Институт Русского Реалистического Искусства

Институт русского реалистического искусства (аббревиатура — ИРРИ) представляет собой открытый с декабря 2011 года музейный комплекс. В основе коллекции ИРРИ лежат произведения живописи русских и советских мастеров 20-21 веков — А.А. Пластова, С.В. Герасимова, Ю.И. Пименова, А.А. Дейнеки, В.Е. Попкова, Г.М. Коржева, Г.Н. Горелова, Н.И. Андронова, Н.Ф. Новикова, братьев Сергея и Алексея Ткачевых, Виктора Иванова, которые освещают различные исторические этапы развития русского общества.

институт русского реалистического искусства

Общее описание музея

Основу первой экспозиции и музейного фонда в целом составляет частная коллекция, принадлежащая Алексею Ананьеву, бизнесмену, и содержащая множество написанных в реалистической традиции картин. История ее началась около 10 лет назад. Сегодня коллекция Ананьева включает в себя несколько тысяч работ. Представлено в первой экспозиции около 500 из них.

Институт русского реалистического искусства расположен напротив Новоспасского монастыря, в Замоскворечье, в одном из старых корпусов ситценабивной фабрики. После реставрации и перепланировки стен этого здания, построенного примерно в конце 19 века, музейные помещения, занимающие площадь 4500 м², были оборудованы передовыми инженерными коммуникациями, а также специальным оборудованием, которое предназначено для того, чтобы поддерживать в музее особый режим хранения различных произведений искусства. Сегодня техническое оснащение ИРРИ соответствует всем международным стандартам.

Институт русского реалистического искусства

Новая художественная музейно-выставочная площадка открылась в декабре 2011 года. Своим появлением она обязана частной коллекции Андрея Ананьева. Предприимчивый бизнесмен вкладывает свои сбережения в полотна известных мастеров. Его увлечение картинами, написанными в духе русского реализма, началось более 10 лет назад. На сегодняшний день количество собранных полотен идет на тысячи.

Музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства» — это частный проект, цель которого — донести до широкой публики произведения мастеров русской живописи. Задача благородная — проект возрождает традиции российского меценатства. Ведь именно благодаря пожертвованиям П. М. Третьякова в России появилась всемирно известная галерея, а многие великие художники выживали только благодаря спонсорской помощи.

Открытие музея ИРРИ состоялось в первый день декабря 2011 года. Он разместился в бывшем корпусе ситценабивной фабрики, находящемся в Замоскворечье. Здание было полностью перестроено и оснащено современными системами климат-контроля. Оно полностью соответствует принятым во всем мире музейным стандартам. Художественное собрание музея, в котором представлено искусство реалистической школы ХХ века, на сегодняшний день считается одной из лучших частных коллекций этого направления и насчитывает около пятисот произведений искусства советского и российского периодов.

Выставочный комплекс занимает три этажа площадью около 4500 кв. метров. В нем демонстоируются полотна художников XX-XXI веков. Здесь собраны работы мастеров соцреализма первой половины прошлого столетия, широко представлены крупнейшие художники-«шестидесятники», а также выставлены полотна живописцев, отражающих современную творческую жизнь России. Аркадий Пластов и Гелий Коржев, Виктор Калинин и Таир Салахов, Исаак Бродский и братья Ткачёвы — их работы являются украшениями экспозиции.

При музее работает сувенирная лавка, экскурсионный отдел и кафе. В ИРРИ сформирована система аудиогидов, в открытом лектории проводятся семинары и встречи с представителями культурной элиты России, проходят мастер-классы.

Фонд музея постоянно и активно пополняется работами наших современников.

Стоимость входного билета на постоянную экспозицию — от 50 до 150 рублей, для льготных категорий посещение музея бесплатно. Первый вторник и последнюю субботу каждого месяца посещения бесплатные.

Купить билет

Мастер-классы и лекции

экспозиция произведений

Экспозиция произведений из собрания ИРРИ доступна с декабря 2011 года широкому кругу отечественных и зарубежных посетителей, интересующихся реалистической школой, ее культурной традицией в России. Здесь проходят каждую первую субботу месяца мастер-классы и лекции для всей семьи. Имеются групповые и индивидуальные экскурсионные программы на английском и русском языках. Студенты художественных вузов, а также ученики различных художественных лицеев имеют возможность бесплатно посетить музей в определенные дни (подробнее о времени работы этого музейно-выставочного комплекса смотрите в самом низу статьи).

ирри институт русского реалистического искусства

Адрес музея и способ проезда

Институт русского реалистического искусства находится возле станции метро «Павелецкая». Отсюда можно добраться на автобусах 106, 13, 632 или 158, или же 13-м маршрутном такси от Павелецкого вокзала до остановки под названием «Первая Ситценабивная фабрика», или же доехать на трамваях 38, 35 до остановки «Новоспасский мост» и войти со стороны Дербеневской улицы в «Новоспасский двор», бизнес- можно добраться на трамваях 38 или 35 до остановки «Новоспасский мост». То есть, существует несколько вариантов того, как попасть в Институт русского реалистического искусства.

Адрес, по которому находится ИРРИ — Дербеневская набережная, дом 7, строение 31.

Музей этот занимает все три этажа помещения. Найти его довольно просто — рядом находится кирпичная башня, являющаяся трубой котельной, здание которой и занимает Институт русского реалистического искусства. Когда идешь в музей среди зданий из красного кирпича этой бывшей фабрики, создается впечатление, что находишься в конце 19 века где-то в Англии.

институт русского реалистического искусства музей

Залы музея сегодня заполнены множеством картин известных художников: Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Александра Дейнека, Виктора Попкова, Владимира Стожарова и других. Во многих работах чувствуется и национальный характер и русский дух.

Как добраться

Адрес музея: Дербеневская набережная, 7, строение 31.

Если Вы добираетесь на метро, то доезжаете до зелёной Павелецкой и выходите к Павелецкому же вокзалу. Когда выйдете, окажетесь в примерно таком пространстве, как на первом фото. Дойдёте до конца вокзального здания и увидите выход. Идёте направо (справа увидите Музей Московской железной дороги), и затем долгое время прямо, потом поворачиваете направо (как на шестом фото). Далее уже будут указатели, как выйти к Дербеневской набережной, после этого доходите до перекрестка, как на восьмом фото и оттуда направо. Проходя по улице, по ее левой стороне увидите, собственно, вход на территорию, где располагается музей (далее везде будут указатели, так что заблудиться будет сложно).

Путь к музею от Павелецкого вокзала:

Ближайшие станции метро — «Павелецкая» и «Пролетарская». После посещения музея вы можете прогуляться по Новоспасскому мосту, посетить исторический Новоспасский монастырь и отправиться в прошлое, посетив Крутицкое подворье — церковь и двор XVII века, которые сохранились с дореволюционных времён.

Особенности музея

Внутренние помещения и само здание, начиная от гардероба и фойе и заканчивая выставочными залами, говорят о том, что техническое оснащение этого музея действительно находится на высочайшем уровне, ИРРИ (Институт русского реалистического искусства) является солидной галереей современного типа.

институт русского реалистического искусства адрес

А по качеству и количеству собрания картин российских, советских художников уступает, пожалуй, лишь Третьяковской галереи. Алексей Ананьев, устроитель ее, уловил веяние времени, еще не очень заметное, легкое, и сделал ставку, прежде всего, на реалистическое русское искусство. Авангардизм в сегодняшних формах, в его псевдоноваторстве и эстетическом авантюризме зачастую ведет в тупик. Зерно новизны, конечно, имелось в этом искусстве, но оно не проросло. А реализм дает очень многое. Русское искусство этого направления рассказывает о жизни, изображает свое время: типы людей, их лица, трудовые моменты, быт, пейзаж, дома и др. А еще оно требует умения рисовать, профессионального мастерства.

Лучшие работы

Институт русского реалистического искусства — музей, в котором вы увидите, например, очень броский и виртуозно выполненный портрет работы Александра Осмеркина под названием «Дамы в черном берете» или творение Александра Самохвалова «Портрет летчика». Музейно-выставочный комплекс дает возможность посмотреть на полотна Владимира Стожарова, самые известные из которых: «Унжа», «Муфтюг. Большая вода», «Осень. Коровы пасутся». Например, произведение «Прясла» Аркадия Пластова — это всего лишь забор, синева, снег… Но почему-то появляется желание ощутить полноту и теплоту непритязательной колхозной жизни, зайти за эти прясла. Творения Виктора Попкова: «Под сиренью», «Отдых», «Предвечерние тени» также никого не оставят равнодушным.

Примечания

  1. [echo.msk.ru/programs/museum/864142-echo/ Программа «Музейные палаты» от 03.03.2012] Искусствовед Наталья Александрова на «Эхо Москвы» в передаче «Ленин, Сталин и другие официально лица — вожди на полотнах советских художников из собрания «Музея Института русского реалистического искусства»: «А вот Гавриил Никитич Горелов оказался фигурой очень сложной. Я его не застала, но даже по работе с этой экспозицией я знаю, что художники многие говорили: ну зачем вы его повесили, да кто он такой, да зачем он нужен».
  2. [www.novospassky.ru/news/otkrutie_instituta.html Открытие ИРРИ]. Новоспасский Двор (2.12.2011). Проверено 10 февраля 2012. [www.webcitation.org/68I3JfxgG Архивировано из первоисточника 9 июня 2012].

Художники советского времени

музейно выставочный комплекс

В советские времена различные произведения, написанные известными мастерами, покупало министерство культуры, а также музеи. Не найдете вы в экспозиции, например, такую работу дореволюционного времени, как картина «Проводы» Гелия Коржева, а полотно Грабаря «Хризантемы» приобрела Третьяковская галерея. Но и менее известные картины мастеров столь высокого уровня представляют профессиональный, музейный и исторический интерес. Экспозиция произведений представлена такими авторами советской живописной школы, как Грицай, Жилинский, Салахов, Оссовский, Стожаров, Иванов, Кугач, Неменский, Соколов-Скаля, Осьмеркин, Ромадин, Чуйков и многие другие. Их работы демонстрируют высокий профессиональный уровень, который был у живописи советского периода.

Экспозиция

Коллекция музея охватывает весь советский период, а разные этажи посвящены различным эпохам.

На первом этаже представлены работы современного искусства, созданные начиная с 1970-х годов. В состав экспозиции вошли произведения известных мастеров московской живописной школы, таких как Виктор Калинин, Алексей Суховецкий, Владимир Телин, Николай Зайцев, Вячеслав Стекольщиков, Николай Соломин, а также картины выдающихся ленинградских живописцев Андрея Мыльникова, Евсея Моисеенко, Бориса Угарова, Вячеслава Загонека.

Институт Русского Реалистического Искусства

На втором этаже экспонируется советское послевоенное искусство. Здесь можно увидеть работы, посвящённые Великой Отечественной войне и образу русской деревни того времени. Стены комнат окрашены базальтовым цветом, а пол выстелен паркетом и намеренно сделан скрипучим для создания эффекта присутствия. Основу экспозиции составляют работы крупнейших художников-«шестидесятников», в число которых входят народные художники, действительные члены Российской академии художеств Гелий Коржев, братья Сергей и Алексей Ткачёвы, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Дмитрий Жилинский, Таир Салахов.

В залах третьего этажа экспонируется один из самых значительных разделов музейной коллекции — советская живопись первой половины XX века. Здесь представлены произведения выдающихся мастеров отечественного искусства Аркадия Пластова, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Исаака Бродского и других художников.

Из экспозиции музея:

Небольшие работы

Разумеется, присутствуют не только самые удачные творения известных авторов. Подпись знаменитого художника еще не говорит ни о стоимости, ни о художественной ценности работы. К счастью, таких не совсем удачных творений в экспозиции ИРРИ мало. Даже небольшие картины, практически этюды, подтверждают несомненное мастерство авторов. К примеру, это работы художника Решетникова, а также портрет «Колхозник» Циплакова и «Новоспасский монастырь» работы Дементьева. Последняя картина размером всего 30 Х 25 см. Здесь же отметим Куприянова Михаила Васильевича — его картины «Москва. Зима 1946» и «Москва. 1947г.», живописный и необыкновенно свежий «Портрет художника», выполненный Пименовым Юрием Ивановичем.

«Неоконченный разговор» представляет собой редкий пример переданного в натюрморте значительного переживания. Данная работа находится сейчас в Третьяковке. Институт русского реалистического искусства в Москве также дает нам возможность вспомнить творчество этого мастера живописи.

Художники нашего времени

Прекрасно представлены многие художники нашего времени. Очень хорошая со всех точек зрения картина — «Перед работой. Мужики» Коркода Владимира Николаевича. Прекрасные образцы пейзажа представляют работы Изотова Михаила Николаевича «На берегах Клязьмы», «Зимний день во Владимире», «Владимир. Вид на Успенский собор». Не броская, но очень пронзительная картина — «День Победы» Антона Вячеславовича Стекольщикова.

Работы Вадима Владимировича Дементьева «Воробьевский лес», «Октябрь. Андреевка», «Сельцо» представляют собой образец живописи художников московской школы. Отметим также картину Владимира Викторовича Янаки «Вдова», Егора Николаевича Зайцева «Рождественская елка». В нашей стране имеется множество талантливых художников, о которых широкому кругу известно очень мало. У этих авторов есть великолепные работы. Большая радость — когда они, наконец, доходят до зрителей. Гениальные работы художника Пиросмани известны широкому кругу. Но ведь и в русских деревнях, в этих покосившихся хижинах мы можем увидеть простенькие, написанные малярными красками на фанере, но очень трогательные шедевры, которые зачастую не уступают им. О них, к сожалению, неизвестно, а между тем в них содержится духовное богатство русского крестьянина. Так же и у целого ряда малоизвестных художников-реалистов имеются работы, которые видели не многие. В ИРРИ вы найдете некоторые из них. Общее впечатление от данной экспозиции — ощущение тяжелой и большой проделанной работы, очень нужной и полезной.

Здание

Здание фабрики было построено швейцарским мастером Бухером в 1823 году. В последующие десятилетия мануфактура стала крупнейшим ситценабивным предприятием Российской империи. В 1847-м фабрика перешла под управление товарищества «Эмиль Циндель» и расширила ассортимент производства[2][3].

Во время революции 1905—1907 годов мануфактура стала одним из основных опорных пунктов массовых забастовок рабочих. С установлением советской власти производство было переименовано в «Первую ситценабивную фабрику»[2].

После распада СССР из-за падения потребления ситцевых тканей фабрика перестала выдерживать конкуренцию с Ивановскими предприятиями, которые заняли роль ведущих текстильных производителей. По этой причине новые владельцы фабрики — — в конце 1990-х годов приняли решение закрыть большинство цехов и обустроить в помещениях деловой квартал «Новоспасский двор». Проект был назван в честь расположенного неподалёку одноимённого монастыря и включал в себя реконструкцию 14-ти фабричных павильонов, один из них впоследствии отдали под музей. Реализация бизнес-квартала стартовала в 2000 году под управлением архитектурного бюро «Мегастрой 2000» и завершилась к 2005-му. В результате проведённых работ были укреплены фундаменты, надстроены мансарды, а также восстановлена кирпичная кладка на фасадах корпусов[3][4][5][2].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: