Посещение Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына


Музей в МосквеМузей русского зарубежья

В Международный женский день 8 марта мне посчастливилось побывать на концерте солистов Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского «Приношение Моцарту». Концерт проходил на сцене Дома русского зарубежья, в программе прозвучали отрывки из опер «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Милосердие Тита». Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына — научно-культурный центр музейного типа по сохранению, изучению и популяризации истории и современной жизни русского зарубежья. Сейчас там как раз проходит небольшая выставка, посвященная столетию со дня рождения Александра Исаевича, приглашенные на концерт имели возможность с нею ознакомиться. В концерте приняли участие: Мария Патрушева, Злата Рубинова, Ольга Бурмистрова, Азамат Цалити, Тамара Касумова. Концертмейстер — Анастасия Зонова. Ведущая концерта – Наталья Сурнина. Как справедливо отметила ведущая Наталья Сурнина, хотя главными героями опер Моцарта и являются мужчины, тем не менее оперы эти – в первую очередь о любви, а значит, они очень уместны в женский праздник. И солистам театра в полной мере удалось создать в этот день праздник для всех присутствующих. Я не знаток оперы, последний раз слушала её живьём лет двадцать назад, но всё же хочу отметить прекрасные голоса и артистичность всех пятерых певцов. И еще не может не радовать то, что теперь оперные певцы следят не только за своим голосом, но и за физической формой. Помню, в подростковом возрасте ходила на оперу «Евгений Онегин» и была очень разочарована тем, что Евгения и Татьяну тогда представляли артисты весьма почтенного возраста и чрезвычайно дородной комплекции. Мне, ребёнку, это довольно сильно помешало нормально воспринимать сюжет. Тем радостнее теперь было видеть молодых и стройных солистов театра им. Б.А. Покровского. Причём в ходе концерта, который проходил без антракта, все участники еще успели несколько раз переодеться, так что зрители имели возможность не только наслаждаться прекрасными голосами, но и полюбоваться на красивые костюмы. А в сцене из «Волшебной флейты» Тамара Касумова и Азамат Цалити не только спели, а даже сплясали! Очень рада, что догадалась взять с собой на концерт фотоаппарат, так что могу показать в своём блоге фотографии. А послушать солистов театра им. Б.А. Покровского вам придётся уже самим, придя как-нибудь в театр. Благо, билеты в этом театре много дешевле, чем в Большом театре, а значит, любой желающий может себе позволить его посетить.

Новости

В Доме русского зарубежья имени Солженицына открылся музей, экспозиция которого посвящена истории и культурному наследию русской эмиграции. В его собрании 250 тысяч предметов, переданных в дар семьями эмигрантов. Более тысячи раритетов представлено на выставке. Приветствие участникам и гостям торжественной церемонии открытия музея направил Владимир Путин.

Этого события в Доме русского зарубежья ждали больше четверти века. Десятки тысяч артефактов ютились на небольшой площади, и теперь, когда музей открылся, вообще не понятно, как можно было без него. Два этажа постоянной экспозиции одним из первых увидел министр иностранных дел Сергей Лавров. «Создателями музея была проделана огромная и кропотливая работа по возврату культурно-исторических ценностей, связанных с летописью эмиграции. Соотечественниками переданы бесценные предметы, живые свидетельства ушедших эпох. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех дарителей», — сказал он.

«Все те 20 лет, что мы с Александром Исаевичем жили в изгнании, его не оставляла мечта дожить до того времени, когда две ветви русской культуры смогут соединиться. Потому что цвет ее, к счастью, конечно, не вся она, но замечательные представители русской культуры, науки, литературы, были отторгнуты», — отметил президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.

Дом русского зарубежья начинался в 90-м году, когда Виктор Москвин и Никита Струве создали небольшое издательство и начали возвращать литературу русской эмиграции. В зале, который назвали «В послании», куртка Владимира Набокова, портфель Ивана Шмелёва, а в этом пальто Александр Солженицын был выслан из СССР в 74-м. «Постепенно-постепенно собралась большая коллекция в четверть миллиона единиц хранения», — сказал директор Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Виктор Москвин.

Для Андрея Мусина-Пушкина — потомка крупнейшего дворянского рода — это особый день: он передал в Россию из Франции самое дорогое — свои детские воспоминания: семейные портреты и то, что хранили несколько поколений. Лица русского города — это десятки портретов эмигрантов первой волны. С одной стороны изображения, сделанные в Российской империи, с другой — уже в эмиграции. Вот, например, Иван Эрдели — генерал, участник Первой мировой войны, видный деятель белого движения, во Франции работал шофером. Вот он со своей машиной. А это императрица Мария Федоровна, мать Николая Второго, в 1919 году была эвакуирована в Великобританию.

В экспозиции есть и ее траурная шаль, которую Мария Федоровна носила, когда стала вдовой. Здесь же кусочек пледа, которым укрывался царевич Алексей. Вторую часть экспозиции назвали «В изгнании». На карте темно-коричневым отмечены места, где русских было больше всего. Первым делом, эмигранты стремились строить православные церкви и школы. «Соколы», «Скауты», «Витязи»- в школах были очень сильные патриотические молодежные организации. Военные эмигранты стремились сохранить воспоминания и историю. Вот, например, подробная схема боевого применения военной авиации в Первую мировую.

Андрей Кручинин, заведующий отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья: «Один из самых редких экспонатов Музея русского зарубежья это, может быть, единственный в мире сохранившийся подлинный экземпляр дореволюционного флага старой русской авиации».

Потомки балетмейстера Сержа Лифаря передали музею восковую посмертную маску Федора Шаляпина. В этих лабиринтах немало неожиданностей: вот, например, подвеска люстры из Зимнего дворца. Считается, что она откололась при выстреле «Авроры», а частицу сохранил неизвестный юнкер. Сегодня русские населяют около ста стран в мире. И наследие предков, часто выдающихся, до сих пор продолжает возвращаться в Россию. Для хранения этих ценностей теперь есть Музей русского зарубежья.

Юлия Кундрюкова

Новости культуры

Новости культуры

Музей-квартира А.И.Солженицына


Обзор экспозиции «Музея-квартиры А.И.Солженицына»
(Москва, ул. Тверская, д. 12 стр.8, подъезд 14, кв. №173)
Музей-квартира А.И.Солженицына располагается в двух помещениях жилого дома № 12, строение 8, подъезд 14 по Тверской улице: в собственно мемориальной квартире № 169 (1-й этаж) и в квартире № 173 (3-й этаж). В квартире № 173 находится административная часть: входная зона, гардероб, зона обслуживания посетителей (кассовый аппарат, сувенирная продукция, продажа книг), зал лектория, видео-показов и творческих вечеров, библиотека (она же конференц-зал), кабинеты сотрудников. Проход из административной части к началу осмотра мемориальной квартиры осуществляется по черной лестнице.

Экспозиция организована в шести разделах:

«Кухня»

Войдя в мемориальную квартиру, посетитель сразу погружается в неповторимую атмосферу жизни интеллигенции 1970-х годов, средоточием которой была кухня. Обстановка кухни Солженицыных восстанавливается с помощью типологических предметов (мебель, посуда, кухонные принадлежности), но главный акцент делается на оригинальные экспонаты: радиоприемник, по которому Солженицыны на этой кухне узнали о выходе в Париже первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», ставшего причиной ареста и высылки автора из СССР; рукопись и машинописные копии воззвания «Жить не по лжи!», запущенного в самиздат 12 февраля 1974 года, в день ареста Солженицына, и др.

Зал «Нобелиана»

Экспозиция самой большой комнаты в квартире посвящена творческому пути Солженицына, со времени тайного писательства в годы заключения и до получения регалий лауреата Нобелевской премии (1948–1974). В первой витрине выставлена подлинная телогрейка Солженицына с нашивками номеров экибастузского особого лагеря и нобелевский фрак. В экспозиции также представлены оригинальные предметы: лагерный блокнот и четки, которые помогали Солженицыну сочинять устно в лагере (начало 1950-х годов), номера журналов «Новый мир» с первыми публикациями Солженицына в СССР (1962–1966), мировые издания до 1970 года, регалии лауреата — Нобелевская медаль и диплом. Ряд экспонатов посвящен сюжету несостоявшейся в этой квартире в апреле 1972 года нобелевской церемонии: в витринах размещены фрагменты переписки Солженицына с Нобелевским комитетом; самодельные пригласительные билеты на церемонию; сервиз, купленный специально для этой церемонии (советские власти не дали визу секретарю Шведской академии, церемония не состоялась, сервиз до нынешнего юбилейного года стоял в нераспечатанной коробке).

«Арест»

Прихожая мемориальной квартиры представляет состоявшийся в ней 12 февраля 1974 года арест Солженицына, за которым последовала высылка писателя из страны. Ввиду отсутствия мемориальных предметов, сюжет раскрывается дизайнерскими средствами (инсталляцией).

«Работа над “Красном Колесом”»

В комнате восстановлен кабинет писателя времени работы над исторической эпопеей «Красное Колесо» (1970–1990-е). Все экспонаты оригинальные: рабочий стол Солженицына, предметы на столе, пишущая машинка, аппарат для просмотра микрофильмов, наборно-верстальная машина IBM Composer, на которой Н.Д.Солженицына набрала и сверстала 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В специальных витринах представлена творческая работа писателя: конверты картотеки «Красного Колеса», библиография, промежуточные редакции эпопеи.

«Фотолаборатория»

Маленькая комната, оформленная в виде фотолаборатории 1970-х лет, посвящена рассказу о тайной работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» и невидимых помощниках Солженицына в этой работе. В комнате представлены: рукопись и машинопись промежуточных редакций «Архипелага», пишущая машинка Е.Ц.Чуковской, на которой были сделаны перепечатки, образцы самиздата, книги, ходившие в СССР (например, ксерокопия парижского издания в коробке из-под вафельного торта). В комнате реконструирован процесс фотокопирования текста: показана работа фотоувеличителя, процесс сушки пленки. «Невидимки» представлены галереей портретов в формате лайт-бокс.

«Кабинет А.И.Солженицына 1990-х годов»

В комнате полностью сохраняется мемориальная обстановка: рабочий стол А.И.Солженицына, книжные шкафы с мировыми изданиями его произведений. Экспозиция будет дополнена мемориальными предметами, сопровождавшими писателя при возвращении на Родину, в долгой поездке из Владивостока в Москву в 1994 году: полевая сумка, дорожные блокнотики, пенал с письменными принадлежностями, бинокль, карты маршрута возвращения с рукописными пометами Солженицына. Предусмотрены две мультимедийные витрины с рассказом о деятельности Русского благотворительного фонда Александра Солженицына, представительство которого располагалось в стенах квартиры с 1992 по 2020 год, а также о Литературной премии Александра Солженицына, присуждение которой происходит ежегодно с 1998 года (заседания жюри также проходили в этих стенах).

Фото Германа Лепёхина

Музей-квартира работает со среды по воскресенье.

Выходные дни

— понедельник, вторник.

Последняя пятница месяца — санитарный день.

Третье воскресенье месяца — бесплатное посещение.

Посещение экспозиции Музея-квартиры Александра Солженицына осуществляется только в рамках экскурсионного обслуживания.

Начало экскурсий в среду, пятницу, субботу и воскресенье

— в 13:00, 15:00 и 17:00.

Начало экскурсий в четверг

— в 15:00, 17:00, 19:00.

Предварительная запись по телефону:

+7

Экскурсионная группа
— не более 6 человек.
Цена экскурсионного обслуживания включена в цену входного билета и составляет 200 рублей (для льготных категорий — 100 рублей или бесплатно).

Продажа билетов на экскурсии на сайте

.

Экскурсионное обслуживание льготных категорий посетителей по предварительной записи по телефону.

ВХОД НА ЭКСПОЗИЦИЮ ТОЛЬКО В МАСКЕ!

Музей-квартира Александра Солженицына принимает участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Подробности — на сайте олимпиады.

Письма из эмиграции

Библиотека-фонд «Русское зарубежье» преобразована в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Об этом сообщил Юрий Лужков, который побывал во время традиционного объезда по городу здесь, на Нижней Радищевской, 2.

Мэр заметил, что теперь это не только библиотека, но и научно-исследовательский центр, и архив-музей, в котором собирается «культурный потенциал русского зарубежья, все богатство мысли русской эмиграции ХХ века». Поэтому принято решение расширить площади этого единственного в России комплекса по работе с соотечественниками, живущими на разных континентах. К семи тысячам квадратных метров библиотечных площадей добавят еще четыре тысячи. Будут также построены мощное подземное фондохранилище, выставочные залы, расширен читальный зал.

Руководитель Русского общественного фонда Солженицына, вдова писателя Наталья Дмитриевна выразила признательность Юрию Лужкову.

-Дело, которое Александр Исаевич начал более 30 лет назад, продолжается и после его смерти, — сказала она. — В свое время сокровища, которые мы привезли, не приняла Ленинская библиотека, но уже тогда мэр Москвы дал кров нашему собранию. Александр Исаевич до последнего дня был благодарен ему за это…

Библиотека создана в 1995 году Фондом Солженицына и парижским русским издательством ИМКА-Пресс при поддержке правительства Москвы. Она занимала небольшое помещение здесь же на Радищевской, в старом доме. В сентябре 2000 года торжественно открыли новое светлое здание, удачно вписавшееся в пейзаж Таганки с силуэтами древних церквей. Считалось, что это здание построено с запасом, в нем было предусмотрено свободное пространство для новых поступлений. Но развитие «Русского зарубежья» пошло быстрее, чем предполагали.

Виктор Москвин, директор библиотеки, рассказал корреспонденту «РГ»:

— В 2000 году у нас было 50 тысяч экземпляров книг и периодики, а сейчас — около 75 тысяч. Сюда приходят русскоязычные издания из Европы, Америки, Израиля. Еще быстрее, чем книжный фонд, растут архив и музейный фонд, где насчитывается более 100 тысяч единиц хранения. Очень много приходит архивных документов, исторических реликвий, картин, скульптур, орденов, медалей. Наши соотечественники, живущие за рубежом, почувствовали, что у них есть свой дом, заветное место в Москве и присылают сюда то, что осталось от родителей и дедов. Приезжают к нам и сами даже из таких далеких стран, как Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, привозят раритеты и мемуары, которые их призвал писать Солженицын. Без наследия эмиграции духовный образ России ХХ века невозможно представить во всей полноте и объективности.

Из последних поступлений директор особенно отметил интереснейший архив Рябушинских. Старейший русский кадет Владимир Корбе, которому 99 лет, прислал из Калифорнии жалованные грамоты Петра и Екатерины его семье. Поступило более 600 писем генерала Деникина. «Вообще рукописный фонд богат и чрезвычайно интересен, — рассказывает Москвин. — У нас хранятся рукописи Бердяева, Цветаевой, Мережковского, Зайцева, авиаконструктора Сикорского, политических деятелей Милюкова и Родзянко, переписка великого князя Николая Николаевича с Черчиллем…»

— После ввода второй очереди мы сможем сделать читальный зал трансформируемым, — мечтает директор, — вместо 187 мест будет 340. На двух создаваемых этажах выставочных залов устроим постоянную музейную экспозицию, где наряду с историческими реликвиями разместим произведения искусства. У нас, например, есть фрески, снятые со стен церкви Иоанна Воина, построенной эмигрантами первой волны под Парижем, а также рисунки Шаляпина, поздравительные открытки Бенуа. Как говорится, есть что показать. Сможем и улучшить условия для приема приезжающих соотечественников, с которыми мы проводим чуть не ежедневно встречи. Продолжим развитие издательской деятельности, работы киностудии и отдела международного и межрегионального сотрудничества. А еще благоустроим наш сквер, устроив в нем летнюю эстраду и небольшую часовенку.

Как видим, «Русское зарубежье» уже сегодня больше, чем библиотека, и своей многогранной деятельностью вполне отвечает новому названию. Справедливо присвоено дому и имя Солженицына, поскольку Александр Исаевич внес самый большой вклад в его создание.

Строительные работы не остановят жизни Дома на Таганке. Выставки, конференции, встречи будут продолжаться. 7 октября здесь откроется 2-й международный кинофестиваль «Русское зарубежье», в котором примут участие кинематографисты многих стран.

Великий писатель

«В Москве я не за рубежом»

Господи, сколько же лет не был я в Киеве! С августа 2012-го. Почти восемь! Город был цветущим, вальяжным. Сейчас, если насмотреться В. Соловьёва и компании, можно представить, что осталась бледная тень былого. Пытается верховодить мятущийся Зеленский, который боится нациков, Авакова, оглядывается на бывших президентов и управляется американцами. Остальной народ забился в свои норки, как-то выживает, упорно зубрит мову и боится «русской агрессии». Дебилизм сверху донизу!

Во многом, похоже, всё так. Но по переписке со старыми друзьями и коллегами, с которыми знаком по журналистской молодости в Киеве, знаю и о другом. Есть молчаливое духовное сопротивление ломанию через колено, и это обязательно даст о себе знать. Есть покинувшие страну из-за преследований и теперь упорно работающие издалека на то, чтобы она вконец не сгинула. Есть люди на самой Украине, которые делают дело, не сильно оглядываясь на дуболомство властей и не страшась репрессий.

Благодаря дружбе с укра­инским академиком, историком и археологом Петром Петровичем Толочко я был вовремя извещён о мероприятии в Доме русского зарубежья (ДРЗ) на Таганке. Минуя кордоны, в Москву приехали, причём, с книгами, киевский поэт и издатель Дмитрий Бураго и днепропетровский поэт и переводчик Семён Заславский (вообще-то город, как известно, тупо переименован в Днепр).

Директор ДРЗ Виктор Москвин в своём представлении особо отметил: благодаря этим двум людям возобновляется российско-украинское сотрудничество в литературной сфере. Это, может, преувеличение. Но – небольшое. Ведь порушено очень многое.

Гости назвали программу «Русская поэзия Украины», хотя антология, которую они привезли, называется «Русский стих Украины. Век XXI. Начало». В аллегорическом смысле – да, начало, после тяжкого перерыва. Под одной обложкой – несколько десятков имён. Кто-то ушёл из жизни, кто-то продолжает творить. Есть те, кого у нас знают, например Ирина Евса или Владимир Пучков, но больше пока малоизвестных нам. В конце сборника каждый поэт, пусть коротко, но представлен. В качестве эпиграфа к антологии взяты давние строки Бориса Чичибабина:

С Украиной в крови я живу на земле Украины,

И, хоть русским зовусь, потому что по-русски пишу,

На лугах доброты, что её тополями хранимы,

Место есть моему шалашу.

Как пронзительно, ёмко! И хоть «луга доброты» поредели, но наверняка ещё зацветут. В это верят оба героя вечера. Переводчик на русский Шекспира, грузинских поэтов, например Табидзе, Семён Заславский убеждён, что «наши культуры и языки навсегда связаны исторически, начиная хотя бы с общего церковнославянского языка».

На вечере также представили спецвыпуск журнала «Collegium» (основан в 1992-м), посвящённый столетию встречи в Киеве Осипа Мандельштама и его будущей жены Надежды Хазиной, литературно-художественное издание «Соты», поэтическую библиотеку «Киевское время» (вышло более 20 книг на русском языке). Московские исполнители и сам автор прочли стихи Дмитрия Бураго из сборника «Московский мост», который вышел недавно. Вот строфа из одноимённого стихотворения:

На цыпочках рассвет тянулся к окнам.

Катился мост над кудрями Днепра.

Казалось, целый мир из неба соткан,

И целый город в рот воды набрал.

Жил мальчик у Московского моста.

Сейчас он переименован в Северный. Но память нелегко стереть…

После вечера за столиком в кафе ДРЗ я спросил Дмитрия, каким он видит будущее взаимодействие деятелей культуры России и Украины. Он удивился вопросу. Отвечал подробно, убедительно. Смысл: разделение искусственное, мы глубоко переплетены, у нас одна корневая система. В конце сказал: «В Москве я не за рубежом…»

Чувствовал бы я себя сейчас в Киеве как дома? Не знаю. Хотя есть Толочко, Бураго, есть много других…

В Рязани «дом Салтыкова-Щедрина» сделают «домом Солженицына»

Вдова писателя, президент фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына сообщила о готовящемся к открытию в Рязани музее Солженицына как о самом крупном из музеев Солженицына. Музей будет размещен в здании, известном как «дом Салтыкова-Щедрина», где ныне размещены филиал Рязанской областной публичной библиотеки имени Горького и ряд подразделений Рязанского областного Министерства по делам культуры и туризма.

Предполагается, что будущий музей станет составной частью Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Первую экспозицию· намереваются открыть еще в 2020 году к столетию Солженицына. Куда будут перемещены нынешние учреждения, занимающие здание, не сообщается.

Дополнительно, к юбилею наконец починят Рязанскую гимназию №2, где преподавал Солженицын, и откроют мемориальный класс. Сейчас на здании гимназии размещена мемориальная доска в его честь.

Напомним, что из федерального бюджета на ремонт здания «дома Салтыкова-Щедрина» в Рязани уже выделено более 139 миллионов рублей и объявлен конкурс на проведение работ. Напомним также, что ранее власти города планировали открыть музей Солженицына в «доме Свободы», доме первого Рязанского Совета, занимаемом ныне музеем истории молодежного движения, с фактической ликвидацией последнего. Однако под давлением общественности от этих планов отказались.

Комментарий редакции

Знаете, почему классические произведения и их авторы, являются таковыми? Потому что они прошли проверку самым суровым Судьёй на Свете — Временем. Казалось бы, где мы, жители XXI века и Салтыков-Щедрин с его сатирической повестью «Медведь на воеводстве» написанном в конце века 19-го. Ан нет. Все очень живо и очень современно. «…_Коли за этим дело стало, так я еще репутацию свою поправлю! — молвил Михаиле Иваныч и сейчас же напал на стадо баранов и всех до единого перерезал. Потом бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял. Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. Наконец забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил.

Сделавши все это, сел, сукин сын, на корточки и ждет поощрения…» Это, из перовой части повести «Медведь на воеводстве», где великий писатель, описывает деяния своего главного персонажа — Топтыгина 1-го, который присланный в чащобу для «дабы великое кровопролитие учинить» и тем самым войти в Историю, отметился отменной глупостью и подобный деянием пытался оправдаться перед теми кто его послал воеводствовать. Знакомо, не правда-ли? Имея множество проблем в городе (одна история с платными парковками в центре Рязани, от деятельности которой в городской бюджет попадает едва-ли десятая часть от собираемых с автовладельцев денег, чего стоит), с дорогами и благоустройством дворов и т.д. — городская власть решила замолить грехи подобной акцией. Салтыков-Щедрин мог бы гордиться остротой своего писательского пера, который как хирургический скальпель препарировал российское чиновничество и выявил всему свету сущность бытия чиновника на Руси. Но, полагаю, что великий русский писатель вряд-ли обрадовался этому обстоятельству — ибо за полтора века российской истории, система управления в России, загадочным образом не только не изменилась, но, кажется, основательно деградировала. Ибо чествовать предателя, лжеца и русофоба типа Солженицына в приснопамятной Российской Империи… даже как то и представить себе невозможно. Даже жутко интересно, а что будет делать следующая городская админстрация? Неужели и перед ними во весь рост станет проблема как две капли воды похожая на проблему Топтыгина 2-го? «…майор спросил, нет ли в лесу, по крайней мере, университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил: университет в полном составе поверстал в линейные батальоны, а академиков заточил в дупло, где они и поднесь в летаргическом сне пребывают. Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать («similia similibus curantur» 2), но получил в ответ, что Магницкий, волею божией, по́мре_…». И что тогда они делать будут? Наверное откроют какой-нибудь Путин-Центр. Или Путин-ленд. На месте местного университета. А что?

Музейный комплекс «Маршрутами Солженицына»

Музейный комплекс «Маршрутами Солженицына», который формируется в настоящее время в посёлке Мезиновский Гусь-Хрустального района, включает и будет пополняться уникальными местами, музейными объектами, экспозициями, которые связаны с пребыванием на Владимирской земле выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Исаевича Солженицына (1918-2008).

Александр Солженицын жил в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района и «учительствовал» в Мезиновской школе в течение 1956-1957 учебного года. После многих лет тюрем и ссылки в степном Казахстане, ещё не получив реабилитации, он нашёл для себя пристанище и уединение в русской глубинке. Как он сам писал, он хотел «затеряться в самой нутряной России». В Мильцево писатель снимал угол у местной жительницы Матрёны Захаровой, а в соседнем селе Мезиновское преподавал в школе математику в восьмых классах и электротехнику (физику) в десятых. Этот год, проведённый им в Мильцево, рядом с суровой и простой, немало выдержавшей испытаний в жизни, но духовно богатой пожилой крестьянкой, оставил такой след в сердце Солженицына, что он описал его в знаменитом рассказе «Матрёнин двор». Правда, в рассказе деревня названа Тальново, а фамилия Матрёны – Григорьева. В свободное время писатель много фотографировал на свой «Зоркий» – местных жителей, учеников своей школы, саму Матрёну и ее дом.

После отъезда Солженицына из Мильцево здесь многое изменилось. Избу Матрёны ее сёстры перевезли в Мезиновский. Долгое время поклонники великого писателя, приезжавшие сюда со всей страны и из-за рубежа, посещали эту избу. Старая деревянная школа в Мезиновке разрушилась, в посёлке построили каменную, трёхэтажную.

В ней в 2003 г. был создан литературно-краеведческий музей «Жизнь и творчество А.И. Солженицына», хранящий память о том учебном годе, когда писатель работал в этой школе, и о других периодах его жизненного и творческого пути. Директором музея стала Екатерина Петровна Колесникова, учитель литературы и русского языка в Мезиновской школе, стараниями которой с августа 1994 г., в преддверие визита в село великого писателя, начался сбор материалов и фотографий по периодам его жизни. 1 сентября 1994 г. первый урок для старшеклассников Мезиновской школы провёл сам Александр Солженицын. Этот памятный урок, на котором присутствовали и его бывшие ученики и коллеги, писатель закончил напутствием: «Не потеряйте души». Тогда же он высоко оценил усилия школьных энтузиастов, собирающих посвящённую ему будущую музейную коллекцию.

Этот небольшой школьный музей А.И. Солженицына стал первым в России, посвящённым выдающемуся писателю, лауреату Нобелевской премии в области литературы. В нём собрано немало подлинных вещей: фотоаппарат «Зоркий», принадлежавший Солженицыну, до сих пор в рабочем состоянии; личный учебник писателя «Физические эксперименты в школе»; атлас, с которым он путешествовал с 1959 по 1967 годы; карточки с задачками на каждый урок, написанные его рукой; фотографии из его альбома; портрет Льва Толстого, который стоял на рабочем столе писателя в избе в Мильцево; ведомость из классного журнала с отметками, поставленными Солженицыным своим ученикам. В музейной экспозиции – самиздатовские книги Александра Солженицына, журналы «Новый мир», где впервые были опубликованы произведения писателя, фотографии, газетные интервью. Здесь представлены ценные экспонаты – книги Солженицына с его автографами, сделанными во время его посещения Мезиновского в 1994 г. В школьном музее хранится мебель из классов Мезиновской школы 1950-х годов, старые тетради, школьные документы. Есть и такой интересный экспонат, как макет избы Матрёны Захаровой, полностью воссоздающий её интерьер по рассказу «Матрёнин двор». Хранят в музее и аудиозапись речи Александра Солженицына со школьной линейки 1 сентября 1994 г., в которой он пожелал ребятам «… трудиться и постараться хоть раз в неделю, а, желательно, два, жить без телевизора, чтобы читать, думать». Мезиновская школа, единственная в России, с 2013 г. носит имя великого писателя Александра Солженицына.

В апреле 2012 г. Е.П. Колесникова предложила новый туристический проект «Маршрутами Солженицына», поддержанный местными властями. Он стал победителем в областном конкурсе туристических проектов. Рассчитанный на аудиторию разного возраста, проект должен помочь гостям Мезиновского узнать о местах, где жил и работал великий писатель, понять, какой была русская деревня. Туристов предполагается провести по всем пунктам, которые указаны в рассказе «Матрёнин двор» и пройдены самим писателем: станция Торфопродукт, железнодорожный переезд, где погибла Матрёна, школа, где преподавал Солженицын, наконец, сама изба – Матрёнин двор. Но в ноябре 2012 г. изба – ключевая точка маршрута – сгорела.

Администрация Владимирской области приняла решение выделить средства на восстановление избы, которая войдёт в музейный комплекс. Первый камень в строительство заложили в январе 2013 г. А уже в октябре 2013 г. рядом с Мезиновской школой была торжественно открыта восстановленная после пожара Матрёнина изба. Она была воссоздана по макету, хранящемуся в школьном музее, по воспоминаниям местных жителей и фотографиям самого Солженицына. Это бревенчатый домик с четырьмя окнами на переднем фасаде и совсем без окон с боков – по свидетельствам очевидцев, единственный в деревне, так своеобразно сложенный. Внутри – просторные сени и две комнатки с дощатыми белёными потолками и ткаными половичками на полу. По всему селу школьники собирали вещи 1950-1960-х годов для оформления избы-музея: телогрейка, маленькая настольная лампа, как у Солженицына, чугунки, лавки, корзины, ведра, коромысло, ухваты. Здесь представлены и подлинные вещи из Матрёниного двора – тусклое зеркало, ходики, ткацкий стан, шаль Матрёны, икона Николая Угодника. Из школьного музея были перенесены в избу особо ценные экспонаты – вещи, принадлежавшие самому Солженицыну – фотоаппарат, старинный портрет Льва Толстого, учебник по математике с карандашными пометками. В сенях Матрёниной избы можно увидеть выставку фотографий, снятых Солженицыным.

Открытие Матрёниного двора в октябре 2013 г. было приурочено к 95-летию Александра Солженицына, 50-летию со дня выхода в свет в журнале «Новый мир» рассказа «Матрёнин двор» и 10-летию Мезиновского школьного музея Солженицына. Одновременно состоялось открытие мемориальной доски на здании Мезиновской школы, которой было присвоено имя А.И. Соженицына, и первого в России памятника Александру Солженицыну. Сегодня это – второй в мире памятник писателю, а первый установлен в Вермонте (США), где он с семьёй жил в эмиграции. На монументе выбиты слова Солженицына: «Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России». На торжественной церемонии присутствовали вдова писателя Наталья Дмитриевна Солженицына, сын Ермолай и внук Иван. Родные писателя с благодарностью отметили усилия всех людей, кто сохраняет память о нём на Владимирской земле.

В настоящее время планируется дополнить туристический маршрут по Мезиновским местам Солженицына экологической тропой по национальному парку «Мещёра» и экскурсией на Мезиновское торфопредприятие с поездкой в ретровагончике по последней, оставшейся во Владимирской области узкоколейке на участок, где добывают торф (длина дороги 13 км, время в пути – 40 минут при скорости не больше 20 км в час.).

Расписание работы музейного в МКОУ Мезиновской СОШ им. А.И. Солженицына:

  • Понедельник: 14.40 — 15.40
  • Вторник: 14.40 — 16.40
  • Среда: 14.40 — 15.40
  • Четверг: 14.40 — 16.40
  • Пятница: 14.40 — 17.20

Автор: В. Королькова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: