Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина

Мемориáльный музéй Алексáндра Никола́евича Скря́бина

— мемориальный музей, посвящённый жизни и творчеству композитора и пианиста Александра Скрябина. Открытие состоялось 10 октября 1918 года в семикомнатной квартире в Большом Николопесковском переулке, в которой с 1912 по 1915 год проживал композитор. Позднее в состав музея вошёл бывший доходный дом, расположенный во дворе особняка. На 2020 год в нём функционирует Центр культурных инноваций «Дом Скрябина»[1].

Мемориальный музей А. Н. Скрябина
Дом, в котором жил и в 1915 году умер Скрябин Александр Николаевич
Дата основания1918
Дата открытия1922
Местонахождение
  • Большой Николопесковский переулок
АдресРоссия, Москва Б. Николопесковский пер., 11
ДиректорАлександр Лазарев
Сайтscriabinmuseum.ru
Медиафайлы на Викискладе

Здание[ | ]

Первые упоминания о деревянном одноэтажном доме по адресу Большой Николопесковский переулок, 11 относятся к 1802 году. Сильно пострадавшее во время пожара 1812 года, в 1850-х здание было снесено, а на его месте возведён кирпичный особняк. Спустя несколько лет к зданию был настроен второй этаж по проекту Сергея Воскресенского[2].

В 1902 году дом был снова перестроен архитектором Флегонтом Воскресенским: были добавлены элементы в стиле ампир, фасад был украшен продольным рустом, прямоугольным аттиком и эркерами[3][4].

Первой владелицей здания была Н. П. Чихаева, впоследствии продавшая особняк супруге декана историко-филологического факультета Московского университета Аполлона Грушка. Профессор проживал на первом этаже, в то время как второй был отведён под сдачу [3].

В 1901—1902 годах во дворе построили двухэтажное здание по проекту архитектора Ивана Машкова, служившее доходным домом. В нём снимали квартиры певицы Евгения Збруева и Маргарита Эйхенвальд. В 1920-е годы здесь размещалась театральная студия имени Фёдора Шаляпина[3].

В 1912 году Александр Скрябин поселился в доме в Николопесковском переулке вместе со своей семьёй: женой — Татьяной Шлёцер-Скрябиной, её матерью — Марией Шлёцер, и детьми — Ариадной, Юлианом и Мариной[5].

Композитор арендовал семикомнатную квартиру на втором этаже[4]. Напротив его дома находилась церковь Николы на Песках, в честь которой переулок получил своё название. В этой квартире композитор создал последние фортепианные сочинения, работал над «Предварительным действом», которое осталось незавершённым[1].

Музей[ | ]

Фотография Александра Николаевича Скрябина, 1905 год Портрет Т. Шлёцер-Скрябиной, 1921 год

Инициатором создания музея стала вдова композитора — Татьяна Фёдоровна Шлёцер-Скрябина[5]. В 1918 году благодаря участию Анатолия Луначарского и Александра Гольденвейзера[6] вдове композитора была выдана охранная грамота, позволяющая избежать превращения квартиры в коммунальную[7][5].

В 1919-м в комнате Марии Шлёцер произошёл пожар, перекинувшийся на остальную часть здания и уничтоживший кровлю и мебель, при этом рукописи Скрябина, личную библиотеку композитора, картины и прочее удалось сохранить. Во время советской власти некоторые предметы интерьера были ликвидированы: венские стулья, кресла, дубовый стол, гардероб из красного дерева и кровать[8].

В 1922-м состоялось официальное открытие музея для посетителей[9]. После смерти Татьяны Шлёцер-Скрябиной, в 1922 году заведующим был назначен Сергей Каштанов, и учреждение вошло в объединение «Толстовский музей» [10][11].

Во время Второй Мировой Войны учреждение находилось на полуконсервации: экспонаты были вывезены и хранились в Троице-Сергиевой лавре, пока в самом здании проходил ремонт[12]. Несмотря на военное положение, здесь проводились музыкальные концерты композиторов Владимира Софроницкого и Самуила Фейнберга, а Сергей Дурылин и Мария Скрябина читали открытые лекции[5].

После войны музею был передан нижний этаж здания, где была открыта студия электронной музыки, просуществовавшая до конца 1970-х[5]. Здесь работали Эдуард Артемьев, Софья Губайдулина и Эдисон Денисов[13].

В 1984—1988 годах в музее была проведена комплексная реставрация. С 2014 года в состав учреждения вошло второе строение. В начале XIX веке оно служило доходным домом: здесь жили певица Анна Тарасевич, исследователь Михаил Шевелёв, профессор Московского университета Сергей Познышев. В доме был открыт Центр культурных инноваций «Дом Скрябина», включающий в себя выставочный и концертный залы, интерактивный класс и музейное фондохранилище[5].

Мемориальный музей Скрябина отметил столетие

Так, гостей фестиваля ждет концерт заслуженной артистки России Екатерины Мечетиной, а также творческие встречи с Владимиром Мартыновым и Николаем Луганским. Посетить концерты фестиваля и выставку можно до конца января. Неотъемлемой частью праздничной программы стала научная конференция «Творческий архив композитора, художника, литератора как предмет исследования и публикации. Проблемы текстологии музыкальных и литературных документов», которая прошла в музее 11 и 12 октября.

В конференции приняли участие ведущие музыковеды из разных стран мира: доктор искусствоведения, главный редактор издательства «Музыка» В.В. Рубцова, президент Фонда Скрябина А.С. Скрябин, доктор искусствоведения, академик Болгарской Академии наук и искусств, президент болгарского скрябинского общества Куртев Атанас Стефанов, доктор искусствоведения Рудан Лисак Мирна из Хорватии, Дмитрий Рахманов, представитель Скрябинского общества США, доктор филологических наук С.А. Макарова и многие другие. С приветствием к участникам и гостям обратились президент Международной ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов и директор музея Скрябина, заслуженный работник культуры РФ Александр Лазарев. Последний поблагодарил всех, кто поздравил музей с Юбилеем.

Лазарев сказал: «Мы благодарим всех наших коллег за теплые поздравления дома-музея Александра Николаевича Скрябина с вековым юбилеем. 100 лет Музею — это, конечно, праздник, но мы ждем следующего юбилея — 150-летия со дня рождения А.Н. Скрябина. Четыре года пролетят незаметно, так что пора начинать работать».

«Дворянин арбатского двора», как он себя называет, родственник композитора, президент Фонда Скрябина Александр Серафимович Скрябин специально для РГ сказал: «Век музея — это уникальная ситуация. Я в свое время разыскал в архиве письмо Татьяны Федоровны Шлецер-Скрябиной директору Румянцевской библиотеки, в котором она просила сохранить архив Скрябина. Для широкой публики музей открылся в 1922 году, и сначала это было несколько комнат на втором этаже. Я еще мальчишкой застал здесь квартиры на первом… Но для меня это место в первую очередь связано с семьей».

Дмитрий Рахманов, представитель американского скрябинского общества, зачитал приветствие музею и отметил в своем выступлении, что общество является центром притяжения для всех, кому интересен Скрябин. Рахманов выразил благодарность Музею за интерес и поддержку, а музей подарил обществу композитора в США 10-й том сочинений Скрябина — «Сонаты». Атанас Куртев, выдающийся пианист, исполнитель музыки Скрябина, профессор, доктор искусствоведения, академик Болгарской академии наук и искусств, которого еще называют «поэтом фортепиано», председатель болгарского скрябинского общества, существующего с 1977 года, наградил ряд сотрудников музея памятными медалями. Музей также преподнес в дар болгарскому обществу 10-й том сочинений Скрябина «Сонаты».

На международной конференции были рассмотрены вопросы, связанные с проблемами публикации рукописных документов, представлены новые доклады о наследии великого композитора, а также представлены новые издания музея — 10-й том полного собрания сочинений Скрябина и книга «Дословно». В доме-музее в неизменном виде трепетно хранится вся обстановка, какой она была при жизни Скрябина в 1912-1915 годах. Вы можете позвонить в дверь в тот самый дверной звонок, увидеть на стене тот самый телефон, последний концертный фрак композитора, его любимую чашку, модель светового аппарата «Прометей», рояль Bechstein, который подарила ему знаменитая компания — этот рояль по-прежнему стоит в его рабочем кабинете. На этом инструменте играли выдающиеся пианисты ХХ века — Сергей Рахманинов, Владимир Софроницкий, Владимир Горовиц, Генрих Нейгауз и многие другие. В наше время самые известные пианисты считают честью сыграть на нем — рояль звучит дважды в год: в день рождения и в день памяти Скрябина (6 января и 27 апреля). Специалисты говорят, что для своего возраста рояль работает отлично. И, конечно же, в музее постоянно проводятся лекции, концерты, выставки и многое другое.

Современники называли Александра Николаевича Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. Музей Скрябина находится на Арбате, по адресу Николопесковский переулок, 11. Все подробности — на сайте музея.

Экспозиция[ | ]

Л. Сабанеев, А. Скрябин и Т. Шлёцер-Скрябина, 1912 год Аполлон Грушка, 1900 годы

Квартира устроена по анфиладному принципу: ряд комнат, связанных общим коридором, переходят одну в другую. В прихожей

висит фонарь, на донышке которого выгравированы буквы
IHS
— греческий вариант написания имени Иисуса Христа. Рядом находятся телефон и зеркало[14].

Актёр Михаил Державин впоследствии вспоминал:

Когда мы немножко подросли, мы вместе превосходно проводили время, когда прогуливали школу. Это были идеальные дни. Во-первых, мы обязательно шли в музей Скрябина. Этот музей находился почти напротив дома, там и по сию пору сохранилась квартира гениального композитора. Мы приходили туда, на ноги нам нацепляли детские музейные тапочки, чтобы мы не натоптали, и мы радостно шлепали по всем гулким помещениям музея. Вот колокольчик для прислуги. Вот стоит его рояль… Мы с детства знали, что Скрябин – первооткрыватель «цветомузыки». Нам разрешали нажимать на клавиши рояля, чтобы в ответ зажигались различные лампочки. В столовой висел гонг, который созывал всех домочадцев и гостей к обеду. Нам тоже разрешали позвенеть. Так пролетало время первых двух уроков[15]…

В кабинете композитора, обклеенном обоями с геральдическими лилиями, стоит рояль Бехштейн, подаренный композитору официальным представителем фирмы. Помимо Скрябина, на нём играли: Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Генрих Нейгауз, Владимир Софроницкий и другие. Здесь также бывали художники Николай Шперлинг и Леонид Пастернак, режиссёры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров, актриса Алиса Коонен, поэты Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов и Юргис Балтрушайтис, философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков[16][17].

В кабинете находится письменный стол и кресло, привезённые композитором из Брюсселя. На столе стоит лампа, бювар, а также цвето-световой аппарат с двенадцатью лампочками, который был создан профессором Александром Мозером для домашнего исполнения симфонической поэмы «Прометей». Рядом располагается высокая конторка, за которой музыкант работал стоя. Сейчас на ней хранятся эскизы «Предварительного действа» к «Мистерии»[1][18].

В застеклённом шкафу в стиле ар-нуво хранятся книги Платона, Бенедикта Спинозы, Артура Шопенгауэра, Фридриха Энгельса, Константина Бальмонта и другие[19].

Я любил наблюдать настроение слушателей этих концертов дома, смотря за ними косвенным взором и не жалея одновременно терять сам впечатления от исполнения. Во время исполнения все сидели в этой же комнате в креслах, где кого заставала музыка. Александр Николаевич не любил, чтобы во время игры кто-нибудь близко был от инструмента. Утонувшие в креслах, вырисовывались задумчивые и внимательные фигуры <�…> Когда Скрябин кончал играть, обычно некоторое время было молчание, потом оно прерывалось какой-нибудь несколько официально звучавшей похвалой.Леонид Сабанеев[20]

В гостиной

принимали почётных гостей: сестёр Гнесиных, семьи Гагариных, Трубецких и Шаховских. Здесь стоит рояль фирмы Джона Беккера, подаренный Скрябину меценатом Митрофаном Беляевым. Тут же выставлен бюст Скрябина работы скульптора Серафима Судьбинина, заказанный в подарок композитору дирижёром Сергеем Кусевицким[21].

Столовая

обставлена мебелью в светлых тонах, на которой хранятся подарки, преподнесённые Скрябину: фаянсовая миска и блюдо, панно-аппликация египетской фрески[21]. Тут же висит большая люстра, выполненная в стиле модерн[1].

Скрябины были просты в приёме своих посетителей, особенно близких. Обычно в столовой проходил этот прием и «неизбежное питание», которое было гостеприимным, но скромным. Обычно это был чай, который разливала Татьяна Фёдоровна, сидя за самоваром, на узком конце стола, против окна. Александр Николаевич сидел традиционно напротив, в кресле-стуле.Леонид Сабанеев

Следующей комнатой экспозиции является комната Марии Шлёцер — тёщи композитора. Здесь представлены документы и материалы о жизни и творчестве Александра Скрябина[22]. В спальне

композитора расположены кровать, деревянная ширма, комод, ампирные кресла, козетка и стол, а также фотопортрет Скрябина работы Александра Мозера[1].

Во всей квартире висят художественные произведения известных художников Бориса Кустодеева «Последний концерт Скрябина в Петрограде», «Торг Лошадей» Розы Бонёр, рисунки Леонида Пастернака, работы Николая Шперлинга, репродукции Леонардо да Винчи и Михаила Врубеля[23][1][24]. В книжных шкафах хранится богатая библиотека композитора, включающая в себя издания по теософии, философии, эстетике и естественным наукам[1].

Экспозиция

висит фонарь из зелёного стекла, подвешенный к потолку на цепь. На дне фонаря выгравированы буквы
IHS
— греческий вариант написания имени Исисуса Христа. Рядом висит телефон в деревянном корпусе и прямоугольное зеркало[17].

Актёр Михаил Державин впоследствии вспоминал:

Когда мы немножко подросли, мы вместе превосходно проводили время, когда прогуливали школу. Это были идеальные дни. Во-первых, мы обязательно шли в музей Скрябина. Этот музей находился почти напротив дома, там и по сию пору сохранилась квартира гениального композитора. Мы приходили туда, на ноги нам нацепляли детские музейные тапочки, чтобы мы не натоптали, и мы радостно шлепали по всем гулким помещениям музея. Вот колокольчик для прислуги. Вот стоит его рояль… Мы с детства знали, что Скрябин – первооткрыватель «цветомузыки». Нам разрешали нажимать на клавиши рояля, чтобы в ответ зажигались различные лампочки. В столовой висел гонг, который созывал всех домочадцев и гостей к обеду. Нам тоже разрешали позвенеть. Так пролетало время первых двух уроков[18]…

В кабинете

композитора, обклеенном обоями с геральдическими лилиями, стоит рояль фирмы Бехштейн, подаренный композитору главой компании. Помимо Скрябина, на нём играли гости: Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Генрих Нейгауз, Владимир Софроницкий. Здесь также бывали художники Николай Шперлинг и Леонид Пастернак, режиссёры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров, актриса Алиса Коонен и поэты Константин Бальмонт и Вячеслав Иванов, Юргис Балтрушайтис, Николай Бердяев и Сергей Булгаков[19][20].

Рядом с роялем стоит письменный стол и кресло, привезённые композитором из Брюсселя в 1912 году. На столе стоит лампа, бювар, а также фотографии семьи Скрябина. Рядом располагается высокая конторка, за которой музыкант писал нотные произведения. Одно из них, незаконченная поэма «Предварительное действие», открыто на последней странице[2].

В застеклённом шкафу в стиле ар-нуво хранятся книги Платона, Бенедикта Спинозы, Артура Шопенгауэра, Фридриха Энгельса и Константина Бальмонта, а также рабочие документы композитора[21].

Я любил наблюдать настроение слушателей этих концертов дома, смотря за ними косвенным взором и не жалея одновременно терять сам впечатления от исполнения. Во время исполнения все сидели в этой же комнате в креслах, где кого заставала музыка. Александр Николаевич не любил, чтобы во время игры кто-нибудь близко был от инструмента. Утонувшие в креслах, вырисовывались задумчивые и внимательные фигуры <�…> Когда Скрябин кончал играть, обычно некоторое время было молчание, потом оно прерывалось какой-нибудь несколько официально звучавшей похвалой.
Леонид Сабанеев[22]

В гостиной

принимали почётных гостей: сестёр Гнесиных, семьи Гагариных, Трубецких и Шаховских. Здесь стоит рояль фирмы Джона Беккера, подаренный Скрябину меценатом Михаилом Беляевым. Тут же выставлен бюст Скрябина работы скульптора Серафима Судьбинина, заказанный в подарок композитору дирижёром Сергеем Кусевицким[23]. Центральным экспонатом является аппарат цветомузыки с двенадцатью лампочками, который был создан для отражения световых ассоциаций музыкальный произведений композитора. Аппарат был сконструирован профессором Мозором по рисункам самого Скрябина специально для поэмы «Прометей»[2][24]. По замыслу Скрябина, произведение должно отражать различные чувства, цвет, счёт, звук и запахи[14].

Столовая

обставлена мебелью в светлых тонах, на полках которой хранятся подарки, приподнесённые Скрябину: фаянсовая миска и блюдо, панно-аппликация египетской фрески, хрустальная ваза фирмы Фаберже[23]. Тут же висит большая люстра, выполненная в стиле модерн[2].

Скрябины были просты в приёме своих посетителей, особенно близких. Обычно в столовой проходил этот прием и «неизбежное питание», которое было гостеприимным, но скромным. Обычно это был чай, который разливала Татьяна Фёдоровна, сидя за самоваром, на узком конце стола, против окна. Александр Николаевич сидел традиционно напротив, в кресле-стуле.
Леонид Сабанеев

Следующей комнатой экспозиции является детская

сына композитора Юлиана, обставленной мягкой мебелью, принадлежавшей родственнице Любови Скрябиной. Здесь представлены документы и материалы о жизни и творчестве Александра Скрябина[25].

В спальне

композитора расположены кровать, деревянная ширма, комод, ампирные кресла, козетка и стол. Здесь также висит фотопортрет Скрябина работы Александра Мозера, а рядом стоит шкаф, в котором хранится фрак и перчатки — сценический костюм, в котором Скрябин дал свой последний концерт в Санкт-Петербурге[25].

Во всей квартире висят художественные произведения известных художников Бориса Кустодеева «Скрябин за роялем», «Торг Лошадей» Розы Бонёр, рисунки Леонида Пастернака, «Траурный марш» Николая Шперлинга, репродукции Леонардо да Винчи и Михаила Врубеля[26][2][27]. В книжных шкафах хранится богатая библиотека композитора, включающая в себя издания по теософии, философии, эстетике и естественным наукам[2].

Примечания[ | ]

  1. 1234567
    Мемориальный музей Александра Николаевича Скрябина на YouTube
  2. Музей Александра Скрябина (неопр.)
    . Музеи России. Дата обращения 5 мая 2020.
  3. 123
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 9.
  4. 12
    Музей Скрябина: в гостях у гения
    (неопр.)
    . mos-holidays.ru. Дата обращения 5 мая 2020.
  5. 1 2 3 4 5 6
    О музее
    (неопр.)
    . Музей Скрябина. Дата обращения 5 мая 2020.
  6. Скрябин, 2014, с. 264.
  7. Николаева, 2020, с. 495.
  8. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 31.
  9. Каулен, 2012, с. 230.
  10. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 30.
  11. Ефимова, 1997, с. 201.
  12. Музей Скрябина. Дедушка цветомузыки (неопр.)
    . Прогулки по Москве. Дата обращения 5 мая 2020.
  13. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 9, 31.
  14. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 11.
  15. Державин, 2020.
  16. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 13.
  17. Музей Скрябина (неопр.)
    . Теории и Практики. Дата обращения 5 мая 2020.
  18. Музей Скрябина (неопр.)
    . Эхо Москвы (26 января 2018). Дата обращения 5 мая 2020.
  19. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 14.
  20. Сабанеев, 2000, с. 223.
  21. 12
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 16.
  22. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 17.
  23. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 19.
  24. Музей Скрябина (неопр.)
    . Хостелы в Москве. Дата обращения 5 мая 2020.

Примечания

  1. Рыбакова, 2007.
  2. 123456
    Мемориальный музей Александра Николаевича Скрябина на YouTube
  3. Музей Александра Скрябина. Музеи России. Проверено 5 мая 2018.
  4. 123
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 9.
  5. 123
    Музей Скрябина: в гостях у гения. mos-holidays.ru. Проверено 5 мая 2020.
  6. 1 2 3 4 5 6
    О музее. Музей Скрябина. Проверено 5 мая 2020.
  7. Скрябин, 2014, с. 264.
  8. Николаева, 2020, с. 495.
  9. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 31.
  10. Каулен, 2012, с. 230.
  11. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 30.
  12. Ефимова, 1997, с. 201.
  13. Молева, 2006, с. 58.
  14. 12
    Музей Скрябина. Дедушка цветомузыки. Прогулки по Москве. Проверено 5 мая 2020.
  15. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 9, 31.
  16. Мемориальный музей А. Н. Скрябина. культура.рф. Проверено 5 мая 2018.
  17. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 11.
  18. Державин, 2020.
  19. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 13.
  20. Музей Скрябина. Теории и Практики. Проверено 5 мая 2020.
  21. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 14.
  22. Сабанеев, 2000, с. 223.
  23. 12
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 16.
  24. Музей Скрябина. Эхо Москвы (26 января 2018). Проверено 5 мая 2018.
  25. 12
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 17.
  26. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 19.
  27. Музей Скрябина. Хостелы в Москве. Проверено 5 мая 2020.

Литература[ | ]

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Дворцы и усадьбы. — Москва: Де Агостин, 2014. — С. 9—30. — 33 с.
  • Державин М. М.
    Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу. — Москва: Эксмо, 2017. — С. 120. — 320 с. — ISBN 978-5-699-96351-5.
  • Ефимова Е. А.
    Москва великая. — Москва: Эксим, 1997. — 480 с. — ISBN 5-8985-001-4.
  • Каулен М. Е.
    Музеефикация историко-культурного наследия России. — Москва: Этерна, 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-480-00285-0.
  • Молева Н. М.
    Московские тайны. Дворцы, усадьбы, судьбы. — Москва: Эксмо, 2006. — 416 с. — ISBN 5-699-18489-9.
  • Николаева Л. В.
    «Наш Старик». Александр Гольденвейзер и Московская консерватория. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2020. — 704 с. — ISBN 978-5-98712-166-5.
  • Рыбакова Т. В.
    Дом, где собираются сердца. — Москва: ГУК «Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2007. — 336 с.
  • Сабанеев Л. Л.
    Воспоминания о Скрябине. — Москва: Классика XXI, 2000. — С. 223,. — 392 с.
  • Скрябин А. Н.
    Наставник. Александр Гольденвейзер глазами современников. — Москва: Центр Гуманитарных инициатив, 2014. — 528 с. — ISBN 78-5-98712-199-3.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: