Открыт для публики Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина-Пушкинский музей)


Статуя Давида в Пушкинском музее

«Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире!» – так писал о «Давиде» Микеланджело итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари. Что же так привлекло в статуе Джорджо Визари?

Статуя высотой 5,5 метров была изваяна во Флоренции по просьбе собора Санта Мария дель Фьоре в 1504 году. Известно, что Микеланджело создал Давида из огромной глыбы мрамора, которую дважды забрасывали другие скульпторы, сталкиваясь с трудностями. Гигант, как прозвали его современники, величественно и свободно, стоит, опираясь на правую ногу и подняв левую руку к плечу. Голова его, покрытая густыми вьющимися волосами, повернута влево. Взгляд задумчив и серьезен. В левой руке мужчина держит пращу, а в правой камень.

Кстати, правая рука Давида выглядит непропорционально большой. Исследователи связали это факт с прозвищем библейского героя (manu fortus- сильная рука), которое старался воплотить в статуе Микеланджело.

Скульптура показывает момент, когда Давид отправляется на сражение с великаном Голиафом. Вы можете возразить – а где же меч, кольчуга и латунный шлем? Но как рассказывает история, амуниция Давиду, попросту говоря, мешала: «Я не могу ходить в этой амуниции, потому что я не привык к ней», – сказал он, и взял те пять гладких камней.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Dmitry Shukin (@dshukin) 14 Дек 2020 в 1:00 PST

Интересно, что создававшаяся с религиозным подтекстом, статуя стала символом республиканской свободы. В период создания фигуры из Флоренции были изгнаны тираны-Медичи. Так Давид стал символом свобод и демократии, напоминанием правителям, «сколь они должны быть мужественны и справедливы», как писал Визари.

Изначально скульптуру хотели разместить прямо на крыше собора Санта Мария дель Фьоре, но размеры и вес статуи сделали эту задачу неосуществимой для того времени. В итоге специальная комиссия, в которую входили Боттичелли, Леонардо да Винчи и Сангалло, решила поместить скульптуру перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Там под открытым небом она простояла почти 400 лет, и лишь в 1873 году для сохранности ее перенесли в помещение Академии художеств, а на ее месте появилась копия.

На сегодняшний день в мире насчитывается более миллиона репродукций Давида. Только представьте это число! В миниатюрных статуэтках, календарях, ковриков для компьютерных мышек Давид проник во все уголки земного шара. Если говорить про полноразмерные копии, то самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.

Занимательная история произошла в 1857 году, когда английской королеве была подарена копия Давида. Как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят, однако это высказывание не действует с королевой Викторией. Она была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство фиговым листом, выполненным из гипса.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Евгения Шмелева (@evgeniya.shmeleva) 1 Дек 2020 в 12:46 PST

В московском же музее статуя представлена в первоначальном виде. Найти ей можно в Итальянском дворике. Пятиметровая фигура сразу привлекает внимание посетителей, и часто становится объектом для фотографий и селфи.

Автор: Александра Халлик

Теги
Давид Пушкинский музей статуя

“Давид”, Микеланджело

В июле 1501 года Микеланджело Буонарроти было поручено создание статуи Давида для кафедрального собора Флоренции, с условием, что скульптор должен использовать огромную глыбу мрамора, которая уже была обтесана Агостино ди Дуччо, пытавшимся создать Давида около 1460 года, и которая почти полвека лежала заброшенной в мастерской при соборе. Для 26-летнего Микеланджело, только что вернувшегося домой из Рима, где он создал свой первый настоящий шедевр “Пьету” (хранится в Базилике Святого Петра в Ватикане), этот заказ был настоящим вызовом и проверкой таланта.
Билеты в Галерею Академии без очереди»

Заказ, изначально носивший религиозный характер, предполагал установку “Давида” на одном из контрофорсов собора. Но затем было решено, что “Давид” может стать символом республиканской власти и защиты отечества от тирании. Это как раз был период изгнания Медичи из Флоренции и именно в эти годы Никколо Макиавелли занимал пост секретаря второй канцелярии Республики.

Сделав множество набросков и несколько небольших восковых моделей Микеланджелоприступил к работе в 1502 году. Он работал один, без помощников, передвигаясь вокруг гигантской мраморной глыбы по строительным лесам. В январе 1504 года статуя была закончена. Ее совершенная красота настолько поразила флорентийцев, что был срочно создан специальный совет, который должен был выбрать наиболее подходящее место для “Давида”. Членами этого совета были самые выдающиеся граждане Флоренции, в их числе Боттичелли и Леонардо да Винчи.

Итак, было решено установить “Давида” на площади Синьории возле дворца правительства, куда статуя была перевезена 8 сентября 1504 года и оставалась там до июля 1873.

Купить билеты сейчас »

“Давид” Микеланджело стал для флорентийцем символом свободы от могущественных врагов того времени. Местоположение статуи перед дворцом правительства придало ей политическое значение. Скульптура стала представлять мужество и добродетель Флоренции. “Давид” Микеланджело кажется статуей античного героя, обнаженного, стоящего в контрапосте – классической позе при которой положение одной части тела контрастно противопоставлено другой части, что придает фигуре динамичность. Это произведение – возрождение античной красоты, но с очень актуальным в тот период значением.

Согласно свидетельствам современников, Микеланджело потратил 18 месяцев на создание статуи, работая без помощников, спрятавшись за занавесом, чтобы никто не смог увидеть “Давида” до того как он будет окончен. Скульптору хорошо заплатили – он получил 400 дукатов, но наивысшей платой для Микеланджело стали признание и слава не только в Италии но и во всей Европе, а в наши дни – во всем мире.

Пушкинский музей отметит 108-летие онлайн-марафоном лекций

МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина отметит 31 мая 108-летие. Об этом сообщила в субботу пресс-служба музея.

«31 мая 2020 года Пушкинский музей отмечает 108-летие со дня открытия. На протяжении всего дня в социальных сетях будет доступна онлайн-программа. В нее войдут трансляции полюбившихся зрителям лекций, экскурсий и встреч с кураторами, которые ранее были представлены в рамках проекта #НаединеСПушкинским и набрали наибольшее количество просмотров», — говорится в сообщении.

Зрителей ждут встреча с ведущим научным сотрудником отдела гравюры и рисунка, хранителем восточной графики Айнурой Юсуповой, лекция заместителя директора по региональному развитию Екатерины Кочетковой «Марк Ротко: погружение в цвет», чтения «Декамерона» участниками программ «Пушкинский.Youth», а также виртуальные экскурсии по выставкам и экспозиции музея для взрослых и детей и многое другое.

«В качестве нашего подарка зрителям мы повторим эксклюзивный показ видеоработы Дмитрия Крымова «Тайная вечеря», премьера которой прошла в рамках проекта «100 способов прожить минуту», а также виртуальную прогулку по экспозиции ночного музея вместе с художником Дмитрием Гутовым, подготовленную к акции «Ночь музеев», — добавили в пресс-службе. Кроме того, 31 мая на фасаде Главного здания музея появится фото Андрея Братова, супер-победителя совместного конкурса ГМИИ им. Пушкина и проекта «ИзоИзоляция», создавшего целую галерею образов по мотивам статуи Давида работы Микеланджело Буонарроти.

В этот же день состоится концерт «Оптимистические выступления. Живой эфир» в рамках Юбилейного XX открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Трансляция будет показана 31 мая в 23:10 в эфире Первого канала. В пресс-службе подчеркивают, что выступления в залах постоянной экспозиции главного здания музея пройдут со строгим соблюдением социальной дистанции между артистами. В концерте примут участие Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Екатерина Шипулина, Игорь Бутман, Полина Осетинская, Евгений Миронов и Валерий Сюткин; ведущим вечера станет Михаил Швыдкой.

«Кроме выступлений артистов подготовлено еще несколько приятных сюрпризов — специальные включения в эфире с хореографом Борисом Эйфманом из Санкт-Петербурга, сценаристом и режиссером Резо Габриадзе из Тбилиси и президентом «Фонда Франко Дзеффирелли» — Пиппо Дзеффирелли из Флоренции», — говорится в сообщении.

Музей изобразительных искусств Пушкина фото Греческий дворик

Греческий дворик – один из самых больших и красивых залов музея, здесь представлены слепки статуй и рельефов Парфенона V век до н. э.

Микеланджело Буанарроти 1475-1564. Давид 1500-1504, слепок. Подлинник мрамор, статуя высотой 5,5 метров в Академии, Флоренция, Италия

музей изобразительных искусств имени пушкина фото

Жермен Пилон 1535-1590. Скорбящая богоматерь 1586, слепок. Подлинник в Лувре, Париж, Франция

музей изобразительных искусств пушкина фото

Донателло 1386-1466. Лев с гербом Флоренции, т. наз. Мардзокко 1418-1420, слепок. Подлинник мрамор в Национальном музее Флоренция, Италия.

Андреа Верроккьо 1435-1488. Кондотьер Коллеони, слепок. Подлинник бронза, установлен на площади Санта Джованни э Паоло Венеция, Италия. Бартоломео Коллеони – знаменитый главнокомандующий войсками Венецианской республики.

музей изобразительных искусств пушкина

В музее изобразительных искусств Пушкина представлены работы выдающихся европейских художников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: