Музей-квартира актерской семьи М. В. , А. А. Мироновых — А. С. Менакера


Музей-квартира актерской семьи М. В. , А. А. Мироновых — А. С. Менакера

Квартира-музей находится в центре столицы, неподалеку от Старого Арбата — в обычной кирпичной шестнадцатиэтажке, построенной в 1971 г. Мария Миронова и Александр Менакер переехали в нее в 1972 г. Андрей Миронов здесь не жил, но часто приезжал в гости. После смерти Мироновой в 1999 г., квартира стала музеем. Она занимает площадь восемьдесят квадратных метров и хранит в себе память о жизни выдающихся актеров. Посещение музея помогает понять отношения между ее членами — неординарными и сложными личностями, которые при их жизни были скрыты от окружающих.

В мемориальной квартире хранится большое количество раритетных вещей — старинный рояль, который принял в дар Александр Менакер от Исаака Дунаевского – на нем играли К. Шульженко и Я. Френкель, Н. Богословский и Л. Русланова, Л. Зыкина и А. Миронов; антикварный буфет середины XIX века, принадлежащий матери М. Мироновой, и старинные часы; коллекция авторского фарфора (особый интерес представляет собрание гербов русских городов) и сырных досок; круглый стол — за ним встречал Рождество 1914 года Ф. Шаляпин. Бывшую комнату Менакера, превращенную его супругой в «музей моих мальчиков», украшают портреты членов актерской семьи, на стенах висят древние гравюры с видами старого Петербурга и шаржами Кукрыниксов, в помещении находится гримировальный столик Андрея Александровича, его вещи. В спальне М. Мироновой собраны иконы и предметы церковного быта. Хозяйка была увлечена коллекционированием гжели, терракотовых и фарфоровых котов, книг и картин.

В квартире сохранена особая атмосфера, присущая ее хозяевам. Взять хотя бы хозяйскую кухню в красных тонах — Миронова считала что этот цвет усиливает аппетит. Необычного — красного цвета холодильник – ей привезли из Финляндии, клеенку в тон передавали из Франции, а часы такого же цвета Андрей купил на гастролях в Германии. В помещении много предметов русских народных промыслов, из редких вещей выделяется самовар XIX века, керосиновая лампа в стиле «модерн» и бульотка.

Организаторы музея старались обустроить его так, чтобы максимально приблизить к обстановке, которая была при жизни семьи. Из новых элементов интерьера — только витрины со сценическими костюмами хозяев — в том числе и костюм Фигаро, в котором Андрей Миронов последний раз был на сцене.

Рядом с Малым Власьевским переулком находится театр Е. Вахтангова, квартира, которую А. Пушкин снимал на Арбате, мемориальные музеи А. Герцена и С. Эйзенштейна.

Посещение музея — по предварительной договоренности.

Блистательный Андрей Миронов

Жизнь великое благо.

И она у человека, как выясняется, не очень длинная

А. Миронов

Андрей Миронов прожил всего 46. Каким бы он стал теперь, трудно сказать. Для всех, кто знал, любил его роли — Миронов остался молодым, энергичным и праздничным, как день – 8 марта, в который появился на свет.

Он был невероятно разнообразен как актер, ему удавались самые различные роли — комедийные, трагические, классические. Он щедро делил свой многогранный талант между театром, кинематографом и эстрадой. Был любим зрителями и режиссерами, много играл и снимался, был очень востребованным актером.

05:45 Сбор группы пл. Кокуй

06:00 Отправление из Иваново

Приезд в г. Москва

ЭКСКУРСИЯ ПО МЕМОРИАЛЬНОЙ КВАРТИРЕ АКТЕРСКОЙ СЕМЬИ МИРОНОВЫХ И МЕНАКЕРА

В эту квартиру Мария Владимировна и Александр Семенович переехали в 1971 году. Став музеем в 1999 году, она хранит удивительный быт творческой семьи. Это семейная библиотека, расположенная в прихожей, кабинет А.С. Менакера, комната М.В. Мироновой, гостиная, знаменитая красная кухня.

Коллекция музея составлена из вещей, которые любовно собирались хозяевами дома. Также в квартире представлены театральные костюмы актёрской семьи, гримировальный столик и личные вещи Андрея Миронова.

Эта уютная, очень теплая квартира не похожа на музей. «Я никогда не была богатой… Моим богатством была моя семья», — говорила Мария Владимировна.

В ходе посещения музея в гостиной вы увидите фильмы о творчестве Андрея Миронова. И, конечно, вас ждет подробный рассказ о судьбе любимого артиста.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ (обед в стоимость не включен)

АВТОРСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «Блистательный Андрей Миронов», ведет Кирилл Боровков

Москва настолько прекрасна и разнообразна, что в каждом её переулке можно найти целую россыпь «жемчужин». Мы предлагаем вам познакомиться с московскими сокровищами, ждущими любознательных «кладоискателей» во время экскурсии, посвященной творчеству А. Миронова.

На пешеходной прогулке по Арбату вы узнаете о бурной театральной жизни в 19-21 веках, в которую тесно вплетены жизнь и творчество удивительной актерской семьи Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера, а также их замечательного сына – Андрея Миронова.

Вы увидите дом на Петровке, в котором Миронов провел первые двадцать лет своей жизни. Память о любимом артисте увековечена мемориальной доской, установленной на здании в 1988 году.

Возле театра Сатиры, экскурсовод расскажет вам о блистательном актёрском дуэте Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Они выступали на сцене одного театра под руководством Валентина Плучека, но именно Эльдару Рязанову мы обязаны появлением актеров в советском кинематографе, где их впервые восприняли единым целым.

Вы побываете на одном из самых известных кладбищ Москвы — Ваганьковском кладбище. Это выдающейся памятник нашей истории и культуры. Мы подойдем к могиле актера, ещё раз вспомним его историю жизни и смерти.

18:00 Отъезд (ориентировочно)

23:00 Возвращение в Иваново на место сбора группы (ориентировочно)

Программа тура:
  • экскурсия по мемориальной квартире Мироновых-Менакер
  • авторская экскурсия от Кирилла Боровкова
  • посещение Ваганьковского кладбища

В стоимость включено:

  • транспортное обслуживание (проезд и страховка в дороге)
  • услуги экскурсовода и сопровождающего
  • программа тура

Дополнительно: питание, личные расходы, сувениры.

Комментарии:

  • марка и номер автобуса будут сообщены дополнительно
  • посадка в автобус туристов в нетрезвом виде запрещена
  • компания оставляет за собой право менять порядок экскурсий
  • в поездке обязательно наличие паспорта и свидетельства о рождении для детей
  • категория «льготная» для детей до 18 лет, студентов и пенсионеров

Примечания[ | ]

  1. 12
    МИРОНОВА И МЕНАКЕР • Большая российская энциклопедия — электронная версия
    (неопр.)
    . bigenc.ru. Дата обращения 4 апреля 2020.
  2. Браки и разводы в династии Мироновых (рус.). Российская газета. Дата обращения 4 апреля 2020.
  3. Егорова Т. Н.
    Глава 5. Мать Андрея — Мария Миронова // Андрей Миронов и я. — М.: АСТ, 1999. — С. 29—30, 39. — 443 с. — ISBN 5-8159-0027-3.
  4. Миронова И Менакер (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 16 мая 2020. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  5. Скончалась Мария Миронова (неопр.)
    .
    Коммерсантъ
    (14 ноября 1997).
  6. Могилы знаменитостей (неопр.)
    .

Не храним камни за пазухой

Уникальный груз — десятки ящиков с редчайшими минералами, собранными геологом, экс-спикером Совета Федерации, руководителем думской фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым, переехали на Моховую — в Геологический музей имени Вернадского.

В коллекции около полутора тысяч уникальных минералов, рассказывает главный смотритель музея Михаил Кандинов, но более точную цифру пока не называет. Сотрудники музея еще не все даже успели распаковать: каждый предмет нужно описать, присвоить ему номер. Не только научная, но и реальная ценность собранных минералов очень высока — эксперты оценивают коллекцию в десятки миллионов долларов. Что-то коллекционер собирал сам, что-то покупал, что-то получал в подарок. В описи, которая прибыла в музей вместе с камнями, указана родина большинства из них. Но более подробное описание, которое затем увидит посетитель, еще предстоит составить.

Для будущей именной экспозиции в музее уже подобрали помещение, правда, для всей коллекции в просторном зале места не хватит, признается директор, президент Академии горных наук Юрий Малышев. Открытие запланировано на сентябрь.

Пока редчайшие образцы горных пород разложены в небольшой комнате на трех длинных столах. Похожими на диковинные цветы минералами заставлены пол и подоконники. У стены — срез окаменелого дерева переливается всеми цветами радуги, будто павлиний хвост. А гигантскому бивню мамонта пока пришлось занять и вовсе неподобающее место — под столом. Коллекция настолько разнообразна, что сотрудники музея не решаются сказать, что в ней заслуживает особенного внимания. Геолога скорее привлекут образцы редчайших пород из Азии, Африки, Северной и Южной Америки, России — представлены все наиболее интересные для коллекционеров месторождения мира. Любопытный зритель первым делом захочет провести рукой по шершавой поверхности бивня — свидетеля событий, что происходили за миллионы лет до нашей эры, — или прикоснуться к настоящему метеориту, пролетевшему миллионы световых лет. Одни экспонаты потрясают природной красотой, другие — мастерством ювелирной огранки. В коллекции немало искусных изделий из камня.

В приглушенном свете созданные природой идеально ровные грани кристаллов сверкают словно золото. «Это пирит», — поясняет Михаил Кандинов. В центре стола — будто украденный у цыганки-гадалки — полупрозрачный шар на деревянной подставке. В бледно-желтой дымчатой глубине видны белые разводы, похожие на обрывки тумана или загадочные знаки судьбы. Это сочетание двух минералов — похожий на тончайшие нити рутил пророс в кварце. Шар легко ложится в ладони, но сразу оттягивает руки — тяжелый. У стены — еще целая коробка с особой пометкой «Шары» — настоящий дар Фортуны для исследователей и будущих посетителей выставки.

Коллекция Сергея Миронова — исключительно ценный, но отнюдь не единственный подарок в истории Геологического музея имени В.И. Вернадского, второго после Кунсткамеры естественно-научного музея России. Музей был создан в 1755 году по проекту Михаила Ломоносова, его основой стала коллекция из шести тысяч образцов — подарок уральских заводчиков Демидовых.

— Многих удивило, почему дорогостоящая коллекция досталась нам — малоизвестному музею, — рассказывает директор Юрий Малышев. — Сергей Миронов продолжил многолетнюю традицию. В царской России коллекционирование минералов было увлечением многих приближенных к престолу особ, они часто преподносили в дар музею наиболее ценные находки.

Сегодня коллекционирование минералов в России снова обретает популярность. На Урале действуют все более масштабные ярмарки редких образцов. Многие владельцы пусть небольших частных коллекций считают своим долгом преподнести в подарок музею хотя бы один-два редких камня.

— В музее каждый экспонат не просто хранится — он становится предметом исследования, — поясняет Юрий Малышев. — Представьте себе камень, извлеченный из недр два столетия назад — он попал в коллекцию, не будучи изученным до конца. Современные технологии заставляют камень «заговорить» — в месторождениях, которые разрабатывались еще в царское время, обнаруживаются залежи природных богатств, о которых никто и не подозревал. Поэтому коллекция музея представляет собой огромную научную и промышленную ценность.

fashionat.ru

Жилой дом купца Миронова. Улица Окновая (ныне Красина, дом 1), 1905 года постройки

(1)
. Здание располагается в исторической части города, в среде купеческих домов XIX – начала XX вв.
Главный южный фасад обращен на улицу Красина. Здание кирпичное, двухэтажное, с подвалом. Первоначально здание было одноэтажным с полуподвалом, позже оно было надстроено с изменением фасада дома и отделки интерьера (2). Здание состоит из двух частей: Г-образной жилой, в 2 этажа, и хозяйственной, более низкой.

Из-за рельефа участка полуподвал хозяйственной части дома имеет дополнительный этаж. Главным элементом декора центральной части южного фасада выступает четырёхпилястровый портик с пологим фронтоном, то есть выдвинутые вперед четыре колонны, увенчанные треугольной крышей. Между пилястрами (колоннами) прямоугольные окна, обрамленные наличниками с пилястрами и декоративными карнизами. Своеобразный вид фасаду придают фигурные филенки с обработкой под шубу. Эти украшения на стене имеют вид прямоугольной панели. Они всюду: на колоннах, на фронтоне, под окнами второго этажа. Их использовали для заполнения пустующих пролетов стен. Вообще, фасад с филенкой выглядит гораздо более привлекательным. Правая и левая половины дома имеют самостоятельные входы. В правой части находится вход в отделение почтовой связи. В левой половине здания вход ведет в узкий коридор с парадной лестницей на второй этаж. Над входом – два карниза в виде крупных сандриков на кронштейнах. Окна первого этажа прямоугольные, второго – высокие арочные, украшены наличниками, пилястрами и соединены горизонтальными выступами. Симметричные боковые фасады завершены фигурными аттиками (декоративная стенка над карнизом) с тремя арочными окнами чердака. В западном торце здания расположены парадная и «черная» лестницы. В начале XX века они были отделены в первом этаже от жилых комнат сквозным проездом во двор с тремя крестовыми сводами (3). Черная лестница ведет в небольшое помещение с потолками в виде коробовых сводов, а из него — в длинный коридор, ведущий в операционный зал почтового отделения, либо в производственное помещение с двумя коробовыми сводами, которое расположено над сквозным проездом. В хозяйственной части здания в полуподвале устроена двухстолпная палата с крестовыми сводами и низкими поддерживающими свод подпружными арками. До наших дней в интерьере сохранилась парадная бетонная лестница с металлическими перилами и «черная» деревянная с резным деревянным ограждением, а также оригинальное обрамление окна на лестничной площадке второго этажа. Дворовый северный фасад имеет более сложное построение за счет пристройки и более свободной компоновки окон. Жилые помещения с высокими потолками размещались на первом и втором этажах. Парадные залы располагались на каждом этаже северного крыла. Этот потрясающе красивый дом купец 2-й гильдии Яков Герасимович Миронов построил в 1905 году. В нем жила большая семья. К тому времени 55-летний Яков Герасимович, сын Герасима Мироновича и Анны Парфеновны, был уже четверть века женат на дочери купца Галактиона Семеновича Чепелкина Наталье Галактионовне. Известны имена девяти их детей — шести дочерей и трех сыновей: Александра 1882 г.р., Мария 1887 г.р., Анастасия 1889 г.р., Наталья 1890 г.р., Надежда 1994 г.р., Ольга 1898 г.р. , Николай 1884 г.р., Михаил 1885 г.р. и Сергей 1895 г.р. О семье Якова Герасимовича известно немного. Купец, благотворитель, жертвователь на Вольное пожарное общество, владелец маслобойного завода. Его дочь Надежда в 1914 г. окончила 8 классов Рославльской женской гимназии (4). О других его дочерях известно из рассказов Ольги Леонтьевны Худосовцевой и Зинаиды Юрьевны Сулейменовой (из рода мещан Пригодиных), проживавших на одной улице с Мироновыми. Дочери Якова Герасимовича – Мария, Наталья и Ольга Яковлевны после войны жили втроем в одном доме по улице Софьи Перовской, 23. Наталья Яковлевна была очень красивая, похожа на цыганку. Работала медсестрой в больнице в инфекционном отделении. Своей семьи у нее не было. Не была замужем и Ольга Яковлевна. Когда она заболела, ее отвезли в Пригорье в больницу, где она и умерла. Мария Яковлевна вышла замуж, родила сына и дочь. Дочь Наталья в годы войны в Смоленске работала у немцев переводчиком. После войны ее судили и отправили в лагерь. Там она познакомилась со своим будущим мужем и после освобождения они жили в Москве. Сын прошел войну. Жил и работал в Смоленске. Когда мать заболела (у нее была гангрена ноги), он перевез ее к себе. Похоронили ее в Рославле на Вознесенском кладбище. А вот о самом купце Ольга Леонтьевна слышала много от своего мужа Юрия Матвеевича и его друга Юрия Андреевича Пригодина. Отзывалась о нем она не очень хорошо: «Миронов был очень богатый и жадный; даже пианино дочерям не купил». Здание, известное нам, как кинотеатр «Красный Октябрь» на улице Красина, до революции занимали склады Миронова и Худосовцева. Со всех деревень везли туда пеньку и тресту из конопли и льна, которую потом в фургонах вывозили в Москву. По улице Окновой в домовладении Миронова был помимо каменного дома еще и деревянный. Общая оценка этих построек в 1913 году составляла 2970 рублей. В этом же году за Мироновым числился и еще один дом по улице Большой Брянской (ныне улица Ленина), комнаты в котором сдавали зажиточным квартирантам. Сейчас в этом здании размещается полиция. В 1922 году по постановлению уездного исполкома здание муниципализировали (5). Однако домовладение Мироновых было изъято еще в 1918 году на основании постановления Уисполкома от 24 сентября. Тогда муниципализации подлежали все дома и строения города, фактическая стоимость которых по курсу рубля того времени превышала 5000 рублей. И в 1919 – 1921 гг. в доме Миронова находился Рославльский Уездный Военный Комиссариат по военным делам (6). Два этажа занимала канцелярия военкома (7). Сводная инвентарная ведомость, составленная в 1925 году на муниципализированное имущество, знакомит нас с бывшим домом Миронова. Домовладение по улице Троцкого (в 20-е гг. улица Окновая имела такое название) содержало 1 жилую постройку и 4 нежилых. В доме было 4 квартиры. Отопление печное, освещение электрическое. Фундамент строений каменный, стены сделаны из такого же материала, крыша железная. Состояние жилых построек было выше среднего, нежилых – среднее. Жилые помещения занимали 417.63 м², а нежилые – 314.96. В доме было 23 комнаты, 1 передняя, 2 кухни и 15 коридоров. Кроме того 3 комнаты были отведены под склад, а хозяйственно-надворные строения занимали 6 помещений. Площадь всего домовладения составляла 3713.61 м², из них двор занимал 353.49 м², а 829.44 м² было отведено под огород. (8). В начале 20-х годов XX века в бывший дом купца Миронова переехала почта, которая уже около 100 лет занимает первый этаж здания. Второй этаж ныне принадлежит . Дом Миронова по решению Смоленской областной Думы от 28.02.1995 № 24 является объектом культурного наследия. В 2020 году на фасаде здания установила доску с информационной надписью: «Памятник архитектуры. Объект культурного наследия регионального значения. Дом Миронова, вт. пол. XIX в. – нач. XX в. подлежит государственной охране».

Литература:

1. Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф. р-131. О. 7. Д. 133. Л. 115. 1925. 2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. — М.: Наука, 2001. с. 537. 3. Там же. С. 537. 4. ГАСО. Ф. 819. О. 1. Д. 55. Л. 97-98. 1909-1917. 5. ГАСО. Ф. р-131. О. 7. Д. 133. Л. 114 об. 6. ГАСО. Рославльский коммунист. № 21. 22 февраля 1919 г.; № 14. 7 марта 1920 г.; Архивный отдел администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области: Ф. 313. О. 1. Д. 23. Л. 478; Д. 76. Л. 475. 1919; Д. 87.1919. Л.620. 7. РА. Ф. 313. О. 1. Д. 80. Л. 133-133 об. 1919. 8. ГАСО. Ф. р-131. О. 7. Д. 133. Л. 114 об.-115.

Иногда в выходной, хочется отправиться на экскурсию. Отличный вариант — устроить себе тур по маленькому музею-дому-квартире в центре Москвы.

Старый Арбат. Малый Власьевский переулок. Уютная квартира, которая помнит всех корифеев российской эстрады. Здесь жили почти 25 лет, любили, творили, принимали гостей удивительная актёрская семья Мария Миронова и Александр Менакер. Здесь постоянно бывал их сын, блистательный актер советского кино и Московского академического театра Сатиры Андрей Миронов.

Андрей Миронов (7/8 по документам/.03.1941 — 16.08.1987) — актер театра и кино, которого все любили за потрясающий талант. Он родился в актерской семье Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера, покорившие в свое время немало сердец неповторимыми актерскими данными.

Именно эти два талантливых и удивительно добрых человека стали основателями «Театра двух актеров». В центре Москвы в малоприметном Малом Власьевском переулке открыт музей-квартира Андрея Миронова и его родителей Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера.

Посещение музея-квартиры позволяет лучше понять отношения внутри семьи, соединившей в себе трех талантливых, неординарных, сложных людей — отношения, которые, несмотря на гостеприимностьдома, были во всей полноте известны немногим.

О себе Мария Владимировна говорила, что она — глава семьи, мозг — Александр Семёнович, главный режиссёр дома и на сцене — так она отзывалась о своём муже…

Обязательно посетите виртуальный музей — квартира Миронова — маленький мир людей, хранилище их талантов, которое нельзя потерять.

Виртуальный музей-квартира Марии Мироновой и Александра Минакера.

Их талантливый сын — Андрей Миронов прожил всего 46. Каким бы он стал теперь, трудно сказать. Для всех, кто знал, любил его роли — Миронов остался молодым, энергичным и праздничным, как день — 8 марта, в который появился на свет.

Он был невероятно разнообразен как актер, ему удавались самые различные роли — комедийные, трагические, классические. Он щедро делил свой многогранный талант между театром, кинематографом и эстрадой. Был любим зрителями и режиссерами, много играл и снимался, был очень востребованным актером.

Забытый, но манящий тем не менее… Наивный, но влекущий всё равно, Былое оживёт, как наважденье… Как будто крутят старое кино…

Если вас интересует более подробные сведения о любимом актере, то советую посетить сайт

Андрей Миронов, Александр Семенович Менакер, Мария Владимировна Миронова. На ссылках этого сайта можно почитать о каждом из членов звездной семьи и найти много интересного.

Также, прочтете о Екатерине Градовой — первой жене Андрея Миронова, Ларисе Голубкиной, которая, кстати 9 марта 2020 года отметила 75-й День рождения, Мирии Мироновой — дочери Андрея, Марии Голубкиной — приемной дочери.

«Разные бывают системы памяти. Кто-то забывается очень быстро, а есть такие, которые со временем становятся еще выпуклее, значительнее, Андрюша из этого числа», — заметил художественный руководитель Московского театра Сатиры Александр Ширвиндт. Он близко знал Андрея Миронова, многие годы работал вместе с ним, дружил.

Стихотворение, посвященное памяти Андрея Миронова

Он родился на сцене и он умер на сцене, Там прошла его жизнь. Его лучшая роль. Почему он так близок моему поколению? С грустной песней в глазах Комедийный король.

Разгулялась весна, отыграла пластинка. Песня снова уносит к детства солнечным дням. Ведь и мне отдавал свой талант по крупинкам Лицедей и Артист, что запомнился нам.

«Что говорить…»

— любимая песня

Где ты была? В каком ином краю? Где ты была? Все дни, всю жизнь мою? Где ты была? Ликуя и скорбя, Где ты была, что я не знал тебя?

Не возвратись опять в тот странный край, Не уходи, прошу, не исчезай… Как исцелить пугливость женских рук? Ждущих не встреч — только разлук…

Что говорить? У всех своя звезда Что говорить? Нам счастье, как беда Что говорить? Покой куда верней. Трудно любить, терять еще трудней..

Но доверяй, хотя б самой себе. Не растеряй всех теплых дней в судьбе.. Вздрогнула ветвь и снова лист у ног То ли совет, то ли упрек…

Что говорить…

Исполнитель: Андрей Миронов. Музыка: Виктор Лебедев. Слова: Юрий Ряшенцев, из к/ф «Будьте моим мужем»

В марте 2020 года ему исполнилось бы 75 лет

28.03.2016, 07:15

В марте 2020 года Андрею Миронову исполнилось бы 75 лет. Юбилейной дате были посвящены телепередачи, концерты, творческие вечера. В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина организована выставка «Андрей Миронов: прерванный роман». Любимого артиста коллеги и друзья вспоминали с улыбкой и светлой грустью. И с благодарностью за то, что он жил и творил в одно время с ними. Известный литературный критик, театровед Борис Поюровский на вечере в Центральном Доме актера, посвященном 75-летнему юбилею Андрея Миронова, рассказал о неизвестных фактах из жизни артиста.

«Пухлый мальчик»

— Я хочу рассказать о вещах забавных, трогательных, смешных, связанных с Андреем, — говорит Борис Поюровский. — Первый раз я его увидел в 1952 году, это была весна. Жили они тогда еще на Петровке, где теперь висит мемориальная доска и где теперь находится Московская городская дума. Я пришел к ним по приглашению отца Андрея — Александра Семеновича Менакера. Он хотел купить кооперативную квартиру, и мы обсуждали с ним этот вопрос. Дома были Александр Семенович и няня Андрея. Лаяла собачка, которая досталась им от знаменитого клоуна Карандаша. Вся квартира — 37 метров, в середине — большая комната метров четырнадцати, а по бокам — две маленькие, метров по восемь. Большая комната — общая, еще одна — Андрея и няни, а другая — его родителей. Еще была небольшая кухня. Но это была отдельная квартира, не коммунальная.

Мы стали говорить с Менакером. А он был замечательным собеседником, очень остроумным, рассказывал смешные истории, анекдоты. И вдруг сзади него открылась дверь и вошел пухлый мальчик в серой гимназической форме. Он встал позади отца и стал слушать наш разговор. И в какой-то момент не выдержал и рассмеялся. Менакер резко развернулся и говорит: «Ты что тут делаешь? Что получил сегодня по арифметике? Иди, решай задачи!» И ребенок посрамленный ушел… Ему тогда было лет 8—9… Андрей прожил 46 лет. И когда мы с ним встречались по разным поводам — вместо «здравствуйте» он мне всегда говорил: «Боря, мне сначала пойти порешать задачи или мы поговорим?» Не мог простить, что я был свидетелем этого ужасного унижения…

Рояль от Дунаевского

— Актерская жизнь матери и отца Андрея вынуждала их оставлять ребенка с няней — очень ответственной, но совсем простой женщиной, которая даже говорила по-своему. И Андрей стал говорить, как она. На вопрос Марии Владимировны: «Что ты будешь есть?» он отвечал: «Яишню!» Но когда ему исполнилось лет пять или шесть, они наняли педагога по английскому языку. Причем Андрей знал не только английский, но и американский, который сильно отличается.

Он занимался музыкой, хотя с удовольствием избегал занятий с педагогом, который тоже приходил к ним домой. У них дома был рояль, который им подарил Исаак Дунаевский — теперь он стоит в их музее — и все следили, чтобы Андрюша начинал день с повторения гамм. Но ему все это очень не нравилось. И однажды он спросил у Утесова: «Дядя Леня, скажите, пожалуйста, а что, музыкальные способности не передаются детям по наследству?» На что Утесов сказал: «Деточка, по наследству ты получишь этот рояль, а способности никакого отношения к наследству не имеют». Но при этом он говорил родителям: «Не мучайте ребенка — ему это не нравится!» Хотя Андрей был очень музыкальный человек, он прилично потом играл на рояле…

Выбор профессии

— Андрей учился нормально, его школьные дневники сохранены, их можно увидеть в Бахрушинском музее. Но вне школы его интересы были своеобразными. Больше всего ему нравились джаз и футбол — он знал все футбольные команды. Участвовал и в самодеятельности, в пятом или шестом классе сыграл в школьном спектакле «Без вины виноватые». Андрей получил там роль Шмаги. «Мы артисты, наше место в буфете», — это его слова…

Но всерьез он не думал об актерской профессии. Хотя его школа № 170 — теперь у нее, правда, другой номер — была подшефная Центральному детскому театру, который теперь Российский академический молодежный театр. И легендарная актриса Марья Иосифовна Кнебель, возглавлявшая жюри какого-то городского фестиваля драматических коллективов, увидела на сцене Андрея в каком-то отрывке, и сказала его родителям: «Мальчик очень способный». Но в семье этому значения не придали. И, как говорила Мария Владимировна, Андрею они с отцом об этой похвале ничего не рассказали. Но он сам после школы поступил в Щукинское театральное училище — без протекций, без беготни по остальным театральным школам. Все же обычно подают документы сразу во все театральные вузы. Он пошел в «Щуку». И был принят, и учился там хорошо. Хотя не был лидером курса.

Андрею очень нравился Театр Красной Армии. И он мечтал поступить именно туда на службу. Но когда оттуда ушел худрук Алексей Попов, его идея пойти туда стала неактуальной. Родители не хлопотали о том, чтобы помочь попасть ему в театр имени Вахтангова, куда, как правило, идут выпускники «Щуки». Они были гордыми и независимыми людьми. Андрей остался непристроенным. И тогда ему предложили «показаться» в Театре Сатиры. С сокурсницей он показал сцену из спектакля и был принят в труппу. И уже вскоре стали выходить первые статьи о том, что в театре появилось молодое дарование — актер Андрей Миронов.

Женщины

— Я не хочу развивать тему взаимоотношений Андрея Миронова с женщинами. У него было много романов, но он их не афишировал, так как был очень деликатным человеком. Но одна очень достойная, умная женщина, у которой был с ним роман, сказала мне: «Те четыре месяца, что я была с Андреем, стоят всей моей жизни. Я была очень молодой и не понимала, что такой роман может продолжаться только небольшой период, что дальше мы разойдемся в разные стороны. Но он меня и погубил. Потому что больше я не смогла встретить человека, который так бы относился ко мне. Да, были мужья, любовники… Но такого, как Андрей — так красиво ухаживающего, так красиво живущего — больше в моей жизни не было…»

Я думаю, что это и привело к безумию некоторых актрис, которые думают, что они были единственными, к кому он так хорошо относился. Но Бог с ними! Я только хочу сказать, что Андрей — он не был святым. Он был абсолютно нормальным человеком. В высшей степени порядочным, образованным, необыкновенно щепетильный, очень честным. И иногда смешным…

Последний день

— В августе 1987 года Театр Сатиры был в Риге на гастролях. В это время случилось несчастье — умер актер театра Толя Папанов. И 11 августа, когда мы его похоронили здесь, в Москве, у них там по расписанию должен был идти «Ревизор», в котором играли Андрей и Толя. Андрей — Хлестакова, Толя — Городничего. И Андрей предложил директору в память о Толе сделать вечер. А 14 августа по расписанию — «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Было очень жарко — на улице под 30 градусов. Андрей не доиграл спектакль — за несколько минут до окончания ему стало плохо. Он вдруг стал говорить: «Голова, голова!» Шура Ширвиндт попросил дать занавес. В это время в Риге проходил международный конгресс нейрохирургов, и там были все светила медицины. Лариса Голубкина, жена Андрея, немедленно подняла всех на ноги и привезла в больницу к Андрею. Но все сказали: это такой случай, что ему никто не мог бы уже ничем помочь… Через полтора суток его не стало…

Покаяние

— Когда Андрей сыграл современного Гамлета — Холдена Колфилда в спектакле «Над пропастью во ржи» — я написал в рецензии, что он очень способный актер, что он уже сыграл много замечательных ролей, но вот Колфилда ему играть не нужно. Внутреннее «реле» должно было предупредить, что это не его роль, он актер другого амплуа… Да, я написал это. А потом, лет через двадцать — но главное, что при жизни Андрея — я публично покаялся, признал, что был неправ. И написал статью «Без амплуа». Потому что весь дальнейший путь в театре свидетельствовал о том, что Миронову доступно было абсолютно все. Он мог играть Хлестакова, Фигаро, но мог играть и Чацкого, и Жадова, и Лопахина — абсолютно разные роли. Я не видел ни одной неудачи. А я видел все, что он сыграл в театре и кино. Миронова иногда сравнивают по популярности, по признанию с Володей Высоцким — тоже гениальным человеком, тоже рано ушедшим. Но они абсолютно разные люди: Высоцкий был певцом протеста, Андрей — певцом надежды. Он говорил нам: «Ничего страшного, потерпите!» Все его творчество связано с этой темой. Да, он мечтал о Сирано Де Бержераке, которого не сыграл, о Гамлете — это все правда… Но он не жаловался, так как всегда был прочно занят в кино, на эстраде и театре. То ли интуиция, то ли сам Господь Бог подсказывали, что ему отпущен короткий век. И поэтому Андрей за свои 46 лет прожил как минимум 120 — столько он успел сделать для всех нас…

Мария Миронова рассказала о роли в фильме «Салют-7», о том, как обстоят дела с ее загородным домом и о том, что ей приносит счастье.

Мария Миронова сыграла в блокбастере «Салют-7» жену космонавта. Сама Мария посмотрела фильм на фестивале в Чите, где работала в жюри. «Очень хорошее кино получилось, и масштабное, и зрительское, про людей. И самое главное, что меня очень сильно удивило: получился настоящий патриотический фильм, хотя не было ни такой задачи, ни такого заказа

», отметила актриса.

Но режиссер Клим Шипенко рассказал историю о людях, которые просто честно делают свое дело. И в этом нет претензии на подвиг. Подвигом это называют уже потом. Наверное, это и есть патриотизм. В изначальной версии сценария были имена реальных людей, которые стали прототипами героев «Салюта-7»: Савиных, Джанибеков, Савицкая, потом эти фамилии изменили на вымышленные.

На премьере «Салют 7» в Кремле космонавт Виктор Савиных с супругой, Владимир Вдовиченков, Мария Миронова и Павел Деревянко

Миронова рассказала, как ей досталась эта роль. Актрисе позвонил ее агент Ольга Логинова: «У тебя есть предложение — «Салют-7». В сценарии две хорошие женские роли: Савицкая и жена Джанибекова. На какую ты хочешь попробоваться?

» Мария прочла сценарий и решила пробоваться на обе. Она сразу подружилась с Климом Шипенко и дружит до сих пор. «Ч
то касается моей героини — это история о любви, сила которой может вернуть откуда угодно, даже из космоса
», считает актриса.

Мария признается, что ей всегда хотелось пожить без суеты, на природе. И вот теперь у нее есть загородный дом. Пока актриса в загородный дом не переселилась. Зато, когда она куда-то улетает, в ее загородном доме живут ее три кошки.

«У меня очень хорошая домработница Валя, замечательный человек, которая с ними остается. Вот на днях буду уезжать и перед этим повезу кошек. Сама я вряд ли когда-нибудь смогу туда насовсем переехать. Я оказалась все-таки городским человеком. Лет пятнадцать назад у меня была мечта, и я не могла ее отпустить. Понимала, что рано или поздно ее одолею. Мне хотелось за город. Хотелось пожить без суеты, в плавном течении времени, на природе — я это все очень люблю. Но любая мечта — палка о двух концах

», призналась Мария.

«Конечно, меня все предупреждали, что дом — это не просто. Но в силу моего подхода «я подумаю об этом завтра» я не очень слушала дельные советы. Рассчитывала, что все легко решу и со всем разберусь. Теперь на протяжении минимум пяти-шести часов в сутки я работаю на этот дом. Я прораб и раб этого дома. Приезжаю туда только для финансирования и решения какой-то новой возникшей проблемы

», жалуется актриса.

«Сколько бы ты ролей ни сыграл, чего бы в жизни ни добился, я не верю, что это приносит счастье. Счастье — это внутреннее состояние, которое не зависит ни от чего…

», пришла к выводу Мария Миронова

Тем не менее, сейчас один за другим должны выйти несколько ее фильмов, и все хорошие. В ноябре покажут фильм «Сын», который до этого три года ждал проката. Выйдут сериалы «Садовое кольцо» и «Доктор Рихтер» — наш вариант «Доктора Хауса». Ну и, конечно, «Салют-7».

«Замечательные роли, о таких можно только мечтать. Но все равно работа не может принести счастья, только удовлетворение, которое длится не так долго… Даже когда я поняла, что сбылась моя мечта и у меня теперь есть загородный дом, эйфория была недолгой. Не реализация наших желаний приносит нам счастье, а только состояние открытости жизни. Это такое счастье без причины… Признак дурачины. Но именно оно — самое прекрасное

…», заключает Мария.

Петроградская сторона — Париж в миниатюре. Ее интенсивная застройка началась в 1890-х гг., после того как Эйфель-старший (папа знаменитой башни) победил в конкурсе на лучший проект стационарного моста, призванного соединить остров с материком. Буквально за два десятилетия из городского придатка-постскриптума (P.S.) Петроградская сторона (П.С.) превратилась в мини-город, который облюбовали Петербург, состоятельная богема, приверженцы Бахуса (а впоследствии — партийные руководители, народные артисты и новые буржуа).

Каменноостровский — первый проспект, нарушивший державную идею «строгого, стройного вида». Он явился, как безответственный хлыщ, сотворенный лучшими архитекторами северного югенд-стиля, такими как Лидваль, Щуко, Шауб, Гоген, Белогруд. Изменился не только фасад, но и внутреннее убранство дома. Внизу устраиваются механические прачечные, подводится паровое отопление, «кишечник» коридоров промыт и заменен светлыми холлами. Общей тенденцией становится социальная однородность, стремление к оптимальному внутреннему устройству. Отныне типичный дом состоит из 30-70 квартир — удобное число для создания кондоминиума. В «новом» доме апартаменты становятся равноценными по всем этажам. Внутри зданий проектируются подходящие для парковки дворы. Еще в первой половине ХIХ века в «среднем течении» нынешнего Каменноостровского проспекта была запланирована площадь (сейчас названная именем Льва Толстого), но пока здесь перманентно располагаются полковые казармы, слободские домишки; поблизости находятся огороды «мучных королей» братьев Башкировых.

Только в 1909-10 году, вдоль продолженного до реки Карповки Большого проспекта, а также Петропавловской улицы, которая замкнула кольцо трамвайных путей, началась застройка. Пространство преображалось более чем на десяти участках одновременно.

Получив в 1908 году специальное разрешение Государственной Думы, Карл Иванович Розенштейн приступил к строительству двух домов для себя по своим же проектам. Деньги Розенштейн брал у крупных банкиров, которые понимали, что будущий архитектор доходных домов сумеет вернуть их с процентами. Выходец из Одессы, выпускник Петербургского института гражданских инженеров, разработчик морских приборов, преподаватель физики и механики, проектировщик и просто замечательный человек, Карл Иванович за два года смоделировал основу будущего ансамбля… (Много лет спустя, в день, когда газеты опубликуют сообщение о прорыве блокады, документалисты сфотографируют на Невском пожилого ленинградца, с радостным волнением читающего газету. Им окажется Розенштейн.) Уже завершилось возведение стен, когда он предложил художнику-архитектору Андрею Ивановичу Белогруду (1875-1933) переделать фасады обоих домов. В это время Белогруд работал в фирме Е. И. Гонцкевича, увлекаясь неоклассицизмом, неоготикой и модерном, и к моменту предложения изменить ансамбль домов, начатых Розенштейном, только-только завершил строительство собственного дома (Каменноостровский, 112), где жил до своей смерти.

Первый дом, к которому приступил Белогруд, в современной напоминает архитектуру флорентийских зданий, что не характерно для Петербурга. Иногда его называют «домом с фигурами». Дом отличается богатым художественным оформлением помещений: красивая лепка, изящные камины, входные двери отделаны под красное дерево. Что касается лестничной клетки парадного входа, то узость участка не позволяла расположить ее в традиционном прямоугольнике. Тогда архитектор спроектировал ее в виде эллипса. Очевидцы вспоминают, что беломраморный пол лестницы отлично сочетался с ультрамарином криволинейных стен. На площадках висели алебастровые светильники в виде тарелок, а покрытые белым рояльным лаком изогнутые перила держались на черных давленого железа фигурных балясинах. Отделка квартир была тщательна продумана. Так вход в гостиную был оформлен парными колоннами ионического ордера. По углам плафона были медальоны с изображениями Дня, Ночи, Утра и Вечера.

Дом №77 имеет уникальные перекрытия из цельных двутавровых балок длиной от уличного до дворового фасада — именно за счет этой конструкции дом уцелел, когда в блокадном 1942 перед ним упали две фугасные бомбы. (Воронка, образовавшаяся в результате взрыва, «покрыла» всю ширину Большого проспекта.) Все коммуникации скрыты: электрические провода в медных трубах, водопроводные и вентиляционные каналы, трубы парового отопления — все находится в толще стен. Для облицовки фасада этого дома (выше третьего этажа) впервые в России был использован шлакобетон — фактура и рустовка создают ощущение каменных блоков. Кроме того, шлакобетон плохо проводит тепло, и благодаря толстым кирпичным стенам и шлакобетонной облицовке в доме тепло зимой и всегда прохладно в летнюю жару. Перспектива жилого дома (пл. Л.Толстого, 35а). Во время работы над «домом с фигурами» Белогруду посчастливилось ненадолго съездить в Италию. Свежие впечатления от поездки, а также многолетнее изучение британского зодчества дали ему тот необычайный творческий взлет фантазии, который помог воплотить проект «дома с башнями» (№35а/75). Перед архитектором стояла сложная эстетико-математическая задача. В «наследство» от Розенштейна ему перешел несколько аморфный остов здания, по углам которого на площадь были вынесены бельведеры — к тому времени уже «недопустимо традиционные». Кроме того, в объем здания было включено громоздкое четырехэтажное строение, чуждое всей картине в целом. Таким образом, предстояло создать исключительный, резко выделяющийся дом, который должен был отличаться особенной броскостью, выгодной для эксплуатации его как дома доходного.

Если Розенштейн увлекался новейшими технологиями, то Белогруд — средневековьем. Его облик — это плащ, кожаные краги и неизменная фетровая шляпа с полуопущенными полями. Его Италия — это замок святого ангела, Палаццо веккио и площадь святого Марка, а не Виктор-Эммануил на коне и его окружение, воплощающее дурновкусие и пошлость упадочной архитектуры Италии. Белогруд решил не прибегать к паллиативным мероприятиям. Банальные бельведеры превратились в полнозвучные башни — увлеченный средневековыми мотивами, архитектор сумел создать совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Maxstoke в английском графстве Warwickshire. Будучи симметричными и шестигранными, они вздымаются выше основного массива здания и ежесекундно приковывают к себе тысячи взглядов — ведь прохожие, следующие по Большому проспекту, просто не в силах смотреть куда-либо еще, кроме как на этот чудный замок, увенчивающий проспект! В одной из башенок суждено было «закрепоститься» биллиардной, во второй — кабинету владелицы верхней квартиры. Большое внимание архитектор уделил прорисовке деталей здания, в особенности — орнаментике балконов, стрельчатых арок и окон. Очертания оконных проемов различны: это и циркульные, и круглые, прямоугольные, и двойные полуциркульные, разделенные тонкими ордерными колоннами… Эффект фасадов подчеркнут их окраской в цвет песчаника для стен и в коричневый — для деталей.

Любовь, с которой автор относился к постройке, проявлялась в каждом клочке бумаги, относящемуся к проекту — множество исчерченных карандашом фотографий, сделанных с каркаса здания… «Архитектор построенного эскиза», — так называли Белогруда современники. И действительно, поскольку строительство осуществляли сам владелец дома и его единомышленник, здание возводилось сверхпрочным, с повышенным уровнем инженерного оснащения, и оказалось живописнее во сто крат. Правда, не все современники на «ура» приняли подобный art nouveau. Г. К. Лукомский пишет в своей книге «Современный Петербург — 1900-1915»: «Мы видим, что по проекту одного и того же способного и культурного зодчего строятся неподалеку друг от друга (на углу Большого и Каменноостровского проспектов) два рядом стоящих здания — в разных стилях, без соответствия в отношении гармонии масс — нет элементарного для любого «европейского» города правила».

Так или иначе, основная ценность работы Белогруда — в стремлении уйти от точного копирования образцов прошлого, от рутинерского, казенного отношения к архитектурному творчеству. Кроме того, следует помнить, что представленный ансамбль — практически единственная крупная работа архитектора (есть еще несколько построек на Петроградской стороне, в том числе неоднозначный «Спортинг-палас»).

Дом, обращенный фасадом на площадь Льва Толстого, имеет боковые фасады: на ул. Л. Толстого (д. №2) — был неудачно закончен в 1936 году и на Большой проспект (д.№75). Первый этаж высокий, имеет стрельчатые витрины. До революции в нижнем этаже здания размещалось управление городских железных дорог; с 1921 года — кинотеатр «Элит». Его интерьер был также выдержан в средневековом духе: с двух сторон от экрана стояли рыцари в латах и доспехах. Интимность небольшому партеру — и ложе в конце ее — придавали черные бархатные портьеры, расшитые золотом. В оркестровой яме стоял рояль, на которой тапер аккомпанировал волнующим мелодрамам начала века. Далее место на первом этаже последовательно занимали кинотеатры «Конкурент», «Резец» и, наконец, с 1930 — «АРС» (небольшой, на 248 мест и входом с улицы Л. Толстого) — закрыт в 1972 году. В 50-х гг. как памятник архитектуры дом взят под государственную охрану. В 1978 году первый этаж капитально переделан под театральное помещение.

Нынче же в здании размещается блистательный театр «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, где проводятся прекрасные спектакли, выдержанные в лучших традициях рафинированного искусства. Интерьерам театра можно посвятить отдельную статью. Своеобразным символом театра стал висящий ребром вниз кубик для игры в кости, с которого вот-вот соскользнёт бархатная капелька крови…

Биография[ | ]

Мария Миронова родилась 25 декабря 1910 (7 января) 1911 года в Москве[1], в семье школьной учительницы Елизаветы Ивановны (ок. 1875—1937) и товароведа Владимира Николаевича Мироновых (ок. 1878—1937). Отец происходил из небогатых мещан. Родители матери, Иван и Марья Фирсовы, были родом из деревни Старое Берёзово Тамбовской губернии[3].

В 1927 году Миронова окончила Театральный техникум им. А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС) и была зачислена в труппу МХАТ 2-го, где выступала до 1931 года. В 1928 году впервые вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов как эстрадная актриса с рассказами Чехова.

В 1932—1936 годах являлась актрисой Московского мюзик-холла. Параллельно играла в Московском театре оперетты и Московском театре транспорта (ныне Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя).

В 1934 году дебютировала в кино в драме Константина Эггерта «Настенька Устинова». Однако известность ей принесла роль секретаря бюрократа Бывалова в комедии Григория Александрова «Волга-Волга» (1938).

С 1938 по 1946 годы служила в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). Во время войны выступала в актёрских фронтовых бригадах. В 1947 году недолгое время играла в Камерном театре под руководством А. Таирова.

С 1948 года работала в дуэте со своим мужем, эстрадным актёром Александром Менакером. В 1952 года он официально оформился в театр двух актёров, известный как «Миронова и Менакер». С 1954 года и вплоть до смерти Менакера они выступали в Московском театре эстрады.

За долгие годы работы на эстраде Миронова создала множество комедийных и остро сатирических образов в спектаклях «Говорящие письма», «Вы их узнаете», «Дела семейные» (1954), «Кляксы» (1959), «Мужчина и женщины» (1971), «Номер в отеле» (1976), «Волки в городе» (1964) Льва Шейнина. Также исполняла монологи, которые писали для неё Аркадий Арканов, Григорий Горин, Семён Альтов, Александр Володарский, Марьян Беленький и другие. В разное время сотрудничала с «Москонцертом».

В коллекции радиофонда хранится более ста записей эстрадных миниатюр, интермедий, спектаклей с участием актрисы, в том числе таких авторов как Михаил Зощенко, Михаил Ардов, Леонид Ленч, Владимир Поляков, Борис Ласкин, Владимир Дыховичный и Морис Слободской[4].

В 1984 году вышла книга «…В своём репертуаре», написанная Мироновой в соавторстве с мужем, который ушёл из жизни за два года этого.

С 1990 года Миронова являлась актрисой Московского театра Табакова. В 1995 году состоялся её бенефис в театре «Школа современной пьесы». В последний раз актриса вышла на сцену в спектакле «Уходил старик от старухи» Семёна Злотникова.

Мария Миронова скончалась 13 ноября 1997 года в Центральной клинической больнице Москвы в результате инфаркта[5]. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с сыном[6].

Мария Владимировна Миронова. Биографическая справка

Окончив весной 1927 г. театральный техникум, Мария устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты, где некоторое время танцевала в кордебалете.

Осенью 1927г. она дебютировала во второй студии при Московском Художественном Театре (МХАТе), сыграв несколько ролей (Фаню в спектакле «Хижина дяди Тома»(1929), Марусю в спектакле «Дело чести»(1932) и проявив себя яркой острохарактерной актрисой. В этом театре Миронова работала до 1932 г., затем перешла в труппу Московского государственного театра мюзик-холл, где сразу же заняла ведущее положение. Исполняла центральные роли в спектаклях «Как 14-я дивизия в рай шла» (1932), «Артисты варьете»(1933), «Под куполом цирка» (1934), «Святыни брака» (1935) и др.

В 1936 г., после закрытия мюзик-холла, Миронова некоторое время работала в Центральном театре транспорта (теперь Театр им. Н. В. Гоголя). В конце 1938 г. она перешла в только что организованный Государственный театр эстрады и миниатюр, с которым сотрудничала почти десять лет, вплоть до его ликвидации в 1947 г. Здесь Миронова сразу же заняла одно из самых заметных мест, она была занята во всех спектаклях театра: «Месть Калиостро», «У актерского подъезда», «Заместитель», «Дохлые души», «Роковая ошибка», «Тщетная предосторожность», «Без двенадцати двенадцать», «Курортное обозрение» и др.

С 1928 г. параллельно с работой в театре, Мария Миронова выступала на эстраде с чтением рассказов Антона Чехова, а позже — с монологами собственного сочинения «Телефонные разговоры», которые актриса вела от имени «некой Капы», затем она говорила по телефону в образах Дуси, Клавы, Марочки и других персонажей (позже эти монологи для нее сочиняли профессиональные авторы).

В 1939 г. миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В том же году Мария Владимировна познакомилась с известным ленинградским артистом эстрады Александром Менакером, с которым сыграла первый эстрадный скетч, а в 1940 г. стала его женой.

8 марта 1941 г. у них родился сын Андрей. Всю войну Мария Миронова работала во фронтовых бригадах.

В 1952 г. Менакер и Миронова создали Театр двух актеров, который просуществовал на сцене более тридцати лет (до смерти Александра Менакера в 1982 г.). Вместе они сделали девять спектаклей, из которых наиболее известные — «Дела семейные», «Кляксы», «Мужчина и женщины», «Номер в отеле», «12 разгневанных женщин», «Волки в городе», «Семь жен Синей Бороды» и др. В 1938 г. Мария Миронова дебютировала в кино, в фильме Григория Александрова «Волга-Волга», затем снялась в фильме «Преступление и наказание» (1940), в комедиях «Запасной игрок» (1954), «Мы с вами где-то встречались» (1954).

В кино Миронова снималась мало, и то, как правило, в ролях второго плана. В конце 1950-х гг. она снялась в фильмах «В один прекрасный день» (1955), «Драгоценный подарок» (1956), «Шофер поневоле» (1958).

В 1960-х гг. снялась в киноальманахе «Совершенно серьезно» (1960), в фильмах «Короткие истории» (1963), «Старый знакомый» (1969), «Похищение» (1969); в конце 1970-х — начале 1980-х гг. — «Какая у вас улыбка» (1974), «Почти смешная история» (1977), «По данным уголовного розыска» (1979), «Жиголо и Жиголетта» (1980), «Назначение» (1980), «Марица» (1985).

В 1991 г. он сыграла свою последнюю роль в кино — в фильме «Казус импровизус».

В 1982 г. сыграла в телеспектакле «Понедельник — день тяжелый» по мотивам комедии Валентина Катаева «Понедельник» в постановке Александра Белинского.

В том же году после четвертого инфаркта умер муж Марии Мироновой, ее партнер по сцене Александр Менакер. А в 1987 г. скончался их сын, известный актер театра и кино, любимец зрителей Андрей Миронов, после чего Мария Владимировна какое-то время отказывалась работать. Только в 1989 г. по приглашению Олега Табакова актриса вернулась на театральную сцену, сыграв ведущие роли в спектаклях Московского театра-студии Олега Табакова «Учитель русского» Буравского и «Норд-Ост» Богдановича.

Для последнего спектакля актриса сама написала монолог «Обращение к Богу». Она также играла в спектакле Московского театра «Современник» «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина.

В 1994 г. Мария Миронова перешла в труппу театра «Школа современной пьесы», на сцене которого с большим успехом выступила в спектакле «Уходил старик от старухи» по пьесе Семена Злотникова в постановке режиссера Иосифа Райхельгауза, где ее партнером был Михаил Глузский. Это была последняя театральная работа Марии Владимировны. В 1995 г. в театре «Школа современной пьесы» состоялся ее бенефис.

Помимо актерской деятельности, Мария Миронова занималась и общественной деятельностью. Она была председателем общественного совета Центрального дома актера имени А.А.Яблочкиной, часто выступала в печати, на радио и телевидении.

В 1956 г. она была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР, в 1978 г. — Народной артистки РСФСР, в 1991 г. стала Народной артисткой СССР.

До встречи с Александром Менакером Мария Владимировна была замужем. Первый ее муж — известный оператор-документалист Михаил Слуцкий, с которым она развелась после встречи с Менакером, был арестован как «враг народа». Однако она не оставила его в беде и носила передачи в тюрьму.

Мария Миронова скончалась в ночь на 13 ноября 1997 г. в Центральной клинической больнице Москвы. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой сына — актера Андрея Миронова.

Еще при жизни Мария Владимировна передала свою уникальную коллекцию русского фарфора в Музей декоративно-прикладного искусства, а собственную квартиру и все, что в ней находится, завещала Центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина с целью организации в ней мемориальной квартиры семьи трех актеров. Ее последняя воля была исполнена. В 1999 г. в Москве (Малый Васильевский, дом № 7) открылся музей-квартира знаменитой актерской семьи Мироновых — Менакера.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: