«Не пережили пандемию»: в Москве закрылась часть ресторанов и кафе


Особняк Рябушинского как частичное отражение внутреннего мира Максима Горького

особняк рябушинского

Дело в том, что раньше эта усадьба была жилищем Максима Горького, классика русской литературы, чьи произведения воспитывают подрастающее поколение и потрясают взрослых своей глубиной и нравственностью. Отличается особняк Рябушинского еще и тем, что он полностью открыт для посещения, поэтому любой желающий может приобрести билет и осмотреть музей-квартиру не только на фотографиях в буклете, но и вживую. Несмотря на огромные размеры Москвы, в столице России можно найти совсем немного подобных домов, доступных для глаз любопытного туриста изнутри, а это еще больше подогревает интерес к этому особняку.

Красота для всех желающих

Особняк Рябушинского интересен еще и потому, что представляет собой самый настоящий музей. Многие дома города Москвы в стиле модерн приютили в своих стенах посольства иностранных государств, и поэтому вход в них не такой уж и свободный, хотя осматривать их с улицы, конечно же, никто не запрещает. Однако некоторым особым любителям архитектуры не хватает такого поверхностного осмотра, поэтому им приходится ждать подходящего момента, чтобы осмотреть здание изнутри.

В этом же частном строении расположился первоклассный музей Горького. Особняк Рябушинского интересен не только тем, что в его стенах когда-то проживал писатель-классик, но еще и своим необычным и очень красивым архитектурным оформлением. Расположен он на Малой Никитской, недалеко можно найти станцию метро. Местные жители хорошо знают расположение этого памятника архитектуры и культуры, поэтому в любой момент можно спросить у прохожего дорогу и быть уверенным, что он подскажет ее правильно.

История[править | править код]

М. Горький, М. Пешков, Н. Пешкова, внучки Марфа и Дарья Пешковы, 1928 год
Первоначально здание музея в стиле модерн, построенное российским архитектором Фёдором Шехтелем в 1902 году, принадлежало миллионеру С. П. Рябушинскому. Строительство началось, когда Рябушинскому было 26 лет. В этом доме он с семьей прожил вплоть до революции 1917 года, когда все семейство подверглось гонениям и спасалось в эмиграции. После 1917 года особняк перешел во владение города и в нём поочередно располагались Государственное издательство, Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, Психоаналитический институт и детский сад. В 1932 году Горький окончательно переехал в СССР, где до этого проводил по несколько недель в год, с тех пор за границу его больше не выпускали. Бывший особняк Рябушинских был предоставлен ему и его семье в качестве резиденции Правительством СССР, наряду с дачами в Горках и Крыму. Именно здесь он провел остаток своих лет вплоть до смерти в 1936 году. В 1965 году здание официально приобрело статус музея.

После смерти Горького вдова его сына «Тимоша» (Пешкова, Надежда Алексеевна) осталась жить в особняке до 1965 года, последние 20 лет из них посвятила созданию музея Горького, возникшему практически на её энтузиазме.

Уютное пристанище для верующего

Многие интересуются, чем же все-таки так интересен особняк Рябушинского? Официальный сайт, предлагающий профессиональные экскурсии внутри этого частного дома, рассказывает, что сконструирован и построен он был под началом архитектора Ф. О. Шехтеля. Изначально последний просто исполнял личный заказ Степана Павловича Рябушинского, который мог себе это позволить, будучи миллионером, успешным банкиром и фабрикантом с видным положением в обществе.

Рябушинский известен тем, что всю свою жизнь коллекционировал иконы – он был свято верующим человеком. Его личность также интересна тем, что он начал одним из первых пробовать реставрировать старые поврежденные образы. Он сражался за их культурно-историческую значимость и не мог позволить, чтобы испорченные шедевры подвергались утилизации, поэтому и стал заниматься этой благородной деятельностью. Однако особняк Рябушинского в Москве привлекает туристов именно из-за факта проживания там Максима Горького.

Особняки Шехтеля с посещением дома Рябушинского

Данная экскурсия в ближайшее время не планируется. Для вашей группы экскурсию можно заказать в любое удобное для вас время.

Приглашаем вас на неспешную прогулку по старинному уголку Москвы. Маленькие улочки и уютные переулки вблизи Патриарших прудов застроены красивыми доходными домами и вызывающими восхищение роскошными особняками в стиле модерн. В конце XIX – начале XX века, в годы расцвета русской культуры и искусства, этот район облюбовала творческая интеллигенция – здесь жили знаменитые литераторы и музыканты, художники и артисты. Вы услышите удивительные истории о жизни и нравах известных представителей московской богемы того времени.

А завершится экскурсия посещением настоящего архитектурного шедевра – особняка Рябушинского, построенного замечательным зодчим и родоначальником московского модерна Федором Шехтелем.

Приглашаем на увлекательную экскурсию в особняк Рябушинского (или музей Горького) – настоящий шедевр русского модерна, история которого связана с тремя выдающимися личностями.

Этот особняк на Малой Никитской улице принадлежал представителю известной купеческой династии, предпринимателю, банкиру и меценату Степан Рябушинскому. А построил его в начале XX века талантливый архитектор, которого называли основателем московского модерна, Федор Шехтель. С 1931 года в особняке поселился вернувшийся в СССР писатель Максим Горький с семьей. Теперь здесь находится музей-квартира А.М. Горького.

Во время экскурсии вы сможете не только полюбоваться необычной архитектурой здания и его великолепными интерьерами, в создании которых принимал участие Михаил Врубель, но и познакомитесь с биографиями удачливого русского предпринимателя и знаменитого пролетарского писателя.

Во время экскурсии, вы узнаете:

  • о появлении стиля модерн и его особенностях;
  • какие цветы стали символом московского модерна;
  • о полной драматизма жизни Ф.О. Шехтеля и планете, названной в его честь;
  • кто основал первый в России завод, выпускающий автомобили;
  • как сложилась судьба Степана Рябушинского после революции;
  • о жизни и творчестве самого почитаемого советского писателя и его семьи;
  • почему Максим Горький сердился, когда его называли хозяином дома;
  • куда исчез уникальный камин из каррарского мрамора;
  • и многое другое.

В ходе экскурсии в особняк Рябушинского в Москве, вы увидите:

  • необыкновенной красоты мозаику, резьбу по дереву, витражи, расписные потолки и другие детали внутреннего убранства;
  • лестницу-волну, ставшую образцом стиля, о которой пишут во всех
  • учебниках по архитектуре;
  • знаменитую люстру-медузу;
  • многочисленных улиток, морских коньков, бабочек и пр., спрятанных/зашифрованных в деталях интерьера;
  • тайную старообрядческую молельню Рябушинского;
  • кабинет и библиотеку М.Горького, его личные вещи;
  • гостиную (она же столовая), ставшую своеобразным писательским клубом, где побывали многие известные литераторы того времени и многое другое.

Место встречи — м. Маяковская, ВЫХОД №4 указатель «Тверская улица, концертный зал им. Чайковского». Встреча группы на улице у памятника В.В. Маяковскому. Окончание – Особняк Рябушинского

Маршрут: Тверская улица — Благовещенский переулок – Трехпрудный переулок – Малая Бронная – улица Спиридоновка – Малая Никитская улица

Продолжительность: 1 час прогулка по улице +1 час в музее

Экскурсовод: Захаренкова Светлана и сотрудник музея

является организатором экскурсий. В наши обязанности входит: сбор группы, оформление билетов, контроль посещения. Непосредственно экскурсии проводят сотрудники музея, которых назначает администрация музея.

Стоимость билетов для сборной экскурсии (с учетом стоимости входных билетов):

Способ оплатыВзрослыеСтуденты/ ПенсионерыДети / Школьники
Покупка билета на сайте800 руб.600 руб.600 руб.
Оплата на месте экскурсоводунетнетнет

Стоимость для индивидуальной экскурсии:

Для группыДля группы от 1 до 10 челДля группы от 11 до 20 челДля группы от 21 и более
Стоимостьпо запросупо запросупо запросу

Данная экскурсия в ближайшее время не планируется. Для вашей группы экскурсию можно заказать в любое удобное для вас время.

Добавить комментарий Отменить ответ

Асимметрия и оригинальность

Даже современные архитекторы подчеркивают очень колоритный дизайн здания. Считается, что каждая черточка узора, украшающего особняк, неповторима и индивидуальна. Жилые здания, которые строятся сегодня, ориентированы больше на удобство, чем на эстетику, поэтому современному человеку такой подход к жилищному вопросу может показаться несколько диким. Однако раньше архитекторы относились к своей работе исключительно как к творчеству, поэтому каждое созданное ими строение должно было представлять собой самое настоящее произведение искусства.

Можно сказать, что особняк Рябушинского отличается несколько резкими, асимметричными выступами стен, которые, как ни странно, совсем не портят его внешний вид. Стилизованные растительные мотивы выполнены очень тонко и изящно, и каждый из них также исключительно оригинален. Преклоняться перед талантом Ф. О. Шехтеля начал бы любой скептик, бросивший только один внимательный взгляд на экстерьер этого особняка.

Незабываемые впечатления за небольшие деньги

Мало что привлекает туристов Москвы неразгаданными тайнами и общей атмосферой некоторого мистицизма так же сильно, как это делает особняк Рябушинского. Часы работы его стандартны: с 11 до 17 вечера. В это же время открыто большинство исторических музеев Европы.

Билет для осмотра особняка изнутри стоит совсем немного – всего лишь 200 рублей со взрослого человека. Туристы начинают свою экскурсию с черного хода, что еще добавляет ей большей колоритности. Конечно, не все предметы интерьера со времени проживания здесь Горького сохранились, многие были заменены. Общий интерьер повторяет стандартное оформление квартиры 30-х годов.

Очень интересно то, что в музее аккуратно ведется так называемый «дневник посетителей», куда заносятся имена абсолютно всех желающих пройти экскурсию. Стоит ли говорить, что дневник этот – далеко не школьная тетрадь в клетку на 24 листа, а самая настоящая книга довольно серьезного вида.

Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Особняк С. П. Рябушинского интересен не только тем, что очень точно воссоздает атмосферу, в которой проживал русский классик, но и тем, что сохранил целую личную библиотеку знаменитого писателя. Она представляет собой особую ценность, поэтому посетители могут только бегло осмотреть ее, а вот посидеть и почитать старые книги здесь уже не получится.

Если вам посчастливилось посетить музей-квартиру вечером или в пасмурную погоду, вы можете увидеть неповторимые цветочные узоры в молельне, которые тускло, но очень красиво светятся в темноте. Посетители могут наслаждаться почти этим магическим видом сколько угодно (конечно, до закрытия музея-квартиры).

Так как в музеях не принято громко разговаривать, здесь получится побыть наедине с собой и, возможно, испытать именно те эмоции, которые когда-то испытывал живущий здесь русский классик Максим Горький.

Музей-квартира А.Н. Толстого

Есть дома, в которых концентрация талантливых людей на квадратный метр превышает все допустимые нормы. Как вы понимаете, городская усадьба Шехтеля тоже относится к подобным “нарушителям”. В середине XX века бывший флигель особняка облюбовал для себя… А.Н. Толстой. Здесь он завершает роман “Хождение по мукам”, создает цикл “Рассказы Ивана Сударева” и выпускает из-под пера большое количество статей и очерков.

Сейчас на этом месте находится музей-квартира писателя. В нескольких комнатах гармонично соседствуют предметы декоративно-прикладного искусства, мебель работы русских и западноевропейских мастеров и небольшая коллекция живописи XVI–XX веков. Посетить музей-квартиру можно во все дни, кроме понедельника.

Основа мемориальной части музея – кабинет и гостиная. Писатель отмечал, что для нормальной жизни ему нужно две комнаты: в одной работать, в другой пировать. Кабинет просторный и светлый, с массивным, неповоротливым камином и изысканной деревянной мебелью.

Через множество с любовью подобранных мелочей можно попробовать угадать интересы писателя. Например, со стен на посетителей смотрят портреты исторических лиц, жизнь которых увлекала Толстого, а камин украшают курильницы с небесными львами Будды (символ удачи и защиты в фен-шуй) – явная склонность ко всему таинственному и мистическому.

Многое в комнате связано с темой Петра, над которой трудился автор. Рядом с курильницами висит изображение парусников кисти неизвестного голландского мастера XVII века, а справа от него портрет Екатерины I.

По дороге из одной комнаты в другую вам обязательно встретится пара занимательных вещиц: деревянный сундук, который принадлежал Петру I. Его же портрет, выполненный из… спичечных головок разных цветов. “Кресло – эротоманка”, как называл его Алексей Толстой: из-за особенностей набивки в нем невозможно было сидеть прилично. Но вот мы уже подходим к гостиной.

Современники писателя отмечали, что интерьер гостиной полностью соответствовал характеру Толстого, человека веселого, гостеприимного и хозяйственного. Все предметы подбирались со вкусом и отличным знанием старины.

Потолок украшает люстра XVII века, на стенах – работы европейских художников с изображениями пейзажей и натюрмортов. Смысловым же центром интерьера был и остается огромный стол, за которым так часто собирались друзья и родственники Алексея.

Спаситель особняка Рябушинского, Максим Горький

Посетители обязательно должны иметь в виду, что сам Максим Горький проживал только на первом этаже особняка, а на втором же этаже музея-квартиры когда-то ютилась его семья. Конечно, из-за того что особняк несколько раз менял хозяев, обстановка в нем постоянно менялась. Но посетители при желании могут увидеть изначальный интерьер здания на многочисленных фотографиях. Здесь же желающие увидят множество снимков, на которых запечатлены бывшие владельцы особняка и некоторые сцены из их жизни. Можно сказать, что Горький в свое время спас здание от полного уничтожения, а ведь эта печальная судьба постигла многие частные московские дома того времени.

Место, которое должен посетить каждый турист в Москве

Изначально особняк Рябушинского не был приспособлен к приему большого количества посетителей, и это очень сильно отражается на интерьере. Заказывать здесь экскурсии целыми группами бывает не всегда удобно, поэтому лучше посетить музей-квартиру самостоятельно. Талантливый архитектор Шехтель позаботился о том, чтобы человеку в полном одиночестве было максимально комфортно находиться в этом доме, несмотря на множество асимметричных дизайнерских решений и острых углов. В целом, впечатления после посещения особняка Рябушинского очень положительные, и этому во многом способствует цветовая гамма стиля модерн – светлые, жизнеутверждающие цвета и красивые растительные узоры.

Особняк Рябушинского в Москве

Из всего множества творений архитектора Шехтеля этот особняк – едва ли не лучшее воплощение его неповторимого стиля, прозванного «русским модерном», потому что в своих проектах Федор Осипович зачастую следовал архитектурным традициям Древней Руси.

За два года, с 1900 до 1902, этот особняк с прилегающими постройками вырос на небольшом участке вдоль Малой Никитской улицы, а с 1903 до 1905 года целых три издательских фирмы уже выпускали большие тиражи открыток с его фотографиями.

особняк рябушинского в москве

Его форма, на первый взгляд похожая на куб, перекликается с формой стоящей напротив церкви Большого Вознесения. Вокруг особняка уже начал цвести садик, по нему разбросаны строения, предназначавшиеся для разных служащих семьи Рябушинских. Во флигеле для прислуги после революции жил А.Н.Толстой, сейчас там находится его квартира-музей.

Фасады особняка украшают оригинальные узоры оконных переплетов, сделанные по эскизам Шехтеля, и мозаика с гигантскими орхидеями, которая создана в петербургской мастерской Фролова также по эскизам архитектора (такой мотив преувеличения деталей часто встречается в его работах, например, клубники на здании Ярославского вокзала). Особенно красива эта мозаика в солнечные дни благодаря вставленным в нее кусочкам золотистой смальты. «Драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасады особняка Рябушинского» назвал ее один из исследователей стиля модерн.

особняк рябушинского в москве

Мы попадаем в дом через вход, бывший когда-то черным, однако именно им обычно пользовались и Рябушинские, и семья Горького, и часто гостивший у писателя Сталин.

Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, банкир, коллекционер и меценат – заказал Шехтелю строительство этого дома для себя, своей жены и сына, когда ему было 26 лет. Он был четвертым братом из восьми детей П.М.Рябушинского. Все братья много учились и работали, занимались наукой и благотворительностью. Вместе с братьями Степан вел дела унаследованной ими текстильной фабрики в селе Заворове, а вместе с братом Сергеем они создали первый в России автомобильный завод АМО.

особняк рябушинского в москве

Буржуазный практицизм формировал и архитектурные концепции того времени. По-купечески экономный Рябушинский не был заинтересован в строительстве комнат, которые не будут использоваться постоянно, как, например, аристократические залы для балов. Центр дома – это большая лестница, ведущая на второй этаж, вокруг которой располагаются столовая, кабинет и остальные жилые комнаты. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.

особняк рябушинского в москве

О том, что при всей своей экономности русский предприниматель способен и на бездумные траты, говорит интересный факт, выведанный из сохранившейся книги расходов жены Рябушинского, на которую был записан этот дом. Анна Александровна скурпулезно и попунктно записывала в эту книгу каждую свою трату, включая чаевые официантам и расходы на извозчика, однако, если они выезжали за границу, в ее реестре появлялась одна суммарная запись, например, «Поездка в Париж – 5 тысяч» – забавная деталь, актуальная и для современной модели поведения в путешествиях.

Комнаты особняка – это результат огромных вложений и средств, и трудов. Дорогие породы камня и древесины украшены сложными и красивыми узорами, похожими на волны. Весь первый этаж связан с водной стихией. Находясь в гостиной, мы словно стоим на дне пруда, а на потолке мы можем увидеть большие георгины, смотрящиеся сверху в водную гладь. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.

Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Здесь же раньше стояли две красивые витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Их сейчас убрали в целях сохранности, но, по обещаниям экскурсовода, скоро вернут на место. А застекленный шкаф для одежды сохранился до нашего времени благодаря своим волшебным ручкам. Они не только хороши собой, но и защищали стеклянные двери, если кто-то из гостей решал на них опереться.

особняк рябушинского в москве

Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции этого дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.

особняк рябушинского в москве

Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.

особняк рябушинского в москве

Кстати, дверные ручки в особняке, по мнению одного из исследователей стиля, составляют отдельную симфонию. В каждой комнате они так же оригинальны, как рисунок лепнины или паркета.

особняк рябушинского в москве

Модерновое архитектурное пространство – это всегда пространство, имеющее собственную философию. По задумке Шехтеля, шествие по этому дому – это путь возвышения души. Если первый этаж был подводным миром, то наверх из водных пучин нас сможет вынести невероятная лестница-волна, являющаяся центром холла и всего дома. Ее облик напоминает нам архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля, оба архитектора умерли в 1926 году.

особняк рябушинского в москве

Перила лестницы плавно переходят в скамейку. Впечатляющая лампа снизу похожа на гигантскую медузу, проплывающую над тобой, а сверху — на плывущую под водой черепаху.

особняк рябушинского в москве

Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн вообще, а Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре.

особняк рябушинского в москве

Противостояние добра и зла отображает и декор колонны на втором этаже возле лестницы: ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр и прекрасных чистых лилий.

особняк рябушинского в москве

Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Его коллекция была самой большой в России, а, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением этих икон. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.

особняк рябушинского в москве

Рябушинские были старообрядцами. В мансарде их дома, куда можно попасть по черной лестнице, расположена молельня, она логически венчает этот символический мир. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной. Вид ее максимально приближен к традиционным церквям, потому как в то время старообрядческие службы переместились в частные молельни богатых купцов. В основании купола четыре раза повторяется надпись на древнегреческом: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».

особняк рябушинского в москве

После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному изданию РСФСР, Государственному психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе» и «Всесозному обществу культурной связи с заграницей». В 1931 году вопреки своим желаниям сюда въехала семья Максима Горького. О том, как изменился дом при жизни здесь Горького и какие сюрпризы в его стенах приготовило писателю советское правительство, мы расскажем на следующей неделе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: