Атаманша Марья, божедомка и чумное кладбище: мрачная история Марьиной Рощи

Московская еврейская общность зародилась в Москве в середине XIX века, и за этот отнюдь не столь долгий период страницы ее истории отметились многими яркими именами и событиями. Сегодняшнее в столице непросто встретить людей, говорящих на идише, и с каждым годом их остается шабаш меньше. Тем не менее жизнь еврейской общины продолжается, а воспоминания о людях, причастных к ней, навеки сохранена на памятных надгробиях Востряковского кладбища – главного еврейского некрополя Москвы.

Еврейское кладбище в Москве: название, адрес, история появления, известные люди, похороненные на кладбище - ZdavNews

Про еврейского кладбища в Москве

На рубеже XIX-XX вв. возле от деревни Востряково появилось кладбище для захоронения местных жителей. Только-только позже, в 1930-х гг., правление московской еврейской общины получило соизволение на создание рядом с ним собственного кладбища. Оно кажется было заменить прежнее еврейское кладбище в Москве – Дорогомиловское. Весь век старые захоронения были перенесены, и теперь им отведено уезд по правую сторону от главной аллеи некрополя.

Из-за несколько лет своего существования Востряковское еврейское некрополь в Москве значительно расширилось, и сегодня оно включает фошка территории: Монастырское, Старое, Новое и Новейшее. Здесь захоронено избыток евреев, чьи имена неразрывно связаны с историей развития советской и после российской науки и культуры. Это известные деятели литературы и картина, ученые. На территории старого кладбища и монастырской стены позволено почтить память выдающихся государственных служащих и членов их семей.

Еврейское кладбище в Москве: название, адрес, история появления, известные люди, похороненные на кладбище - ZdavNews

Содержание

  • 1 Эпоха Библии
  • 2 Народное кладбище
  • 3 Указания Талмуда и раввинистической литературы
  • 4 Эпоха Второго храма
  • 5 Конец эпохи Второго храма
  • 6 Кладбища еврейских общин средневековой Европы
  • 7 Девятнадцатый век
  • 8 Годы Катастрофы европейского еврейства
  • 9 Послевоенный период
  • 10 Обычаи посещения кладбищ
  • 11 Еврейские кладбища на территории бывшего Советского Союза 11.1 Тенденция к ликвидации еврейских кладбищ
  • 12 Источники
  • Эпоха Библии

    Уже в эпоху Библии могилы считались ритуально нечистыми (Чис. 19:16; см. Чистота и нечистота ритуальные), и поэтому во времена патриархов и в период Первого храма места захоронений — обычно пещеры или высеченные в скалистой почве отдельные могилы или подземные склепы как на семейных участках (см. Махпела пещера), так и на участках, отведенных под кладбище «сынов народа», — находились, видимо, на некотором расстоянии от поселений или жилища (Быт. 23:19; II Ц. 23:6).

    Исключением (впоследствии строго порицаемым Иехезкелем, 43:7 и 9), очевидно, являлся обычай хоронить царей в их столицах, засвидетельствованный не только многократно встречающимися в Библии применительно к царям Иудеи и Израиля выражениями «почил с отцами», «погребен с отцами» (I Ц. 11:21; 22:40 и во многих других местах), но и прямыми указаниями на захоронение Давида и его преемников в «граде Давида» (I Ц. 2:10; 11:43; 14:31 и прочие).

    Народное кладбище

    «Народное» кладбище, упоминаемое вскользь уже в Библии (II Ц. 23:6), появляется во всех населенных пунктах Эрец-Исраэль, как следует полагать, лишь в эпоху Мишны, когда были разработаны и правила устройства кладбища.

    Оно должно было отстоять на расстоянии не менее 50 локтей (около 25 м) от ближайшего дома поселения (ББ. 2:9); участок, отведенный под кладбище, следовало огораживать.

    Указания Талмуда и раввинистической литературы

    Талмуд и более поздняя раввинистическая литература строго запрещают любое действие, свидетельствующее о неуважении к усопшим (еда, питье, сон, громкий разговор, пастьба скота на кладбище, использование склепов в качестве кладовых и т. п.), или прохождение по кладбищу с целью сокращения пути (Мег. 29а; Ш. Ар. ИД. 368:1).

    На кладбище запрещается надевать таллит и тфиллин, вносить свиток Торы или читать из него, «дабы не устыдить» мертвых, которые уже не могут выполнять мицвот (Ш. Ар. ИД. 367:2, 3).

    Превращение Иерусалимского кладбища в некрополь, впоследствии окруживший город со всех сторон, видимо, началось уже в эпоху Первого храма с захоронения членов царской семьи и знати вне семейных склепов (II Ц. 21:18, 26; II Хр. 26:23).

    На северо-восточном склоне долины Кидрон (в районе Кфар-hа-Шиллоах) были обнаружены наземное строение так называемой гробницы дочери фараона со следами надписи древнеивритским шрифтом, а также несколько подземных захоронений, в том числе царского чиновника «что над домом» (домоправителя).

    Эпоха Второго храма

    Большинство гробниц, восходящих к эпохе Второго храма и отличающихся законченностью архитектурной концепции и декоративностью притолок, фризов и тимпанов, сгруппированы вокруг Старого города в основном на востоке (по склонам Масличной горы и горы Скопус), на севере (от так называемой Гробницы членов Синедриона до Гробницы царей, см. Елена) и юге (вдоль долины Кидрон и ее ответвлений).

    Обычай погребения на Иерусалимском кладбище знатных, зажиточных или особо набожных лиц, скончавшихся в диаспоре, возник вскоре после разрушения Второго храма, со временем распространился на всю территорию Эрец-Исраэль и бытует поныне.

    Обширный некрополь в Бет-Шеариме служил для этой цели на протяжении 2–4 вв. н. э. Известно, что даже в Химьяре (нынешний Йемен) умирающие завещали детям перевезти свои останки в Эрец-Исраэль для захоронения их в Святой земле, веруя, что этим избегнут загробных мук (хиббут hа-кевер) и предстоящего «скитания по подземным расселинам» (гилгул мехиллот) на пути в Землю Израиля, когда придет Мессия, а также в правдивость изречения «захороненный в земле Эрец-Исраэль, что захороненный под алтарем» (Кт. 111а).

    Конец эпохи Второго храма

    К концу эпохи Второго храма относятся еврейские кладбища в районах горы Мерон (Галилея) и Кумрана (у Мертвого моря). В Риме имеется шесть еврейских кладбищ — катакомб, относящихся к 1–4 вв. Отдельные еврейские катакомбы обнаружены также в итальянском городе Веноса (4–8 вв.), на островах Сардиния, Сицилия, Мальта, в Киренаике, Карфагене и Александрии. В Эрец-Исраэль средневековые еврейские кладбища сохранились в Цфате и Кфар-Ясифе.

    Кладбища еврейских общин средневековой Европы

    В христианских и мусульманских странах средневековой Европы наличие у еврейской общины участка для устройства кладбища было признаком ее жизнеспособности и признания властями.

    Иногда правители, заинтересованные в участии евреев в развитии экономики подвластных им городов, старались привлекать их в свои владения, предоставляя им, наряду с прочим, необходимые для кладбища участки земли.

    Такой участок выделил в 1084 г. из церковных земель Рюдигер, епископ Шпейера, даровавший евреям города грамоту с привилегиями. Возвышенность, на которой находилось еврейское кладбище Барселоны, носит до сих пор название Монтхуич (Еврейская гора).

    На кладбище в Пуэнте-Кастро близ Леона (на севере Испании) поныне находятся еврейские надгробия 11 в.

    Кладбища еврейских общин средневековой Европы обычно располагались на краю гетто, и при них имелось (как и поныне на многих из них) особое строение для омовения покойников (хадар тохора).

    Из-за небольших размеров кладбища часто приходилось хоронить в два (а иногда и более) слоя, оставляя между ними пласт земли толщиною в шесть ладоней (около 45 см; Ш. Ар. ИД. 362:4), равный предписанному минимальному расстоянию между смежными могилами.

    Часто несколько еврейских общин имели общее кладбище. Так, в Лондоне до 1177 г. еврейское кладбище было единственным на все общины Англии; в Альтоне (Германия) кладбище было общим для местной и Гамбургской общины; амстердамская община имела кладбище в Удеркерке; евреи Верхней и Нижней Баварии — в Регенсбурге; евреи Чехии (до 14 в.) — в Праге.

    В настоящее время хорошо сохранившееся пражское еврейское кладбище является частью музейного комплекса (см. Прага).

    В средние века в Вене было центральное кладбище для евреев не только австрийского герцогства, но и соседних стран; в Швейцарии центральные кладбища были в Базеле и Цюрихе. Владевшая кладбищем община порой взимала с других общин плату за право пользования им.

    На некоторых небольших кладбищах могилы копали в последовательности погребений. Однако на большинстве кладбищ было принято выделять особый участок для погребения раввинов и других знатных или благочестивых членов общины, а для погребения коhенов, их жен и незамужних сестер (ср. Лев. 21:2, 3) отводить ряд у кладбищенской стены на расстоянии восьми локтей (около 4 м) от параллельного ряда захоронений, чтобы кровные родственники-коhены могли присутствовать на похоронах своих родных или посещать их могилы, находясь на разрешенном расстоянии в четыре локтя от других могил.

    На многих кладбищах мужчин и женщин хоронили в разных рядах. Вероотступников, отлученных от общины (см. Херем), и самоубийц следовало хоронить в отдаленном углу кладбища или за его оградой (ср. Ш. Ар. ИД. 345:1, 4, 5).

    В отношении самоубийц это правило было впоследствии смягчено большинством галахических авторитетов. Враждующих запрещалось погребать рядом, так же как грешника около праведника (Ш. Ар. ИД. 362:5, 6).

    Девятнадцатый век

    Возникший у евреев в 19 в. обычай сажать цветы на могилах вызвал строгое порицание со стороны ортодоксальных раввинов (которые считали это подражанием иноверцам — хуккат hа-гой); подобная практика и поныне не допускается на кладбищах, находящихся в ведении ультрарелигиозных общин Израиля.

    Однако на многих других кладбищах в Израиле, в частности на военных, разрешена посадка растений на могилах и близ них.

    В 19 в. во многих городах Европы возникли объединенные кладбища с отдельными участками для различных вероисповеданий.

    Ведущие раввинистические авторитеты требовали, чтобы такой участок находился в постоянном владении общины, был огорожен и отдален от других участков минимальным расстоянием в четыре локтя.

    Годы Катастрофы европейского еврейства

    Во время Второй мировой войны и Катастрофы было разорено большинство старинных еврейские кладбищ на территориях Центральной и Восточной Европы.

    Особенно пострадали еврейские кладбища в Польше.

    Послевоенный период

    В послевоенные годы многие еврейские кладбища в Германии пришли в запустение из-за исчезновения владевших ими общин.

    Интенсивное городское строительство послевоенных лет в Восточной и Центральной Европе привело к ликвидации многих старинных еврейские кладбищ, оказавшихся в центре городов.

    Однако некоторые из них (например, в Кракове, Люблине, Праге, Варшаве) восстановлены и содержатся в порядке.

    Памятник с надписью о бывшем здесь еврейском кладбище установлен в 1952 г. на окраине города Витория в Северной Испании (Страна басков), жители которого в 1492 г., приняв этот участок (так называемый Холм евреев) в дар от изгоняемой общины, обязались 460 лет охранять находившиеся на нем могилы.

    Подавляющее большинство еврейских кладбищ в Испании были превращены после изгнания евреев из страны (1492) в выгоны и со временем застроены.

    Обычаи посещения кладбищ

    Посещение кладбищ в дни поста (особенно в день Ава девятого), а также в канун новомесячья, в месяц элул, в канун Иом-Киппура и в йорцайт для молитв у могил родственников, «дабы те заступились за живых» (Таан. 16а), стало широко распространенным обычаем, сохранившимся во многих общинах и поныне.

    Во многих местах для предотвращения опасности, угрожающей всей общине (эпидемии и т. п.) или отдельной семье (например, тяжелые роды), принято обмерять кладбище по периметру и жертвовать синагоге равное число свечей; обходить (как и при освящении кладбища) вокруг кладбища несколько раз (хаккафот), читая псалмы и слихот, либо даже устраивать на кладбище за счет общины свадьбу неимущей паре (так называемая `черная свадьба`).

    При посещении кладбища по истечении 30 дней после похорон читают молитву, которая завершается второй бенедикцией из Амиды.

    Молитвенники обычно содержат и другие специальные молитвы для чтения при посещении могил родственников и цаддиков.

    Могилы цаддиков до сих пор служат местом паломничества хасидов (см. Хасидизм) со всего мира (в СССР они посещались даже в советские времена).

    Еврейские кладбища на территории бывшего Советского Союза

    На территории бывшего Советского Союза самые старые еврейские надгробные памятники обнаружены в Крыму и на Кавказе (в Грузии).

    О существовании еврейских кладбищ в Крыму уже в 1–3 вв. н. э. свидетельствуют относящиеся к этому периоду надписи на греческом языке.

    Еврейские надгробия, обнаруженные вблизи древней столицы Грузии — городе Мцхета (см. Грузинские евреи) и в других местах на территории Грузии, относятся ко 2–5 вв.

    Эти и более поздние надгробные памятники (в частности, относящиеся к 18–19 вв.) содержат ценный эпиграфический материал для изучения истории еврейских общин Грузии.

    Многие надгробия, сохранившиеся на еврейских кладбищах в Галиции, в Закарпатье, на Буковине, то есть на территориях, входивших ранее в состав Австро-Венгерской империи, а затем Польши, Венгрии и Румынии, свидетельствуют о замечательном искусстве еврейских мастеров-камнерезов.

    После разделов Польши (конец 18 в.), в результате которых массы еврейского населения оказались под властью Российской империи, еврейские кладбища появились и в тех городах, где евреи ранее не проживали, в том числе и вне черты оседлости.

    Иногда приобретение участка под кладбище предшествовало созданию еврейской общины. Так, в 1802 г. еврейская колония Петербурга (см. Санкт-Петербург) вступила в соглашение с евангелическо-лютеранской общиной города, которая отвела в распоряжение евреев участок на своем кладбище (Бретфельдское, позднее — Волково кладбище).

    Этот акт символизировал основание еврейской общины Петербурга. Евангелическая община снова пришла на помощь евреям, когда в 1862 г. старое кладбище оказалось заполненным, а православное духовенство, в ведении которого находились городское кладбище, отказалось предоставить евреям другой участок.

    В 1874 г., когда кладбище находились уже в ведении городской управы, евреям был предоставлен особый участок в семь десятин, так называемое Преображенское кладбище, на котором погребены многие видные представители русского еврейства (например, Д. Г. Гинцбург /см. Гинцбург, семья/, скульптор М. Антокольский и другие).

    Во время Второй мировой войны некоторые памятники на Преображенском кладбище были повреждены (в том числе памятник М. М. Антокольскому работы И. Гинцбурга).

    Тенденция к ликвидации еврейских кладбищ

    При советской власти наблюдалась постоянная, все усиливающаяся тенденция к ликвидации отдельных еврейских кладбищ и замене их «смешанными» кладбищами, на которых хоронят как евреев, так и неевреев.

    Иногда на смешанных кладбищах выделяется особый участок для еврейских могил. Так, в Москве в 1932 г. прекратились захоронения на еврейском Дорогомиловском кладбище (окончательно ликвидировано в 1941 г.).

    Прах некоторых евреев, погребенных на этом кладбище, был перенесен на еврейское кладбище Востряково в пригороде Москвы или на нееврейское Новодевичье кладбище.

    В 1963 г. последнее еврейское кладбище Москвы (Востряково) было заполнено и закрыто. Евреев стали хоронить на смешанных участках; нередко предавать кремации.

    Однако евреи, сохранившие верность религиозным традициям, хоронят своих родственников на еврейских кладбищах на станциях Малаховка (недалеко от Москвы по Казанской железной дороге) и Салтыковка (Курская железная дорога).

    В Киеве Лукьяновское еврейское кладбище, расположенное вблизи Бабьего Яра, было закрыто еще в конце 1930-х гг., а в 1960-е гг. его сровняли с землей (надгробные памятники были снесены, некоторые из них — проданы) и впоследствии эту территорию застроили.

    Еврейское кладбище на Куреневке, открытое вместо Лукьяновского, было заполнено и закрыто.

    В Киеве, как и во многих других городах Советского Союза, евреев стали хоронить на смешанных кладбищах (на Байковом кладбище — самом крупном и старом кладбище Киева — имеются еврейский и так называемый интернациональный участки).

    Своими надгробными памятниками известны были в прошлом три еврейских кладбища Одессы, на одном из которых погребены видные деятели еврейской культуры (Менделе Мохер Сфарим, С. Фруг и другие).

    В советские времена еврейские кладбища оказались заброшены, памятники нередко подвергались надругательствам (например, памятники М. Мохер-Сфариму и отцу И. Бабеля с надписью в память писателя, место погребения которого неизвестно).

    На территории кладбища надзиратели расположенной поблизости одесской тюрьмы занимались тренировкой в стрельбе; в качестве подставок для мишеней использовались надгробные памятники.

    В Гродно еврейское кладбище было распахано в середине 1950-х гг., надгробия использовались при сооружении памятника Ленину.

    Запустение царит на старых еврейских кладбищах местечек Западной Украины, где почти не осталось евреев после Катастрофы.

    Разрушению и закрытию подверглись еврейские кладбища во многих городах Советского Союза: Минске, Кишинёве, Вильнюсе, Львове, Бердичеве, Могилеве и других. Одно еврейское кладбище во Львове было разрушено во время немецкой оккупации; уцелевшие кладбища разрушились из-за отсутствия ухода.

    Власти проявляли демонстративное пренебрежение к проблемам еврейских кладбищ.

    Востряковское еврейское могильник в Москве: знаменитые евреи

    Во многих городах России подчищать некрополи, где покоятся представители еврейских общин. Немалое нажин знаменитых и не очень евреев похоронено на еврейских кладбищах в Москве: Хина Лейб Срулевич, Ваксберг Аркадьюшка Иосифович, Иофе Симон Израилевич покоятся здесь… Сии имена мало известны современному поколению, но продолжительный список их пополняется изо дня в день. Подчищать, однако, среди них люди, чьи захоронения выделяются вследствие величественным памятникам и необыкновенным эпитафиям. О некоторых из них читайте следом.

    Тридцатидневный траур

    Родственники проходят через три периода траура, период Шивы длится 7 дней, скорбящая семья остается дома и еврейская община посещает их, чтобы продемонстрировать свою поддержку и утешение.

    День захоронения считается первым днем Шивы. В том случае, если это совпадает с еврейским праздником, именно раввин сможет посоветовать скорбящей семье, что делать в каждой конкретной ситуации. Семья может покинуть дом только в субботу (Шаббат), чтобы попасть в синагогу. В течение этого периода проводятся три службы (утренняя, дневная и вечерняя) для чтения молитвы и, таким образом, утешения семьи.

    Атмосфера в доме должна характеризоваться предельным уважением. Разговоры должны быть о покойном. Присутствие членов семьи, друзей и членов общины очень важно для скорбящей семьи, поскольку оно символизирует признательность и внимание. Во время Шивы свеча будет гореть в течение семи дней.

    Посетителям не следует ожидать, что с ними будут обращаться как с гостями, а напротив, им следует заходить тихо и приносить еду или фрукты скорбящей семье.

    Период Шлошим – это период продолжительностью 30 дней, в течение которого семья возвращается к работе и повседневной деятельности, в течение которого не слушают музыку, не стригутся и не делают макияж и не допускают никакой другой формы празднования. Сейчас многие люди используют черную ленту в качестве символа траура. Когда видно, что человек носит черную ленту, следует выразить соболезнования, даже если о погибшем ничего не известно.

    Белый маг Юрий Лонго

    Юрий Лонго, ведун, известный своими опытами по оживлению почивших людей, умер в 2006 году. Ходят легенды о волюм, что он был способен передавать покойникам порцион своей жизненной энергии, что позволяло им болтать (жидкость) частями тела и раскрывать рот, видимо, в попытках известить что-то тем, кто еще жив. Кое-какие всерьез верят, что знаменитый маг лишь взял передышку в своем жизненном цикле. Все официальная причина смерти — разрыв аорты. 20 февраля 2006 лета Юрий Лонго был похоронен на Востряковском сен-женевьева-де-буа.

    Вольф Мессинг: человек-загадка

    Кто из нас ни разу маловыгодный слышал имени этого легендарного пророка, невероятными способностями которого восхищались аж Сталин и Гитлер? Именно этот человек предсказал провал фашистского режима и указал точную дату окончания Дальнейший мировой войны – 8 мая 1945 лета. Он же неоднократно призывал Сталина прекратить антисемитские задел, но, так и не сумев убедить советского вождя принять во внимание к себе, предсказал, что тот скончается в еврейский царский) день – Пурим, который традиционно отмечается евреями за всему миру 5 марта. Так и произошло в 1953 году.

    Еврейское кладбище в Москве: название, адрес, история появления, известные люди, похороненные на кладбище - ZdavNews

    Вольфу Мессингу до мозга костей точно была известна дата и собственной смерти, отчего, когда срок его кончины приблизился, предсказатель был изволь покинуть этот мир. 8 ноября 1974 возраст Вольф Мессинг скончался. Его могила находится держи 38-м участке еврейского кладбища в Москве, рядом с могилой его жены.

    «Побратим парадоксов» Дитмар Розенталь

    Реформатор российской орфографии, родившийся и вошедший в лета в Польше, еврей по национальности, Дитмар Розенталь всю свою сознательную существование (бренное) провел в Германии. В России он занимался изучением итальянского языка, а миллионам людей известен благодаря многочисленным учебникам вдоль стилистике русского языка и разработанным им словарям, пособиям и справочникам. Скончался Розенталь 29 июля 1994 годы в Москве, навсегда сохранив за собой звание последнего патологического знатока русского языка.

    Инфраструктура и предприятие Востряковского кладбища

    На сегодняшний момент площадь Востряковского еврейского кладбища Москвы составляет почти 137 га. На территории находится православный молельня Иоанна Предтечи. Он был открыт в 2000 году и возвышенно освящен спустя год после этого события, 3 апреля 2001 лета. Здесь же стоит неброское здание высотой в (итоге в 1 этаж – ритуально-похоронный пункт от Московской хоральной синагоги – простор для поминовения усопших, при жизни принадлежавших еврейской общине. Таким образом, еврейское майдан в Москве – это не только крупнейший погост, но и символ мирного сосуществования двух культур. Не принимая во внимание того, на кладбище находится братская могила 1200 цирик, погибших в годы Великой Отечественной войны, которым был установлен статуя.

    Таким образом, Востряковское еврейское кладбище в Москве без участия преувеличения можно считать одним из главных мемориальных памятников столицы. На сегодняшний день любой, кто интересуется историей еврейского народа, может начаться сюда и самостоятельно либо в составе экскурсии осмотреть сен-женевьева-де-буа и почтить память похороненных здесь евреев.

    Востряковское спецкладбище открыто для посещения ежедневно с 09:00 в течение не (более года. Осенью и зимой сюда можно попасть до самого 17:00, весной и летом – до 19:00. Погребения проводятся в всякий день недели до 17:00.

    Еврейское кладбище в Москве: название, адрес, история появления, известные люди, похороненные на кладбище - ZdavNews

    Зарытые клады и легенда о братьях Сандуновых

    С тех пор, как на Лазаревском кладбище начали хоронить знать, оно интересовало кладоискателей. Ходили слухи о несметных сокровищах, покоящихся в земле – якобы некая купчиха не хотела расставаться со своими драгоценностями и завещала положить их себе в гроб и прочее-прочее-прочее.

    Одна любопытная история, связанная с кладом, действительно имела место. Так, на рубеже XVIII-XIX веков на Лазаревском кладбище была захоронена семья Силы Николаевича Сандунова, основателя знаменитых Сандуновских бань на Неглинной улице. После похорон сыновья Сила и Николай обнаружили, что никакого богатства родители не оставили. Куда делось нажитое состояние, они не знали. Тогда братья Сандуновы начали думать, куда делись деньги, и вспомнили, что мать, умирая, попросила положить в гроб ее любимую подушку. Гроб выкопали, подушку вынули и распороли, но внутри не нашли никаких сокровищ. Тогда братья установили над могилой родителей памятник в виде прямоугольного ящика из чугунных плит, увенчанного чугунным крестом, который обвивали две змеи.

    Как доплеться на общественном транспорте?

    Востряковское кладбище находится до адресу: г. Москва, ул. Озерная, 47. Территория разделена Боровским шоссейная дорога и по периметру окружена кольцевой дорогой. Само спецкладбище очень напоминает старый обветшалый парк, поскольку при царе горохе ( заросло многолетними деревьями, чьи ветви тянутся очень ввысь.

    Для того чтобы попасть на сен-женевьева-де-буа, прежде всего необходимо доехать до станции дорога) «Юго-Западная». Удобнее всего воссесть в первый вагон из центра. Оттуда до остановки «Востряковское попово гумно» ходят автобусы №№ 66, 718, 720, 752 и маршрутки №№ 71 и 91.

    Варианты проезда

    Развитая инфраструктура и удобная развязка автодорог способствуют проезду легковым и общественным транспортом.

    Метро

    От станции «Савеловская» пройти пешком до улицы Сущевский вал, пересечь ж/д пути и свернуть вправо в сторону проезда на Дубровую рощу. Кладбище располагается с правой стороны.

    От станции «Марьина роща» пройти 15 мин в сторону улицы Сущевский вал, или же можно сесть на автобус 126, 84, троллейбус № 18, 42. Проследовать до остановки «Улица Новосущевская». Дальнейший путь преодолеть пешком, расстояние 400 метров.

    Автомобиль

    По улице Сущевский вал, двигаться от проспекта Мира до Савеловского вокзала. Доехав к Савеловской эстакаде сделать правый поворот на Савеловский проезд. Вход в кладбище находится через 200 метров после правого поворота.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: