Рассмотрим замки королевской семьи Великобритании


Мемориальный дом-музей академика Сергея Королёва
Здание музея, 2014 год
Дата основания1972
Дата открытия1975
ТемаСергей Павлович Королёв
Местонахождение
  • Москва
  • Первая Останкинская улица
АдресРоссия, Москва, 1-я Останкинская улица, 28
ДиректорНаталья Артюхина
СайтОфициальная страница музея на сайте Музея космонавтики
Медиафайлы на Викискладе

Мемориáльный дом-музе́й акаде́мика Серге́я Королёва
— московский мемориальный музей, посвящённый жизни и деятельности Главного конструктора космической техники Сергея Королёва. Официальное открытие состоялось в 1975 году по инициативе жены Нины Королёвой, передавшей во владение музея около 19 тысяч предметов, ставших экспонатами. Учреждение располагается в доме на 1-й Останкинской улице, в котором академик прожил с 1959 по 1966 год[1].

История и описание

«Мемориальный дом-музей академика С. П. Королева» находится в отдельном особняке, где в 1959—1966 годах проживал академик Сергей Павлович Королёв. Особняк был подарен Королёву правительством СССР после успешного запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Музей был основан в 1972 году и открыт для публики в 1975 году, относится к Мемориальному музею космонавтики. Экспозиция музея включает личные вещи Королёва, его библиотеку технической и художественной литературы, мебель, предметы быта и произведения изобразительного искусства. Коллекция была передана музею вдовой академика Ниной Ивановной Королёвой.

Площадь экспозиции — 120 кв.м.; парковая зона — 1 .

Описание дома

Снаружи особняк похож на белоснежный дворец, по желанию жены Лещенко была сделана пристройка зимнего сада, которая и повлекла за собой массу изменений.

Описание дома

Во время обустройства внутреннего интерьера, между супругами происходили постоянные споры, Лев Валерьянович был поклонником классицизма, ему хотелось больше мрамора, гранита, инкрустированных полов, Ирине же был больше по душе романтический, прованский стиль. Поэтому, их дом, представляет, из себя смесь классики, ампира и средиземноморского прованса.

Если по поводу мебели супруги кое-как могли договориться, то вопросы цвета стен, структуры штукатурки вызывали яростные споры. В результате решили, что Лев занимается обустройством бильярдной, бара и собственного кабинета, а Ирина выбирает дизайн для кухни и спальни.

Для справки

! Стиля хайтек найти в доме Лещенко невозможно, потому что супруги считают его слишком холодным и безликим.

Основную часть мебели, строительные материалы, светильники певец заказывал в Италии, пришлось повозиться на таможне, зато стоимость обошлась намного дешевле, чем, если бы эти покупки совершались в столичных магазинах.

Расположение

Дом-музей расположен в зелёной зоне, ограниченной улицей Академика Королёва (с юга), 1-й Останкинской улицей (с севера), 6-м Останкинским переулком (с запада) и Останкинским проездом (с востока). На юге вдоль улицы Академика Королёва проходит монорельсовая дорога (перегон «Выставочный ) . На противоположной стороне Останкинского проезда находится аллея Космонавтов с монументом Покорителям космоса и Мемориальным музеем космонавтики. На северо-востоке Продольный проезд ведёт к центральному входу ВВЦ.

  • Адрес: 129515, Москва, 6-й Останкинский переулок, дом 2/28
  • Проезд: От станции метро «ВДНХ», далее троллейбусы 9, 36, 73, 69, 13 до остановки «Улица Цандера» или «Южный вход ВДНХ» или автобусы 76, 803 до остановки «1-я Останкинская улица».
  • Телефон: (495) 683-8197

Отрывок, характеризующий Мемориальный дом-музей академика С. П. Королёва

И они обе засмеялись. – Ну, пойдем петь «Ключ». – Пойдем. – А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело! И Наташа побежала по коридору. Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню. В приятну ночь, при лунном свете, Представить счастливо себе, Что некто есть еще на свете, Кто думает и о тебе! Что и она, рукой прекрасной, По арфе золотой бродя, Своей гармониею страстной Зовет к себе, зовет тебя! Еще день, два, и рай настанет… Но ах! твой друг не доживет! И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты. Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала: – Мама велела вас просить танцовать. – Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем… И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке. Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим , с приехавшим из за границы . Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером. – Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу. Наташа покраснела и засмеялась. – Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного? В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке: – Семен! Данилу Купора знаешь? Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза .) – Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале. Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

Одни дома

Что мы знаем о подмосковном Королеве? Город как город, только очень часто менял название. До 1928 года это Подлипки, до 1938-го — Калининский, до 1996-го — Калининград. Сегодня носит имя Сергея Павловича Королева, который в обстановке секретности здесь создавал космические ракеты.

Все так, но у Королева есть еще одна изюминка — фантастическая архитектура. Здесь сохранились дома эпохи конструктивизма.

Конструктивизм — это авангардистское направление, пролетарское искусство 1920-1930-х годов в СССР. Авангардисты руководствовались принципом: «дом — машина для жилья». Но в больших городах фантазию конструктивистов ограничивали, а в таком месте, как будущий Королев, преград для творчества не было.

В центре города на ул. Ленина стоит дом в форме огромного гусеничного трактора «Сталинец» Челябинского тракторного по проекту архитектора Павла Клишева опередил время: здание построили в 1931 году, а первый «Сталинец» из сборочного цеха вышел в мае 1933 года. Но Клишеву это было несложно, поскольку прототипом «Сталинца» был известный американский Caterpillar.

Четырехпалубный «Дом-пароход». Сегодня — шедевр конструктивизма, 80 лет назад передовые пролетарские архитекторы наивно верили, что дом для их потомков будет лишь «машиной для жилья». Фото: Андрей Маленков / Подмосковье сегодня

Позже «Дом-трактор» осовременят, облицевав сайдингом. Но все равно можно различить «кабину», «мотор» и «гусеницы».

Старожилы говорят, что раньше у «трактора» было прозвище — КГБ (Калининградская городская баня). И ностальгически вспоминают, что в ее буфете всегда было замечательное свежее пиво. Впрочем, попить пива в «тракторе» и сегодня не проблема. На 1-м этаже — бар. И баня по-прежнему работает. Распознав во мне журналиста (выдал фотоаппарат с длинным объективом), местные пенсионеры хором нажаловались на «буржуйские» цены.

Все правильно: конструктивизм — пролетарское искусство и должен отвечать запросам трудящихся. Захожу, проверяю. Сеанс помывки: за два часа от 300 до 600 рублей, кабинка на четырех — 3 тыс. И за прокат полотенца дерут 50 рублей. Правда, льготников по соцталонам пускают за 150 рублей. Для местных, может, и дороговато, а вот для туристов — в самый раз. Кто же откажется попариться в шедевре архитектурного авангардизма 1930-х?

Около стадиона «Металлист» еще здание в стиле конструктивизма — «Дом-самолет». Каменный аэроплан, хотя конструкция не вполне симметричная: «крылья» разной длины, но «хвостовое оперение» и «фюзеляж» правильные. Правда, крылья ему «подрезали». Точнее, одно удлинили, сделав пристройку. Здесь расположены технологический университет и техникум дизайна, им понадобились дополнительные помещения. В итоге нарушили не только пропорции здания, но и заменили круглые окна-иллюминаторы на прямоугольные.

Есть в городе и два «парохода» — трех- и четырехпалубные. В одном сейчас магазин, в другом — общежитие. На стене одного — табличка: ансамбль зданий болшевской трудовой коммуны, 1828-1935 годы. Архитекторы Аркадий Лангман и Лазарь Чериковер. Коммуну опекал сам Максим Горький, в гости к коммунарам приезжали французский писатель Андре Жид, английский драматург Бернард Шоу, датский физик Нильс Бор.

Но и здесь беда с иллюминаторами. Местные говорят, что изначально они были как на настоящем судне, круглые. Но во время очередного ремонта часть заменили на привычные прямоугольные окна, остальные прикрыли рекламными щитами. Видно, что люди, которые занимались ремонтом, архитектурную ценность дома во внимание не брали, хотя здания считаются объектами архитектурного наследия.

Неравнодушные к истории жители Королева считают, что если городские власти заинтересованы сохранить эти дома, их надо ремонтировать с учетом особенностей, не уничтожая уникальные детали, а еще больше подчеркивая. Пока же происходит обратное: здания унифицируют, нивелируют под общую массу домов, они теряют свою особенность.

«Дом-самолет» напоминает аэроплан, если на него смотреть с высоты птичьего полета. На земле надо напрягать фантазию. Фото: Игорь Елков

Кто жил в Королеве?

В 1922 году в совхозе ВЧК «Костино» почти три месяца жил и работал Ленин. Сегодня это территория Королева.

Сохранился дом, где жил Василий Грабин, создатель знаменитых орудий ЗИС-3 («Зверобой») и пушек к танкам Т-34 и КВ.

В 1950-1960-е годы на улице Александра Невского жил Дмитрий Шостакович.

В деревне Любимовка располагалось имение Константина Станиславского, сегодня это городской микрорайон Текстильщик.

На Садовой в 1950-1964-х годах жил поэт Самуил Маршак. А по адресу: ул. Зеленовод — писатель Борис Полевой.

На королевской земле также бывали, жили и творили: Антон Чехов, Валерий Брюсов, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Исаак Левитан. На местной даче НКВД была прописана Марина Цветаева.

Вместе с Сергеем Королевым в городе работали пионеры ракетно-космической техники: Алексей Исаев, Михаил Янгель, Валентин Глушко, Василий Мишин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: