ГБУ «МУЗЕЙ СЕМЬИ ЦВЕТАЕВЫХ» Выписка ЕГРЮЛ с ЭЦП ФНС


Дом-музей Марины Цветаевой в Москве

В доходном доме на четыре квартиры в Борисоглебском переулке Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и двухлетней дочерью Ариадной поселилась на втором этаже в сентябре 1914 года. Семья занимала единственную в доме двухуровневую квартиру № 3 с выходом на чердак и прожила здесь восемь лет.

Этот «дом-корабль» с «чердачным дворцом» и старинной парадной лестницей, в котором чувствовался почти домашний уют русской усадьбы, Марина Цветаева до конца своих дней считала родным домом. Здесь были написаны 11 из 15 изданных при жизни Цветаевой книг.

В 2020 году музей пережил реконструкцию, для посетителей открылась гостиная, «комната-отщепенец» — так ее называла Цветаева. Здесь по-прежнему царит особый дух цветаевского гостеприимства: сохранились старинные фотографии, «гора рукописных бумаг», мебель XIX века, фарфор, игрушечные домики и патефон в углу.

Музей работает ежедневно, с 12:00 до 19:00 (по четвергам до 21:00), кроме понедельника и последней пятницы месяца. Взрослый билет обойдется в 200 рублей, льготный — в 100 рублей. Тематические и авторские экскурсии по дому проводятся по предварительной записи по телефону; они оплачиваются дополнительно — от 400 до 500 рублей с человека. По четвергам, в 19:00, а также по субботам и воскресеньям в 12:30 проводятся обзорные экскурсии для сборных групп без предварительной записи, достаточно прийти к указанному времени. Кроме того, на сайте музея доступен аудиогид.

Анастасия Цветаева на открытии мемориальной доски в 1991 году в Москве / Фото: dommuseum.ru

История музея

Дом-музей Цветаевой был основан в 1990 г., но официальное его открытие состоялось только в 1992 г. Место, выбранное для размещения экспозиции, тесно связано с жизнью поэтессы. Адрес музея: Борисоглебский переулок, д.6, строение 1. Этот дом находится в центре Москвы. Он окружён тремя бульварами – Новинским, Никитским и Новым Арбатом. Цветаева снимала квартиру №3 в этом здании на втором этаже в период с 1914 по 1922 год.

Занимаемое музеем здание само по себе представляет историческую ценность. Построено оно было по проекту архитектора Никифирова в 1862 году в стиле московского классицизма. Внутренние помещения имеют нестандартную планировку. На втором этаже размещаются всего 4 квартиры, с небольшими комнатами. Они соединёны между собой узкими коридорами и большим количеством лестниц.

Дом-музей Марины Цветаевой

Первым владельцем дома была жена полковника в отставке А.Д.Собко. Вскоре после постройки дом был продан однофамильцам поэтессы – семейству Цветаевых. В разные годы им владели: Вильсоны, Родионовы, Балашовы и Дмитриевы.

Снимаемая Мариной Ивановной квартира располагалась на втором этаже. Говоря о ней, Цветаева сравнивала её с колодцем, наполненным любовью и волшебством.

Квартира состояла из нескольких комнат. На входе располагалась гостиная с потолочным окном и камином. Дальше шёл кабинет, за ним светлая детская комната с 3-я окнами на разных уровнях. Кухня и комната мужа Сергея Эфрона располагались в чердачной зоне. Об окне в занятой им мансарде Цветаева писала:

«Высоко мое оконце!

Не достанешь перстеньком!».

В 1922 году квартиры в доме начали уплотнять. Очень быстро они превратились в коммуналки. В 1930 году здание признали ветхим и включили в список подлежащих сносу в Москве строений. Реализации этих планов помешала начавшаяся в 1941 году война. Новая угроза сноса нависла над домом в 1979 году.

На этот раз на его защиту встала его старейшая жительница дома Надежда Ивановна Катаева-Лыткина. Она отказалась выезжать из здания, пытаясь доказать его историческую и мемориальную ценность. Несколько лет она вела отчаянную борьбу с представителями властей. Наконец, благодаря широкой поддержки общественности ей удалось спасти дом от сноса.

Здание не только не снесли, но и провели его реставрацию. В 1991 году на фасаде появилась мемориальная доска с указанием периода жизни Марины Цветаевой. В настоящее время дом-музей выполняет ещё и роль Культурного центра, который был официально зарегистрирован в 1990 году.

Для размещения экспозиции музея предоставлено семь комнат. В центре есть свой концертный зал, научная библиотека, поэтическое кафе и архив Русского Зарубежья. В цокольном этаже разместили гардероб и киоск по продаже книг Марины Цветаевой.

Дом-музей семьи Цветаевых в селе Ново-Талицы

Деревянный приходской дом в селе Ново-Талицы, расположенном на берегу речки Вергузы, под Ивановом, приобрел дед поэтессы — священник Владимир Цветаев — в 1853 году. Три поколения семьи Цветаевых прожили здесь — вплоть до 1928 года. Здесь выросли четверо братьев Цветаевых: Петр, Иван (создатель и первый директор ГМИИ имени А. С. Пушкина, отец поэтессы), Федор и Дмитрий. В последние годы проживала семья старшего сына Петра.

Дом семьи Цветаевых под Ивановом / Фото: muzey-cvetaevyh.ru

В 1995 году дом был превращен в музей семьи Цветаевых. Узнать здесь можно не только о том, как жила семья поэтессы, но и о крестьянском быте и жизни сельского духовенства в XIX веке. Тут и личные вещи, и книги, и молитвенники, и архивные фотографии. Сегодня здесь проводят экскурсии для взрослых и игровые программы для детей, а также свадебные обряды. Ежегодно, в последние выходные мая, в музее проходят Цветаевские чтения.

Музей работает с 11:00 до 17:00 ежедневно, кроме понедельника. Входной билет для взрослых — 50 рублей, для школьников и студентов — 20 рублей. Экскурсия — 350 рублей.

На общественном транспорте в музей можно добраться из центра Иванова на маршрутках № 119, 121а, 129, 141 через площадь Пушкина или на автобусах № 111, 119 от площади Победы через площадь Пушкина.

Интерьера родного дома Марины Цветаевой / Фото: muzey-cvetaevyh.ru

Дом памяти Марины Цветаевой в Елабуге

В августе 1941-го Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу, получив с сыном Георгием комнату в доме Бродельщиковых. В городе она прожила всего 11 дней — и 31 августа, не выдержав жизненных обстоятельств, покончила с собой.

Интерьеры «Дома памяти Марины Цветаевой» восстановлены достоверно. На нераспакованных чемоданах — её берет, на диване — вязаный плед. Здесь можно может почувствовать «вечные сумерки и вечные колокола». Самый ценный экспонат коллекции — французская записная книжечка в сафьяновом переплёте, которую вынули из кармана фартука после трагедии.

Этот музей — часть мемориального комплекса в Елабуге, который также включает площадь Марины Цветаевой с бронзовым памятником, могилу поэтессы и культурный центр её имени.

«Дом памяти Марины Цветаевой» находится в Елабуге, улице Малая Покровская, дом 20. Музей работает с 9:00 до 18:00 ежедневно, кроме понедельника.

Дом памяти Марины Цветаевой в Елабуге / Фото: elabuga.com

Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых

Марина и Анастасия Цветаевы жили в Феодосии с 17 октября 1913 года по 1 июня 1914 года. Этому периоду в жизни сестёр посвящена экспозиция музея, расположенного в городе. В комнатах собраны личные вещи семьи, их рукописи, уникальные фотографии и книги. Этот музей-квартира — попытка воссоздать атмосферу предвоенной Феодосии, «полной уютных семейств, дружеских праздничных сборищ, ожидания гостей, наивного восхищения талантом».

«Это сказка из Гауфа, кусочек Константинополя… И мы поняли — Марина и я, — что Феодосия — волшебный город и что мы полюбили его навсегда», — писала в «Воспоминаниях» Анастасия Цветаева.

Летом музей работает без выходных с 10:00 до 18:00; по пятницам — с 12:00 до 20:00 (касса до 19:15). Зимой — с 10:00 до 16:00, выходной — понедельник. Взрослый билет обойдется в 80 рублей для взрослых, 50 рублей для детей и студентов, включая экскурсию.

Экспозиция музея Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии / Фото: tsvetayevs.org

Залы музея

Мемориальный дом включает в себя следующие выставочные комнаты:

  • Зал «Коктебельские вечера»
  • Гостиная Цветаевых
  • Зал памяти Марины
  • Зал памяти Анастасии
  • Зал Феодосия в жизни и творчестве сестер

Гостиная сестер Цветаевых

Гостиная сестер показывает интерьер начала 20 века, сочетает в себе мемориальные вещи сестер и передает атмосферу творчества. Обратите внимание, что на стенах музея висят памятные фотографии семьи, а также панорамные карточки Феодосии и Крыма того времени.

Гостиная сестер Цветаевых - музей в Феодосии

Зал памяти Марины

Зал, посвященный непосредственно Марине рассказывает о нелегкой судьбе поэтессы, об ее отношениях с друзьями-литераторами и семейных трагедиях, связанных с непростой политической ситуацией в стране. Важно помнить, что легендарная поэтесса, Марина Цветаева, постоянно находилась в компаниях именитых людей. Ее мужем был Сергей Эфрон, а настоящими друзьями стали Илья Эренбург, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Андрей Белый и даже князь Сергей Волконский.

Зал памяти Марины Цветаевой

Зал памяти Анастасии

Но и Анастасия стала легендарной писательницей и публицисткой, чьи книги пропитаны философскими мыслями. Выставочный зал ее памяти декорирован фотографиями из ее жизни и дополнен фрагментами из ее публикаций.

Зал памяти Анастасии Цветаевой

Зал Коктебельские вечера

В Коктебельном зале Дома вы сможете найти мемориальные фотографии и зарисовки с творческих вечеров компании Макса Волошина, который оказал неизгладимое впечатление на сестер и уговорил их приехать в Феодосию пожить.

Зал Коктебельские вечера

Зал Феодосия в жизни и творчестве сестер

ал Феодосия в жизни и творчестве сестер Цветаевых

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове

«Александровское лето» в жизни Марины Цветаевой случилось в 1916 году, когда в городе жила её младшая сестра Анастасия с мужем Маврикием Минцем. Он работал на стройке местного военного завода. Семья снимала ветхий, построенный в первой половине XIX века, дом на окраине Александрова — городке во Владимирской области.

«Домок на закраине (а что в таком городке — не закраина?), лицом, крыльцом в овраг. Домок деревянный, бабы-ягинский. Зимой — сплошная печь (с ухватами, с шестками!), летом — сплошная дичь: зелени, прущей в окна», — писала Цветаева.

Дом, в котором жила семья Цветаевых, ныне в аварийном состоянии. Экспозиция музея находится в соседнем флигеле — доме Лебедевых. Она воссоздает поэтическую атмосферу Серебряного века — с мебелью начала XX века, немецкими пианино и архивными снимками. Личных вещей Цветаевой здесь почти нет, за исключением письменного стола, за которым работала поэтесса. Это — «музей-метафора», где каждый экспонат находит свое отражение в творчестве Цветаевых.

Музей открыт ежедневно с 8:30 до 17:00, кроме понедельника и вторника.

Мемориальная доска на доме в Александрове / Фото: Exequthor, Wikipedia

Местонахождение музея: Владимирская область, г. Александров, ул. Военная, д. 2 (офис, Зал под сводами), пер. Военный, д. 5, 6 («цветаевский домик», «лебедевский домик»), ул. Институтская, д. 6, корп. 2 (Зал камерной музыки). Историческая справка. В 1991 г. на территории бывшей городской усадьбы учителя математики А. А. Лебедева, где в 1915 -1917 гг. жила с семьей Анастасия Цветаева, сестра поэтессы Марины Цветаевой, был открыт Литературно-художественный музей Марины Цветаевой на средства образованного в 1988 году Фонда музея Марины Цветаевой. За год с небольшим Фонд собрал народные пожертвования, поступавшие со всех концов СССР. На эти деньги был выкуплен дом Лебедевых – квартирных хозяев Цветаевых и создана первая постоянная экспозиция. Толчком к созданию цветаевского музея послужили праздники, а затем уже и Цветаевские фестивали поэзии, которые берут свое начало с 1982 года. Открытый музей стал первым из цветаевских музеев в России. В год открытия музей был передан в управление городкой администрации, после чего он приобрел статус муниципального. В 1993 г. после смерти А. И. Цветаевой он стал называться Литературно-художественным музеем Марины и Анастасии Цветаевых. Открытие музея в г. Александрове неслучайно. В Александров в начале Первой мировой войны на строительство военного завода был направлен вольноопределяющимся инженер-химик Маврикий Александрович Минц, второй муж А. И. Цветаевой. Осенью 1915 г. М. А. Минц, А. И. Цветаева и её трехлетний сын Андрюша недолго живут в находившемся на Базарной площади доме трактирщика Ефима Никифоровича Иванова. На здании в 2020 г. была установлена мемориальная доска с барельефом А. И. Цветаевой и информацией о том, что в этом доме в 1915 г. Анастасия Цветаева написала свою вторую книгу прозы «Дым, дым и дым». Затем М. А. Минц снял для своей семьи уютный деревянный домик на тихой Староконюшенной улице. Он принадлежал потомственному почётному гражданину, учителю математики Алексею Андреевичу Лебедеву. Здесь прошло лето 1916 г. – «александровское лето Марины Цветаевой», по определению ведущего росийского цветаеведа Анны Саакянц, так можно назвать дни с 22 июня по 8 июля, когда Цветаева написала пятнадцать стихотворений; из них двенадцать были посвящены Ахматовой. А. И. Цветаева считала, что весь период с осени 1915 по май 1917 гг. можно назвать «Александровским летом Марины Цветаевой». Под этим названием он вошел в историю русской литературы. 4 июля 1916 г. в Александрове в гостях был Осип Мандельштам и М. И. Цветаева водила его по городу, были они и на её любимом месте — старинном городском кладбище. Об этих прогулках Мандельштам говорит в стихотворении «Не веря воскресенья чуду», посвящённом Цветаевой. М. И. Цветаева написала в 1931 г. в Париже эссе «История одного посвящения», в котором подробно рассказывает о своём пребывании в Александрове и встрече с Мандельштамом. Время, проведенное в Александрове, стало для Марины Цветаевой и ее семьи счастливым временем – духовного и творческого подъема. Пожалуй, это были последние безоблачные дни жизни поэтессы. Экспозиционно-выставочная деятельность музея. C точки зрения построения экспозиции пространства и концепции Литературно-художественный музей М. и А. Цветаевых является музеем-метафорой. Экспозиции музея размещаются в отреставрированных домах Лебедевых, входящих в состав усадьбы Лебедевых (г. Александров, Военный пер., д. 5 и 6, первая треть XIX в.); в части производственного корпуса усадьбы Барановых (г. Александров, ул. Военная, д. 2, первая треть XIX в.). Основой экспозиций музея служат фондовые собрания, которые на сегодняшний день составляют: предметы основного фонда – 13024 ед. хр. и предметы научно-вспомогат. фонда — 22233 ед. хр . Среди фондовых собраний выделяются уникальные предметы музея: записка М. И. Цветаевой, адресованная Лебедевым; книга Das verlorene Paradies, das wiedergewonnene Paradies von John Milton (Дж. Мильтон «Потерянный рай. Обретенный рай») с автографами М. И. Цветаевой и её матери М. А. Мейн; пять предметов, привезённых М. А. Цветаевой из эмиграции, лебедевская мебель, которой пользовались Цветаевы, когда жили в Александрове; рояль , принадлежавший А. И. Цветаевой; коллекция смычковых инструментов, в т.ч. скрипка работы Матиуса Клоца (XVII века); концертный рояль «Bechstein», на котором юная Марина Цветаева училась на музыкальных курсах В. Ю. Зограф-Плаксиной, и многое другое. Постоянныее музейные экспозиции — «Александровское лето Марины Цветаевой», «Александров — столица 101 километра», «Последняя встреча», а также экспозиция в филиале Доме-музее писателя Алексея Мусатова — по праву считаются шедеврами музейного дизайна. Подобные экспозиции нередко относят к сценографическому дизайну, где экспозиционный зал становится сценой, а экспонаты — актерами в некоей драматургии музейного спектакля. Сценарий экспозиционно-выставочного пространства построен так, что рассказ идет не от экспоната к экспонату, а от «метафоры к метафоре». В начале экспозиции ««Последняя встреча» (художник-экспозиционер А. И. Панин) зрителей встречает огромная фотография, на которой все Цветаевы: Марина и Анастасия, их мужья Сергей Эфрон и Маврикий Минц, и дети Ариадна и Андрей – в последний раз сфотографировались все вместе, в Александрове.

Во внутреннем. помещении деревянного дома воссоздан образ – александровская улица начала ХХ века, которую пересекает зеркальный ручей (то ли Река Жизни, то ли Река Времени, а ,может быть, Стикс – он же Лета). Посетитель по переброшенным мосткам переходит реку, прогуливается вдоль домов, заглядывает в окна, а за окнами – жители Александрова начала прошлого века. В декабре 2020 г. во вновь отреставрированном «цветаевском домике», в котором в 1915 – 1917 гг. жили Цветаевы, открылась экспозиция «Александровское лето Марины Цветаевой». В четырёх комнатах деревянного «Цветаевского домика» усилиями заслуженного художника РФ А. А. Тавризова и члена СХ А. И. Панина воссоздано поэтическое пространство, окружавшее сестёр Цветаевых во время их пребывания в Александрове. Ещё одна музейная экспозиция называется «Александров – столица 101 километра». Это рассказ о судьбах более 80 человек. Тема для музея не случайна: с конца 20-х и до середины 60-х гг. прошлого века г. Александров и его жители предоставляли кров, работу, средства к существованию не одной сотне людей, лишенных одного из главных конституционных прав — права на свободу места жительства. Люди, у которых семьи оставались в Москве, искали для проживания места, максимально приближенные к столице. При этом учитывался и печально знаменитый «минус», то есть минус 100 км от Москвы. Экспозиция находится в двух перекрытых лотковыми сводами залах-палатах здания бывшего мануфактурного корпуса усадьбы александровских промышленников XIX века – Барановых. В отличие от экспозиции «Александровское лето Марины Цветаевой» посетители попадают в помещение, из окон которого они выглядывают на городские улицы Александрова периода «101-го километра». Данный прием «экспозиция в окне» позволяет, как бы, взглянуть в иное пространство и время, изнутри понять повседневную жизнь горожан. Удачно вписаны в музейное пространство работы бывших узников ГУЛага, графика Анастасии Цветаевой и Ариадны Эфрон, коллекция работ скульптора Анатолия Григорьева и лагерные картины выдающегося художника Александра Колоскова. Дизайнерская находка – символические пятиконечные звезды, установленные в центре малого зала и служащие витринами. Основными персонажами экспозиции являются А. И. Цветаева, её сын А. Б. Трухачёв, дочь Марины Цветаевой А. С. Эфрон, писательницы сёстры Аделаида и Евгения Герцык, сын Аделаиды Герцык Даниил Жуковский, спаситель А. И. Солженицына от рака земский доктор С. Н. Маслеников, правозащитники Анатолий Марченко и Лариса Богораз, иностранцы Эльза Рутгерс (Швейцария) и венгры писатель Йожеф Ленлел и художник Виктор Тоот и многие другие.В апреле 2018 г. в помещениях здания бывшей фабрики Барановых была открыта новая экспозиция «Скрещение судеб». На примере скрещения судеб семей Лубны-Герцык и Сергеенко, жизненный путь которых связан как с г. Александровым, так и с судьбой семьи Цветаевых, реализован показ повседневной жизни представителей провинциальной интеллигенции в суровых реалиях ХХ в. Грандиозные перемены, произошедшие в стране на переломе тысячелетий, заслонили события прошлого века. Поэтому чрезвычайно важно, актуально и своевременно воскресить в памяти старшего поколения и рассказать молодёжи о времени, когда трагические события трёх революций, гражданской войны, послереволюционного террора и второй мировой войны не только не позволяли реализовать заложенные в человеке природой, воспитанием и образованием возможности, но и угрожали самому его существованию.

Без преувеличения можно сказать, что семья Лубны-Герцык, жизнь которой на протяжении многих лет была связана с Александровом, — одна из самых интересных в его истории. Сестры Аделаида (1874-1925) и Евгения (1878-1944) Герцык, родившиеся в Александрове и проведшие в этом городе детские и юношеские годы, входили в элиту русской интеллигенции Серебряного века. Аделаида – поэт, Евгения, окончившая философское отделение Высших женских курсов Герье – переводчица философской литературы, автор интереснейших мемуаров. Они были ближайшими друзьями сестёр Цветаевых. Их отец инженер Казимир Антонович Лубны-Герцык руководил строительством участка железной дороги из Александрова в направлении Ярославля и из Александрова в направлении Иваново, а их дядя Иосиф Антонович занимался строительством Соколовской мануфактуры Асафа Баранова в Струнино.

Священник Андрей Сергеенко был настоятелем храма во имя святого мученика Иоанна Воина в пригороде Парижа городке Медон. Его прихожанами стала семья Марины Цветаевой, а духовным чадом — её сын Георгий (Мур) Эфрон. Затем по прихоти судьбы, отец Андрей в 1960 г. становится клириком Свято-Троицкого собора города Александрова (Александровской Слободы), где в 1915-1917 г.г. жили сёстры Марина и Анастасия Цветаевы. Об этом он узнаёт от Ариадны Эфрон дочери Марины Цветаевой, встретившись с ней в доме своей двоюродной сестры — выдающегося музыковеда и преподавателя А. Д. Артоболевской. Кураторы экспозиции «Скрещение судеб» — Татьяна Жуковская — внучка Аделаиды Герцык и исследователь жизни и творчества о. Андрея Сергеенко — Бронислава Попова. Художник экспозиции — член СХ Алексей Панин. Также, как и остальные экспозиции музея, она выполнена в технике «музей – метафора». В состав музейного квартала музея входит и, т. н. «Мемориальный сад Марины и Анастасии Цветаевых». Рядом с музеем работают две небольшие гостиницы и ресторан. Таким образом реализуется концепция «музейного квартала». В другой части города (ул. Институтская, д. 6, корп. 2) находится «Зал камерной музыки», он же и выставочный зал. Выставки из фонда музея экспонировались в Шумене (Болгария), Вильнюсе, Будапеште, Праге, Вене, Братиславе, Гданьске (Польша), Минске, Павлодаре (Казахстан), а также в Москве, Владимире, Иваново, Петрозаводске, Шуе, Казани и др. городах. Большинство из них проходило в пространстве специально разработанной художниками А. А. Тавризовым и А. И. Паниным передвижной выставочной площадки «Тайны старого парка». Из выставки идея выросла в проект «Мемориального сада сестер Марины и Анастасии Цветаевых» под открытым небом. Открытие сада стало возможным благодаря победе музея в 2008 году в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В. Потанина. Сад стал многофункциональным объектом. Прогулка по нему входит как составная часть в экскурсию. Экспозиционному. пространству музея сад придает полноту и завершенность в раскрытии поэтического образа и духовно-нравственного облика интеллигенции прошлых столетий. Кроме того, сад – удобная площадка для проведения разнообразных музейных мероприятий. Таким образом, сад стал важной частью экспозиционно-выставочного и культурно-развлекательного пространства музея. Музей является куратором и организатором трех широко известных фестивалей: старейшего в России поэтического фестиваля – Цветаевского фестиваля поэзии, Международного фестиваля камерной музыки имени Сергея Коршункова и фестиваля «Александровские сезоны Большого театра». Новой комплексной культурно-образовательной программой музея, ориентированной на сельскую детскую аудиторию, стал проходящий ежегодно на родине детского писателя Алексея Мусатова в деревне Лизуново — Мусатовский праздник детской литературы — «Стожары», в котором принимают участие ведущие детские писатели и музыканты. С 1998 г. музей является соорганизатором Международных Крымских Герцыковских чтений и конференции «Судакский Парнас» в г. Судак (Крым). Принимает активное участие в цветаевских мероприятиях, организуемых родственными музеями в Москве, Королёве (Болшево), Иваново, Елабуге, Тарусе, Минске, Павлодаре, Феодосии, с. Усень-Ивановское (Башкортостан). Музеем изданы десятки книг, презентация одной из которых – первого выпуска альманаха «Александровская слобода», – состоялась в Оружейной палате Московского Кремля. По результатам исследований, выполненных сотрудниками музея, опубликованы многочисленные научные работы и рекламно-просветительские буклеты. Например, в 2004-2008 гг. вышли в свет следующие буклеты: «Цветаевы в Александрове», «Александров – столица 101 километра»; «Венгры в Александрове»; «Земский доктор Сергей Никитич Маслеников». Музей активно сотрудничает с «цветаевскими музеями» России, ближнего и дальнего зарубежья.

Международный фестиваль камерной музыки имени Сергея Коршункова (с 1996 г.) В доме учителя математики Сергея Коршункова, расположенном по соседству с домом, в котором в 1915-1916 гг. жили сёстры Цветаевы, начиная с 10-х гг. прошлого века, практически ежедневно собирались музыканты-любители: учителя и врачи – и музицировали. Эти музыкальные собрания продолжались в течение семидесяти лет вплоть до смерти их основателя. По сохранившемуся письменному свидетельству А.И. Цветаевой она и её сестра Марина Цветаева с детьми посещали домашние концерты в соседнем доме. Сохранились, переданы в фонды Цветаевского музея и отреставрированы музыкальные инструменты, на которых играли александровские музыканты. Это уникальное собрание смычковых инструментов ручной работы известных мастеров XVII – XX вв. В связи с этим при музее в 1994 г. открыты Зал камерной музыки и «Зал под сводами» и начались Коршунковские сезоны камерной музыки. Ежегодно проводится более сорока концертов камерной музыки с участием известных российских и зарубежных музыкантов. В залах с великолепной акустикой, в которых воссозданы традиции комнатного исполнительства, собирается более ста человек. В 1995 г. был основан Международный фестиваль камерной музыки имени С.А. Коршункова. Согласно регламенту он проходит в первую полную неделю апреля.

Цветаевский фестиваль поэзии Ежегодный (последняя неделя июня) Цветаевский фестиваль поэзии, учреждённый в 1982 г., является старейшим и крупнейшим поэтическим фестивалем в России. Программа этого мероприятия обширна: спектакли, творческие вечера поэтов и композиторов, моноспектакли, концерты камерной музыки, устраиваются выставки, презентации и многие другие события. Каждый год фестиваль имеет особую атмосферу и изюминку. Открывается фестиваль по сложившейся за много лет традиции выступлениями солистов Большого театра, которые участвуют в «Александровских сезонах Большого театра». Следующие дни посвящаются выступлениям театров и театральных артистов, приезжающих в Александров из российских и зарубежных городов. Эти поэтическо-театральные вечера имеют камерное настроение. Здесь стихи Марины Цветаевой исполняются на разных языках и в разной интерпретации — это и моноспектакли, музыкальные зарисовки, песни под гитару. В разные годы в рамках фестиваля были представлены многочисленные театральные постановки. Традиционной частью фестиваля является цветаевский семинар, на котором представляются доклады ведущих литераторов, литературоведов, искусствоведов, глубоко занимающихся изучением творчества Марины и Анастасии Цветаевой, а также других талантливых людей, имеющих отношение к городу Александрову. В начале ХХ века в Александрове жила Анастасия Цветаева, у которой часто и подолгу гостила старшая сестра, Марина. В историю литературы вошел феномен «Александровское лето Марины Цветаевой», как один из наиболее плодотворных периодов в творческой жизни поэта. Это циклы стихов «К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения. В 1916 году в гости к М. И. Цветаевой приезжали поэты О. Э. Мандельштам и С. Я. Парнок, здесь Анастасия Цветаева написала свою вторую книгу прозы «Дым, дым и дым…». В память об этом в Александрове происходит ежегодный (последняя полная неделя июня) Цветаевский фестиваль поэзии, учреждённый в 1982 г., — старейший и крупнейший поэтический фестиваль в России. Со всего мира поэты, актёры, музыканты, чтецы, художники – синтез всех искусств – в эти дни собираются в Александрове. В 2014 г. состоялся юбилейный ХХХIII Цветаевский фестиваль поэзии, юбилейный, потому что две тройки – метафора. Известные театры (Большой театр, Театр им. Вахтангова, театр им. Рубена Симонова, театр «На Покровке», Вологодский театр пластических искусств, Владимирский академический драматический театр им. Луначарского, Государственный театр-студия киноактёра и многие другие) привозят свои спектакли, поставленные по произведениям Марины Цветаевой и других писателей Серебряного века. В рамках фестиваля происходят творческие вечера поэтов и композиторов, моноспектакли актёров-чтецов, концерты камерной музыки, устраиваются вернисажи известных художников и многие другие события. В частности, презентуются новые экспозиции в литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых, открытие которого было приурочено к Х цветаевскому фестивалю. В 2009 г. состоялось открытие мемориального сада Марины и Анастасии Цветаевых, созданного при поддержке Фонда В.Потанина. В ночь с субботы на воскресенье на берегу реки Малый Киржач проходит Праздник Ивана Купала: песни, хороводы, игры, плетение венков, поиск цветка папоротника, сожжение чучела Ивана Купалы, прыжки через костёр… На фестивальных площадках выступали крупнейшие современные поэты Андрей Дементьев, Игорь Иртеньев, Евгений Бунимович, Евгений Рейн, Нина Искренко, Дмитрий Пригов, Марк Шатуновский, Юлия Скородумова, Алексей Алехин, Станислав Айдинян, Григорий Кружков, Илья Фаликов, Татьяна Бек, Вера Павлова, Максим Амелин, Ольга Григорьева, Галина Климова, Юрий Каплан, Владимир Корнилов и многие другие. Из александровских поэтов — Владимир Коваленко, Валерий Алешин, Ольга Севастьянова, Евгений Викторов, Галина Кипренко. Владимирские поэты Вадим Забабашкин, Дмитрий Кантов, Владимир Пучков, Иван Котельников. В последние четыре года участие в фестивале начало принимать следующее поколение поэтов: Андрей Коровин, Александр Анашкин, Светлана Бунина, Герман Власов, Евгения Доброва, Леша Ефимов, Александр Кабанов, Керен Климовски, Вадим Мурахтанов, Александр Переверзин, Наталья Полякова, Валерий Прокошин, Евгений Степанов, Ольга Сульчинская, Санджар Янышев, Елена Исаева, Ганна Шевченко.

Мусатовский праздник детской литературы – СТОЖАРЫ С 2012 г. в д. Лизуново проходит филиал Цветаевского фестиваля поэзии – Мусатовский праздник детской литературы – СТОЖАРЫ. Со школьниками окрестных регионов (в основном из сельских школ) встречаются известные детские писатели: Александр Тимофеевский, Елена Усачёва, Сергей Белорусец, Анна Матасова, Валерий Воскобойников, Анастасия Орлова и другие. Проводятся мастер-классы для юных прозаиков, поэтов, журналистов, бардов, художников.

Фестиваль «Александровские сезоны Большого театра» С 1996 г. согласно договору о сотрудничестве между администрацией Большого театра и администрацией города учреждён фестиваль «Александровские сезоны Большого театра». В его программу входят концерты ведущих исполнителей и коллективов театра. По регламенту фестивальные мероприятия проходят как минимум по одному разу в течение каждого сезона: весна, лето, осень, зима. Весенний концерт проводится в один из дней последней недели перед международным женским днём. Летний концерт совпадает по времени с Цветаевским фестивалем поэзии и во время этого концерта артисту, получившему наибольшее признание публики и организаторов фестиваля, присуждается фестивальная премия «Признание». Зимний концерт должен происходить в последнюю неделю перед Новым годом. Фестиваль «Александровские сезоны Большого театра» — это единственный фестиваль, который Большой театр проводит за пределами Москвы.

Режим работы

Постоянная музейная экспозиция «Последняя встреча», Военный пер., д. 6 Постоянная музейная экспозиция «Александровское лето Марины Цветаевой», Военный пер., д. 5 Постоянная музейная экспозиция «Александров – столица 101-го километра», ул. Военная, д. 2 Постоянная музейная экспозиция «Скрещение судеб», ул. Военная, д. 2 Ежедневно с 9.00 до 18.00, перерыв 13.00-14.00. Время обеденного перерыва может меняться в соответствии с графиком приёма туристических групп. Зал камерной музыки (выставочный зал), ул. Институтская, д. 6, корп. 2 Пятница, суббота, воскресенье с 9.00 до 18.00, перерыв 13.00-14.00. Администрация, научные сотрудники, хранители и методисты Понедельника — четверг с 8.00 до 17.15. Пятница с 8.00 до 16.15. Обеденный перерыв: 13.00-14.00. Выходные: суббота и воскресенье.

Тарусский музей семьи Цветаевых

В Тарусе Марина и Анастасия Цветаевы проводили зимы в 1907—1910 годах. Жили сёстры в так называемом «Доме Тьо», купленном в 1899 году их дедом по материнской линии Александром Даниловичем Мейном. Располагается дом на улице Розы Люксембург, 30.

В экспозиции музея — мебель из московского дома в Трёхпрудном переулке, в котором родилась Марина Цветаева, предметы, принадлежавшие ей, её близким и родным, тарусским родственникам и друзьям.

В музее раз в два года в октябре проходят Цветаевские научные чтения, а ежегодно в первую субботу октября — Цветаевский праздник.

Музей работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника и последней пятницы месяца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: