ЦЕРКОВЬ ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ в Ярославле

Православный храм
Храм Варвары Великомученицы
Фотография из альбома Николая Найдёнова, 1882 год
СтранаРоссия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Дата основания1796
Строительство1796—1801 годы
СтатусОбъект культурного наследия № 7710093000№ 7710093000
Состояниедействует
Медиафайлы на Викискладе

Храм Варвары Великомученицы на Варварке
— приходской храм храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в Тверском районе Центрального административного округа города Москвы (улица Варварка, 2).

История

Храм Варвары Великомученицы предположительно существовал ещё в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового было построено каменное здание. В 1796—1801 годах майор артиллерии Иван Барышников и московский купец первой гильдии, владелец крупного колокололитейного завода Николай Самгин (1750—1838) заказали новое здание церкви. Построил его архитектор Родион Казаков. В начале XIX века в церкви сначала пресвитером, а затем протоиереем состоял писатель Иоанн Кандорский.

Существует городская легенда, что в 1812 году французы использовали храм под конюшню. Но в силу его архитектурных особенностей: узких крутых лестниц, высокого цоколя — это просто невозможно было сделать. Здание сильно пострадало от мародёров и пожара и было восстановлено в 1820-х годах.

В 1920-х годах церковь была перестроена (разобран верхний ярус колокольни) и закрыта. В 1965—1967 годах, при благоустройстве территории около возведённой гостиницы «Россия», её отреставрировали, под руководством архитектора Георгия Макарова была восстановлена колокольня.

«Великомученицу Варвару» распилили и бросили гнить?

Карелии хронически не везет с «духовными скрепами», которые, по словам главы государства, чуть ли не единственное и последнее наше спасение. Прежний губернатор очень любил разглагольствовать о духовном развитии Русского Севера, делая упор на священном треугольнике Валаам-Кижи-Соловки. Дескать, скоро мы тут заживем, только одухотворимся… И сам, будучи директором музея «Кижи», так поучаствовал в этом процессе, что вот уже больше года сидит под следствием, а музей после перенесенных махинаций никак не может вернуться в нормальный график реставрации Преображенской церкви.

Еще хуже обстоят дела с федеральным памятником деревянного зодчества 1656 года – Церковью Великомученицы Варвары из заонежской деревни Яндомозеро, построенной когда-то на красивейшем острове, но теперь нежилой. Три года назад на основании заявки правительства Карелии по заказу министерства культуры РФ в рамках реализации ФЦП «Культура России на 2012-2018 годы» была выполнена проектно-сметная документация для реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Варваринская церковь». И уже в 2014 году Минкульт согласовал перемещение Варваринской церкви из Яндомозеро в деревню Типиницы Медвежьегорского района «в целях обеспечения ее сохранности и проведения реставрационных работ». Для порядка власти провели сход жителей Великогубского поселения, в которое входит территория Яндомозера и Типиниц, и заручились поддержкой общественности, среди которой был академии архитектуры Вячеслав Орфинский. Затем состоялся конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ с бюджетом чуть больше 34 миллионов рублей. И работа пошла. Но только кто мог предвидеть, что все закончится «как всегда» на полпути, и раскатанный по бревнышку памятник останется гнить практически под открытым небом?

Церковь Великомученицы Варвары. Архивное фото

Государственный контракт на выполнение в 2015-2016 годах работ по комплексной реставрации памятника был заключен между Минкультуры России и крупной реставрационной московской , которая под рекламный шум правительственных СМИ приступила к работам. В частности, на сайте «Республика» можно было прочесть такую информацию: «Принятие Министерством культуры России подобного решения является беспрецедентным случаем перемещения объекта культурного наследия в жилую деревню в интересах сохранения одной из наиболее известных культовых построек на Северо-Западе России и воссоздания исторического облика одного из традиционных поселений Заонежья». Осенью 2020 года нанятые фирмой местные подрядчики получили задание перевезти сруб уникальной церкви на новое место ее служения людям и Богу – туда, где в Типиницах стояла раньше деревянная Вознесенская церковь, сгоревшая в 1975 году.

А в марте 2020 года вся страна узнала про беспрецедентное воровство бюджетных денег – ФСБ возбудила дело в отношении ряда руководящих работников Минкультуры РФ и предпринимателей по подозрению в хищении бюджетных средств на реставрацию объектов культурного наследия. Руководимая замом Мединского Григорием Пирумовым преступная группа похитила сотни миллионов рублей, предназначенных на десятки объектов. Не исключено, что среди пострадавших оказались Преображенская церковь на Кижах, и Варваринская церковь, реставрация которой должна была закончиться 31 октября 2020 года.

Перед разборкой заонежской церкви. Фото: Виталий Лях

Журналисты «Коммерсанта» по горячим следам провели свое расследование «дела реставраторов» и оказалось, что у ООО «ЭШЕЛЬ» с репутацией тоже не все в порядке. «Его генеральный директор – Евгений Загоскин, также известный как руководитель ООО «Альфарекон», – сообщает издание. – А это уже фирма, печально известная в реставрационном бизнесе, особенно в Ярославской области. Там в 2013 году она стала фигурантом громкого дела о хищении 12 млн бюджетных средств, выделенных на реставрацию Ротонды Гостиного двора Ярославля. В ходе следствия сотрудники МВД выяснили, что бюджетные деньги, выделенные на реставрацию десятков объектов, через день после поступления оказывались на счетах объяснила, что это якобы подрядчики, но выяснилось, что на самом деле они ничего на памятниках не делали. К этим же «подрядчикам» в конечном итоге ушли деньги, выделенные на реставрационные проекты в Москве – церкви Знамения на Шереметьевском дворе, усадьбы Яковлева на Тверском бульваре, исторических зданий на Знаменке и Большой Дмитровке, дома Филиппова на Тверской улице, Дома-музея Герцена и т.д. В однодневки же поступили средства, предназначенные для реставрации Кремля в Рязани, Борисо-Глебского монастыря, Дома Салтыкова, Храмового комплекса в Коровниках (где «Альфарекон» работал без соответствующих разрешений), церкви Кирилла и Афанасия Афанасьевского монастыря — в Ярославской области. Уголовное дело ООО «Альфарекон», однако, подвисло. А Евгений Загоскин тем временем активизировал «ЭШЕЛЬ», которая пришла в Авраамиев монастырь вытаскивать из аварийного состояния Богоявленский собор…» Тогда же примерно фирма пришла и на Варваринскую церковь в Заонежье, добавим мы.

Вот что пишут в соцсетях люди, знающие сегодняшнюю ситуацию с Варваркой: «Без реставрации, причем полной переборки, церковь простояла бы лет 5–7, для ее перевозки было построено 8 километров зимней дороги, и поначалу все складывалось очень хорошо, но в Минкульте произошла «борьба с коррупцией», посадили тех, кто подписывал и платил, деньги просто перестали поступать, но мы работали до последнего. Последний рейс (8км) на двух 131 ЗИЛах с лебедкой ехали три дня! К сожалению Минкульт РФ просто не подписал КСки (акты о выполненных работах) и не заплатил. Летом планировали довывезти то, что осталось и закрыть навесами стеллажи. Также должны были сделать фундамент. Но, к сожалению, денег мы не увидели до сих пор. Обещают найти на вывозку, но вот веры все меньше. Вот такая у нас власть в стране. По поводу брошенных по дороге бревен: там у дома после низины лежат 4 рейса, вывозили пока лед стоял. Вывозили и разбирали с февраля по май, пока дорога не упала. В результате генподрядчик банкрот, у него по всем объектам так… Деньги не заплатил заказчик – Минкульт РФ».

Так перевозили разобранный сруб храма. Фото: rk.karelia.ru

На днях стало известно, что Пирумов был последним из своей преступной группы, кто молчал на следствии, однако 11 ноября СМИ сообщили, что и он заговорил. Видимо, до чиновника дошли слухи, что его подельник – директор Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта РФ Борис Мазо – уже дал признательные показания на него, обвинив своего начальника в организации мошенничества в обмен на смягчение себе наказания, заключив так называемую сделку со следствием, – утверждает, в частности, источник Life в спецслужбах.

Надо заметить, что очень обеспокоенное судьбой своей святыни местное сообщество не раз поднимало вопрос спасения Варваринской церкви. 10 июля в рамках предвыборного объезда республики глава Карелии Худилайнен впервые за время своего губернаторства наведался в Великую Губу. На вопрос жителей про Варварку губернатор ответить не смог, его подстраховала начальник управления культурной политики Минкультуры Карелии Варвара Лебедева, дескать, не надо паники, все идет по плану.

Бревна сруба заонежского храма. Фото: rk.karelia.ru

Но, как мы видим, 31 октября прошло – сруб лежит (бревна только частично укрыты навесом), фундамент не готов. И вот новость от правительственной «Республики»:

«Реставрацию церкви святой Варвары в Типиницах отложили до следующего лета. Как пояснили в республиканском Минкульте, в проект пришлось вносить изменения, которые касаются устройства нового фундамента. Окончательный проект уже согласован в карельском ведомстве, и работы по установке фундамента и дальнейшей реставрации храма решено начать в теплое время – летом следующего года. В настоящее время бревна сруба церкви находятся под укрытием в деревне Типиницы. Кроме того, по словам первого замминистра культуры Юлии Алиповой, пока не ясна позиция федерального министерства по выбору исполнителя работ: будет ли ведомство заново объявлять конкурс или оставит уже выбранного подрядчика – московскую .

Как водится, наши чиновникам бросились защищать «честь мундира» вышестоящего ведомства. Волнует ли их, что сруб памятника защищен плохо, а оставленные по пути бревна и вовсе могут пойти на дрова…

Минкультуры Карелии. Фото: Валерий Поташов

В начале ноября в комиссию по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, развития культуры и искусства Общественной палаты Карелии поступило обращение от местных жителей и общественников, которые пишут: «В нашей деревне Типиницы совсем немного жителей – на зиму здесь остаются всего два десятка человек. Но летом, вместе с дачниками и детьми-внуками-правнуками, приезжающими проведать своих стариков и отдохнуть в наших благословенных местах, численность населения доходит до ста и более человек. И как же мы все обрадовались, когда узнали о предложении перенести в нашу деревню Варваринскую церковь из Яндомозера! И вот, по зимнику, бревна привезли и складировали в штабеля прямо в центре Типиниц, около того места, где и предполагается возводить церковь. Все лето бревна пролежали не тронутыми, под дождями, которых было с избытком. К осени лишь два штабеля прикрыли навесами. Рабочие уехали, сказав нам, что им даже не заплатили за работу. Все дело встало. Кончились выделенные средства? Или их кто-то украл – скажем прямо?! Очень просим принципиально разобраться в сложившейся ситуации. Мы обращались со своим вопросом в разные инстанции, но пока нигде не смогли найти ответа…». Авторы письма очень надеются, что орган общественного контроля сумеет растормошить чиновников и заставят их обеспечить сохранность памятника, коли не получилось отреставрировать в срок.

И вот ведь удивительное дело: когда буквально рассыпаются отечественные древние святыни, российская власть щедро раздает бюджетные деньги на проведение военных действий и последующее восстановление разрушенных памятников в Сирии (кстати, великомученица Варвара по легенде была рождена именно в Сирии и погибла за христианскую веру). А буквально в субботу появилась другая потрясающая новость: премьер-министр Дмитрий Медведев в статье, опубликованной в палестинских СМИ, пообещал, что Россия профинансирует восстановление исторического и религиозного центра Вифлеема – реконструкцию улицы Звезды, примыкающей к Церкви Рождества Христова. «Для нас это, в том числе, означает цивилизационную ответственность за судьбы христианских святынь», – цитирует слова премьера «Интерфакс».

Варваринская церковь не Вифлеем – наши «духовные скрепы» тихо гниют в Типиницах…

Исторические данные

Строительство собора Св. Варвары начали в 1388 году, по некоторым данным, это здание должно было быть в два раза длиннее. Строительство велось в несколько этапов и в значительной степени было связано с процветанием серебряных рудников в городе Кутна Гора. Работа остановилась в 1558 году и церковь была закрыта на западе лишь временной стеной.

Следующие вмешательства имели только поддерживающий характер. В 1626 году собор был передан иезуитам, которые построили рядом с ним колледж. После пожара были проведены барочные изменения. Прежде всего была построена крыша в стиле барокко.

Между годами 1884 и 1905 по инициативе местного археологического общества Vocel прошла реконструкция в стиле пуризм, в котором здание было не только восстановлено, но и расширенно по одной травеи на запад, где был построен новый неоготический фасад. Барочная крыша была заменена на готический шатёр, который примерно соответствует первоначальному готическому решению.

Архитектура

Храм каменный, однокупольный. Построен в северо-русском стиле XVII века

Здание церкви состоит из двух кубов: большого с окнами, резными столбиками и арками; меньшего, увенчанного кокошниками, служащими основанием барабана. Барабан обрамлён столбиками, между которым застеклённые пролёты.

С улицы к паперти ведет крытый ход с каменными воротами.

Здание храма окружено садом и каменной стеной.

В церкви находится много старинных икон.

Архитекторы и ход строительства

Первым проектировщиком и строителем собора Святой Варвары стал Ян Парлерж, сын строителя собора Святого Вита Петра Парлержа. Ян Парлерж построил самую старую часть здания по взору французских соборов. Первоначально построенный трехнеф вскоре был расширен широкими внешними нефами, но с появлением гуситских войн, строительство в первый раз было приостановлено на шестьдесят лет. До тех пор он достиг почти половины своей сегодняшней высоты, однако центральный трехнеф не был сводчатый. До начала строительства в 1547 году здесь не было сводов и собор не был защищён от дождя. Он был построен из песчаника, собранного из близлежащих шахт.

Работа по строительству собора была восстановлена в 1482 году, сначала здесь работали местные строители, которые продолжили планы первого архитектора храма Яна Парлержа.

С 1489 года по 1506 год, до своей смерти над завершением церкви работал Матей Рейсек. Он построил хор, трифорий, базиликальные окна, сетевые крещатые своды (завершено 1499) и соответствующую часть внешнего контрфорса. Строительные вмешательства Матея Рейсека характеризуются применением очень богатого позднеготического декорa. По его проекту продолжалось строить до 1509 года.

Для того чтобы использовать церковь, было необходимо, прежде всего закончить скошенный неф базилики. Однако приход уважаемого архитектора Рейт, Бенедикта Рида в 1512 году означал радикальные изменения. Рейт кроме верхней части нефа построил еще два также высоких боковых нефа, которые выше аркад, открываются в нефе как эмпоры, которые о 1,15 м ниже уровня трифория, благодаря чему вместе с ними и всей верхней части церкви все выглядит как одно целое.

По своей сути над оригинальной церковью была построена новая церковь, в стиле поздней готики с крещатыми сводами и просветленная множеством больших окон. Иллюзию «церкви над церковью» еще подчеркнуло довольно необычное расположение алтаря во втором ярусе.

По проекту Рейта строили и после его смерти, но с постепенным снижением добычи серебра, была нехватка финансовых средств, поэтому в 1558 году прекратили окончательно работу, хотя дело не дошло до строительства последней части нефа. Последние изменения были завершены в 1905 году.

Описание

В алтаре находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве, это сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен, например в Хашплирской часовни можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовни на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены „Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие.“ В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись „литтерати“ — подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

АлтарьФасадСводы
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: