Кафедральный собор, костел Святой Анны и монастырь бернардинцев


«Церковь Святой Анны Санкт Петербург» в словарях и энциклопедиях

Координаты: 59°56′41″ с. ш. 30°21′07″ в. д./ 59.944722° с. ш. 30.351944° в. д. ()59.944722, 30.351944

Лютеранская церковь Святой Анны. Гравюра Гоберта с рисунка А. М. Горностаева, 1834

Це́рковь Свято́й А́нны

(нем.
Annenkirche
— Анненкирхе) — лютеранская церковь в ] Санкт-Петербурга[/anchor], находящаяся по адресу Кирочная улица, дом 8
.

История

Первая лютеранская церковь города

Старейшая Лютеранская церковь Санкт-Петербурга немногим младше самого города. Деревянное здание было построено в 1704 (по другим данным в 1705) году на территории Петропавловской крепости первым обер-комендантом Санкт-Петербурга Романом Брюсом. Позже (по одним данным] — в 1710 году, по другим] — после смерти Брюса то есть после 1720 года) перенесена к Мытному двору на Городовой остров. В 1820-х годах церковь была ещё раз перенесена, на сей раз к Пятой Линии Литейной части (современная Кирочная улица), где в то время проживало много лютеран, в основном служащих Литейного двора

.

Проект Еропкина

В 1740 году старую церковь сменила новая мазанковая, гораздо более просторная. Деньги на постройку выделила императрица Анна Иоанновна, архитектурный проект разработал Пётр Еропкин. Здание было заложено 3 мая 1735 года, а закончилось строительство спустя целых пять лет. Храм был торжественно освящен 26 октября 1740 года почти четыре месяца спустя после казни Еропкина. Фасад храма был украшен пилястрами, небольшую колокольню венчал шпиль. 3 января 1736 года при церкви было открыто немецкое училище, называвшееся «Училище Святой Анны», или Анненшуле

(нем.
Annenschule
).

Каменный храм работы Фельтена

Интерьер церкви Святой Анны. Фотография Карла Булла, 1913

20 июля 1775 года был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена. Освещение церкви состоялось 24 октября 1779 года

.

Церковь Святой Анны находилась на открытом месте, была обращена сразу к двум улицам и Фельтен создал ей два почти равнозначных торцевых фасада. Выходящий на Фурштатскую улицу южный фасад решён в виде апсиды с ионической колоннадой, увенчанной небольшим куполом на шестигранном барабане. Выходящий на Кирочную северный фасад представляет из себя четырёхугольный портик и тоже пышно украшен. Ионические колонны оформляют и интерьер церкви — они поддерживают просторные хоры и зрительно разделяют зал на три нефа. Новая церковь вмещала около полутора тысяч человек

.

В 1826 году бывшая Четвёртая Артиллерийская улица (ранее Пятая Линия) получила название Кирочной — по кирхе Святой Анны

.

В 1850 году в церкви Святой Анны был установлен орган, выполненный немецкой

.

В (?) году церковный алтарь был украшен картиной «Вознесение Христа» работы Эрнста Липгарта

.

В начале XX века приход церкви насчитывал около 12 тысяч человек, в том число которых входили и воспитанницы Смольного института лютеранского вероисповедания. При церкви помимо уже упоминавшегося училища действовали попечительство о бедных, богадельни, детский дом, приют для девочек, больница, земледельческий приют «для падших женщин»

.

Церковь Святой Анны в начале XX века

Канарский собор

Кафедральный собор Святой Анны – самый значимый архитектурный памятник Гран-Канарии. Находится он в столице острова, в старинном районе Вегета.

Собора святой Анны, Гран-Канария (фото: FabioDiana)

Канарский собор (Catedral de Canarias) известен на островах под именем Собора святой Анны (Santa Iglesia Catedral Basílica de Canarias). Потемневшие стены средневекового каменного строения возвышаются на площади Santa Ana в историческом центре города Лас-Пальмас-де-Гран-Канарии на острове Гран Канария.

Монументальный Канарский собор – это крупнейший католический храм Канарского архипелага, первым получивший от папы статус базилики. Здесь размещается епископская кафедра Канарских островов.

Вид на старинный район Лас-Пальмас-де-Гран-Канарии – Вегета (фото: Héctor DS)

Собор освящен в честь святой покровительницы города – Святой Анны. Строить его начали в 1487 году, по велению кардиналов Ватикана. Работы затягивались из-за денежных трудностей и политических проблем; строительство неоднократно приостанавливалось. Первый этап постройки проходил в XV – XVI вв., затем была длительная пауза. Активное строительство возобновилось только в 1781 году. Работы продолжаются и сегодня.

Для возведения стен собора использовались два вида материалов: голубой камень из Сан-Лоренсо и местная пористая вулканическая порода. Несколько разных архитектурных стилей прослеживаются в облике здания. Внешняя архитектура, претерпевшая изменения в поздний период строительства, выдержана в классическом и барочном стиле. На главном фасаде размещены три полукруглых арочных входа; проем центрального портала увенчан большим окном-розой. По краям фасада расположены две высокие симметричные башни с полукруглыми куполами – в одной из них находится звонница.

Интерьер собора (фото: U.Walli)

Собор возведен в форме латинского креста с трансептом, во внутреннем дворике установлен фонтан. Здание трехнефное, интерьер собора оформлен в позднеготическом стиле. Просторный главный неф отделен мощной колоннадой из трехъярусных ребристых колонн, поддерживающих полуарки и нервюры.

Канарский собор (Rafael Gómez)

Всего в соборе было выстроено тринадцать капелл, перекрытых крестовыми сводами. Трансепт покрыт купольным сводом, установленным на высоком барабане с витражными окнами. Украшением храма служит изящно отделанный орган, украшенный готическими пинаклями. Инструмент имеет две клавиатуры; его высота – 7 м, ширина – 5 метров.

Трехярусный мраморный алтарь покрыт позолотой, украшен фигурами святых и рельефным декором. Венчает алтарную композицию главная святыня храма — образ святой Анны, созданный в 1944 году скульптором Хосе де Армаса Мединой.

При соборе существует Епархиальный музей – там хранятся другие религиозные ценности, культовые предметы, гобелены, картины. Самый ценный из его экспонатов – Знамя завоевания. Это знамя вышила сама королева Изабелла.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Постсоветский период

В марте 1992 года в церкви возобновились воскресные богослужения, которые продолжались до сентября 1997 года ]. В остальные дни до второй половины 2001 года продолжался показ фильмов. К этому времени здание перешло в ведение , собиравшейся переделать его под ночной клуб]. Этим замыслам пыталась воспрепятствовать. В феврале 2002 года городское правительство провело заседание в ходе которого было решено возвратить здание церкви. При этом намечалось ликвидировать или реорганизовать юридически всё ещё существующий кинотеатр «Спартак», а заставить в судебном порядке очистить занимаемые ею помещения. В середине августа 2002 года архиепископ Георг Кречмар подписал договор об охране памятника. 2 октября 2002 года городское управление имуществом подало судебный иск против об освобождении здания церкви. 18 ноября 2002 года иск был удовлетворён, а 6 декабря 2002 года в здании церкви Святой Анны произошёл пожар, в результате которого она полностью выгорела ]]

.

Немецкая лютеранская церковь св. Анны — Кинотеатр «Спартак»

…Кинотеатр «Спартак» открылся в 1939 г. после реконструкции кирхи Святой Анны, которая существовала на этом месте еще с 1720 г. Ее заложили немцы-лютеране для своей общины.

В советское время кинотеатр «Спартак» был единственным в Ленинграде кинотеатром Госфильмофонда (его предшественником был кинотеатр «Кинематограф» в ДК Кирова). Здесь шел прокат фильмов капиталистических стран по строгому регламенту – 1-2 сеанса.

«Я в 1985 г. проходила в кинотеатре производственную практику, — рассказывает Анастасия Иванова, звукооператор. — Здесь мы впервые смотрели диснеевские мультфильмы о Бемби, Белоснежке, картины с участием Вивьен Ли, фильмы Микеланджело Антониони, знакомились с итальянскими, американскими, немецкими картинами.

Фильмы шли с субтитрами, помню «Серенаду солнечной долины» с участием оркестра Гленна Миллера – это было потрясающе! Раз в месяц в огромных банках приходило по 20 — 30 фильмов, сразу вывешивались афиши. Понятно, что билеты раскупались тут же на все сеансы. Я с трудом доставала билеты для друзей»

В марте 1992 в церковном зале возобновились воскресные богослужения, которые продолжались до сентября 1997 г., после чего прекратились, так как община переехала.

Потом здание сдали в аренду под сомнительный ночной клуб. В заведение пускали только «своих». 6 декабря 2002 г. здание сильно пострадало от пожара…

(«Мой Район» вспоминает культовые места города 80-х и рассказывает о том, что находится в этих местах в наши дни.16.09.2011., люблюпитер)

Историческая справка: В 1719 г. из немцев-лютеран, служивших на Литейном дворе, образовалась община. Первоначально они собирались для богослужений в одном из залов Берг-коллегии. В 1720 г. заложена деревянная церковь на 300 мест. Построена и освящена в 1722 г. во имя св.ап.Петра. В 1735 г. заложено новое здание церкви по проекту архитектора П. М. Еропкина. Построена и освящена в 1740 г. как церковь во имя св.Анны. Однако это здание просуществовало недолго. В 1775 г. заложен новый каменный храм по проекту архитектора Ю. М. Фельтена (Кирочная ул., 8). Освящен в 1779 г. Здание ремонтировалось и частично реконструировалось в 1850, 1867-1868, 1894, 1900 гг. С 1736 г. при церкви существовала немецкая школа «Анненшуле», были открыты: школа для девочек (1780 г.), сиротский дом (1784 г.), Мариинский приют (1844 г.), сиротская школа (1850 г.), богадельня для бедных девиц мещанского звания «Фридрих-Юльевская» (1895 г.), богадельня Фридриха Гартоха для неизлечимобольных лиц обоего пола.

Постановлением НКЮ от 18.08.1918 г. «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» независимо от конфессии» церковь была лишена прав юридического лица, а имущество её подлежало национализации. Закрыта в 1935 г.

(ЦГИА СПб. Фонд 1896 Начальный год: 1740 Конечный год: 1918 vladimir-2013)

Также после капитального ремон­та на днях открылся кинотеатр «Спартак». Работниками строитель­ной конторы № 2 Управления куль­туры Исполкома Ленгорсовета здесь очень удачно оформлены фойе, зрительный и концертный залы, чи­тальня. (Из заметки «После ремонта» в газете «Вечерний Ленинград»№205(2675) от 30.08.1954 г. С.1; добавил: lenarch)

Примечания

  1. Степанов С. Д. Застройка территории Петропавловской Крепости гражданскими сооружениями
    //
    Степанов С.Д., Фролов В.А. (составители
    ) Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск шестой. Фортификация и архитектура Петропавловской Крепости. — СПб.: 1998. — С. 77-119. — ISBN 5-7917-0008-3
  2. Жерихина Е.И
    . Литейная часть от Невы до Кирочной. — СПб.: Лики России, 2004. — С. 274-278. — 318 с. — ISBN 5-87417-186-X
  3. Энциклопедия Санкт-Петербурга
  4. Сгорела церковь Святой Анны
  5. Статья информационного
  6. Статья «Петербург теряет наследие Лютера» на сайте www.nevastroyka.ru

Литература

  • Георги, И. Г
    . Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом 1794 — 1796. — СПб: Лига, 1996. — 528 с. — ISBN 5-88663-003-1
  • Жерихина Е.И
    . Литейная часть от Невы до Кирочной. — СПб.: Лики России, 2004. — С. 274-278. — 318 с. — ISBN 5-87417-186-X
  • Степанов С. Д. Застройка территории Петропавловской Крепости гражданскими сооружениями
    //
    Степанов С.Д., Фролов В.А. (составители
    ) Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск шестой. Фортификация и архитектура Петропавловской Крепости. — СПб.: 1998. — С. 77-119. — ISBN 5-7917-0008-3

Ссылки

  • С. В. Боглачев, Лютеранская церковь Святой Анны// Энциклопедия Санкт-Петербурга
  • Статья на www.smi.ru со ссылкой на «Аргументы и факты»

Комплекс зданий лютеранского прихода церкви Святой Анны

Лютеранская церковь Святой Анны | Училище Святой Анны (Лицей № 239) | Элементарные школы Cвятой Анны (Школа № 203) | Доходный дом Cвятой Анны

Интерьер

Изначально церковь была двухнефной, нефы состояли из трёх травей, разделённых мощными колоннами. В XIV веке был добавлен северный неф, в XVI веке бывший северный неф, ставший центральным, расширен и перестроен. В ходе работ XIV—XVI веков в архитектуру прежде чисто романской церкви было внесено множество готических элементов. В глубине хоров сохранился старинный витраж XIV века, на котором изображены Святая Анна, Дева Мария и Младенец Иисус. Центральный неф украшен серией из 9 картин середины XVIII века, посвящённых эпизодам из жизни Богородицы. Главный алтарь и большинство статуй собора также относятся к XVIII веку.

Как уже было сказано, в соборе две крипты. Нижняя осталась от церкви V века, разрушенной в ходе нашествия сарацинов. Верхняя романская крипта построена в XI веке.

Капелла Святой Анны или Королевская капелла — самая большая из боковых капелл собора. Она имеет длину около 16 метров, находится левее входа в базилику. Строительство завершено в 1664 году. Основной интерьер капеллы выполнен в XVII веке, преобладающий стиль — барокко. Капелла имеет прямоугольную в плане форму, прямо над ней находится купол собора. С 1876 года на куполе установлена позолоченная статуя Святой Анны, как бы благословляющая город. .

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: