Выставка Бэнкси в Москве оказалась несанкционированной. Однако организаторы радуются популярности экспозиции

РеакцияЧто не так с выставкой Бэнкси в ЦДХ

Идея сделать выставку Бэнкси пришла мне после того, как я посмотрел аналогичные в Амстердаме и Антверпене. Сам я интересуюсь современным искусством с начала 2000-х. Вряд ли можно назвать меня серьезным коллекционером — я просто покупаю то, что находит у меня в душе отклик, если это не стоит миллионы долларов, вплоть до работ уличных художников на развалах. Очень люблю «Митьков», у меня неплохая коллекция работ современных грузинских художников… Консультанты по искусству — это для профессионалов, не для таких коллекционеров, как я. Тут я соглашусь с Бэнкси, который часто говорит, что музейные кураторы, галеристы и агенты управляют нашими вкусами. А я против того, чтобы моим вкусом кто-то управлял, и покупаю то, что мне нравится.

Немного работ Бэнкси у меня в коллекции есть. Покупал их через галереи — когда я стал интересоваться его творчеством, у меня появилось много знакомых в этой среде. Конечно, сейчас цены на его работы взлетели до каких-то немыслимых высот: оценочная стоимость коллекции, которая выставляется сейчас в Москве, а потом поедет в Петербург, составляет около 12 млн фунтов. А после Петербурга мы дополним коллекцию и повезем экспозицию в Мексику, она будет стоить уже 20 млн фунтов. К сожалению, не все коллекционеры согласились передать свои работы для выставок в России из-за политической обстановки, когда каждую неделю вводились новые санкции, высылают дипломатов, постоянные обострения. Теперь, правда, они жалеют об этом. Это коллекционеры из разных стран: США, Голландия, Италия, Испания, Дания и Россия. Работ из моей коллекции на выставке нет, это был бы конфликт интересов. Стив [Лазаридис] не имеет отношения к нашей выставке — его коллекция находится в Торонто и в Берлине, мы сами сделали свою коллекцию.

Организацией выставки занималась моя компания . Я отвечал непосредственно за формирование коллекции, подписание контрактов, уговаривал коллекционеров — многие боялись, что их работы не вернутся обратно. Мы также договорились о партнерстве с , они произвели мультимедийный контент для выставки. Бюджет выставки превышает 1,5 миллиона долларов: аренда коллекции стоит около миллиона, страховка экспозиции в Москве — 114 тысяч фунтов, прибавьте сюда расходы на перевозку работ в Москву, аренду, которая в Москве не самая дешевая, рекламу. До нас выставку работ Бэнкси трижды пытались привезти в Москву, и всякий раз это упиралось в огромные затраты. Конечно, партнерские деньги — часть бюджета, как и всегда.

Компания МТС очень быстро отреагировала на наше предложение стать генеральным партнером нашей выставки. Во многом благодаря нашему сотрудничеству с МТС нам удалось составить такую большую и разнообразную коллекцию и при этом сохранить невысокую стоимость билетов на выставку. Она сейчас ниже, чем на любую другую выставку Бэнкси, проходящую в мире. В Торонто, например, билет стоит 39 канадских долларов, в Берлине — 14 евро, в Амстердаме — от 12 евро, и так далее. Компания МТС приняла очень быстрое решение о поддержке нашей выставки, и мне кажется, они довольны нашим сотрудничеством. Нас также поддержала Лаборатория Касперского, для которой мы произвели и интегрировали в экспозицию мультимедийный контент, который пользуется большой популярностью.

Конечно, для меня это коммерческий проект, который должен окупиться. Я доволен тем, как проходит московская выставка, по-моему, это удачный проект и с точки зрения посещаемости, которая приближается к 300 000 человек, и с точки зрения общественного резонанса. По поводу того, что лично Бэнкси был не в курсе выставки его работ — это же работы из частных коллекций. Бэнкси при продаже своих работ передает владельцам объем прав, который включает право передачи работ в выставочные или музейные коллекции. Он сознательно выбрал такой путь. Кстати, когда сам он устраивал выставку своих работ в парке развлечений Dismaland, входные билеты туда стоили 3 фунта — это к вопросу о том, что он в своем посте [в инстаграме] выступает против платы за просмотр его работ.

Выставка самого загадочного стрит-арт художника в мире Бэнкси (Banksy)

2 июня 2020 года в Москве в Центральном Доме художника откроется персональная выставка Бэнкси (Banksy), известного стрит-арт художника, изменившего представление об искусстве. Впервые в России будут выставлены около 100 экспонатов, среди которых оригинальные уникальные работы, 3d объекты, редкие принты, фотографии и много другое.

Парад Победы 24 июня 2020 г.

Экспозиция выставки составлена из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также из частных собраний коллекционеров по всему миру. Впервые на выставке будет создана специальная мультимедийная зона, знакомящая посетителей с творчеством легендарного граффити-художника.

Художник-загадка, человек-«поймай меня, если сможешь», провокатор и шутник, он изменил массовое представление об уличном искусстве. Его ироничные и остроумные работы, направленные против политики, войны, капитализма и морализаторства, становятся предметом охоты журналистов, фотографов, вандалов, художественных критиков и коллекционеров. Так называемый «эффект Бэнкси», огромный интерес к стрит-арту и уличным художникам, начавшийся в 2006 году, взорвал мировой художественный рынок – граффити-работы, выполненные на грани кича, стали продаваться на престижных аукционах за рекордные суммы. Искусство Бэнкси – это современная мифология, окутанная множеством тайн, интриг, провокаций и скандалов.

Александр Начкебия, организатор выставки, генеральный директор IQ ART MANAGEMENT:

— Бэнкси — один из самых ярких и значимых художников современности. Его творчество — это вызов сложившейся системе, это позиция, это чрезвычайно грамотно построенный бренд, это мистика, это нарушение закона… Каждый посетитель Выставки будет иметь возможность решить для себя, кто же такой Бэнкси: вандал или гений, художник или бизнесмен, провокатор или бунтарь? Я очень рад, что нам удалось привезти его работы в нашу страну. Это первая выставка Бэнкси в России, и я уверен, что она станет ярким и знаковым художественным событием этого года.

Наталья Глаголева, Директор Департамента маркетинговых коммуникаций МТС:

— Привезти Banksy в Москву пытались неоднократно. Мы всегда хотели в этом поучаствовать и рады, что это, наконец, случилось. Личность Banksy все еще окутана тайной и слухами, его творчество обсуждает весь мир, а коллекционеры охотятся за его работами. Этим летом у москвичей появится возможность увидеть его работы вживую.

Выставка продлится до 2 сентября 2020 года.

Как добраться:

Бэнкси из воздуха

В виде намека на Бэнкси в мастерской – примитивный манекен с дырой вместо лица под капюшоном. Фото агентства «Москва»

Показать в Москве Бэнкси задумали еще четыре года назад – тогда выставка, которую готовили музейно-выставочное объединение «Манеж» и галерея «Триумф», отменилась. Как сообщали СМИ, из-за отказа нескольких важных держателей работ стрит-артиста. Теперь в устроителях значится компания, на чьем сайте написано, что занимается она выставками и концертами – например, выставкой Lego… Ставку, судя по всему, там делают на формат шоу.

Условия игры для публики таковы: обычный билет стоит от 550 до 700 руб. К радости организаторов, нужно признать, что и в будний день здесь людно. Несмотря на то что большинство работ – принты, в релизе их называют «редкими», но это экземпляры из тиража в сотни отпечатков. Есть несколько оригиналов, фотографии муралов in situ (в том числе уже не существующих), снимки инсталляций и выставок, фотографии большого интерьерного проекта, осуществленного Бэнкси в прошлом году в одном вифлеемском отеле. Всего около сотни вещей, словом, по-своему любопытно и есть на что посмотреть – и понять, сколько еще не увидели. А сам Бэнкси (интересно, знает ли он о московской затее?) продолжает действовать, регулярно отчитываясь в Instagram. Несколько дней назад появились первые его работы в Париже, который, как сам английский художник написал в Instagram, в 1968-м и стал «местом рождения современного трафаретного искусства». Во французской столице он оставил росписи о мигрантах, о капитализме, а на двери концертного зала «Баталкан», где в результате теракта в 2020 году погибли десятки людей, нарисовал скорбящего человека.

В ЦДХ – Мона Лиза в поп-артовской гамме, «Брекзит» с рабочим, отдирающим одну из звезд эмблемы Евросоюза, «Девочка с воздушным шаром», крысы Бэнкси, Стив Джобс в виде сирийского беженца во французском Кале, королевская семья в виде мультипликационных персонажей в Лондоне, Мадонна (которая Богоматерь) с пистолетом в Неаполе – юмор стрит-артиста, его сарказм относительно политики, социальных язв и всего остального. До сих пор не раскрытая, но продолжающая прирастать версиями разгадок анонимность подогревает ажиотаж вокруг превратившегося в бренд художника (что, впрочем, не сделало Бэнкси менее интересным), особенно если трансформировать его показ в шоу. Потому что если вы наткнетесь на его росписи, скажем, на лондонских улицах – это одно, а на нынешнем проекте нельзя ни войти в залы, не пройдя мимо импровизированной фотостудии, где можно получить сувенир, ни выйти из них, не миновав собственно сувенирной лавки.

И дело не в его фильме «Выход через сувенирную лавку», который семь лет назад был номинирован и на «Оскар», и на BAFTA, а в том, что московский проект, каким он вышел здесь и сейчас, – чисто коммерческая история. Она должна производить впечатление размаха блокбастера – экраны по периметру первого зала, слоган «Гений или вандал? Решаешь ты!» (кто это «ты» и почему решаешь?), показ на весь главный этаж ЦДХ – да в такой выставочной застройке с чернофонными этикетками в черных комнатах можно устраивать квесты! С предваряющим все это выставочным хештегом – и прямой дорогой в Instagram. И с эффектом избыточного – из-за того, что хаотичного и неряшливого, – изобилия в качестве «послевкусия».

Поскольку при наличии аудиогида, который можно скачать, выборочно здесь все же развешаны пояснения о проектах; поскольку эти экспликации порой не вычитаны (в комментарии к муралу с Джобсом-«беженцем» с интересом обнаруживаешь, что в Кале есть другие работы на тему мигрантов, к примеру, версия картины Жерико «Плот «Медузы», в интерпретации организаторов выставки ставшей «Плотом на Медузе» – давно ли?). Поскольку в виде намека на Бэнкси в мастерской тут сидит примитивный манекен с дырой вместо лица под капюшоном. Про анонимность – это, конечно, ново…

Большинство предметов предоставлены галереей Lilley Fine Art Limited, в Интернете про дилеров можно прочесть, что Бэнкси они торгуют больше 10 лет и называют себя «мировыми экспертами номер 1» по нему. Вернее, в ЦДХ пишут, что это частная коллекция, а представлена галереей. Кое-где вдруг появляется провенанс в виде пары выставок, впрочем, самый неожиданный указан под оригиналом и единственным экземпляром граффити на дереве «Что бы вы подарили человеку, у которого все есть? – Могу я предложить надгробную плиту с надписью «И что?». Вещь прибыла в Москву через упомянутую галерею, а тот самый провенанс обозначен так: «Слова Саймона Маннери».

В общем, show must go on. Оно и go on, go on… семь дней в неделю.

Самая дорогая работа Бэнкси

Самой дорогой считается работа Бэнкси, не относяшаяся к стрит арту! Картина «А давайте-ка без точек» (2007): продана 14 февраля 2008 года на аукционе Sotheby’s за $1 870 000, выполнена на холсте размером 214×305 см.

Эта работа явно выражает отношение Бэнкси к своему знаменитому земляку Дэ́мьену Стивену Хёрсту (р.1965), который является самым богатым живущим художником в мире — на 2010 год его состояние оценивалось в 215 миллионов английских фунтов.

Летом 2020 года Бэнкси возглавил топ-20 любимых произведений искусства британцев изображением ребёнка, с грустью глядящего на улетающий воздушный шарик в форме сердца.

Работы, (вернее, их идеология), за которые лично я уважаю Бэнкси >>

Пять самых нашумевших пранков Бэнкси

Уничтожение собственной картины с помощью шредера – это лишь последний пример в длинной череде пранков загадочного художника. В прошлую пятницу самоуничтожилась одна из самых известных работ Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Это произошло сразу после ее продажи на аукционе Sotheby’s за 1,02 миллиона фунтов стерлингов. Зеваки со смесью ужаса и восторга наблюдали за тем, как холст уничтожался шредером, встроенным в раму самим Бэнкси. Как это часто бывает, когда дело касается анонимного художника, мнения разделились. Издание The Washington Post

окрестило событие «одним из самых запоминающихся художественных пранков за долгие годы», но к дискуссии быстро присоединились и циники.

Самоуничтожение картины, которое можно было бы воспринять как акцию протеста, направленную на мир искусства (это произошло в середине недели, посвященной ярмарке искусства Frieze), как оказалось, даже увеличило стоимость работы на 20%. Также известно, что картина была последним продающимся лотом на аукционе, из-за чего многие уверены в том, что на самом деле Бэнкси и аукционный дом действовали сообща ради громкого финала… и внимания СМИ. Однако Sotheby’s заявили о своей непричастности к действу, а Бэнкси поспешно выложил в своем инстаграме пост с цитатой Пикассо: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением».

Независимо от того, по какую сторону баррикад в этом вопросе вы находитесь, это событие заставило нас вспомнить начало карьеры художника, когда он проникал в крупнейшие мировые организации и вешал на стены свои картины. По мере того, как росла его слава, таких «пранков» становилось всё меньше и меньше. Однако пока мир до сих пор оправляется от уничтожения «Девочки с шаром», мы решили вспомнить другие проделки неуловимого художника. Можете его любить или ненавидеть, но вам придется посмеяться… Хотя бы немного.

Пять самых нашумевших пранков Бэнкси

У Бэнкси всегда было мрачное чувство юмора

ПРАНК БЭНКСИ В БРИТАНСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ТЕЙТ: ОКТЯБРЬ 2003

Один из первых пранков Бэнкси состоялся в галерее Тейт еще в октябре 2003 года. На фотографиях замаскированный художник заходит на второй этаж музея, неся с собой большой пакет. Если вы поищете фото события в интернете, то увидите, как Бэнкси размещает картину на стене Британской галереи Тейт рядом с известными пейзажами XIX века. Картина называлась «Crimewatch UK Has Ruined the Countryside For All of Us» («Crimewatch (английское шоу о преступлениях) испоганил представления о природе для всех нас») и изображала мирную сельскую местность, перекрытую сине-белой сигнальной лентой. Издание The Guardian

тогда написало о том, что охрана позже убрала картину и поместила в отдел «потерянного имущества».

View this post on Instagram

#banksy #banksygallery #banksytate

A post shared by #NotBanksy (@banksysblog) on Nov 17, 2014 at 3:00pm PST

ЛУВР: 2004

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи является одним из самых известных портретов в истории. Этот загадочный портрет знаком всем – даже тем, кому плевать на искусство. Вы это знаете, я это знаю, и Бэнкси знает об этом. Вот почему он посчитал уместным повесить свою версию картины в парижском Лувре. Нововведением Бэнкси был желтый улыбающийся смайлик. Он назвал работу «Улыбкой Моны Лизы». В 2006 году картина была продана более чем за 56 000 фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s.

«Улыбка Моны Лизы» (2004) Бэнкси

«Улыбка Моны Лизы» (2004)

МУЗЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ЛОНДОНЕ: 2004

Граффити-художник оделся в форму сотрудника музея и пробрался в Музей естествознания в Лондоне. Рядом с древними артефактами он поместил свою работу «Banksus Militus Ratus» («Бэнксус Воинственнус Вандалус»). Она состоит из чучела крысы с рюкзаком на спине и микрофоном в лапе, а за ней на стене баллончиком написано «our time will come» («наше время придет»). Этот пранк был сделан настолько аккуратно, что даже персонал музея не смог догадаться, что грызун не был частью выставки: «Я видел, как сотрудник подошел к ней, проверил, хорошо ли всё закреплено, прочел текст и ушел», – сказал тогда Стив Лазаридес (владелец галереи и менеджер Бэнкси).

Крыса Бэнкси была выставлена в Музее естествознания

Крыса Бэнкси была выставлена в Музее естествознания

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ: МАЙ 2005

Наскальные рисунки – это наиболее примитивная форма искусства. Они ставят под сомнение наше происхождение и смысл нашего существования. Вкладом Бэнкси в этот древний вид искусства был «Пекхамский камень» – вполне обычный кусок цемента, на котором изображена фигура человека и тележка для покупок. После того, как ее тайно пронесли в Британский музей, работа пробыла там целых три дня, пока в музее не поняли, что это просто шутка. Кураторы были весьма озадачены и совершенно ошеломлены тем, как этот камень вообще там оказался. В мае этого года стало известно, что «Пекхамский камень» совершит торжественное возвращение в музей в рамках выставки, куратором которой станет Айен Хислоп, редактор издания Private Eye

.

«Пекхамский камень» (2005) от Бэнкси

«Пекхамский камень» (2005)

ДИСНЕЙЛЕНД ВО ФЛОРИДЕ: СЕНТЯБРЬ 2006

Диснейленд у Бэнкси в творчестве появляется не один раз, в том числе в качестве собственной версии парка художника, забавно названного «Дисмалендом». В 2006 году, через год после проделки в Лувре, Бэнкси отправился в Диснейленд и установил там надувную куклу в натуральную величину, одетую как заключенные Гуантанамо. Скульптура простояла там около часа, пока ее не убрал персонал парка. Сообщалось, что эта выходка «была призвана подчеркнуть тяжёлое положение подозреваемых в терроризме, заключенных в скандальной тюрьме на Кубе». Из-за того, что 2006 год – это, видимо, стародавние времена, ниже представлено видео с очень низким разрешением, показывающее, что и как произошло.

Источник: Dazeddigital.com

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: