Дом перцева на лиговке. Доходный дом А

У этого термина существуют и другие значения, см. Дом с химерами.

Эта статья — о доме в Москве. О доме в Санкт-Петербурге см. Дом Перцова.

Достопримечательность
Дом Перцовой
Доходный дом Перцовой, 2012 год
СтранаРоссия
МестоположениеМосква, Курсовой переулок, 1
Тип зданияадминистративное
Автор проектаСергей Малютин
СтроительБорис Шнауберт
АрхитекторНиколай Жуков
СтатусОбъект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771411198040006 (ЕГРОКН). Объект № 7710372000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

До́м Перцо́вой

(
дом Перцевой, дом Перцова
) — здание в неорусском стиле, расположенное на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Было построено в 1907 году и принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова[1][2][3].

Автором проекта был художник Сергей Малютин, в качестве архитектора выступил Николай Жуков, руководил строительством инженер Борис Шнауберт. Здание задумывалось как доходный дом для творческой интеллигенции. В разное время в нём проживали художники Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман, Александр Куприн и другие[2][4][5]. В 1908—1909 годах в подвале дома размещалось кабаре «Летучая мышь»[1]. С середины 1970-х находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России[6].

Кто автор проекта такого здания?

Идея создания необычного дома с квартирами для жильцов и студиями художников возникла у инженера путей сообщения П. Н. Перцова, который проживал в Москве в начале двадцатого века. Являясь превосходным инженером и большим любителем искусства, Петр Николаевич устроил закрытый конкурс на лучший проект дома. Он назначил премию в размере 800 рублей тому, чей проект займет первое место, и 500 рублей за второе.

По его замыслу, дом Перцовой должен был отображать дух русского зодчества и традиций, но в то же время быть современным. Свои работы на суд жюри представил художник С. В. Малютин, архитектор А. И. Дидерихс, архитектор-художник Л. М. Браиловский. Первая премия досталась Васнецову. Но Перцов решил все же строить по проекту Малютина (автора росписи первой русской матрешки), поскольку он был не столь стандартным.

История[ | ]

Строительство[ | ]

Эскиз дома Перцовой, выполненный Сергеем Малютиным, 1905 год
Будучи известным меценатом и покровителем искусства, Петр Николаевич Перцов задумал построить доходный дом для одарённых художников и артистов[5][7]. В 1902 году подобрать подходящее место ему помог известный коллекционер Иван Цветков, посоветовавший участок с видом на Кремль и храм Христа Спасителя. В благодарность за рекомендацию Перцов дал слово построить дом в русском стиле[8][9][10].

Зимой 1905 года был объявлен закрытый конкурс на составление проекта доходного дома, в котором участвовали Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин, архитекторы А. И. Дидерихс, Леонид Браиловский[7]. Перцов выдвинул два основных условия: строение должно было «отвечать духу и преданиям Москвы и требованиям современности»[11]. Также он оставил за собой право выбрать замысел любого из номинантов. В жюри были приглашены Виктор Васнецов, Василий Суриков, Фёдор Шехтель, Василий Поленов, Сергей Соловьёв, Илларион Иванов-Шиц, Станислав Ноаковский. Премию в 800 рублей и первое место выиграл Аполлинарий Васнецов, но будущему хозяину дома больше понравилась работа Сергея Малютина, занявшая второе место. Это было здание в стиле русского ампира, которое, будучи необычным и интересным, не совсем соответствовало условиям конкурса[2][4][5].

Изначально Перцов планировал переработать проект Малютина, но среди отвергнутых эскизов художника увидел здание, полностью отвечающее его пожеланиям. Это был жилой комплекс в неорусском стиле, в основе которого лежал типовой трёхэтажный дом, построенный на этом участке в 1886 году[1]. По задумке автора к нему добавили мансарду, оборудованную под художественные студии, со стороны набережной пристроили четырёхэтажный особняк, а вдоль переулка — боковой корпус, примыкающий под острым углом[2][4][12].

Архитектором проекта выступил Николай Жуков, который сумел объединить художественный замысел Малютина в цельный и гармоничный ансамбль. Руководителем строительства был назначен инженер Борис Шнауберт[3]. Работы велись под непосредственным надзором хозяина дома, вносившего коррективы по хозяйственному и техническому устройству. В соответствии с его пожеланиями все перекрытия были выполнены в камне, электрическая проводка и водосточные трубы спрятаны внутрь стен[1]. Художественное оформление здания Перцов полностью доверил Малютину:

Меня С. В. [Сергей Васильевич] совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус. С. В. по разработке проекта в целом приступил к обработке деталей фасада и составлению рисунков для заказа наружной майолики[2].

По рекомендации художника для создания керамической мозаики пригласили выпускников Строгановского училища из артели «Мурава». Интерьеры Малютин задумал в русском стиле с обилием резных деревянных элементов, которые выполнили выписанные из Нижегородской губернии кустари[1][7][10].

Использование дома[ | ]

Портрет Петра Перцова, выполнен Сергеем Малютиным, 1916 год

Портрет Зинаиды Перцовой, выполнен Константином Коровиным, 1921 год

В апреле 1907 года Пётр Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной. Официально домом владела Зинаида Перцова — жена Петра Перцова, который приходился племянником поэту Эрасту Петровичу Перцову и прославился строительством в 1909-1917 годах железной дороги Армавир — Туапсе[13][14]. Проект дороги встретил сопротивление со стороны министра финансов Владимира Коковцова, он поддерживал конкурентов из Акционерного общества Владикавказской железной дороги и отказал в выдаче кредита. В поисках финансирования на выпуск акций Перцов заложил своё имущество в банк Алексея Путилова. Зинаида Алексеевна не хотела включать дом на Пречистенской набережной в список обязательств перед кредиторами, но после уговоров мужа и сыновей дала своё согласие. Предприятие оказалось экономически прибыльным, и в 1910 году Перцов погасил ссуду и залоговое имущество было освобождено[2][8][10].

Большую часть помещений дома Перцовой сдавали в аренду, одно из них занял сам Сергей Малютин, он также приспособил часть подвала под хранилище своих работ. В разное время в здании арендовали студии Константин Игумнов, Борис Пронин, Никита Балиев, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман[1][5][9].

Весной 1908 года подвалы дома пострадали от московского потопа. Елена Константиновна Малютина, пытаясь спасти работы мужа от воды, сильно простудилась и умерла. Были утеряны некоторые из незаконченных картин художника: «Царевна», «Леший», «Баба-яга», а также монументальное полотно «Куликово Поле»[5][15].

Летучая мышь[ | ]

Вид дома Перцовой со стороны храма Христа Спасителя, 2010 год
Основная статья: Летучая мышь (театр-кабаре)

В 1908 году в другом подвале здания открылось кабаре «Летучая мышь»[1]. Его основатели Никита Балиев и Николай Тарасов задумали создать неформальную площадку, где актёры Художественного театра смогли бы устраивать капустники и забавные представления. Для размещения танцевального зала Перцов углубил подвал на аршин и застелил пол дубовым паркетом[8]. По распространённой легенде во время осмотра помещения на Балиева и Тарасова вылетела летучая мышь, в честь которой и был назван театр[3][12].

Кабаре сразу стало известно в богемных кругах, но попасть на представление можно было только по специальному приглашению. Каждый новый посетитель проходил обряд посвящения, давая обещание не обижаться на происходящее[11]. На сцене театра можно было увидеть танцующего польку Василия Качалова, демонстрирующих французскую борьбу Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова, дирижировавшего оркестром Владимира Немировича-Данченко и мхатовских артистов[1][11]. Актёр Николай Монахов так описывал вечера в «Летучей мыши»:

Подвал был обставлен скромно, но уютно: буфетная стойка с простыми, вкусными домашними закусками, маленькая сцена, на которой артисты художественного театра изощрялись в показе различных «Самодельных» номеров. В кабаре я впервые увидел великого Станиславского, который показывал на сцене фокусы[5].

Кабаре располагалось в доме Перцовой до 1909 года, когда было принято решение перенести представления в более просторное помещение дома № 16 в Милютинском переулке[1][16].

Национализация[ | ]

В 1918 году здание было отреставрировано известным архитектором Виктором Мазыриным, прославившимся строительством особняка Арсения Морозова. Пётр Перцов с семьёй прожил в своём доме до 1922-го. Он являлся хранителем ценностей храма Христа Спасителя и был осуждён на пять лет за содействие церкви и ходатайство о прекращении нападок на религиозные общины в прессе. Через год после ареста инженера помиловали, но дом на Пречистенской набережной был национализирован[1][6][10].

В бывшей квартире Перцовых поселился Лев Троцкий, остальные помещения заняли военные деятели, среди которых были Николай Подвойский, Константин Мехоношин, Эфриам Склянский. Некоторые исследователи полагают, что именно в это время ликвидировали большую часть внутреннего убранства: сняли деревянную резьбу, побелили потолки и заштукатурили лепнину[5][9].

В 1935 году согласно генеральному плану реконструкции Москвы дом Перцовой и другие здания вблизи храма Христа Спасителя подлежали сносу. На их месте должна была расположиться площадь Дворца Советов, но проект не был реализован, и исторические постройки уцелели[3][5][9].

С середины 1970-х дом Перцовой находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. Здание переоборудовали под офисы, а в подвальных помещениях организовали столовую[6].

Дом Перцовой в Москве. Описание

Это здание в стиле модерн, богато декорированное, было построено за два года. Дом Перцовой получился изысканным и великолепным. Сооружение из красного кирпича, в фасаде которого просматриваются мотивы древнеславянского терема, выглядит как органичное целое. Поражают взгляд туриста и асимметрично расположенные окна, балконы, необычные башнеобразные выступы кровли. Балконы, декорированные скульптурами драконов, золоченая решетка со львами, установленная на коньке крыши. А над зеленой башней, на крыше возвышается золоченый петух. Фасад богато украшен майоликовыми панно с изображением солнца, быка, рыб, медведей и прочих животных в причудливом виде.

Интересная история украшения простенков между окнами четвертого этажа и фронтонов майоликой. В те времена в Москве существовала некая . Ее организовали молодые художники Строгановского училища. Ребята были талантливые, готовые проявить свои креативные способности, но, к сожалению, малоизвестные. Ведь все состоятельные люди предпочитали иметь дело с мастистыми, именитыми художниками. Так что артель находилась в одном шаге от закрытия. Перцов не прогадал, доверив свой заказ этой фирме. Молодые художники смогли реализовать свой могучий творческий потенциал, учитывая при этом все пожелания и вкусы клиента.

При строительстве дома были соблюдены и требования заказчика относительно современных технологий. В доме отсутствовали деревянные перекрытия. Электрическая проводка, водопровод, канализационные коммуникации были тщательно скрыты.

В литературе

Паустовский Константин Георгиевич (1892 — 1968)

«Повесть о жизни» (Начало неведомого века) (1956 г.) — про Гиляровского — «Он досконально знал жизнь города, особенно ту потаенную, что старалась быть подальше от глаз Советской власти: цыганские дома в Покровском-Стрешневе, сектантские молельни у Рогожской заставы, игорные притоны на Брестских улицах, завывающие сборища эстетов в доме Перцова
у храма Христа Спасителя. Там верховодил некий картавый поэт с длинной детской челкой. Он носил смокинг и монокль и был так хрупок, что с ним было опасно здороваться за руку,- всегда казалось, что его нежная прозрачная ладонь останется в вашей руке, как реликвия.»

В доме Перцова жила героиня «Чистого понедельника» Ивана Алексеевича Бунина.

В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» футурист Жиров говорит, что когда они придут к власти, то первым делом сотрут с лица Москвы Кремль, Исторический музей и дом Перцова.

Достопримечательности рядом

Дом-ларец на Пречистенской набережной

Интерьер дома

Внутреннее убранство дома было не менее великолепно, чем внешнее. Спальни были с нишами, а курительные комнаты оформлены в восточном стиле. Оригинальные изразцовые печи и лестницы, украшенные уникальной резьбой.

Для оформления парадных покоев дома резьбой были приглашены лучшие мастера Нижегородской губернии. Доходный дом Перцовой предоставлял квартиры жильцам разных социальных прослоек. Были варианты для богачей и для жильцов победнее. Всего в доме было около 400 квартир, разных по кубатуре. В здании имелось восемнадцать лифтов, телефоны, ванны общего пользования и читальня для жильцов.

Кроме частных квартир, в доме разместился магазин кондитерских изделий «Миньон» и несколько контор различной важности. В стенах дома находилось издательство «Арс», которое выпускало журнал «На берегах Невы». Дом Перцовой был настолько уютным и современным, что желающих поселиться в нем было гораздо больше, нежели квартир.

Подвал чудного дома. Описание

Туристов весьма заинтересует история подвала дома Перцова. Именно здесь располагалось культовое, как сейчас принято говорить, кафе «Летучая мышь». В нем собирались самые знаменитые представители столичной богемы. Преимущественно это были артисты Московского художественного театра. К примеру, В. И. Шверубович, талантливейший артист своего времени всемирно известный под псевдонимом Качалов. Часто здесь выступала жена А. П. Чехова, выдающаяся актриса О. Л. Книппер-Чехова. А прославленный Немирович-Данченко был дирижером созданного из числа актеров и успешно выступающего любительского оркестра. Его друг и соратник К. С. Станиславский демонстрировал невиданные чудеса черной и белой магии. О том, какая атмосфера царила в кафе, можно судить по пункту из устава «Не обижаться». Актеры и прочие посетители кафе проявляли себя здесь в абсолютно иных амплуа, иногда противоположных действительности.

Квартира самих хозяев была отделана панелями из красного дерева, столовая — из резного дуба, карнизы и наличники, покрытые диковинной резьбой, были изготовлены из березы. Был оборудован даже посудный лифт для спуска блюд из кухни в буфет при столовой. В комнатах размещались полотна знаменитых художников.

Период правления большевиков. Что с домом происходило?

После захвата власти большевиками дом Перцовой в Москве был национализирован, а дорогие квартиры захватили новоявленные борцы за счастье народа. К примеру, на самую оригинальную четырехкомнатную квартиру некоего чудака Позднякова положил глаз Л. Д. Троцкий. Затем он переехал в личные покои хозяев дама, не забыв присвоить при этом их уникальные вещи: редкие картины, скульптуры, мебель, вазы и прочее. Чем вызывал восхищение иностранных дипломатов, которые будучи на приемах в особняке Троцкого, выражали свое изумление изысканным вкусом Льва Давидовыча.

Они не подозревали, что тот всего лишь отнял все эти произведения искусства и прочие аксессуары у истинных владельцев дома Перцовых. Между тем самого создателя необычного дома вначале выселили из его жилища, а затем отправили в тюрьму, поскольку Николай Петрович открыто выступал против разрушения храмов. Он просидел в тюрьме около 3 лет, а затем был выпущен на свободу.

Дом Перцовой в Москве. Что там сейчас?

В пятидесятых годах прошлого века здесь, кроме всего прочего, находилось общежитие привокзального почтамта.

Ныне в здании размещается театр «Комедианты». А также в доме находится несколько танцевальных и дизайнерских студий, центров, офисов, клубов. Почтовое отделение и прокуратура центрального района тоже разместились в этом интересном доме.

Туристы смогут найти здесь кров и вкусно поесть, поскольку в здании расположилось несколько мини-гостиниц и мини-отелей, а также заведения общественного питания.

История здания

Дом был сооружен на американский манер, на 400 квартир разных размеров, с 18 лифтами, телефонами, ванными общего пользования, читальней для жильцов и т. п. Первоначально в нём размещались первоклассная гостиница на 200 номеров (впервые упоминается в архивных документах 19 февраля 1913 года) и роскошный ресторан «Селект» (упоминается в 1914 году в ежегоднике Весь Петербург), благодаря чему дом приобрёл широкую известность. Но гостиница высоких доходов не принесла — постояльцам мешал спать шум ломовых извозчиков, ранним утром развозивших грузы с Николаевского вокзала. Ресторан при гостинице был слишком дорог для небогатых жителей Лиговки.

Большую часть дома составили меблированные комнаты (комнаты-квартиры). Также в нём находился кондитерский магазин «Миньон». В 1915 году здесь разместились учреждения МПС: контроль Николаевской железной дороги, Местный контроль на эксплуатируемых казной железных дорогах и Контора представителя начальника работ по постройке восточной части Амурской железной дороги. Несколько позже добавилось управление по сооружению линий Общества Верхне-Волжской железной дороги[8].

Во время восстания левых эсеров в доме располагался один из штабов этой организации, а также редакция журнала «Наш путь». 7 июля 1918 года, в ходе подавления мятежа, штаб был захвачен отрядом красногвардейцев. Будущий главный маршал артиллерии СССР Воронов, будучи на тот момент курсантом командных артиллерийских курсов, добровольцем участвовал в захвате здания, о чём упоминает в своих мемуарах:

— Нам нужен небольшой, но смелый и решительный отряд курсантов-добровольцев в пятьдесят человек,— сказал секретарь райкома. — Для выполнения боевого задания, добровольцы, пять шагов вперед! — раздалась команда.

Из строя вышли десятки курсантов. Мы без промедления направились на Лиговку, к дому Перцова, где находился штаб левых эсеров. Разделившись на два отряда, курсанты по двум переулкам вышли на Лиговку. В те минуты улица показалась нам очень широкой и открытой, а дом Перцова — настоящей крепостью. Из открытых окон торчали стволы пулеметов, все входы были наглухо закрыты.

Оба наших отряда без выстрелов, с громким криком «ура» бросились в атаку. Мы мгновенно пересекли улицу, разбили двери прикладами винтовок и ворвались в здание. Восставшие, видимо, не ожидали таких решительных действий, растерялись и почти не оказали сопротивления. Мы захватили пулеметы, много винтовок, ручных гранат, большие запасы патронов. Утром нам объявили благодарность, и каждому курсанту, участвовавшему в разгроме штаба левых эсеров, выдали по полфунта хлеба, четыре золотника сахару и банку мясных консервов на четверых. Мы очень гордились этим первым своим успешно выполненным заданием.

Воронов Н. Н.

На службе военной. — Воениздат, 1963.

В разные годы в доме располагались:

  • 1915—1917 — издательство «Арс», выпускавшее журнал «На берегах Невы», редакция которого помещалась тут же.
  • 1917—1918 — редакция журнала ЦК партии левых эсеров «Наш путь».
  • в 1920—30-х большую часть здания занимали служащие Октябрьской и Мурманской железных дорог (а у последней одно время там же располагалось и управление), а также сотрудники Института инженеров путей сообщения.
  • в 1950-х ОЖД разместила в доме общежитие привокзального почтамта. Много лет здесь проходили обучение юные железнодорожники Малой Октябрьской, позже переехавшее в Дом железнодорожников.
  • в 1993 году в Перцовском доме разместился Драматический театр «Комедианты», основанный в 1989 и работающий под руководством режиссёра Михаила Александровича Левшина. Первые спектакли на новой сцене состоялись 17, 18 и 19 декабря на празднике «Новоселье в старом доме».

В настоящее время в здании расположены:

  • Отделение Почты России
  • Прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга
  • Центр правового обслуживания
  • Областной психоневрологический диспансер
  • Мини-отель «Онегин»
  • Психологический
  • Детско-юношеский
  • Драматический театр «Комедианты»
  • Клуб «Йога для всех»
  • Студия танца «Рандеву»
  • Танцевальная студия «Монро»
  • Дизайн-студия Модерн
  • Компьютерная
  • Ресторан «Moo Moo Burgers»
  • Мини-гостиницы и мини-отели
  • Продовольственные магазины
  • Курьерская служба «Бегунов-Курьер»
  • Вентиляционная
  • Салон оптики
  • Аптека

Название «Дом Перцова» сохранилось до наших дней и нередко заменяет горожанам адрес.

Здание треснуло при строительстве в 2008—2010 годах прилегающего торгового [9].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: