«Город на память». 027. Городок имени Баумана


Памятник
Памятник Н. Э. Бауману

СтранаРоссия
ГородМосква
СкульпторБ. Д. Королёв
Строительство1925—1931 годы
СтатусОбъект культурного наследия города Москвы [data.mos.ru/opendata/530/row/5852 № 5852]№ 5852
Материалбронза, гранит

Координаты: 55°46′19″ с. ш. 37°40′25″ в. д. / 55.77204° с. ш. 37.67348° в. д. / 55.77204; 37.67348 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.77204&mlon=37.67348&zoom=12 (O)] (Я)
Памятник Н. Э. Бауману

в Пушкинском сквере на Елоховской площади в Москве открыт 31 октября[1]1931 года и посвящён известному российскому революционеру Николаю Эрнестовичу Бауману. Один из первых советских памятников в Москве[2]. Объект культурного наследия регионального значения[3].

Описание памятника

Скульптура памятника сделана из бронзы, а пьедестал памятника — гранитный.

Николай Эрнестович Бауман изображён стоящим на постаменте памятника во весь рост[1]. Левая рука спрятана в пальто; в правой руке — прижатая к груди пачка подпольной газеты «Искра», поперёк свернутой пачки крупно видно её название[2][4].

Три бронзовых барельефы на боковых сторонах памятника символизируют этапы жизни Н. Э. Баумана: побег из ссылки в Вятской губернии, побег из Киевской тюрьмы и насильственную смерть. Под барельефами — поясняющие надписи[1][2][4]:

  • Лицевая сторона: «Николай Эрнестович Бауман. 1873-1905
    ». Ниже — слова В. И. Ленина: «
    Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма
    ».
  • Задняя сторона: «Н. Э. Бауман за активную революционную деятельность в Петербурге был арестован в 1897 г. и находился в заключении двадцать два месяца в Петропавловской крепости
    ».
  • Левая сторона: «Т. Бауман был арестован в 1902 г. по делу организации «Искры» и бежал из киевской тюрьмы вместе с десятью товарищами
    ».
  • Правая сторона: «Убийство товарища Баумана показывает ясно, что царский манифест 17 октября был ловушкой. Чего стоят все эти обещания свободы, пока власть и вооруженная сила остается в руках правительства
    ».

Кроме того, на памятнике есть информация о его изготовителях: «Памятник сооружён в 1931 г. по заданию Райсовета обществом московских художников (ОМХ). Исполнитель скульптор Б. Д. Королев. Артель «Гранит». Завод „Технолог“»[4].

Измайлово

Смотреть все фото (26)

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий

Измайлово. Энциклопедия Москва, 1997 г.

Измайлово. Усадьба Измайлово. Дворцово-парковый ансамбль Измайлово. Москва. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г.

Олений пруд

Москва. Парки Москвы. Измайлово. Олений пруд. Автор: М. В. Горбаневский, доктор филологических наук, профессор. https://moscow.gramota.ru/

Все статьи об объекте (6)

29.08.06/Добавлено редакцией/

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Дата постройки: XV век
  • Адрес: городок им.Баумана, д.12
  • Координаты: 37°45′54.81″E; 55°47′30.18″N

Распечатать информацию об объекте

На востоке Москвы находится великолепный архитектурный и дворцово-парковый ансамбль «Измайлово».

Известное с XV века, Измайлово получило свое название по фамилии первых его владельцев — бояр Измайловых. В XVI веке Иван Грозный пожаловал Измайлово родному брату его жены Анастасии боярину Никите Романовичу Захарьину–Юрьеву, от которого усадьба по наследству перешла к его сыну Ивану Никитичу Романову по прозвищу «Каша».

При нем началось восстановление усадьбы после Смуты. В этот период была построена деревянная трехшатровая церковь Покрова Богородицы с приделом во имя Черниговского князя Михаила и его боярина Федора, а также деревянные двухэтажные хоромы с повалушей, отгороженные забором с воротами.

При следующем владельце — Никите Ивановиче Романове — было налажено охотничье хозяйство, включавшее «волчий двор» с лисами, волками, медведями для тренировки молодых охотничьих собак. После смерти бездетного Никиты Романова имение перешло в Приказ Большого дворца.

В 1663 году царь Алексей Михайлович создал на земле Измайлово собственное хозяйство. По задумке царя в усадьбе был создан питомник по выращиванию южных и экзотических для Руси культур — тутового дерева, винограда, арбузов, бухарских и туркменских дынь. Здесь пытались выращивать финиковое дерево, миндаль, «бумажное дерево» (хлопок), астраханский перец, кавказский кизил, венгерские груши-дули.

Во 2-й половине XVII века в Измайлово началось строительство царской резиденции. Запрудив речку Робку (Серебрянку) два пруда были соединены в один — Серебряно-Виноградный. Посередине пруда, на острове расположилась царская усадьба. Для въезда на территорию резиденции были построены 14-пролетный белокаменный мост и трехъярусная Мостовая башня, которая одновременно служила и воротами, и колокольней находящегося рядом храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Центром этой царской резиденции считался Государев двор, состоявший из передней парадной и хозяйственной задней частей. На восточной и западной сторонах дворца были сооружены парадные ворота. К Передним и Задним воротам Государева двора примыкали палаты «стрелецких полковников» и рядовых стрельцов. В середине XVII века здесь был построен первый деревянный дворец, чуть позднее появился другой дворец с резными крыльцами. В 1671-1679 годах на территории Измайлово взамен старого деревянного храма был возведен монументальный пятиглавый Покровский собор.

С территории острова крестьянские и охотничьи дворы были перенесены на пустошь Хоругово, где была основана Новая слобода с деревянной шатровой церковью, на месте которой, в 1677 году был воздвигнут каменный храм в стиле «русского узорочья» в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

В 1702 году, на месте поврежденного пожаром деревянного дворца усилиями, проживавшей в Измайлово вдовой царя Ивана V — царицы Прасковьи Федоровны, был построен новый каменный дворец, представлявший собой здание общеевропейского типа. В 1765 году обветшавший дворец разобрали по приказу Екатерины II.

Измайлово служило местом отдыха царской семьи. Здесь царские особы проводили летнее время, устраивали праздники. На измайловских прудах — Серебряном и Виноградном — Петр I совершал свои первые плавания, а измайловские рощи были местом для манёвров его потешных полков.

На территории усадьбы почти со дня ее основания были построены промышленные предприятия — стекольный завод и льняная мануфактура. На небольшом участке Измайловского леса был создан зверинец для содержания диких зверей. На территории резиденции размещались также пасека и парковый павильон, построенные в русском стиле и дошедшие до наших дней.

Усадьба, пострадавшая во время войны 1812 года, долгое время находилось в запустении. Чтобы исправить положение и остановить разрушение усадьбы, в ноябре 1837 года император Николай I принял решение о создании на Измайловском острове крупнейшей военной богадельни. Центром богадельни стал отремонтированный Покровский собор, к которому по проекту архитектора К.А. Тона были пристроены 3 каменных трехэтажных корпуса с подвальными этажами.

Николаевская Измайловская военная богадельня, рассчитанная на 20 офицеров и 400 нижних чинов была открыта 19 марта 1850 года в годовщину вступления русских войск в Париж.

После революции 1917 года богадельня была расформирована. С 1919 по 1924 годы усадьбу занимал саперный полк инженерных частей Московского военного округа РККА. Позже здесь появились коммунальные квартиры, затем разные советские организации.

В 2007 г. усадьба Измайлово вошла в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника. Рядом с сохранившимися уникальными памятниками архитектуры в 1998 году был установлен памятник Петру I работы скульптора Л.Е. Кербеля.

Заказать экскурсию по этому объекту

Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта

Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Примечания

  1. 123
    [sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st008.shtml Памятники Бауману И. Э.] «Скульптура» — библиотека с книгами по скульптуре.
  2. 123
    [www.travel2moscow.com/where/visit/monuments/object1223.html Памятник Н. Э. Бауману]. Московский туристический портал. Проверено 6 июня 2020.
  3. [dkn.mos.ru/contacts/register-of-objects-of-cultural-heritage/5852/ Памятник Н.Э.Бауману, 1931 г., ск. Б.Д.Королев, бронза, гранит]. Департамент культурного наследия города Москвы. Проверено 6 июня 2015.
  4. 1234
    [www.mosgid.ru/architecture/monument/pamyatnik-n-e-baumanu.html Памятник Н.Э. Бауману]. mosgid.ru. Проверено 6 июня 2020.

Отрывок, характеризующий Памятник Н. Э. Бауману (Москва, Елоховская площадь)

Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку. – Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня. Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера. Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии. – Вам это будет интересно, – сказал он. – Да, очень интересно, – сказал Пьер. Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии. Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи. Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые. Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись. Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему: – Вам, я думаю, неинтересно? – Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво. С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг. Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.

Музей из НКЦ нашел приют на Баумана

Музей национальной культуры из НКЦ «Казань» переедет в пустое здание на Баумана, 3. Трехэтажное строение почти у стен Кремля — объект культурного наследия «Здание городского магистрата, 1780 г., XlX век, архитектор А.К. Шмидт». Решение о размещении в нем музея приняли на совещании в правительстве с участием президента РТ.

— Это позволит создать настоящий музей города, музей Казани, на главной пешеходной улице, рядом с метро, а также с нашими основными музеями. Это поможет привлечь еще большее количество туристов, усилить внимание к истории древней Казани, — отметил Рустам Минниханов.

Помощник президента РТ Олеся Балтусова рассказала, как развиваются казанские музеи в последние 5 лет: те, куда уже вложены средства, и те, что еще на стадии ремонта и реставрации. Большие планы по Музею изобразительных искусств, на его площадке пройдут выставки петербургского Русского музея.

На встрече также подняли вопрос о пустующих помещениях на Баумана, что удивляет туристов, да и казанцев. Рустам Минниханов поручил курирующим министерствам провести инвентаризацию этих площадей, а также подготовить предложения по размещению выставочного центра Русского музея. Напомним, сейчас он находится на площадке музея ИЗО.

Рустам Минниханов поручил курирующим министерствам провести инвентаризацию этих площадей, а также подготовить предложения по размещению выставочного центра Русского музея. Фото tatarstan.ru

— Выставочный центр Русского музея — это достойный объект для нашего города, для республики. Для него надо найти правильное место, — поставил задачу мэрии Казани разработать концепцию музея Минниханов.

Как рассказала «Реальному времени» Олеся Балтусова, под ВЦ Русского музея рассматривают пустующие помещения и на Баумана, и на Кремлевской, и на других улицах исторического центра. Рассматриваются площади в тысячу квадратных метров.

— Не думаю, что будут трудности с поиском мест. Я уже на совещании в своем докладе назвала несколько вариантов. Как пример Дом Меркулова напротив парк 1000-летия, он принадлежит КГМУ, и университет готов его отдать. На Баумана, 66 тоже интересное здание — Дом Каретникова, и вообще, на Баумана у нас пустуют вторые этажи, — сообщила Балтусова.

Также на перспективу рассматриваются площади исторического квартала на Рахматуллина, правда, застройщик «Ак Барс Девелопмент» пока не приступил к работе. Что касается пустых площадей на Баумана, здесь, возможно, вскоре появятся выставки частных коллекций:

— По примеру музея ржавого гвоздя Евгения Канаева можно создать что-то подобное. Например, музей авторской песни, музей самоваров или фотоаппаратов. Мы сейчас аккумулируем с деятелями культуры эти идеи и ищем под них помещения. Такой хороший, радостный процесс, — поделилась впечатлениями помощник президента.

Сейчас экспозиция в НКЦ занимает порядка 3 тыс. кв. м, хранилище — 450 кв. м. Общая площадь с выставочными залами чуть более 5 тыс. кв. м. Фото: сайт НКЦ «Казань»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: