Ярославский вокзал в Москве: адрес, описание, поезда дальнего следования


Как добраться до Ярославского вокзала на метро

Ярославский вокзал расположен на Комсомольской площади, д.5.

Ближайшие станции метро: Комсомольская (Кольцевая линия — коричневый цвет — №5) Комсомольская радиальная (Сокольническая линия — красный цвет — №1)

Кольцевая линия метро соединяет все линии Московского метрополитена, а также семь из девяти железнодорожных вокзалов Москвы (кроме Рижского и Савёловского), выполняя роль своеобразного пересадочного контура. Поэтому лучший способ добраться до вокзала – метро.

Схема станций метро «Комсомольская» в конце статьи.

Проложить маршрут до Ярославского вокзала самостоятельно

История[ | ]

Первое здание вокзала. Чертёж Романа Кузьмина, 1872 год Ярославский вокзал, начало XX века Реконструкция Ярославского вокзала, 1903—1904 года Перестроенное Фёдором Шехтелем здание вокзала, XX век Стеклянная пристройка со стороны перронов вокзала, 2014 год Нулевой километр Транссибирской магистрали, 2011 Ризалит вестибюля Ярославского вокзала, 2007 год

Территория вокзала[ | ]

Основная статья: Комсомольская площадь (Москва)

Предположительно, территория близ Красного пруда в XIV веке относилась к вотчине Василия I. Однако первые достоверные упоминания об этом участке относятся к 1462 году, позднее он перешёл по наследству к Ивану III, получив название Красносельская дворцовая слобода. Тем не менее берега водоёма долгое время не застраивались и использовались только для выпаса скота. К началу XVIII века места от Земляного вала до Красного пруда представляли собой обширное поле. Южная его часть была заболочена, а в северо-западной располагался путевой дворец Алексея Михайловича. Над зданием возвышалась каланча, в честь которой пустырь и получил название Каланчёвская площадь. После возведения Камер-Коллежского вала участок вошёл в состав Москвы и начал постепенно застраиваться. Так, через площадь проходила дорога во Владимирскую землю, у северной границы возвели Артиллерийский полевой двор, где хранились боеприпасы и устраивались военные учения[9][10]. Во время пожара 1812 года из-за взрыва артиллерийских запасов склад сгорел, повредив при этом окрестные постройки. Двор решили не восстанавливать[источник не указан 29 дней

], а часть его территории в 1844—1849 годах использовали для строительства Николаевского вокзала[11][8][12].

Строительство и использование[ | ]

Во второй половине XIX века началось строительство железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом. Изначально её длина составляла 64 версты. Магистраль облегчила путь для паломников Троице-Сергиевой лавры, однако считалась роскошью и не могла нести высокой транспортной нагрузки, поэтому вскоре было решено продлить полотно до Ярославля. Место для конечной станции в Москве выбирали долго, существовали предложения о создании вокзала рядом с Сухаревой башней на 1-й Мещанской улице или у Крестовской заставы[8][13]. Рассматривался также вариант подведения железнодорожного полотна к Николаевскому вокзалу, но в итоге выбрали пустовавшее рядом с ним место на Каланчёвской площади[14][5].

Изначально за проектирование нового здания отвечал архитектор М. Ю. Левестам. Однако его план не удовлетворил правление железной дороги и работы перепоручили Роману Кузьмину. По некоторым данным, ему также помогал Смарагд Шустов[8]. Они создали небольшое двухэтажное здание со строгими архитектурными формами. Строение представляло собой двухэтажный п-образный павильон, ведущий к платформам. Крышу вокзала украшал флагшток со знаменем ведомства путей сообщения. Левый корпус занимали правление железной дороги, зал ожидания и багажное отделение, правый — залы для разных классов пассажиров[10][15][16]. Вокзал имел тупиковую организацию и получил название Троицкий. Для освещения нового сооружения 18 августа 1862 года пригласили митрополита Филарета, о чём в московских газетах появилось сообщение:

Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день. Впрочем, в случае большого стечения желающих ехать, через три четверти часа после обыкновенных поездов могут быть отправлены случайные поезды. Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает господ акционеров, что в субботу, 18 августа, в 11 ч утра будет освящение дороги и станции[15].

Священнослужитель первый раз столкнулся с железнодорожным транспортом, поэтому специально для него провели демонстрацию на территории станции. Несмотря на убеждение во вредности новшества для паломников, он освятил вокзал[13][14]. Однако после первого путешествия железнодорожным транспортом с членами правления дороги митрополит Филарет переменил своё мнение:

Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств, чтобы вместо пяти часов ехать полтора[8].

К 1870 году окончилось строительство железнодорожной магистрали до Ярославля, в связи с чем увеличился пассажиропоток, а вокзал переименовали в Ярославский[10][8][6]. В августе 1897 года прибывавший на перрон поезд разогнался слишком сильно и врезался в здание. Газеты того времени так описывали происшествие:

30 августа на Московской пассажирской станции Ярославской дороги потерпел крушение пассажирский поезд № 9‑бис, прибывающий из Сергиева в 10 часов утра. <�…> Катастрофа произошла вследствие того, что поезд подходил к вокзалу таким быстрым ходом, какой допускается только в пути. Поезд следовал в составе 13 вагонов, снабженных автотормозами Вестингауза, которые по неизвестной причине в данный момент не действовали. Тогда машинист начал давать тревожные свистки для поездной прислуги, чтобы пустить в ход ручные тормоза, что ими тут же было исполнено. Но так как это было слишком поздно, уже в конце платформы вокзала, то удержать поезд не было никакой возможности — он с силой ударился в стоявший в конце пути, у отбойного бруса, порожний багажный вагон. Причем паровоз вошел в него наполовину и разрушил упорный брус, укрепленный довольно прочно на нескольких рельсах. Затем вся эта масса устремилась через деревянный переход в здание пассажирского вокзала и ударилась в оконный переплет. Багажным вагоном была разбита стена вокзала до потолка в помещении конторы, где, к счастью, никого не было в это время. Следующие за паровозом вагоны стали напирать, багажный вагон взгромоздился на тендер, который ударил о стену здания Правления дороги[8].

Современный вид[ | ]

Так как здание не справлялось с возросшим количеством пассажиров, его решили реконструировать. Изначально работы поручили главному архитектору домостроительного общества Льву Кекушеву. Под его руководством в 1895—1897 годах перестроили восточное крыло вокзала, а также приступили к возведению водонапорной башни. Вскоре после начала реконструкции глава общества Московско-Ярославской дороги Савва Мамонтов, покровительствовавший архитектору, был обвинён в хищении средств, и новое правление предпочло выбрать более экономичный проект[10][17][18]. В 1900 году здание вокзала расширили за счёт двух флигелей, однако это не решило проблему[19][8][20]. Автором нового архитектурного замысла стал Фёдор Шехтель. Начальник Ярославской железной дороги Н. Казаков заказал архитектору здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком»[2][13]. Сам Шехтель так описывал свою идею:

… я изобразил уголок моих построек в Глазго [павильон Международной выставки в Глазго 1901 года]. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более других произведений. Для меня это мой девиз[19].

Задумка архитектора получила единогласное одобрение заказчиков, а также понравилась Николаю II. Шехтель сохранил часть корпуса Кузьмина, расширив только пассажирскую зону за счёт двух боковых корпусов со стороны Каланчёвской площади и одного у заднего фасада. Он использовал новые для того времени материалы: железобетон и металлоконструкции, что значительно удешевило и облегчило строительство. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года[21][8][6]. Однако отдельные исследователи указывают, что реконструкция продолжалась вплоть до 1906 года[7][2][22].

Новое здание превосходило старое по площади более чем в три раза. Правую часть строения занимали служебные и парадные помещения, левую — залы ожидания. Второй этаж отвели под кабинеты членов правления дороги, там же обустроили зал заседаний. Планировка обновлённого вокзала была схожа с прежней, однако Шехтелю удалось умело организовать пространство и разместить большой вестибюль с кассами, просторные залы для пассажиров, а также оборудовать удобные выходы к платформам[8]. Согласно некоторым данным, в 1910 году под руководством Льва Кекушева возвели перрон вокзала, однако отдельные исследователи полагают, что он был создан ещё в конце XIX века. По задумке архитектора над правой посадочной зоной нависали верхние этажи строения, поддерживаемые рядом толстых колонн[15][2][6].

Реконструкция[ | ]

Отряд добровольцев, отправляющийся на строительство Байкало-Амурской магистрали с перрона Ярославского вокзала, 1974 год
В 1918 году группа архитекторов под руководством Алексея Щусева предложила проект реконструкции Москвы, согласно которому Николаевский и Ярославский вокзалы должны были объединить дебаркадером, однако позднее от этой идеи отказались[11]. В 1922-м вокзал переименовали в Северный. По некоторым данным, это решение приняли, так как топоним напоминал о Ярославском мятеже[5][1][13]. 20 июня 1929 года с Северного вокзала отправился первый электрический поезд[7]. В этот период здание не справлялось с увеличившимся пассажиропотоком и через два года его реконструировали. Железнодорожные пути отодвинули, увеличив внутреннюю часть строения. За счёт этого колонны над северо-восточным перроном, возведённые по проекту Кекушева, оказались в центре зала ожидания. Созданные по эскизам Шехтеля светильники сняли, деревянную облицовку стен, скамьи и продовольственные ларьки демонтировали[23].

В послевоенные годы «жутковатые и тревожные» интерьеры Шехтеля перестроили под руководством архитектора Алексея Душкина и скульптора Ивана Ефимова. Верхнюю часть стен между полуколоннами вестибюля заполнили рельефами, изображавшими рыбную ловлю и охоту, а прежние картины Константина Коровина переместили в запасники Третьяковской галереи, однако некоторые исследователи полагают, что их отдали на хранение ещё в 1930-х годах. Название Ярославский вокзал вернули только в 1955-м[24][19][15].

Во время реконструкции 1965—1966 годов железнодорожные пути отодвинули и между крыльями старого здания возвели двухэтажную пристройку со стеклянной стеной и железобетонными сводами. По задумке архитекторов А. Кулагина и Г. Матохина такое решение помогло создать образ, соответствовавший «духу времени». При этом в проектной документации отмечалось, что строение «не представляет из себя единого композиционного замысла. Крылья здания вокзала, выполненные в стиле модерн с витиеватым грузным карнизом, со случайно расположенными проемами — безвкусны»[23]. Осенью 1961-го дирекция Ярославского вокзала первой в городе приняла решение взимать плату за проход провожатых к вагонам для уменьшения толчеи на перронах. В дальнейшем правило отменяли и возобновляли. В 1995 году планировку вокзала сильно изменили, что позволило увеличить пропускную способность объекта в два раза. Кроме того, были отреставрированы колонный и гербовый залы. В том же году на территории вокзала обустроили гостиницу из списанных вагонов, однако вскоре её закрыли из-за участившихся краж[2][15][5].

Как добраться от и до Ярославского вокзала общественным транспортом

Автобус№ А — Стадион Лужники → Метро Комсомольская № 40 — Завод Красный путь → Метро Сокольники № 122 — Метро Лубянка → Метро Сокольники

Трамвай № 7- Тверская Застава → Метро Бульвар Рокоссовского № 13 — Каланчёвская → Детский санаторий № 37 — Каланчёвская → Новогиреево № 50 — Каланчёвская → ДК Компрессор

Троллейбус№ 14 — Платформа Северянин → Электрозаводский мост № 41 — Комсомольская пл. → Уссурийская

Камеры хранения

Камеры хранения работают круглосуточно. Стоимость услуг зависит от размера багажа:

  • за малую ячейку взимается оплата в 100 руб. за час плюс по 50 руб. за все последующие часы, за сутки – 220 руб.;
  • за среднюю ячейку – 210 руб. за час плюс по 80 руб. за все последующие часы, в сутки – 450 руб.;
  • за большую ячейку – 150 руб. за час плюс по 80 руб. за все последующие часы, в сутки – 360 руб.;
  • за максимальную по размеру ячейку – 200 руб. за час плюс по 100 руб. за все последующие часы, в сутки – 500 руб.

Ярославский вокзал — Шереметьево как добраться

  1. Аэроэкспресс — Метро От аэропорта Шереметьево доехать до Белорусского вокзала на скоростном поезде «Аэроэкспресс». Скоростные поезда “Аэроэкспресс” ходят каждые 20-30 минут. Время в пути 30-40 минут. Далее перейти на станцию метро “Белорусская” (Кольцевая линия) и проехать в сторону «Новослободской» до станции «Комсомольская».
  2. Автобус — метро От терминала D аэропорта Шереметьево до остановки «Метро Речной вокзал» доехать на маршрутном такси № 949 или автобусе № 851. Далее от станции метро «Речной Вокзал» (Замоскворецкая линия) доехать до станции «Театральная». Перейти на станцию «Охотный ряд» (Сокольническая линия) и проехать до станции «Комсомольская».
  3. Автобус — метро От терминала D аэропорта Шереметьево до остановки «Метро Планерная» доехать автобусом № 817 или маршрутным такси № 948. От станции метро «Планерная» (Таганско-Краснопресненская линия) доехать до станции «Кузнецкий мост». Перейти на станцию «Лубянка» (Сокольническая линия) и доехать до станции «Комсомольская.

Архитектурные особенности[ | ]

Интерьеры Ярославского вокзала, 1901 год
Здание Ярославского вокзала считается одним из выдающихся творений Фёдора Шехтеля. Он сумел совместить элементы древнерусского зодчества с декором в стиле модерн. Особую схожесть с теремом строение приобретает за счёт соединения разных архитектурных объёмов. Благодаря такому приёму с разных точек обзора формируются уникальные образы строения, единым компонентом которых является левая башня. По задумке архитектора она и вестибюль стали основными вертикальными осями Ярославского вокзала[6][7][2]. Их значимость подчёркивает форма кровель: над вестибюлем возвышается гребневидная крыша, а башню венчает высокий шатёр[29][30].

Так как при возведении нового здания Шехтель частично использовал старое строение, фасады сохранили отдельные элементы творения Кузьмина. Так, в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон, а левый боковой фасад почти не перестраивался[15].

Массивный объём вестибюля выделен ризалитом и призван олицетворять «городские ворота», ведущие в просторный сводчатый зал ожидания. Над входом архитектор расположил гербы главных городов Ярославской железной дороги — Москвы, Архангельска и Ярославля. Эту часть строения украшают полукруглые пилоны и высокая кровля с подзором, что создаёт причудливое очертание строения[7][2]. Внешнее убранство вокзала вызывает ассоциации с древним искусством Ярославской и Архангельской губерний, а также с мотивами русского севера. Вокзал опоясывает широкий керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета. Он был выполнен по эскизам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова[31]. Над крышей вестибюля возвышаются кованые украшения, напоминающие северные орнаменты[21][30][32].

Изначально интерьеры вокзала были сходны с мотивами внешнего убранства. Помещения украшали картины Константина Коровина, посвящённые быту людей на севере страны. Среди них: «Лодки поморов в море», «Съёмка жира с кита», «Охота на моржей», «Базар в приморском становище», «Прокладка железной дороги» «Северное сияние», «Оленья упряжка» и другие[7][19].

Ярославский вокзал — Внуково как доехать

  1. Аэроэкспресс — метроОт аэропорта Внуково доехать до Киевского вокзала на скоростном поезде «Аэроэкспресс». Скоростные поезда “Аэроэкспресс” ходят каждый час. Время в пути 35 минут. Перейти на станцию метро Киевская (Кольцевая линия) и проехать до станции «Комсомольская».
  2. Автобус — метро От остановки общественного транспорта “Аэропорт Внуково” на автобусе № 911 доехать до остановки “Метро Саларьево” . От станции метро «Саларьево» (Сокольническая линия) доехать до станции «Комсомольская».

Услуги, предоставляемые вокзалом

  • бюро находок;
  • продажа, обмен и возврат билетов;
  • камеры для хранения багажа;
  • услуги носильщиков;
  • залы для ожидания (в том числе и бизнес-зал);
  • парикмахерская в VIP-зале;
  • Wi-Fi;
  • справочная;
  • информационные услуги;
  • медицинский пункт;
  • кафе;
  • справки относительно утерянных проездных документов;
  • магазины;
  • санитарно-гигиенические услуги;
  • полиция;
  • видеосъемка в режиме онлайн;
  • банкоматы;
  • стоянка;
  • возможность делать звонки по местной, междугородней и спутниковой связи;
  • офисные услуги – ксерокопии, ламинирование документов;
  • услуги сопровождения лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • вызов такси;
  • комнаты для матери и детей;
  • информационное табло, работающее в режиме онлайн.

Ярославский вокзал — аэропорт Домодедово как доехать

  1. Аэроэкспресс — метро От аэропорта Домодедово доехать до Павелецкого вокзала на скоростном поезде «Аэроэкспресс». Скоростные поезда “Аэроэкспресс” ходят каждые 30 минут. Время в пути 40-50 минут. Перейти на станцию метро “Павелецкая” (Кольцевая линия) и проехать до станции «Комсомольская».
  2. Автобус — метро — метро От аэропорта Домодедово до станции метро «Домодедовская» доехать в автобусе №308. От станции метро «Домодедовская» (Замоскворецкая линия) доехать до Павелецкого вокзала. От станции метро «Павелецкая» (Кольцевая линия) доехать до станции метро «Комсомольская».

Современность[ | ]

Монета Банка России с изображением вокзала, 2020 год
В 2005 году архитектурное бюро Тимура Башкаева осуществило проект очередной масштабной реконструкции Ярославского вокзала[10]. Во время работ изменили расположение касс, увеличили площадь залов ожидания на 1800 м², что позволило создать дополнительные окна пригородных касс и зоны отдыха пассажиров. Реставраторы восстановили зал ожидания для пассажиров первого класса, дверные проёмы в галерее между вестибюлем и кассами, а также комнату за расписанием поездов, замурованную после революции. Изначально предполагалось снять серп и молот, установленные на фасаде при советском правительстве, однако от этой идеи отказались[5][15]. В 2014 году на здании установили архитектурную подсветку. Всего было использовано около 500 светильников тёплого и холодного освещения[25].

26 июля 2020 года на перроне вокзала прошла торжественная встреча «Евразийского поезда дружбы». После чего было подписано соглашение, в соответствии с которым Ярославский и вокзал Сеула признавались побратимами[26]. В этом же году Центральный банк России выпустил серебряную монету, изображавшую вокзал после перестройки Шехтелем[27]. В 2018-м началось строительство дополнительного пути и островной платформы. Полный комплекс работ на Ярославском направлении предполагалось окончить к 2025 году[28].

Куда можно уехать с вокзала?

Вы планируете поехать на восток? Добро пожаловать на Ярославский вокзал! Поезда дальнего следования связывают данную станцию с Владивостоком, Хабаровском, Читой, Новосибирском, Пермью, Екатеринбургом, Тюменью, Омском, Архангельском, Новым Уренгоем, Лабытнангами, Сыктывкаром, Воркутой и прочими городами России. Отсюда ежедневно отправляются фирменные и пассажирские поезда, проезд в которых может значительно отличаться.

москва ярославский вокзал метро

Основное направление, которое обслуживает Ярославский вокзал, – Урал, Сибирь и Дальний Восток. Ранее сюда входил и Север, однако с недавних пор большая часть составов, обслуживающих данное направление, были переведены на другой пункт отправки. Поезда, отбывающие с Ярославского вокзала, часто служат единственным средством передвижения, с помощью которого можно доехать до столицы. Отдельного внимания заслуживают международные поезда, связывающие Москву с Пекином и Улан-Батором, в 1990 годах именно там курсировали «челночники», которые продавали товары из КНР и Монголии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: