МАУК «ЦЕНТР «МОСТ» Выписка ЕГРЮЛ с ЭЦП ФНС

У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий мост.

Достопримечательность
Троицкий мост (Москва)

Тро́ицкий (Ризоположе́нский) мост

— один из старейших каменных мостов в Москве через реку Неглинную и единственный уцелевший до нашего времени; соединяет Кутафью и Троицкую башни Московского Кремля.

История

По мнению историка Москвы И. Е. Забелина, первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен уже в 1367 году, одновременно с возведением каменных стен Кремля[1]. В документах 1475 года упоминается как «большой каменный мост».

Девятипролётный кирпичный мост был сооружен в 1516 году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина примерно в одно время с основным комплексом сооружений современного Кремля. Назывался он тогда Ризоположенский, по тогдашнему названию Троицких ворот.

Некоторые пролёты моста были непроточными и создавали дамбу на реке Неглинная, поэтому выше Троицкого моста находился пруд (аналогично, выше по течению находился пруд, созданный дамбой у Воскресенского моста). Запруды на реке Неглинная использовались в фортификационных целях.

Троицкий мост соединял район Кремля с торговым и ремесленным Белым городом за рекой Неглинной — Занеглименьем. Парадный путь через мост внутрь Кремля вёл к Патриаршим палатам и к покоям царицы и царевен (Золотая Царицына палата); из Кремля дорога через мост вела на северо-запад — по Волоцкой (Волоколамской) — и запад — Смоленской дорогам.

„На сем-то мосту 30 апреля 1598 года встречен был духовенством, синклитом, воинством и всеми гражданами избранный на царство Борис Годунов «[2].

В XVI — XVIII веках вблизи Троицкого моста располагалось большое количество торговых лавок.

В XVII веке мост имел деревянную подъёмную часть. В конце XVIII века вплоть до моста построили набережные, которые в 1817-1823 годах разобрали и у стен Кремля разбили сад и сохранили пруды. В это время мост имел 13 пролётов.

После пожара 1812 года была проведена реконструкция всей территории, прилегающей к Кремлю, под руководством архитектора О. И. Бове. Река Неглинная была перекрыта сводами, в результате Троицкий мост потерял своё прежнее назначение и оказался в центре Александровского сада, однако по-прежнему составляет часть пути в Кремль через Троицкие ворота.

При устройстве Александровского сада к Троицкому мосту пристроили пологие сходы и лестницы для прохода с моста в сад.

Троицкий мост неоднократно перестраивался. Около 1793 года были выложены своды над арочными проёмами и сделаны другие изменения. В 1876 году мост был реставрирован. А в 1901 году заново перестроен, после чего приобрёл современный вид. При этом заложили все арки, кроме центральной, сходы и лестницы сломали и по мостовому парапету поставили двурогие зубцы [3] В 1975 году мост отреставрировали и освободили его юго-западный фасад от пристройки.

Большие реставрационные работы были проведены в 70-х годах XX века, а также в 2000 году.

Троицкий мост

Первый наплавной (плашкоутный) мост между левым берегом Невы и Петроградской стороной появился в 1803 году. Он возник вслед за наплавными мостами к Васильевскому острову и к Выборгской стороне. Располагалась переправа тогда выше по течению, напротив Летнего сада и домика Петра I. Она появилась в год 100-летия Санкт-Петербурга и ровно за 100 лет до появления здесь постоянной переправы. Её первое название — Петербургский мост. Для съезда с Петербургского моста у берега была сооружена дамба.

К 1824 году этот мост пришёл в негодность, начали строить новый, теперь уже между Суворовской и Троицкой площадями. К Троицкой площади он также присоединялся дамбой. Мост стали называть Суворовским, позже — Троицким. Сооружение и отделку моста завершили к 1827 году по проектам инженеров В. П. Лебедева, А. П. Зуева и П. П. Базена. С появлением этого моста украсили и Дворцовую набережную. Здесь появились новая ограда и фонари. Троицкий мост был самым длинным плашкоутным мостом в Санкт-Петербурге (более 500 метров).

Во второй половине XIX века стало необходимым организовать постоянные переправы через Неву. Снова сначала такими мостами соединили левый берег с Васильевским островом и Выборгской стороной. В 1878 году было подано коллективное заявление о строительстве постоянного моста от 322 домовладельцев. В 1882 году такое заявление было подписано уже 355 домовладельцами и 22 учреждениями, а в 1885 году — от 1860 владельцев домов, участков и торговых заведений. Просили о новой переправе и частные лица. Так, некий господин А. Плишен писал о постройке моста «от Петропавловской крепости к Мошкову переулку на случай войны и смут. По его мнению такой мост смог бы обеспечить быструю эвакуацию ценностей из дворцов и банков, а может быть и сбор семейств тех, против кого восстанет народ

» [Цит. по: 1, с. 25].

9 октября 1891 года Городская Дума постановила приступить к постройке постоянного Троицкого моста. Сооружение собирались посвятить 25-летию свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Император повелел сохранить историческое название.

В апреле 1892 года был объявлен международный конкурс. К осени поступило 16 проектов и ещё два вне конкурса. Пять работ предоставили российские инженеры, шесть — французские. Первую премию в 6 000 рублей за проект под девизом «Минор» получил Александр Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже, которая была построена за два года до того. Мало того, фирма Эйфеля предложила ещё один проект, под девизом «Мажор», также приобретённый Городской управой. Вполне вероятно, что в Санкт-Петербурге мог появиться Эйфелев мост, однако в дело вмешалась французская же . Она предложила новую на то время идею соединения пролётных арок, проект предусматривал консольно-арочную систему моста. Она позволяла уменьшить массу речных устоев (быков), облегчить металлическую конструкцию. Таким образом проект был не только более изящным, но и более экономичным. «Батиньоль» предоставила свою работу вне конкурса, поэтому Городская Дума не могла сразу выкупить проект.

Ещё в 1871 году русский инженер Г. С. Семиколеннов одним из первых обосновал преимущества консольно-арочной системы, сделал её детальный расчёт. Модель моста такой системы демонстрировалась в Москве в 1882 году. Однако изобретение не было вовремя запатентовано. А вот «Батиньоль» в январе 1893 года добилась юридической привилегии 10 лет применять такую систему в России. Городская Дума в июне 1894 года поначалу решила не отдавать постройку моста французам, а по словам думца А. П. Веретенникова создать «самостоятельный проект русскими силами». Инженер Я. К. Ганнекен посчитал что дешевле будет прорыть тоннель под Невой. Однако большинство в Думе всё же посчитали неразумным отказываться от технического проекта «Батиньоля».

Перед возведением нового Троицкого моста освободили место для его строительства. Наплавной мост перевели в створ Мраморного переулка. Он соединял Дворцовую набережную с Заячим островом. Временная трасса далее проходила между бастионами Петропавловской крепости и Иоанновским равелином, далее по временному мосту через Кронверкский проток, через проезды (частично сохранились) в Александровском парке к Кронверкскому проспекту и Троицкой площади. Временная переправа была открыта 21 января 1893 года.

В 1896 году провели второй конкурс с условием, что победитель и становится строителем. Конкурс на этот раз привлёк лишь ещё двух участников, а в феврале 1897 года Дума приняла решение отдать подряд на строительство обществу «Батиньоль».

5 июня 1897 года Николай II утвердил общий вид моста. 2 августа был заключён контракт со строителями, сметная стоимость строительства составила 5 200 000 рублей. Мост решили строить из отечественных материалов русскими рабочими под контролем петербургских инженеров и архитекторов.

Строительство Троицкого моста являлось важным политическим шагом на встречу Франции. Кроме этого, 25 сентября 1896 года во время визита в Париж Николая II был заложен мост через Сену, который назвали мостом Александра III. Церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года при участии президента французской республики Феликса Фора. Торжества проходили у памятника Суворову, там стояли царский шатёр, трибуны для публики и официальных гостей. Президент и император положили по монете в основание моста.

Главным инженером строительства был назначен Артур Флаше, уполномоченным в Санкт-Петербурге — Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау). Ещё до работ Ландау приезжал в Россию для ознакомления с местом работы и строительными материалами. В 1896 году вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, жил на Гагаринской улице. Ландау согласовывал проект с петербургскими специалистами и городскими властями. Главная контора по постройке Троицкого моста находилась на Аптекарском переулке, мастерские — на Троицкой площади, склады — на Гагарином буяне.

За созданием моста следила Исполнительная комиссия Городской Думы, избранная в мае 1898 года под председательством генерал-лейтенанта А. И. Глуховского. Она заседала в доме №7 на Большой Дворянской улице. В состав комиссии также входили крупнейшие специалисты того времени Н. А. Архангельский, Л. Ф. Николаи, Л. И. Новиков, А. П. Веретенников, Н. Б. Богуславский, Ф. Б. Зброжек, Г. Н. Соловьёв. По техническим вопросам консультации давал профессор Н. А. Белелюбский. В инспекцию технического надзора входили мостовики В. А. Берс, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий. Художественную экспертизу проекта осуществляла Академия Художеств.

Сначала собирались сохранить земляную дамбу у правого берега. Однако в 1899 году посчитали, что она не будет уместной у стального моста. Было принято решение одеть в гранит весь правый берег, создать новую набережную и эстакаду. 27 июля 1900 года Николай II одобрил проект трёхпролётной каменной дамбы длиной 80 метров. Её авторы — Г. Г. Кривошеин и В. П. Апышков.

Авторы художественного оформления Троицкого моста — Рене Август Патуийар и В. Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона. Немало изменений в первоначальные эскизы внесла комиссия Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике. Кроме него в комиссию входили архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, художник М. П. Боткин и скульптор М. А. Чижов.

В начале 1901 года профессора Академии художеств предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади. Это предложение было принято. Пьедесталы обелисков сделаны из розового пютерлакского гранита чистой тёски, а четырёхгранные завершения — из красного гангутского полированного гранита. Ростры кораблей для обелисков отлили из бронзы по моделям эстонского скульптора А. Г. Адамсона.

По договору обязывалась построить мост к 1901 году. Однако эти сроки она не выдержала и заплатила в городскую казну штраф в 150 000 рублей.

Открытие моста приурочили к 200-летию Санкт-Петербурга. А перед этим следующий французский президент побывал в столице Российской Империи. В дни его визита (7-9 мая 1902 года) был освящён ночлежный дом имени Феликса Фора на Гутуевском острове, заложен новый павильон больницы Французского благотворительного общества на Васильевском острове. В дни празднования юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой. Мост был торжественно открыт утром 16 мая. В газетах новую переправу называли французской или парижской красавицей.

На торжественной церемонии открытия присутствовали царствующая и вдовствующая императрицы. Городской голова П. И. Лелянов поднёс императору и вдовствующей императрице бархатную подушку с кнопкой, соединённой проводом с разводным механизмом моста. По новой переправе прошёл крестный ход с иконой Спасителя из домика Петра I. Действо сопровождалось салютом и колокольным звоном городских храмов.

Длина Троицкого моста составила 582 метра, ширина — 23,43 метра. Масса металлических пролётных строений — 11 242 тонн [1].

Чугунные детали старого наплавного моста несколько лет лежали на Гагаринском буяне. В сентябре 1902 года их решили отреставрировать на заводе Сан-Галли. Четыре обелиска и восемь фонарных столбов поставили у Кронверкского пролива у входа на Иоанновский мост.

Сразу после открытия Троицкого моста на украшающих его обелисках установили бронзовые мемориальные доски с текстом, напоминающим о закладке и окончании строительства переправы, а также об участниках её возведения.

Оставшиеся после строительства гранитные плиты и другие строительные материалы были пожертвованы для сооружения костёла в Ковенском переулке. Этот храм был построен в 1909 году, его возведением руководил главный строитель Троицкого моста И. А. Ландау.

В октябре 1918 года Троицкий мост переименовали в мост Равенства. В декабре 1934 года после гибели С. М. Кирова он стал называться Кировским. На верхушки обелисков вместо двуглавых орлов установили пятиконечные звёзды.

В 1942 году в пролёт Кировского моста попала немецкая авиабомба. Позже рядом с переправой упал сбитый немецкий самолёт. Уже в 1944 году начались восстановительные работы. Один из рабочих так описывал эти события:

«Течение тут стремительное. Трудно устоять. Камешки, как ветром, сдувает со дна, и они в постоянном движении. Чтобы меня не унесло водоворотом, как глушенную снарядом салаку в море, сверху спущен толстый щит. Под его защитой — в первоначальном значении слова — я работаю, забывая о времени. Представление о времени под водою теряется. Время течет, как вода» [Цит. по: 1, с. 29].

Оригинальные памятные доски с обелисков Троицкого моста сняли в 1950-х годах. Вместо них поставили новые, на которых отобразили переименование моста в память о С. М. Кирове.

В 1964 году открылся обновлённый Волго-Балтийский путь, Кировский мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. По проекту инженера Г. М. Степанова и архитектора Ю. М. Синицы была проведена реконструкция переправы. В 1965-1967 годах двукрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым. Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным. Ширину судоходного пролёта увеличили с 22,8 до 43 метров. При этой реконструкции тротуары у обелисков были расширены, вдоль парапетов появились гранитные скамьи. В 1977 году в связи с увеличившимся транспортным потоком расширили проезжую часть моста.

4 октября 1991 года мосту было возвращено историческое название — Троицкий. В 1994 году на обелиски были установлены созданные по проекту архитектора А. Л. Скиба копии оригинальных памятных досок.

На Троицком мосту можно точно указать его середину. Это место отмечено изменением наклона орнамента его ограды. С переправы можно увидеть сразу семь других мостов: Иоанновский, Сампсониевский, Дворцовый, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий, Прачечный и Литейный.

Поделиться

Оцените статью

Рейтинг 0%

Источники

1 Антонов Б. И.
: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 — 192 стр.

Ссылки

  • Памятники Царь-колокол | Царь-пушка | Памятник Александру II† | Памятник великому князю Сергею Александровичу≠± | Памятник В. И. Ленину±
    Площади и сады Соборная площадь | Ивановская площадь | Тайницкий сад | Сенатская площадь | Дворцовая площадь
    Соборы и монастыри Успенский собор | Архангельский собор | Благовещенский собор | Колокольня Ивана Великого | Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов | Церковь Ризоположения | Верхоспасский собор и теремные церкви | Собор Спаса на Бору† | Чудов монастырь† | Вознесенский монастырь† | Церковь Рождества Богородицы на Сенях | Церковь Святых Константина и Елены† | Церковь Благовещения на Житном дворе† | Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору† | Сретенский собор†
    Достопримечательности Стены Московского Кремля | Башни Московского Кремля | Гербовая башня† | Некрополь у Кремлёвской стены | Кремлёвские звёзды | Кремлёвские часы
    Примечания:

    — до наших дней не сохранился;

    — был разрушен и воссоздан вновь;
    ±
    — перенесён в другое место.

Исторические факты

В период с 1495 по 1499 годы архитектор из Италии Алоизио Франк занимался возведением Троицкой башни. Название башни нередко менялись — в один период времени ее называли башней Божьего явления, затем Положения ризы. Были времена, когда башня носила название Знаменской, названной так в честь иконы, расположенной над воротами. А также башня «Куретная» — это название башня получила по названию ворот, ведущих к царскому дворцу.

И только во второй половине XVII века, указом царя Алексея Романова, за башней было закреплено название «Троицкая», благодаря находящемуся неподалеку расположению комплекса Троице-Сергиевской лавры.

Основание у башни было двухуровневым, и в средние века здесь размещались тюремные камеры. С конца XVI века башню венчали часы, куранты. Но после пожара в Москве 1812 года, их снесли.

XVII век ознаменовался для башни изменениями — была возведена многоуровневая надстройка, в виде шатра, украшенная элементами из белого камня в романском стиле.

В начале XVIII века башня опять подверглась перестройке — на пороге стояла война со Швецией и было принято решение для расширения бойниц, чтобы оттуда смогли стрелять из пушек.

Но прошло чуть больше 100 лет, и башня опять была переоборудована, на этот раз там расположились Архивы министерской службы, относящиеся к Императорскому двору. При этом, некоторые первоначальные элементы дизайна башни были утрачены.

Со стороны въезда Троицкие ворота были снабжены бесценнейшей иконой Знаменья Богоматери, которая в результате захвата Кремлевского комплекса большевиками, серьезно пострадала.

Какова была судьба этой иконы за время правления Советов, до сих пор нет информации. В наши дни на месте иконы находятся часы, а с другой стороны ворот, там где находилась икона Святой Троицы, сейчас ничего нет. Остался лишь пустой киот.

Несколько веков на башне находились часы, но с течением времени их ликвидировали, и сейчас на их месте находится икона Казанской Божьей матери.

В годы XVII столетия наверху башни находился державный символ Российской империи — орел о двух головах.

Отрывок, характеризующий Троицкий мост (Москва)

– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости. – Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада? – Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней. – Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А? – Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал. «Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо». – Так ты рада, и я хорошо сделал? – Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее. – Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена. Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы. На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам. – Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо. – Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша. Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала. – Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче! Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть. – Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь. Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала: – И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела. Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой. – Ах, Наташа! – сказала она. – Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало. Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою. – Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку. – Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея. «Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони. – Да, я его видела, – сказала она. – Как же? Как же? Стоит или лежит? – Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит. – Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа. – Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила. – Ну а потом, Соня?… – Тут я не рассмотрела, что то синее и красное… – Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна. Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.

Подвесной мост в Троицке — фотоподборка/обзор

Пост обновлён 23.06.2014. Добавлено одно фото (№6).

Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня у меня для вас подготовлена очередная фотоподборка. Главным объектом на всех фото в этот раз будет наш троицкий подвесной мост. Для тех, кто не знает, находится он за пятым микрорайоном. Для большей точности можете посмотреть его на карте openstreetmap и на гугловских снимках со спутника. Показывать буду все фотографии, накопившиеся у меня за последние годы. По мере появления свежих фотографий, пост будет обновляться. Теперь давайте приступим к просмотру.

Все снимки я решил разделить на несколько групп — по ракурсам съёмки. Начну с самого известного:

Именно с этой точки обычно снимают этот подвесной мост и очень даже не случайно. С этого пригорка открывается отличный вид, который позволяет визуально оценить протяжённость моста, да и вообще он выглядит более объёмным из-за съёмки с возвышенности. Если у вас широкоугольный объектив или вы используете панорамный метод съёмки, то мост можно запечатлеть во всю длину, как на этом фото:

Или на этом:

Периодически на мосту можно застать рыбаков:

А также просто пешеходов, некоторые с велосипедами, а некоторые даже и едут:

В июне 2014 года мне довелось заснять на этом мосту аж 10 человек одновременно! Хотя на самом деле их было больше, не все вошли в кадр:

Давайте рассмотрим мост поближе. На этом фото мы можем видеть прочно удерживающие мост тросы и ограждение с обоих сторон, что позволяет переправляться с одного берега на другой безопасно и с комфортом. А вот раньше, говорят, что он был не таким надёжным. Во время ветра его трясло, болтало и порой люди даже падали в реку:

Начало моста и фиксирующий трос на переднем плане:

Ещё две фотографии с этого же ракурса и будем переходить к следующей группе:

Далее пойдут более оригинальные ракурсы. Вид на мост с другой стороны, как видим, точка съёмки находится значительно ниже предыдущей и мост выглядит уже не столь выразительно, впрочем, на этом кадре ещё и засветка солнцем:

Если сдвинуться немного правее, то видок уже более интересный, а всё потому, что видна так сказать рабочая поверхность (ну по которой люди ходят):

Не обойдётся данная фотоподборка и без фотографии, снятой с самого моста:

Следующий ракурс — вид на мост с другого берега, со стороны садов:

Ещё один вид немного с другой точки:

Далее несколько фотографий, сделанных в непосредственной близости от моста и с поверхности реки, зимой. Под мостом:

Весьма удачный кадр, тоже с поверхности реки:

Кстати. Эти фотографии взяты из поста про покатушки на велосипеде по реке. Если интересно, можете посмотреть пост здесь.

Очередной вид на мост с поверхности реки:

Часть моста, которая ближе к садам:

А вот так этот подвесной пешеходный мост выглядит с поверхности реки издалека, абсолютно никакого объёма, лишь несколько линий:

Тот же ракурс, то же расстояние, что и предыдущая фотография, но уже общий вид. Если не знать, что на фото есть мост, можно его сразу и не заметить:

Напоследок я оставил фотографии с видами на подвесной мост с больших расстояний. Эти снимки дополнят картину. Итак, вид с горы, на которой установлен крест-оберег:

А это вид прям от самого креста, на заднем плане дома пятого и второго микрорайона:

С той же точки, но ближе:

И пожалуй самый необычный ракурс, вид со стороны пятого микрорайона, а если быть точнее, то со стороны пляжа, который рядом с лицеем

То был общий вид, а это поближе:

По мере появления свежих фотографий, пост будет обновляться. На этом всё, спасибо за внимание!

Пролет Чкалова под Троицким мостом

Легенда о том, как известный летчик промчался на самолете под аркой переправы, не коснувшись колесами воды, известна многим. Документальных подтверждений того, что Чкалов пролетел под Троицким мостом, нет. Однако его супруга в интервью подтверждала, что этот удивительный случай имел место. Позднее, на съемках фильма «Валерий Чкалов» в 1940 году летчик Евгений Борисенков пролетел под мостом 6 раз, к восхищению всех присутствующих.

А теперь перенесем наше внимание на Троицкую башню Кремля — точнее, на тот архитектурный ансамбль, главной частью которого она является.

Начнем с самой башни. За свою историю она сменила несколько названий — Богоявленская, Знаменская, Ризоположенская, Куретная. Это последнее название, звучащее для современного слуха несколько странно, обычно вызывает больше всего вопросов. С него и начнем. Что значит — «Куретная»? А В. А. Никольский и М. Н. Загоскин употребляют другую, еще более не вяжущуюся с высокой и красивой башней версию этого слова — Курятная… Дело в том, что башня с внутренней стороны примыкала к заднему, хозяйственному двору царских хором, а на этом дворе располагались птичники. Не следует пренебрежительно улыбаться: блюда из курицы были на Руси очень почитаемы, а жареная курица служила непременным атрибутом первой трапезы жениха и невесты после венчания (отголосок языческих традиций, когда птица вообще воспринималась как символ продолжения рода, а куры считались приносящими удачу, так как пение петуха, по поверьям, отгоняло злых духов). Кроме того, в царских птичниках содержались не только банальные куры, гуси и утки, но и экзотические цесарки и даже павлины. Богоявленской, Ризоположенской и Знаменской башня называлась по расположенным вблизи от нее в Кремле храмам.

А свое окончательное, знакомое нам сегодня название башня получила в 1658 г. по стоявшему в Кремле подворью Троицкого монастыря. «Это подворье достопамятно тем, что в нем совершилось избрание на царство Михаила Феодоровича Романова. Прямо из него пошел келарь Авраамий Палицын, со всем духовенством и государственными сановниками, на Лобное место, чтобы объявить народу об избрании царя», — такую волнующую историю приводит М. Н. Загоскин в своей книге «Москва и москвичи».

Огромная — 76,35 м, массивная, дополненная отводной стрельницей со стороны Неглинной, она была выстроена последней — в 1495 г. Троицкая башня соединена мостом со сторожевой башней Кутафьей. В старину Троицкая башня была накрыта четырехскатной деревянной крышей.

Через устроенные в Троицкой башне ворота традиционно въезжали направлявшиеся ко двору патриарха. Когда цари возвращались из походов, торжественные процессии духовенства выходили через Троицкие ворота, чтобы, обогнув Кремль, встречать государей у Спасских ворот. Лежал через Троицкие ворота и путь к хоромам, в которых помещались царицы и царевны. Было у этих ворот и еще одно, мрачное назначение: через них из Кремля выезжали траурные процессии.

В те времена на башне были часы — во всяком случае, они упоминаются в документах 1585 г. А в 1685 г. Троицкую башню надстроили — над ней появился тот красивый многоярусный верх с белокаменным декором, который мы видим и сегодня. Высоко над башней поднялся кирпичный шатер. А год спустя в устроенной под его сенью звоннице заговорили колокола часов: Троицкая башня снова обзавелась часами, но не прежними, а новыми. Правда, сегодня мы их увидеть не можем: часы сгорели во время пожара 1812 г. и восстановлены не были.

Была сделана высокая надстройка и на отводной стрельнице, но, к сожалению, в XVIII в. ее разобрали.

Внутри Троицкая башня поделена на 6 этажей. А в 1851 г. были исследованы ее глубокие двухэтажные подвалы. В допетровскую эпоху описать их было невозможно, а вот осматривать кое-кому доводилось. Правда, такое знакомство вряд ли было приятным: предназначенные первоначально для военных целей, в XVI–XVII вв. они использовались как темницы.

Каменный мост, снабженный мерлонами, который соединяет высокую Троицкую башню с ее приземистой сестрой Кутафьей, был построен в 1516 г. на месте другого — по некоторым версиям, первого каменного моста, сооруженного в Москве. В те времена он являлся частью сложного гидротехнического комплекса: с его северной стороны была оборудована система плотин, с помощью которых регулировался уровень воды в Неглинной. Как уже упоминалось, служили эти плотины и для снабжения водой рва со стороны Красной площади. Сейчас мы можем видеть этот мост почти таким же, каким он был сразу после постройки — за исключением плотин, разумеется.

А чтобы въехать на Троицкий мост и попасть в проездные ворота Троицкой башни, путнику требовалось сначала проехать через еще одни ворота + в разное время они назывались то Борисоглебскими, то Владимирскими, а то, по понятной причине, Патриаршими. Что же это за ворота? Они располагались в предмостной сторожевой башне Кутафье.

Происхождение ее названия до сих пор вызывает споры среди историков и филологов. В некоторых говорах этим словом называли квашню (приземистую и широкую бадью для приготовления теста); Было, у него и переносное значение — «кутафья» означало приземистую толстуху (или просто чрезмерно закутанную женщину). Как видите, оба эти варианта намекают на некоторую неуклюжесть невысокой башни. Еще один вариант происхождения названия от слова «кут» — «угол» — кажется куда менее вероятным. Ведь башня Кутафья вовсе не стоит в каком-то углу, наоборот, она вынесена далеко вперед за линию стен. Она — овеществленное напоминание о тех временах, когда у всех проездных башен Кремля имелись бастионы. Действительно, Кутафья была возведена в начале XVI в. для обороны Троицкого моста. В то время ее окружал собственный ров, через который можно было попасть в башню по подъемным мостам, располагавшимся с двух сторон, у двух боковых ворот, которые вели внутрь Кутафьи. Следы заложенных пазов, через которые пропускались рычаги подъемного механизма, и сейчас хорошо различимы на одном из боковых фасадов-.

Во время ремонта 1686 г. башня обрела более удобный сквозной проезд на Троицкий мост через лицевой фасад, а боковые ворота были заложены — оборонительного значения, во имя которого требовалось затруднять проезд по прямой, башня больше не имела. В 1901 г. боковые проезды в башне снова были открыты, на в 1930 г. их снова заложили. В наши дни Кутафья открыта со всех сторон; как беседка — боковые ворога в ней были восстановлены в 1976 г.

Изначально Кутафья башня имела 2 боевых яруса (перекрытие между ними было разобрано в 1760 г.), на на верхней площадке размещались машикули, дававшие возможность простреливать пространство у самого подножия башни.

В 1685 г. над Кутафьей был надстроен ажурный декоративный верх, напоминающий красную корону с белокаменными украшениями, и бывшая «толстая коротышка» стала куда более рослой и изящной. В настоящее время ее высота — 13,5 м. Это немного, — конечно, по сравнению с остальными башнями Кремля, а на фоне своей старшей сестры — Троицкой башни — Кутафья, и сегодня выглядит малюткой, но об этом забываешь, стоя в пространстве, окруженном ее стенами, — такой древней мощью веет от них.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: