Пожар в реставрационном центре имени Грабаря локализован

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря — старейшее реставрационное учреждение России, создано 10 июня 1918 года как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря

Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции, которая прошла с 12 по 14 апреля 1921 года и утвердила принципы реставрации всех видов художественных памятников — архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.

В настоящее время ВХНРЦ — сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.

Многолетнее размещение мастерских в московских храмах (помимо собора Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви Святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах), которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал, закончилось в 2006 году, когда вся организация переехала в реконструированное здание на улице Радио. Расширение рабочих площадей дало возможность оснастить отделы современным оборудованием.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря

Дни празднования 90-летия ВХНРЦ были отмечены проведением Грабаревских чтений и торжественными мероприятиями с участием коллег-реставраторов из многих российских музеев. Коллектив центра получил письмо от президента Российской Федерации с благодарностью «за большой вклад в дело сохранения культурного наследия России». Все эти события состоялись на фоне выставки, экспонатами которой стали музейные предметы «со стола реставратора».

Центр сегодня[ | ]

Коридор. Вдоль стен лежат разложенные для просушки иконы XVIII века из одного из северных храмов, присланные на реставрацию в Москву. Помещение до пожара
На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Ещё в 1947 г. в ГЦХРМ было принято «Положение о художниках-реставраторах», вменявшее в обязанность каждому мастеру «постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню (выполнение творческих работ в соответствии со своей специальностью — по рисунку, живописи, лепке, копированию и т. д.)».

С 1955 г. Центр был в числе создателей и постоянных участников Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры РСФСР, определявшей уровень мастерства реставраторов. Центр стоял у истоков создания государственной системы обучения новых реставрационных кадров, и в настоящее время он является одним из немногих учреждений культуры, бережно хранящих сложившийся в течение десятилетий порядок последовательного повышения квалификации молодых специалистов. Как правило, новые сотрудники, приходящие в отделы ВХНРЦ, имеют высшее либо среднее специальное художественное образование. Основы профессии они постигают под руководством реставраторов высшей и первой категории. Постепенно, по мере приобретения новых знаний и опыта, их допускают к работе со все более сложными экспонатами.

ВХНРЦ тесно сотрудничает с отечественным и международным музейным сообществом, его специалисты принимают активное участие в работе российского отделения ИКОМ ЮНЕСКО с момента его основания. Сейчас в числе партнеров Центра более 200 музеев, реставрационных мастерских и научно-исследовательских организаций России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сотрудники ВХНРЦ проводят обследование и реставрацию музейных экспозиций и фондов на местах во время командировок, принимают на стажировку музейных реставраторов и хранителей, обмениваются с российскими и зарубежными коллегами научной информацией в ходе многочисленных конференций и выставок.

Грабарь — землекоп

В Беларуси грабарями называли издревле наемных рабочих — те, кто рыл пруды, разбивал сады и парки, словом, числились землекопами. Игорь Грабарь, чью очередную «круглую» дату рождения мы отметим завтра, всю свою долгую жизнь «копал», причем весьма глубоко и продуктивно, пытаясь докопаться до глубин познания отечественных культуры и искусства, нашего общего исторического наследия. Глубочайший знаток истории и теории искусства, не менее блестящий реставратор и музейный деятель, академик АН СССР и действительный член Академии художеств, и т.д. и т.д., Игорь Эммануилович внес огромный вклад в дело спасения и сохранения множества произведений древнего искусства в России и Беларуси. Выражение «он все оставил людям» как никакое иное точно передает подвижнический подвиг Грабаря. Сколько вложено в создание Центральных реставрационных мастерских в Москве, недаром носящих его имя. И достойно продолжающих в самые сложные времена его главный завет — сохранять прекрасное. Если бы не Грабарь, насколько оскудели бы наши знания об отечественной средневековой культуре, о творческом облике Андрея Рублева и Феофана Грека!

В 20-е годы прошлого столетия И. Грабарь решительно выступил в защиту уникального памятника в Витебске — церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Древнейший храм на белорусской земле входит в тройку самых известных святынь XII века в республике. Его возводили из плинфы — византийского кирпича. В ту пору из-за сырости в храме исчезала уникальная настенная живопись, срочно требовался ремонт. И тогда Игорь Эммануилович поддержал идею закрепления древней церкви за Витебским государственным культурно-историческим музеем. Другого способа спасти храм тогда не существовало. Иначе — снос.

Парадоксы истории: энтузиасты (а к заступничеству Грабаря позже подключился и академик Борис Рыбаков, он рассказывал мне об этой истории) в послереволюционное бурное время отстояли древний памятник, но в конце 1961-го, когда в стране набухала оттепель, кому-то мешавший храм взорвали. Чтобы спустя тридцать лет восстановить его на старом месте — на берегу Западной Двины. Игоря Эммануиловича тогда уже не было на свете, он, увы, так и не узнал, что справедливость восторжествовала.

Первый раз в Центр, носящий имя И. Грабаря, я пришел почти 40 лет назад, готовя газетный материал об истории русского лубка, о созданной в конце семнадцатого века «Библии для бедных». Творческий подвиг белорусского подвижника повторил в наши дни художник Виктор Пензин, мой старинный друг. Наши беседы в его мастерской о древнем искусстве лубка, возвращении к жизни работ старых мастеров длились часами. А в Центре Грабаря я не просто уточнял детали, даты, замысловатую биографию памятников Средневековья. Но и многому учился у реставраторов, замечательных мастеров своего дела. Нет, конечно, освоить даже азы реставрационного искусства мне не по силам, но посчастливилось прикоснуться к их знанию предмета, эрудиции, терпению — на восстановление некоторых полотен уходят годы! Многие реставраторы работали еще с И. Грабарем, учились у него потрясающей работоспособности, энергии. Ведь он уже в преклонном возрасте каждодневно переключался с создания живописных картин на критические статьи, музейную проблематику, подготовку многочисленных выставок, уделяя первостепенное внимание созданию многотомной «Истории русского искусства». «Лучший отдых есть перемена работы», — любил повторять он.

За свою долгую, яркую жизнь И. Грабарь и его ученики спасли сотни памятников древней культуры, отдали много сил учету и сохранению ценностей Троице-Сергиевой лавры. И сам Игорь Эммануилович не расставался с мольбертом, обожая левитановские места в Тверской области. Там в усадьбе «Чайка» на берегу озера Удомля он встречался и подружился с замечательным живописцем, выходцем из Беларуси Витольдом Бялыницким-Бирулей. На его гостеприимной даче побывали многие известные живописцы. Гостил там и Игорь Эммануилович, написавший зимой 1937 года трогательное письмо хозяину усадьбы: «Дорогой Витольд Каэтанович! Больше всего хотелось бы выразить вам свое глубокое чувство удовлетворенности поездкой в «Чайку» и чудесным пребыванием в ней. Просто незабываемые дни: и сердечно, и душевно, и творчески одни из лучших, выпавших мне в жизни. Отдохнул на славу и поработал, оказывается, немало!..»

Здешние края на Удомле — действительно, одни из самых поэтических, «вдохновляющих», что довелось мне увидеть за многочисленные командировки. И во многих краях и весях приходилось общаться с удивительным народом — реставраторами: на Соловках, в Архангельске, Малых Корелах, Усть-Выми, Соликамске, Иркутске, Михайловском, Тарханах, Владимире, Великом Новгороде, Талашкино, Изборске, Кунгуре… В годы моей молодости журналисты не сидели, уткнувшись в компьютер, а ездили по стране, благо, интересных адресов не перечесть.

Незабываемые встречи с корифеями реставрационного мастерства случались и в Москве. Теперь жалею, что редко бывал в домах Александра Викторовича Ополовникова, Саввы Васильевича Ямщикова — на Ростовской набережной и в Малом Златоустинском переулке. Вспоминая их, больно становится, как в Первопрестольной сегодня уничтожаются или уродуются новоделом памятники старины. Иногда задумываешься: не исчерпали ли сегодня свои возможности современная культура, театр, кино? Классические критерии забыты напрочь, фэнтази диктуют спрос. Из школьных учебников вырезают подлинную, воспитывающую человека литературу. Закон Божий гулко стучится в классную дверь: но почему в светскую школу, не в воскресную? Ведь вера и церковь — разные вещи…

Объяснять нынче молодежи, что кроме айфонов и наушников есть еще нечто, проверенное временем, становится все сложнее. Слышу возражения: раньше и вода была мокрее, и во времена Пушкина больше читали Кукольника… Молодежи свойственно все отметать, но ломают-то сегодня наше наследие, традиции, завоевания не юнцы, а умудренные возрастом и опытом мужи!

И тут я вполне серьезно призываю в помощь Союзное государство, советский и мировой опыт, без романтических иллюзий и идеологических загогулин: давайте чаще напоминать в школах, семьях, в телеящиках о лучших примерах нашей общей истории, о многовековом поиске человечеством прекрасного, о лучших его носителях и продолжателях.

«Землекоп» Игорь Эммануилович Грабарь, вне всякого сомнения, принадлежит к их числу.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря – крупнейшее в России учреждение, занимающееся реставрацией движимых предметов искусства – статуй, икон, живописи, графики, рукописей, книг, мебели, тканей, керамики, изделий из металла, кожи и кости.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

Специалистами Центра были созданы и запатентованы многие уникальные методики научной реставрации, позволившие сохранить бесценные предметы искусства. Услугами реставраторов Центра Грабаря пользуются все крупные музеи России и многие мировые музеи.

Центр научной реставрации был создан в 1918 г. художником и историком И. Э. Грабарем. В задачу учреждения входило не только восстановление древних памятников, но и координация деятельности всех реставрационных мастерских и школ страны.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

Первой крупной работой Центра стало обследование и реставрация кремлевских фресок, древнерусских икон и живописных полотен из Благовещенского собора. В 1921 г. в Москве прошла Первая Всероссийская реставрационная конференция, на которой академик И. Грабарь представил результаты деятельности Центра, сообщил о новых методиках и принципах научной реставрации предметов искусства.

По меркам 20-х гг. мастерские Грабаря были необычайно хорошо оснащены, в них работали опытнейшие мастера и искусствоведы. К 1930-му г. были отреставрированы многие иконы 12-13 вв., включая шедевры А. Рублева, Ф. Грека, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Спас Златые Власы».

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

Под научным руководством И. Грабаря были разработаны основные принципы научной реставрации. Академик предложил уникальную методику возвращения произведения искусства к изначальному внешнему виду путем его очищения от более поздних наслоений. Главной задачей работы реставратора Грабарь назвал строжайшее следование авторской концепции художественного произведения.

Помимо основной деятельности, центр занимался организацией выставок древнерусской живописи, икон, скульптур. Экспозиции демонстрировались как в СССР, так и за рубежом.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

В 30-е годы огромный пласт культурно-исторического наследия России был назван властями «романовским хламом». Это стало отправной точкой к уничтожению многих «идеологически вредных» художественных и церковных ценностей. Активные защитники отечественной культуры были подвержены репрессиям, многие погибли в лагерях.

В 1934 г. Мастерские Грабаря были закрыты. Реставрацию памятников власти поручили нескольким крупным московским и ленинградским музеям, а сотрудники Мастерских были зачислены в штат этих музеев. Спустя 10 лет СНК СССР возобновил работу Центра Грабаря. Академику были переданы руководящие функции, а всю организационную деятельность взяла на себя директор Мастерских В. Н. Крылова. Эта женщина совершила невозможное, вернув в Центр почти всех его реставраторов.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

После ВОВ Мастерские Грабаря стали ключевым элементом в восстановлении пострадавших памятников искусства. За несколько лет реставраторы вернули прежний вид бесценным полотнам из отечественных музеев, а также из многих музеев Дрездена, Берлина, Варшавы, Софии, Будапешта и Вены.

В 1966 г. город Флоренция подвергся страшному наводнению, и итальянцы обратились к художникам-реставраторам из Мастерских Грабаря с просьбой оказать помощь в восстановлении величайших живописных полотен эпохи Возрождения.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

В наше время Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря занимается реставрацией всех разновидностей предметов искусства, используя для этого современные и проверенные временем методики.

Центр ведет обширную издательскую деятельность, выпускает журналы, методические пособия, каталоги. В стенах учреждения проходят обучение реставраторы из разных стран мира.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

Частные коллекционеры и государственные организации могут заказать в Центре Грабаря научно-техническую экспертизу культурных ценностей – одну из самых авторитетных в мире. Специалисты занимаются подтверждением подлинности предметов старины, выявляют подделки.

Отдельное направление деятельности Центра – экспедиции. Специалисты выезжают в самые отдаленные уголки России для поиска произведений искусства. Таким образом были обнаружены сотни икон, фресок, картин.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря

В структуру Центра, помимо реставрационных отделов и отделения научной экспертизы, входят библиотека, архив и фонотека. В Архангельске, Вологде и Костроме работают филиалы учреждения.

В Центре регулярно проходят Дни открытых дверей, научные конференции, временные выставки, экскурсии.

Пожар 2010 года[ | ]

Пожар 15 июля 2010 года
15 июля 2010 года в здании произошёл пожар, он начался после полудня c крыши. Пожару была присвоена третья категория по пятибалльной шкале сложности. В тушении принимали участие 65 пожарных автомобилей и три пожарных вертолета. Жертвами пожара стали двое пожарных — Александр Владимирович Дымчиков (1969 г. р.) и Вячеслав Александрович Шашин (1983 г. р.), погибшие, вероятно, при внезапном выбросе пламени из-за резкого притока воздуха, возможного при обрушении части крыши, вылете стёкол и т. п. Застеклённый «балкон», составляющий примерно ¾ площади третьего этажа здания, полностью выгорел, пострадала от огня крыша над оставшейся частью третьего этажа и несколько помещений второго. Все помещения второго и первого этажей залиты пеной и водой. Устояло против воды только хранилище на первом этаже, где и находилось большинство экспонатов.

В результате пожара пострадал архив, было повреждено несколько картин. Не подлежат восстановлению два экспоната: туркменский ковёр, только что отреставрированный в Центре после пожара в усадьбе Мураново, и знамя петровской эпохи из Переславля-Залесского. Сообщение о том, что утрачена работа Джорджа Доу «Александр I на коне» из Оружейной палаты Московского Кремля[1], ошибочно, картина найдена, хотя и сильно пострадала. Для восстановления здания потребуется капитальный ремонт.

Директор Реставрационного центра Алексей Владимиров критиковал тушение пожара с использованием воды. Он заявил: «Есть же мировые примеры: когда горела Альбертина, то её тушили газом, потому что знали, что внутри хранится графика»[2]. В государственной пожарной охране Москвы есть один автомобиль газового тушения[3].

В начале 2011 года сотрудник отдела реставрации рукописей Евгения Осипова за спасение из пожара древних рукописей, в том числе Спасского Евангелия XIII века, была удостоена премии «Своя колея» за 2010 год[4].

История

Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) — старейшая государственная реставрационная организация России — был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен И. Э. Грабарь. В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Усилиями И. Э. Грабаря в ЦГРМ был собран цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающиеся ученые-искусствоведы, и опытные реставраторы-практики.

В 1934 году Центр был ликвидирован, было признано нецелесообразным охранять целиком всё культурное наследие, многое признается вредоносными для идейного воспитания. Мастерские были расформированы летом 1934 г., секция живописи, научный отдел и фототека переведены в Третьяковскую галерею, функции учета, реставрации и охраны памятников перешли к ведущим музеям Москвы и Ленинграда. Наиболее активные деятели центра, выступающие за сохранение русской культуры и сопротивляющиеся уничтожению «ненужных» памятников культуры А. Анисимов и Ю. Олсуфьев были репрессированы и погибли, приговорены к различным срокам Н. Померанцев, П. Барановский и Н. Сычев. Возвращение реставраторов из опалы — «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре — памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года СНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь, который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю, нынешний Центр считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918.[1]

За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица» кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва» Ф.Рубо; средневековые рукописи и античная керамика.

С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками.

ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).

История[ | ]

Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) — старейшая государственная реставрационная организация России — был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен И. Э. Грабарь. В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Усилиями И. Э. Грабаря в ЦГРМ был собран цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающиеся ученые-искусствоведы, и опытные реставраторы-практики.

В 1934 году Центр был ликвидирован. Часть ведущих сотрудников Центра подверглись репрессиям, вплоть до «высшей меры социальной защиты». Обвинения, конечно же, ложные, но в тогдашней обстановке почти «заслуженные»: «пропаганда религии» под видом сохранения культуры. По счастью, И. Э. Грабарь был фигурой такого масштаба, что его не тронули. Возвращение реставраторов из опалы — «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре — памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года СНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь, который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю, нынешний Центр справедливо считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918. [источник не указан 3527 дней

]

За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица» кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва» Ф.Рубо; средневековые рукописи и античная керамика.

С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками.

ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).

Примечания

  1. История (HTML). Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря. Проверено 15 ноября 2020.
  2. СКП нашел виновных в пожаре в Центре им. Грабаря. Росбизнесконсалтинг, 27.7.2010.
  3. Директора реставрационного центра уволили после критики в адрес Шойгу. GZT.RU.
  4. Справочник руководителя тушения пожара гарнизона пожарной охраны города Москвы. — М., 2010. — С. 59.
  5. Официальный сайт премии «Своя колея» Архивная копия от 15 июня 2017 на Wayback Machine
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: