Здание как экспонат: неповторимый ГИМ

Каждый зал Государственного исторического музея — маленький архитектурный шедевр и исторический экспонат. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

ГИМ строился, когда обезличенные музейные залы с белыми стенами еще не вошли в моду. Каждый из залов задумывался как архитектурное обрамление экспозиции и имел собственную тему. В декоре интерьеров цитировались храмы и другие здания соответствующей эпохи. А проекты разрабатывали лучшие архитекторы того времени. Вот несколько из этих залов-экспонатов.

Парадные сени

Какое время: XV–XIX века Чем вдохновлялись: Новоспасский монастырь (Москва), Софийский собор (Новгород), cобор Василия Блаженного, Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, церковь Никиты Мученика за Яузой, Васильевский монастырь близ Кидекши.

Огромные Парадные сени — когда-то главный вход в музей. Самое запоминающееся в декоре сеней — потолок. Это гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. Та роспись, созданная при царевне Софье, сильно пострадала (ведь после революции в монастыре находилась исправительная колония). Часть фресок была снята со стен и ныне хранится в ГИМе. Эта роспись в ХХ веке была забелена.

Орнамент, который покрывает стены, повторяет «травы», которыми было расписано царское место Ивана Грозного в Новгородской Софии. А цокольная часть стен «искусственного мрамора» создана по образцу папертей собора Василия Блаженного. Львы у пилонов мраморной лестницы взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Позолоченная решетка у входа в Византийский зал повторяет узор резной сени из кремлевского Успенского собора — а с обратной стороны портал оформлен по образцу церкви Никиты Мученика за Яузой и Васильевского монастыря близ Кидекши.

Художественная галерея в пожарной части

Острогожский историко-художественный музей им. И. Н. Крамского

Острогожский историко-художественный музей им. И. Н…

Острогожский район

Пожарную часть в Острогожске построили во второй половине XIX века по чертежам Станислава Мысловского. В 1910 году памятник архитектуры реконструировали и разместили в нем художественную галерею имени Ивана Крамского. Перестройкой здания руководил сын художника Николай Крамской. В музее хранятся живописные и графические работы Крамского, а также картины Архипа Куинджи, Василия Поленова, Ильи Репина, Ивана Айвазовского и Ивана Шишкина.

Византийский зал

Какое время: III–ХII века Чем вдохновлялись: катакомбы Рима, мавзолей Галлы Плацидии (Равенна), Татевский монастырь (Армения), собор Святой Софии (Стамбул), монастырь Пантократора (Стамбул), собор Монреале (Палермо) Важный экспонат: чарка, выточенная императором Петром I собственноручно из ореха в 1709 году

Три зала Христианской анфилады (ныне здесь располагается экспозиция «Золото») иллюстрировали византийское искусство, которому русское столь многим было обязано. Для его отделки архитекторы изучили те раннехристианские памятники, увидеть которые и сегодня весьма затруднительно, — катакомбы Рима, а также византийские мозаики Равенны, Стамбула и сицилийских храмов.

Первый зал — уменьшенная копия центрального пространства Святой Софии в Константинополе. Оттуда скопирована мозаика с изображением императора Льва VI у ног Христа. Также анфилада украшена копиями фресок из римских катакомб святых Каллиста, Прискиллы, Агнессы, Корнилия, Претекстата и Люцины. Из равеннского мавзолея Галлы Плакидии взята композиция «Добрый Пастырь», а пол, где изображен голубь с оливковой ветвью, — копия мозаичного покрытия из катакомб святой Елены в Риме, раскопанного в 1838 году.

Музей в здании монастырской гостиницы

Саровский историко-краеведческий музей

Саровский историко-краеведческий музей

Саров

Столетие назад в этом доме находилась монастырская гостиница — здесь останавливались паломники, которые приезжали поклониться святыням Саровской земли. Позднее постройку переоборудовали в кинотеатр «Москва». Историко-краеведческий музей переехал в здание в 1967 году. Экспозиция рассказывает об истории Сарова, а также знакомит с природой и искусством Нижегородской области.

Зал № 2 (зал каменного века)

Какое время: первобытная эпоха Чем вдохновлялись: археологические памятники деревни Волосово на Оке Важный экспонат: фигурка полярной куропатки со стоянки Мальта в Иркутской области, изготовленная 22-20 тысяч лет назад, резьба по кости

Этот зал посвящен эпохе неолита и украшен узорами, заимствованными из ямочно-гребенчатого декора сосудов, найденных в середине XIX века близ деревни Волосово.

Но ключевое в оформлении зала — панно «Каменный век», созданное художником Виктором Васнецовым. Для его написания меценат Савва Мамонтов построил Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых (в том числе Валентин Серов).

Непривычный для сказочника сюжет трактован достаточно натуралистично: люди немыты, лохматы… Тут несколько сцен: «Добывание огня и ловля рыбы», «Обработка шкур», «Охота на мамонта», «Пиршество». Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века (консультантами были антрополог Московского университета Дмитрий Анучин и археолог Владимир Сизов), и сегодня многие элементы его «реконструкции» считаются устарелыми и ошибочными.

Зал № 5 (зал железного века)

Какое время: железный век Чем вдохновлялись: ювелирные украшения и керамика «звериного стиля» Важный экспонат: парадные секиры IV–V веков до н. э., найденные в Архангельской губернии на берегу реки Пинеги

Зал, посвященный железному веку, украшен декоративными мотивами «звериного стиля». Самые знаменитые образцы этого искусства — золотые скифские украшения, однако в нем творили и сарматы, и другие народы Европы и Азии.

Головы зверей и птиц на карнизе взяты с находок в мерянских и екатеринославских курганах, а рельеф над дверным проемом с фантастической птицей вдохновлен сибирским золотым украшением из Эрмитажа. Львы в зале скопированы с предметов в скифских могилах, а мозаика пола повторяет гончарные узоры из курганов Владимирской и Ярославской губернии.

Магнитогорская картинная галерея — единственный музей художественного профиля в нашем рабочем городе.

Именно художественные музеи, затратные в материальном смысле, являются признаком зрелости городской инфраструктуры.

Замысел создания музея изобразительных искусств витал в воздухе с первых лет существования города (известны две такие попытки, одна из них была пресечена в 1944 году самим наркомом Лаврентием Павловичем Берия), но картинная галерея была образована только полвека спустя в 1980 году. Тогда уже успешно функционировали многочисленные изостудии, творческие организации, художественные школы, вёл свою просветительскую деятельность худграф МГПИ и была осознана потребность в месте, где хранились бы эталонные произведения искусства, в площадке для выставочной деятельности. «Крестным отцом» музея стал ММК, при содействии которого был проведён в Магнитке III пленум СХ СССР в 1979 году, где и было принято знаменательное решение об открытии галереи. Магнитогорская картинная галерея основана 27 ноября1979 г. решением облисполкома за № 492 «Об открытии картинной галереи в г. Магнитогорске». 5 марта1980 г. издан приказ министерства культуры РСФСР № 124 «О включении «Магнитогорской картинной галереи» в сеть государственных музеев, подведомственных Министерству культуры РСФСР».

В первые годы существования галереи сотрудничество с Магнитогорским металлургическим комбинатом было очень тесным. Прямо в цехах организовывались передвижные выставки, читались лекции по изобразительному искусству.

Первая выставка «Художники автономных республик» была открыта 24 октября 1980 года. Тогда картинная галерея не имела своего здания и размещалась в нескольких местах: в блоке художественной школы, ГПТУ № 13, выставочном зале МГПИ, помещении правления Союза художников СССР. Иногда выставки проводились в залах Дворца пионеров, фойе центральной библиотеки профкома ММК, в цирке, в музыкальном училище им. М. Глинки. Своё здание Магнитогорская картинная галерея получила только в 1986 году. Это был книжный магазин, приспособленный под художественный музей.

В Магнитогорской картинной галерее экспонировались выставки из Государственной Третьяковской галереи «Рисунки русских мастеров конца XIX – начала XX веков», из Государственного Эрмитажа «Западноевропейское искусство эпохи Возрождения», «Западноевропейская гравюра XV-XVIII вв. из собрания Государственного Эрмитажа», «Памятники культуры и искусства античного мира», «Современное искусство из коллекции Инкомбанка» (Целков О., Пурыгин Л., Бабич Ю. и др.), из частной коллекции «Графика Михаила Шемякина», персональная выставка Эдуарда Дробицкого в рамках 250-летнего юбилея Российской Академии художеств, из фондов Челябинского Музея искусств «Золотая карта России» (выставочный проект Государственной Третьяковской галереи), Международный выставочный проект «Меццо-тинто» и др. проекты.

С 2005 года в г. Магнитогорске стартовал масштабный проект – Международный фестиваль современного искусства «Другая реальность», знакомящий жителей города с новейшими тенденциями развития искусства в области популяризации современной музыки, театральной деятельности, кинотворчества и изобразительного искусства. В рамках этого фестиваля Магнитогорская картинная галерея организовывала фестиваль граффити, выставку современного искусства, акции. Насыщенная программа фестиваля подарила зрителям и участникам много счастливых встреч, неожиданных открытий и впечатлений. Он стал настоящим праздником, ярким событием в культурной жизни Магнитогорска.

В 2007 году в Магнитогорской картинной галерее открылся информационно-образовательный , созданный на базе многолетних научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Русского музея, и использующий в своей деятельности новейшие компьютерные технологии.

Новгородский зал (№ 9)

Какое время: XII–XV века Чем вдохновлялись: церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия на Старой Ладоге, иконы «Битва новгородцев с суздальцами», «Знамение» Важный экспонат: берестяная грамота 1220–30-х годов с «автопортретом» новгородского мальчика Онфима (из набора его упражнений)

Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок Спаса на Нередице (позже уничтоженные фашистами). В центре свода, будто в куполе храма, изображено Вознесение Христа. На стенах — святые и композиция с изображением князя Ярослава, преподносящего модель этой церкви Христу. Одна из росписей повторяет знаменитую икону «Битва новгородцев с суздальцами», другая — план Древнего Новгорода с иконы «Знамение» из церкви Михаила Архангела. Этот и другие залы с «христианскими» фресками по идеологическим соображениям в советское время были забелены и только в 1990–2000-е годы открыты после реставрации.

Для украшения зала была изготовлена копия Корсунских ворот Новгородской Софии. Мозаичный пол вдохновлен орнаментом из церкви Святого Георгия на Старой Ладоге, а арочные проемы украшены по образцу порталов Софии Новгородской.

Владимирский зал (№ 10)

Какое время: XII–XV века Чем вдохновлялись: Дмитриевский собор (Владимир), Успенский собор (Владимир) Важный экспонат: половецкая «баба» из села Ступки Донецкой области — языческий идол XIII века

Декор этого зала «белокаменный»: здесь использованы слепки рельефов Дмитриевского собора. Это композиции с изображением царя Давида и Александра Македонского, семейный портрет Всеволода Большое Гнездо с сыновьями. Интерьер дополнен фресками из Успенского собора, которые создавала та же палехская артель. Причем в то время, когда шла работа, фрески в Успенском соборе только-только были раскрыты, и именно Софонов делал их кальки. Рисунок мозаичного пола взят оттуда же.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: