в Москве. Проверено 14 мая 2020. - Доронин, 2004, с. 51.
- ↑ 12Александр Пономарёв.
Ограбление века: Кто похитил картины известного художника Васильева. Комсомольская правда (22 октября 2009). Проверено 14 мая 2018. - В Москве провернули аферу века: картины Васильева стоимостью в $3 млн сгинули вместе с музеем. В Москве (22 октября 2009). Проверено 15 мая 2020.
- ↑ 123
Сгорел музей Константина Васильева. Славянский мир (23 сентября 2009). Проверено 15 мая 2020. - Рейдеры атакуют музей Константина Васильева. Славянский мир (24 июля 2009). Проверено 14 мая 2020.
- Игорь Бушукин.
Константин Васильев — великий и неизвестный. Русский обозреватель (28 марта 2015). - Музей Музей славянской культуры им. Константина Васильева. Ваш Досуг. Проверено 14 мая 2020.
- Гречко, 2012, с. 46.
- Музей Константина Васильева в Москве. Прогулки по Москве. Проверено 14 мая 2020.
- Екатерина Буланова.
Константин Васильев – живописец русского духа. Спутник (3 сентября 2017). Проверено 14 мая 2020. - Бунтовский, 2020, с. 34.
- Музей славянской культуры им. К. Васильева. OSD. Проверено 14 мая 2020.
- «Наследие предков» в музее Константина Васильева. Культурное обозрение (25 марта 2011). Проверено 14 мая 2020.
Выставка работ Константина Васильева
3 сентября 2012 года в день рождения Константина Алексеевича Васильева (1942–1976) в выставочном зале Национального культурного была торжественно открыта выставка, приуроченная к 70-летию художника.
Фото №113700. Русалка. 1968. Константин Васильев (1942-1976) холст, масло
Экспозицию выставки составляют 27 работ московского музея К.Васильева и ранняя графика художника, из собрания Галереи Константина Васильева (Казань, ул. Гавардейская, 61).
Фото №113694. Свияжск. 1973.. Константин Васильев (1942-1976) холст, масло
Валентина Алексеевна привезла в Казань картины, которые казанский зритель видел 16 лет назад. Среди них: все картины былинного цикла, автопортрет художника, портрет Федора Достоевского.
Фото №113430. Автопортрет. 1976. Константин Васильев (1942-1976) картон, масло
Перед открытием выставочный зал посетил мэр г. Казани Ильсур Раисович Метшин. Он осмотрел экспозицию выставки. Побеседовал с сестрой художника Валентиной Алексеевной и директором галереи Константина Васильева в Казани Геннадием Васильевичем Прониным.
Фото №113520. Валентина Васильева, Ильсур Метшин, Геннадий Пронин на открытии выставки Константина Васильева к 70-летию. НКЦ «Казань»
На открытии перед почитателями таланта Константина Васильева выступили:
- Пронин Геннадий, директор галереи Константина Васильева (Казань), друг художника;
- Горнышева Айгуль, нач. Управления культуры (Казань);
- Шагеева Розалина, искусствовед, заслуженный деятель культуры РТ;
- Валентина Васильева, сестра художника;
- Ирина Кузнецова, директор Мемориального дома-музея Константина Васильева в поселке Васильево Зеленодольского района Республики Татарстан.
Фото №113604. Александр Жарский, Валентина Васильева, Айгуль Горнышева открытие выставки Константина Васильева в НКЦ «Казань», 3 сентября 2012
Также среди почетных гостей праздничного мероприятия были еще два друга Константина Васильева: Олег Шорников и Александр Жарский.
Фото №113610. Геннадий Пронин, директор галереи Константина Васильева, Казань Открытие выставки Константина Васильева, НКЦ «Казань», 3 сентября 2012 года
Геннадий Пронин, Александр Жарский, Олег Шорников познакомились с Константином Васильевым, когда им было лет по 18.
А.Жарский и К.Васильев были в то время студентами Казанского художественного училища, а Геннадий Пронин и Олег Шорников — студентами Казанского авиационного института им. А. Н. Туполева. Объединила их любовь к искусству, музыке и наверное, нечто неуловимое, что притягивает людей друг к другу.
Фото №113466. Прокофьев. 1963. Константин Васильев (1942-1976) бумага, тушь
Фото №113472. Шостакович. 1961. Константин Васильев (1942-1976) бумага, тушь
Сдружившись в студенческие годы, они пронесли свою дружбу сквозь многие годы. Жарский, Пронин и Шорников тесной компанией приезжали к Константину Васильеву ежегодно, 3 сентября, в день его рождения.
Фото №113496. Чайковский. 1962. Константин Васильев (1942-1976) бумага, тушь
Фото №113442. Вагнер. 1962. Константин Васильев (1942-1976) бумага, тушь
Геннадий Васильевич рассказал о том, как праздновались дни рождения Константина. Каждый день рождения ознаменовывался торжественным открытием картины К.Васильева. Константин всем раздавал задания, Олег Шорников обычно сочинял стихи, Гена Пронин отвечал за музыкальную часть поздравления.
Фото №113706. Горят пожары (эскиз). 1973. Константин Васильев (1942-1976) холст, масло
— Мы вставали напротив накрытой покрывалом картины, читали стихи. Потом, Константин торжественно срывал чехол. Картина была всегда неожиданной для нас. Костя спрашивал: «Что вы видите на картине? «. Мы описывали увиденное. Затем дарили подарки: редкие книги, уникальные записи на грампластинках — рассказывает Геннадий Васильевич Пронин.
Фото №113622. Г.Пронин. В руках сборник статей о творчестве К.Васильева
Сегодняшний день рождения Константина Алексеевича Васильева не стал исключением. Ко дню рождения друзья подготовили сборник статей о Константине Васильеве.
Фото №113418. Ожидание. 1976.Константин Васильев (1942-1976) холст, масло; Выставка Константина Васильева. 3 сентября 2012, НКЦ «Казань»,
Над изданием потрудилось 13 авторов. Они в 13 статьях рассказывают о том, что на творчество Васильева можно смотреть с различных позиций, а не только с т.з. изобразительного искусства (философия, мифология, религия и пр.). Презентация сборника состоится на научно-практической конференции, посвященной творчеству художника (4.09.2012).
Фото №113616. Горнышева Айгуль Алмасовна нач. Управления культуры, Казань
Фото №113628. Шагеева Розалина Гумеровна, искусствовед, Засл. деятель культуры РТ
В своем выступлении Розалина Шагеева вспомнила первое знакомство с картинами Константина Васильева. Было это уже после смерти художника, в 1977 году, в Молодежном центре.
Фото №113592. Алеша Попович и Красна девица. 1974 Константин Васильев (1942-1976) картон, пастель
Фото №113598. Бой Добрыини со змеем. 1974. Константин Васильев (1942-1976) картоон, пастель
— Это было удивительное зрелище. Там были: «Северный орел», «Человек с филином», «Сестра Лариса». Мы неделю ходили под впечатлением этой выставки. Вдруг, какой-то прессинг, имя Васильева начинает исчезать. Выставки не проводятся, и его творчество было обречено на забвение — делится воспоминаниями Р. Г. Шагеева.
Фото №113568. Дар Святогора. 1974. Константин Васильев (1942-1976) картон, пастель
Фото №113550. Рождение Дуная (эскиз 2). 1974. Константин Васильев (1942-1976) картон, пастель
В 1996 году открыли Галерею Константина Васильева. О художнике вновь заговорили. Появилась возможность знакомства с его творчеством.
Фото №113664. Огненный меч (Вольга). 1974. Константин Васильев (1942-1976) картон, пастель
Фото №113670. Садко на дощечке кипарисовой. 1974. Константин Васильев (1942-1976) картон, пастель
Для справки: Собрание галереи К.Васильева насчитывает около 90 произведений живописи и графики раннего формалистического этапа его творчества (сюрреализм, абстракционизм) и 30 картин зрелого периода.
Фото №113544. Рождение Дуная (эскиз 1). 1974. Константин Васильев (1942-1976) картон, пастель
— Каждая работа Константина Васильева светится, как витраж, она воздействует на тебя какими-то неведомыми флюидами, — продолжает разговор о творчестве К.Васильева Р.Шагеева — откуда такая свежесть, такая уникальность звучания? Почему работы не потеряли свои силы? Наверное, потому, что художник был свободен. Я смотрела его выставку в 1977 году. В то время, когда в искусстве царила Лениниана, историко-революционная тема, деревенская тема, индустриальная. Боже упаси, заглядывать в эти глубины истории.
Фото №113640. Открытие выставки Константина Васильева, 3 сентября 2012 НКЦ «Казань»
Далее, Р. Г. Шагеева дала ретроспективу творчества, перечисляя картины, относящиеся к тому или иному этапу деятельности художника.
Фото №113712. Виктор Тимофеев на выставке Константина Васильева 3 сентября 2012 года, НКЦ «Казань»
Фото №113646. Кадеты пос. Васильева, победители конкурса (посав. К.Васильеву) 3 сентября 2012 года, НКЦ «Казань»
Директор Мемориального дома-музея Константина Васильева в поселке Васильево Зеленодольского района РТ Ирина Кузнецова наградила курсантов кадетской школы одноименного поселка, принявших участие в конкурсе на лучшее сочинение о творчестве К. А. Васильева, объявленном в апреле 2012 года.
Фото №113652. Ирина Кузнецова награждает победителей конкуса открытие выставки К.Васильева, 3 сентября 2012 года, НКЦ «Казань»
Также она пригласила всех желающих в музей 29 октября 2012 года. Там ежегодно, в день смерти художника, проходят творческие встречи.
Фото №113658. Валентина Алексеевна Васильева (сестра художника), Геннадий Пронин открытие выставки Константина Васильева, НКЦ «Казань», 3 сентября 2012 года
Сестра Константина Васильева Валентина заметила:
— Никогда еще так широко не отмечался его день рождения. А ведь сегодня ему исполнилось бы 70 лет, их этих 70 — 36 лет, как Константина нет с нами. Это большая потеря для нашей семьи и лично для меня. Но прибавляет и здоровья, и оптимизма, то, что Вы, дорогие земляки, любите Константина, почитаете его. Я с большой радостью предоставила свою коллекцию. К сожалению, мы не смогли привести большие картины. Но надеемся, что на открытие нового музея, все привезем. Вы еще все увидите.
Фото №113580. На открытии выставки Константина Васильева НКЦ «Казань», 3 сентября 2012
Все работы, привезенный из Москвы останутся в столице Татарстана, как минимум, до открытия нового музея в старинном особняке, в самом центре Казани (пересечение ул. Университетская и ул. Баумана). Выставка в НКЦ «Казань» будет работать две недели, затем картины отправятся на временное хранение в Галерею Константина Васильева (ул. Гвардейская, 61).
Фото №113532. И.Метшин, Г.Пронин 3 сентября 2012, НКЦ «Казань»
Литература
- Бунтовский С. Ю.
Древняя Русь. — Москва: Издательские решения, 2020. — С. 34. — 788 с. — ISBN 978-5-4485-8410-7. - Гречко М. Г.
Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках. Черный путеводитель от центра до спальных районов. — Москва: Астрель, 2012. — С. 46. — 416 с. — ISBN 978-5-271-44506-4. - Доронин А. И.
Художник Константин Васильев. — Москва: Проект Ф, 2004. — С. 51. — 144 с. — ISBN 5-88896-059-4. - Лужков Ю. М.
Символика Москвы: город, административные округа, районы. — Москва: Профиздат, 2003. — С. 68. — 262 с. - Шнирельман В.
Русское родноверие. Неоязычество и национализм современной России. — Москва: ББИ, 2012. — С. 134. — 306 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.